Спаситель сказал для всех последователей своих: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся. Убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную ( Лук. 12. 4, 5 ). По этим словам, те грешники, которых душа убита нравственным злом по действию сатаны, в след за смертию телесною предаются мучению. В беседе с иудеями Спаситель говорит, что они не взойдут на небо ( Иоан. 8, 21 ), от того, что, не веруя в Него, умрут грешниками (ст. 23, 24), тогда как искренний ученик Его становится свободным и сильным силою истины (ст. 31, 32),– иначе грешнику, рабу греха, нельзя быть наследником в доме Отца небесного (ст. 35). Отселе видим, что грешнику, умирающему во грехе неверия иудейского, нельзя ожидать за гробом переселения на небо; но он, как лишенный жизни Божией, в след за смертию подвергается томительному страданию. В другом случае Спаситель показывает (Мат. 5, 22. 23) различные степени осуждения за грех,– за сердечное движение гнева ( δργζεσθαι) назначает суд Сердцеведца ( κρσις); за гнев выразившийся в слове укоризны – суд более тяжкий, суд пред людьми ( σονδριον), как установлено было Моисеем ( Втор. 17, 2 – 7 ; Числ. 11, 16 ) 736 , за гнев выразившийся в слове, лишающем человека его достоинства,– геенна, самая тяжкая казнь 737 .-·Пусть Спаситель говорит о неравенстве осуждения на суде человеческом: но вместе Он, как наставник духовной жизни, даст видеть, что правда Божия еще более правдолюбива и назначает наказания вполне сообразные с свойствами грехов, так что при влиянии милости своей не лишает и тяжких грешников надежды на прощение. Св. Иоанн в откровении зрел: и даде море мертвецы своя и смерть и ада даша своя мертвецы и суд прияша по делом своим. И смерть и ад ввержени быша в езеро огненное: се есть смерть вторая ( Апок. 20, 13. 14 ). По сему видению ад должен выслать своих обитателей на страшный суд, как и смерть свои жертвы, и потом обратится сам в геенну, иначе называемую здесь второю смертию. И след. ад представляется здесь с одной стороны местом умерших, отделенным от геенны, с другой таким, которого некогда не будет, но который до времени всеобщего суда служит местом заключения для грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Людмила 16 февраля 2012, 15:06 Да дело не в мерседесе как таковом.Ну есть у вас мерседес и слава Богу.Речь об отношении к материальным благам.Если стремление к ним(мат благам)становится главным в жизни человека,то о каком спасении души можно говорить.Тем паче,когда недуг этот повергнет священника,который не токмо о своей душе и о наших грешных душах радеть должен.А недуг сей особо в наше время людей " косит " .Беда в том,что духа Христова нет в нас,современных людях,во всех.Вроде и веруем и постимся,молимся,а духа Христова нет.Раньше ведь как,есть хлеб,слава Богу,нету-тоже слава Богу.Сейчас это редкость,слишком мудренными мы стали. Deus 15 февраля 2012, 16:07 Хороший свяшенник - это как хороший полицейский.. мало , но есть татьяна 15 февраля 2012, 14:22 Н-да... Вот ведь как всех зацепило... " Мерседес " у священника... Ну и у меня мерседес. Ну и что? Машина это средство передвижения! А священник - это средство для направления тебя ко Господу.Спаси вас всех Господи! Ездите на чем хотите, только спасите нас! Игорь Х. 15 февраля 2012, 10:33 Юрию. Обычно такие самообманчивые абстрактные " факты " сочиняют для самооправдания своего нахождения в болоте страстей. Софистика проста - клеветником сочиняется неподтверждённый негатив в отношении анонимного или известного священнослужителя и делается попытка мыльный пузырь бесчестия обобщить с Церковью. 1Тим.5:19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Как будут при очной ставке хулители смотреть в глаза оклеветанным им пастырям? Игорь Х. 15 февраля 2012, 09:33 Андрею Смирнову. Хождение пешком само по себе к Богу не приближает, равно, как и езда на дорогой машине сама по себе не отдаляет. Патриарх Сербский Павел за передвижение на автомобилях в т.ч. и на дорогих никого не осуждал. юрий 14 февраля 2012, 23:23 Один молодой священник как-то мне пожаловался,что служа в кафедральном сборе мало получает и жалуется на владыку .Прошло время и священник уже в другом приходе другой епархии.Приход богатый,за месяца два службы можно купить Форд фиесту за 1500уе.На приходе 4священника.Встречаю опять его.У него машина,снимает квартиру в городе и опять жалуется что мало денег,а семью нужно кормить и компьютер второму ребенку нужен.Интересно о чем думал он когда поступал в семинарию

http://pravoslavie.ru/51485.html

12. Мы искали солидарность, а пережили реальную соборность//Мы в России и зарубежье. 2007. 4 (47). С. 35-37 13. Ранние дневники о. Иоанна Кронштадтского и Л.Н. Толстого: поиск путей самопознания//Исповедальные тексты культуры. Материалы международной научной конференции. СПб., 2007. С.58-66 14. Миф и ритуал в романе И.А. Гончарова «Обломов»//Российская словесность: эстетика, теория, история. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию Б.Ф. Егорова. СПб-Самара, 2007. С. 197-200. 15. «Много я страдал…» Новая книга о святителе Игнатии Брянчанинове//Вода Живая (СПб Церковный вестник). 2008. 3. С.36-37 16. Пометы Н.В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация//Н.В.Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения: Мат-лы докладов и сообщений междунар. конф. М., 2008. С. 302-312 17. «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!» Св. прав. Иоанн Кронштадтский и адмирал С.О. Макаров (в соавторстве с А.Беляковым)//Родная Ладога. Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал. 2008. 2(4). С.73-82 18. Сурский  И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Примечания (в соавторстве с Т.Б.Ильинской). М., Отчий дом, 2008. С.583-649 19. Св. прав. Отец Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т.5. Примечания. М., 2009. С. 442-447 20. О. Иоанн Егоров. Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008  ЕГОРОВ Иоанн Федорович, авторы  Ю. В. Балакшина и свящ. А. Берташ. Том 18-й, М., 2008.  С. 36-38. 21. Возвращение «блудного сына»: отношения церкви и культуры на рубеже XIX – XX веков//Вода живая. Приложение. 2009. 3 (110). С. 23-32. 22.  С.П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках//Восьмые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и его литературное окружение. М., 2009. С.92-98 23. Была ли услышана «чистосердечная повесть» Н.В.Гоголя? история распространения «Авторской исповеди» в списках (К постановке проблемы)//Н.В.Гоголь. Материалы и исследования.  Вып. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 160-170 24. «Авторская исповедь»: парадоксы жанра. Тезисы//Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Тезисы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С.28-30

http://bogoslov.ru/person/4506664

15 окт. 1964 г. определением Синода новым местожительством Д. был определен Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь , однако в нояб. того же года он переехал в одесский во имя арх. Михаила жен. мон-рь в с. Александровка Одесской обл., где и окончил свои дни. Отпевание совершил митр. Иоанн (Кухтин) , бывш. Пражский. Д. похоронен в Свято-Михайловом мон-ре. Соч.: Первые впечатления на Родине//ЖМП. 1946. 9. С. 63-64. Арх.: Politisches Archiv des Auswartigen Amts Bonn. Inland I-D, 4757; Bundesarchiv Berlin. R 6/179. Bl. 42, 46, 95; Архив УФСБ по Псковской обл. Д. А-10676; Архив УКГБ РБ по Брестской обл. Д. 9774-с; ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 7. Л. 112, 113. Лит.: РПЦ и Великая Отечественная война: Сб. церк. док-тов. М., 1943. С. 33, 35; Александров Б. Поездка преосв. Фотия, архиеп. Орловского и Брянского, в Австрию и Чехословакию//ЖМП. 1945. 11. С. 14-19; Назначения на архиерейские кафедры//Там же. 1946. 3. С. 6; Указы Свят. Патр. Алексия//Там же. 1964. 7. С. 1; Определения Свящ. Синода//Там же. 1964. 11. С. 4; Герман (Роснянский), иером. Архиеп. Даниил: (Некролог)//Там же. 1965. 11. С. 22-24; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 25, 26, 289; В огне войны: РПЦ в 1941-1945 гг.: (По мат-лам Ленинградской епархии)/Публ.: М. В. Шкаровский//Рус. прошлое. СПб., 1994. Кн. 5. С. 292, 314, 315; Голиков Ф. , свящ. , Фомин С. Кровью убеленные: Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). М., 1999. С. 22, 23, 26; Цыпин. История РЦ. С. 319, 734; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 364; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 165; он же. Феномен экзархата Моск. Патриархии в оккупированной Прибалтике//Нестор. СПб.; Кишинёв, 2000. 1. С. 373-402. Свящ. Феодор Кривонос, М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/171266.html

8 окт. 1802 г. Новороссийская губ. разделена на Николаевскую (с 1803 Херсонская), Таврическую и Екатеринославскую губернии. 4 дек. 1803 г. от Н. и Д. е. отделена часть территории для присоединения к новооткрываемой Полтавско-Переяславской епархии (см. Полтавская и Миргородская епархия ). 16 дек. 1803 г. указом Синода Н. и Д. е. переименована в Екатеринославско-Херсонско-Таврическую. Тем же указом Новороссийский архиерейский дом с консисторией и семинарией предписывалось перенести из Новомиргорода в Екатеринослав. Это решение было следствием указа Синода от 25 июня 1803 г. о переводе епархиальных центров и семинарий в центры губерний. Консистория переехала в Екатеринослав 24 мая, семинария и штат архиерейского дома - в июле 1804 г. Архиеп. Афанасий и епархиальная канцелярия уехали из Новомиргорода 22 июня 1804 г. Ист.: О перемещении Новороссийского архиерейского дома с консисторией и семинарией//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1910. Вып. 6. С. 123-124. Лит.: Гавриил (Розанов), архиеп. Отрывок повествования о Новороссийском крае//ЗапООИД. 1853. Т. 3. С. 79-129; 1863. Т. 5. С. 420-490; Краткие сведения о местночтимой иконе Божией Матери, находящейся в Самарском Пустынно-Николаевском мон-ре//Екатеринославские ЕВ. 1872. Ч. неофиц. 18. С. 289-296; 19. С. 303-311; 20. С. 319-327; Никольский М. И. Записка о Екатеринославской семинарии//Там же. 14-16; 1874. 11-12; 1876. 9-14; 1877. 6-8, 22-23; 1878. 7-8, 10, 17-21; он же. Столетие Екатеринославской епархии//Там же. 1876. 14-19; 1877. 1-4; Феодосий (Макаревский), еп. Самарский Екатеринославской епархии Пустынно-Николаевский мон-рь. Екатеринослав, 1873; он же. Краткие сведения о Екатеринославской епархии вообще и о епископах ее//Екатеринославские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 8. С. 114-117; 9. С. 129-139; он же. Мат-лы для ист.-стат. описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII ст. Екатеринослав, 1880. Вып. 1: Нынешние уезды Екатеринославский, Верхнеднепровский, Новомосковский и Павлоградский; Корольков К. Н. Столетний юбилей г. Екатеринослава: 1787 9 мая - 1887 гг. Екатеринослав, 1887; Беднов В. А. Столетний юбилей существования архиерейского дома и семинарии в Екатеринославе//Екатеринославские ЕВ. 1904. 23. С. 685-700; он же. Перенесение архиерейской кафедры из Новомиргорода в Екатеринослав//Летопись Екатеринославской УАК. Екатеринослав, 1908. Вып. 4. С. 273-314; он же. Док-ты, относящиеся к истории Екатеринославской ДС//Там же. 1912. Вып. 8. С. 185-260.

http://pravenc.ru/text/2577857.html

Младший сын М.-П. Владимир (1798-1854) - участник «Северного общества», знакомый Пушкина, владелец Настасьино (с 1829) и Иловны. Его жена - Эмилия Карловна, урожд. Шернваль фон Валлен (1810-1846). В честь святых Кирика и Иулитты, память к-рых празднуется в день именин Владимира (15/28 июля), был освящен придел усадебной церкви в Валуеве. Александр Алексеевич (1788-1813), средний сын М.-П., рано поступил на военную службу, имел боевой опыт во время войны с Турцией в 1808-1809 гг., с 1812 г. воевал в отряде атамана М. И. Платова, был произведен в майоры. М.-П. видел в Александре, члене Об-ва истории и древностей российских, продолжателя своего дела - собирателя и издателя российских древностей. Александром был издан перевод «Речи Флавиана, патриарха Антиохийского, к греческому императору Феодосию» (М., 1804, 18132). Но 23 марта 1813 г. Александр был смертельно ранен на поле боя под г. Люнебургом, это известие еще больше подорвало силы и здоровье М.-П. Отпевание М.-П. состоялось в Богоявленском соборе Москвы, гроб с его останками крестьяне перенесли на руках для погребения в усадьбу Иловна. В связи с созданием Рыбинского водохранилища все постройки усадеб Иловна и Борисоглеб в 1937-1940 гг., а также Кирилло-Афанасьевский монастырь были разрушены, территории затоплены; остатки усадьбы Иловна выявлены под водой в 2016-2017 гг. Ист.: Оленин А. Н. Письмо к гр. А. И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском, найденном на о-ве Тамани в 1792 г., с описанием картин, к письму приложенных. СПб., 1806; [Калайдович К. Ф.]. Записки для биографии его сиятельства гр. А. И. Мусина-Пушкина//ВЕ. 1813. Ч. 72. 21/22. Отд. 2. С. 76-91; Рескрипт Екатерины II к гр. А. И. Мусину-Пушкину//РА. 1870. Кн. 1. 4/5. Стб. 718; Ист. рассказы и анекдоты, записанные со слов именитых людей П. Ф. Карабановым//РС. 1872. Т. 5. 1. С. 129-147; 3. С. 457-468; 4. С. 670-680; 5. С. 767-773; Т. 6. 7. С. 87-97; 9. С. 285-292; Бантыш-Каменский Н. Н. Московские письма... к кн. А. Б. Куракину//РА. 1876. Кн. 3. 11. С. 257-284; Из бумаг прот. П. Алексеева//Там же. 1882. Кн. 2. 3. С. 82-90; 1910. Кн. 1. 2. С. 310-313; Сб. мат-лов для истории Имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования. СПб., 1884. Ч. 1; Восп. кнг. С. В. Мещерской. Тверь, 1902; Бухерт В. Г. Неизвестные письма А. И. Мусина-Пушкина//Мусины-Пушкины: Сб. Ярославль, 1996. С. 107-116.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Рейтинг: 9.8 Голосов: 6197 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии рБЛюбовь 14 июля 2023, 23:58 С Праздником! Прекрасный очередной рассказ! Посещая Пюхтицкий монастырь, видела вас Мат.Наталья за послушанием в Успенском соборе. Не знала, что пишите такие замечательные рассказы. Спаси Господи! Творческих успехов- во Славу Божью! Марина 6 апреля 2020, 23:52 Спасибо, м. Наталья. До слез трогает ваш рассказ. Светлана Ф. 6 сентября 2019, 10:29 Сколько раз не читаю эту историю, столько раз до слёз. Как до неба мне так. Спасибо, спасибо за урок. Фотиния 20 августа 2019, 06:47 Я ПОТРЯСЕНА. Впервые узнала об этой инокине.Но раньше смерти не хвалят.Слава Богу.Где найти сборник её работ? Димитрий 1 августа 2019, 08:50 Думаю, у этого рассказа есть и прообразовательное значение, заключающееся в словах " Я...маму не слушаюсь " . Вспомним афоризм епископа Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать — тому Бог не Отец». Мы все, если в чём-то не слушаемся Матери-Церкви, согрешаем перед Отцом Нашим Небесным. Ольга 22 июля 2019, 01:46 Хороший рассказ. Большой ребёнок тонко подметил, кстати, такой вот грех. 7 июня 2019, 07:02 А я вот тоже не могла каяться " тихо " и с тоской вспоминаю советское время, когда была общая исповедь и каждый в мыслях своих каялся Господу. Исповедь-лечение души, когда чувства раскаяния изливаются наружу, и хочется разрыдаться, очиститься от всего, что тяготило душу. И вот , в порыве этих чувств, ты начинаешь говорить громче, забывая об очереди, которая дышит тебе в затылок. А батюшка тебе: " Тише, тише. " Ты переходишь на шёпот, но от чувств покаяния опять чуть ли не кричишь на весь храм. А потом, как этот мужчина, идёшь мимо очереди, где могут быть твои соседи, друзья и просто знакомые лица и, понимая что они все могли слышать твои откровения, сгораешь от стыда. Теперь каюсь лично Господу. Катерина 5 июня 2019, 00:18 Антоний 3 июня 2019, 16:59 - а у Гроба Господня во время Литургии группа румынских паломниц чуть не раздавили нас. В буквальном смысле слова " раздавить " . А потом и у Чаши устроили бедлам. Воспоминание не самое приятное. И кто или что их на это направляет или гонит? Не все кроткие, как Вы, и отнюдь не Богом направляются в храм.

http://pravoslavie.ru/121532.html

В неофиц. отделе печатались поучения и проповеди местного духовенства (в т. ч. протоиереев Василия Розалиева и Василия Стрепетова, архим. Тихона (Троицкого-Донебина; впосл. архиепископ), священников Максима Прозоровского, Феодора Хорошунова и др.; в 1880 г. отдельным приложением были напечатаны «Катехизические поучения на Символ веры» свящ. Емельяна Окиншевича), статьи и заметки по миссионерству, законоучительству, истории епархии и христианства на Кавказе, краеведению, практические заметки по богослужебным и каноническим вопросам, некрологи и объявления. Также здесь приводились сведения о деятельности миссионерского братства во имя ап. Андрея Первозванного, в т. ч. ежегодные отчеты или обширные выписки из отчетов, протоколы совета и списки членов братства, назидательные материалы из др. журналов, в т. ч. иностранных (напр., «Правдивый взгляд протестантского журнала на странное совмещение в Англии христианства с туркофильством» - 1878. 9. С. 331-333). Из рукописей первого Кавказского еп. Иеремии (Соловьёва) , хранившихся в б-ке ДС, были опубликованы «Исторические сведения о св. храмах г. Ставрополя» (1873. 8. С. 265-269), «Некоторые опыты утешительного для сердец христианских расположения татар и калмыков к священнослужителям веры христианской» (1874. 12. С. 397-401; 13. С. 424-428), «Автобиография» (1885. 1. С. 16-29), «Пребывание армянского католикоса Нерсеса в Ставрополе в 1845 г.» (1885. 18. С. 720-725), мелкие заметки и письма (1873. 1. С. 23-26; 6. С. 193-194 и др.). Большинство публикаций миссионерской тематики посвящено русским мистическим и рационалистическим сектам: «Мат-лы для изучения секты шалопутов» (1873. 23. С. 752-764; 24. С. 794-800; 1874. 1. С. 42-47; 2. С. 62-70; 4. С. 122-127; 5. С. 158-168; 6. С. 197-200; 8. С. 259-264; 9. С. 287-289; 1875. 3. С. 95-100; 5. С. 168-175; 16. С. 523-526; 1877. 18. С. 624-629), «О мерах противодействия распространению шалопутской секты» (1874. 22. С. 722-730; 23. С. 766-774; 1875. 2. С. 68-73), «Учение и обряды хлыстов, или иначе шалопутов, по показаниям, данным на суде» (1881.

http://pravenc.ru/text/1319756.html

В надписях времени Валента и времени Аркадия и Гонория первым среди чиновников стоит префект претория, в то время как в надписи времени Феодосия упоминаются трибун и возможно, magister militum. Становится очевидно, что около 392–393 годов центральное командование над Херсоном со стороны префекта претория Востока было утрачено, и строительство стены выполнялось силами, прежде всего, местного военного отряда. Эти события вполне укладывается в рамки истории о прибытии в город военного подразделения из столицы при епископах Евферии и Капитоне. Глава 2. Недатированные надписи a. Плиты с изображениями Носитель: плита, обработанная со всех сторон, на лицевой стороне которой внутри рамки изображен Христос в виде безбородого юноши с нимбом, подающего руку тонущему Петру; справа корабль, от которого сохранился только парус; на тыльной стороне рельефная рамка и остатки рельефного креста. Мат.: мрамор. Сост. пам .: обломан справа и снизу. Место находки: Херсонес, некрополь у Карантинной бухты, склеп 784, засыпь перед входом. Обст. находки : 1896 г., раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Место хран.: ГЭ. Инв. номер : Х. 237. Выс .: max. 34,5. Шир .: max. 31,5. Толщ .: 3,5. Эпиграф. поле: на верхней рамке (пропала) и под рамкой. Датировка текста: кон. IV–V вв. Источник датировки : тип изображения и шрифт. Шрифт : эпсилон и сигма лунарные, каппа с удлиненной вертикалью. Публ.: Латышев В.В. Этюды по византийской эпиграфике, 1. ВВ, 6, 1899. С. 337–339; Он же. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России. МАР, 23. СПб., 1899. С. 26–27. 40 (Латышев В.В. К церковной археологии Херсонеса. Commentationes Nicitinianae. ЖМНП, 1901, октябрь. Отд. 5. С. 16–22); Виноградов А.Ю. Херсонесский храм св. Петра и его эпиграфические памятники. Херсонесский сборник, 14, 2005. С. 91–92. Лит.: Производство археологических раскопок и разведок в Таврической губернии. ОАК, 1896. С. 77–78, 194. Рис. 327; Косцюшко-Валюжинич К.К. Раскопки в Херсонесе. АИЗМАО, 1897. С. 187; Латышев В.В. Жития свв. епископов Херсонских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

164 . В сознании средневековых книжников число 15 как символически значимое должно было возникать и при воспоминании о Крестной смерти и Воскресении Христа. Так, в древнерусском переводе Хроники Георгия Амартола читаем: « въ 18 же лето царства ево (Тиберия. – В. К.) распятъ быс Господь и въста в 29 фамеофа месяца, рекше марта, первоствореннаго месяца, от евреи глаголемый нисанъ въ 5 межю дьсятъма, свитающи недели въ субот въ 1 началникъ и честьный въ днехъ день...». 165 Содержание приведенного текста одновременно близко и евангельскому рассказу, и древнерусской календарно-пасхальной традиции раннего периода. В самом деле, согласно каноническому преданию, распятие Иисуса произошло в пятницу, накануне древнееврейского праздника Пасхи и опресноков ( Мар.14:1 ; Мат.26:1,5; Лук.22:1,2 ), который совершался обычно в 15-й день месяца нисана ( Лев.23:5,6 ; Чис.28:16,17 ). Соответственно, Пасха, празднуемая христианами, в древнейших славянских Прологах и Служебных Минеях отмечалась под 25-м (« въ 5 межю дьсятъма») марта, 166 что не соответствовало времени евангельских событий, переведенному на язык юлианского календаря. 167 На 25 марта также приходился и праздник Благовещения Богоматери 168 (таким образом, в одной точке как бы сходились начало и конец земной жизни Христа, в чем была своя особая символика), а ровно за 15 дней до 25-го, то есть 10 марта, или в субботу 5-й седмицы Великого поста, Церковь , согласно тем же источникам, отмечала память Великого Акафиста Богородицы. В этот день на Утрене совершалось последование хвалебного песнопения в честь Пресвятой Девы Марии («похвалы Богородице за избавление Царяграда от врагов»). 169 Кроме того, буквально в канун Светлого воскресения, на Вечерне Великой субботы читались перед плащаницей Спасителя – единственный раз в году! – 15 паремий, в содержании которых усматривались ветхозаветные прообразы и пророчества о Пришествии, искупительных Страстях и Воскресении Иисуса Христа. 170 Отсюда несомненно, что в представлении средневековых пасхалистов, уставщиков и вообще книжных людей число 15, применительно к данному моменту, действительно обладало определенной конструктивно-символической значимостью, связанной как с личностью совершенного Человека и Сына Божия Иисуса, так и с личностью его Пресвятой Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010