Св. Кирилл александрийский : «Поистине нуждались в премудрости и просвещении те, которые заблудились, – которые, по крайнему неразумию, поклонялись твари вместо Творца, называли богами древа и камни. Для того и воплотилось Слово, и внушало им, говоря: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым, прозрение ( Лук. 4, 18 ). Ибо таковы были болезни народов. Но чрез Него они уврачевались: потому что обогатились от Него премудростию и получили просвещение» 317 . § 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди Пророческое служение Свое человеческому роду Господь совершил двояким образом. Сначала – непосредственно, когда, достигнув тридцатилетнего возраста жизни ( Лук. 3, 23 ), Он вступил в должность общественного Учителя, и около трех с половиною лет до самой своей кончины обходил грады и веси земли иудейской и всюду благовествовал евангелие царствия (Мат. 9, 35). Потом – посредством учеников своих, которых сам же предварительно избрал ( Лук. 6, 13 ), и нарочито приготовил к делу учительства; которых, кроме того, по вознесении своем на небо, облек силою свыше ( Лук. 24, 49 ), и которые, по заповеди Его ( Марк. 16, 15 ), пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народем ( Рим. 10, 18 ), и устно и письменно предали Церкви на все времена ( 2Сол. 2, 15 ). Это учение объемлет собою все существо религии восстановленной, и состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности 318 , всецело направлено к одной великой цели – спасению человека. Сущность закона веры сам Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мip, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3, 16 ), или: се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (17, 3). И соответственно тому, в частности, учил: 1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. 5, 45; Иоан. 4, 24 ), едином по существу ( Марк. 12, 29 ), но троичном в Лицах (Мат. 28, 19), самобытном ( Иоан. 5, 26 ), вездесущем ( Иоан. 4, 21–23 ), всеблагом (Мат. 19, 17), всемогущем (Мат. 19, 26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. 6, 26–29), который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о человеческом роде ( Лук. 12, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Св. Кирилл александрийский: «Поистине нуждались в премудрости и просвещении те, которые заблудились, — которые, по крайнему неразумию, поклонялись твари вместо Творца, называли богеми древа и камни. Для того и воплотилось Слово, и внушало им, говоря: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым, прозрение (Лук. 4:18). Ибо таковы были болезни народов. Но чрез Него они уврачевались: потому что обогатились от Него премудростию и получили просвещение». § 145. Как совершил Господь Иисус свое пророческое служение, и сущность Его проповеди    Пророческое служение Свое человеческому роду Господь совершил двояким образом. Сначала — непосрсдственно, когда, достигнув тридцатилетнего возраста жизни (Лук. 3:23), Он вступил в должность общественного Учителя, и около трех с половиною лет до самой своей кончины обходил грады и веси земли иудейской и всюду благовествовал евангелие царствия (Мат. 9:35). Потом — посредством учеников своих, которых сам же предварительно избрал (Лук. 6:13), и нарочито приготовил к делу учительства; которых, кроме того, по вознесении своем на небо, облек силою свыше (Лук. 24:49), и которые, по заповеди Его (Марк. 16:15), пронесли учение Его по всей земле, возвестили всем народем (Рим. 10:18), и устно и письменно предали Церкви на все времена (2 Сол. 2:15).    Это учение объемлет собою все существо религии восстановленной, и состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности, всецело направлено к одной великой цели — спасению человека.    Сущность закона веры сам Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мip, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:16), или: се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа (17, 3). И соответственно тому, в частности, учил:    1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. 5:45; Иоан. 4:24), едином по существу (Марк. 12:29), но троичном в Лицах (Мат. 28:19), самобытном (Иоан. 5:26), вездесущем (Иоан. 4:21—23), всеблагом (Мат. 19:17), всемогущем (Мат. 19:26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. 6:26—29), который отечески печется о всех своих тварях, в особенности же о человеческом роде (Лук. 12:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

2004. 8. С. 32-49; Морохин А. В. Новые мат-лы к биографии Нижегородского митр. Исайи//Нижегородские исслед. по краеведению и археологии: Ежег. Н. Новг., 2005. Вып. 9. С. 164-167; он же. Из истории нижегородских духовных школ 20-30-х гг. XVIII в.//Мат-лы II Нижегородской архивовед. конф.: Чт. памяти А. Я. Садовского. Н. Новг., 2006. С. 165-167; он же. Архиеп. Нижегородский и Алатырский Питирим: Церк. деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009; он же. Конфликты старообрядцев с офиц. духовенством в Нижегородской епархии во 2-й пол. XVIII в.//Судьба старообрядчества в XX - нач. XXI вв.: История и современность: Сб. науч. тр. и мат-лов. К., 2010. Вып. 4. С. 218-239; он же. Проповедническая деятельность нижегородских епископов Иоасафа (Заболотского) и Дамаскина (Руднева) в 1780-е гг.//Христ. Церковь и социокультурные кризисы Вост. Европы: Сб. науч. тр. Н. Новг., 2014. С. 91-101; он же. Иоасаф (Заболотский), еп. Нижегородский и Алатырский (1782-1783)//Церковь в истории России. М., 2015. Вып. 10. С. 31-38; Дёгтева О. В. Традиц. крестные ходы с чудотв. иконой Богоматери Владимирской-Оранской в Нижегородской губ.//Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 11-19; она же. Визит Свят. Патр. Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию в 2009 г. Н. Новг., 2010; Дорофеев Ф. А. Правосл. братства. Н. Новг., 2006. С. 139-146, 163; Первосвятительский визит в Саров и Дивеево//ЖМП. 2006. 9. С. 28-41; Стрелкова И. Х. Деятельность Конторы новокрещенских дел на территории Нижегородской губ. в 40-50-е гг. XVIII в.//Форумы рос. мусульман на пороге нового тысячелетия. Н. Новг., 2007. Вып. 2: Мат-лы 2-го Всерос. мусульм. форума «Верующие России за единство и гражданское согласие», 3-4 нояб. 2006 г. С. 110-112; она же. Итоги деятельности Новокрещенской конторы на территории Нижегородской губ. (1740-1764 гг.) на примере татар и мордвы//Фаизхановские чт.: Мат-лы 4-й ежег. науч.-практ. конф. Н. Новг., 2008. С. 57-60; она же. Основные направления деятельности Нижегородской духовной консистории в 40-50-е гг.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

б) Господь Иисус аа) ясными словами выражал, что Он – основатель церкви Своей: созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мат. 16, 18), говорил Он Петру. А другим наставлением давал видеть, что церковь Его уже существует: аще же церковь преслушает, буди тебе яко же язычник и мытарь (Мат. 18, 17). Иначе Он изображал Себя под образом пастыря, а церковь и членов ее под образом двора овечьего и овец и присовокуплял, что приведет и язычников в сей двор ( Иоан. 10, 14. 16 ). Требовал, чтобы последователи Его не только веровали в Него, но исповедовали веру пред человеками (Мат. 10, 23). бб) Тоже показывал Он и распоряжениями. Поскольку, избрав двенадцать апостолов ( Лук. 6, 13 ), приготовлял их к званию вселенских учителей особенными наставлениями (Мат. 10, 1 сл.), облек властью и чудесами ( Иоан. 20, 21. 23 . Мар. 10, 8 ) и пред вознесением на небо повелел проповедовать евангелие миру: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари ( Мар15 ,16 ). С другой стороны установил таинства, напр. крещение для принятия новых членов (Мат. 28, !9), евхаристию для воспоминания о крестной смерти Его (Лук, 12, 19). в) Апостольское учение признает основателем церкви Христовой самого Господа Иисуса Христа. И той (нисшедший и восшедший Господь) дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же учители, к совершению святых в дело служения, в созидание тела Христова ( Еф. 4, 11. 12 . Тоже 1Кор. 12, 28 Посему Господь Иисус называется краеугольным камнем церкви ( Еф. 1, 12 ), основанием ее ( 1Кор. 3, 11 ), а апостолы, распространявшие учение Христово,-служителями Господа. Кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? точию служителие ( 1Кор. 3, 5 ). г) Христианская церковь потому и называет себя христианской, что получила она начало свое от Христа ( Деян. 11, 26 . сл. 1Кор. 3, 4. 5 ). Так учили о происхождении церкви Христовой мужи апостольские и отцы церкви. Св. Ерм писал: «(Господь) своею мощною силою создал Свою церковь » 570 . Св. Златоуст учил: «смотри, как никто не разрушил созданного Им (Господом) и никто но воссоздал разрушенного Им. Он создал церковь и никто не может разрушить ее; разрушил храм (иерусалимский) и никто не может восстановить его» 571

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   «Мы отнюдь не называем св. Деву Христородицею: потому что сие оскорбительное наименование выдумал непотребный, гнусный, иудействующий Несторий, сосуд бесчестия, к унижению имени — Богородица, и к отъятию части у Той, которая одна истинно превознесена честию паче всякой твари. Христом называется и Даввд царь, и Аарон первосвященник, — потому что и цари и священники были помазываемы: христом, но не богом по естеству может быть назван и всякий Богоносный муж, в каком смысле и неистовый Несторий дерзнул назвать Богоносцем Родившегося от Девы. Но да не будет, чтобы мы называли, или даже в мыслях своих представляли Его Богоносцем; напротив, исповедуем Его Богом воплотившимся» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, IX 12, стр. 169—170).    Дамаск. там же, III, гл. 6, стр. 151.    Там же гл. II, стр. 166. 167; гл. 6, стр. 151. 152.    Concil. Ephes. Т. 1, part. 1, р. 46, apud Bin.    Слов. на Мат. 19:1, в Тв. св. Отц. III, 214—215.    De Trinit. III, c. II, in Patrolog. curs. compl. T. X, p. 82.    Adv. Apollin., in T. III, p. 262 ed. Morel.    Посл. к Армян. o вере, в Хр. Чт. 1841, 1, 361—362 и 364.    Точн. Изл. пр. веры III, гл. 8, стр. 160; гл. 9, стр. 160—161. ЧЛЕН II. О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕН... § 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение?    Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Мат. 18:11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Мат. 20:28; Марк. 10:45). В чем состояло это служение Его, — показывает самое Его имя Мессии или Христа, помазанника, — имя, которое издревле в Церкви Божией давалось только лицам, помазанным от Духа Святого: пророкам (3 Цар. 19:16), первосвященникам (Исх. 30:30), царям (1 Цар. 10:1; 16, 13), и которое, в преимущественном смысле, усвоено Ему, нашему Господу, как помазанному, по человечеству, от Бога елеем радости паче причастник своих (Ис. 61:1; Пс. 44:8; Лук. 4:18—20; Деян. 10:38), и как совместившему в одном Лице своем, в превосходнейшей степени, все три означенные вида помазания, и пророческого, и первосвященнического, и царского. Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе (1 Иоан. 5:20); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мipa, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Мат. 28:18), да даст нам живот вечный (Иоан. 17:2). Т. е. Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Лит.: [Б. а.] О Книге: Большой Катехизис//ПС. 1855. [Печ.: 1857]. [Отд. 4]. С. 105-153, 238-279; 1856. С. 305-348; [Отд. 4]. С. 399-430; Барсов Н. И. Критика сочинений Филарета (Дроздова), митр. Московского, в 30-х гг.: (Мат-лы для истории правосл. богословия)//ХЧ. 1881. N 11/12. С. 763-791; Груздев Б. Катехизисы русские//ПБЭ. Т. 9. Стб. 203-218; Ильинский Ф. М. Большой Катехизис Лаврентия Зизания. К., 1899 (отд. отт.: ТКДА. 1898-1899); Viller M. Une infiltration latine dans la théologie orthodoxe: La Confession orthodoxe attribuée à Pierre Mogila et le catéchisme de Canisius//RechSR. 1912. Vol. 2. P. 159-168; Malvy A., Viller M. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila, métropolite de Kiev (1633-1646). R., 1927. (OrChr; 10. 39); Jugie M. La Confession orthodoxe de Pierre Moghila à propos d " une publication récente//EO. 1929. Vol. 28. P. 414-430; Елевферий [Богоявленский], митр. Об искуплении: Письма митр. Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями: «Догмат искупления» и «Опыт христианского православного катихизиса». П., 1937; Флоровский. Пути русского богословия. 1937; Καρμρης Ι. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Αθναι, 19602. T. 1; Graz, 19682. T. 2; Rozemand K. Notes marginales de Cyrille Lucar dans un exemplaire du Grand Catéchisme de Bellarmin. La Haye, 1963. (Kerkhistorische studien; 11); Горбач О. Три ykpaïhcьki npabocлabhi катихизми 17-го biky//Npaцi Богословського факультету Украïнського Католицького Yhibepcumemy iм. св. Климента Папи. Рим, 1990. Т. 71. С. 1-185; Турилов А. А. Памятники южнослав. книжности в составе рус. библиотек кон. XV-XVII вв.: (По мат-лам древнерус. библиографии)//ССл. 1977. 1. С. 67-82; Hauptmann P. Die Katechismen der russisch-orthodoxen Kirche: Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Gött., 1971; idem. Katechismus III. Orthodoxe Kirche//TRE. 1988. Bd. 17. S. 736-738; Peters A. Die theologische Konzeption des Kleinen Katechismus//Wissenschaft und Praxis in Kirche und Gesellschaft. 1984. Bd. 73. S. 340-353; Асмус В., прот. К оценке богословия святителя Петра Могилы, митрополита Киевского//БСб. 2002. Вып. 10. С. 224-241; Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исслед. и мат-лы. М., 2004. С. 7-34; Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция кон. XVI-XVIII вв.: Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007; Скурат Н., свящ. Сравнительное рассмотрение катехизисов моск. архипастырей митр. Платона (Левшина) и свт. Филарета (Дроздова)//Платоновские чт. (1 дек. 2009): Сб. мат-лов. М., 2010. С. 38-43.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Лит.: Лебедев А. Н. Описание Троицкого Колязина муж. 1-кл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Филимонов Г. Д. Иконописный подлинник новгор. ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 710; Кн. 4. С. 764-765; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 340-343; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII вв. М., 1887. Вып. 5; 1911. Вып. 11; Иванов И. А. «Кормовая книга» Колязина мон-ря//Тверские ЕВ. 1891. Ч. неофиц. 17, 19, 24; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895; Павел (Крылов), иером. Троицкий Калязин 1-кл. муж. мон-рь. Калязин, 1897; Архангелов С. А., прот. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. Тверь, 1899; Колоколов И. Ф., свящ. Очерк истории с. Капшина Калязинского у. Тверской епархии и существовавшего прежде на месте его Капшина Знаменского мон-ря. Калязин, 1900; Виноградов И. А. Археол. экскурсия в с. Кожино и г. Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901; Завьялов И. И., свящ. Мат-лы для ист. и археол. по г. Кашину. Тверь, 1901; Успенский А., ред. Церк.-археол. хранилище при Моск. дворце в XVII в.//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-92; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверч. мон-ря в Москве: Иконописный подлинник. М., 1904, 1997п. С. 22, 52; Титов А. А. Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахромееву. М., 1906. Вып. 5; Крылов Л. И., свящ. Мат-лы для истории церквей и мон-рей г. Калязина и сел Калязинского у. Калязин, 1908. С. 21; Russische Heilige in Ikonen/Hrsg. F. Ullrich. Recklinghausen, 1988; Платонов В. Г. Об одном сюжете старообр. поморской иконописи (образ Всех Святых Российских чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 43-53; она же. Иконописный подлинник как источник сведений о почитании тверских святых//Там же. 2013. 2(52). С. 75-85; она же. Роль иноков Троице-Сергиева мон-ря в прославлении прп. Макария Калязинского//Прп. Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции: Мат-лы междунар. науч. конф. 27-28 мая 2014 г./Сост. и науч. ред.: Е. М. Юхименко. М., 2015. С. 194-200; СПАМИР: Тверская обл. М., 2006. Ч. 2; 2015. Ч. 4; Чертовских Е. В. Калязин. М., 2006; Pforte des Himmels/Hrsg. E. Haustein-Bartsch. Bielefeld; Lpz., 2008; Святые земли Русской. СПб., 2010; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012; Шаблова Т. И. Три описи Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. СПб., 2014.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

аспект. Сыктывкар, 1995. С. 39-45; он же. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края XVI-XVIII вв.: Тексты и исслед. СПб., 2011. С. 9-54, 665-682, 713-720, 770-771; Попов В. А. Сольвычегодская старина/Ред.: А. Н. Власов//Сольвычегодская старина: Мат-лы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994. С. 59-200; Низов В. В. К биографии Александра Вятского//Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 32-44; Преподобные Лонгин и Христофор Коряжемские и их жизнеописание. СПб., 1998; Суворова С. И. Пролилась кровь христиан//Архангельский епарх. вестн. 2003. 11. С. 15; 2004. 2. С. 13; Рыжова Е. А. Виршевые редакции севернорус. житий//Русская агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 217-235; Завойская Н. Е. Александр, еп. Вятский: Мат-лы к биографии. Вятка, 2008; Безроднов В. С. Вкладная и кормовая книги Коряжемского Никольского мон-ря//ВЦИ. 2011. 1/2. С. 56-116; Мельник А. Г. Рус. святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. Сер.: Гуманит. науки. 2012. 1. С. 331-334. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН († 29.09.1293), прп., Устюжский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп.

http://pravenc.ru/text/2110689.html

Еп. Дамиан (Говоров; ок. 1919), еп. Нифонт (Фомин; до 1922), еп. Трофим (Якобчук; 1923-1924), еп. Тихон (Русинов; 4 июля 1924 - 22 дек. 1925, в. у.), еп. Нифонт (Фомин; 1925-1927, вторично), еп. Арсений (Смоленец ; 14 нояб. 1927 - 8 июля 1930), еп. Димитрий (Добросердов; 8 июля 1930, назначение отменено), еп. Феодосий (Вощанский ; 26 авг. 1930 - 5 сент. 1930, назначение отменено), архиеп. Петр (Соколов ; 5 сент. 1930 - 23 апр. 1935), еп. Антоний (Романовский ; 8 дек. 1935 - 15 янв. 1937), архиеп. Филипп (Перов ; с 15 янв. 1937). После 1937 г. кафедра не замещалась. С окт. 1942 г. Сталинградской епархией управляли архиереи Астраханской и Саратовской епархий: еп. Григорий (Чуков; 1942-1944), архиеп. Филипп (Ставицкий; 26 июня 1944 - 30 окт. 1947), еп. Николай (Чуфаровский ; 30 окт. 1947 - 12 дек. 1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12 дек. 1947 - 12 дек. 1952, вторично), архиеп. Гурий (Егоров ; дек. 1952 - июнь 1953), еп. Леонид (Лобачёв ; 7 июня 1953 - 9 февр. 1954), еп. Сергий (Ларин ; 9 февр. 1954 - 31 июля 1959). В 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена. Восстановлена 31 янв. 1991 г., с этого времени ею управляет Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 72, 93, 100, 110, 122, 316, 317, 325, 342, 6284. Ист.: Всероссийское Св.-Владимирское правосл. братство: Ко дню 15-летия братства и 80-летия Председателя его Высокопреосвященнейшего Дамиана, архиеп. Царицынского. Асеновград, 1936. Лит.: Дорина М. М. Религ. политика Сов. власти в Нижневолжском крае в 30-е гг.//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 85-93; Редькина О. Ю. РПЦ в 1944-1949 гг. на Н. Волге: По мат-лам Фонда уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР в Сталинградской обл.//Там же. 1998. Вып. 2. С. 64-75; она же. Религ. организации и голод в Царицынской губ. 1921-1922 гг.: По мат-лам местной период. печати//Там же. 2000. Вып. 3. С. 194-225; Тюменцев И. О. Первое известие о церкви в Царицыне//Там же. 1998. Вып. 2. С. 28-34; Материкин А. В. Храм Иоанна Предтечи. Волгоград, 1999; Кузнецова Н. В. Гос.-церк. отношения в первые послевоен. годы, 1945-1948 гг.: (На мат-ле Сталинградской обл.)//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-236; Биогр. справ. царицынских священнослужителей/Авт. и сост.: А. В. Материкин, Л. А. Материкина. Волгоград, 2001; Тюменцев И. О. и др. Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003.

http://pravenc.ru/text/155146.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010