XVIII, 15), но он был известен первосвященнику. Для чего же привели Христа в такое место, где все были собраны? Для того, чтобы все сделать по воле архиереев. Каиафа был тогда первосвященником, и у него там были все собраны: так они бодрствовали и не спали целую ночь ради этого. Не пасху они тогда совершали, как пишет евангелист, но не спали по этому самому делу. Евангелист Иоанн, сказав, что было утро, присовокупляет: тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху (Иоан. XVIII, 28). Это что значит? То, что они ели пасху в другой день, и стремясь погубить Христа, нарушили закон. Христос не пропустил бы времени пасхи, но Его убийцы осмеливались на все, и нарушали многие законы. Так как они терзаемы были жестокою яростью против Него, и, часто покушаясь убить Его, не могли этого сделать, то теперь, взяв Его неожиданно, решились оставить даже пасху, чтобы исполнить свое кровожадное намерение. Вот почему и собрались все, и, составив сонм губителей, искали лжесвидетельства, чтобы своим коварным замыслам дать вид законного суда. Они не имели даже истинных свидетельств (Марк. XIV, 56): так беззаконен был их суд, так все было извращено и перепутано! Приступльше же лжесвидетели реша: сей рече: разорю церковь сию, и треми деньми воздвигну ю (Матф. XXVI, 61; Мрк. XIV, 58; Иоан. II, 19). И Он действительно говорил, что в три дня воздвигнет Церковь, но не говорил: разрушу, а: разрушьте; и притом говорил не о Церкви, а о собственном теле. Что же сказал на это первосвященник? Желая побудить к защите самого обвиняемого, чтобы чрез это уловить Его, он говорит: не слышишь ли, что сии на Тя свидетельствуют? Он же молчаше (ст. 62-63). Ответ был бесполезен, когда никто не слушал, да и суд их имел только наружный вид суда, на самом же деле был не что иное, как нападение разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа. Поэтому Христос и молчал. Между тем первосвященник продолжал говорить: заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос Сын Бога живаго? Он же сказал: ты рекл еси.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  Сформулированный Александром Невским, на основе библейского смысла, девиз:  «Не в силе Бог, а в правде!» на многие века стал ведущим для российского воинства. Через два года, подчеркивая справедливый характер борьбы русского народа с тевтонскими захватчиками и святость защиты Отечества, Александр Невский вновь использовал библейский смысл в обращении к воинам в своей знаменитой фразе : «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».   Это выражение Александра Невского, но он напоминал в нем о словах Иисуса адресованных апостолу Петру, который, желая его защитить, обнажил меч и ударил им Малха. Христос остановил его и велел вложить меч в ножны со словами:  «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Матф. XXVI, 52).  Для военных профессионалов важно понять, почему Христос так поступил.  Петр обнажил меч не в защиту учения Христа, а самого учителя, поэтому Христос не пожелал принять его жертвы, но точно указал, что против зла, тем более вооруженного, следует решительно бороться, не страшась обнажить и применить оружие.  Чтобы взявшие меч погибли от меча, их надо сразить мечом, то есть прибегнуть к справедливому применению вооруженной силы.   Шестисот тридцать восемь лет назад Русь погибала от духовного и физического порабощения. Но православный стержень русского народа был не сломлен. Вокруг Сергия Радонежского объединялись подвижники православия, их усилиями укреплялся православный дух народа. Святитель Алексий I неустанно трудился над объединением русских князей в борьбе с Ордой. Его усилиями был воспитан в твердой православной вере и вырос патриотом Земли Русской молодой московский князь Дмитрий Иванович.   Молодой князь колеблется выступать или нет на Мамая, спешит к игумену Земли Русской Сергию Радонежскому чудотворцу, получает его благословение:  «Иди на безбожников смело, княже,  и сим победиши…», обретает уверенность и, обращаясь к войску, говорит: « Братья! Не пощадим жизни своей за Землю Русскую, за веру Христову», идет на битву и возвращается с победой, став навсегда Дмитрием Донским.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/15/pravos...

  14. Изречения св. отцов и учителей церкви о необходимости благодати для добродетели человека по его обращении к христианству    Св. Ириней учит: „как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода: так и мы, бывшие прежде иссохшим древом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше.... Посему необходима нам роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными» (Adv. haeres. III, 17, п. 2, 3).    Св. Григорий Богослов: „поелику есть люди, так высоко думающие о своих заслугах, что все приписывают себе самим, а не Тому, Кто их сотворил и умудрил – не Подателю благ, то слово Божие учит таковых что нужна Божия помощь и для того, чтобы пожелать добра; тем паче самое избрание должного есть нечто божественное, дар Божия человеколюбия. Ибо надобно, чтобы дело спасения зависело как от нас, так и от Бога“ (Слов. 27, на Матф. 19:1, в Тв. св. отц. III, 225).    Св. Иоанн Златоуст: „убедим самих себя, что, хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не возможем творить добрых дел, если не будем пользоваться влечением свыше? (In Genes. homil LVIII).    Блаж. Августин: „как телесный глаз, хотя совершенно здоровый, не может видеть без помощи света: так и человек, хотя бы совершенно оправданный, не может жить праведно, если не будет вспомоществуем свыше вечным светом правды» (De natura ет gramia сар. XXVI).   15. Изречение св. отцов и учителей церкви о том что благодать Божия не стесняет свободы человека    Св. отцы и учители церкви единогласно проповедовали, что человек свободно действует в избрании и совершении добрых дел и не стесняется Божиею благодатию. Укажем для примера на слова: а) св. Иустина, „что мы произошли в начале, это не наше было дело; но чтобы мы последовали Ему (Богу), посредством разумных сил, коими Он одарил нас, избирая то, что Ему приятно, к сему Он убеждает нас и ведет к вере“ (Apolog. 1, п. 10, в „Хр. чт.“ 1825, XVII, 2, 3); б) св. Иоанна Златоустого: „Бог не принуждает никого; но если Он хочет, а мы не хочем, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы бессильно было хотение Его, но потому, что Он принуждать никого не хочет“ (De nomin. mut. homil. III, п. 6. сн. in Joan., homil. X, n. 2, 3); в) Григория Богослова: „человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией» (Слов. о богосл. IV, в Тв. св. отц. III, 90); г) св. Макария Египетского: „природа человеческая способна к принятию и добра и зла, божественной благодати и противной силы, но принуждена к тому быть не может“ (Бесед. XV, п. 54). „Без согласия воли человеческой Сам Бог ничего не производит в человеке, хотя и мог бы, по причине свободы, которою одарен человек» (Бесед. XXXVII, п. 10). „И от совершенных Господь требует воли души на служение Духу, так чтобы воля и благодать согласовались между собою; ибо говорит апостол: „Духа не угашайте» (1 Сол. V:10). (Слово о возвыш. ума, п. 16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Вся эта речь, полная одна другой более сильных и выразительныхмыслей о безусловной необходимости для получения вечной жизни причастия тела и крови Христовой, поставляет выше всяких сомнений то, что Христос, обетовав в будущем дать живой хлеб, состоящий в Его плоти, вместе с сим обетовал преподавать верующим истинную Свою плоть и истинную Свою кровь с тем, чтобы приобщающиеся их внутренно соединялись с Ним Самим, и чрез это становились причастниками жизни вечной.    Самое же таинство живого или евхаристического хлеба, как передают евангелисты Матфей и Марк, так установил на тайной вечери, после совершения ввместе с апостолами ветхозаветной пасхи, Иисус Христос: ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие ест тело Мое, и прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо ест кров Моя нового завета, яже за многие изливаемая во оставление грехов (Матф. XXVI:26 – 28, снес. Марк. XIV:22 – 24), или, по изображению ап. Павла и св. Луки: Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив преломи и рече: приимите, ядите сие ест тело Мое, еже за вы ломимое, сие творите в Мое воспоминание; такожде и чашу но вечери, глаголя: сия чаша новый завет ест в Моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (1 Кор. XI:23 – 25; снес. Лук. XXII:19 и 20).    Из приведенных слов Писания при установлении сего таинства ясно видна особенная важность и особенно высокое значение сего таинства для христианина. Главное и существенное в сем таинстве то, что под видом хлеба и вина нам преподается истинное тело и истинная кровь Христова. Христос прямо говорит: „хлеб, его же Аз дам, плот Моя ест, юже Аз дам за живот мира... ибо плот Моя истинно ест брашно, и кровь Моя истинно ест пиво“ (Иоан. VI:31, 55).    II. для чего Господь установил сие таинство?    а) Ближайшая цель установления его – воспоминание о Спасителе, особенно о Его страданиях и крестной смерти. „Сие творите в Мое воспоминание“, сказал Господь (сн. 1 Кор. XI:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XIX, 12), и еще: се ныне слышасте хулу Его (Матф. XXVI, 65); так как все это имело совершиться, то пророк, желая возбудить и ободрить слушателя, говорит: не бойся этого; Тот, Который был распят, подвергаем бичеванию, поносим разбойниками, умерщвлен по подозрению в богохульстве, по смерти и воскресении совершит такия дела, о которых никто не скажет, что они не исполнены великой чести. Это и сбылось, как о том задолго предсказывал пророк: будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь (Иса. XI, 10). Он как бы так сказал: " такая смерть досточтимее диадимы; цари, слагая диадимы берут крест - знак Его смерти; на порфирах крест, на диадиме, крест, при молитвах крест, на оружии крест, на священной трапезе крест, и во всей вселенной крест сияет светлее солнца " - И будет покой Его честь. 9. Не таковы дела человеческия; но обыкновенно с ними бывает напротив! Дела знаменитых людей, пока они живут, процветают; но по смерти их погибают. Это можно видеть в судьбе не только богача и начальника, но даже и царей. И законы их отменяются, и изображения затемняются, и память их истребляется, и имя их забывается, и приближенные к ним подвергаются презрению; между тем, как прежде они потрясали оружием, мановением своим передвигали народы и города, и изменяли положение дел, имели власть предавать смерти и возвращать к жизни отводимых на казнь. Все это исчезает, хотя прежде было в славе. А у Христа - все напротив. Пред крестною смертию Его обстоятельства были печальны; Иуда предавал, Петр отрицался, прочие ученики обратились в бегство, Он один оставался среди врагов; многие веровавшие в Него, возвращались вспять. Но после Его страданий и смерти, дабы ты знал, что Распятый был не простой человек, обстоятельства становятся блистательнейшими, славнейшими и превосходнейшими. До распятия Христова верховный из апостолов не перенес угрозы привратницы, но после такой тайной вечери отвечал, что он не знает (Иисуса), а после распятия он же прошел (с проповедию) вселенную; с того времени безчисленные сонмы мучеников были умерщвлены, решившись лучше умереть, нежели сказать то, что сказал верховный из апостолов, убоявшись угрозы одной привратницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

С таким же сознанием следовало отказаться и тогда, когда другие приглашали. Или тогда, когда никто не приглашал, ты был немощен и неспособен; а как скоро нашлись люди, вознамерившиеся предоставить тебе эту честь, ты вдруг сделался сильным? Это смешно, и лживо, и достойно крайняго наказания. Посему и Господь увещевает желающаго построить башню не полагать основания прежде, нежели он сообразит свою состоятельность, чтобы не подать присутствующим тысячи поводов к осмеянию его (Лук. XIV, 28. 29). Но для него беда ограничивается смехом, а здесь наказанием будет огнь неугасимый, червь неумирающий, скрежет зубов, тьма кромешняя, разсечение и погибель вместе с лицемерами (Иса. XXVI, 24. Матф. XXV, 30). Обвинители же мои не хотят знать ничего этого; иначе они перестали бы укорять того, кто не хочет погибнуть напрасно. Настоящее наше разсуждение касается не распоряжения пшеницею или житом, волами и овцами, или чем-либо другим подобным, но самаго тела Христова. Ибо церковь Христова, по словам блаженнаго Павла, есть тело Христово (Кол. I, 18); и тот, кому оно вверено, должен содержать его в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна, или порок, или нечто от таковых пятен не повредили ея доброты и благолепия (Ефес. V, 27). Не должен ли он представлять это тело достойным нетленной и блаженной его Главы по мере сил человеческих? Если заботящиеся о благосостоянии ратоборцев имеют нужду и во врачах, и руководителях, и строгом образе жизни, и непрестанном упражнении и множестве других предосторожностей (ибо и какая-нибудь малость, оставленная у них без внимания, разрушает и ниспровергает все); то принявшие на себя попечение об этом теле, ведущем борьбу не с телами, но с невидимыми силами, как могут сохранить его невредимым, и здравым, если не будут иметь добродетель, гораздо более человеческой и знать всякое врачевство, полезное для души? 3. Или ты не знаешь, что это тело (церкви) подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ея повреждается и медленнее выздоравливает? Врачами телесными изобретены разныя лекарства и разнообразныя орудия, и роды пищи, приспособленные к больным; часто одно свойство воздуха было достаточно для выздоровления больных; даже иногда благовременный сон освобождал врача от всякаго труда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   Но чтобы точнее уразуметь и безстрастие есте­ства в Слове, и немощи, приписываемыя Ему по причине плоти, хорошо выслушать блаженнаго Петра. Ибо он может быть достоверным свидетелем о Спасителе. Итак пишет он в своем послании, говоря: Христу убо пострадавшу за ны плотию (1 Петр. IV:1). Следовательно, когда сказуется о Христе, что алчет, жаждет, утруждается, не знает, спит, плачет, просит, убегает, раждается, отказывается от чаши, и вообще, приписывается Ему все свой­ственное плоти, каждый раз справедливо будет по­вторять то же. Так, Христос алчет и жаждет за ны плотию; именует Себя незнающим, заушается и утруждается за ны плотию: и еще, возносится на крест (Иоан. XII:37), раждается, возрастает плотию; страшится, скрывается плотию; говорит: аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. XXVI:39), терпит биение, приемлет раны плотию; и вообще, все подобное сему восприемлет на Себя плотию. Посему и сам Апостол сказал: Xpicmy убо пострадавшу, не Божеством, но: за ны. плотию, чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свой­ственныя, но свойственныя по естеству самой плоти. Поэтому, никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству безстрастно, и однакоже, по причине плоти, в которую облеклось Оно, ска­зуется о Нем это; потомучто свойственно сие плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он, как безстрастный по естеству, и пребывает без­страстным, не терпя от сего вреда, но паче, уничтожая и истребляя все сие; люди же, так-как немощи их перешли на Безстрастнаго и истреблены, и сами уже на веки делаются безстрастными и сво­бодными от немощей, как учит Иоанн, говоря: и весте, яко Он явися, да грехи нашя вóзмет, и греха в Нем несть (1 Иоан. III:5).    Поелику сие так, то никто из еретиков не будет вопиять: почему возстанет плоть по природе смертная? Почему, если возстанет, опять не будет алкать, жаждать, страдать, и не останется смертною? Почему, хотя она из земли произошла, прекратится в ней тò, чтò ей естественно? Иначе, плоть могла бы отвечать такому упорному еретику: «хотя я из земли, по природе смертная, но впоследствии стала плотию Слова; Само Слово, хотя Оно безстрастно, по­несло на Себе мои страдания, и я сделалась, свобод­ною от них, и от рабства им уволена освободив­шим меня от них Господом. Если вопиешь на то, что избавилась я от естественнаго тления, то смо­три, не вздумай вопиять и на то, что Слово Божие восприяло на Себя мой рабский образ». Как Го­сподь, облекшись плотию, соделался человеком, так мы люди, восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его и уже наследуем вечную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Archäol. Stud., 211. 370 Protoevang. Jacobi, с. X-XI. Thilo, Codex apocr. Novi Testam., p. 211–217. Lipsiae, 1832. Tischendorf, Ev. apocr, p. 19–22. И.Я. Порфирьев , Апокрифич. сказ. о новозав. лицах и событ. по рукоп. соловецкой библ., стр. 141–142, СПб, 1890. Пересказ этих событий по апокрифам: Hofmann, Das Leben Iesu nach den Apocryphen. Leipzig, 1851. Variot, Les Evangiles apocr., Paris, 1878. 377 Когда книжник Анна, явившись однажды к Иосифу, заметил, что Мария непраздна, и донес о том священнику, то последний через своих слуг позвал Иосифа и Марию на суд. Иосифа он стал обвинять в окрадении брака Марии ( κλεψας τος γμους ατς), а Марию в том, что она, воспитавшаяся в храме и получавшая пищу от ангела, нарушила обет девства. Когда же Иосиф и Мария не признали себя виновными, то священник прибегнул к суду Божию ( Числ. 5 ; об этом суде по талмуду и друг. источн. у Гофмана, 96): он напоил их водой обличения (ср. выше диптих Уварова) и заставил семь раз обойти вокруг алтаря, в том убеждении, что грех виновных должен обнаружиться на лицах их (протоев.: ν φθαλμος μv; псевдо-Матф.: dabat Deus signum aliquod in facie). Но, так как и после этого не последовало никакого знамения виновности Иосифа и Марии, то они были оправданы. Protoevang., с. XV-XVI; Pseudo-Matth., с. XII. О повитухе – ниже. 380 Migne, s. l. t. LIX, col. 162, sq. cf. Tischendorf, Ev. apocr. Prolegg. XXVI-XXVII; также проф. Порфирьев. Апокр. сказ. о ветхозав. лицах и событ., 154–155, Казань, 1872. Кайе (Nouveaux mélanges d’archéol., II, 140–145) полагал, что декретом Геласия запрещено лишь церковное – публичное, а не частное употребление апокрифов; но анафематический тон декрета говорит иное. 383 И.П. Сахаров, Путеш. русск. людей, ч. I, 106–107. Палест. сборн., вып. 9-й, стр. 121. Ср. опис. путеш. Иоанна Фоки XII в.: Joh. Phocae, Compendiaria descriptio castr. et urbium ab urbe Antiochia usque Hierosol. Ed. L. Allatii Συμμκτα s. opusculorum libri duo, p. 11: автор говорит о назаретском источнике, где Богоматерь приняла первое приветствие архангела, потом о доме Иосифа, где последовало благовещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины — Христа? Сочувствующий лжи, услаждающийся ложью, усвоивший себе ложь, соединившийся с ложью в духе, может ли сочувствовать истине? Нет! он возненавидит ее, соделается исступленным врагом ее и гонителем. Каково будет ваше состояние; несчастные мечтатели, мнившие о себе, что вы провели земную жизнь, в объятиях Божиих, когда поразит вас изречение Спасителя: Николи же знах вас. Отыдите от Мене делающии беззаконие Истинный друг мой о Господе! Иди к Господу Иисусу Христу, приближайся к Нему путем евангельских заповедей; ими познавай Его; исполнением их оказывай и доказывай любовь твою к Господу Иисусу. Он Сам явит тебе Себя, явит в день и час, известные Единому Ему. Вместе с этим явлением прольет в сердце твое несказанную любовь к Себе. Божественная любовь — не что-нибудь, собственно принадлежащее падшему человеку: она — дар Святого Духа посылаемый одним Богом в сосуды, очищенные покаянием, в сосуды смирения и целомудрия. Вверь себя Господу, а не себе: это гораздо надежнее. Он — Создатель твой. Когда ты подвергся горестному падению, он для тебя принял человечество, Себя отдал за тебя на казнь, за тебя пролил кровь Свою, Свое Божество доставил тебе: чего же еще Он не сделает для тебя? Приготовься для даров Его очищением себя: это твое дело. Аминь. Иоанн. I, 46. Матф. XXVIII, 20. Священномученик Петр Дамаскин говорит: " Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его, должен продать все имение свое, и купить Евангелие, чтоб не только найти Христа чтением, но чтоб принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен его искать не вне, но внутри себя, то есть, телом и душею быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой " . Святого Петра Дамаскина, книга первая, статья: О четвертом видении. Доброт, ч. 3. Иоанн. XIV, 21. Иоанн. XV, 4. Иоанн. XV, 10. Иоанн. VI, 56. Этот род самообольщения святые аскетическое писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: " Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума " , Иоанн. Карп. гл. 49. Доброт. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой Апостол Павел говорит: Никто же вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своем (Колосс. II, 18). Сказал святой Григорий Синайский: " Говорящие от своих помыслов, прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче ею (Прит. XXVI, 12). Святого Григория гл. CXXVIII. Доброт. Ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Третий день. Св. мученик Гордий. (Необходимость исповедания веры). I. Св. мученик Гордий, память коего совершается ныне, жил в III веке, происходил из каппадокийского города Кесарии и был начальником (сотником) в римском войске. Сложив с себя должность сотника, он подвизался в пустыне. Когда император Ликиний воздвиг гонение на христиан, то Гордий пришел в город в то время, как язычники совершали праздник в честь бога войны, Марса. Явившись на торжество, он провозгласил, что верует во Христа и презирает идолов. Градоначальник приказал жестоко мучить святаго. «Господь мне помощник, и не убоюсь я, что сотворит мне человек!» говорил он во время мучения. Видя непреклонность св. Гордия, начальник переменил строгость на ласку, и обещанием разных наград думал склонить его к отречению от Христа. Но мученик отвечал: «ты не можешь дать мне ничего лучше и дороже царства небеснаго». Тогда начальник приказал казнить св. мученика. Когда вели св. Гордия на казнь, то некоторые советовали ему отречься от Христа хотя только на словах, «в душе же остаться верующим». «А что сказал Господь в Евангелии? говорил при этом св. мученик. Кто отвергнется от Меня перед людьми, отвергнусь от того и Я пред Отцем Моим на небесах». Осенив себя крестным знамением, он спокойно склонил голову под мечь палача. (Ч. М. 3-го января). II. Св. муч. Гордий своим святым примером учит нас мужественно исповедывать христианскую веру. «Двух родов может быть исповедание веры». Одно бывает «особенное, во времена гонений», а другое «общее, при обычном мирном течении жизни». а) Гонения за веру во Христа, за православные догматы бывали. О них свидетельствует история, о них говорят целые сонмы мучеников святых. По местам случаются гонения и ныне. Нужно сказать, что они возможны и всегда. Как должно православному христианину вести себя во время гонений за св. веру? Господь наш I. Христос сказал: «егда гонят вы в граде, бегайте в другий» ( Матф. Х. 23 ). «Укройтесь мало елико, елико, дóндеже мимо идет гнев Господень», говорит пророк Исаия (XXVI. 20). Настало гонение, испытай себя; чувствуешь слабость, боязнь и страх, молчи, молясь Господу, да укрепит тебя в предстоящей напасти. Если хочешь, можешь укрыться. Многие так поступали во времена гонений, целыми общинами удалялись в леса и пустыни. Совсем не будет греха в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010