Ib. с. 270). Первым председателем Собрания был студент М. И. Антоновский. Заседания происходили по субботам. Вот как описывает их один из современников. Заседание открывалось краткою речью или рассуждением очередного оратора из членов с ведома председателя. Затем другие читали стихи, прозу, изящные переводы, рецензии. Всё читаемое обсуждалось подробно и искренно. Высказывались суждения о новых книгах, мнения о языке и словесности; случались споры, сыпались остроты, но всё «благородно и прилично» (Тимков., стр. 272). Деятельность «Собрания» процветала особенно в первое время, когда при университете было учреждено знаменитое «Дружеское ученое Общество» (тем же Шварцом в 1787 г.), взявшее под своё покровительство молодое «Собрание»: в это время Новиков, как мы говорили выше, пригласил студентов-членов «Собрания» принять участие в «благородном подвиге» – сотрудничать в его журнале «Утренний свет» и в сменивших последний «Вечерняя заря» (1782 г.), и «Покоющемся Трудолюбце» (1784 г.). (Шев., стр. 259). Как и «Дружеское ученое Общество», Собрание университетских питомцев приняло под влиянием своего идейного руководителя Шварца, одного из представителей Екатерининского масонства, проникнутого духом мистицизма, моралистический характер. Деятельность Собрания университетских питомцев вызвала целый ряд подражаний – так, питомцы вольного благородного пансиона (учреждённого при университете в 1778 г.), издали в 1787 г. собрание своих сочинений под заглавием «Распускающийся цветок» и несколько позднее, в 1789 г., «Полезное упражнение юношества, состоящее в разных сочинениях и переводах». Вскоре вольный благородный пансион был отделён совершенно от университета, и по примеру «Собрания» в 1789 г. возникло при пансионе самостоятельное литературное Общество. «Закон» собрания воспитанников университетского благородного пансиона так определил задачу Общества: цель Общества – «исправление сердца, очищение ума и вообще обработка вкуса». В члены Общества (§ 2) принимались только те воспитанники, которые отличались «примерным поведением, тихим нравом, послушанием и прилежанием к наукам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Неоднократно подвергался арестам и ссылкам, один из организаторов Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», с 1903 один из лидеров меньшевизма, с 1917 руководитель его «левого» крыла, член ВЦИК (1918–1920), депутат Моссовета (1919–1920), с сентября 1920 в эмиграции; . Мартынов Алексей Васильевич (1868–1934), хирург, доктор медицины (1897), заслуженный деятель науки РСФСР (1933). Приват-доцент медицинского ф-та М. у. (1898–1904). Профессор Харьковского ун-та (1904–1905), директор хирургической клиники Ново-екатерининской больницы в Москве (с 1905). Директор (с 1910) Госпитальной хирургической клиники (в настоящее время клиника им. А. В. Мартынова Медицинской академии им. И. М. Сеченова), профессор, секретарь, декан (1919–1921) медицинского ф-та М. у. Профессор Московского травматологического ин-та (1917–1921), член-учредитель, член правления, председатель (1925) и почетный член (1927) Об-ва российских хирургов, Пироговского хирургического об-ва в Ленинграде (1927), член Ученого медицинского совета Наркомздрава РСФСР (1918); Масленников Александр Михайлович (1858 – до 17.12.1950), юрист, общественный деятель, член партии кадетов, член ЦК партии прогрессистов, депутат III и IV Государственных дум. Комиссар Временного прав-ва на Северном фронте (6–10 марта 1917), в Саратовской губ. (20–25 марта 1917), на Юго-западном фронте (с 6.04.1917). После Октябрьской революции в эмиграции в Германии; Массон Шарль Франсуа Филибер (1762–1807), по национальности – швейцарец, на русской службе с 1786, преподаватель Артиллерийского и инженерного шляхетского кадетского корпуса, гувернер сыновей Н. И. Салтыкова (1789), воспитатель и учитель математики великих князей, с 1795 секретарь великого князя Александра Павловича, зачислен в Екатеринославский гренадерский полк, в 1796 выслан из России Павлом 1; Мельгунов Сергей Петрович (1879–1956), историк, публицист, политический деятель, лидер партии народных социалистов. Один из основателей (1911), председатель правления (1913–1922) кооперативного издательского Тов-ва «Задруга». Сотрудник и редактор нескольких периодических изданий, в том числе, основанного совместно с П. Н. Сакулиным и В. И. Семевским журнала «Голос минувшего» (1913–1923), издательства «Свободная Россия» (1905–1906). Весной 1917 возглавил Комиссию по разработке политических дел Москвы (Архива политических дел), в апреле 1918 Комиссия ликвидирована. После Октябрьской революции был одним из руководителей Союза возрождения России и Тактического центра, несколько раз подвергался арестам. Арестованный 17.02.1920 по делу Тактического центра, приговорен в августе к расстрелу, замененному 10 годами заключения, освобожден 13.02.1921, но в мае вновь арестован; осенью выслан за границу. Жил в Берлине, с 1926 в Париже;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Глава III. Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Батюшка о. Серафим поступил в Саровскую пустынь в году 20 ноября, накануне Введения Пресвятой Богородицы во храм, и поручен был в послушание старцу Иосифу. Родиной его был губернский город Курск, где отец его Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройками каменных зданий, церквей и домов. Исидор Мошнин слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Божиим и богатого именитого купца. За десять лет до смерти своей он взялся построить в Курске новый храм во имя преподобного Сергия, по плану знаменитого архитектора Растрелли. Впоследствии, в 1833 году, этот храм сделан был кафедральным собором. В 1752 году состоялась закладка храма, и когда нижняя церковь с престолом во имя преподобного Сергия была готова в 1762 году, благочестивый строитель, отец великого старца Серафима, основателя Дивеевского монастыря, скончался. Передав все состояние своей доброй и умной жене Агафье, он поручил ей довести дело построения храма до конца. Мать о. Серафима была еще благочестивее и милостивее отца, она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам. Агафья Мошнина в течение многих лет продолжала постройку Сергиевской церкви и лично наблюдала за рабочими. В 1778 году храм был окончательно отделан, и исполнение работ было так хорошо и добросовестно, что семейство Мошниных приобрело особое уважение между жителями Курска. Отец Серафим родился в 1759 году 19 июля и наречен Прохором в честь св. Прохора, единого от семидесяти апостолов и семи диаконов первенствующей Церкви, память которого ублажается в том же месяце 28 числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В том же 1832 году преподобный Тимон начал строительство в Надеевской пустыни. Одновременно преподобный выкопал вокруг обители канавку (подобно знаменитой Дивеевской), а также ископал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений, любовь и смиренномудрие старца привлекали к нему множество людей. Братия обители и паломники, иноки и миряне обращались к старцу за советом, утешением и наставлением. Преподобный Тимон мирно преставился ко Господу 21 января 1840 года; погребение его состоялось в Надеевской пустыни, за алтарем Успенского храма. По сей день молитвами преподобного Тимона (прославлен в 2000 году) на источнике совершаются исцеления больных. 1767 Преподобному Серафиму тринадцать лет. Агафья Семеновна Мельгунова (мать Александра) приступала к постройке каменного храма в Дивеево – во имя иконы Казанской Божией Матери (Ч. 27). 1771 Сестра преподобного Серафима, Прасковья Исидоровна в 1771 году вышла замуж за мещанина Гавриила Степановича Колошинова (1753–1789). 9 Она переехала к мужу и проживала в Покровском приходе. У них родились три девочки, и мальчик. Этот·факт·до настоящего времени был неизвестен. Старшая дочь, Елена (1777 год рождения), средняя дочь Анастасия (1778), затем родился сын Михаил (1781) и, наконец младшая дочь Евдокия (1787). Через два года после ее рождения Гавриил Степанович умирает (В. А. Степашкин). Примерно в то же время брат преподобного Серафима, Алексей Исидорович, женится на купеческой дочери Марии Ивановне Ситниковой. «В следующем 1772 году у Алексея и Марии рождается дочь Дарья, еще через год дочь Матрена. Сын Иван рождается в 1780 году, в 1783 году, дочь Мавра и, наконец, в 1794 году – сын Семен» (В.А. Степашкин дает ссылку на архив: ГАКО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 191. Л. 448). 1772 Преподобному Серафиму восемнадцать лет. У брата Алексея рождается дочь Дарья. Чесменская битва Мать Александра (Мельгунова) закончила строительство главного престола Казанской церкви. «Когда была освящена Казанская церковь в точности неизвестно, но надо предполагать, что построение ее окончилось, судя по Святому антиминсу, через пять лет, т. е. в 1772 году. Антиминс главного престола во имя иконы Казанской Божией матери священнодействован Высокопреосвященнейщим Палладием Архиепископом Рязанским (Ч. 29). 1773

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Невзирая на свою праведность и святость, великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к батюшке отцу Серафиму, еще юному в то время послушнику монаху и затем иеродиакону, как бы провидя в нем исполнителя начатого ею Божия дела, при долженствующей в нем явиться миру великой благодати. В своих духовных нуждах она просила о. Серафима дать ей полезный совет, основанный на его богомудрой, хотя и ранней опытности юного подвижника Христова. Глава III Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Батюшка о. Серафим поступил в Саровскую пустынь в году 20 ноября, накануне Введения Пресвятой Богородицы во храм, и поручен был в послушание старцу Иосифу. Родиной его был губернский город Курск, где отец его Исидор Мошнин имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройками каменных зданий, церквей и домов. Исидор Мошнин слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Божиим и богатого именитого купца. За десять лет до смерти своей он взялся построить в Курске новый храм во имя преподобного Сергия, по плану знаменитого архитектора Растрелли. Впоследствии, в 1833 году, этот храм сделан был кафедральным собором. В 1752 году состоялась закладка храма, и когда нижняя церковь с престолом во имя преподобного Сергия была готова в 1762 году, благочестивый строитель, отец великого старца Серафима, основателя Дивеевского монастыря, скончался. Передав все состояние своей доброй и умной жене Агафий, он поручил ей довести дело построения храма до конца. Мать о. Серафима была еще благочестивее и милостивее отца, она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Содержание Предисловие Глава I. Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова – первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле – в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн Глава II. Настоятель Саровской пустыни Дорофей. Иеромонахи Филарет, Маркел и Исаакий. Строитель иеромонах Ефрем. Разноречивые печатные показания о приезде А. С. Мелъгуновой в Саров и Дивеево. Переезд матери Александры на жительство в д. Осиповку, смерть дочери и решение ее распродать имения и отпустить крестьян на волю. Построение Мелъгуновой храмов Божиих и добрые ее дела. Голодные годы, в особенности 1775-й, и чудо в Саровской пустыни. Поездки матери Александры в Казань и Киев. Жизнь ее в Дивееве, труды и тайные благотворения. Настоятель Саровской пустыни о. Пахомий, старец игумен Назарий. Иеросхимонах Дорофей, схимонах Марко и другие. Иеросхимонах Иосиф, иеромонахи Матфей, Питирим и Иоаким. Казначей о. Исайя. Устройство общины при Казанской церкви. Отношения матери Александры к юному послушнику и затем иеродиакону Серафиму Глава III. Жизнеописание о. Серафима от рождения до поступления в монастырь. Прибытие в Саровскую пустынь, прохождение послушаний, духовные подвиги и любовь к нему начальников. Болезнь юного Прохора и исцеление его Божией Матерью. Пострижение в монашество в 1786 году и в сан иеродиакона в 1787 году. Поездка на похороны помещика Соловцева в 1789 году, первое и единственное посещение Дивеева, матери Александры Мельгуновой. Просьба матери Александры к о. Пахомию и к иеродиакону Серафиму. Кончина и погребение А. С. Мельгуновой Глава IV. Видение иеродиакону Серафиму во время богослужений. Рукоположение его в 1793 году в сан иеромонаха. Голод в Саровской пустыни и чудеса. Страдания о. Серафима от болезни ног и стремление к пустынножительству. Обещание о. Пахомия заботиться о Дивеевской общине. Кончина о. Пахомия и удаление о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В 1780 году Прохор тяжко заболел, и все тело его распухло. Ни один врач не мог определить вида его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь. Недуг длился в продолжение трех лет, из которых не менее половины Прохор провел в постели. Строитель о. Пахомий и старец о. Исайя попеременно ходили за ним и почти неотлучно находились при нем. Тут-то и открылось, как все, и прежде других начальники, уважали, любили и жалели Прохора, бывшего тогда еще простым послушником. Наконец стали опасаться за жизнь больного, и о. Пахомий настоятельно предлагал пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь. Тогда смиренный Прохор позволил себе сказать игумену: «Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу, и Пречистой Его Матери, если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством – причастием Св. Тайн». Старец Иосиф по просьбе Прохора и собственному усердию особо отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. Прохор был исповедан и причащен. В скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех. Никто не понимал, как мог он столь скоро оправиться, и только впоследствии о. Серафим открыл тайну некоторым, и в том числе любимой сестре Дивеевской общины, церковнице Ксении Васильевне (монахине Капитолине). После причащения Св. Тайн ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с апостолами Иоанном Богословом и Петром, и, обратясь к Иоанну лицом и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: «Этот от нашего рода!» «Правую-то ручку, радость моя, – говорил о. Серафим церковнице Ксении, – положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл, и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка, вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима; а рана пребольшая была, и до сих пор яма-то цела, матушка, погляди-ка, дай ручку!» «И батюшка сам, бывало, возьмет да и вложит мою руку в яму, – прибавляла матушка Ксения, ныне Капитолина, – и велика же она была у него, так вот весь кулак и взойдет!» Много душевной пользы принесла Прохору эта болезнь: Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Прохор любил уединяться в своей келье, где у него, кроме молитвы, были занятия двух родов: чтение и телесный труд. Псалмы он читал и сидя, говоря, что утружденному это позволительно, а Св. Евангелие и Послания Апостолов – всегда стоя пред св. иконами, в молитвенном положении, и это называл бдением (бодрствованием). Постоянно он читал творения св. отцов, например, Шестоднев св. Василия Великого , беседы св. Макария Великого , Лествицу прп. Иоанна, Добротолюбие и проч. В часы отдохновения он предавался телесному труду, вырезал кресты из кипарисного дерева для благословения богомольцам. Когда Прохор проходил столярное послушание, то отличался большим усердием, искусством и успехами, так что в расписании он один из всех назван Прохором-столяром. Он также ходил на общие для всей братии труды: сплавлять лес, приготовлять дрова и т. п. Как он проводил ночи, а также принимал пищу, известно из его личного свидетельства. Он говорил, наставляя других: «Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест, но внимай себе, питая душу молитвой. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись. В среду и пяток, аще можешь, вкушай по однажды. Каждый день непременно в нощи спи три часа: десятый, одиннадцатый и двенадцатый час до полуночи. Аще изнеможешь, можно вдобавок днем спать. Сие держи несумненно до кончины жизни: ибо оно нужно для успокоения головы . твоей. И я с молодых лет держал таковый путь. Мы и Господа Бога всегда просим об упокоении себя в ночное время. Аще тако будешь хранить себя, то не будешь уныл, но здрав и весел». С течением времени от слишком напряженного состояния, от недостатка в ночном отдыхе о. Серафим, как сам неоднократно сказывал, получил сильную головную боль. Болезнь эта разрешилась сама собой, когда он начал несколькими часами более давать себе отдых во время ночи. После этого о. Серафим, на основании собственного опыта, советовал немощным спать 6 часов в сутки, а более сильным телом и крепким душой – пять часов, повторяя при этом наставление отцов-пустынников, что мы не тело, а страсти умерщвлять научаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Так, купцы Иван Дружинин, Иван Безходарный, Алексей Меленин и еще двое выражали надежду идти вместе с ним в обитель. На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Следуя церковно-гражданским установлениям духовного регламента, он взял себе увольнение от Курского городского общества (Монастырский архив, отд. XV, 13). Трогательно было его прощание с матерью. Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил ее родительского благословенья. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собой этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей. Немаловажный вопрос предстояло решить Прохору: куда и в какой монастырь идти ему. Слава подвижнической жизни иноков Саровской пустыни, где были уже многие из курских жителей и настоятельствовал о. Пахомий, курский уроженец, склоняла его идти к ним, но ему хотелось предварительно быть в Киеве, чтобы посмотреть на труды Киево-Печерских иноков, испросить наставление и советы от старцев, познать через них волю Божию, утвердиться в своих мыслях, получить благословение от какого-нибудь подвижника и, наконец, помолиться и благословиться у св. мощей прпп. Антония и Феодосия, первоначальников иночества. Прохор отправился пешком, с посохом в руке, и с ним шли еще пять человек курских купцов. В Киеве, обходя тамошних подвижников, он прослышал, что недалеко от св. лавры Печерской, в Китаевской обители, спасается затворник по имени Досифей, имеющий дар прозорливости. Придя к нему, Прохор упал к ногам его, целовал их, раскрыл перед ним всю свою душу и просил наставлений и благословения. Прозорливый Досифей, видя в нем благодать Божию, уразумев его намерения и провидя в нем доброго подвижника Христова, благословил его идти в Саровскую пустынь и сказал в заключение (Краткое жизнеописание старца Серафима, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В период послушничества Прохора, при настоятеле о. Пахомий, предприняты были в Саровской пустыни многие нужные постройки. В числе их на месте кельи, в которой болел Прохор, строилась больница для лечения недужных и успокоения престарелых и при больнице церковь о двух этажах с престолами, в нижнем – во имя свв. Зосимы и Савватия, чудотворцев Соловецких, в верхнем – во славу Преображения Спасителя. Прохор, после болезни молодой еще послушник, был посылаем за сбором денег в разные места на сооружение церкви. Благодарный за свое исцеление и попечение начальства, он с охотой понес трудный подвиг сборщика. Странствуя по ближайшим к Сарову городам, Прохор был и в Курске, на месте своей родины, но не застал уже матери своей в живых. Брат Алексей, со своей стороны, оказал Прохору немалую помощь для построения церкви. Вернувшись домой, Прохор, как искусный столяр, построил собственными руками престол из кипарисного дерева для нижней больничной церкви, в честь преподобных Зосимы и Савватия. В течение восьми лет юный Прохор был послушником. Наружный вид его к этому времени изменился; будучи высокого роста, около 2 аршин и 8 вершков, несмотря на строгое воздержание и подвиги, он имел полное, покрытое приятной белизной лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные, густые брови, светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густой окладистой бородой, с которой на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он обладал большой физической силой, имел мужественное сложение, увлекательный дар слова и счастливую память. Теперь он прошел уже все степени монастырского искуса и был способен и готов принять монашеские обеты. 13 августа 1786 года с соизволения Св. Синода о. Пахомий постриг послушника Прохора в сан инока. Восприемными отцами его при пострижении были о. Иосиф и о. Исайя. При посвящении ему было дано имя Серафима (пламенный), и в братских ведомостях сказано, что он был пострижен в монахи на вакантное место в Гороховский Николаевский монастырь, в котором и числился значительное время, хотя никогда в нем не жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010