7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому . Пророк говорит, что они не только ходят в одном и том же месте, но находятся вместе на том же пастбище, когда пища готова, не так, чтобы изменилась природа, но нравы жизни: по его словам, волк не изменится в агнца, но, оставаясь в диком состоянии и имея господство по храбрости, он тем не менее не будет причи­нять смиренному вреда. И в другом месте Св. Писание сви­репых начальников называет арабскими волками. И барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе . Каждый из зверей оставить свой дикий нрав; это значит тоже, что сказано выше: обличит языцы многи. Не то удивительно, что Он произнесет суд и обличит славных земли, но более удивительно то, что Он вложит в людей такие добродетели, что они станут подражателями небесных путников, и вели­ких и малых подчинить тому же закону, чтобы никто не мог обижать бедных. Таковы дела Творца Бога. И малое дитя будет водить их . Они будут так согласны, что не будут нуждаться ни в законах, ни в чем-либо ином подобном, но каждый будет управлять только самим собою, как и говорится: закон положен не для праведника (1Тим.1:9). Если кто придет для управления христианским городом, где все следуют Христу, то, хотя бы он и весьма мало знал и даже был малым отро­ком, тем не менее, обещая направлять жизнь по христиан­ским нравам, он тотчас поведет всех легко, и они своему явившемуся вождю никогда не причинят никакой неприятности. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе . Эти слова означают для нас тоже, что и прежние, т.е., жестокие и разумные будут обитать вместе, и, вследствие благочестия, не будут обижать друг друга. Смотри, как он низводит речь до малых отроков, которых ныне и видим обнаруживающими такую добродетель благочестия в отроческом возрасте. И лев, как вол, будет есть солому . Если ты видел какого-либо полководца, который приготовлял свою обильную трапезу из награбленного, ел и пил таким образом, по­добно неистовому льву, пожирал тела и размельчал кости других, свою трапезу наполнял кровью и мясом, а потом увидишь его, под влиянием благочестия, то постящимся, то умеренно употребляющим пищу, — тогда ты вспомни слова про­рока, говорящего: как вол, будет есть солому , так как он изменил свою дикость и грубость, не только относительно обще­ства, но и относительно трапезы, так что в нем невозможно более найти свойств дикости и грубости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

7. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому . Пророк говорит, что они не только ходят в одном и том же месте, но находятся вместе на том же пастбище, когда пища готова, не так, чтобы изменилась природа, но нравы жизни: по его словам, волк не изменится в агнца, но, оставаясь в диком состоянии и имея господство по храбрости, он тем не менее не будет причинять смиренному вреда. И в другом месте Св. Писание свирепых начальников называет арабскими волками. И барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе . Каждый из зверей оставить свой дикий нрав; это значит тоже, что сказано выше: обличит языцы многи. Не то удивительно, что Он произнесет суд и обличит славных земли, но более удивительно то, что Он вложит в людей такие добродетели, что они станут подражателями небесных путников, и великих и малых подчинить тому же закону, чтобы никто не мог обижать бедных. Таковы дела Творца Бога. И малое дитя будет водить их . Они будут так согласны, что не будут нуждаться ни в законах, ни в чем-либо ином подобном, но каждый будет управлять только самим собою, как и говорится: закон положен не для праведника (1Тим.1:9). Если кто придет для управления христианским городом, где все следуют Христу, то, хотя бы он и весьма мало знал и даже был малым отроком, тем не менее, обещая направлять жизнь по христианским нравам, он тотчас поведет всех легко, и они своему явившемуся вождю никогда не причинят никакой неприятности. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе . Эти слова означают для нас тоже, что и прежние, т.е., жестокие и разумные будут обитать вместе, и, вследствие благочестия, не будут обижать друг друга. Смотри, как он низводит речь до малых отроков, которых ныне и видим обнаруживающими такую добродетель благочестия в отроческом возрасте. И лев, как вол, будет есть солому . Если ты видел какого-либо полководца, который приготовлял свою обильную трапезу из награбленного, ел и пил таким образом, подобно неистовому льву, пожирал тела и размельчал кости других, свою трапезу наполнял кровью и мясом, а потом увидишь его, под влиянием благочестия, то постящимся, то умеренно употребляющим пищу, — тогда ты вспомни слова пророка, говорящего: как вол, будет есть солому , так как он изменил свою дикость и грубость, не только относительно общества, но и относительно трапезы, так что в нем невозможно более найти свойств дикости и грубости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Они напитались и насытились, возвысили сердца свои и забыли Меня. Но Я, говорит, буду для них, как львица или пантера, о которой выше мы подробно говорили, и как барс на дороге ассирийской, когда ассирияне уведут их в плен, и буду нападать на них, как медведица, лишенная детей или голодная, и буду раздирать у них все те главнейшие части тела, от которых зависит жизнь (universa vitalia). Писавшие о природе животных говорят, что из числа зверей ни один не бывает столь жестоким, как медведица, когда она потеряет детей или когда бывает голодною. Господь угрожает им жестокостью не только пантеры, барса и медведицы, но также льва и всех зверей, рождающихся в лесах, и говорит, что Он уподобится всему этому для того, чтобы они, по отправлении в Ассирию, находясь там в тяжелом положении, приписывали свои бедствия не силе врагов, а могуществу и гневу Господа. При этом мы должны обратить внимание также на то, что Тот, Кто в Евангелии говорит верующим: приидите ко Мне вси труждающияся и обремененнии, и Аз упокою вы; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матф. 11. 28 и 30), теперь по пророку делается подобным пантере, барсу, медведице и льву для неверующих и не хотящих покаяться, и не только для израильтян, которые за идолослужение были поселены в городах или в горах мидийских, но также и для еретиков, которые вследствие своего высокомерия и суетных лжеучений забыли Бога своего, измыслили идолов и пошли в след чужих богов.    Ст. 9—11. Погубил ты себя, Израиль; ибо только во Мне помощь твоя. Где царь твой? Пуст он теперь спасет тебя во всех городах твоих! И [где судьи твои, о которых говорил ты: дай мне царя и князей? Я дам тебе царя во гневе Моем и отниму в негодовании Моем. LXX: При разрушении твоем, Израиль, кто поможет тебе? Где этот твой царь? И пуст он спасет тебя во всех городах твоих; пусть судит тебя он, о котором ты говорил: дай мне царя и князя. И Я дал тебе царя и князя, и дал тебе царя во гневе Моем и имел в негодовании Моем.    Вместо переведенного Семьюдесятью имел все перевели отнял.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

«– Да неужто и у них (то есть у зверей) Христос?» – спрашивает юноша в рассказе старца Зосимы, в «Братьях Карамазовых». «Как же может быть иначе, говорю ему, ибо для всех Слово, все создание и вся тварь, каждый листик устремляется к Слову, Богу славу поет, Христу плачет, себе неведомо тайной жития своего безгрешного совершает сие. Вон, говорю ему, в лесу скитается страшный медведь, грозный и свирепый, и ничем-то в том неповинный». И рассказал я ему, как приходил раз медведь к великому святому, спасавшемуся в лесу, в малой келейке, и умилился над ним великий святой, бесстрашно вышел к нему и подал ему хлеба кусок: «Ступай, дескать, Христос с тобой», и отошел свирепый зверь послушно и кротко, вреда не сделав. И умилился юноша на то, что отошел, вреда не сделав, и что и с ним Христос. «Ах, как, говорит, это хорошо, как все Божие хорошо и чудесно!» Сидит, задумался тихо и сладко». Да, тут есть какая-то незапамятно-древняя, все еще до конца не додуманная, постоянно возвращающаяся, неодолимая религиозная дума человечества не только о бесплотной святости, но и о святой плоти , о переходе человеческого в божеское не только через духовное, но и через животное – незапамятно-древняя и, вместе с тем, самая юная, новая, пророческая дума, полная великого страха и великого чаяния: как будто человек, вспоминая о «зверском» в собственной природе, то есть о незаконченном, движущемся превращаемом (ибо ведь животное и есть по преимуществу живое, не замершее, не остановившееся, легко и естественно преобразующееся, переливающееся из одной телесной формы в другую, как утверждает и современная наука о животной метаморфозе), вместе с тем предчувствует, что он, человек, – не последняя достигнутая цель, не последний неподвижный венец природы, а только путь, только переход, только временно через бездну переброшенный мост от дочеловеческого к сверхчеловеческому, от Зверя к Богу. Темный лик Зверя обращен к земле – но ведь у Зверя есть и крылья , а у человека их нет. Откровение св. Иоанна предвещает в самом конце мира, перед вторым пришествием – явление Зверя, который «выйдет из бездны». Первый Зверь, мудрейший из всех зверей, обитавших в раю, «древний дракон», окрыленный Змий, соблазнивший человека плодами с Древа Познания – «вкусите от них и откроются глаза ваши и станете, как боги» – даст этому второму Зверю, «силу свою, и престол свой, и великую власть». – «И дивилась вся земля, следя за Зверем. И поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему и кто может сразиться с ним? И отверз он уста для хулы на Бога. И дано было ему вести войну со святыми, и победить их; и дана ему была власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И творит он великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Беседа 21. Зверь из моря. Барс, медведь и лев. Кодирование сознания. Не давайте детям чупа-чупсы! Мать моя, иже на Небесех… «Агнец» из-под земли. Победят телевизоры. Штрих-код и борьба с наличными. 666 –число зверя. Я поздравляю всех с началом учебного года, с началом занятий нашей воскресной библейской школы для взрослых. Мы продолжаем с вами изучение Книги Откровение Иоанна Богослова. И сегодня мы будем рассматривать, может быть, наиболее сложную главу – это 13 глава Книги Откровение. Она является самой сложной потому, что в ней говорится о «начертании антихриста», о числе 666, – это такие вопросы, такие темы, которые интересуют многих людей, особенно в наше время. Итак, мы читаем 1 стих 13 главы: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» ( Откр.13:1 ). Что означает зверь, выходящий из моря? Прежде всего, надо определиться, что «море» – это множество народа. Море – это символ политической жизни нашей планеты: море шумит, и, как сказано в Писании, оно пенится срамотами своими: «свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими» ( Иуд.1:13 ). Как волны нечестивые люди пенятся. Ведь именно из мира политики и выйдет сын дьявола антихрист. Архиепископ Аверкий пишет: «Под этим “зверем, выходящим из моря”, почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из “моря житейского”». То есть выходящего из мира человеческих политических страстей. Это когда житейские интересы для людей доминируют. Вся современная политика не знает принципа теократии, власти Бога. Она придерживается гуманистических принципов, когда на место Творца ставят тварь, и интересы человеческого желудка ставят выше духовных интересов. В свое время безбожник Людвиг Фейербах так и заявлял: – Интересы человеческого желудка для меня важнее, чем разговоры о Боге. Эти гуманистические идеи, гуманизм, когда тварь, человек ставится на пьедестал, а о Боге забывают, – это очень опасное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В 7-й главе той же книги повествуется о видении самого Даниила (Дан. 7:1–28). Пророку предстали четыре зверя, выходящие из бушующего моря: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя клыками, барс с четырьмя крылами и четырьмя головами и чудище с железными зубами и десятью рогами. Среди этих рогов вырос новый рог, исторгший три других, и были на нём «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно». Затем на огненном престоле воссел Ветхий днями в белоснежных одеждах, «и судьи сели, и раскрылись книги». Жуткий зверь с говорящим рогом был убит и сожжён, а у прочих зверей была отнята власть. Даниил увидел, как «с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится». Один из предстоящих объяснил Даниилу: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков». Пророчества Даниила вызывали живой интерес: ведь этот пророк точно указал время пришествия Христа (Дан. 9:25–26). Описанные им четыре царства хорошо укладывались в мировую историю: Нововавилонское царство (золотой лев) сменила Персия (серебряный медведь), ее поглотила Македонская держава Александра, разделившаяся после его смерти (медный барс о 4 головах). А затем почти всю вселенную объединила в своих железных объятиях могучая Римская империя. От всех прочих её отличало отсутствие единого правящего этноса (что объясняло непохожесть олицетворявшего её чудища ни на какого зверя), а примесь глины к железу легко объяснялась постепенным смешением воинственных римлян с подчинёнными народами. Рога можно было соотнести с боровшимися за власть императорами, а «высокомерные уста», угнетающие «народ святых», естественно было отождествить с приходом Антихриста — за которым наступало Царство Божие. Именно такое толкование дал Книге Даниила св. Ипполит Римский (III в.), и позднее оно стало весьма популярно. Между прочим, Ипполит, подчитав сроки минувших царств, предположительно вычислил и время господства римлян: 500 лет. Любопытно, что между установлением империи при Августе (30 г. до Р.Х.) и её падением при Ромуле Августуле (476 г.) прошло почти ровно столько времени — 506 лет. Но «пала» только Западная половина. Восточная Римская империя, которую мы знаем как Византию, не просто уцелела: она просуществовала ещё без малого 1000 лет.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/86...

Второе царство изображено под символом ненасытного медведя: свирепость, прожорливость его наглядно указывают на следующее за вавилонским мидо-персидское мировое царство, действительно ненасытное в своих завоеваниях, как говорит о нем история. Три клыка во рту медведя указывают на Вавилон, Мидию и Персию, соединенные и объединенные под властью Кира и преемников его, поставившие общею для себя целью стремиться к удовлетворению ненасытных влечений своих воинственных персидских царей. Символом третьего царства служит барс с четырьмя птичьими крыльями на спине и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота и стремительность при захвате добычи ясно указывают на блестящее и славное своими воинственными доблестями царство греко-македонское, сильное, стремительное, распространившееся в лучшую пору своей истории «до пределов земли» ( 1Мак. 1:1–4 ). Четыре крыла на спине у барса указывают на четыре страны света, по которым простерлась власть этого царства при блестящем представителе его Александре В., «господствовавшем над областями и народами и властителями» и заставившем «землю умолкнут пред ним» ( 1Мак. 1:3–7 ), а четыре головы у того же зверя – на четыре главы-правителя громадной монархии Александра В., разделивших её между собою после его смерти. Наконец четвертый зверь, страшный и ужасный, необыкновенно сильный, с медными когтями и громадными железными зубами, которыми он пожирал и разрывал, а остатки попирал ногами, означает, по словам небожителя, что «четвертое царство будет на земле..., которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её» ( Дан. 7:23 ). Это последнее мировое царство, всесокрушающее, с железными зубами, страшное и ужасное для предшествующих ему царств, есть царство римское, пожиравшее в свое время всю землю, попиравшее и сокрушавшее все на пути к обладанию тогдашним миром. Десять рогов страшного зверя, явившийся среди них малый рог, уста которого стали богохульствовать, а сам рог стал преследовать святых и угнетать их, – все это, по словам небесного собеседника пророка, указываете на будущие события: «десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они будут преданы в руку его до времени, времен и полувремени» ( Дан. 7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

е. свирепость, хитрость, хищность, вступят в искреннее общение с простосердечными членами стада Христова, будут жить в Евангельской простоте и братолюбии, питаться одною духовною пищей и пить из одних источников спасения. 2) Барс будет лежат вместе с козленком. Барс – животное свирепое, жестокое, коварное, враждебное особенно для козлов, в движении чрезвычайно быстрое, нелюбящее покоя, – со временем, подобно кроткому животному, будет спокойно, мирно лежать вместе с козленком на одной пажити. Лежание в переносном смысле означает а) спокойствие духа, тихость, утешение, проистекающее от благодати, и б) обильное насыщение духовными благами – до сытости. Пророк этим хочет сказать, что жестокие враги Церкви Христовой, особенно те, которые коварно, лицемерно, с тайною злобою преследуют Христиан, посредством Евангельского учения сделавшись кроткими, вместе с меньшими братьями в царстве Христовом будут наслаждаться спокойствием духа, тишиной, благодушием и обилием всех духовных благ. 3) И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малый ребенок будет водит их. Теленок и откормленный бык для льва составляют лучшую добычу. Но со временем они вместе будут жить – миролюбиво. Это значит, что гордые, властолюбивые цари мира вступят в духовное общение с теми, которых они обрекали себе в добычу и которые подавали великую надежду Церкви, и преимущественно пред другими служили украшением для стада Христова; миролюбиво, охотно подчинятся руководству смиренных служителей Евангелия, не отличающихся ни достоинством, ни мудростью мирскою, ни могуществом и славою в мире, но в простоте сердца, без тщеславия и велеречия проповедающих Евангельское учение и указывающих стаду путь к пажити духовной жизни. 4) Корова и медведица будут пастись вместе, и дети их будут лежать вместе. Медведица особенно бывает алчна, свирепа, когда воспитывает детей. Но со временем она мирно будет пастись с коровою на одной пажити, т. е. жестокие, варварские народы и их вожди, учители, жрецы, обратившись к вере в Иисуса Христа, мирно будут жить в общении с духовными овцами стада Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13:2 ). Зверь, которого увидел апостол, в греческом подлиннике назван подобным леопарду, а точнее – пестрым зверем. То есть антихрист принесет с собой «пятнистую», лукавую идеологию; он будет казаться то добрым, то злым. Про таких обычно говорят – «скользкий тип». В Книге пророка Исаии об антихристе говорится как о змее извивающемся: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис. 27:1 ). Он никогда не будет ходить прямыми путями, но всегда будет извиваться. «Ноги у него – как у медведя» – страшные, мощные ноги, которыми он топчет, приминает к земле весь мир. «А пасть у него – как пасть у льва», то есть рот, все пожирающий. Антихрист хищный, обладающий чудовищной жестокостью, которая живет в его сердце. Но, как говорит преподобный Ефрем Сирин , антихрист первое время будет притворяться добрым, будет казаться милостивым, человеколюбивым, великим гуманистом, он совершит множество добрых дел, но во имя свое, а не во имя Бога Отца. «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13:2 ). Сам диавол передает антихристу свою силу – чародейскую, колдовскую – и престол свой, то есть он дает ему власть управлять демонами. Над кем имеет власть дракон? Над темными духами, и антихрист станет правителем этих духов. Какая есть власть у дракона? Власть над грешниками, власть воздействовать на людей через страсти, которую диавол тоже передает антихристу. Об этом надо помнить, ведь люди думают, что речь идет только о механическом порабощении. Порабощение будет через зло, живущее в сердце человека, и над этим злом, над человеческими страстями будет властвовать антихрист. Многие говорят, что создание компьютерной базы поможет антихристу вести учет людей. Однако это будет лишь «приложением», главное – власть духовная. Антихрист не приходит сейчас вовсе не потому, что компьютерная техника еще недостаточно развита, а потому, что Господь Бог сдерживает его приход. Еще не исполнилась воля Божия – распространение Евангелия среди всех народов земли. Антихрист мог бы прийти и в XVIII веке, и в XIX веке или в любое другое время, если бы Бог попустил: вопрос не в технике, а в его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И в Новом Завете выражение «сын Божий» часто относится не к Единородному от Отца, а к людям, усыновленным Богу по благодати. Например: Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф. 5:9 ), или у Луки о сподобившихся воскресения из мертвых: ибо они равны ангелам и суть сыны Божии ( Лк. 20:36 ). Подлинно возвышенным, небесным, эсхатологическим смыслом было наполнено другое семитское выражение: (Бар Энаш) – Сын Человеческий. Как ни парадоксально для нас сейчас, но арамейское Бар Энаш или Сын Человеческий, – это гораздо выше и больше, чем Сын Божий. Сын Человеческий – это образ Мессии, грядущего совершить суд над народами и всем миром. При этом речь не идет о человеческой или Божественной природе Мессии. В этом плане вопрос у пророков вообще не ставится. Нельзя, конечно, отрицать, что выражение Сын Человеческий (Бар Энаш) позволяет думать о том, что он будет человеком. Но подчеркивается пророками как раз не то, что он будет человеком (об этом и речи не было, это было очевидно), а то, что он некий высший, неземной, даже небесный человек. Такое представление пророков о Сыне Человеческом не противоречит ни христианскому учению о Мессии-Христе, как об истинном человеке, ни учению о Его Божественной природе. Образ Сына Человеческого раскрыт в ветхозаветных апокалипсисах Даниила, Ездры и Еноха. 9.1. Пророчество Даниила о Сыне Человеческом В первый год Валтасара, царя Вавилонского, пророку Даниилу в пророческих видениях были явлены грядущие судьбы мира. Пророк видит последовательную смену четырех царств в виде четырех зверей: льва, медведя, барса и четвертого зверя страшного и ужасного: Видел я (Даниил) в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «стань, ешь мяса много!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010