Вопрос 232. Если обиженный кем–нибудь, по терпению и незлобию, никому не сообщит о сем, но решит предоставить суд Богу; то поступает ли он согласно с повелением Господа? Ответ. Поелику Господь сказал в одном месте: «прощайте, если что имеете на кого» (Марк. 11, 25), а в другом месте: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 15—17): то надобно показать плод терпения, с истинным расположением принося Богу молитву об обидевшем и говоря: «Господи, не постави ему греха» (Деян. 7, 60), чтобы, гневаясь на брата своего, не стать повинным суду; а также должно сделать обидевшему увещание и обличение, чтобы и он освободился от гнева, грядущего на сынов непокорных (Еф.5, 6; Кол. 3, 6). А если вознерадит и под предлогом якобы собственного своего долготерпения смолчит, согрешит он сугубым грехом, как потому, о сам преступает заповедь, которая говорит: «обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19, 17), и в следствие своего молчания делается сообщником согрешающего, так и потому, что оставляет погибать во зле человека, которого чрез обличение, может быть, в состоянии бы он был приобрести, как и Господь сие повелел (Матф.18, 15). Вопрос 291. Что значит «трости надломленной и льна курящегося», и в каком смысле кто нибудь одной «не преломит», и другого «не угасит» (Матф.12, 20)? Ответ. Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой–нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать, как Господь научил, сказав: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели в» (Матф.6, 1); и как заповедует Апостол, говоря: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп.2, 14); и в другом месте: «ничего (не делайте) по любопрению или по тщеславию» (3). А «льна курящегося», когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением; и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих. Вопросы о согрешающих и принимающих наказание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И поелику они удостоены от Бога столь многих и великих преимуществ, поелику их было «усыновление и слава», их — «законоположение, и богослужение», у них — «заветы и обетования», их были «отцы», поелику «от них Христос по плоти» (ст. 4 — 5); то посему так высоко и ценит их спасение, не на родство взирая, но на вочеловечение ради них Господа, сказавшего: «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15, 24). Вопрос 292. Надобно ли в братстве быть учителю мирских детей? Ответ. Поелику Апостол сказал: «отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4): то, если приводящие детей приводят с подобною целью, и принимающие несомненно уверены, что могут приводимых воспитывать «в учении и наставлении Господнем», пусть соблюдается повеление Господа, Который сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19, 14). А без такой цели и без таковой надежды, как рассуждаю, и Богу сие не угодно, и нам не прилично и не полезно. Вопрос 302. Надобно ли из братских запасов давать нуждающимся из сторонних? Ответ. Поелику Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15, 24. 26); то нет необходимости назначенное для посвятивших себя Богу расточать на людей посторонних. А если может иметь место сказанное женою, похваленною за веру: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (27); то да предоставлено будет усмотрению домостроителя, с общего согласия с ним соначальствующих, делать, чтобы от избытка, как написано, «солнцу восходить над злыми и добрыми» (Матф.5, 45). Вопрос 304. За отдаваемых в братство надобно ли принимать от свойственников, если хотят что дать? Ответ. Попечение и рассуждение об этом принадлежат настоятелю. Впрочем, по моему мнению, полагаю, что гораздо неблазненнее для многих и полезнее для созидания веры отвергать такие подарки. Ибо следствием принятия, во–первых, бывает, что нередко на общину падает укоризна; потом, родственнику принесших подает это повод к превозношению; сверх того, по сказанному Апостолом, о тех, которые в общежития едят и пьют свое, исполняется слово его: «унижаете неимущих» (1 Кор.11, 22), и многое подобное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2 ...изабудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом...— Матф. 8, 21—22. 3 Кто нарушит одну из заповедей сих малейших...— Матф. 5, 19. 4 Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза...— Матф. 7, 5 5 ...что Иисус делал и чему учил от начала.— Деян. ап. 1,1. 6 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?— Рим. 2, 21. 7 Кто из вас думает быть мудрым в веке сем...— I Коринф. 3, 18. 8 Мы безумны Христа ради.— I Коринф. 4, 10. 9 Потому что немудрое Божие премудрее человеков.— I Коринф. 1, 25. 10 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя...— Песнь пес. 4, 7. 11 Люби ближнего, как самого себя.— Лев. 19, 18; ср.: Лук. 10, 27. 12 …кто не погнушался принять облик раба во спасение раба...— ср. Филипп. 2, 6—7. 13 ...чтобы спастинекоторых.— Часть фразы из I Коринф. 9, 22. 14 Юстиниан— византийский император (527—565). 15 Святой град— Иерусалим. Автор подразумевает, по-видимому, праздник в память обретения императрицей Еленой, матерью Константина, Крестного древа. В праздник Воздвижения Креста в главном Иерусалимском храме молящимся показывали обломок Крестного древа, якобы найденный матерью императора Константина Еленой. 16 Иерихон— город в Палестине. 17 Эмеса— город в Сирии. 18 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 19 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон ( Nikwn ) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” ( nikwn ). 20 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 21 ...невидел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 22 Тыпрекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 23 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 24 Патрикий— один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий— придворный из личной охраны императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

6, 30. Матф.5, 42)? Ответ. Заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», дается как бы вместо искушения, что показывает связь речи: и это заповедует людям лукавым: исполнение сего не главная обязанность, но имеющая место при обстоятельствах. Ибо главная заповедь Господня: «продай имение твое и раздай нищим» (Матф.19, 21), и еще: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лук. 12, 33). Если же назначенное для одних не безопасно употреблять на других, потому что Господь говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» и: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матф.15,24,26): то почему же и самому не рассудить, что справедливо? Вопрос 181. Если братства близко друг от друга, и одно убого, а другое мало расположено к общительности; то убожествующее братство какие расположения должно питать к братству, отказывающему в подаянии? Ответ. Наученные из любви Христовой и душу свою полагать друг за друга как могут быть скупы в нужном для тела, как бы забыв Сказавшего: «алкал Я, и вы не дали Мне есть» (Матф.25, 42—43) и проч.? Если же стучится это, убожествующие должны иметь долготерпение, подражая Лазарю, в уверенности получить утешение в будущем веке. Вопрос 219. Ежели оказано нам кем либо благо деяние; то как можем и Господу воздавать должное благодарение, чистое и всецелое, и пред благодетелем свидетельствовать оное разумно, не убавляя, и не превышая меры? Ответ. Если будем твердо верить, что Бог начальник и совершитель всякого блага, а услужившего нам будем считать служителем Божия благодеяния. Вопрос 271. Поелику Господь сказал: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лук.11, 41); то ужели, сколько кто ни согрешит, чрез милостыню находит очищение всего? Ответ. Самая связь предлежащего изречения объясняет сказанное. Ибо, прежде сказав: «внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (39), потом присовокупил: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто», то есть, все то, в чем грешим и лукавствуем, грабя и лихоимствуя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Е) В Откровении св. Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности антихриста «двух Свидетелей,» которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда кончат свидетельство свое, будут умерщвлены, потом через три с половиной дня воскреснут и вознесутся на небо ( Откр. 2:3–12 ). Второе пришествие Сына Человеческого Духовный взор верующего во Христа человечества, со времени вознесения на небо от земли Сына Божия, направлен на величайшее будущее событие мировой истории – Его второе пришествие на землю. Действительность этого ожидаемого пришествия со всей определенностью многократно засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей этого события ( Матф. 16:27 ; гл. 24; Мрк. 8:38 ; Лук. 12:40; 17:24 ; Иоан. 14:3 ). О нем возвещают ангелы при вознесении Господа ( Деян. 1:11 ); напоминают часто апостолы: ап. Иуда ст. 14–15, 1Иоан. 2:28 , 1Петр. 4:13 , многократно ап. Павел: 1Кор. 4:5 , 1Сол. 5:2–6 и др.). Сам Господь начертал перед Своими учениками образ Своего пришествия в следующих чертах: Оно будет внезапным, для всех явным: Как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Матф. 24:27 ). Прежде всего – явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные (ст. 30). Это будет, по общему толкованию свв. Отцов, знамение животворящего Креста Господня. Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (ст. 30), со святыми Ангелами ( Мар. 8:38 ). Он сядет на престоле славы Своей ( Матф. 25:31 ). Таким образом, второе пришествие будет иным, чем первое, когда Господь смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестной. Он придет праведно судить вселенную ( Деян. 17:31 ) и воздать каждому по делам его ( Матф. 16:27 ). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но да спасется им мир, приходил дать Свою душу для избавления многих. Воскресение мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Начался этот труд с иудейской синагоги, т. к. Евангелие надлежало быть проповедано прежде «народу избранному». Так делал Христос. Проповедуя иудеям Евангелие Царствия Божия, Он и Апостолов посылал прежде всего туда: «Идите наипаче к погибшим овцам дома Израиля». (Ев. Матф. 10:6 ). Беседуя с женой Хананеянкой (Ев. Матф. 15:24–26 ; Марк. 7:27 ), Он уклоняется от миссии у язычников и говорить о посланничестве Своем к детям –сынам Царствия–иудеям. Но когда эти сыны Царствия оказались недостойны, Христос отвергает их. Притчами о непослушных сыновьях и неблагодарных виноградарях (Ев. Матф. 21:28–44 ), Он, наглядно показывая пренебрежение иудеев проповедью Евангелия, высказывает справедливый суд: «отнимется от вас царствие Божие, и дано будет народу приносящему плоды его» (–21, 43). Вспомним еще притчу о званных на вечерю и не восхотевших прийти (Ев. Матф. 22:1–14 ; Лук. 14:16–24 ). Ожесточение сердца иудеев вынудило Христа перенести благословение Божие на язычников. Так же точно и апостолы начинали проповедь Евангелия с иудеев, а когда те не принимали ее, обращались к язычникам. «Вам первым надлежало быть проповедано Слово Божие», говорили Павел и Варнава иудеям, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам ( Деян. 13:46 ). Так и Павел, хотя и просвещал светом Евангелия преимущественно языческие страны, однако начинал в них проповедь с иудеев. И проповедуя Евангелие в Коринфе, он начал с иудейской синагоги. Хотя проповедь его вначале и увенчалась успехом, обращением ко Христу начальника синагоги Криспа, но ожесточение иудеев против Христа было так велико, что Павел принужден был покинуть синагогу. Он перенес свою аудиторию в соседний с синагогою дом Иуста, христианина обращенного из язычников. Сюда стал сходиться большими толпами коринфский народ, среди которого как электрический ток пробежала весть о новом проповеднике и необычном характере его дивной проповеди . Дом Иуста всегда был полон народа и Павел неутомимо проповедовал, имея многих помощников. Кроме Прискиллы и Акилы, и других сильных верою христиан, с Павлом были Апостолы: Сила, пришедший в Коринф из Верии и Тимофей–из Фесалоник. Эти спутники Павла помогли ему в устройстве новонасажденных христианских общин. Когда вследствие ненависти иудеев, Павел принужден был покинуть города Македонии ( Деян. 17:13, 14 ), Сила и Тимофей остались там и вызванные теперь Павлом в Коринфе, они принесли ему добрые вести и дары от Филиппийской общины, посланные от чистого сердца, за что потом Павел, в послании к этой общине, благодарил: «Вы знаете Филиппийцы, писал он, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних (Филипп. 4: 15)».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/trudy-...

О всем, т.е. о самом важном. В Новом Завете слово весь или всякий довольно часто употребляется для означения дел вообще или большей части важных дел (Деян.13:10. I Тим.1:16. Иак.1:2. Матф. 2:3; 3, 5. Деян.2:5. Рим.11:26. Колос.1, 6 и проч.). Подобный образ выражений со словом весь и всякий существует во всех языках. Иисус - в сирском переводе Библии второй половины второго века (Пешито) читается: «Иисус наш Мессия» или Христос. Делал - этим выражением писатель указывает не только на чудеса Господа и различные благодеяния Его несчастным людям, но и на Его страдание, смерть и воскресение, словом на все, что сделал Иисус для спасения мира. «Не погрешит тот, кто и самое страдание» Иисуса, как бы невольно мучительное состояние души и тела, назовет действием; ибо чрез страдание Он сотворил великое и чудное дело — разрушил смерть и совершил все прочее» (Злат.). От начала.    2-й ст. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал (Лук.24:49. Матф.28:18. Иоан.20:21. Лук.24:51).     До того дня - сороковой день после Воскресения. См. ст.3-й и Ев. Лук.24:51). В который Он вознесся — на небо; образ вознесения см. в 9 ст. Дав Святым Духом и проч. — Место это по различным чтениям текста толкуется различно. В библиях сирской (2-й пол. 2-го века) и арабской (1-й пол. 7-го века) читается: «давши повеления Свои апостолам, которых Он избрал Духом Святым». У нас, как и в греческом тексте слова «духом Святым» отнесены к повелению апостолам, а не к избранию их. Толкование по этому чтению должно признать правильным и точным. «Как и Сам Господь, по смирению и приспособительно к слушателям говорил: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Матф.12:28): так здесь заповедав Духом говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух, как единосущный» (Феофил.). Повеления - именно повеление идти проповедовать Евангелие спасения всем народам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28:14. См. Марк.16:15—19). Дав повеления в славянском тексте согласно с подлинником (ντειλλαμενος), заповедав или повелев — причастие единств. числа; так что многих собственно повелений не выражает. Следовательно, из настоящего стиха не должно заключать, что вместе с указанною единою высшею заповедью даны были от Господа другие еще какие-либо и особенные приказания апостолам; они были излишни, если Божественным Наставником их во всем их служении делался Утешитель Дух Святый — чит. Иоан.14:26. Притом же заповедь о проповедании Евангелия всей твари совмещает в себе все, чему научил Господь Апостолов Своих по воскресении, поэтому-то Лука и говорит здесь о ней одной.    3-й ст. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Лук:24, 13 и дал. 36 и дал. Иоан.20:30; 21, 14 и проч. Иоан. 20:22. Лук.17:21.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евангелист Марк передает нам, что к этому сроку и Апостолы собрались к Господу, поведав Ему обо всем, что успели сделать и чему научили. Узнав о насильственной смерти Крестителя, Господь удалился в пустынное место. По-видимому, в тот момент Он находился где-то поблизости от Геннисаретского озера, так как Он «удалился оттуда на лодке» (Матф. 14:13). Это пустынное, то есть мало обитаемое, место находилось, по св. Луке, близ города Вифсаиды. Св. Лука также добавляет, что Ирод под влиянием слухов и толков подумал, будто Иисус Христос — это Иоанн Креститель, воскресший из мертвых, и «искал увидеть Его» (Луки 9:9). Чудесное насыщение пяти тысяч людей (Матф. 14:15-21; Марк. 6:32-44; Луки 9:10-17; Иоан. 6:1-15). Об этом чудесном событии рассказывают все четыре Евангелиста, причем св. Иоанн увязывает его с учением Господа о хлебе небесном и о таинстве причащения Тела и Крови Его и дает нам важное хронологическое указание, что все это происходило в то время, когда «приближалась Пасха, праздник Иудейский» (Иоан. 6:4), третья Пасха служения Господа. Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Господь Иисус Христос удалился из Галилеи вместе с Апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида. Так как одна Вифсаида находилась на западном берегу, около Капернаума, то здесь, надо полагать, подразумевается другой город, Вифсаида-Юлия, располагавшийся на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро. По рассказу Евангелиста Марка, народ, разглядев, куда направляется Господь со Своими Апостолами, «бежали туда пешие из всех городов и предупредили их, и собрались к Нему» (Марк. 6:33). Увидев множество народа, какое собралось к Нему, Господь сжалился над ними, «потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Марк. 6:34), рассказывал им о Царствии Божием (Луки 9:11) и исцелял больных (Матф. 14:14). Спустя некоторое время, Он, согласно св.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Нередко же сие бывает к пользе или самого приемлющего дарование, — не обратится ли, устыдившись благостью Бога, к попечению о благоугождении Ему, — или других, по сказанному Апостолом: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп.1,15); к чему он спустя немного присовокупляет: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (18). Вопрос 277. Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся (Матф.6, 6)? Ответь».Клетью», обыкновенно, называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранять, или в которой можно скрываться, по сказанному у Пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся» (Иса. 26, 20). А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему, если кого беспокоит этот недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Псал.122, 2). Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему необходимости скрывать прекрасное; чему научая, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5, 14—16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в том же месте, и вообще о всяком деле богочестия. Вопрос 298. Дозволяет ли Писание делать доброе по самоугодию? Ответ. Кто угождает себе, тот угождает человеку. Ибо всякий и сам человек. Посему, как «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою», что выражает доверенность к самому себе, и пророк к этому присовокупляет: «и которого сердце удаляется от Господа» (Иерем.17, 5): так угождающий другому, или делающий что–нибудь по самоугодию, отпадает от богочестия, впадает же в человекоугодие. Ибо делают, говорит Господь, «пред людьми с тем, чтобы они видели вас. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6,1.5). Признается и Апостол: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). Но есть и сильнейшая угроза в богодухновенном Писании, которое говорит: «Бог разсыпа кости человекоугодников» (Псал.52, 6). Вопросы о гордости, самолюбии, славолюбии и честолюбии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010