Но этот проект провалился в результате наступления Ататюрка. И тогда в качестве рудиментов этого грандиозного проекта остаётся два элемента: признание англиканских хиротоний и введение нового календаря. Правда, осуществляются они уже при патриаршестве Мелетия (Метаксакиса), в 1922–1923 гг. Это был уже излёт того большого грандиозного плана, причём излёт очень драматичный. Мелетий стал патриархом в самое неподходящее время: едва он прибыл в Константинополь на английском военном корабле, как город был занят кемалистами. Уже разразилась малоазийская катастрофа, началась тотальная депортация греков из Малой Азии. В Лозанне с большим трудом идут переговоры о судьбе константинопольских греков. Турки требуют высылки всех греков и самого Патриарха. С огромным трудом французам и англичанам удаётся, надавив на турок, оставить Патриарха в Константинополе, но с условием, что он будет полностью отстранён от любой политической, культурной и другой деятельности, не будет связан с Грецией, обязательно должен быть гражданином Турции и т.д. В итоге календарная реформа Метаксакиса — это судорожная попытка утвердить статус Константинополя как общеправославного центра. Так называемое Общеправославное совещание 1923 года в Константинополе закончилось скандалом. Мало того, что в нём приняли участие далеко не все Церкви, так ещё вдобавок в разгар совещания на Мелетия было совершено нападение. Он был избит в Константинополе толпой фанатично настроенных турок. Но именно тогда Фанар впервые начал ту игру, которую ведёт и сейчас. Он оказался между трёх огней. С одной стороны, православный мир всё ещё смотрит на него как на своего лидера и требует от него главного: верного хранения православной традиции. С другой стороны, западный мир, который делит территорию Турции. Османской империи больше не существует, Турция так или иначе становится прозападной, а западные державы требуют от Константинополя определённой политики, гарантируя ему определённое покровительство. И третья сторона — это Восток, который никуда не делся. Он по-прежнему враждебен Константинополю во всех своих проявлениях — и в мусульманском, и в кемалистском. Для Востока Константинополь — двойной враг. Во-первых, это враг культурно-конфессиональный. Фактически считалось, что Турция проиграла войну именно потому, что её предали православные народы и вообще христиане, входившие в её состав: армяне, греки. Откуда, в частности, потом пошёл и армянский геноцид. Это внутренний комплекс Османской империи, где мусульмане составляли меньше половины населения. Более того, у них была катастрофическая демография. В христианских семьях было в два раза больше детей, чем в исламских. Этот психоз стал фоном, на котором начались жуткие явления геноцида.

http://pravoslavie.ru/118168.html

Мелетий (Еммануил Метаксакис – греч. Εμμανουλ Μεταξκης) (1871–1935) – Вселенский Патриарх. Родился на о. Крит. Митрополит Китийский (Кипр) (1910). В 1918–1920 гг. архиепископ Афинский. В 1921–1923 гг. Патриарх Константинопольский (Мелетий IV). Инициатор совещания представителей Православных Церквей в Константинополе (1923), на котором, в частности, рассматривался вопрос о календарной реформе. В 1926–1935 гг. Патриарх Александрийский. Скончался в Цюрихе (Швейцария). Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) – советский партийный и государственный деятель, деятель ВЧК-ОГПУ. Родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1908). Вел активную революционную деятельность. Член РСДРП с 1902 г. С 1907 г. в эмиграции. Вернулся в Россию после Февральской революции (1917). Народный комиссар финансов РСФСР (1918). Особоуполномоченный особого отдела ВЧК и член Президиума ВЧК (1919). Зам. нач., нач. особого отдела ВЧК и Секретно-оперативного управления ВЧК (1920–1922). Член АРК (с 1922 г.). В 1923–1926 гг. первый зам. председателя ГПУ (ОГПУ). В 1926–1934 гг. председатель ОГПУ при СНК СССР. С 1927 г. член ЦК ВКП(б). В последние годы жизни тяжело болел. Скончался на даче Горки-6 (Московская обл.). Молчанов Георгий Андреевич ( 1897–1937) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Харькове в семье офицера. Член РСДРП(б) с 1917 г. В 1917–1919 гг. в РККА. Председатель Грозненской ЧК (1921). В 1921–1922 гг. нач. Секретно-оперативного управления (СОУ) и зам. председателя Горской ЧК. В 1922–1925 гг. нач. СОУ, зам. нач., нач. Ново-Николаевского губотдела ГПУ. В 1925–1929 гг. нач. Иваново-Вознесенского губотдела ГПУ. В 1929–1931 гг. полномочный представитель ОГПУ по Ивановской промышленной обл. В 1931–1936 гг. нач. Секретно-политического отдела ОГПУ-НКВД СССР. В 1936–1937 гг. нарком внутренних дел Белорусской ССР, нач. особого отдела НКВД Белорусского военного округа. Расстрелян. Не реабилитирован. Нариманов Нариман Кербалай Наджаф оглы (1870–1925) – азербайджанский советский партийный и государственный деятель, писатель. Родился в Тифлисе в семье мелкого торговца. Работал учителем, а после окончания медицинского факультета Новороссийского университета (Одесса) – врачом (1908). В 1905 г. вступил в организацию «Гуммет» при Бакинском комитете РСДРП, вел активную революционную работу. С 1917 г. председатель «Гуммет» и член Бакинского комитета РСДРП(б). Зав. ближневосточным отделом НКИД РСФСР, член Кавказского бюро ЦК РКП(б), член Закавказского краевого комитета РКП(б) (1919). В 1920–1921 гг. председатель Временного военно-революционного комитета Азербайджана. В 1921–1922 гг. председатель СНК ССР Азербайджан, с декабря 1922 г. один из председателей ЦИК СССР. В 1923–1925 гг. кандидат в члены ЦК РКП(б). Крупный азербайджанский романист и драматург. По одним источникам погиб в авиакатастрофе, по другим умер от сердечного приступа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Карфагенского Собора названы 2 руководящих принципа, относящихся к размежеванию юрисдикции,- территориальная близость и воля самого церковного народа: «О том, како епископы кафолические, и обратившиеся от страны Донатовой, разделят между собою епархии. ...Аще же случится быти единому месту; то да предоставится тому, к которому в большей близости окажется. Аще же будет равно близко к обоим престолам; то да поступит к тому, котораго народ изберет». Что касается территориальной близости, то, как следует из Карф. 24(17), Нумидийский примас потерял юрисдикцию над Церковью Мавритании Ситифенской «по ея отдаленности». В «Пидалионе» , в толковании на это правило, говорится о вселенском значении сформулированного в нем принципа (Πηδλιον. Σ. 386). При территориальном размежевании Д. определенное значение имеет и этнический принцип, связанный с личным выбором проживающих в Д. правосл. христиан той или иной юрисдикции, к-рые чаще всего, но не всегда, тяготеют к той Церкви, с к-рой связаны родным языком, происхождением и культурными традициями. Свобода выбора юрисдикции в Д. предоставляется в полной мере только мирянам. Епископы и клирики не могут делать такой выбор свободно, и их переход из одной юрисдикции в др. без санкции священноначалия, в частности без отпускной грамоты , квалифицируется как каноническое преступление (см.: Карф. 23(32), 105(118), 106(119-120)). Особую позицию по вопросу о юрисдикции в Д. занимает К-польская Патриархия, т. зр. к-рой официально поддерживают и нек-рые др. грекоязычные автокефальные Церкви. Эта позиция была впервые обозначена в 1922 г., когда К-польский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провозгласил доктрину о праве К-польского Патриархата на исключительную юрисдикцию над всей правосл. Д. Это означало распространение юрисдикции К-польского Патриархата на епархии, приходы, мон-ри и миссии, возникшие в результате миссионерского служения иных Поместных Церквей в Д. Патриарх Мелетий распространил свои претензии на юрисдикцию даже на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, оказавшиеся в результате распада Российской империи в новообразованных гос-вах: Польше, Финляндии, Латвии и Эстонии, которые принято было тогда называть лимитрофами.

http://pravenc.ru/text/171939.html

Така разбирали първенството във Вселенската Църква Константинополските Патриарси чак до началото на XX в. А какво мисли за него техният нинездравствующ приемник? Като пример ще дадем неговите наставления, които той даде на един наскоро ръкоположен епископ: «А ти служи на истинската и неизменна еклисиология, чужда на печалното изопачение, че всички сме равни, а първият, Константинополският, е пръв само “по чест”. Да, ние сме равни, имаме един и същ архиерейски сан, но въз основа на каноните и многовековното предание ние сме получили други привилегии с ключово значение и уникални по характер, от които ние в никакъв случай не смятаме да се отказваме» . А три години по-рано, обръщайки се към събора на епископите на Константинополската Църква, Патриарх Вартоломей произнесе в частност следните думи: «Началото на Православната Църква е Вселенската Патриаршия, “в нея е животът, и животът е светлината на Църквите”… Православието не може да съществува без Вселенската Патриаршия» . Могат да се цитират и много други изказвания на Константинополския Патриарх Вартоломей, свидетелстващи за изкривено разбиране на светоотеческата еклисиология. Предполагам, че всички те ще бъдат внимателно проучени от предстоящия Архиерейски Събор и ще получат богословска и канонична оценка. Откъде идва това помпане на ролята на Константинополската Патриаршия в живота на световното Православие? С какво или с кого е започнало то? Историята свидетелства, че всичко е започнало от Патриарх Мелетий IV (Метаксакис), оглавявал Константинополската катедра през 20-те години на ХХ в. Именно той разработил теорията, според която Константинополският Патриарх не просто е пръв сред предстоятелите на Поместните Православни Църкви, но има и някакви специални привилегии, които го различават от другите Предстоятели и го поставят над тях. В частност, по негово време Константинопол започнал да се позиционира като висша апелативна инстанция за цялата Православна Църква. Според създадената от Патриарх Мелетий теория, всеки епископ или клирик от всяка Поместна Църква, осъден за едно или друго канонично престъпление, има правото да се обърне към Константинопол и да обжалва присъдата си; решението на Константинопол в този случай трябва да се смята за окончателно.

http://mospat.ru/bg/news/88040/

Действительно, процитированное письмо, точнее его завершающая часть, говорит в пользу Константинопольской Патриархии. Однако всей «правды относительно этого вопроса» оно, вопреки мнению публикатора, не являет. Это лишь один эпизод из многоликой политики Фанара, хотя и важный («ложка меда в бочке дегтя»). Заявлению Патриарха Мелетия предшествовало обращение к Вселенской Патриархии со стороны русского зарубежного Архиерейского Синода с просьбой «не усиливать церковную смуту в России посылкой туда своих делегатов для участия в созываемом в Москве Соборе» 121 . Можно предположить, однако, что демонстрация симпатии главе гонимой Русской Православной Церкви со стороны Константинопольского Патриарха была вызвана не столько уважением к просьбе русских зарубежных иерархов, сколько международной реакцией на московские события и крайне нежелательными для Фанара «слухами», распространившимися в европейской и турецкой прессе (с чего, собственно, Метаксакис и начинал свое письмо Димопуло). Во внешнеполитическом отношении Патриарх Мелетий был ориентирован на западные державы, особенно на Великобританию, правительство которой в тот момент занимало жесткую антисоветскую позицию. Достаточно вспомнить ноту Керзона, врученную советскому правительству в начале мая 1923 г., в которой, между прочим, упоминался и затеваемый в Москве суд над Патриархом Тихоном как пример деяния, вызывающего «глубокий ужас и негодующие протесты во всем цивилизованном мире» 122 . При этом все понимали, что обновленцы – это агенты советской власти в церковных рядах, а чинимый ими «суд» над Патриархом был выполнением большевистского заказа в преддверии готовящегося показательного процесса над ним, итогом которого должен был стать смертный приговор Предстоятелю Православной Российской Церкви. Было бы удивительно, если бы Патриарх Мелетий выступил тогда вразрез с британской линией и поддержал большевистско-обновленческую акцию против Московского Патриарха. Вероятно, разочарование Вселенского Патриарха в «Живой Церкви» было вызвано еще и тем, что заступничество раскольников Фанару не помогло и «уважаемая Советская Власть» в его поддержку не выступила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующие проекты решений касались вопросов, в детальной разработке которых не принимали активного участия русские православные иерархи. В частности, Всеправославному Комитету были предложены определения «Епископское достоинство и брак» , «О возрасте хиротонии диаконов, иереев и епископов» и о внешнем виде клириков . В ходе обсуждения означенных проектов постановлений Всеправославного Конгресса архиепископ Александр (Немоловский) высказал свое несогласие с предполагавшимся разрешением на вступление в брак клириков уже после их хиротонии. Ссылаясь на 10-е правило Анкирского Собора , он допускал в виде икономии возможность допущения к браку диаконов, предварительно заявивших о своем желании создать семью после принятия священного сана. Однако для архиепископа Александра представлялось неприемлемым допускать возможным брак для иереев . Как свидетельствуют протоколы седьмого заседания Всеправославного Конгресса, подавляющее большинство его участников во главе с Константинопольским патриархом не сочли убедительными аргументы архиепископа Александра (Немоловского). В завершении дискуссии русский иерарх призвал собравшихся осознать катастрофическое положение Русской Православной Церкви в советском государстве, не позволившее ей принять полноценное участие в Конгрессе и основательно изложить собственную позицию по обсуждаемым вопросам . Восьмое заседание Всеправославного Конгресса, состоявшееся 1 июня 1923 г., началось дискуссией по озвученному на предыдущем заседании вопросу канонического возраста для принятия священного сана. Председательствовавший на заседании патриарх Мелетий (Метаксакис) попросил присутствовавших рассказать о существующих в Поместных Церквях традициях, касающихся возраста рукополагаемых лиц. В ходе обсуждения вопроса архиепископ Александр (Немоловский) сообщил о том, что в Русской Православной Церкви установилась практика рукополагать выпускников духовных семинарий после достижениями ими 21 года и не рукополагать иеромонахов прежде достижения ими 30-летнего возраста. При этом делалась оговорка, что исключение составляют монашествующие выпускники духовных академий и семинарий, рукоположение которых в иерейский сан становится возможным уже в возрасте 22 лет. Учитывая существующую в Поместных Церквях практику, патриарх Мелетий предложил участникам Всеправославного Конгресса утвердить следующие возрастные границы для принимающих священный сан: 21 год для диаконов, 24 года для иереев и 30 лет для епископов. Участники заседания одобрили данное предложение . Вполне очевидно, что данное решение пересматривало византийские канонические постановления, не допускавшие рукоположение во иерейский сан лиц, не достигших 30-летнего возраста (Трул. 14). Вместе с тем, Всеправославный Конгресс не расходился с практикой Русской Православной Церкви, дозволявшей снижение границ канонического возраста кандидатов на вступление в клир.

http://bogoslov.ru/article/5724320

Сейчас приток прекратился, ибо более степенные, истинные ревнители православия к ним не идут, среди них последний сброд, не имеющий авторитета среди верующей массы» 77 . От работы с этим «последним сбродом» чекисты, однако, не отказывались. Для ослабления Русской Церкви для них все средства были хороши. Присмотревшись немного к обновленцам, не стали особо щепетильничать и цинично-прагматичные фанариоты. То, что лица, объявившие себя при содействии ГПУ «Высшим Церковным Управлением», были очевидными самозванцами, которые быстро начали десятками «увольнять» и «запрещать в служении» авторитетных иерархов Русской Церкви и «назначать» на их места таких же, как они сами, проходимцев, греков особо не смутило. Наряду с богоборцами-большевиками и предателями-обновленцами фанариоты стали еще одним источником скорбей для Русской Православной Церкви. Утвердившись, вопреки протестам значительной части греческих иерархов, на Константинопольской кафедре, Мелетий (Метаксакис) начал проводить в жизнь программу беспрецедентной экспансии Фанара в общемировом масштабе, причем главным объектом захвата стали части Русской Церкви, находившиеся как на территории бывшей Российской Империи, так и вне ее. В марте 1922 г. им был издан томос о праве Константинополя на «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах» 78 . Вслед за этим была образована Фиатирская митрополия с центром в Лондоне, которая стала претендовать на подчинение ей всей православной диаспоры (включая русскую) в Западной и Центральной Европе. В мае того же года была учреждена архиепископия Северной и Южной Америки с претензией подчинить ей все православные приходы на Американском континенте. В марте 1923 г. Патриарх Мелетий вмешался в церковные дела в Польше, «утвердив» избрание митрополитом Варшавским епископа Дионисия (Валединского). Наконец, в июле 1923 г. константинопольский Синод образовал в своей юрисдикции «Автономную митрополию Эстонии» и «Православную архиепископию Финляндии» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По его мнению, несмотря на то, что и российская богослужебная реформа XVII века не носила ни догматического, ни канонического характера, её проведение вызвало огромное народное смущение, приведшее к возникновению церковной схизмы. Митрополит Афинский Мелетий отметил, что для предотвращения раскола необходимо, во-первых, всеправославное согласование реформы и, во-вторых, переход не на григорианский, а на более точный календарь 106 . В результате дальнейшего обсуждения проблемы были приняты следующие синодальные постановления: 1 . Признать необходимость проведения реформы церковного календаря; 2 . Признать, что данная реформа не будет противоречить ни догматическим, ни каноническим церковным положениям; 3 . Условием проведения реформы признать одновременный переход на новый стиль всех Поместных Православных Церквей; 4 . Признать недопустимость перехода на григорианский календарь; 5 . Признать, что Греческое государство с целью облегчения экономических и политических контактов с европейскими странами может совершить переход на григорианский календарь; 6 . Отложить календарную реформу в Церкви вплоть до выработки более точной системы календарного исчисления 107 . В 1922 году революционное греческое правительство во главе с С. Гонатасом образовало особый Комитет по разработке проекта введения нового календарного стиля в Греческом государстве. В состав Комитета вошли министр экономики Г. Кофинас, министр юстиции П. Цицеклис и профессора архимандрит Хризостом (Пападопулос), Д. Эгинитос и Г. Аливазатос. В планы правительства входило единовременное введение григорианского календаря как в гражданской, так и в церковной жизни. Однако архимандрит Хризостом выступил с резкой критикой данного проекта, заявив о том, что григорианский календарь неприемлем для Православной Церкви и что реформирование календаря не может осуществляться Элладской Церковью в одностороннем порядке без обсуждения этого вопроса с иными Поместными Церквями и Константинопольским Патриархатом 108 . Данное мнение было услышано и легло в основу официального заключения Комитета, предоставленного правительству 16 января 1923 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В февр. 1921 г. митр. Дорофей прибыл в Великобританию на Лондонскую конференцию и скоропостижно скончался 6 марта. Новым местоблюстителем был избран митр. Кесарийский Николай (Саккопулос). 12 апр. 1921 г. вопреки требованиям афинского правительства не спешить с выборами в период политической и военной нестабильности К-польский Патриархат объявил о начале процедуры избрания патриарха. В ответ на это решение под давлением Афин 38 архиереев «новых территорий» собрались в мае на совещание в Адрианополе (ныне Эдирне), по итогам к-рого было решено направить на Фанар просьбу отложить избрание нового патриарха до окончания войны. Получив послание архиереев, Синод КПЦ принял решение отложить намеченные на 6 июня выборы на неопределенное время. Однако 6 окт. вопреки протестам со стороны большого числа архиереев была опубликована синодальная энциклика о безотлагательном проведении выборов, назначенных на 25 нояб. Афинское правительство безуспешно пыталось сорвать выборы, к-рые, кроме всего прочего, прошли с серьезными процессуальными нарушениями. В день выборов 7 синодальных митрополитов выступили за их перенос, но были выведены из состава Синода и заменены др. архиереями из числа присутствовавших. Сама процедура выборов была проведена с нарушением кворума, поскольку в них не принимали участия представители епархий КПЦ на территории Греции, и в итоге присутствовало меньше половины выборщиков (104 из 272). Несмотря ни на что, выборы были объявлены состоявшимися, и большинством голосов на Патриарший престол был избран убежденный сторонник Венизелоса Мелетий IV (Метаксакис) , каноническое положение к-рого на тот момент было весьма двусмысленным. Он занимал Афинскую кафедру (8 марта 1918 - нояб. 1920) во время пребывания у власти правительства Венизелоса, а после его поражения на выборах был смещен с нее. В должности Афинского митрополита был восстановлен роялист Феоклит (Минопулос), преданный церковному суду после удаления в 1917 г. греч. кор. Константина I. Мелетий не признал своего увольнения.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

По избрании на Александрийский престол бывш. Патриарха К-польского Мелетия II (Метаксакиса) (1926-1935) премьер-министр Египта просил удовлетворить нек-рые пожелания православных негреч. происхождения, что и было учтено при составлении «Органического закона Греко-православной Александрийской Патриархии» (27 июня 1934). История этого документа, регламентирующего устройство и управление АПЦ, восходит еще к адм. проектам Патриархов Никанора, Софрония и Фотия. 15 мая 1930 г. Патриарх Мелетий подписал «Положение о священническом служении» (76 статей), согласно к-рому ни один клирик не мог быть рукоположен без семинарского или университетского образования. Помимо богослужебных обязанностей клириков «Положение» регулирует порядок назначения и перемещения священнослужителей, перехода в Православие из др. конфессий, брака и развода и т. д. 13 нояб. 1931 г. Патриарх Мелетий выработал специальное «Положение о Синоде». 34 статьи этого «Положения» излагают порядок избрания Предстоятеля, архиереев, регламентируют финансовую и хозяйственную жизнь Патриархии и митрополий, судопроизводство, содержат положения об учебных заведениях, монашеской жизни и т. д. Согласно «Положению» Синод не может собираться без Патриарха. Поданный на одобрение егип. правительства «Органический закон» 1934 г., дополненный 13 мая 1938 г. при Патриархе Николае V , стал регулирующим фактором в жизни АПЦ. Согласно этому закону, состоящему из 11 глав, Патриарх избирается духовенством и правосл. паствой независимо от национального признака. Кандидат на Патриарший престол должен иметь богословское образование, быть не моложе 40 лет и не менее 10 лет прослужить в священном сане, быть архиереем, архимандритом или архидиаконом, безупречным в отношении веры и нравственности. Его избрание должно проходить в течение трехмесячного срока с момента вдовства престола. Место и время избрания устанавливаются Местоблюстителем, избираемым Свящ. Синодом. Если избранный Патриарх не имеет егип. подданства, он принимает его и получает признание со стороны властей страны. Патриарх поставляет епископов и проч. клириков Церкви, решает хозяйственные, судебно-правовые, догматические и богослужебные вопросы, ведает церковным просвещением, вопросами благотворительности и т. п.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010