св. Сикста II, Рим); мистическое обручение Е. С. Христу (в ранних изображениях - Христу Средовеку: житийная икона, ок. 1385, мастер пизанской школы, Городской музей Пизы; впосл., как и вмц. Екатерина Александрийская,- Христу Младенцу: ретабль Лоренцо да Сансеверино, кон. XV в., Национальная пинакотека, Сиена); Е. С. получает от Христа новое сердце (Г. Коццарелли, 2-я пол. XV в., Национальная пинакотека, Сиена; Г. Феррари «Святое собеседование», 1-я пол. XVI в., Галерея Польди-Пеццоли, Милан); Е. С. выбирает себе терновый венец (Б. Фунгаи, кон. XV в., сцена на пределле алтарного образа в базилике Сан-Доменико, Сиена); распятый Христос с креста обращается к Е. С. (Веккьетта, 1445, Национальная пинакотека, Сиена); Е. С. принимает причастие из рук Христа (фреска XV в. в ц. Сан-Доменико в Сполето); ангелы кормят Е. С. (фрагмент пределлы, Д. Беккафуми, ок. 1514, Национальная пинакотека, Сиена); вручают ей терновый венец (П. Ф. Биссоло, 1513, Галерея Академии, Венеция); Е. С. молитвой останавливает разбойника, изгоняет бесов (Дж. ди Бенвенуто, нач. XVI в., Музеи Ватикана); Е. С. диктует свои сочинения; Е. С. (по типу Мизерикодия) принимает членов братства под свою накидку(М. Бальдуччи, XVI в., ораторий ц. Санта-Катерина делла Нотте, Сиена); Е. С. вручает братьям уставы 2-го и 3-го орденов доминиканцев (картина К. Росселли, 1499-1500, Национальная галерея в Эдинбурге, Шотландия). Среди наиболее ранних циклов, отмеченных вниманием к основной сюжетной линии ранней редакции Жития и устойчивыми композиционными схемами иллюстрируемых сюжетов,- алтарные картины Дж. ди Паоло, 1-я пол. XV в. (Музей искусств в Кливленде; собрание Хайнеманн, Нью-Йорк; собрание Флейшмана, Нью-Йорк; собрание Тиссен-Борнемиса в Лугано, Швейцария; Метрополитен-музей, Нью-Йорк); фрески Дж. дель Паккиа (после 1418, дом Е. С. в Сиене), Содомы (и Ф. Ванни (?)) (1526, капелла св. Екатерины в базилике Сан-Доменико, Сиена), а также служащие образцом ранней печатной графики ксилографии (1515) Х. Шойфелена, иллюстрирующие пространную редакцию Жития святой (собрание Плейстер, Германия).

http://pravenc.ru/text/189615.html

во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан). С XIV в. изображения Е. дополняли атрибутами, свидетельствующими о ее делах милосердия изображениями: хлеба - статуя, ок. 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами - картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Дж. Б. Питтони (1734, Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) - статуя, сер. XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди - скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Е. и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, ок. 1510, Гос. художественное собрание, Веймар) - рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки - картина из мон-ря Оттобойрен, ок. 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) - резной алтарь работы К. Берга, ц. св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных,- фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 20-30-х гг. XV в. в ц. Богоматери, Обервезель; гребня, к-рым Е. причесывала прокаженных,- картина швабского художника, ок. 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Е. с розами на коленях или в подоле платья - картина Лоренцо ди Биччи (ок. 1450, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями - фреска XIV в. ц. Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Е. (Laurent. 9. Fol. 35, XIII в.); статуя ок. 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене. Часто Е. представлена в окружении нищих или прокаженных - триптих Г. Гольбейна Старшего (1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются ее изображения с мужем, тетей - аббатисой Метхильдой, дядей - еп. Экбертом Бамбергским, деверем - ландгр. Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» - Житие св. Гедвиги, 1451. Sign. IV. Fol. 192. Bl. 5r); с вмц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

1614x2552, 649 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Распятие Христово. Крест процессионный двусторонний. Из ц. Сан Франческо в Ассизи. 1265-1275гг.; Италия. Умбрия; XIII в.; мастер: Maestro dei Crocifissi Azzurri; местонахождение: Германия. Кельн. Музей Вальрафа-Рихарца (нем. Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud); 52.5 x 83.2 см.; мастер: Maestro dei Crocifissi Azzurri; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная 2478x3000, 2988 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Мандилион. Нерукотворный образ.Оклад изготовлен в 1370, рама - 1702г.; Византия; XI в.; местонахождение: Италия. Генуя. Музей Св. Августины. (Museo di Sant " Agostino); 28.2 x 34 см.; материал: дерево, камни драгоценные, металл золото, металл серебро, пигменты натуральные, эмаль; техника: гравировка, золочение, ковка, литье, темпера яичная, чеканка , эмаль выемчатая. 2855x2400, 3936 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Спас Нерукотворный. Складень-кузов с историей обретения Нерукотворного Образа. 1637г.; Россия. Москва. Мастерские Московского Кремля; XVII в.; местонахождение: США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей (MetM); 90.8 x 66 см.; материал: дерево, золото (сусальное), камни драгоценные, камни полудрагоценные, кожа, металл серебро, пигменты натуральные; техника: тиснение (басма), гравировка, золочение, ковка, темпера яичная, чеканка , шитье 4211x2250, 9101 Kb 2018-08-30 • Разное (Господь) • Праздники и избранные святые. Икона-складень; Россия. Сольвычегодск. Строгановские мастерские; XVI в.; мастер: мастерские Строганова; местонахождение: Россия. Сергиев Посад, Музей-заповедник (СПМЗ); 54 x 27.8 см.; мастер: мастерские Строганова; материал: дерево, золото (сусальное), камни драгоценные, металл серебро, пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная 2304x1432, 1302 Kb 2018-08-30 Тихвинская Богоматерь Тихвинская и Свт. Николай Чудотворец. На полях левой створки; Зосима и Савватий Соловецкие. На правой: Сергий Радонежский, св. мц. Марина и Параскева Пятница. Складень двухстворчатый; Россия. Не установлено; XIX в.; местонахождение: Россия. Санкт-Петербург, Русский музей (ГРМ); 23.6 x 14.38 см.; материал: дерево, металл серебро, пигменты натуральные, эмаль; техника: золочение, темпера яичная, эмаль по скани

http://pravicon.com/waitingimages.html

В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ К. А.: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении 8 житийных сцен (по 4 с каждой стороны средника). Судя по надписи, икона была создана при папе Мартине IV (1281-1285). На этих образах, ставших основой иконографии католич. святой, К. А. изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом. Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто Св. Клара Ассизская. Роспись в базилике Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции. 1325 г. Худож. Джотто К. А. представлена обычно в монашеском облачении (темном или светлом) с платом на голове (напр., «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», худож. Дж. Б. Чима да Конельяно, ок. 1510, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди 8 святых в бифокальных 3-лопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи, худож. С. Мартини, 1318), с лилией и книгой - уставом ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д " Ассизи) в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., напр. образ К. А. на створке алтаря, худож. А. Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дз. ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке т. н. рейнского мастера интернациональной готики К. А. впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (сер. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во 2-й пол. XV - XVI в. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих В. Фоппы из ц. Санта-Мария-делле-Грацие, 1500-1510, Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, 2-я пол. XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе худож. Моретто (А. Бонвичино) (ок. 1540, Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Обычно В. изображался в античных одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы, небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали средний возраст, сближавший В. с др. апостолами, напр. с Иаковом Старшим или Варнавой. Редко В. могли изображать с короткими светлыми (седыми?) волосами и такой же бородой по подобию ап. Петра (купол баптистерия православных, сер. V в., Равенна). изображения В. известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников. В мозаиках Архиепископской капеллы (между 494 и 519 гг., Равенна), на зап. подпружной арке В. представлен, как и др. апостолы, в медальоне, погрудно, что свидетельствует об использовании иконографии рим. имп. портретов. Изображение В. в рост среди др. апостолов представлено в купольных мозаиках баптистерия православных и баптистерия ариан (ок. 500 г.) в Равенне. Ап. Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58 Л. 125 об.) Ап. Варфоломей. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58 Л. 125 об.) Размещение фигур апостолов, в т. ч. и В., традиционно было связано с украшением алтаря, свода, главного нефа, напр. мозаики в базилике Сант-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в., Равенна). среди памятников средневек. искусства христ. Кавказа В. представлен на литургическом сосуде 999 г. из церкви в Бедиа, к-рый был вложен абхаз. царем Багратом III и его матерью, царицей Гурандухт (ныне Гос. музей искусств Грузии). На сосуде, украшенном чеканкой, стоящая фигура В. представлена в арке, со свернутым свитком в руках, в числе др. апостолов по сторонам Христа на троне и Богоматери с Младенцем на престоле. образ В. встречается на окладах икон и богослужебных книг, как напр. медальон в технике перегородчатой эмали на окладе Евангелия (кон. X - нач. XI в., Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100) или на реликвариях, напр. из слоновой кости с изображением Деисуса, архангелов и 12 апостолов (2-я пол. X в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), или на серебряной ставротеке с чеканными полуфигурами апостолов в медальонах на полях (кон. XI - нач. XII в., ГЭ), как единоличная фигура - на реликвариях с частью его мощей, напр. на серебряном чеканном окладе мощевика X в. из г. Ван (Музей Эчмиадзинского кафедрального собора).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории — домостроительство Бога Духа Святого. Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI — haч.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ikonografiya-vozneseni...

Китоврас. Барельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1230–1234 гг. Китоврас. Барельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1230–1234 гг. Древнерус. иконография К. формировалась под влиянием визант., западноевроп. и, возможно, персид. образцов. В западноевроп. средневековом искусстве кентавр, изображение к-рого опиралось на текст «Физиолога», мог символизировать зло и двойственность натуры (наполовину звериной, наполовину человеческой), однако выделить соответствующий этим представлениям круг памятников довольно сложно. Наиболее распространенный тип изображений продолжал античную традицию и показывал связь кентавра Хирона (стреляющего из лука, держащего в руке добычу - зайца или сражающегося со змеем) с зодиакальным созвездием Стрельца. Подобные образы нередко встречались как в прикладном искусстве (акваманил в форме кентавра, 1200-1225, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), так и на порталах западноевроп. храмов (капитель XIII в. из Вестминстерского аббатства). В Византии была воспринята и переработана др. античная традиция - изображать кентавров как спутников Диониса. Очевидно, поэтому в искусстве Византии, Греции, Болгарии и Сербии преобладали изображения танцующих, напр. в представляющей райский сад композиции на визант. консульском диптихе VI в. (Лувр, Париж), или музицирующих кентавров, напр. на ларце из слоновой кости X в. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор) или на резной каменной плите XI-XII вв. (Византийский музей, Афины). Музыкант с человеческой головой, туловищем леопарда и крыльями представлен на миниатюре из Ванского Евангелия кон. XII в. (Кекел. А-1335). Изображения К. с музыкальными инструментами нередко встречались и в убранстве храмов: напр., кентавр-флейтист и танцовщица - на рельефе в нижнем клейме деревянных дверей в ц. свт. Николая Чудотворца в Охриде (XIII в.), кентавр со смычковым инструментом - в обрамлении окна в резном декоре апсиды церкви монастыря Каленич, Сербия (1413-1427). Предполагается, что изображения кентавра, попирающего змея, могли иметь характер апотропея ( Даркевич. 1975. С. 200).

http://pravenc.ru/text/1841151.html

Помимо изучения церковной живописи он занимался инвентаризацией ризниц серб. монастырей и церквей. Итоги своей работы он представил в статьях: «Судьба ризницы монастыря Гргетег» (Судбина ризнице манастира Гргетега//ЗЛУ. 1988. 24. С. 307-330), «Монастырь Жича в церковных инвентарях XIX в.» (Манастир Жича у црквеним инвентарима XIX в.//Манастир Жича: Зб. радова. 2000. С. 329-339), «Музей Сербской Православной Церкви» (Myзej Српске православне Цркве: Кат. Београд, 1989. 20012) и др. Впосл. он обратился к истории мон-рей: «Монастырь Крка» (Манастир Крка. Београд, 2001), «Хиландар» (Хиландар. Нови Сад, 1998). М. активно участвовал в организации выставок предметов из серб. церковных и монастырских ризниц, в т. ч. выставки «Византия, вера и сила: 1261-1557» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк, март 2004). После посещения практически каждой обители он составил сборники «Путеводитель по монастырям Сербии» (Водич кроз манастире у Cpбuju. Београд, 1995), «Средневековые монастыри Сербии» манастири Cpбuje. Нови Сад, 19973) и подготовил фундаментальные издания «Монастыри Сербии: Большая иллюстрированная энциклопедия» (Манастири Cpбuje: Велика илустрована енцикл. Нови Сад, 2002. 2 и «Сербские монастыри: от Хиландара до Либертивилла» (Српски манастири: Од Хиландара до Либертвила. Београд, 2004). В 90-х гг. XX в., во время гражданских войн на территории бывш. республик Югославии, М. активно выступал с призывами защитить местные памятники церковной архитектуры от разрушения и стал инициатором целого ряда общественных мероприятий. В неск. книгах он описал уникальность серб. памятников, расположенных на охваченных военными конфликтами землях: «Святыни Косова и Метохии» Косова и Memoxuje. Нови Сад, 1999), «Страдания сербских церквей и монастырей Косова и Метохии» српских цркава и манастира на Косову и Memoxuje//ЛетМС. 2000. 176. С. 664-671). Особо следует выделить исследование М. «Духовный геноцид, 1991-1995: Опись разрушенных, поврежденных и поруганных церквей, монастырей и других церковных зданий на территории бывших югославских республик Хорватия и Босния и Герцеговина» (Духовни геноцид, 1991-1995: Преглед порушених, и цркава, манастира и других црквених на mepumopuju бивших jyrocлobehckux република Хрватске и Босне и Херцеговине. Београд, 1996), где он излагает истории храмов и часовен, пострадавших во время военных столкновений. В ст. «Духовный геноцид - культурная катастрофа: Континуитет разрушений церквей в Косово и Метохии» (Духовни геноцид - културна катастрофа: (Континуитет на Косову и у Memoxuju)//Срби на Косову и у Memoxuju. Београд, 2005. С. 53-61) М. описывает процесс развития церковного строительства в Косово и Метохии и этапы разрушения памятников завоевателями и коммунистическими властями.

http://pravenc.ru/text/2563194.html

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства — донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, — представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос. Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день — 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

http://pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-a...

Томмазо да Вилланова» (ц. Сант-Агостино, завершено Э. Ферратой в 1669, модель - Нац. музей изящных искусств, Валлетта). Программным является рельеф «Экстаз св. Екатерины Сиенской» (1663, ц. Санта-Катерина-да-Сиена-а-Маньянаполи, Рим, модель - Нац. музей изящных искусств, Валлетта). На нем фигуры трактованы в переработанном берниниевском ключе - с особым вниманием к эффектам объединяющего композицию освещения, к цвету, к удлиненным пропорциям, к передаче невесомого парения персонажей. Это произведение - пример синтеза живописи и скульптуры: цветной камень фона имитирует живописный задник рельефа. Папа Климент IX поручил скульптору исполнить статую св. Розы Лимской, отправленную в Перу в 1670 г. (ц. Сан-Доминго, Лима), в к-рой приемы, использованные Дж. Л. Бернини, частично изменены по вдохновению автора. Тонкостью проработки отличаются бюст папы Александра VII (терракота, Палаццо-Киджи, Аричча) и его повторение из бронзы (1667, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также мраморная статуя (1665-1666, собор Сиены). Мост св. Ангела в Риме Мост св. Ангела в Риме Джулиано Финелли работал под рук. Дж. Л. Бернини над надгробием кард. Роберто Франческо Беллармино (1623-1624, ц. Иль-Джезу), принимал участие в создании группы «Аполлон и Дафна», статуи св. Вивианы в одноименной церкви в Риме, главного алтаря св. Августина (1626-1628). В 1628 г. работал в соборе св. Петра, исполнив навершие балдахина и бронзовых ангелов на колоннах, а также модели статуй апостолов Петра и Павла на балюстраде главного алтаря. В 1629 г. Финелли разорвал отношения с Дж. Л. Бернини и нек-рое время исполнял заказы, часть которых ему давал да Кортона. К тому периоду относят создание портретов редкой виртуозности исполнения и глубины проникновения в психологию персонажа. Скульптор придерживался концепции «говорящего портрета» Дж. Л. Бернини, но в отличие от последнего, мыслившего обобщенно и концентрировавшего внимание на психологическом решении образов, Финелли тщательно отделывал складки драпировок и мелкие детали, именно с их помощью достигая эмоциональной наполненности произведений (напр., портрет кард.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010