Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

    О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема».     (Гал. 5:6)    Это и есть самое главное, самое важное, самое необходимое для человека! Вера, действующая любовью. Без этого — все ничто!    Что это значит?    Во-первых, то, что истинная вера приводит к любви, возбуждает и оживляет ее; во-вторых, что вера возбуждается и оживотворяется любовью. Вера и любовь в жизни истинного христианина неразлучны (Еп. Феофан Вышенский).    Но любовь к кому? Какая любовь?    Любовь и к Самому Господу и к нашим собратиям-христианам. В этих двух заповедях о любви к Богу и о любви к ближнему, как сказал Сам Господь — «весь закон и пророки»  (Матф. 22:37—40).    Такая вера, действующая любовью, имеет великую силу — привлекает благодать Божию и может творить чудеса.    Вот об одном таком случае великого чуда и разсказывает нам Евангелие, читаемое на литургии в 6-ую неделю по Пятидесятнице (Матф. 9:1—8).    Когда однажды Господь Иисус Христос пришел в Капернаум, принесли к Нему разслабленного, лежавшего на постели. «И видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо! отпущаются ти греси твои»  (Матф. 9:2). При сем некоторые из книжников сказали сами в себе Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи!» Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит разслабленному: «востани, возми твой одр и иди в дом твой». И он тотчас же встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.    В этом евангельском повествовании два обстоятельства особенно привлекают к себе наше внимание.    Во-первых, то, что Господь совершает это великое чудо, «видев веру их», то есть веру тех людей, которые принесли к Нему разслабленного. О вере самого разслабленного здесь даже ничего не говорится. Можно конечно, думать, что и у разслабленного была вера в то, что Господь исцелит его, но тут важно, что подчеркивается именно «вера их». Принесшие разслабленного обнаружили и свою веру и свою любовь к страждущему ближнему. Иначе бы они не взяли на себя такого труда нести разслабленного на постели к Господу, да еще спустить его с крыши дома вниз прямо к ногам Господа, ибо из-за многолюдства они не могли войти в дом, как говорят об этом другие два Евангелиста Марк (2, 3) и Лука (5, 19), и должны были даже разобрать крышу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Вопрос 257. Кто суть «солома», сожигаемые «огнем неугасаемым» (Матф.3, 12)? Ответ. Это те, которые, хотя, как солома пшенице доставляют пользу достойным небесного царствия, но в духовных дарованиях, и в телесных благотворениях, делают сие не по расположению любви к Богу и любви к ближнему, и таким образом остаются несовершенными. Вопрос 258. Кто осуждаемый Апостолом в словах: «самовольным смиренномудрием и служением» и проч. (Колос. 2, 18)? Ответ. Думаю, что присовокупленное Апостолом уясняет искомую в этом месте мысль. Ибо Апостол вскоре потом указывает на «изнурении тела» (ст. 23). Таковы Манихеи и им подобные. Вопрос 259. Кто есть «духом горящий» (Римл.12, 11)? Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощетъ зело» (Пс.111, 1). Вопрос 260. Поелику Апостол иногда говорит: «не будьте нерассудительны» (Ефес.5, 17), а иногда: «не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16); то можно ли тому, кто несмыслен, не быть мудрым о себе? Ответ. Каждое повеление имеет собственный свой предел. Ибо к словам: «не будьте нерассудительны», присовокупляет: «но познавайте, что есть воля Божия», и к словам: «не мечтайте о себе», присовокуплено: «бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч. 3, 7). Поэтому несмыслен тот, кто не разумеет воли Господней, а мудр о себе всякий, кто водится собственными своими рассуждениями, и не ходит по вере в глаголах Божиих. Посему, если кто хочет не быть и несмысленным и мудрым о себе, тот должен уразуметь волю Господню верою в Него и в страхе Божием подражать Апостолу, который говорит: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10, 4—5). Вопрос 261. Поелику Господь обещал: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матф.21, 22); и еще: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» (Матф.18, 19); то как же и самые святые, прося, не получали, как например Апостол, сказавши: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор. 12, 8), и не получивший просимого, а также Иеремия Пророк и сам Моисей?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Когда к хвалящим его оказывает усердие, а для порицающих бывает недеятелен. Ибо если хочет угождать Господу, то всегда и везде будет одинаков, исполняя сказанное: «с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны» (2 Кор. 6,7–8). Вопрос 34. Как избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим? Ответ. Несомненною уверенностью в присутствии Божием, неразвлекаемою заботливостью о благоугождении Богу и пламенным вожделением блаженств, обетованных Господом. Ибо никто пред очами владыки не старается об угождении подобному себе рабу, к бесчестию владыки и к собственному своему осуждению. Вопрос 52. Апостол в одном месте говорит: «Не будем тщеславиться» (Гал.5,26), в другом: «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники» (Ефес.6,6); кто же тщеславный, и кто человекоугодник? Ответ. Полагаю, что тщеславен тот, кто делает или говорит что–нибудь ради одной мирской славы от видящих, или слышащих это; а человекоугодник, — кто, по воле какого–нибудь человека, делает в угодность ему, хотя бы делаемое было и бесчестно. Вопрос 179. Как может кто–нибудь без любви приобрести такую веру, чтобы «горы переставлять», или «все имение» свое раздать нищим, или предать тело свое, «на сожжение» (1 Кор. 13, 2. 3)? Ответ. Если помним Господа, сказавшего: они делают, чтобы люди их видели (Матф.6, 1); и ответ Господень говорившим: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Матф.7, 22), которым Он говорит: «не знаю вас, откуда вы» (Лук.13, 27), не потому, что они лгали, но потому, что злоупотребляли благодатию Божиею по собственным пожеланиям (что чуждо любви к Богу); то без труда можем уразуметь сказанное. А дарование Божие, или дар, получить и недостойному нимало не странно, потому что Бог, во время благости и долготерпения, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Матф.5, 45).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Свет - великое благо. Но что бы понять и оценить его значение в своей жизни, люди должны иметь представление и об отсутствии света. Ради этого Господь отделил свет от тьмы, назвав светлое время днем, а темное - ночью. И у дня, и у ночи есть своя красота, своя поэзия. Про человека необразованного и неразумного мы говорим, порой, «темнота» или «темный человек». Говорим также при случае: «тьма невежества», «тьма греховная», «дело темное» и т.п. Про разумного и изобретательного человека часто говорят: «светлая голова», образование называем также «просвещение», человека благородного, доброго, честного и сострадательного иногда называем: «светлая личность». Великого ученого, прославившегося глубокими познаниями в каком-либо предмете, называем «светило», благодатного старца, мудрого наставника многих людей называют «светильником». Говорим: «лицо потемнело» - от гнева или от горя, или «просветилось лицо его» - радостью. Сам Господь наш Иисус Христос не раз употреблял эти эпитеты в своей речи. Так апостолам он сказал: «Вы - свет мира» (Матф.5:14). И говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Матф.5:16). Еще сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Матф.6:22), имея ввиду, разумеется, не вещественный свет. Еще сказал однажды иудеям: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан.12:36). Еще говорил Господь: «...Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). И много еще можно привести примеров, о том, как выразительно, ясно и красиво бывает выражена мысль, когда в словах правильно применены эпитеты света и тьмы. Но нам и так уже ясно, что, в символическом смысле, свет - образ знания, мудрости, радости, правды и праведности. Тьма - образ неведения, невежества, несчастья, тайного зла и коварства. В тоже время, наличие тьмы способствует особенному пониманию достоинств света, также тьма благоприятна для углубленной молитвы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

42:5-6). Поревнуем такому мужеству, такой кротости праведника, жившего до закона и благодати, и мы, живущие после закона и по благодати, — чтобы вместе с ним сподобиться вечных обителей, которых и да сподобимся все мы получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  1. После страшных, способных привести в трепет и сокрушить самый адамант, предсказаний о будущей участи апостолов по распятии, воскресении и вознесении Его, — Спаситель опять переходит к речи более успокоительного свойства, чтобы дать этим подвижникам возможность вздохнуть и доставить им великое ободрение. Именно — Он не повелевает гонимым вступать в борьбу с гонителями, но убегать от них. И так как это было только еще началом для них и предначатием, то Спаситель и говорит к ним гораздо снисходительнее. Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его, что и показал словами: " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . Итак, чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать, — Спаситель, уничтожая такой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам. Смотри опять, как и в данном случае, Он не уничтожает бедствий, а только является помощником во время опасностей. Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения; но что? — " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . И подлинно, для утешения их довольно было того, чтобы только увидеть Его. Итак, смотри, как Он не все и не везде предоставляет благодати, но повелевает им нечто присовокуплять и от себя. Если, говорит Он, вы боитесь, то бегайте; на что Он и указал словами: " бегите " , и: " не бойтесь " . И, однако же, Он не прежде повелевает им бежать, чем начнут их гнать; равным образом, и место назначает им не большое, а повелевает только обойти города израильские. После этого Он опять приготовляет их к другому роду любомудрия. Сперва Он освободил их от попечения о пище, потом от страха опасностей; а теперь освобождает от страха поношения. Освободил их от попечения о пище, когда сказал: " трудящийся достоин пропитания " (Матф. 10:10) и открыл, что многие будут принимать их; освободил от страха опасностей, когда сказал: " не заботьтесь, как или что сказать " (Матф. 10:19), и: " претерпевший же до конца спасется " (Матф. 10:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

§66. Число ангелов и степени: небесная иерархия 1. Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Один из тайнозрителей Ветхого Завета видел сон и пророческие видения , что, когда поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:1,9—10). Другой тайнозритель, новозаветный, также видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч (Откр. 5:11). Многочисленное воинство небесное восхвалило пришествие на землю Сына Божия для искупления рода человеческого (Лук. 2:13). Более, нежели двенадцать легионов Ангелов упомянул Сам Христос перед учениками своими, когда взят был слугами архиерейскими в саду Гефсиманском (Матф. 26:53). Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых (Иуд. 14; срав. Матф. 16:27; 24:31; 25:31). C т ь мами ангелов вступает в общение и каждый человек, истинно верующий во Христа Спасителя (Евр. 12:22). Для объяснения такой многочисленности ангелов многие учители Церкви пользовались притчей Спасителя о том человеке, который, имея сто овец и потеряв одну из них, оставляет в пустыне девяносто девять и пойдет за пропавшею, пока не найдет ее (Лук. 15:4; Матф. 18:12). «Эта единая овца заблудшая, говорили они. означает весь род человеческий, а девяносто девять не заблудших — множество ангелов небесных.» Другие же вообще утверждали, что «бесчисленно блаженное воинство премирных умов,» что «оно превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел;» что есть «десятки тысяч мириад ангелов, десятки сот тысяч архангелов. столько же престолов, господств, начал и властей, и бесконечное множество бесплотных сил.» «Представь, говорит святой Кирилл Иерусалимский. как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца; по обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же больше имеет число обитателей, сколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10); это не потому, чтобы такое именно было число ангелов, но потому, что большего числа Пророк изречь не мог.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Аравия означает вечер, а Кедар — тьма. О нем и в Псалмах говорится: вселихся с селении кидарскими (Псал. 119:5). Эти страны доставляют Тиру верблюдов, отягченных бременем грехов, или агнцев, и баранов и козлов, заколаемых ими на жертвенниках своих, которые они измышляют из нечестивого и мятежного сердца. Также и у этого самого пророка в видении о пастырях мы читаем о баранах, мутящих вполне чистую воду и толкающих овец боками и бодающих рогами (ниже гл. 34); также о козлах, обыкновенно стоящих ошуюю, и агнцах, выдающих себя за того Агнца, о котором написано: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоанн. 1, 29). В добрую сторону пишет Исаия (гл. 60) о верблюдах, которые придут в Иеруеалим из Мадиама, что означает суд Божий, и Ефы, и о баранах из Наваиофа и Савы, которые принесут золото и ладан; из них два последние приносятся также волхвами Господу (Матф. гл. 2). Эти верблюды, по сложении бремени грехов, могут идти узким и тесным путем, ведущим к жизни (Матф. гл. 7 и 18).    Ст. 22. Купцы из Савы и Реамы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и дорогими камнями и золотом, которое продавали на торжище твоем. В Псалмах, где написано: царие аравстии и Сава дары принесут тебе (Псал. 71:10), в еврейском стоит: цари Савы и Савы дары принесут тебе, из которых одна Сава пишется чрез букву син, а другая чрез самех, который подобен нашей букве. Итак, поелику Сава объясняется в смысле обращения, то должно сказать, что в настоящем месте она означает не обращение, а совращение, вследствие которого в Тир доставляются дары со всякими благовониями и наилучшими духами, и дорогими камнями и золотом, и все это продается на торжищах Тира. Ибо они подделывают также благоухания и дорогие камни, из которых стараются созидать свои извращенные церкви, и золото, обещаемое в отношении к уму, и все у них превратно. Ибо они ничего не получают даром и не раздают даром, но всем ведут торговлю, между тем как цари Аравии и Савы даром приносят Христу дары. Это те, которые все делают ради постыдной корысти и получили эти дары от того, кто говорит в Евангелии: ибо это предано мне; сия Тебе дам, аще пад поклонишимися (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тот, который говорил: « Ты — Христос, Сын Бога Живого » (Матф. 16:16), и был назван за это блаженным, спустя немного времени так согрешил, что был назван сатаной; Господь сказал ему: « отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое » (Матф. 16:23). Кто может быть несовершеннее того, который думает не о Божьем, но о человеческом? Когда Господь возвестил ему о кресте и воскресении, то он не понял ни глубины сказанного, ни тайны догматов, ни будущего спасения вселенной, и, приступив к Нему наедине, сказал: « будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою » (Матф. 16:22). Видишь ли, что они ясно не знали ничего о воскресении? Выражая то же самое, евангелист сказал: « ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых » (Иоан. 20:9). Не зная об этом, они тем более не знали о другом, как то: о небесном царствии, о нашем начатке [во Христе] (Кор. 15:20) и вознесении на небо: как бы привязанные к земле, они еще не могли парить в высоте. Имея такое разумение и ожидая, что скоро настанет царство Христово в Иерусалиме, ничего больше этого они не знали, как говорит и другой евангелист, замечая, что они думали, будто уже наступает царство Его, которое представляли человеческим, и полагали, что Он идет на такое царство, а не на крест и смерть, и хотя многократно слышали об этом, но ясно понимать не могли (Марк. 10:37). 5. Итак, еще не имея ясного познания догматов и думая, что Он идет на земное царство и будет царствовать в Иерусалиме, ученики (Иаков и Иоанн) приступили к Нему на пути, считая это время удобным, и предложили свою просьбу. Выделив себя из среды учеников и думая только о себе, они стали просить себе председательства и первенства перед прочими, полагая, что дела пришли уже к концу, что все уже исполнено и наступило время раздачи венцов и наград; но это происходило от крайнего неведения. А что это не догадка и не предположение, я представлю вам доказательство из слов самого Иисуса, знающего тайное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Роман 22 октября 2009, 21:19 Библейская точка зрения на это учение. Во первых, Христос нигде и никогда в Евангелиях не указывал на необходимость дел для спасения, например история с женщиной страдавшей кровотечением. Господь сказал ей просто: « дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя». (Матф.9:22) Иисус не потребовал от нее больше никаких дел, кроме совершенного по вере в исцеление через прикосновение к одежде Спасителя, спасение уже совершилось в прошедшем времени. Во вторых, Апостолы утверждали спасение по вере во Христа, например день пятидесятницы и покаяние трех тысяч иудеев. На вопрос что сделать что бы спастись Петр ответил: « покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.» (Деян.2:38), покаяние здесь это осознание своей виновности перед Богом, а крещение исповедание веры во Христа. В третьих, Павел апостол подчеркивал спасение только через веру : « Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.» (Рим.5:1-2), то есть мы уже имеем мир с Богом, и оправдались верою, и стоим в Его благодати. В четвертых, дела о которых говорит апостол Иаков, являются естественным следствием его веры. «Видишь ли, что вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства?» (Иак.2:22), то есть в основании всех дел Авраама лежала вера, которая и вдохновляла патриарха на святые подвиги. Без нее все его дела теряли смысл, и в делах вера получала свое выражение в материальном мире. Поэтому Иаков и пишет, что если вера в человеке есть, она неизбежна будет видна в его делах. «Не может укрыться город на вершине горы» (Матф.5:14) В пятых, Бог, во Христе, дал нам Свою благодать, что бы не жить во грехе и не терпеть поражение пытаясь своими силами победить грех «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»(Рим.6:2) Верующий должен победить грех, и Бог дал для этого Дух Святой «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.» (Рим.6:18)

http://pravoslavie.ru/29792.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010