Соч. (избр.): Отдаточные книги Троице-Сергиева мон-ря 1649-1650 гг.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 198-220; Копийные книги Троице-Сергиева мон-ря XVI в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Вып. 18. С. 3-47; Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 1//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 302-376; То же: Ч. 2//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 129-200; То же: Ч. 3//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 197-253 (совм. с В. Д. Назаровым и Б. Н. Флорей); Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Очерки рус. дипломатики. М., 1970; Богословская преамбула жалованных грамот//ВИД. 1973. Вып. 5. С. 81-107; Монастырские док-ты о полит. борьбе сер. XVI в.//АЕ за 1973 г. М., 1974. С. 29-42; К изучению формуляра великокняжеских жалованных грамот кон. XIV - нач. XVI в.//ВИД. 1979. Вып. 11. С. 238-251; Рус. дипломатика. М., 1988; Финансы средневек. Руси. М., 1988; К вопросу о типологии фальсификаций источников эпохи средневековья: Ч. 1//АЕ за 1988 г. М., 1989. С. 25-30; То же: Ч. 2//АЕ за 1989 г. М., 1990. С. 50-54; То же: Ч. 3//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 34-40; То же: Ч. 4//АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 33-41; К предыстории идеи «Москва - Третий Рим»//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 262-273; Церк. юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 151-163; К вопросу о численности рус. войска и народонаселения в XVI в.//Реализм ист. мышления: Проблемы отеч. истории периода феодализма: Чт., посвящ. памяти А. Л. Станиславского. М., 1991. С. 112-115; Царский синодик 50-х гг. XVI в.//Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1993. Вып. 2. С. 44-67; Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Актовая археография. М., 1998; Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-45; К теории и практике сравнительного источниковедения//Норна у источника Судьбы: Сб. ст. в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 158-168; Теория собственности вообще и феод. собственность в частности//Собственность в России: Средневековье и раннее Новое время/Отв. ред.: Н. А. Горская. М., 2001. С. 7-40; Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневек. Русь. 2004. Вып. 4. С. 252-298 (совм. с Л. В. Столяровой); Россия и греч. мир в XVI в.: [Сб. док-тов и мат-лов]. М., 2004. Т. 1 (совм. с Л. В. Столяровой и Б. Н. Фонкичем); По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 г. и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537. М., 2007. С. 55-238; Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2010 (совм. с Л. В. Столяровой).

http://pravenc.ru/text/1683989.html

В. И. нельзя отождествлять с кн. Владимиром Брянским, к-рый, по данным Архангелогородского летописца (списки XVII-XVIII вв.), в 1365 г. принимал участие с вел. кн. Олегом Иоанновичем в разгроме под Шишовским лесом на Воине рати ордынского кн. Тагая (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 18. С. 73), т. к. более древние летописцы отмечают, что союзником правителя Рязани в этой битве был пронский кн. Владимир Димитриевич (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 436; Т. 15. Вып. 1. Стб. 80; Т. 18. СПб., 1913. С. 104 и др.). Ист.: Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского//ЧОИДР. 1871. Кн. 2: Мат-лы отеч. С. 33-37; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 25-28; Козляков В. Н. Дашковский сб. XVII в.//Рязанская вивлиофика: Ист. альманах. Рязань, 2000. Вып. 1. С. 9-20. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101-104; Квашнин-Самарин Н. [Д. ] По поводу Любецкого синодика//ЧОИДР. 1873. Кн. 4. С. 213-226; Клепатский П. Г. Очерки по истории Киевской земли. Од., 1912. Т. 1: Литовский период. С. 34-41; Русина О. В. Cibepьcka земля у ckлaдi Великого khязibcmba Литовського. К., 1998. С. 108-111; она же. Украïна niд татарами i Литвою//Украïна kpiзь biku. К., 1998. Т. 6. С. 30-36; З[айцев] А. К. Помянник черниговских князей//Письменные памятники истории Др. Руси: Аннот. кат.-справ./Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 107-109. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398) ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича

http://pravenc.ru/text/159130.html

   I. Для приготовления Иудеев Бог употреблял:    1) Обетования и пророчества о Мессии. И высочайше премудрый сообщал их народу своему с мудрою постепенностью, применительно к обстоятельствам времени, чтобы свет ведения о грядущем Спасителе был доступнее для очей веры. Так, сначала Мессия предвозвещается, как семя или потомок Авраама, Исаака и Иакова, о котором (семени) благословятся вся племена земная (Быт. 12:3; 18, 18; 22, 16 —18; 26, 4; 28, 14), как Примиритель и чаяние языков (Быт. 49:10); потом изображается великим Пророком, подобным Моисею (Втор. 18:15—18), Помазанником и Царем (Пс. 2), Царем вечным и священником по чину Мельхиседекову (Пс. 109); еще далее — Еммануилом, который родится от Девы (Ис. 7:14), Богом крепким (- 9, 6), агнцем, вземлющим грехи мipa (53), установителем нового завета (Иез. 34:23—31; Дан. 9:24—27). Вместе с тем открываемы были мало-помалу время будущего пришествия Мессии (Быт. 49:9—10; Дан. 9:24—27; Агг. 2:6—10; Мал. 3:1); колено, из которого Он имел произойти (2 Цар. 7:16; Ис. 11:1— 3; Иер. 23:5. 6); место, где имел родиться (Мих. 5:2), и все даже малейшие обстоятельства Его рождения (Пс. 71:10—11; Ис. 11:1—3), жизни (Ис. 9:1. 2; 26, 19; 35, 3—6; Зах. 9:9), смерти (Пс. 84:11. 12; 40, 10; 93, 21; 68, 22; Зах. 11:12. 13; 12, 10; Ис. 53:7) и воскресения (Пс. 70:20; Осии 6, 3), так, что когда действительно пришел на землю Мессия, внимательные Иудеи по этим признакам не могли не узнать Его.    2) Прообразования. Здесь бесконечная Благость, нисходя к немощи человека, облекала высокие свои обетования и пророчества о Мессии в чувственные образы, чтобы тем сильнее напечатлеть их в памяти народа и всегда представлять их как бы пред его глазами. К числу таких прообразований относились:    а) Некоторые происшествия и обстоятельства из жизни частных лиц, например: приношение Исаака в жертву, указывавшее на крестную смерть и воскресение Мессии (Иоан. 8:56); священство Мелхиседека, прообразовавшее вечное священство Христово (Евр. 5:6. 7); могущество и величие царствования Давидова и Соломонова, прообразовавшие могущество и славу дарства Христова (2 Цар. 7:13. 14; Иер. 33:14—18); пребывание пророка Ионы во чреве китове три дни и три нощи, знаменовавшее трехдневное пребывание Мессии в сердце земли (Мат. 12:40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

24 марта 1885 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени, а 14 мая 1896 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени «за отлично-усердное служение». 4 июля 1906 г. Калужский и Боровский еп. Вениамин (Муратовский) в кафедральном соборе отслужил по М. панихиду. 5 июля того же года состоялось погребение М. в соборе белёвского Преображенского мон-ря, к-рое возглавил Лаврентий (Некрасов) , еп. Тульский и Белёвский. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 2352. Л. 34, 37-37 об.; Д. 3005. Л. 1-16; Воспоминания Н. В. Троицкого//ГА Воронежской обл. Ф. 3138. Оп. 2. Д. 23. Соч.: Беседы о Божественной литургии. СПб., 18812; Слова, беседы и поучения...: 1856-1879. СПб., 1881; Беседы и поучения на дни великопостные, 1864-1879 гг. М., 1882; То же: Великопостные поучения: 1864-1879 гг. Калуга, 1898. Белёв, 19044; Беседа в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского, говоренная в Задонском мон-ре в 100-летний юбилей от кончины святителя//Воронежские ЕВ. 1883. 18. С. 747-752; О священных изображениях Правосл. Церкви. Воронеж, 1884; Беседа, говоренная в Воронежской семинарской церкви, при открытии братства во имя Воронежских святителей и чудотворцев Митрофана и Тихона. Воронеж, 1885; Слово, говоренное при погребении почившего в Бозе Высокопреосв. Серафима, архиеп. Воронежского и Задонского//Воронежские ЕВ. 1886. 10. С. 346-350; Слово в день празднования 300-летнего существования г. Воронежа//Там же. 11. С. 410-423; Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни и разные случаи. Оренбург, 1893. Вып. 3; Священная лира в уединении: Сб. стихотворений. К., 1902. Вып. 1; Тула, 1903. Вып. 2; Белёв, 1902/1903. Вып. 3; 1905. Вып. 4; 1905/1906. Вып. 5. Лит.: Сообщение [о назначении еп. Макария (Троицкого) епископом Оренбургским и Уральским]//Воронежские ЕВ. 1886. 11. С. 405; Прощание преосв. Макария со своей паствой//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. 14. С. 353-360; Введенский В., свящ. Памяти старца-епископа//Там же. 1906. 16. С. 594-598; Кончина преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского//Там же. 14. С. 495, 526; Памяти преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского//ПрибЦВед. 1906. 41. С. 2736-2738; Акиньшин А. Предок высшего сословия//Воронежский курьер: Газ. 1995. 25 февр.; он же. Еп. Макарий (Троицкий), викарий Воронежской епархии//Воронежский епарх. вестн. 1999. 2. С. 33-35; он же. Еп. Макарий (Троицкий), 1882-1886//Воронежские архипастыри. 2003. С. 437-441; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008. С. 133-139; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2; Шицкова М. А. Новые арх. мат-лы об истории книгораспространения в Оренбургской губ.//Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2010. 4(24). С. 27-29; Сергий (Петров), митр. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж, 2011.

http://pravenc.ru/text/2561404.html

Непосредственными учениками и продолжателями традиций Г. были книгописцы, работавшие в 3-й четв. XV в. в мон-ре Путна,- монахи Кассиан и Трифон ( Паскаль. 1991. С. 14-16; он же. Заметки о славяно-румын. рукописях Москвы//Romanoslavica. Bucur., 1992. Vol. 30. P. 310-311). Начиная с посл. четв. XV в. почерки, правописание и оформление кодексов книгописной школы Г. и его ближайших преемников оказывали воздействие на почерки, правописание и оформление украинско-белорус. рукописной и старопечатной книги, в частности на продукцию краковской кириллической типографии Ш. Фиоля . Лит.: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и кн. деятельности: Неизв. произв. Григория Цамблака, подражания ему и пер. мон. Гавриила. СПб., 1904. С. 27, 33-34, 81-82, 211, 298-299, 350-353, 360-362, 364-376, 378, 380-381; он же. Славянские и рус. рукописи румын. б-к. СПб., 1905. С. 208-210, 621-623, 627-630, 643-644, 664-667, 680-682, 684-685, 715-716, 727, 737-741, 794-795; Turdeanu E. Les lettres slaves en Moldavie: le moine Gabriel du monastere de Neamtu (1424-1449)//RES. 1951. Vol. 27. P. 267-278; Mircea I.-R. Contributions à la vie et l " œuvre de Gavril Uric//RESEE. 1968. 4. P. 573-594; Bogdan D. P. Paleografia romano-slava: Tratat i album. Bucur., 1978. P. 28, 64, 66-67, 72, 75, 92, 104-106, 109, 170, 179, 182, 189, 213-215, 220, 233, 246-249, 251-253, 256, 282, 300, 305, 311, 315-316, 318, 321-322, 334, 336; Бойчева П. Традициите на Търновска кн. школа и делото на Гаврил Урик//Търновска кн. школа. София, 1980. Кн. 2. С. 17-80; Ulea S. Gavril Uric: Studiu paleografic//Studii i cercetri de istoria artei. Ser. art plastic. Bucur., 1981. Vol. 28. P. 35-62; Михаила Г. Рукописи Гавриила Урика Нямецкого и их лит. значение//Там же. С. 81-88; Паскаль А. Д. Автограф молдав. книжника XV в. из ЦГАДА//СА. 1988. 5. С. 88-89; он же. Итоги и задачи изучения рукописей Гавриила Урика как ранних источников по истории слав.-молдав. книжности XV в.//Исследования по истории СССР доокт. периода. М., 1989. С. 4-32; он же. Источники по истории слав.-молдав. книжности XIV-XVI вв.: (По мат-лам хранилищ Москвы и Ленинграда): АКД. М., 1991. С. 52-53; он же. Новые данные о кн. деятельности Гавриила Урика Нямецкого//Търновска кн. школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 409-414; СтБЛ. С. 100; Иванова К. Два новототкрита автографа на Гаврил Урик (Предв. съобщ.)//Българистични студии. София, 2004. С. 104-113.

http://pravenc.ru/text/161279.html

Ист.: Отчет о состоянии КазДА за 1902-1903 уч. г. Каз., 1903. С. 22; Лекции иером. Виктора: [Отзыв]//Саратовские ЕВ. 1904. 7. С. 451-455; 8. С. 507-509; 9. С. 556-559; [О докладе иером. Виктора о совр. положении Иерусалимской миссии]//ПрибЦВед. 1908. 31. С. 1463-1465; Акты свт. Тихона. С. 182, 408, 532, 533, 540-546, 599, 600, 605-609, 634, 635, 851-852, 967; Лихачёв Д. С. Воспоминания. СПб., 1997. С. 356-358. Лит.: Дело еп. Островидова//Революция и церковь. 1919. 6-8. С. 100-101; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 127, 128. То же//Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 270-273; Польский. Ч. 2. С. 29, 33, 70-77; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996Р. С. 276, 330, 441, 445, 454, 464, 545, 600-602; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 167-172; Ожегин П. Гонения на епископов//Вятский епарх. вестн. 1992. 3 (23). С. 4; он же. Узник Соловков//Там же. 5 (25). С. 6; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 237-251; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 128; Семибратов В. К. Еп. Виктор (Островидов) - один из лидеров «церк. контрреволюции» в Вятском крае (по мат-лам УФСБ по Кировской обл.)//Из истории Вятских спецслужб и полиции (2-я пол. 19-го - 1-я пол. 20 в.). Киров, 1998. С. 121-127; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…» М., 1998. С. 15, 230, 269; Синодик СПб епархии. С. 9-10; Гомаюнов С. , иерей. Умы наши колеблются, сердца потеряли опору...: (О викторианском расколе в РПЦ в кон. 20-х гг. ХХ в.)//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5-6; То же//История Вятского края кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. Киров, 1998. С. 45-46; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 34, 50-65, 69, 144, 279-281, 285; Сухих А. , прот. Сеятель спасения//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5; Священноисп. Виктор (Островидов)// Дамаскин. Кн. 4. С. 116-153; То же//МисОб. 2002. 4 (78). С. 16-18; София (Розанова), игум. Житие исп. Виктора, еп. Глазовского, вик. Вятской епархии. Киров; Люберцы, 2000. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009; Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) - епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.

http://pravenc.ru/text/158530.html

Л. 40; Ф. Р-882. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1, 2; Ед. хр. 5. Л. 7; Ед. хр. 7. Л. 32-32 об., 49; Ед. хр. 9. Л. 3-4; Ед. хр. 23. Л. 1, 4, 7; Ед. хр. 26. Л. 1-3, 5-6, 8, 11-12; Ед. хр. 38. Л. 7/-8, 19-24; Ед. хр. 46. Л. 6; Ед. хр. 72; Ед. хр. 127. Л. 10. Ист.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского мон-ря. М., 1863; Переписные книги г. Москвы, сост. в 1738-1742 гг. М., 1881. Т. 3. С. 23; Повесть о Борисоглебском мон-ре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; Мат-лы для истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1890. С. 397-400, 423-427; Лопарёв Х. Повесть о Борисоглебском мон-ре (около Ростова) XVI в. СПб., 1892; Житие прп. Иринарха//РИБ. СПб., 1909. Т. 13. Лит.: Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29 С. 283-287; 30. С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Амфилохий (Сергиевский), архим. Ростовские древности: История построения церквей Ростовского Борисоглебского мон-ря//Вестн. Об-ва древнерус. искусства. М., 1876. Смесь. Отд. С. 1-3; Титов А. А. Ростовский Борисоглебский мон-рь, что на Устье, Ярославской епархии//ИВ. 1891. Т. 40. 6 (Дек.). С. 767-782; Антоний, архим. Ростовский второклассный Борисоглебский мон-рь и его основатели прп. Федор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Баниге В. С. , Брюсова В. Г. , Гнедовский Б. В. , Щапов Н. Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 159-179; Тюнина М. Н. Ростов Великий. Ярославль, 1969. С. 171-202; Кривоносов В. Т. , Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского мон-ря. М., 1987; Мельник А. Г. К истории Борисоглебского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1991. Вып. 1. С. 120-131; он же. О звоннице Борисоглебского мон-ря//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7. С. 215-226; он же.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Лит.: Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря, кон. XVI в., о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 1-8 паг.]; Леонид (Кавелин), архим. Троицкие столовые обиходники XV и XVI века// Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное… в 1841 г. Ч. 2: Приложения… архим. Леонида. М., 1879. С. 4-35. (ЧОИДР. 1879. Кн. 2); он же. Кормовая книга XVI в., б-ки Троицкой Сергиевой Лавры 821 л. 92//Там же. С. 35-56; он же. Монастырские столовые обиходники//Там же. 1880. Кн. 3. С. 1-113 паг.]; Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. С. 145-240; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897-1910. Т. 1. Вып. 1-2; Т. 2 [изд. подгот. З. В. Дмитриевой, Е. В. Крушельницкой и Т. И. Шабловой]. СПб., 2006; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; он же. Чиновники московского Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. (ЧОИДР. 1907. Кн. 4); Шаблова Т. И. Келарские обиходники Кирилло-Белозерского мон-ря как исторический источник//История Православия в России: люди, факты, источники. СПб., 1995. С. 51-61; она же. О трапезе в Кирилло-Белозерском мон-ре в сер. XVII в.: (По келарскому обиходнику 1655 г. Матфея Никифорова и Описи мон-ря 1601 г.)//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 25-46; она же (подгот. текста и введ.). Келарский обиходник старца Матфея Никифорова. М., 2002; она же. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII веках. СПб., 2012; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh./Hrsg. L. Steindorff et al. Köln; Weimar; W., 1998; Штайндорф Л. Сравнение источников об организации поминания усопших в Иосифо-Волоколамском и Троице-Сергиевом мон-рях в XVI в.//АЕ за 1996 г. М., 1998. С. 65-78; idem [Steindorff L.]. Realization vs. Standard: Commemorative Meals in the Iosif Volotskii Monastery in 1566/67//Rude & Barbarous Kingdom Revisited: Essays in Russian History and Culture in Honor of R. O. Crummey. Bloomington, 2008. P. 231-249; Горкина А. Н. Кампанологические данные в рукоп. монастырских уставах XVII в.//Мат-лы к «Энциклопедии муз. инструментов народов мира». СПб., 2003. Вып. 2. С. 26-55; Дмитриева З. В. Келарские приходные и расходные книги старца Кирилло-Белозерского мон-ря Матфея Никифорова (1654-1660 гг.)//Времена и судьбы: Сб. ст. в честь 75-летия В. М. Панеяха. СПб., 2006. С. 441-468; она же. Памяти келарей Кирилло-Белозерского мон-ря «о поминках и запасах»: 1560-1630-е гг.//ВЦИ. 2014. 1/2 (33/34). С. 5-47; Починская И. В. «Книга обиходная Кириллова монастыря» из собр. ЛАИ ИГНИ УРФУ//Вестн. ЕкатДС. 2015. Вып. 2(10). С. 65-105.

http://pravenc.ru/text/2578053.html

Иринарха Попова//Там же; Пархомович И. М. Деятельность архиеп. Иринарха в период управления им Кишиневской епархией//Кишиневские ЕВ. 1911. Отд. неофиц. 30/31. С. 1089-1109; 33/34. С. 1145-1165; 35. С. 1205-1226; 36. С. 1255-1272; 37. С. 1287-1302; он же. Иринарх в управлении Кишиневской епархией (1844-1858). Кишинев, 1911; ЖПодв. Дек. Ч. 1. С. 519-520; У Троицы в Академии: Юбил. сб. ист. мат-лов: 1814-1914 гг. М., 1914. С. 531, 540, 556; Лебедев А. Архиеп. Иаков (Вечерков)//РА. 1916. Кн. 1. 1/3. С. 198; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931; Дёгтев Ю. А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 113; Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999; Гаврилин А. В. Очерки истории Рижской епархии: XIX в. Рига, 1999; Стродс Х. П. Начало переселения латыш. крестьян в Россию в 40-60-е гг. 19 века//Россия и Балтия. М., 2000. С. 5-11; Михаил (Крастелёв), игум. Преосв. Иринарх (Попов), архиеп. Рязанский: Последние годы жизни//Рязанский богосл. вестн. 2010. 1(2); он же. Старообрядчество в Лифляндии в эпоху Николая I: Учреждение Рижского вик-ства//Челябинский гуманитарий. 2010. 1(10). С. 157-162; он же. Архиеп. Иринарх (Попов): Некоторые дополнения к биогр. сведениям//Там же. 2(11). С. 96-102. Игум. Михаил (Крастелёв), игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Иконография Сохранился поясной живописный портрет И., выполненный в 60-х - 70-х гг. XIX в. в составе цикла изображений Рязанских архиереев в мастерской Н. В. Шумова в Рязани (РИАМЗ). И. представлен сидящим почти прямолично, в светло-фиолетовой рясе и черном клобуке, левая рука с четками лежит на столике (указательный палец отставлен), на груди - панагия с образом Спасителя, справа и слева - по орденской звезде. У него широкое узнаваемое лицо, густые седые волосы до плеч, прямая раздвоенная борода средней длины, немного смещенная в правую сторону. Возможно, портрет создан на основе более раннего живописного оригинала или эстампа. По мн. деталям иконографии (звезды орденов св.

http://pravenc.ru/text/673977.html

Употребление предания в догматике определяется следующими правилами: 1) самое понятие о догматах и предании церкви показывает, что не только не должно пользоваться преданием несогласным со словом Божиим, как того безусловно требует слово Божие ( Гал. 1:7, 8 ; Мат. 15сл), но не должно принимать и обыкновенных человеческих мыслей без строгой поверки писанием. «Должно поверять, говорит св. Василий, писаниями то, что говорят учители и согласное с писанием принимать, и несогласное отвергать» 33 . 2) Так как предание древнее имело более удобств принять и со-хранить точный смысл изречений слова Божия, чем предание позднее: то первое должно быть в преимущественном внимании догматиста. 3) Как бы какой либо мнение о вере ни было бы блистательно, по важности ли автора, по кажущейся ли разумности своей: частное мнение всегда менее значит, чем учение вселенской церкви. Предпочитать частное вселенскому значит оскорблять здравый смысл и вводить в жизнь ряд неустройств, как это показал папизм, вызвавший реформацию 34 . 4) Свидетельства предания без сомнения должны быть приводимы преимущественно там, где смысл слов писания подвергается пререканиями спорам, и где предание в значении опытного употребления слов и мыслей писания может доставлять несомненное убеждение в точном значении спорного изречения. При таком значении предания, очевидно, нет нужды собирать многое из отцов церкви, во вред ясности мыслей и немногословию науки. 5) Церковь не всегда имела нужду излагать догматы веры с одинаковой ясностью и полнотой; «многое относящееся к кафолической вере, писал св. Августин, когда приводится в потрясение коварным беспокойством еретиков, чтобы могло быть защищено против них, и тщательнее рассматривается и яснее понимается и настойчивее исповедуется и вопрос, названный еретиком, становится случаем к научению» 35 . Отселе в догматическом богословии надобно предлагать церковное изложение догмата в связи с обстоятельствами времени. В таком случае учение церкви о том или другом предмете получит не только полную ясность и живость, но и определённость. В таком случае откроется, что церковь хотя не всегда одинаково излагала свои истины, но всегда одинаково верила им, тогда как враги её обращаясь к первому, и не принимая во внимание последнего, несправедливо укоряли её в неверности истине Божией. Впрочем изложение церковного учения в связи с историей аа) нужно только там, где само учение было в связи с обстоятельствами времени; бб) должно иметь столько места в догматике, сколько нужно, чтобы церковное учение получило для нас ясность и определённость. § 9. в) По отношению к учению разума

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010