По окончании второго курса друзья вступили в братство Троице-Сергиевой лавры, 19 декабря 1962 года приняли иноческий постриг — Лев с именем Матфей, Сергий с именем Марк. В апреле 1963 го в 24 летнем возрасте отец Марк был рукоположен в иеродиакона и в этом сане окончил Академию со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии в качестве профессорского стипендиата и преподавателя гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником, а с сентября того же года до своей кончины — помощником заведующего Церковно археологическим кабинетом. С 1968 года он — доцент МДА; с 1969 года — игумен. Магистерскую диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» он защитил 12 июня 1969 года и в декабре того же года был утвержден профессором Академии. Отец Марк был талантливым преподавателем. У него была своя особая методика ведения занятий: после молитвы он перед каждым студентом, проходя по рядам, выкладывал листочки с вопросами и за время урока успевал опросить всех присутствующих. Большой труд проделал игумен Марк по систематизации и комментированию огромного архивного материала из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова). Он, в частности, подготовил полное собрание писем святителя Игнатия. Также отец Марк составил учебные пособия по гомилетике, собирал и изучал материалы по Оптиной пустыни, рецензировал кандидатские и магистерские работы. Объемные содержательные статьи отца Марка печатались в «Журнале Московской Патриархии», в журнале патриарших приходов в США, в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского патриархата» и других изданиях. Скончался игумен Марк 29 января 1973 года в результате приступа сахарного диабета в Туле, будучи в гостях у своего отца. Был погребен на Спасском кладбище Тулы. Сочинения: • Марк (Лозинский), иеромонах. «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)». Машинопись. МДА, 1967, в 2-х ч. • Марк (Лозинский), игум. Доклад к столетию со дня смерти святителя Игнатия (Брянчанинова)//Доклады и Статьи. Загорск. Лавра- академия. 1972. Т.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

По окончании второго курса друзья вступили в братство Троице-Сергиевой лавры, 19 декабря 1962 года приняли иноческий постриг – Лев с именем Матфей, Сергий с именем Марк. В апреле 1963-го в 24-летнем возрасте отец Марк был рукоположен в иеродиакона и в этом сане окончил академию со степенью кандидата богословия. Его оставили при академии в качестве профессорского стипендиата и преподавателя гомилетики в семинарии. С марта 1964 года иеродиакон Марк был сотрудником, а с сентября того же года до своей кончины – помощником заведующего Церковно-археологическим кабинетом. С 1965 года отец Марк читал курс гомилетики и в академии. С 1968-го он – доцент МДА. Тогда же Святейший Патриарх Алексий (Симанский) возвел его в сан игумена. В июне 1969 года игумен Марк успешно защитил магистерскую диссертацию и был утвержден в должности профессора академии (в это время ему только исполнилось 30 лет). В 1971 году награжден крестом с украшениями, в октябре 1972-го назначен председателем Церковно-практической комиссии. Нелегкий труд в академии отец Марк сочетал с послушанием инока. Он час­то проповедовал в обители. Если знал, что я присутствовала, обязательно потом спрашивал, понятен ли был смысл сказанного им. Если случалось, что я чего-то не поняла, тут же давал краткие и четкие пояснения. Не оставлял игумен Марк и труда по систематизации и комментированию огромного архивного материала из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова) . Он, в частности, подготовил полное собрание писем святителя Игнатия. Также отец Марк составил учебные пособия по гомилетике, собирал и изучал материалы по Оптиной пустыни, рецензировал кандидатские и магис­терские работы. И все это – превозмогая изнуряющую болезнь и усталость. Отец Марк был талантливым преподавателем. У него была своя особая методика ведения занятий: после молитвы он перед каждым студентом, проходя по рядам, выкладывал листочки с вопросами и за время урока успевал опросить всех присутствующих. Игумен Марк также читал в академии внеурочные лекции и доклады, на которые всегда собирались многочисленные слушатели и которые всегда получали неизменно высокую оценку. Святейший Патриарх Алексий I о его докладе «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию кончины святителя Феофана Затворника )», опубликованном в журнале Совета академии (март 1969), отозвался так: «Очень хороший доклад о приснопамятном святителе Феофане». Митрополит Пимен (будущий Патриарх) по поводу доклада «Святитель Николай, архиепископ Японский» писал в том же журнале (март 1971): «Очень приятно было прочитать обстоятельный доклад профессора игумена Марка о жизни и деятельности равноапостольного Николая, просветителя Японии».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

VII, 10); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более, нежели Ангела, в разжженной пещи (Дан. III, 92); иногда во рве львином (Дан. VI, 22); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему, и изъясняет ему видения (Дан. IX, 21); иногда в откровениях своих он слышит о Михаиле, едином от первых старейшин небесных, и Князе народа своего (Дан. X, 13. 21). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно в себе ощущает Ангела глаголющего (Зах. I, 14). О Господи сил! Какие воистину Соборы Небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе (Пс. XXXIII, 8)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие! Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветныя времена теней и гаданий, подобно тому, как видимые звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Иоан. I, 51): и действительно, мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лук. I, 11) и бессеменное зачатие Спасителя (Лук. I, 26), целое воинство Ангелов, воспевающих славу Рождества Спасителева (Лук. II, 13), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа (Матф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Матф. II, 13), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Матф. IV, 11), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного (Матф. XVIII, 10), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (Матф. XXVI, 53), Ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лук. XXII, 43), Ангелов, отверзающих гроб Его (Матф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Иоан. XX, 12), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11), Ангелов, разрешающих узы (Деян. XII, 7), и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. V, 19); наконец Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнелию явившегося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (Деян. X, 3–6). Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Апок. III, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела, и мы без помощи?

http://pravoslavie.ru/49943.html

Там Иисусу приготовили вечерю, и Мария, подойдя к Нему, помазала Его ноги драгоценным миром и отёрла их своими волосами. Этот сюжет присутствует — с разными деталями — и у Матфея, и у Марка, и у Луки. Случаи, когда какая-то история рассказана во всех четырех Евангелиях, довольно редки. Поэтому на этот текст следует обратить особое внимание. О чем идет речь? Понять глубже это можно, если сопоставить все четыре рассказа: текст Иоанна, 26-ю главу Евангелия от Матфея, 14-ю главу Евангелия от Марка и 7-ю главу Евангелия от Луки. Все эти рассказы очень похожи один на другой, но различаются в деталях. Иоанн, Матфей и Марк указывают на Вифанию как на место события, Лука место не называет. У Иоанна событие происходило в доме, где живут Лазарь, Марфа и Мария, — Матфей, Марк и Лука говорят о доме Симона (при этом Матфей и Марк называют Симона прокаженным, а Лука — Симоном-фарисеем, хотя вполне возможно, что это одно лицо). Во всех четырех Евангелиях говорится, что Иисус возлежит, что действие происходит во время трапезы. У Марка и Матфея миро возливает женщина, неизвестная по имени, у Луки — грешница, у Иоанна — Мария, сестра Лазаря и Марфы. Сосуд, в котором женщина принесла миро, у Матфея, Марка и Луки назван алавастром. Иоанн о сосуде ничего не говорит, указывая лишь количество драгоценного мира — фунт, примерно 327 г. У Луки это просто «миро», у Матфея — «драгоценное миро», у Марка и Иоанна — миро «из нарда чистого, драгоценного», «нардовое чистое драгоценное». Матфей и Марк говорят, что женщина пролила миро на голову Иисуса. Иоанн и Лука свидетельствуют, что миро было пролито на ноги Иисуса и что женщина «отёрла их волосами своими». В рассказе Луки она целовала ноги Его, обливая их слезами, — ни у кого из других евангелистов этих штрихов нет. Здесь, у Луки, как и в других евангельских описаниях, о которых мы говорили раньше, перед нами картина, нарисованная словесно. В истории античной литературы есть термин экфраза, обозначающий словесное описание, которое должно произвести зрительное впечатление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

II. Для нас, Христиан, кроме всех указанных оснований, на которых утверждали свою веру в боговдохновенность ветхозаветных книг Иудеи, есть ещё и другие основания, важнейшие: 1) Сам Господь наш и Спаситель, явившись на земле в такое время, когда эта вера в народе Иудейском, как видно из современных свидетельств Флавия и Филона, была столь всеобща и несомненна, не только не обличал за неё сынов Израиля, не только ничем не выразил, что Он, по крайней мере, не разделяет её с ними, напротив показывал полное уважение к ветхозаветным книгам, как к книгам священным, Божественным. Он – а) ссылался на них, подобно всем Иудеям, для подтверждения некоторых истин, например, истины воскресения мёртвых ( Матф. 22, 31 ), и даже важнейшей истины своего Божественного посольства: испытайте писаний, говорил Он Израильтянам, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о мне ( Иоан. 5, 39 ); аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и мне: о мне бо той писа (ст. 46); и ученикам своим, шедшим в Еммаус, начен от Моисея и от всех пророк, сказание от всех писаний яже о нем ( Лук. 24, 27 ). Он – б) нередко выражался об этих писаниях так, как можно говорить только о слове Божием, а отнюдь не человеческом, например: не может разоритися писание ( Иоан. 10, 35 ); подобает скончатися всем, написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о мне ( Лук. 24, 44 ; сн. Матф. 26, 54 ); аминь бо глаголю вам: дóндеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут ( Матф. 5, 18 ). Он даже, приводя некоторый места из Ветхого Завета,– в) присовокуплял: реченное Богом ( Матф. 23, 31 ), Бог заповеда ( Матф. 15, 4 ), и обличал при этом Иудеев: вы разористе заповедь Божию за предание ваше (-6), преступающе слово Божие преданием вашим, еже предасте ( Марк. 7, 13 ), и в частности о Давиде в одном месте заметил: той (Давид) рече Духом Святым: глагола Господь Господеви моему: седи одесную мене ( Марк. 12, 36 ). По примеру своего Божественного Учителя, и св. Апостолы:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вероятно, однако, что в них – Иисус Галилеянин сиял всесовершенной праведностию (Праведнику тому), а Пилат то терзал Его чело венком терновым, то бил по главе Его тростию, то пригвождал Его ко кресту. Невыносимая боль сжимала сердце жены Пилата, совесть терзала и ужас гнал ее – за муки праведного Страдальца. Она пробуждалась, но потом, заснув, снова видела тот же сон. Она много пострадала во сне за страдания этого Праведника. В то время, как посланный от жены Пилата передавал слова ее, иудейские начальники наущали народ, чтобы он просил у Пилата отпустить Варраву. И этот народ, свидетель чудес Христовых, всего только шесть дней тому назад исповедавший Его сыном Давида и царем Израиля, поддался внушениям своих нечестивых пастырей. Когда правитель, повторяя вопрос, спросил ( Матф. 21 ): кого хощете от обою отпущу вам? они реша: Варраву. Что убо сотворю Иисусу, глаголемому Христу? спрашивал Пилат (22): народ кричал: смерть Ему! гибель Ему ( αρε τοτον, слав. возмы сего,. Лук. 18 ), да распят будет ( Матф. 22 )! Пилат возгласи, возвысил голос, желая отпустить Христа ( Лук. 19 ) и говоря: кое убо зло сотвори? Они же излиха вопияху, глаголюще: да пропят будет ( Матф. 23 ) Христу народ предпочел Варраву, о котором евангелисты сообщают следующие черты: он был известный разбойник: он собрал шайку сообщников, произвел возмущение в городе Иерусалиме с целию грабежа и совершал убийства ( Матф. 16 , Иоанн. 40, Лук. 19 и Марк. 7 ). После того, как попытка Пилата освободить Иисуса не как человека ни в чем неповинного, но как человека, хотя и виновного, однако освобождаемого по иудейскому обычаю ради праздника Пасхи, не имела успеха, – Пилат, по ев. Иоанну, поят Иисуса и би его (19, 1). Повествование о бичевании находится у всех евангелистов и слагается из следующих отдельных черт. 1 . Воины Пилата взяли Иисуса в преторию (по слав. на судище, Матф. 27 ) или (по Марк. 16 ) отвели Его внутрь двора претории, вероятно с тою целию, чтобы иметь более простора, так как пред этим двором была, напротив, теснота от толпы иудеев; собрали против Него весь полк, спиру или когорту.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Кто же идет по этому пути? Увы, «мало их есть, иже обретают его» ( Матф. 7, 14 ): по нем идут только одни истинные последователи Иисуса Христа, Который «вместо предлежащия ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив». ( Евр. 12, 2 ), крест самоотвержения и послушания воле Божией, крест бедствий и скорбей, и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти» ( Фил. 2, 8 ). III. Теперь, братие, можете каждый сами определить, кто из вас куда идет. Если вы шествуете путем широким: то знайте, что он, по слову Спасителя, «ведет в пагубу» ( Матф. 7, 13 ), – туда, где червь не умирает и огнь не угасает ( Марк. 9, 48 ), где будет «мука вечная» ( Матф. 25, 46 ), «плач и скрежет зубов» ( Матф. 8, 12 ) и где не дастся грешникам ослабы и покоя «во веки веков» ( Апок. 20, 10 ). Если же вы находитесь на тесном пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведет «в живот» ( Матф. 7, 14 ), ведет ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, где нет «ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти» ( Апок. 21, 4 ), а откроется для праведников вечное блаженство ( Евр. 9,15 ) и вечная слава ( 2Кор. 4, 17 ). Но идти, по своей воли идти во огнь вечный, к своей вечной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вечных благ, предлагаемых нам на небеси – кто не содрогнется при одной мысли об этом? О, остановитесь, грешники, на своем широком пути и образумьтесь! Как ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назад и вступить на тесный путь добродетели. Как ни многочисленны и тяжки ваши грехи, – покайтесь: «кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» ( 1Иоан. 1, 7 ). Как ни слабы ваши нравственные силы, – молитесь: «сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор. 12, 9 ), и Отец небесный «даст Духа просящим у Него» ( Лук. 11, 13 ). А благодатию Св. Духа, при вашей вере и христианских подвигах, «обильно приподастся вам» и «вход в вечное царство Господа нашего» и «Спаса Иисуса Христа» ( 2Петр. 1,11 ). Аминь. (Составл. свящ. Г. Д-ко по Чет.-Мин. и слову Макария, еписк. тамбовск. и шацк., т. II, стр. 11–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Число цитат у церковных авторов I-III вв., выявленных на настоящий момент Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна Позднее, когда стали появляться систематические комментарии (со второй половины III в., см. п. 3.3.1), большинство из них было составлено к Евангелиям от Матфея и Иоанна. Можно с большой степенью уверенности утверждать, что и в литургической практике Евангелие от Матфея начало использоваться ранее других. «Поэтому не будет преувеличением сказать, что христиане, жившие в период с конца первого по конец второго века получали представление о словах и жизни Христа прежде всего на основании этого текста» 328 . 10.2. Евангелие от Марка 10.2.1. Сведения об апостоле Марке По свидетельству исторического предания второе каноническое Евангелие написал Марк, носивший кроме латинского имени (Marcus) еще другое – еврейское – Иоанн ( Деян 12: 12, 25; 15: 37 ; ср. 13: 5, 13). По происхождению он был иудеем, мать его Мария имела свой дом в Иерусалиме ( Деян 12: 12 ), ставший местом молитвенных собраний первохристианской общины. Марк был в близком родстве с апостолом Варнавой ( Кол 4: 10 ) и, возможно, был обращен в христианство апостолом Петром. Выражение «Марк, сын мой» ( 1Петр 5:13 ), вероятно, указывает на то, что Марк был обязан апостолу Петру своим духовным перерождением, во всяком случае на близкие между ними отношения. Принимать упоминаемого здесь Марка за лицо, отличное от евангелиста, нет веских оснований, так как историческое предание сохранило известия только об одном Марке. К тому же из упоминания в Послании апостола Петра ( 1Петр 5: 12–13 ) вместе Силуана и Марка, становится очевидно, что этот «Марк» и известный нам по Деяниям и посланиям апостола Павла «Иоанн Марк» (который и там упоминается вместе с Силуаном (Силой) – одно и то же лицо. По свидетельству предания, он был одним из семидесяти учеников Господа ( Лк 10: 1 ). Очень рано сблизившись с апостолом Павлом, по всей вероятности также при посредстве апостола Варнавы , Марк сопутствовал им во время первого апостольского путешествия как помощник ( Деян 13:5 ), после того как они брали его с собою для путешествия в Иерусалим с целью доставить туда «пособие» голодающим братьям ( Деян 12: 25 ). Вскоре Марк оставил обоих апостолов в Пергии ( Деян 13: 13 ), и так как апостол Павел вследствие этого не взял его в свое второе апостольское путешествие, несмотря на желание Варнавы, то он вместе с Варнавой отправился на Кипр ( Деян 15: 37–39 ). Впоследствии Марк раскаялся в своем проступке и опять был в общении с апостолом Павлом. Он снова упоминается в качестве усердного помощника при апостоле как во время первого заключения в Риме ( Кол 4: 10 ; Фил 24 ), так и во время второго ( 2Тим 4: 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Но все такия условия мы можем и исполнять, и не исполнять, каждый по своей воле, или исполнять только отчасти, а не как следует, и следовательно можем пользоваться таинствами достойно и недостойно, иногда только во вред себе. Почему и заповедал св. апостол: «да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня» (1 Кор. 11:28—29).     «Аз есмь лоза», сказал Спаситель, «вы же рождие; и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15:5). Из этих слов мы справедливо заключаем, что без «благодати Христовой» (Гал. 1:6) мы не можем приносить плодов духовных, творить добрых дел. Но не Сам ли Спаситель сказал также: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Матф. 16:24); «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Матф. 19:17); «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене» (Матф. 19:21)? Тут уже для совершения добрых дел требуются наше собственное желание и подвиги. Не сам ли Спаситель заповедал нам: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» (Матф. 5:16), называя наши добрыя дела нашими, без сомнения, по нашему участию в них? Не ясно ли Он предвозвестил нам, что в день всеобщого суда каждый из нас получит «мзду» по трудам своим (Матф. 5:12; 10, 42; 1 Кор. 3:8) и что праведники войдут тогда в царствие небесное именно за свои добрыя дела (Матф. 25:34—40)?    Вообще, братие, дело нашего нравственного исправления и освящения, без которого нам невозможно спастися, есть дело таинственное. В нем участвуют две силы: сила Божественная — благодать, и сила человеческая — наша свободная воля. Определить меру участия каждой из них, обозначить черту, где оне соприкасаются между собою, объяснить, как оне, соприкасаясь, не стесняют одна другую, — мы не в состоянии. Но то не подлежит сомнению, что обе оне равно необходимы в этом важнейшем для нас деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

О торжествах в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . 825. Марущак, В. Прославление святителя Луки [Текст]/В. Марущак//Таврида Православная: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 13. С. 3–4: фот. О торжественном прославлении в лике святых святителя Луки в 1996 г. 826. Остапенко, Я. Архимандрит Нектарий и Крым. Истоки благотворительности [Текст]/Я. Остапенко//Таврида Православная: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2012. 11/12. С. 15–17: фот. Об архимандрите Нектарии из Афин, сыгравшем роль в прославлении архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Греции. 827. Обуховская, Л. Подвиг исповедничества [Текст]/Л. Обуховская//Лит. газ.+Курьер культуры : Крым-Севастополь. 2012. 29 июня 12 июля. С. 3. В Крыму прошли Дни памяти святителя Луки. 828. Калугин, П. Здесь трудился святой [Текст]/П. Калугин//Южная столица. 2012. 1 июня. С. 16: фот. цв. О здании в Симферополе, где располагались городская больница, военный госпиталь и трудился В.Ф. Войно-Ясенецкий. 829. Духовное и врачебное наследие святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]: третья междунар. науч.-практ. конф.//Военно­мед. журн. 2012. 1. С. 92–96. 830. Духовное и врачебное наследие святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого ) [Текст]: сб. материалов третьей Междунар. науч.-практ. конф., 19 мая 2011 г./ФГУ «Гл. военный клинический госпиталь им. акад. Н. Н. Бурденко МО РФ», Фил. 3 ФГУ «Гл. военный клинический госпиталь им. акад. Н. Н. Бурденко МО РФ», Моск. Патриархия; [под общ. ред. И. Б. Максимова, В. М. Мануйлова]. – Москва: ИИКЦ «Эльф-3», 2011. 381 с. 831. Перекопский, С. А. В.Ф. Войно-Ясенецкий: жизнь, отданная людям и Богу [Текст]/С. А. Перекопский, Ю. А. Кокорина, Е. В. Харченко//Человек в медицине: материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию со дня кончины свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Барнаул, 2011. С. 27–31. 832. Шастун, Е. Мы нуждаемся в святителе Луке больше, чем его современники [Текст]/Е. Шастун//Крым. изв. 2011. 17 авг. С. 6: фот. IV Международная Духовно-медицинская конференция, посвящённая 50– летию со дня кончины святителя Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010