Вопрос 176. Кто те враги, которых велено нам любить? И как любить нам врагов, благодетельствуя ли им только, или и самым расположением? и возможно ли это? Ответ. Врагу свойственно вредить и злоумышлять. Поэтому всякий, кто делает кому ни есть и какой ни есть вред, может быть назван врагом, по преимуществу же – согрешающий, потому что, сколько зависит от него, различным образом вредит и злоумышляет против всякого, кто только живет или встречается с ним. Поскольку же человек состоит из души и тела; то будем любить таковых, как по душе, изобличая их и вразумляя и всяким образом доводя до обращения, так и по телу, благотворя им, когда нуждаются в необходимом для жизни. А что любовь состоит в расположении, это известно всякому. А возможность показал и засвидетельствовал Господь, когда явил любовь Отца и Свою собственную в послушании «до смерти» ( Флп.2,8 ), ради врагов, а не ради друзей, как свидетельствует Апостол, говоря: « Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ); и нас увещевает к тому же, говоря: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» ( Еф.5, 1–2 .). А Благий и Справедливый не предписал бы сего, если бы не даровал к тому способности. И Он привел в ясность, что такая способность необходимо вложена в нас в самом естестве. И звери естественно любят благодетелей. Но оказывает ли друг столько благодеяний, сколько-враги, которые доставляют нам ублажение от Господа, сказавшего: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Матф.5, 11–12 .)?    Вопрос 183. Если случится иным, живущим в братстве, рассориться между собою; то безопасно ли иметь с таковыми обращение ради любви? Ответ. Поскольку Господь сказал: «да будут едино, как Мы едино» ( Иоан.17,22 ), и Апостол написал: «будьте единодушны и единомысленны» ( Флп.2, 2 ), и Деяния повествуют, что «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4,32 ); то ссорящиеся чужды сказанного, а любовь, если она разумна, то соблюдает сказанное: «кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч. 13, 25 ); если же не разумна, то, какова бы она ни была, не одобрительна, потому что Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Матф.10, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «А молясь, не говорите лишнего, как язычники» Продолжая излагать Свои взгляды о молитве, Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Матф.6:7–8 ). Как нужно понимать эти слова? Для того, чтобы правильно пояснить эти слова, нужно знать о том, что язычники воспринимали осуществление молитвы как особое служение Богу, которое якобы освобождало человека от грехов. По мнению язычников, чем длиннее была молитва , тем больше считалась их заслуга перед Богом. В языческих религиях считалось, что любой грех можно искупить обильными жертвоприношениями и продолжительными молитвами, и таким образом вымолить прощение и благосклонность богов. Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных душевных переживаний и искренних чувств. Такой принцип языческой молитвы (лишенный сердечного порыва, искренней веры и душевного тепла), основанной на механическом повторении слов, вобрали в свою схоластическую практику секта фарисеев и другие ложные религии. Согласно учению Христову, истинная христианская молитва являет собой контакт души человека с Богом. Это благоговейнейшее обращение сердца, ума и души человека к Господу Богу нашему, а не механическое повторение пустых слов, обращенных к Богу. Согласно христианскому пониманию, молитва является даром Божиим, пищей для души, одним из главных слагаемых духовной жизни человека. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Матф.26:41 ). «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» ( Лук.21:36 ). Молитва очищает душу и укрепляет тело. Поэтому Библия и рекомендует: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Кто молится, тот пребывает с Богом. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ). Поэтому Священное Писание предписывает: «В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» ( Рим.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение первой Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Матф.5:3 ). Эти слова нужно понимать так. Нищие люди – это те, кто ничего не имеет. Обычно нищие не стесняются просить помощи у других и признают то, что свою пищу и одежду получают как дар. Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ничем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним. Такие люди просят у Бога духовной пищи и Господь Бог питает их плодами Святого Духа. К таким плодам относятся: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22 ). То есть нищие духом – это такие люди, которые не «осуетились в умствованиях своих» ( Рим.1:21 ), осознали свою греховность и недостатки и отказавшись от эгоистических побуждений и гордыни, поняли, что без Бога они ничего не значат и не достигнут. Такая блаженная нищета Господом названа духовной. Она представляет собой определенное состояние человеческого ума и сердца, и характеризуется тем, что человек «упорству своего сердца» ( Иер.23:17 ) противопоставляет открытость своей души перед Богом, когда человек свободен от тщеславных мыслей и злых дел. Только такой человек, который способен жить с Богом в сердце, сможет принять Благодать Божью и стать блаженным. Сам Иисус Христос был образцом нищеты духовной. Он не только был нищим в прямом смысле слова, так как не обладал никакой собственностью, кроме одежды, и не имел места «где приклонить голову» ( Матф.8:20 ), но и ничего не творил от Себя, исполняя Волю Отца Своего Небесного. «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» ( Иоан.5:19 ). Во времена Христа религиозные руководители народа израильского считали себя людьми, наделенными богатыми духовными дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Вопрос 165. Как узнать человеку, ревностью ли Божиею подвигнут он против согрешающего брата, или гневается на него? Ответ. Если при всяком грехе ощущает в себе написанное: «Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои» (Псал.118, 139); то явно—это ревность Божия. Впрочем и здесь к созиданию веры нужна благоразумная осторожность. А если наперед в душе не появится это расположение и не приведет ее в движение; то и самое движение беспорядочно, и цель богочестия ни мало не сохраняется. Вопрос 177. Как «сильные» должны «носить немощи немощных» (Римл.15, 1)? Ответ. Ежели «носить» значит взять и уврачевать, по написанному, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Матф.8, 17, Ис.53, 4), не в том смысле, что возлагает Он это Сам на Себя, но в том, что врачует страждующих: то и здесь прилично будет разуметь тот способ и закон покаяния, которым врачуются немощные, при попечительности сильнейших. Вопрос 178. Что значит: «друг друга тяготы носите»? и какой исполним «закон» (Гал.6, 2), поступая так? Ответ. То же, что и сказанное пред сим. Ибо грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его–то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращение. А слово: «носить» вместо слова: «взять», в обычае употреблять и у здешних жителей, как сам я неоднократно слыхал от многих. А «закон» исполним Христа, сказавшего: «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лук. 5, 32), и нам вменившего в закон: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф.18, 15). Вопрос 182. По каким плодам должно дознавать того, кто согрешающего брата обличает из сострадания? Ответ. Во–первых, по преимущественным признакам сострадания, согласно сказанному Апостолом: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26); и; «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор.11, 29). А потом, если одинаково сокрушается о всяком грехе и одинаково скорбит и плачет о всех согрешающих, против него или против другого, если, обличая, не искажает способа, преданного Господом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 57. Если кто имеет неисправимый недостаток и от частных осуждений делается хуже, то не лучше ли оставить его в покое? Ответ. О сем и в другом месте сказано, что согрешающих должно обращать с терпением, употребляя показанный Господом способ. Если же кому, как Коринфянину, для обращения его недостаточно будет осуждения и выговора многих; то на такого надобно смотреть, как на язычника. Но оставлять осужденного Господом никому ни в каком случае не безопасно, ибо Господь сказал, что лучше, потеряв один глаз, или одну руку, или одну ногу, войти в царствие, нежели, пощадив какой член, всему быть ввержену в геенну огненную, где— плачь и скрежет зубов (Матф.5, 29. 30); и Апостол свидетельствует, что «малая закваска квасит все тесто» (1 Кор. 5, 6). Вопрос 64. Поскольку Господь наш Иисус Христос говорит: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф.18,6. Лук.17, 2); что значит соблазнять? Или как остеречься сего, чтобы не пало на нас столь страшное осуждение? Ответ. Соблазняет, кто преступает закон словом или делом и другого вводит в беззаконие, как змий Еву и Ева Адама; или кто препятствует исполнять волю Божию, как Петр Господу, сказав: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» — за что и услышал: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 22–23); или кто настраивает мысль немощного к чему–либо запрещенному, по написанному апостолом, который сказал: «Ибо если кто–нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» — и присовокупляет к сему: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы, не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 10, 13). Соблазн же бывает от многих причин. Ибо соблазн или происходит по вине соблазняющего, или случается самому соблазняемому быть виною соблазна; и в них опять бывает сие различно, иногда по злонравию, а иногда по неопытности или того, или другого; бывает и то, что при правом преподавании слова делается более видимым злонравие соблазняющихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Или ты не видишь, как Он сам все с тою целью, чтобы никто не признавал Его нерожденным, и говорит и делает, даже говорить о Себе по-видимому не­сообразно со Своим достоинством и существом, и нисходит до смирения пророка? Изречение: “ Как слышу, так и сужу ”, также: “... Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ”. (Иоанн.5:30; 12:49) и тому подобные свойственны только пророкам. Итак, если, желая от­странить такое предположение, Он не обинуясь говорил о Себе столь смиренные слова, то тем более Он говорил бы подобным образом, если бы был создан, чтобы кто-нибудь не признал Его несозданным, - напр.: „не думайте» что Я рожден от Отца; Я сотворен, а не рожден, и - не одного с Ним существа " . Но Он делает все напротив. Он употребляет такие выражения, которые невольно, даже не желающих того, заставляют принять противное мнение. Так, Он говорит: - “… что Я в Отце и Отец во Мне “ (Иоан.14:10, 11); также: “ ... столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; …” (ст. 9); или: - дабы все чтили Сына, как чтут Отца . ... (Иоан.5:23); “... как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ”. (ст.21); “ Отец Мой доныне делает, и Я делаю ”. (ст.17); “ Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; ... Я и Отец – одно ”. (Иоан.10:15, 30). Везде употребляя выражение: “ как ” и: “ так и ”, показывает, что Он едино с Отцем и что имеет нераздельное с Ним существо. А силу власти Своей Он обнаруживает как в этих же изречениях, так и во многих других, - так, напр., когда говорит: “ умолкни, перестань; хочу, очистись; повелеваю тебе, дух немой и глухой, выйди из него ” также: “... слышали, что сказано древним: не убивай, … А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ...”  ( Map.4:39; Матф,8:3; Map.9:25; Матф.5:21). И все другое подобное, что Он законополагает и чудотворит, достаточно доказывает власть Его; а лучше сказать, и самая малейшая часть того может вразумить и убедить людей, не совсем бесчувственных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Когда Господь сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Марк. 13:32 ), – сказал о Себе в состоянии добровольного уничижения; ведущий по Божеству, Он смирил Себя до неведения по человечеству. Подобным образом толкует эти слова св. Григорий Богослов . Когда сказал Господь: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Матф. 26:39 ), – показал в Себе человеческую немощь плоти, однако согласовал Свою человеческую волю со Своей Божеской волей, которая есть одна с волей Отца (блаж. Феофилакт). Истина эта выражена в словах евхаристического канона литургии св. Иоанна Златоуста об Агнце – Сыне Божием, «когда пришел, и все о нас завершил все предопределенное относительно нас, в ночь, в которую был предан, или вернее Сам Себя предал за жизнь мира.» Когда воззвал Господь на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Матф. 27:46 ), – то воззвал от лица всего человечества. Он пришел в мир для того, чтобы перестрадать с человечеством его вину и его отдаление от Бога, его оставленность Богом, ибо, как говорит пророк Исаия, Он «Грехи наши носит и о нас болезнует.» Так изъясняет эти слова Господа св. Григорий Богослов . Когда, отходя на небо по воскресении Своем, Господь сказал ученикам Своим: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Иоан. 20:17 ), – то говорил не в одном и том же смысле о Своем отношении к Отцу и об их отношении к Отцу Небесному. Поэтому и сказал в раздельности: не «нашему» Отцу, а «Отцу Моему и Отцу вашему.» Бог Отец есть Отец Его по естеству, а наш – по благодати (Преп. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры , книга 4, глава 8). В словах Спасителя заключена та мысль, что Отец Небесный стал теперь и нашим Отцом – и мы Его детьми – по благодати. Это совершено земной жизнью, крестной смертью и воскресением Христовым. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими,» – пишет апостол Иоанн ( 1Иоан. 3:1 ). По совершении дела нашего усыновления Богу Господь возносится к Отцу как Богочеловек, т. е. не только в Божестве Своем, но и в Человечестве, и, будучи единого естества с нами, присоединяет слова: к Богу Моему и Богу вашему,» внушая, что Он навсегда соединился с нами Своим Человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Молитва часто творит чудеса. “ Просите, и дано будет вам; стучите, и отворят вам ” (Матф.7:7) Сколько было уже случаев, что молитва наша и других о нас была услышана! Таинство покаяния облегчает душу и сердце, удаляет причину болезни, нередко самую болезнь, как следствие греха. В таинстве причащения Иисус Христос входит в нашу душу именно Тот самый, Который некогда столь многих исцелял. В последнем таинстве елеосвящения “ молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь ” (Иак.5:15). 3. Христианская вера приводит болезни к доброму концу, спасает нас. а)  Если выздоравливают, становятся лучшими христианами. Усерднее молятся. Делаются благодарнее к Богу и сострадательнее к другим больным. Сколь многие после тяжких болезней обратились на путь благочестия! Все такие последовали увещанию Господа: “ вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ” (Иоан. 5:14). б)  Если умирают, то умирают о Господе. Мы говорили и говорим о таких христианах, которые в жизни, страданиях и смерти пользуются спасительными христианскими врачевствами. Они раскаялись во всех прежних грехах своих, a покаяние ведет к небу, очищает для неба. Они жили по учению Господа, a таким сказано: “ блаженны нищие, … кроткие, миротворцы, … чистые сердцем ” и проч. “ Войди в радость господина твоего ” (Матф. 25:21). Они страдали о Христе. “ Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ” (Рим. 8:17). Они умерли с Христом. “ Блаженны мертвые, умирающие в Господе ” (Апок. 14:13). “ Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ” (Иоан. 11:25). Заключение. Так вера Христова исцеляет, спасает от болезни и в болезни. О если бы так было со всеми нами! Болезни приходят от руки Божьей “ Тут был человек, находившийся в болезни ” (ст. 5). Нынешнее евангелие говорит о несчастном расслабленном, тридцать восемь лет страдавшем в своем недуге. Болезни и больные люди встречаются нам везде. Болезни приносят страдания, огорчения, страх и бедствия. Чем больные и их родственники могут по преимуществу утешаться в болезнях? Тем, что

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Оно заканчивается в обоих случаях победой искушаемого, его воскресением и прославлением.    То, что Иов был прообразом Христа, общеизвестно. Удивительно то, сколь многогранно воспроизводит эта чудеснейшая из ветхозаветных книг образ грядущего Мессии. Удивительна насыщенность этой книги конкретными деталями будущих событий, обилие в образе Иова черт, буквально списанных с натуры его еще не воплотившегося Прототипа. Обычно в Иове легко находят образ Христа страждущего. Это, действительно, лежит на поверхности. Не менее впечатляюще проступает в Иове образ Христа поругаемого. Уже с первых слов Елифаза: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал... а теперь дошло до тебя, и ты изнемог» (Иов. 4:3—5), — звучит хорошо знакомая тема: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!» (Матф. 27:42). Далее в своих речах друзья последовательно обвиняют Иова за все то, за что впоследствии будет осужден Христос. Главное среди их обвинений — обвинение в богохульстве (Иов. 8:2—3, 11:3, 15:4—6, 12—13, 34:7—9 и др.). За богохульство был «официально» осужден на смерть и Иисус (Матф. 26:65—66). Иов, как и Иисус, вообще обвинялся именно в том, в чем он меньше всего был повинен. Так он, всю свою жизнь заботившийся о бедных, призиравший вдов, утешавший несчастных (Иов. 29:12—17), обвинен Елифазом в том, что «с полунагих снимал одежду» и «вдов отсылал ни с чем» (Иов. 22:6—9). Как это похоже на слова Иуды «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5), сказанные в упрек Тому, Кто всего Себя отдал за жизнь грешников! И как это похоже на заботливость фарисеев о своем народе: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:48—50).    Иов богоподобен не только в своем страдании, но и в прежнем величии. В описании этого величия поражают две особенности. Первое — то, что в перечислении добродетелей Иова доминируют добродетели христианские, не свойственные и не предписываемые законом ветхозаветному человеку, открытые в качестве заповедей много лет спустя евангельской проповедью Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.24:8 .  Благ и прав Господь Благ Господь, ибо Он милует нас, прав, ибо праведно наказывает за грехи, так как правым называется, по Феодориту, тот, кто прав и праведен в судах и решениях своих. Сего ради законоположит согрешающым на пути. Пс.24:9 .  Наставит кроткия на суд Как, говорит, Бог милостив и прав в судах своих, то без сомнения положит закон, т. е. грешникам укажет закон и накажет на пути еще в настоящей жизни, которую он называет здесь путем, или дорогою, так как все люди совершают путь в этой жизни. Кротким притом он укажет путь, чтобы не блуждали по незнанию; укажет в суде, т.е. с праведным судом, как достойным сего указания. Впрочем, это – «законом положит» можно понимать и так, что Он возложит законы на согрешающих, как думает Феодорит. Дело, говорит, правейшего и правейшего полагать закон не для наказания согрешающего, а для исправления. Почему сии слова должны быть отнесены ко Христу, который в закон положил согрешающим такой путь и такую жизнь, которые Он сам проходил, чтобы ходящие по ним более не грешили. Христос указал путь кротким, когда называл их блаженными и блаженством поощрял их к добродетели: блаженны, говорит, кроткие, ибо они наследуют землю( Матф.5:5 ). Научит кроткия путем своим Слова сии явно сказаны Давидом о Христе и учениках Его. Ибо они по своей кротости не противоречили Христу; и говорил им: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем( Матф.11:29 ). Господь научил учеников своих путем своей жизни, потому что они видели Его и шли по следам жизни Его. Пс.24:10 .  Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. «Путями» здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть «милость и истина» для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что они во всем сказываемом ими истинны, так как повелевший хранить их – есть Бог – законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами; – заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, – свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после 22 стиха 17-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010