Вера, действующая любовью (Гал.5,6) О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема».  ( Гал. 5, 6 ) Это и есть самое главное, самое важное, самое необходимое для человека!  Вера, действующая любовью.  Без этого – все ничто! Что это значит? Во-первых, то, что истинная вера приводит к любви, возбуждает и оживляет ее; во-вторых, что вера возбуждается и оживотворяется любовью. Вера и любовь в жизни истинного христианина неразлучны (Еп. Феофан Вышенский ) . Но любовь к кому? Какая любовь? Любовь и к Самому Господу и к нашим собратиям-христианам.  В этих двух заповедях о любви к Богу и о любви к ближнему,  как сказал Сам Господь – «весь закон и пророки»   ( Матф. 22, 37–40 ). Такая вера, действующая любовью, имеет великую силу – привлекает благодать Божию и может творить чудеса. Вот об одном таком случае великого чуда и разсказывает нам Евангелие, читаемое на литургии в 6-ую неделю по Пятидесятнице ( Матф. 9, 1–8 ). Когда однажды Господь Иисус Христос пришел в Капернаум, принесли к Нему разслабленного, лежавшего на постели. «И видев Иисус веру их, рече разслабленному:  дерзай, чадо! отпущаются ти греси твои»   ( Матф. 9,2 ). При сем некоторые из книжников сказали сами в себе Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи!» Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит разслабленному:  «востани, возми твой одр и иди в дом твой».  И он тотчас же встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. В этом евангельском повествовании два обстоятельства особенно привлекают к себе наше внимание. Во-первых, то, что Господь совершает это великое чудо,  " видев веру их«, то есть веру тех людей, которые принесли к Нему разслабленного. О вере самого разслабленного здесь даже ничего не говорится. Можно конечно, думать, что и у разслабленного была вера в то, что Господь исцелит его, но тут важно, что подчеркивается именно «вера  их».  Принесшие разслабленного обнаружили и свою веру и свою любовь к страждущему ближнему. Иначе бы они не взяли на себя такого труда нести разслабленного на постели к Господу, да еще спустить его с крыши дома вниз прямо к ногам Господа, ибо из-за многолюдства они не могли войти в дом, как говорят об этом другие два Евангелиста Марк (2, 3) и Лука (5, 19), и должны были даже разобрать крышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Подобное неверие происходило, конечно, от обычной человеческой зависти, всегда лукавой. Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на выходцев из своей среды, которые вдруг обнаруживают необыкновенные дарования и становятся выше их. Может быть, товарищи Иисуса по делам житейским и сверстники, с которыми Он постоянно общался, не хотели признать Его необыкновенные способности именно по этой причине. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» (Матф. 13:57; Марк. 6:4), — так не должно быть, но так чаще всего бывает, поскольку люди больше всего обращают внимание на то, что им проповедуется, а не на того, кто проповедует; а если кто-то и удостоился Божественного избрания и призвания, то его видят обыкновенным человеком, как и привыкли видеть, не признавая в словах его пророчеств и не веря им. Господь прибавляет к этому, по всей вероятности, народному присловью: «И в доме своем,» имея в виду то, что даже братья Его не веровали в Его Божественность (Иоан. 7:5). Нигде Христос не находил столько противления Себе и Своему учению, как в «отеческом» городе, где даже пытались умертвить Его (Луки 4:28-29). Жалея все эти массы народа, не имеющие пастыря, и не имея возможности всех и всегда водить за Собой, Господь посылает на проповедь им Своих учеников, это послание отличается от того, которое последует за воскресением Христа. Тогда Господь пошлет Апостолов во весь мир проповедовать Евангелие «всей твари» и вводить все народы в Его Царство через таинство крещения, уча вере во Христа. Теперь же Господь послал их только «к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:6), то есть к одним евреям. Он повелевает Апостолам проповедовать лишь то, что «приблизилось Царство Небесное» (Матф. 10:7). Эта проповедь подготовительная, поскольку Апостолы еще не облеклись силою Свыше, данной им впоследствии, через сошествие Утешителя — Духа Святого. Господь посылает Апостолов по двое, чтобы они могли поддержать друг друга, и для того, чтобы евреи больше верили их свидетельству, так как закон Моисея гласил, что свидетельство двух есть истинно (Иоан.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Для того, чтобы показать истинное исполнение Закона Божьего в практической жизни, Иисус Христос в последующей части Нагорной проповеди сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» ( Матф.6:1 ). Как нужно понимать эти слова? Этими словами Иисус Христос говорит не о том, чтобы человек творил милостыню, спрятавшись от людей. Нельзя в этих словах усматривать и запрет давать милостыню в окружении посторонних. Если бы Иисус Христос призывал к творению милостыни скрытно от людей, то Спаситель в той же Нагорной проповеди не изрекал бы таких слов: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Матф.5:16 ). Как видим из вышеприведенных слов, Иисус Христос наоборот призывает к тому, чтобы Его последователи, истинные христиане, не таясь от людей, творили свои добрые дела и чтобы все остальные люди, видя эти добрые дела, прославляли Отца их Небесного. В другом месте Нагорной проповеди Иисус Христос провозглашает: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» ( Матф.5:42 ). Естественно когда человек, творящий милостыню, будет давать деньги просящему у него и хотящему у него занять, то не будет прятать от них своего лица. А будет совершать свою милостыню не тайно, а открыто перед просящими и хотящими у него занять денег людьми. Как же в таком случае увязать слова Иисуса Христа «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» с вышеприведенными словами Спасителя об открытом совершении милостыни? Может сложиться впечатление, что слова Спасителя о совершении добра перед людьми «чтобы они видели ваши добрые дела» и слова «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» противоречат друг другу. Ведь в одной фразе призывается творить добро открыто перед людьми, а во второй фразе наоборот говорится о том, что нельзя творить добро в виде милостыни открыто перед людьми. Естественно, никакого противоречия между приведенными словами Спасителя нет. Просто нужно правильно понимать слова Иисуса Христа о том, что «не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас». В этих словах Иисус Христос говорит не о запрете прилюдно давать милостыню, не об обстановке, в которой она дается, а о цели и намерении, с которой совершается подача милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Свет - великое благо. Но что бы понять и оценить его значение в своей жизни, люди должны иметь представление и об отсутствии света. Ради этого Господь отделил свет от тьмы, назвав светлое время днем, а темное - ночью. И у дня, и у ночи есть своя красота, своя поэзия. Про человека необразованного и неразумного мы говорим, порой, «темнота» или «темный человек». Говорим также при случае: «тьма невежества», «тьма греховная», «дело темное» и т.п. Про разумного и изобретательного человека часто говорят: «светлая голова», образование называем также «просвещение», человека благородного, доброго, честного и сострадательного иногда называем: «светлая личность». Великого ученого, прославившегося глубокими познаниями в каком-либо предмете, называем «светило», благодатного старца, мудрого наставника многих людей называют «светильником». Говорим: «лицо потемнело» - от гнева или от горя, или «просветилось лицо его» - радостью. Сам Господь наш Иисус Христос не раз употреблял эти эпитеты в своей речи. Так апостолам он сказал: «Вы - свет мира» (Матф.5:14). И говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Матф.5:16). Еще сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Матф.6:22), имея ввиду, разумеется, не вещественный свет. Еще сказал однажды иудеям: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан.12:36). Еще говорил Господь: «...Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). И много еще можно привести примеров, о том, как выразительно, ясно и красиво бывает выражена мысль, когда в словах правильно применены эпитеты света и тьмы. Но нам и так уже ясно, что, в символическом смысле, свет - образ знания, мудрости, радости, правды и праведности. Тьма - образ неведения, невежества, несчастья, тайного зла и коварства. В тоже время, наличие тьмы способствует особенному пониманию достоинств света, также тьма благоприятна для углубленной молитвы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

Также великое различие происходит и от разумения: " который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много " (Лк. 12:47). И грех, сделанный после таких и столь многих примеров, получает большее наказание. Поэтому Христос сказал: " видев это, не раскаялись после " (Матф. 21:32), хотя и много были врачуемы. В том же укоряет Он и Иерусалим, говоря: " сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и вы не захотели " (Лук. 13:34)? Относительно тех, которые грешат, живя в роскоши, ты имеешь пример в истории о богаче и Лазаре. Увеличивается еще тяжесть греха и от места, на что сам Христос указывает, говоря: " между храмом и жертвенником " (Матф. 23:35); и от качества самых преступлений: " не спускают " , сказано, " вору, если он крадет, когда он голоден " (Притч. 6:30); и опять: " сыновей твоих и дочерей твоих приносила в жертву… при всех твоих мерзостях и блудодеяниях твоих " (Иезек. 16:20, 22). Также и от лиц: " если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем " (1 Цар. 2:25)? Подобным образом, если кто превосходит своей беспечностью самых худших людей, что Бог порицает и у Иезекииля таким образом: " даже не поступаете и по постановлениям язычников " (Иезек. 5:7); и когда кто-либо не направляется даже примерами других: видела, сказано, сестру свою и оправдала ее (Иезек. 16:57); когда кто пользуется особенным промышлением: " если бы в Тире " , говорит Он, " и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам " (Матф. 11:21-22). Видишь ли совершенную точность и то, что не все за одни и те же грехи получают равное наказание? И мы, если не воспользуемся долготерпением Божьим, подвергнемся большему наказанию. Это показывает и Павел, говоря: " по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев " (Рим. 2:5). Итак, зная это, не будем соблазняться и смущаться никакими случаями жизни, не будем обуреваться помыслами; но, предаваясь непостижимому божественному промыслу, будем стараться о добродетели и избегать греха, чтобы получить будущие блага благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым слава Отцу со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

42:5-6). Поревнуем такому мужеству, такой кротости праведника, жившего до закона и благодати, и мы, живущие после закона и по благодати, — чтобы вместе с ним сподобиться вечных обителей, которых и да сподобимся все мы получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  1. После страшных, способных привести в трепет и сокрушить самый адамант, предсказаний о будущей участи апостолов по распятии, воскресении и вознесении Его, — Спаситель опять переходит к речи более успокоительного свойства, чтобы дать этим подвижникам возможность вздохнуть и доставить им великое ободрение. Именно — Он не повелевает гонимым вступать в борьбу с гонителями, но убегать от них. И так как это было только еще началом для них и предначатием, то Спаситель и говорит к ним гораздо снисходительнее. Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его, что и показал словами: " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . Итак, чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать, — Спаситель, уничтожая такой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам. Смотри опять, как и в данном случае, Он не уничтожает бедствий, а только является помощником во время опасностей. Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения; но что? — " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . И подлинно, для утешения их довольно было того, чтобы только увидеть Его. Итак, смотри, как Он не все и не везде предоставляет благодати, но повелевает им нечто присовокуплять и от себя. Если, говорит Он, вы боитесь, то бегайте; на что Он и указал словами: " бегите " , и: " не бойтесь " . И, однако же, Он не прежде повелевает им бежать, чем начнут их гнать; равным образом, и место назначает им не большое, а повелевает только обойти города израильские. После этого Он опять приготовляет их к другому роду любомудрия. Сперва Он освободил их от попечения о пище, потом от страха опасностей; а теперь освобождает от страха поношения. Освободил их от попечения о пище, когда сказал: " трудящийся достоин пропитания " (Матф. 10:10) и открыл, что многие будут принимать их; освободил от страха опасностей, когда сказал: " не заботьтесь, как или что сказать " (Матф. 10:19), и: " претерпевший же до конца спасется " (Матф. 10:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   Описанный в этом Евангелии случай является ярким подтверждением трогательного учения Спасителя о Промысле Божием. Помните, братие, как говорил Он тогда в Своей Нагорной проповеди: «Что вы заботитесь о пище или об одежде? Не мучьте себя этой заботой. Не душа ли больше есть пищи и тело одежды? Воззрите па птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их — не вы ли паче лучше их есте?» Итак, говорю вам: не заботьтесь о том, что вам есть, или что вам пить или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Знает Отец ваш Небесный, что вы имеете нужду во всем этом. Не томите же себя чрезмерно этой заботой! «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам»  (Матф. 6:25—33).    В описанном сегодня случае это исполнилось буквально и так ярко и наглядно. Люди, охваченные духовным гладом, жаждущие слышать Божественные слова Христовы о Царствии Божием и правде Его, совсем как бы забыли о земной пище и в своем святом влечении устремились за Господом в отдаленные и пустынные места, где невозможно было найти хлеба.    И что же? Оставил их Господь голодать?    Нет! Их ревность к слышанию словес Божественных была немедленно вознаграждена. Когда ученики обратились к Господу с предложением отпустить голодных людей, дабы они могли пойти в села и купить себе пищи, Господь сказал им: «не требуют отъити; дадите им вы ясти!»  (Матф. 14:16). «Но чем же накормим их», недоумевали Апостолы: «ведь у нас есть здесь всего только 5 хлебцев и 2 рыбки?»    Это возражение, однако, не могло быть препятствием к проявлению силы Божественного всемогущества. Христос, как сказано в Евангелии, «повелел народам возлещи на траве», и «прием пять хлеб и две рыбы, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша вси и насытишася, и взяша избытки укрух, дванадесят кошя исполнь: ядущих же бе мужей, яко пять тысящ, разве жен и детей»  (Матф. 14:15—21).   Вот где осуществилось в полной мере проречение пророческое: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»  (Второзак. 8:3)!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Вопрос 95. Полезно ли вновь поступающим тотчас изучать что либо из Писания? Ответ. И этот вопрос можно решить по сказанному прежде. Ибо каждому изучать нечто из богодухновенного Писания прилично и необходимо и для утверждения в богочестии, и для того, чтобы не привыкать к человеческим преданиям.    Вопрос 96. Всякому ли желающему должно позволять учиться грамоте, или заниматься чтением?    Ответ. Поскольку Апостол говорит: «что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5,17 ), то во всяком деле вредно позволять кому либо избранное по собственной его воле, но надобно принимать все одобренное настоятелями, хотя бы то было и не по желанию. И к сему может быть приложено обвинение в неверии, потому что Господь сказал: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Лук.12, 40 ). Ибо, явно, Себе предоставляет распределять время жизни.    Вопрос 102. Оставляющего братство по какой бы то ни было причине, надобно, или не надобно удерживать увещанием? И если надобно, то как? Ответ. Поскольку Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Иоан.6, 37 ), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Матф.9, 12 ): и в другом месте: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» ( Матф.18,12 . Лук. 15, 4 ): то надобно всеми способами врачевать болящего и стараться, чтобы вывихнутый, скажу так, член снова вправить. Если же кто закосневает в каком бы то ни было пороке; то надобно оставить его, как чуждого; ибо написано: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые» ( Матф.15, 13, 14 ).    Вопрос 105. Вступающим в братство надобно ли тотчас учиться искусствам? Ответ. О сем рассудят настоятели.    Вопрос 107. Если кто скажет, что имеет желание жить в братстве, но служение своим по плоти, ли не редко подати препятствуют ему совершенно посвятить себя такому роду жизни, то надобно ли дозволять ему вход к братиям?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В чем же и как мы можем выразить человеколюбие и милосердие? Прежде всего, в оказании всяческой помощи нуждающемуся, в оказании защиты в нуждах, затем, в великодушии и незлопамятстве к обидчикам, в молитве о них и в сострадании к согрешающим. К этому и побуждает нас Мессия-Христос, удостоивший нас быть нашим Учителем. «Просящему у тебя – дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф. гл. 5); «собирайте себе сокровище на небе», (Матф, гл. 6) – говорит Господь. А в отношении второго вида милосердия, которое выражается в беззлобии и в милостивом отношении к обидевшим нас, наш Небесный Учитель говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но побеждайте зло добром» (Рим. гл. 12); «не судите, да не судимы будете»; «если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Матф. 7:1; 6:15 ). Так учит Христос, и это учение подтверждает притчей о немилосердном рабе. Этому немилосердному рабу подобны и мы, христиане, забывающие о том, что Правда – за которой тоскует все человечество – не за условными и лицемерными правилами светского образования и поведения, а за высоким учением Христа. Забываем мы и о том, что вера в Бога, знание Истины-Христа и наш жизненный подвиг должны быть неразрывно связаны. Разрыв между верой и жизнью столь характерны ныне для нас, христиан. Когда был приведен к царю должник в 10 тысяч талантов, так как он не имел чем заплатить, «повелел царь продать и жену его, и детей, и все имущество его, и отдать долг». Несчастный припал к ногам, просил потерпеть, обещая уплатить весь свой долг. Видя слезы его, царь умилосердился, отпустил его и весь долг его простил. Но вот, выйдя от царя, встречает он друга, который должен был ему мелкую сумму, всего лишь сто динариев, и что же? Он схватил его и требует вернуть весь долг. Подожди, «потерпи и я все тебе отдам», но бессердечный раб, в ответ на слезную просьбу друга подождать, посадил его в темницу. Узнав об этом от своих слуг, разгневался царь и отдал бессердечного раба истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010