О, как бы я желала, чтобы вы Его видели! Я предчувствую, что вы, несомненно, признаете в Нем того Мессию, о Ком писали Моисей и все пророки! Наконец, если неземная мудрость, истекающая из уст Его, или небесные начала, проглядывающие в каждом слове Его учения, недостаточно убедят вас, то чудеса Его, свидетельствующие о Нем, конечно, разобьют ваши последние сомнения. Они все более и более утверждают за Ним непреложность Его божественных свойств, которыми Он, однако, никогда не пользуется для возвеличения Самого Себя или охранения собственной жизни, подвергающейся ежедневным опасностям, и только на слабых, страждущих и обремененных проявляет Творческую силу Своего могущества. Никто из людей от начала мира так не говорил и не делал того, что говорит и творит Он! Кто, кроме Него, мог обратить воду в вино на браке в Кане Галилейской, или заочно поднять с одра болезни слугу верующего сотника в Ка-пернауме? Кто бы пятью хлебами мог насытить пять тысяч человек? Кто из людей воскрешал мертвых, как воскресил Он дочь иудейского начальника Иаира и, на моих глазах, сына вдовы из Наина? В стране Гадаринской Он изгнал множество бесов из одержимых ими людей; и, выходя из них, сами бесы признавали в Нем Христа, Сына Давида! Он возвратил зрение слепым и движение безжизненным членам расслабленного и исходящею от Него божественною силой исцелил несметное количество долголетних, безнадежных страданий. На прошлой неделе к Нему в синагоге подошел человек, имевший сухую руку; Он только сказал ему: “Протяни руку свою”, — и она стала здоровою, как и другая. Что сказать на это, дорогой отец? Не Он ли Тот, о Котором писал Исаия, называя Его: “Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”? — Ис. 9 , б. Тот, Кто силой своего человеколюбия и беспримерной власти мог пятью хлебами насытить пять тысяч человек, не является ли Хозяином всемирной жатвы, созревающей на утучненных нивах вселенной? Душа моя подавлена Его величием, и я не могу задуматься над чудотворными деяниями Иисуса без содроганий и страха.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

    1     1:7,8. Расстилание одежд и ветвей по дороге было почестью, оказываемой царской особе (4 Цар. 9:13; ср.: 1 Мак. 13:51; 2 Мак. 10:7). Большие пальмовые ветви, обычно используемые на Празднике кущей (осенью), во время Пасхи (весной), были недоступны, если только их не привозили из Иерихона; здесь же дорогу устилали небольшими ветками, по которым мог легко ступать осленок.    Паломников, прибывавших на праздник, всегда встречали толпы народа, поэтому маловероятно, что весь народ осознал значение въезда Иисуса в Иерусалим. Однако, принимая во внимание восклицания    толпы (11:10), следует отметить, что все это могло создать в сознании древних читателей Марка хорошо известный им образ торжественного вступления в город царской процессии.     11:9. «Осанна» означает «спаси», и это восклицание вместе со следующей строчкой ст. 9 составляют цитату из Пс. 117:25,26. Гимны восхваления (Пс. 112—119; евр. Hallel) ежегодно исполнялись во время празднования Пасхи, поэтому в памяти людей эти строки прочно запечатлелись; кроме того, в это время года упования навосстановление царства Давида всегда усиливались.     11:10. Грядущее «Царство, когда Давид или его потомки снова воссядут на престоле (напр.: Ис. 9; 11; Иер. 23), связывается здесь с надеждой на «грядущего во имя Господа». (Давид — «отец» евреев в значении «избавитель», а не «предок»: ср.: Ис. 9:6; 4 Цар. 13:14.) Пасху праздновали в память о Божьем избавлении Израиля из египетского рабства; поэтому надежды евреев на избавление от нынешнего иноземного господства разгорались в это время года с новой силой, и римляне держали в Иерусалиме войска, готовые вслучае необходимости подавить любое волнение. Перенося на Иисуса какие-то из этих упований, народ начал воспринимать этого учителя как возможного Мессию, который может повести их против римлян. 11:11. В древности рабочий день начинался с восходом солнца; время «вечерней» жертвы в храме было около трех часов дня. Замечание «время уже было позднее» не означает наступления темноты, а скорее относится к тому, что дневная деятельность в храме уже завершалась.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этом стихе Исаия называет Мессию не «отраслью от пня Иессеева», как в стихе 1-ом данной главы, а «корнем» ( «шореш») этого пня, во-первых, преследуя краткость речи, во-вторых, имея в виду, что пень Иессеев именно в лице Мессии как в корне имел залог своей жизнеспособности и без него погиб бы. Развившийся из этого корня росток «станет» или «поднимется» ( , «омед») и будет знаменем для народов. Вещественное знамя обычно водружается на древе, но Мессия поднимется и станет знаменем без внешней помощи, благодаря Своей внутренней силе. 408 Блаженный Иероним видел в греческом переводе LXX этого места, а именно в слове «восстающий» ( νιστμενος), указание на воскресение Христа из мертвых; 409 хотя буквально такого смысла в масоретском тексте нет, мысль Иеронима не противоречит указанию древнееврейского текста на внутреннюю силу корня, которая позволит ему стать отраслью и «подняться». Поднявшийся ствол от пня Иессеева привлечёт к себе всеобщее внимание народов, станет для них «знаменем» ( , «нес»), т.е. предметом, привлекающим чьё-либо внимание и служащим знаком объединения людей с какой-либо целью: например, воинского сбора ( Пс. 59:6 ), общего дела ( Ис. 5:27; 13:2 ), защиты от опасности ( Ис. 18:3 ; Иер. 4:6, 21 ) и др. 410 Под народами в этом стихе имеются в виду все вообще народы, включая Израиль, поскольку употреблённое еврейское слово ( , «аммим») этимологически восходит к глаголу «связывать» ( , «им») и указывает на всю совокупность людей, всё человечество. В единственном числе это еврейской слово ( ‎, «ам») обозначает народ Израилев ( Исх. 15:13 ; Ос. 1:9; 2:23 ), поэтому употребленное здесь у пророка Исаии во множественном числе, как и в Быт. 49:10 («Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов ( )»), оно означает «универсальность назначения Мессии, приходящего для спасения всех народов без всякого исключения». 411 После того, как Мессия привлечёт всеобщее внимание, «к Нему обратятся» (буквально: «за Ним последуют по следам, будут Его искать», , «идэрошу») «языческие народы» ( , «гоим»). Глагол «выражает здесь мысль о стремительном движении людей к корню Иессеева». В свете описанных исключительных свойств Мессии язычники обратятся к Нему как для того, чтобы обрести у Него помощь и защиту, так и для того, чтобы научиться пути истинной жизни. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Под голосом Всемогущего толковники обыкновенно разумеют гром (срав. Пс. 17, 14 ). Таким образом видение Иезекииля можно сопоставить с грозным синайским законодательством, сопровождавшимся громом ( Исх. 19, 16 ). Видение Иезекииля также обнаруживало величие и всемогущество Божие, как одна из египетских казней ( Исх.9, 28–29 ). На основании этих исторических фактов, библейские писатели часто пользовались образом грома, при описании величия Божия, грозного для врагов иудейского народа ( 2Цар. 22, 14 . Иов. 37, 4–5 . Ис. 29, 6 ). Иез.1:26 . А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня саперира: а над подобием престола было подобие как бы человека вверху на нем.. Образы видения, излагаемые пророком в этом и следующем стихах, имеют, несомненно, библейский характер. Пророк видит над сводом – твердию – престол из саперира и на нем человека. Виденный Иезекиилем престол напоминает, прежде всего, известный ему, как священнику, первосвященнический престол, бывший в скинии ( 1Цар. 1, 9 ), а затем, вероятно, и во храме. Он напоминает, далее, царские престолы, подробно описываемые в Ветхозаветных книгах ( 2Цар. 3, 10 ). Раскрывая учение о Мессии, Царе и потомке Давида и Соломона, Ветхозаветные пророки нередко изображали Мессию Царем, сидящим на царском престоле ( 3Цар. 24, 35 . Пс. 69, 7 ). Если Мессия – Сын Божий – имеет право сидеть на престоле ( Пс. 109, 1 ), то естественно было, по воззрению библейских писателей, Самому Господу – Иегове иметь престол и с него царствовать над всем миром ( Иов. 26, 9 . Пс. 9, 4, 8, 10, 4 ). Это представление библейских писателей- наконец подтверждено было видениями прр. Михея и Исаии, видевших Господа Саваофа сидящим на престоле ( 3Цар. 22, 19 Ис. 6, 1 ). Вид престола, как бы из саперира, сходен с употребительным в первосвященнической одежде саперировым камнем ( Исх. 28, 18 ) и видом места, где являлся Господь еврейским старейшинам ( Исх. 24, 10 ). Пророк Исаия предсказывал, что в основание нового Иерусалима положен будет саперир. ( Исх. 54, 11 ). По выражениям некоторых библейских писателей можно догадываться, что в еврейском разговорном языке с сапериром сравнивались красота и слава иудейских царей ( Песн. 5, 15 . Плач. 4, 7 ). Пр. Иезекииль, следовательно, уподобляет виденного им Мужа славным иудейским царям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В конце: Бог сотворил небо и землю. Сатана успевает в обмане. Человек оставляет Бога, ради того, чтобы жить одному. Грех, болезнь, скорбь. Земля проклята. Человек изгоняется от древа жизни. Человек скрывается от Бога. Рай потерян. Адам пал и потерял все. Адам пробовал сам одеть себя. Женщина взята от мужа. Брак павшего человека с павшей женщиной. Земля потопляется водой. Разделение черев многоязычие. В начале: Многие другие параллели прогрессивного откровения можно указать, но и этих достаточно, чтобы представить себе, как истинно и точно Св. Писание, в связи с планом Божия спасения. Во всей Библии Христос является центральной личностью: как планеты вращаются вокруг солнца, так истины Писания вращаются вокруг Христа, и, как есть красная черта, которая в Венеции ведет к собору Св. Марка, так чрез все страницы Библии проходит одна красная черта, которая в конце концов приводит к Иисусу Христу. О храме сказано: «во храме Его все возвещает о Его славе» ( Пс. 28:19 ), то же надо сказать и о Библии. Недаром Господь, обращаясь к иудеям сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин. 5:39–40 ). О Христе говорили все пророки и все Писание ( Лк. 24:27 ). К сожалению, ни евреи, ни язычники не проявили большого интереса к исследованию Библии в достаточной степени, поэтому многие из них до сих пор находятся в неведении. Ветхий Завет открывает Христа, как ожидаемого Мессию Израиля, Новый Завет – как Спасителя мира. Он есть «семя жены» ( Ис. 7:14 и Быт. 3:15 ), которому дано поразить главу Змия. Он есть «семя Авраама» ( Быт. 22:18 ), в котором благословлятся все народы. Он есть «семя Давида» ( Ин. 7:42 ), престол которого будет за Ним во веки веков ( Откр. 11:15 ). Все три ковчега, о которых идет речь в Библии указывают на Христа. 1) Ковчег Ноя, – как в нем нашло спасение семейство Ноя, так во Христе спасаются все, принадлежащие к Его духовной семье – Церкви. 2) Ковчег Моисея, – как в нем нашел спасение от руки фараона беспомощный ребенок Моисей, так во Христе спасутся в дни Антихриста беспомощные христиане. 3) Ковчег Завета, – как в нем были положены скрижали закона Божия данные Израилю, так во Христе было заложено откровение Божие, предназначенное всему человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Подобная мысль высказана пророком выше (7:5–7) и нередко встречается в других местах Св. Писания. Слова пр. Исаии, изложенные в 9–10 стихах входят в состав Великого повечерия, равно как и слова 6 стиха следующей главы. 11–12 ст. Призвав язычников, враждовавших против иудеев, к покорности путям Божественного Промысла, охраняющего иудеев (9–10 ст.), пророк вслед за этим передает то, что известно ему по откровению от Бога (тако глаголет Господь) об отношении язычников к народу Божию, а вместе и к путям Божественного Промысла. «Они (т. е. язычники) всемогущею рукою (крепкою рукою, τ σχυρ χειρ) не покоряются (πειθοσι) хождению по путям народа Божия» (хождению пути людей сих, τ πορεα τς δο), говорит пророк о язычниках (11 ст.), т. е. всемогущая десница Божия ведет их к тому, чтобы они в исторической и частной жизни своей поступали по путям, указанным от Бога народу иудейскому, а они не покоряются, не слушают этого водительства Божия. Избранный народ Божий, которому вверены были слова Божии ( Рим. 3:2 ), т. е. откровенный синайский закон и все прочие откровения, данные чрез других ветхозаветных пророков предназначен был к тому, чтобы, устрояя, собственную жизнь согласно с законом Божиим, научал тому же и язычников, чтобы, сохраняя твердую и чистую веру в обетованного Мессию в своей среде, приготовить к вере в Него и язычников, короче – быть светом для последних ( Ис. 49:6 ). Такое высокое назначение народа иудейского обязывало язычников относиться к нему с должным уважением. Этому они должны были научиться из тех многочисленных чудес, которые в разное время совершены были пред язычниками для охранения и прославления народа иудейского. Но язычники, не смотря на все эти чудеса, оставались непокорными деснице Божией, вразумлявшей их этими чудесами. Мало того: составляя враждебные заговоры против народа иудейского, они этим самым как бы старались разрушить планы Божественные. Так в данном случае Раассон в союзе с Факеем составил заговор о свержении Ахаза с престола вопреки обетованию Божию о том, «что потомки Давида во век воцарятся» ( 2Цар. 7:12–16 ). Но направляясь против Иудеи с таким намерением, они (т. е. союзные цари) для большего успеха своих замыслов внушали иудеям, говоря (глаголюще) им, чтобы они (иудеи) никак не называли (да не когда рекут, μ ποτε επωσι) намерение их заговором (жестоко, σκληρν, лат. conjuratio, заговор); хотя в действительности (бо γαρ, лат. enim), – говорит пророк, все то, что замышляют эти люди (т. е. сирийцы в союзе с израильтянами) против иудеев (все бо, еже аще рекут людие сии), есть заговор» (жестоко есть, σκληρν στι, лат. conjuratio est). Впрочем иудеи не должны страшиться этого заговора: страха же их (т. е. всего, чем они вас стращают) не убойтеся, иже возмятитеся (и не смущайтесь), говорит пророк иудеям (12 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

      Блажен муж,      который не ходит       на совет нечестивых,       и на пути грешных не стоит      и на седалище глумителей не сидит. 10 В РБО «кто не идет на совет нечестивых» перевели: «кто советам нечестивых не последовал». Из перевода исчезло такое явление в духовной жизни, как «совет нечестивых», куда можно попасть как на «собрание». 12 И в ТМ, и в LXX Херувимы хранят – «путь древа жизни»: эт-дерех эц ха-хайим, τν δν το ξλου τς ζως. «Путь древа жизни», а не «путь к древу жизни» (как в Синодальном переводе). 16 Еврейский глагол йашав имеет основные значения «сидеть» и «поселиться, осесть». Однокоренное существительное мошав – это и «сидение», и «поселение», и коллегиальное «восседание» ( Пс.107 /106:32), греческое καθδρα. Мы говорим: «устойчивое» положение, по-еврейски это скорее «сидячее» положение. – Оборот «сидеть на седалище» (выразительный и важный по смыслу) не учитывается в переводах ТМс, ТМа, РБО, что говорит о стиле перевода: например, «среди хулителей не сидит» (РБО), «меж кощунниками не сидел» (ТМа), – исчез смысл, что эти люди могут составлять «кафедру». 17 Святые отцы прочитывают три отмеченных уклонения ко злу – как опасности нарастающие. Под ««советом нечестивых» подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет свое изволение на грех, то есть становится «на путь грешных» и, наконец, предается страсти греха, что означает «сидение на седалище губителей»» (ПсСвОт). 19 Это понимает современный переводчик Торы раввин А.Каплан (он продолжает ждать Мессию и называет свой перевод «Живая Тора»): «Пусть это (перевод Торы) будет маленьким шагом к тому, чтобы привести наш народ обратно к своему наследию, пусть это будет малым вкладом, чтобы скорее привести окончательное избавление!» (Живая Тора. Нью-Йорк – Иерусалим, 1998. с.7). 20 " Воля» хефец – понятие специфически библейское и требует усвоения, оно употребляется в трех разных сферах – применительно к предметам, к человеку, к Богу.       1) Если о предмете говорится, что он хефец, то это предмет – «прекрасный, драгоценный» (LXX: κλεκτς), «желанный» (LXX: θελητς), – камень, или одеяние, или земля обитания ( Ис.54:12 ; Иез.27:20 ; Мал.3:12 ). Предмет желания хефец – это такой, общение с которым (созерцание или обладание) доставляет радость. Фиксируется и обратное положение: " сосуд, в котором нет хефец» – попросту «непотребный ( Иер.22:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Далее, псалмопевец говорит ещё об обращении к Иегове всех концов земли и о поклонении Ему всех племён язычников (ст. 28), что особенно рельефно и вместе характеристично страдалец представляет под знаменательным образом участия всех в трапезе веры, от которой будут есть и насыщаться не бедные только, которые приглашались к ней самим страдальцем (ст. 27), но и все сильные земли, вообще все смертные (ст. 30). Но подобные ожидания, которыми Израильтяне жили постоянно, имея пред собою обетования, данные их праотцам ( Быт. 12:3; 18:18; 22:16–18; 26:3; 28:14 ), всегда и особенно во времена Давида, как об этом свидетельствуют его мессианские псалмы (См. 2, 8, 9; 71:7–10 и пр.), равно как и после (см. Ис. 9:6; 11:6; 48:49; 53 ; Авд. 21 , Зах. 14и др.) также, главным образом, концентрировались около Мессии, чрез Которого одного надеялись получить осуществление этих надежд. Как же, поэтому, ветхозаветные читатели 21-го псалма, ждавшие Мессию, не могли видеть в нём хотя мессианских элементов, и особенно как не мог видеть их Давид? Очевидно, он мог видеть их, и, даже более, не мог не видеть, потому что, как он мог произносить слова своего псалма, не сознавая их значения, хотя бы буквального? И действительно видел. Это можно сказать положительно, на основании нижеследующего довода. Показанные ожидания и обетования страдалец псалма поставляет в самую тесную, условную зависимость от избавления от своих страданий. „Придут и будут возвещать правду Его (Иеговы) людям, которые родятся, что сотворил Господь”, говорит он в 32 ст. о своём потомстве. По его предвещанию, его потомство будет служить Господу и будет называться Господним во век (ст. 31). А раньше он сказал, что „вспомнят 277 и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена язычников”. Но само собою понятно, что Давид никак не мог ожидать таких великих результатов, иди плодов от своих страданий и избавления от них, или определённее, чтобы чрез возвещение их не только Израиль мог побуждаться к служению Богу, но даже и все племена язычников всех концов земли должны чрез это вспомнить о Боге, Которого они забыли ( Пс. 9:18 ), и обратиться к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Поэтому Он явится вечным Иереем ( Пс.109:4 ). Вместо прежних жертв Он установит новую жертву хвалы и благодарения Богу о спасении ( Пс.68:31–32; 21:23–26 ). Тогда будет установлен новый вечный Завет ( Пс.88:27 ). Так как Бог, избавивши Мессию чрез смерть от всех бедствий, не оставит души Его во аде и не даст Ему видеть истления ( Пс.15:10 ), то Он не умрет, но будет жить ( Пс.117:17 ). Ему отворят врата цар­ства небесного ( Пс.117:19 ), в которые Он войдет как Царь славы ( Пс.23:10 ) и сядет одесную Бога ( Пс.109:1 ). Наконец, на­станет время, когда придет особенный день гнева Мессии ( Пс.109:5 ), когда возгорится ярость Его ( Пс.2:12 ), и Он поразит царей, судей и все народы. Совершивши предварительно над ними суд, Он затем наполнит землю трупами, и сокрушит «главу (змия», т. е. человекоубийцы диавола; Быт.3:15 ; Ин.8:44 ; Пс.109:5–6 ). Прежде всего и особенно стрелы Сильного падут в сердца врагов Его ( Пс.44:6 ). Но уповающие на Мессию будут блаженны ( Пс.2:12; 21:31; 15:4 ), наслаждаясь вечным непрестанным прославлением Мессии ( Пс.44:7–8 ), Который в за­ключение всего будет поставлен Владыкою всего и над всем ( Пс.88:28; 8:7 )» 330 . Наконец, Мессианская идея как бы еще более и нагляднее раскрывалась самой личностью и жизнью Псалмопевца Давида, так как некоторые обстоятельства его жизни были поразительно сходны с обстоятельствами жизни МессииИисуса Христа; по­этому в самой жизни Давида свв. Отцы Церкви 331 видят прообразовательное предызображение Мессии 332 . Поэтому-то «многие последующие пророки, зная Мессианские обетования, данные Давиду, и – его личное Мессиански-прообразовательное значение, называли Мессию в своих пророчествах семенем Давида ( Иер.33:22 ; ср. Ис.11:1 ) и даже прямо Давидом ( Ос.3:5 ; Иер.30:9 ; Иез.34:23 ), а престол Мессии – пре­столом Давида ( Ис.9:7 ; Зах.12:8 ) и благодеяния Его – благодеяниями Давида ( Ис.55:3 ). Еще чаще Мессия Иисус Христос представляется сыном Давида; а Давид Его отцом, и прообразом в Новом Завете ( Мф.1:1 ; Деян.13:35, 38 ; Евр.2:13 )» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

(20:41–44) Принудив Своих противников к воздержанию от дальнейших вопросов, Иисус предлагает им самим ответить на вопрос о Мессии в связи с толкованием трудного места Писания (Пс 109:1). Вопрос Как говорят, что Христос есть Сын Давидов? может быть понят различно: 1) как риторический вопрос, то есть отрицание того, что Христос — Сын (то есть потомок) Давида; 2) как призыв к слушающим понять, каким образом или в каком смысле Христос одновременно является и Сыном Давида, и его Господом; 3) как утверждение, что Сын Давидов есть не обязательно тот, кто происходит от Давида по плоти, но Царь Израилев, во всем угодный Богу — эсхатологический идеал, прообразом которого выступает Давид; 4) если выражение Сын Давидов неточно характеризует Мессию, не направлен ли вопрос на то, чтобы обнаружить истинный мессианский титул — Сын Божий (или Сын Человеческий, как в Дан 7:13)? У нас нет никаких фактов, которые свидетельствовали бы о том, что происхождение Иисуса от Давида подвергалось сомнению Его противниками или что ранняя Церковь о нем не знала. Более того, идея происхождения Мессии от Давида настолько глубоко укоренена в ВЗ (2 Цар 7; Пс 88:20–38; Ис 9:2–7; 11:1–9; Иер 23:5–6; 33:14–18; Иез 34:23–24; 37:24) и в иудейской традиции, что невозможно представить себе, чтобы Сам Иисус или Церковь в период составления Евангелий отрицали это. При этом утрачивали бы смысл и родословия Иисуса, приведенные в Мф 1:1–17 и Лк 3:23–38. Таким образом, вопрос не означает отрицания происхождения Христа от Давида в буквальном смысле 131 . Даубе 132 обратил внимание на то, что вопрос о противоречии между двумя утверждениями Писания, который разрешается объяснением того, каким образом каждое утверждение справедливо в своем контексте, весьма типичен для раввинистических дискуссий. Такой ответ, разрешающий недоумение, мы обнаруживаем в заключительном отрывке второй речи апостола Петра в Деян 2:30–36: Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти…Давид не восшел на небеса, но сам говорит (далее Апостол цитирует обсуждаемый отрывок Пс 109:1). Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Христология этого отрывка соединяет учение о человечестве Христа, Который происходит от Давида, так как Бог верен Своему обещанию, и о Его прославлении через воскресение из мертвых, вследствие чего Его Бог соделал Господом всех, в том числе и Его предка Давида.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010