На Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) последование праздника Богоявления соединяется с неск. песнопениями И. П.; кафизма на вечерне не стихословится, совершается вход (ради пения великого прокимна), на «Бог Господь» тропарь И. П. поется на «Слава, и ныне...»; на литургии поются антифоны праздника, чтения те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; также помещены указания об уставе службы в случае совпадения 7 янв. с воскресеньем (Там же. С. 384-385). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, главными праздниками И. П. являются Усекновение главы (29 авг.) и Рождество (24 июня), в эти дни поется только последование И. П. (служба Октоиха опускается), обладающее такими праздничными элементами, как паремии на вечерне, пение стихир И. П. на стиховне, 3 антифона на утрене (24 июня - из Пс 91, 96, 111; 29 авг.- из Пс 14, 96, 111), на утрене 24 июня - прокимен из Лк 1 (песнь прор. Захарии, 1. 76 и 1. 68), Евангелие - 2-я половина литургийного чтения, утреня завершается по праздничному чину пением великого славословия; на литургии антифоны Пс 91, 92, 94 (припев к 3-му - тропарь И. П.), чтения те же, что и в Евергетидском Типиконе ( Arranz. Typicon. P. 159-161). 29 авг. служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц., с причастном Пс 111. 6b. На следующий день, 30 авг., поется последование И. П. в соединении со службой рядового святого (Ibid. P. 183-184). Встреча Иисуса Христа со св. Иоанном Предтечей. Мозаика купола кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Встреча Иисуса Христа со св. Иоанном Предтечей. Мозаика купола кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Др. праздники в честь И. П. имеют меньше праздничных особенностей. На Собор Иоанна Предтечи (7 янв.) последование И. П. включает лишь неск. песнопений, к-рые поются вместе с последованием праздника Богоявления; на вечерне и на утрене отменяется стихословие кафизм, на литургии поются вседневные антифоны (из Пс 91, 92, 94), служба на литургии практически та же, что и в Типиконе Великой ц. 7 янв., кроме аллилуиария (со стихом из Пс 96) и причастна (Пс 111. 6b) (Ibid. P. 103-104). В праздники Зачатия Иоанна Предтечи (23 сент.) и Обретений главы Иоанна Предтечи (24 февр. и 25 мая) соединяются последования И. П. и Октоиха, вечерня совершается без кафизмы, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь И. П., накануне 23 сент. на повечерии указан канон И. П.; на литургии назначаются изобразительны, на блаженнах поется 6-я песнь канона И. П. 23 сент. на литургии указаны: прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11c - 14. 4, аллилуиарий со стихом Лк 1. 68, Евангелие Лк 1. 5-25, причастен Пс 111. 6b (Ibid. P. 29-30). 24 февр. и 25 мая служба на литургии та же, что и в Евергетидском Типиконе, кроме аллилуиария (со стихом из Пс 84) (Ibid. P. 123-124, 154).

http://pravenc.ru/text/471450.html

В Мессинском Типиконе праздничная служба изложена в целом так же, как и в Типиконе прп. Георгия Мтацминдели; однако на утрене Воздвижения поются степенны и есть прокимен, на литургии праздничные антифоны предваряются блаженнами с тропарями 6-й песни канона праздника, литургийный Апостол – 1 Кор 1. 18–24. В Мессинском Типиконе отмечено пение на блаженнах на литургии тропарей 6-й песни канона Воздвижения во все дни попраздства до отдания. Чтения суббот и недель перед и по Воздвижении те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы по Воздвижении – Ин 8. 21–30). Праздник Воздвижения согласно Иерусалимскому уставу В Иерусалимском уставе , получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII – XIII вв., у южных славян – с кон. XIII – XIV в., в Руссской Церкви с кон. XIV – XV в., в Грузинской Церкви – в XIII – XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же. Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября (впрочем, в наиболее ранних редакциях Иерусалимского устава отдание Воздвижения может отмечаться уже 15 сентября). В день предпразднства 13 сентября соединяются 3 последования: Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия. Служба имеет праздничный характер ( великая вечерня со входом и паремиями , утреня с великим славословием – см. Знаки праздников месяцеслова ) в память об Обновлении храма Воскресения в Иерусалиме; на службе, в частности, поется тропарь предпразднства; служба на литургии – только праздника Обновления. Под 14 сентября служится малая вечерня , перед которой иерей и диакон переносят Крест из сосудохранительницы в жертвенник , а после – из жертвенника в алтарь , при пении тропаря и кондака Воздвижения и в сопровождении 2 свещеносцев. В современной практике перенесение Креста обычно совершается внутри алтаря с жертвенника на престол (как правило, уже непосредственно перед началом всенощного бдения ), хотя в некоторых местах существует традиция переноса с выходом из сев. дверей алтаря и входом в св. врата. Устав малой вечерни, всенощного бдения и литургии такой же, как и в др. двунадесятые Господские праздники. Особенность Воздвижения составляют пение «Воскресение Христово видевше» после утреннего Евангелия и совершение чина воздвижения Креста и поклонения ему после великого славословия на утрене. Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни Воздвижения стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.).

http://drevo-info.ru/articles/815.html

В этом замечании упомянуты практически все варианты совершения вечерни вдень Пятидесятницы, известные по рукописям византийского Евхология, — они отражают процесс соединения элементов палестинской и константинопольской практики. Так, нынешние стихиры на стиховне (3го гласа, «Ныне в знамение всем») могли выписываться по одной вместо малых антифонов вечерни (греческая рукопись X в. библиотеки Синайского монастыря 958 (Sinait. gr. 958) 44 ; греческая рукопись XII в. Ватиканской библиотеки 1970 (Vatican, gr. 1970) 45 ; то же в Канонарии по греческой рукописи библиотеки Синайского монастыря 150 (Sinait. gr. 150), иногда с припевами «Не отвержи мене от лица Твоего…» и «Воздаждь ми радость спасения Твоего…» (греческая рукопись 1153 г. библиотеки Синайского монастыря 973: Sinait. gr. 973 46 ), иногда не заменяя антифоны, но присоединяясь к ним на «Слава, и ныне» (так в Мессинском Типиконе [студийский Типикон южноиталийской редакции] 1131г. 47 ). «Сподоби, Господи» в ряде рукописей указывается не между 2м и 3м коленопреклонением, как в нынешней службе, а после прочтения всех молитв (Sinait. gr. 966, XIII в. 48 ; Канонарий X—XI вв. Sinait. gr. 150 49 ) — обычно такой порядок бывает, когда в службе есть элементы песненного последования — малые вечерние антифоны или их следы (стихиры вместо антифонов). «Сподоби, Господи» может указываться между молитвами и при наличии следов песненного последования (как в Евхологии по греческой рукописи Ватиканской библиотеки 1970: Vatican, gr. 1970). 4я молитва коленопреклонения («Твое бо есть яко воистину») и отпустительная молитва вечерни, по другим Евхологиям, могли присоединяться и как бы сливаться с молитвами 3го коленопреклонения (собственно, такая практика зафиксирована в нынешнем последовании), читаться при 4м (!) коленопреклонении (как в некоторых грузинских Евхологиях 50 ), читаться тайно (так в студийских Типиконах: Мессинском и Георгия Мтацминдели XI в. 51 ) или вообще опускаться (рукопись 1409 г. монастыря св. Пантелеймона на Афоне, 9: Athos.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Кон. XI - нач. XII в. В Триодях и Сборниках студийской традиции (напр., в слав. ГИМ. Воскр. 27, Син. 325) в Ж.-м. Н. уже содержится канон 2-го гласа, сохраняющийся и в совр. богослужебных книгах (2-го гласа авторства Андрея Критского (согласно греч. Триоди; в слав. Триоди атрибуция отсутствует), без акростиха, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Εσταυρθης σαρκ (      )). Большая часть тропарей канона посвящена Распятию и Воскресению Христовым, а жены-мироносицы и святые Иосиф с Никодимом прославляются лишь в 1-2 тропарях в конце каждой песни канона (согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, этот канон поется в понедельник после Ж.-м. Н.). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 260-262), по происхождению из южноитал. студийской традиции, в Ж.-м. Н. увеличивается количество песнопений, посвященных женам-мироносицам. Так, на вечерне поется 5 стихир в их честь. Указания о песнопениях и чтениях утрени близки к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона, но каноны утрени - воскресный 2-го гласа и Ж.-м. Н. На литургии указана 6-я песнь канона Ж.-м. Н. и вседневные антифоны . Служба на литургии та же, что и по Типикону Великой ц. В Мессинском Типиконе Ж.-м. Н. обозначена как 2-я (то же и в некоторых ранних слав. Триодях, напр., ГИМ. Воскр. 27). Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 297), отражающему студийскую афонскую традицию (к-рая была близка к южноитал.), устав богослужения в Ж.-м. Н. тот же, что и по Мессинскому Типикону, но на вечерне и утрене указаны 2 тропаря (как в Евергетидском Типиконе), и неделя обозначена как 3-я. Различные редакции Иерусалимского устава , к-рый получил распространение в правосл. Церкви с XIII в. и используется вплоть до настоящего времени, содержат практически одинаковый устав службы в Ж.-м. Н.: совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи (канон и стихиры, причем стихиры назначаются только в поздних редакциях Типикона; в частности, в славянском, начиная с издания 1682 г.), воскресное (из Октоиха 2-го гласа) и Триоди. Последование Триоди включает песнопения в честь праведных Иосифа и Никодима и жен-мироносиц: 2 цикла по 3 стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак с икосом, светилен (те же, что и в памятниках студийской эпохи). На этой службе не совпадают номера воскресного Евангелия и евангельской стихиры: на утрене читается 3-е воскресное Евангелие, но при этом предписано петь 2-ю стихиру; возможно, это связано с упоминанием в ней жен-мироносиц. На литургии прокимен из Пс 27, аллилуиарий со стихом из Пс 84, причастны Пасхи и воскресный Пс 148. 1, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/182225.html

Лит.: SynCP. Col. 187-190; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 452; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 22; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1206; Janin. Églises et monastères. P. 15-16. М. В. Грацианский Гимнография Эти мученики особо почитались в Византии, и их память содержится в большинстве Месяцесловов : в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование в «их мартириуме в Девтероне» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), в Стишном прологе придворного к-польского поэта XI в. Христофора Митилинского и во мн. др. источниках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341). В Студийско-Алексиевском уставе (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330. Л. 90об.) предписано читать на утрене мучение А. и его дружины. Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 47-48), представляющему собой италийскую редакцию Студийского, нек-рым спискам Иерусалимского (напр., XII в., Sin. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), а также по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставам, используемым совр. греч. и рус. Церквами (см. Типикон. Т. 1. С. 237-238), А. положена служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Последование этим святым известно уже по многочисленным рукописям студийского типа (напр., XII в. Ath. Philoth. 28; Ath. Doch. 31; РНБ. Греч. 551. Л. 127-130; РНБ. Греч. 227. Л. 111-112об.), подробное его описание содержится в Мессинском Типиконе (Arranz. Typicon. P. 47-48). Состав гимнографии (стихиры, канон, седален, кондак, экзапостиларий) мало изменился со времен действия Студийского устава (однако в совр. печатных греч. и рус. Минеях помещен особый тропарь мученикам - «    », тогда как, напр., в Мессинском Типиконе и в ркп. РНБ. Греч. 551 выписан общий - «      »). Канон 4-го гласа составлен прп. Феофаном Начертанным († 845). Славник на вечерне в афинской Минее приписывается гимнографу Антонию. Кондак святым содержится в рукописном Кондакаре (1-й пол. XIV в. ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 47об.- 48об.). А. Ю. Никифорова Иконография Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент

http://pravenc.ru/text/63888.html

без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 298-299), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 27 нояб. указаны посвященные И. П. канон 2-го гласа и 2 цикла стихир-подобнов. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 32-33; Ягич. Служебные Минеи. С. 476-488) кроме канона и цикла стихир указывается 2 седальна И. П. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 327), 27 нояб. совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование И. П. состоит из канона 2-го гласа авторства Феофана, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 62) указан отпустительный тропарь И. П. 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ). В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242) 27 нояб. указан тот же, что и в Мессинском Типиконе, отпустительный тропарь И. П.; на литургии назначаются те же чтения, что и 20 сент. Память И. П. отмечается в ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) 27 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) помимо тропаря И. П. указывается кондак 2-го гласа Πεισθες τ καλ συζγ (      ), к-рый обязательно присутствует во всех более поздних редакциях Иерусалимского устава. В первопечатном московском Типиконе (М., 1610) 27 нояб. вместе с памятью И. П. отмечается праздник Знамения Пресв. Богородицы в Вел. Новгороде. Предлагаются 2 варианта совершения службы в этот день. Шестеричная служба И. П. в 1-м случае соединяется со службой Октоиха, во 2-м - с полиелейным последованием праздника Пресв. Богородицы. Указывается иной отпустительный тропарь И. П. 4-го гласа -     В московских Типиконах изданий 1633, 1634 и 1641 гг. заметны изменения в богослужебных указаниях на 27 нояб. Напр., в изданиях 1633 и 1634 гг. оставлены указания только о соединении служб И.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Л. В. Луховицкий Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) память И. М. отмечается 11 нояб. (в некоторых рукописях 12 нояб.) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 294-295) память И. М. отмечается 12 нояб.; соединяются последования И. М., прп. Феодора Студита (торжественная служба в его честь совершалась накануне, 11 нояб., а 12 - день попразднства) и прп. Нила Постника; указан общий отпустительный тропарь преподобным 4-го гласа «Боже отец наших...». И. М. назначаются следующие песнопения: кондак, канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такое же последование И. М. содержится в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 161, XI в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 29; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 352-362). На литургии поются прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, причастен Пс 111. 6b; Апостол Евр 13. 17-21, Евангелие Лк 6. 17-23a. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 311-312) 12 нояб. соединяются последования И. М. и прп. Нила Постника; К песнопениям И. М., указанным в Студийско-Алексиевском Типиконе, прибавляются стихира-самогласен и стихира-подобен; на литургии поются те же прокимен, аллилуиарий, причастен; Апостол и Евангелие - дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 52-53) И. М. назначается особый отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Εν τ πομον σου (      ), в остальном указания 12 нояб. те же, что и в Евергетидском Типиконе. В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) и до совр. богослужебных книг, память И. М. отмечается 12 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) служба И. М. соединяется с последованиями Октоиха и Нила Постника, указан отпустительный тропарь И. М. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, кондак, цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; на литургии поется служба святителю. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 нояб. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование в основном совпадает с греческим, однако упоминается светилен И. М.; служба на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В московском издании Типикона 1633 г. на литургии указаны иные чтения И. М.: Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12а. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. и совр.) служба И. М. та же, что и в издании 1610 г.

http://pravenc.ru/text/469614.html

Л. В. Прокопенко, М. Петрова Гимнография В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем практику кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. указана 8 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64). В разных редакциях Студийского устава и в Минеях, соответствующих этим редакциям, память П. обычно указывается 5 мая, реже - 4 мая или же отсутствует (ее замещают последования прп. Никите, сщмч. Сильвану , еп. Газскому, или сщмч. Ольвиану , еп. Анейскому). Последование П. включает только минимальный набор песнопений: цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» 2-го гласа, канон 4-го гласа авторства гимнографа Феофана и седален 1-го гласа. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., в южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г., в груз. литургическом сборнике XI-XII вв. (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 12, перевод прп. Георгия Святогорца ) память П. указана 5 мая, но в Мессинском числа 4 и 5 мая переправлены ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452; Arranz. Typicon. P. 150; см. также: Douramani K. Il typikon del monastero di s. Bartolomeo di Trigona. R., 2003. P. 172; Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 441). В слав. Путятиной Минее (РНБ. Соф. 202, XI в.) последование П.- 4 мая, в другой слав. Минее (ГИМ. Син. 166, XII в.- Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 60) - 5 мая. Согласно Иерусалимскому уставу , начиная с древнейших редакций (напр., Sinait. gr. 1094, XII в. Fol. 51), память П. всегда указывается 4 мая, ей положено совершать службу без тропаря ( Lossky. Typicon. P. 213; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48). Данный устав 4 мая сохраняется до сих пор в греч. изданиях. В слав. рукописях кон. XVI - нач. XVII в. появляется указание на общий тропарь мученице 4-го гласа         и на кондак 2-го гласа    , это указание переходит во все последующие печатные издания Типикона (с первопечатного издания 1610 г.) и Миней (с издания 1645 г.) вплоть до наст. времени. Последование П. в современных русских и греческих книгах включает: тропарь 4-го гласа         (только в русских); кондак 2-го гласа     (только в русских); канон 4-го гласа, с акростихом Πελαγ τν ανον εκτως πλκω (        ), с ирмосом Θαλσσης τ ρυθραον (      ), нач.: Πελγει, τν σν θαυμτων πλοντι (        ); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах» (разные в русских (2-го гласа) и греческих (4-го гласа) книгах; слав. перевод последних есть в рукописях - напр., в Минее ГИМ. Син. 166, XII в.); седален 1-го гласа (в славянских и греческих рукописях встречается другой седален П. 4-го гласа).

http://pravenc.ru/text/2579920.html

13-18, причастен Пс 32. 1. В Типиконах студийской традиции память И. также отмечается 1 мая. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (по списку ГИМ. Син. 333), поется отпустительный тропарь И. (отличный от Типикона Великой ц.- «Честное пророка...»); служба на литургии включает: прокимен из Пс 109, Апостол - Евр 4. 14 - 5. 6, аллилуиарий, Евангелие, причастен (те же, что в Типиконе Великой ц.). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 451) 1 мая помещен устав соединения последований И. и мч. Саввы Стратилата (переносится со 2 мая); последование И. состоит из тропаря, канона, цикла стихир-подобнов, седальна. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148), последование И. соединяется только со службой Триоди; указан тропарь И. (тот же, что в Типиконе Великой ц.); на литургии назначается прокимен из Пс 109, Апостол - Иак 5. 10-20, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие - Лк 4. 22b-30, причастен Пс 111. 6b. В различных редакциях Иерусалимского устава И. назначается общий отпустительный тропарь (тот же, что в Типиконе Великой ц.) и указываются те же чтения на литургии, что и в Мессинском Типиконе, за исключением Апостола - 1 Кор 14. 20-25. В ранних редакциях назначается тот же Апостол, что и в Мессинском Типиконе ( Lossky. Typicon. P. 212; Миркович. Типикон. С. 105б; «Романов Типик» - Berolin. Preuss. Byk. N 49), иногда встречается чтение Рим 7. 14 - 8. 2 (см.: Апостол - РГБ. Троиц. 82). В слав. Минеях и Типиконах в XVII в. (в частности, в первопечатном моск. Типиконе 1610 г.) появляется кондак пророка, 3-го гласа. Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Το προφτου σο Ιερεμου (      ); кондак 3-го гласа             (только в славянских); анонимный канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа без акростиха, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Πρ το σ πλασθναι προγνωστικς (        ); цикл стихир-подобнов; седален. А. А. Лукашевич Иконография Одно из самых ранних изображений И.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Гимнография Память М. И. отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. 13 авг., 19 авг. (а также 21 янв. и 26 авг.- в отдельных рукописях) без богослужебного последования (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 205, 368, 378, 385). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., включающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. И. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции содержатся службы М. И. 21 янв. и 13 авг., состоящие из канона, цикла стихир и седальна (напр., см.: ГИМ. Син. 163, XII в., 168, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47, 73-74; также см.: РГАДА. Ф. 381. 99 Л. 81 об.- 84 об., 125 Л. 26 об.- 29, кон. XI - нач. XII в.- см.: Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. С. 222-252). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава , 21 янв. совершается память М. И. и мч. Неофита: назначается обычная рядовая служба с пением «Аллилуия» на утрене; богослужебное последование М. И. содержит минимальный набор песнопений: канон авторства Иоанна Монаха, цикл стихир-подобнов, седален (см.: Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 396). Память М. И. отмечается также 13 авг., но в связи с отданием в этот день праздника Преображения Господня служба М. И. переносится на 12 авг. и поется вместе со службой попразднства Преображения; М. И. назначается отпустительный тропарь Ορθοδοξας δηγ (    ), канон авторства Андрея плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, 1 самогласен, 1 подобен, седален, светилен; на литургии в честь М. И. поется прокимен Пс 149. 5 и аллилуиарий Пс 111. 1, Апостол и Евангелие - рядовые (Там же. С. 485). В Мессинском Типиконе 1131 г., отражающем южноиталийскую редакцию Студийского устава, память М. И. отмечается в те же дни - 21 янв. и 13 авг; 21 янв. М. И. назначается тот же отпустительный тропарь, что и в Евергетидском Типиконе, совершается вседневная служба без праздничных особенностей; на литургии прокимен, аллилуиарий, причастен - М. И., чтения - дня ( Arranz. Typicon. P. 111); 13 авг. в связи с отданием Преображения Господня на вечерне, утрене и литургии исполняются только песнопения праздника, но на полунощнице поется канон М. И. (Ibid. P. 179).

http://pravenc.ru/text/2561638.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010