Афанасий Иванов 1799–1805 до 1801 года епископ Платон Любарский 1805–1811 Иов Потемкин 1812–1823 Феофил Татарский 1823–1827до 1826 года епископ Онисифор Боровик 1827–1828 Гавриил Розанов 1828–1837 до 1832 года епископ Епископы Екатеринославские и Таганрогские: Анастасий Ключарев 1837–1838 Иннокентий Александров 1838–1853 Леонид Зарецкий 1853–1864 Платон Троепольский 1864–1868 Алексий Новоселов 1868–1871 Феодосий Макаревский 1871–1885 Серапион Маевский 1885–1891 Августин Гуляницкий 1891–1892 Владимир Шимкович 1892 Енисейская Учреждена в 1861 году. Кафедра в Красноярске. Епископы Енисейские и Красноярские: Никодим Казанцев 1861–1870 Павел Попов 1870–1873 Антоний Николаевский 1873–1881 Исаакий Положенский 1881–1886 Тихон Донебин 1886–1892 Александр Богданов 1892–1894 Акакий Заклинский 1894 Иркутская Учреждена в 1706 году. 32 Кафедра в Иркутске. Епископы и архиепископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714 Игнатий Смола 1721 Иннокентий Кульчицкий, святой 1727–1731 Иннокентий Неронович 1732–1746 Софроний Кристалевский 1753–1771 Михаил Миткевич 1772–1789 Вениамин Багрянский 1789–1814 Михаил Бурдуков 1814–1830 с 1826 года архиепископ Ириней Несторович, архиеп. 1830–1831 Мелетий Леонтович, архиеп. 1831–1835 Иннокентий Александров 1835–1838 Нил Исакович 1838–1853 с 1840 года архиепископ Афанасий Соколов, архиеп. 1853–1856 Евсевий Орлинский 1856–1860 с 1858 года архипископ Парфений Попов 1860–1873 с 1863 года архиепископ Вениамин Благонравов 1873–1892 с 1878 года архиепископ Тихон Донебин 1892 с 1894 года архиепископ Иркутский и Верхоленский Киренское викариатство Учреждено в 1883 году. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889 Агафангел Преображенский 1889–1893 Никодим Преображенский 1893 Казанская Учреждена в 1555 году. Кафедра в Казани. Архиепископы Казанские и Свияжские: Гурий Руготин, святой 1555–1563 Герман Садырев-Полев, святой 1564–1567 Лаврентий 1568–1574 Вассиан 1575 Тихон Хворостинин 1575–1576 Иеремия 1576–1581 Косма 1581–1583 Тихон 1583–1589 с 1589 года митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя преосв. Кирилла Богословского-Платонова, архиепископа Подольского и Брацлавского, воспоминается с любовью бывшими его товарищами по воспитанию, которые не находят похвал этой кроткой, братолюбивой и боголюбивой душе и сердцу младенчески непорочному, – слушателями его уроков, проникнутых участием души, – подчиненными, которые за любовь не знали перед ним страха, – священнослужителями в тех паствах, где он проходил святительское служение, и – всеми, кто только имел счастье находиться с ним в каких-либо отношениях. Путь его служения Церкви и обществу начался в месте его воспитания, где он был три года в звании наставника; отсюда в 1817 г. переведен был в Полтавскую семинарию ректором, из которой – в Московскую академию; потом произведен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. Речи и поучения, которые он произносил при каждом священнослужении и при ежегодных посещениях паствы, проникнуты тем благодатным помазанием, которое сообщает простому слову силу и духовную сладость и всех питает, по мере их духовного возраста и разумения. Преосв. Кирилл скончался в 1841 г. в Великий пяток и погребен в Александроневской лавре в Феодоровской церкви, где он не один раз совершал богослужение, когда был наставником академии 228 . Преосв. Моисей Платонов, из воспитанников 1-го курса, бакалавр здешней академии, потом профессор и ректор Киевской академии, доктор богословия, с 1823 г. епископ Старорусский, викарий Новгородской митрополии, с 1827 г. Вологодский, с 1828 Саратовский, с 1832 г. архиепископ, экзарх Грузии; скончался в 1834 г. Преосв. Мелетий Леонтович, воспитанник 1-го курса здешней академии; проходил служение в разных местах, повсюду украшаясь христианскими доблестями; скончался в 1840 году Харьковским архиепископом. Преосв. Гавриил Городков , воспитанник 1-го курса здешней академии, с 1828 г. епископ Калужский, с 1831 г. Могилевский; в 1834 г. возведен в сан архиепископа; в 1837 г. переведен в Рязанскую епархию. Преосв. Венедикт Григорович, дважды прошел полный курс акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В Петербургской Академии вслед за преосвященным Филаретом (Дроздовым) на русском языке читал лекции Григорий (Постников) , впоследствии митрополит, а в Москве – Кирилл (Богословский-Платонов) , в Киеве – ректор архимандрит Моисей , а за ним святой Мелетий (Леонтович). Постепенно и в Семинариях латынь стала выходить из употребления, оставаясь лишь одним из учебных предметов. В 40-е годы уже во всех школах богословие преподавалось на русском языке. При обер-прокуроре Протасове в связи с общим изменением церковно-политического курса поставлен был вопрос о пересмотре уставов 1814 года. Но комиссия Духовных училищ не захотела поддержать замысел обер-прокурора. Тогда Протасов пошел на роспуск комиссии, вместо которой в 1839 году было учреждено Духовно-учебное управление, действовавшее не как авторитетная коллегия, а как служебное подразделение, подчиненное обер-прокурору. Замысел Протасова клонился к тому, чтобы понизить образовательно-культурный уровень Духовных школ, который казался ему не соответствующим потребностям церковной жизни. Протасов крепко бранил «мертвящую ученость», особенно доставалось от него «нечестивой и безбожной науке» философии. В Семинариях, считал он, курс наук необходимо приспособить к условиям сельской жизни: «Из Семинарий поступают в священники по селам. Им надобно знать сельский быт и уметь быть полезными крестьянину даже в его делах житейских. И так, на что такая огромная богословия сельскому священнику? К чему нужна ему философия, наука вольномыслия, вздоров, эгоизма, фанфаронства? На что ему тригонометрия, дифференциалы, интегралы? Пусть лучше затвердит хорошенько катехизисы, церковный устав, нотное пение. И довольно. Высокие науки пусть останутся в Академиях», – так передавал наставления Протасова ректор Вятской Семинарии архимандрит Никодим (Казанцев). Всему духовному образованию Протасов предлагал придать направление, «сообразное с нуждами сельских прихожан». Проведению Протасовской реформы решительно воспротивился митрополит Московский Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

57 По Уставу Православной Церкви на Пасху и двунадесятые праздники, а также по воскресным дням коленопреклоненные молитвы не совершаются. 58 Сет. Афанасий, Патриарх Цареградский, Лувенский чудотворец (1580–1654), с юных лет подвизался на Афоне. За свое благочестие и образованность был возведен в сан митрополита Фессалоникийского. Трижды избирался на патриарший престол и, в результате гонений и интриг магометан, трижды низводился с него. В 1653 г. прибыл с визитом в Москву и, получив от царя щедрую милостыню, отправился на родину. Во время остановки в Лубенском монастыре (Полтава) заболел и скончался на молитве коленопреклоненный. Мощи его до сих пор нетленны и сохраняют сидячую позу (так погребают восточных патриархов). Прославлен в лике святых в 1662 г., память совершается 2/15мая. Ныне мощи открыто почивают в харьковском Благовещенском соборе. (ЖМП. 1947. 10. С. 25–27). Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (06.11.1784–29.02.1840), в 1814 г. окончил СПб. духовную академию; с 1824 г. – ректор Киевской Духовной академии; с 1828 по 1835 г. был на сибирских кафедрах, просвещал язычников. С 1835 г. – архиепископ Харьковский. Оставил по себе светлую память благочестием, кротостью, нищелюбием, нестяжательностью. Был прославлен в лике местночтимых святых, с 1978 г. Определением Священного Синода РПЦ имя святителя внесено во всероссийские святцы. Мощи открыто почивают в харьковском Благовещенском соборе. 59 Матушка прозорливо указала на будущее монашеское поприще Александра, названного в постриге, спустя 20 лет, Софронием – в честь иерусалимского святителя. – Ред. 60 По словам матушки Наталии, в разное время ей являлся святитель Феодосий Черниговский и апостолы Петр и Павел вместе с Иоанном Богословом – автор. 61 Протоиерей Петр Бахтин, 1920 года рождения, офицер запаса. Участник Финской и Отечественной войн. Награжден четырьмя боевыми орденами и восемью медалями. В 1949 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1951 г. был арестован, осужден по ст. 58, ч. 2 УК РСФСР за религиозную пропаганду. Через пять лет из заключения освобожден. В 1958 г. рукоположен во пресвитера. Воспитал троих сыновей: Алексей, Сергий – священники, Александр – диакон. Все служат в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питирим, епископ, свт. рукоположен между 1441–1447 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона, епископ, свт. поставлен в конце 1455 06.06.1470 Филофей (Амфилохий), епископ рукоположен с 02.11.1471 до 1472 переименован епископ Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ бывший епископ Великопермский с 1472 до апреля 1501 неизвестно В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Имена Сведения Арсений I (Москвин), епископ бывший епископ Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 епископ Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский), епископ рукоположен с 05.02.1800 24.12.1801 Иустин (Вишневский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; 31.01.182 Дионисий (Цветаев), епископ рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; 24.04.1846 Мелетий (Леонтович), епископ, свт. бывший епископ Чигиринский. викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиепископ Иркутский и Нерчинский бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 08.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведён в сан архиепископ Пермского и Верхотурского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Имена Сведения бывший епископ Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 05.07.1868 Антоний (Смолин), епископ бывший епископ Пензенский и Саранский с 11.04.1854 архиепископ с 21.08.1868 на покое; 21.12.1876 Вассиан (Чудновский), епископ бывший епископ Екатеринбургский, с 16.04.1872 по 09.09.1876 викарий Пермской епархии с 09.09.1876 03.01.1883 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Курский и Белгородский с 19.03.1883 по 29.01.1885 переименован епископ Пермский и Соликамский Пермская и Соликамская С 29 января 1885 года

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Неск. выпускников стали известными иерархами др. Поместных Церквей (ПЦ): митр. Сербской ПЦ Михаил (Йованович) , митр. Болгарской ПЦ Климент (Друмев), еп. Румынской ПЦ Филарет (Скрибан-Попеску) и др. Неск. выпускников и преподавателей этого периода почитаются в лике святых: Иннокентий (Борисов), Мелетий (Леонтович), Феофан Затворник (Говоров) . 1869-1900 гг. 30 мая 1869 г. имп. Александр II утвердил новый устав духовных академий. В КДА этот устав был введен уже в 1869/70 уч. г. По новому уставу штат состоял из ректора, инспектора, 9 ординарных профессоров, 9 экстраординарных профессоров, 8 доцентов, 3 лекторов, помощника инспектора, библиотекаря, помощника библиотекаря, секретаря Совета и Правления, помощника секретаря, эконома и врача. Кроме того, устав допускал наличие в академиях приват-доцентов, для к-рых штатные оклады не выделялись. Устав предполагал одновременное обучение в академии не 2 (как ранее), а 4 курсов. Поэтому с 1869 г. набор студентов в КДА осуществлялся ежегодно. В результате к 1873 г. в КДА было уже 4 полных студенческих курса и соответственно ежегодными стали академические выпуски. Количество казеннокоштных студентов КДА определялось в 120 чел. (по 30 на курсе). На содержание КДА в год отпускалось по 100,4 тыс. р. Новый устав предполагал существенные перемены как в учебном процессе, так и во внутреннем устройстве академии. В соответствии с требованиями устава 1869 г. в КДА была введена специализация и открыто 3 отд-ния (богословское, церковно-историческое и церковно-практическое). Первыми помощниками ректора по 3 отд-ниям были избраны профессора Д. В. Поспехов (по богословскому отд-нию), Малышевский (по церковно-историческому отд-нию) и Певницкий (по церковно-практическому отделению). Инспектором был избран архим. Сильвестр (Малеванский ; впосл. епископ), к-рый занимал эту должность еще с 1862 г. Цензурный комитет при КДА был упразднен 18 авг. 1871 г. Устав 1869 г. вводил ряд новых предметов, и в КДА образовалось неск. вакансий, требовавших скорейшего замещения.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Третья часть также разделялась на 3 подраздела: 1) об определении Божественного суда, 2) об исполнении Божественного определения в смерти каждого человека и 3) об исполнении Божественного определения при конце мира. Эта система имела очевидные недостатки. Главный из них - полное отсутствие учения о Церкви. Тем не менее структура курса архим. Моисея оказала заметное влияние на преподавание профессоров последующих лет. В марте 1824 г. архим. Моисей был хиротонисан во епископа Старорусского и покинул Киев. Ректорскую должность занял свт. Мелетий (Леонтович), к-рый преподавал Свящ. Писание, а чтение догматики поручил новому инспектору архим. Смарагду (Крыжановскому; впосл. архиепископ). Судя по сохранившимся экзаменационным программам 1824-1825 гг. (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 276, 332), его курс во многом совпадал с программой лекций архиеп. Моисея и включал введение в богословие и догматику. Однако в догматическом курсе архим. Смарагда встречается ряд частных отступлений от программы архиеп. Моисея. Кроме того, если введение в богословие архиеп. Смарагд читал по-латыни, то лекции по догматике - уже по-русски. Еп. Иннокентий (Борисов), ректор КДА. Портрет. XIX в. Еп. Иннокентий (Борисов), ректор КДА. Портрет. XIX в. В 1826 г. новым ректором и профессором богословия КДА стал архим. Кирилл (Куницкий; впосл. епископ). В отличие от выпускников СПбДА архиеп. Моисея и свт. Мелетия еп. Кирилл был воспитанником Киево-Могилянской академии, что отразилось на структуре его богословского курса. Фактически он вернулся к дореформенной схеме преподавания богословия. Возможно, это было связано с его симпатией к старой школе Киевского митр. Евгения (Болховитинова). Лекции еп. Кирилла состоят из «Введения в христианское богословие» (prolegomena) и 2 основных частей: «О Боге в Самом Себе» (ad intra) и «О Боге во вне» (ad extra). Такое деление восходит к догматике архиеп. Феофана (Прокоповича). Во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. оно считалось нормативным. В частности, именно такая структура богословского курса зафиксирована в Академической инструкции 1763 г.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Преподаватели нач. ХХ в. не оставили целостных курсов догматики, публиковали лишь статьи на отдельные темы. Напр., Скабалланович, известный прежде всего трудами в области исторической литургики, является автором и неск. статей догматического характера (см., напр.: Хранение догмата в Церкви//ТКДА. 1910. 9. С. 17-77; О символическом богословии//Там же. 1911. 11. С. 534-566). Кроме того, на рубеже XIX и ХХ вв. в КДА возрастает интерес к собственной традиции изучения и преподавания догматики. Так, Ястребову принадлежит заслуга реконструкции и сравнительного изучения богословских курсов архиеп. Моисея (Богданова-Платонова-Антипова), свт. Иннокентия (Борисова), архим. Димитрия (Муретова). Эту линию продолжил и Скабалланович, занимавшийся изучением богословского наследия архиеп. Димитрия и еп. Сильвестра. В. В. Бурега, игум. Сильвестр (Стойчев) Нравственное богословие После открытия КДА нравственное богословие преподавалось как часть общего богословского курса. Первый профессор богословия в КДА, ректор архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов), в основу лекций по нравственному («деятельному») богословию положил 2-ю ч. руководства еп. Феофилакта (Горского) «Orthodoxae orientalis ecclesiae dogmata, seu doctrina christiana de agendis» (Учение православной восточной Церкви, или Христианское деятельное учение. СПб., 1818). Его преемник, ректор свт. Мелетий (Леонтович), строил свой курс нравственного богословия под влиянием «Христианского нравоучения, или Богословия деятельного» свт. Иннокентия (Смирнова) . Об интересе студентов КДА к нравственному богословию свидетельствует изданный в 1824 г. сборник студенческих статей. В нем, в частности, помещены статьи «О признаках повреждения человеческого в самой природе человека» и «О совести в поврежденном ее состоянии». Хотя авторы статей в сборнике не указаны, но, по свидетельству В. И. Аскоченского , 1-я из них была написана студентом И. А. Борисовым (впосл. архиепископ свт. Иннокентий). Тем не менее до 30-х гг. XIX в. оригинального курса нравственного богословия в КДА, по-видимому, выработано не было. Христ. этика составляла особый раздел в лекциях по философии проф. прот. Иоанна Скворцова. В 20-х гг. XIX в. он читал этику по лат. изданию книги Франца Самуэля Карпе «Institutiones philosophiae» (Наставления в философии; Viennae, 1804-1805. 3 vol.).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Иркутская Учреждена в 1727 году Иркутская и Нерчинская Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., бывший еп. Переславль-Залесский, начальник Китайской духовной миссии с 15.01.1727 архиеп. Минский и Волынский †27.11.1731 Иннокентий (Неронович) епископ, рукоположен с 25.11.1732 †26.07.1746 Софроний (Кристалевский) епископ, свт., рукоположен с 18.04.1753 †30.03.1771 Михаил (Миткевич) епископ, рукоположен со 2.08.1772 †1.08.1789 Вениамин (Багрянский) епископ, рукоположен с 9.12.1789 †8.06.1814 Михаил (Бурдуков) епископ, рукоположен с 18.10.1814 по 31.05.1816 переименован en. Иркутский, Нерчинский и Якутский Иркутская, Нерчинская и Якутская С 31 мая 1816 года Михаил (Бурдуков) епископ, бывший еп. Иркутский и Нерчинский с 31.05.1816, архиепископ с 22.08.1826 †5.06.1830 Ириней (Нестерович) архиепископ, бывший еп. Пензенский и Саранский 26.07.1830 по 28.06.1831 на покое; †18.05.1864 Мелетий (Леонтович) архиепископ, свт., бывший еп. Пермский и Екатеринбургский с 18.07.1831 по 22.06.1835 архиеп. Слободско- Украинский и Харьковский Иннокентий (Александров) епископ, бывший еп. Слободско- Украинский и Харьковский с 22.07.1835 по 23.04.1838 еп. Екатеринославский и Таганрогский Нил (Исакович) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 23.04.1838 архиепископ с 13.04.1840 по 24.12.1853 архиеп. Ярославский и Ростовский Афанасий (Соколов) архиепископ, бывший еп. Томский и Енисейский с 24.12.1853 по 3.11.1856 архиеп. Казанский и Свияжский Евсевий (Орлинский) епископ, бывший еп. Самарский и Ставропольский с 3.11.1856 архиепископ с 23.03.1858 по 16.11.1859 переименован архиеп. Иркутский и Нерчинский Иркутская и Нерчинская С16 ноября 1859 года Евсевий (Орлинский) архиепископ, бывший архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский с 16.11.1859 по 29.08.1860 архиеп. Могилевский и Мстиславский Парфений (Попов) епископ, бывший еп. Томский и Енисейский с 13.09.1860 архиепископ с 31.03.1863 †21.01.1873 Вениамин (Благонравов) епископ, бывший еп. Камчатский. Курильский и Алеутский, с 31.03. 1873 архиепископ с 16.04.1878

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128881.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010