Но выражения греческого подлинника передаются автором по-русски неточно: верую во единую соборную и апостольскую церковь . Неисправность этого чтения хотелось бы отнести к опечаткам. – О церкви. Berlin. 1888. Стр. 7. 76 Златоуст в беседе 82 на Матф. Часть III. Спб. 1843. Стр. 416–421. В том же разуме понимает беседу Господа с Петром св. Василий великий . См. его слово о смиренномудрии в Творениях Святых Отцев в русском переводе. Т. VIII. Москва. 1846. Стр. 315. 80 Относящиеся сюда выдержки из святых отцов и цитаты см. у Архимандрита Иннокентия (Новгородова) в «Обличительном Богословии». T. I. Казань. 1859. Стр. 288–299 и Архиепископа Никанора (Бровковича) «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве». Казань. 1871. Стр. 46. 47. 50. 51. 82 Cypr. De unitate Ecclesiae. Cap. IV. Migne. Patrolog. lat. T. IV. Col. 498–500 . Некоторые печатные издания Творений Киприана, сличенные с древнейшими кодексами и манускриптами, не заключают в себе выражений, встречающихся у Миня и воспроизведенных в нашей цитате: unam cathedram constituit: et primatus Petro datur; et una cathedra monstretur. Не только православными и протестантскими богословами, но даже некоторыми католическими учеными выражения эти относятся к разряду позднейших тенденциозных вставок. Но, не смотря на повреждение текста, мысль святого отца ясна. Проповедником папского абсолютизма он не был. 84 Постановл. монашеск. XXII, 5. Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. Спб. 1841. Стр. 20. 87 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. V. Казань. 1868. Стр. 359. 91 Христианское Чтение. 1846. Ч. 3. Стр. 92. Архимандрит Иннокентий. Обличительное Богословие. Т. I. Казань. 1859. Стр. 304. Примеч. 102 Κοινς μν πατρ. Joannis Antiocheni epist. 1. Migne. Patrolog. gr. Tom. LXXVIL Col. 1453 . «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. I. Изд. 2. Стр. 173. T. II. Стр. 352. 356. Приведенное выражение употреблено в письме епископа к епископу: потому мы и передаем его по-русски: «общий отец епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославления с ним. Поклоняйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» ( Псал.138:17 ). III. «Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» ( Исх.20:7 ; Втор.5:11 ). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда-либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что-либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противузаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Матф.14:7,9 ). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех , с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами. IV. Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел ( Исх.20:10 ; Втор.5:12 ; Апок.1:10 ); освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего-либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Деян.16:10,11 ; снеси к Кол.4:14 ; к Флм.23,24 ; 2Тим.4:11. 5 ) Не есть самовидец, но евангельскую историю от апостолов Иисус Христовых слышал ( Лк.1:2,3 ); и сие своим свидетельством утверждают Евсевий Истор. Церк. в кн. 3, гл. 24; Тертуллиан в Толковании на Луку. Епифаний же в Ерес. 57, и Никифор в Истор. Церк. кн. 2, гл. 45, объявляют, что Лука один из 70 учеников Иисус Христовых был. 6) Из всех евангелистов в греческом языке был наискуснейший. Смотри Иеронимово письмо к Дамасу. 7) Слог употребляет, чистый, ясный, льющейся, витиеватый, изрядный и историка прямо достойный. Вмешивает такие речения, которые сирского писателя представляют, и многие употребляет наречия, 70 толковникам сродные, которых переводу везде следует. 8) Зачатие и рождение Иоанново, от прочих опущенное, объявляет, и зачатие и рождение Иисуса Христа пространнее, нежели прочее, описывает, 9) Признается в Лк.1:3 , что он порядок дел случившихся обстоятельно наблюл. 10) Более дел и чудес Христовых описывает, нежели прочие евангелисты, но не так полные поучения, как Матфей. III. Время и место Некоторые полагают лето по Вознесении Иисуса Христа 15, другие 22, иные 27; а прочее, да и весьма многие, то время, когда вместе с Павлом во Ахаии, смотри Иеронима предисл. на Матф., был; а может быть Лука сию евангельскую историю написал в Риме, в лето по Рождестве Христове 66 или 67. Ибо Деяния апостольские написал в лето по Рождестве Христове 68; а что незадолго прежде Евангелие свое издал, в том все согласны, поскольку он Деяния к Евангелию присоединяет. IV. Особа, для употребления которой наипаче написано Оная есть Феофил ( Лк.1:3 ), которой без сомнения был муж чиновный, и может быть градоначальник; поскольку от Луки Κρτιστος, державным или начальником называется, которое название бывало председателей римских. Деян.22:26; 24:3 . V. Случай Сей виден в Мк.1:3 . VI. Намерение особенное Феофилу и всей Церкви предать историю о Иисусе Христе, вероятия достойную и точным порядком расположенную, и показать, что Иисус Христос Сын Божий, есть Мессия и истинный человек, от праотцов произошедший. VII. Разделение Содержится в 24 главах. 1) Иоанново рождение. Лк.1 . 2) Христово рождение и юношество. Лк.2 . 3) Крещение и родословие. Лк.3 . 4) Искушение и деяния в Галилеи. Лк.4–9 . 5) Деяния на пути Иерусалимском. Лк.10–18 . 6) Деяния во Иудеи и Иерусалиме. Лк.19–21 . 7) Страдание и смерть. Лк.22,23 . 8) Воскресение и Вознесение на небо. Лк.24 . VIII. Места особливого примечания достойные . § 5. О Евангелии от Иоанна I. Место Евангелие Иоанново во всех книгах следует за Евангелиями, Матфеем, Маркою и Лукою написанными; поскольку Иоанн последний из всех оное написал. II. Надписание Τ κατ ωννην υαγγλιον, от Иоанна Евангелие. III. Писатель Что Иоанн сие Евангелие написал, то явствует из Ин.21:24 , сличи Ин.21:20 . Все до одного также отцы сие Евангелие Иоанну приписывают, и надписание, под числ. 2 имеющееся, во всех книгах и переводах самых древних находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Будет время отчаяния, когда брачный чертог затворится... когда лоно патриарха (Авраама) будет принимать только достойных. Но теперь еще не это время. Сего ради да приступаем с дерзновением к Богу, нимало не сомневаясь, да приимем просимую благодать» («Злат. VII бесед. на послание к евр., гл. IV»). Подобным образом учит и великий святитель нашей Российской Церкви Тихон, еписк. Воронежский: «По подобию жены той (хананейской), – говорит он, – должно и нам с верою толкать в двери милосердия Божия и вменять себя аки псов, которые едят от крупиц, падающих от трапезы господей своих, да призрит на наше смирение Иисус Христос, Господь наш, Который призрел на смиренную и верную молитву жены хананейской...» («Сочин. Тих. еп. Вор.», т. VI, стр. 279. Иад. 2-е. Спб. 1826 г.). IV. Для действительной благоуспешности наших молитв, совершаемых во имя Иисуса Христа, нужно избегать в них многоглаголания, от коего предостерегает вас Сам Иисус Христос. «Молящеся не лишше глаголите, – говорит Он, – якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут: не подобитеся убо им» ( Мф.6:7–8 ). «А под многоглаголанием, – нам замечает св. Иоанн Златоустый , – Господь разумеет здесь то, когда, например, у Бога просим неприличного, как то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом – всего того, что бесполезно для нас» (Злат. бесед. XIX на Матф.). От многоглаголания и громких молитв в храме и в другом месте предостерегают нас и св. отцы и учители Церкви. – Так св. священномученик Киприан, еписк. Карфагенский, учит: «Когда мы собираемся вместе с братией и со священником Божиим совершаем Божественную службу, не должны никак забывать о благоговении и благочинии; не должны, где бы то ни было, произносить наших молитв словами беспорядочными, или скромное моление заменять шумным многоглаголанием. Бог внемлет не голосу, а сердцу. Не воплями должно преклонять на милость Того, Кто видит помышления человеческие, как вещает о сем Сам Господь: “Что помышляете в сердцах ваших?” ( Лк.5:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

прот. Иоанн Чижевский Отделение седьмое. Об охранении и распространении Православной Веры Глава I. Общее положение 1 . Епархиальное начальство обязано надзирать, чтобы истины Православной Церкви служителями ее и православными христианами исповедуемы были во всей чистоте. Архиереи наблюдают за сим, как непосредственно, так и чрез подведомые им места и лица (От. I, гл. IV, §§ 17, 24 и 25) и, если открывается что-либо противное, доносят Св. Синоду (уст. дух. консист. ст. 7). 2 . По отношению к охранению и распространению св. православной веры обязанности пастырей церкви главным образом состоят в проповедании Слова Божия ( 2Тим. 4:2 ) и наставлении пасомых в благонравии и послушании властям; б) в наблюдении, чтобы православные свято исполняли уставы церкви, св. таинства и ежегодно исполняли долг исповеди и причащения св. тайн; в) в ограждении пасомых от раскола, лжеучений и от совращений в иную веру и г) в заботе о присоединении к Православной Церкви инославных христиан, иудеев, магометан и язычников. Глава II. Проповедание Слова Божия 3 . Начальство епархиальное должно пещись, чтобы духовенство проповедовало Слово Божие в церквах и наставляло при всяком удобном случае православный народ в вере и благочестии, в благонравии и послушании властям (уст. дух. консист. ст. 8). Примечание. Первая должность есть священника учить народ. Что учить народ долг есть как епископа, так и пресвитера, не токмо собственный и необходимо потребный, но и первейший, указал сие Сам Спаситель Христос Иисус, когда заповедь апостолам дал не токмо крестите, но и учите, и первее учить, потом крестить Матф.28:19 ; Марк.16:15–16 , указал и Павел апостол, когда о себе стеня возопил: горе мне, аще не благовествую! нужда мне належит, строение мне предано (1Корф.9:16–17); указал, когда Тимофея, епископа Ефесского, Богом и страшным судом Христовым обязуя, увещевал: проповедуй слово, настой благовременно и безвременно, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением ( 2Тим.4:1–2 ); указал, когда наконец от всякого без изъятия пресвитера, между другими его качествами требует от него, дабы непременно был учительный ( 2Тим.4:1–2 , Кн. о должн. пресв. прих. часть 1. § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   3) О последнем всеобщем суде возвестит людям последняя (1 Кор. XV:52) Божия труба (1 Сол. IV:16), которая служит образом некоего особенного действия Божия всемогущества, образом, заимствованным от обыкновения евреев созывать в собрание посредством трубных звуков (Лев. XXV:9; Числ. X:2; Суд. III:27). Послет ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранные Его от четырех ветр – от конца земли до конца неба. Они соберут не только избранных, но также по изречению Господню, сказанному прежде, вся соблазны и творящих беззаконие (Матф. XIII, 41), потому что, в воскресение мертвых, вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Иоан. V:28, 29). Утешая Своих последователей, Господь присовокупил: начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавление ваше.    4) Что же касается до времени пришествия Сына человеческого на страшный суд, то, продолжал Господь, о дни том и часе никто же весть, ни ангелы небеснии, ни Сын, токмо Отец Мой един. В этих словах, хотя и прикровенно, Господь высказал своим ученикам ту же самую мысль, которая ясно выражена Им впоследствии: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи в Своей власти (Деян. I:7). По замечанию блаж. Феофилакта, „знает Он о дне и часе том, как это ясно из многих других месть; да и как не знать Сыну этого дня, когда Он знает, что случится в будущем?» или, по толкованию св. Афанасия Александрийского, „Сын во Отце и Отец в Сыне, Отец же знает день и час, то явствует, что и сущий во Отце Сын и ведущий, что во Отце, Сам знает день и час“. Но, возбраняя даже и спрашивать о том, что не приносит нравственной пользы, Он указал на Свое незнание, которое, по объяснению св. отцов, нимало не противоречит всеведению Его, Св. Василий Великий говорит, что Господь, как второе лице Пресвятой Троицы, „первое ведение настоящего и будущего приписывает Отцу, и во всем указывает на первую причину“, т. е. „начало ведения в Сыне от Отца“. Св. Григорий Богослов относит незнание к человеческой природе И. Христа: „для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

  3. Что есть диакон?    Диакон (δικονος) буквально значит слуга, служитель. Этими двумя значениями это слово и выражено в нашем славянском переводе св. Евангелий и посланий апостольских. Так И. Христос говорит Своим ученикам: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга (диакон) (Матф. XX:26; смотр. подобные места Mamф.:XXIII, 11; Марк. IX:35, и т. д.). Св. ап. Павел называет ап. Тимофея служителем (диаконом) И. Христа (1 Тим. IV:6: „добр будеши служитель И. Христу“); равно и себя он называет слугою (диаконом) Божиим: „во всем представляюще себе яко Божия слуги» (2 Кор. VI:4); а в другом месте он называл слугами (диаконами) Христовыми и себя и других апостолов (1 Кор. IV; 1: „тако нас да непщует человек, яко слуги Христовы»).    Но кроме сего обыкновенного употребления в греческом языке имени диакон, диаконами в новом завете называются особенного рода слуги – служители св. церкви, именно: лица, составляющие в иерархии Христовой церкви низшую степень. Что таковая степень в иерархии Христовой церкви действительно установлена по повелению Божию, или по распоряжению Всесвятого Духа, и составляет степень особую от степени епископа и пресвитера, это неоспоримо. Ибо    а) Св. ап. Павел в своем послании к Филипписеям, желая благодати и мира всем святым (т. е. истинноверным), находивщимся в городе Филиппах, явно различает в них епископов и диаконов, как особенные звания. Он говорит: Павел и Тимофей, раби Иисус Христови, всем святым о Христе Иисусе, сущим в Филиппех с епископы и диаконы, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа И. Христа (Филип. I:1). Если бы эти епископы и диаконы не составляли между верующими в Филиппах какого-либо особенного звания, то св. апостол не отличал бы их ни от верующих вообще, ни друг от друга. А если бы они существовали в Христовой церкви не по установлению Божию, то он отнюдь не упомянул бы ни о каких других званиях, которые в Филиппах, конечно, были.    б) Еще св. апостол в послании к Тимофею отделяет диаконов и от пресвитеров, которых он там называет епископами, и от верующих вообще. Именно, показав Тимофею, каковы должны быть епископы (пресвитеры) (1 Тимоф. III, 1 – 7), он далее показывает, каковы должны быть диаконы (1 Тим. гл. III, ст. 8, 9, 12). Для чего он это делает, если не для того, что звание диаконов было отличное от пресвитерского, и что Тимофею должно было в Ефесе избирать из верующих и поставлять в пресвитеров и диаконов мужей достойных сего звания, как заповедал он Титу поставлять пресвитеров в Крите (Тит. I:5): сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши во всех градех пресвитеры? И как могло быть такое звание, ежели оно не было Божественного установления?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. Ч. 1, §§ 106—108.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Матф. Беседа 58-я.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 4. Беседа 14. Ср.: Св. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 2 (Наставления христианского учителя относительно питья); Учение о вере и жизни. Ч. 2. С. 278—282. Кормчий. 1902. 35. С. 542; прот. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1900. С. 255—271. См. также: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. Слово о пресыщении и пьянстве. С. 366—572.    Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Отв. 500.    См. В. С. Соловьев. Проблема продления жизни. М., 1953. Гл. VII, §§ 1—8. С. 46—78. Ср.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. С. 391.    Наставления игум. Вонифатия из Феофании. См. старческие советы некоторых отеч. подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913. С. 562.    Свт. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. T. II. Беседа 1 О посте. С. 78; свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 345; VIII, 147.    Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 21.    Преп. авва Дорофей. Поучение 10. О том, как проходить путь Божий. С. 119.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 36.    Он же. Слово 14, § 1.    Преп. авва Дорофей. Поучение 16. К келлиотам.    Преп. Иоанн Кассиан//Добротолюбие. Т. II, § 16. С. 17.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 223; ср. отв. 96.    Он же. Отв. 253, 302.    Он же. Отв. 96, 223, 550.    О страхе Божием. См. Преп. авва Дорофей. Поучение 4.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. IV, гл. 39. С. 46. См.: Русский инок. 1914, 19—20.    Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 2. С. 377.    Преп. авва Дорофей. Поучение 4. С. 59—60.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. T. I. С. 101.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 36.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 14, § 18. Ср.: Преп. Нил Синайский//Добротолюбие. T. II.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 256.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 253.    Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 21, С. 89, 88; Слово 43. С. 183.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3) Некоторые из древних повествуют, что от Петра будучи послан во Египет, епископскую отправлял должность, что потом некоторые африканские страны проходил, и что наконец от простого народа оковами связан будучи, и по жестоким местам влеком, жизни лишился; о котором, однако повествовании другие сомневаются, поскольку свидетели гораздо суть новейшие. 4) Слог употребляет ясный, живой и еврейскими речениями пред прочими обильно наполненный. 5) Великое есть между Евангелием Марка и Матфея сходство; ибо некоторые места из его повествования, как с намерения сократил, тем же порядком оное представляя, а инде те же почти слова употребляя. Но что Марко не был Матфеева Евангелия сократитель, как думает Августин в кн. 1 о согласии евангелистов, в том разные убеждают причины; ибо (α) многие дела гораздо пространнее, и с большими обстоятельствами описывает, нежели Матфей. Смотри Мк.1:21–45; 6 :14с; 14:66с. (β) Нечто повествует, что Матфей совсем опустил. Смотри Мк.3:19; 5:31; 6:1; 7 :31с; 9:23; 11:15. (γ) Некоторые важнейшие вещи опустил, которые Матфей пространно описывает; напр. Мф. гл. 1 до гл. 3; от гл. 5 до 7. (δ) Не тот везде наблюдает порядок, который Матфей. – 6) Отвержение от Христа, Петром учиненное, пространнее, нежели прочие, описал; что может быть для того сделано, поскольку он от самого Петра сию историю слышал. Сие мнение содержит и Златоуст в беседе 86 на Матф. 7 ) Начинает Евангелие свое славным пророчеством Малахии, последнего из пророков. III. Предмет личный Писал особенно для употребления Церкви западной, которая наипаче из язычников обратившихся состояла; и для того-то умалчивает о родословии Иисуса Христа, и такие употребляет доказательства, которыми и язычники, и иудеи могли быть убеждены. IV. Язык, на котором от Марка написано Что не на латинском языке, но на греческом написано, то видно из свидетельства всей древности, и особенно Иеронимова и Августинова. V. Конец особенный Оный есть, доказать чудесами, от Христа учиненными, что Он есть истинный Мессия и Пророк, от Бога посланный.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Седьмой день. Поучение 2-е. Святой мученик Акакий. (О святых мучениках). I. Святой Акакий, воспоминаемый ныне Церковью , мученик IV века, был родом из Каппадокии, по званию римский сотник, и пострадал при царствовании Максимиана. Акакие за решительный отказ принести жертву идолам и за безбоязненное исповедание христианства подвергли жестоким мучениям, били воловьими жилами, и оловянными прутьями, затем заключили в темницу, где в продолжение 7 дней святой мученик оставался без пищи. Из темницы в тяжких оковах он был приведен в Константинополь и здесь после новых истязаний окончил жизнь под мечем палача. Константин Великий воздвиг в честь святого мученика Акакие храм на месте его погребения. II. В день памяти св. мученика Акакие размыслим о страданиях св. мучеников и почерпнем отсюда себе назидание. а) Страшно и представить те казни, коим подвергались победоносные исповедники имени Христова! Темницы, голод, оковы, биение палицами, строгание тела, рассечение членов, жжение раскаленным железом, сожжение в огне, утопление в водах, отсечение главы, распятие на кресте, – все это, и большее, употреблено было нечестивыми мучителями. И можно, без увеличения, сказать, что тогда весь ад ополчился противу Христа в лице Его верных последователей. Но не мученики изнемогли в терпении, а мучители в изобретении рода мучений. И кто же побеждал эти полчища ада, как не Сам Христос, действуя в исповедниках имени Его Своею благодатию и всемогущею силою? Кто страдал в мучениках, как не Тот, Который пострадал за весь мир на кресте? Посему-то святые мученики часто не чувствовали тех страшных болезней, которые они терпели среди казней, и после нанесенных рань невидимою рукою внезапно исцелялись. Посему-то в страданиях их столько совершилось знамений и чудес, что нередко сами гонители повергались пред именем Распятого и делались мучениками. При таком покровительстве от Бога могло ли истребиться христианство и погибнуть церковь Христова? Нет. Чем более преследовали христиан, тем более они умножались; чем более гнали церковь Христову, тем более она распространялась и укреплялась, – и вот, наконец, во дни благоверного императора Константина, она просияла во всем величии и славе, сделавшись господствующею во всей римской империи и приняв в свое матернее лоно, как покорного сына, самого обладателя мира. Так опять исполнилось слово Христово, которое Он сказал о церкви Своей: «врата адова не одолеют ей» ( Матф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010