А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение третьей Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Матф.5:5 ). Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди , идут в определенном порядке, последовательно указывая на душевные качества людей. По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь. Кроткими называются те люди, которые терпеливо, со смирением переносят неприятности, огорчения и страдания, не обижаясь на своих обидчиков и не ропща на Бога. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Апостол Павел говорил: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Иисус Христос говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Матф.11:29 ). Это доказывается и поступками Иисуса Христа. Когда Он сталкивался с несправедливостью, то всегда отвечал добром на зло. Сам Иисус Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Фил.2:7 ) чтобы служить людям. В Его поступках не было эгоизма, гордыни и надменности, но вся Его жизнь была подчинена воле Отца Небесного. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Матф.16:24 ), – говорит Иисус Христос, призывая людей избавиться от собственной гордыни, заносчивости и эгоизма, и быть смиренными и кроткими. По учению Христа кротость – это необходимое качество духовного развития личности, ибо оно дает счастье, «покой душам вашим» ( Матф.11:29 ). Апостол Христа, Иаков, кротость называет мудрой:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Не нарушить пришел Я, но исполнить» Заповеди Блаженства, провозглашенные Иисусом Христом, были сказаны ясно и спокойно, и имели такую огромную силу воздействия, что произвели очень сильное впечатление на людей, слушавших Его. «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» ( Матф.7:29 ). Фарисеи и книжники заметили разительную разницу между их обучением народа и между методом обучения предложенного Иисусом Христом. Фарисеи видели, что ясность и простота изложения, красота и чистота истин Иисуса Христа оказывает на умы людей неизгладимое и глубокое впечатление, так как Его Небесная любовь и нежность притягивали к нему сердца и души людей с огромной силой. Но главное, что заметили фарисеи это то, что Иисус Христос разрушал преграду высокомерия и обособленности, которую книжники, как привилегированная каста, выстроили между собой и людьми. Книжники заметили, что Иисус Христос изъясняет закон не поверхностно, с соблюдением чисто внешних ритуалов (как это делали фарисеи), а по существу, ясно и глубоко, выражая истинную суть и смысл Закона Божьего. Фарисеи поняли, что Иисус Христос может отвратить от них народ своими проповедями, и ропот недовольства возник в их среде. И как бы предвидя их обвинения в том, что Он нарушает Закон Божий, а также для того, чтобы убедить тех, кому могли показаться Его слова не согласными с Ветхозаветным Законом, Иисус Христос провозгласил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Матф.5:17 ). Всей Своей мученической жизнью и Своим Великим учением, страданиями, Своей физической гибелью и последующим Воскрешением Иисус Христос не только не нарушил, но и исполнил все предсказания пророков о Нем. А по отношению законов Моисея Иисус Христос исполнил их в точности, не сделав ни одного греха. Иными словами Иисус Христос, как человек, не только не нарушил, но и исполнил Божий Закон в точности. Однако Иисус Христос пришел в мир людей не только чтобы показать исполнение Божьего Закона. В первую очередь Иисус Христос разъяснил людям волю Божью и дополнил Закон Божий новыми Своими Заповедями. Наряду с этим Иисус Христос на собственном примере показал людям как нужно исполнять Волю Божию и доказал, что исполнение Закона Божьего вполне возможно и осуществимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» Продолжая провозглашать истины Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5:23–24 ). Как нужно понимать эти слова? Согласно представлениям еврейского народа, жертвы, которые человек преподносил Богу, должны были образно показать веру человека, приносящего свой дар Господу. Искренняя жертва обозначает также то, что человек через жертву Христову делается участником благодати и любви Божьей. У еврейского народа существовала целая система даров, преподносимых Богу. Например, жертва возлияния (вина на жертвенник) и хлебная жертва, являли Богу приятные плоды святости, выражали угодное Богу самопожертвование и были названы жертвами благоухания. Жертва за грех и жертва повинности были жертвами примирения, дающие возможность грешнику явиться перед Богом для прощения грехов. Жертва мирная, которой еврей, примирившись с Богом, выражал свою благодарность Богу и готовность приносить в дальнейшем свои жертвы, состояла из трех видов жертв. Жертва благодарности, выраженной человеком за полученное благословение Божие ( Лев.7:12 ). Жертва обета приносилась при какой-либо особенной нужде, сопровождаемая просьбой к Богу об избавлении от этой нужды ( Лев.7:16 ). И жертва усердия, которая представляла собой выражение благодарности Богу без какой-либо особой причины ( Лев.7:16 ). Все три вида мирных жертв проходили в торжественной обстановке, имели радостный характер и по своим условиям проведения отличались от жертв за грех и вину. Как видим, у еврейского народа существовало очень почтительное отношение к жертвам, преподносимым Богу, и эти жертвы были подробно детализированы и классифицированы. В своих словах Спаситель не уточняет о какой жертве идет речь. Он просто говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь ...». Слова Иисуса Христа дают нам право полагать, что Он имеет ввиду то, что перед любым видом жертвы, преподносимой Богу, человек прежде чем преподнести жертву, должен примириться с братом (ближним) своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение пятой Заповеди Блаженства В этой заповеди говорится следующее: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. За это милостивые люди сами будут удостоены у Бога великой милости, они будут помилованы. С позиции христианского учения, быть милостивым – это значит, к другим людям относиться лучше, чем они это заслужили. Именно так к людям относится Бог , проявляя Свою великую милость к нечестивым и неблагодарным. Об этом и говорит Апостол Павел: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 ). Быть милостивым – это значит быть подобным Богу. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ). Господь является источником милосердия. В Ветхом Завете Бог говорил Моисею так: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» ( Исх. 34,6–7 ). Эти же качества милосердия и доброты провозглашает и Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди : «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лука 6:35–36). Однако проявление милосердия не сводится к оправданию всех видов греха, не сводится к выявлению терпимости к глупости и злу, не сводится к подчинению несправедливости и беззаконию. Быть милосердным – это значит в первую очередь сострадать заблудшим людям и помогать им избавиться от греха, и уметь прощать людям, делающим неправду. И как сказано в Библии: «У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» ( Пс.129:3–4 ). Господь не спрашивает у людей, достойны ли они Его любви, а изливает на грешное человечество богатство Своей любви. Поэтому «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Иоан.4:19 ). Будем подражать Господу в милосердном отношении к ближним. Милостивые и милосердные сопричастны Богу и через таких людей проявляется Божественная любовь. Поэтому милосердные стремятся не судить ближнего, а помочь ему и спасти его. Истинно милосердные – это те люди, которые проявляют сострадание, сочувствие к бедным, страдающим и угнетенным людям. В сострадающей душе присутствует мир и покой. А Святой Дух, пребывающий в такой душе, проявляет себя в добрых делах, смягчает ожесточившиеся души и вызывает взаимное примирение и милосердие. Милостивые будут помилованы, то есть пожнут (получат) то, что сеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. У меня возникла дилемма. Господь даёт человеку право выбора в жизненном пути. При принятии мной решения, возникает вопрос: правильно ли я поступаю, выбирая тот или иной путь в жизни. Но как понять, что я выбрал правильное решение? Господь подскажет мне на пути, что я делаю не-то ? Например, я делаю какое-либо дело и не получается, но говорят, что если взялся и не получается, нужно пробовать ещё и ещё, пока не получится. И это часто бывает так, потом начинает получаться. Просто вопрос в том, если я на неправильном пути и бью в одну и ту же точку и не получается, так может это Господь не даёт это сделать и не нужно идти этим путем а успокоиться и смириться? 5 Ответов Здравствуйте. Вы говорите о нравственном выборе, но критерии добра и зла дает Бог. Поэтому постоянно читайте Новый Завет, причем особенно часто и внимательно — Евангелие. Желательно с толкованием блж. Феофилакта Болгарского . Читайте и аскетические сочинения святых отцов. Если применять в жизни читаемое (хотя бы и с неизбежными ошибками), то теоретические сведения о добре и зле со временем преобразятся в личный опыт. Наученная по евангельским заповедям совесть со временем (не сразу!) будет свидетельствовать о том, что хорошо и что плохо. И еще очень полезно советоваться с разумным духовным отцом. Иногда полезно смириться и перестать просить, а иной раз просить долго и усердно. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. ( Матф.7:7 ) Блж. Феофилакт так это толкует: Выше заповедал нам нечто великое и трудное, а здесь показывает, как сие может быть выполняемо, и именно — посредством непрестанной молитвы: не сказал — просите один раз, но — просите, то есть, непрестанно. Потом подтверждает слова свои примером человеческим, как бы так говоря: кто усердно ищет чего-либо, тот обыкновенно находит искомое, и кто стоя у дверей, непрестанно стучится в них и дожидается с терпением, тому когда-нибудь непременно отворят: так думай и о духовном прошении.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponjat-verno...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Война, месть и вера в Бога Война, страдания, месть и вера в Бога   Размышления святогорцев о мире и о Боге - Афон     Кровопролитие на Украине разрастается неудержимо. До глубины души потрясает расцерковленность современных людей, насколько формальна их вера. Самые простые христианские понятия утеряны. Люди стали подобны животным и существуют на уровне эмоций: страха и мести. Христиане никогда не мстили друг другу, не от того, что они не могут отомстить, а просто потому что мир устроен совсем не так, как это представляет демонический взгляд на мир. Мироздание - это живое чудо, единый организм, в котором управляет Божественный Закон правды. Любое зло наказывает Бог: Быт.9:5-7 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию... Человеку не дано наказать зло, потому что каждый человек сам в себе имеет много зла. Так, для человека невозможно наказывать зло, не породив нового зла. Поэтому Бог взял на Себя эту функцию. От нас от требует только одного (!) -  быть добрыми. Даже в Ветхом Завете, когда шли почти непрерывные войны, Бог никогда не призывал Израильтян умирать в бою. И не обещал за смерть в войне — рай. Наоборот. Если  Изралитяне будут послушны Богу, то Бог оградит Израильский народ от войн и поражений. Если же будут непокорны, то будут постоянные войны и Изралитяне будут гибнуть в этих войнах, гибнуть в наказание за грех, а не получая пропуск в Рай. Жены их будут вдовами, дети сиротами. Тем более в Новом Завете Господа зло не побеждается злом:  (Матф.5:38-40) Вы слышали,что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Отныне, с пришествием Христа, идет война не против людей, но уже против духов злобы. Которые вводят людей в заблуждения и подталкивают ко греху. Начинается великая космическая битва за каждого человека, каждую душу. А земные события - лишь следствия этой битвы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=183...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf О пути ко спасению (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко «Полный годичный круг кратких поучений», II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18:17 ). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. «Истинное смирение происходит от послушания» – говорил Святой Иоанн Лествичник . Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). А без смирения нет и спасения. «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» ( Пс. 114:5 ). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» ( Пс.26:4 ). Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» ( Матф.7:7 ). Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Поучение игуменам, попам и диаконам Знайте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом.   Апостол Павел пишет: «кийждо в звании, в немъже призван бысть, в том да пребывает» (1 Кор.7:20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словеснмх овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые «млеко ядят и волною одеваются» , а об овцах не пекутся (Иезек.34:3). И «не входящие дверьми во двор овчий» также не суть пастыри, но «татие» и «разбойницы» (Ин.10:1). Но вы, дети, таким не последуйте; подражайте же истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии Своем: «Аз есмь пастырь добрый, и душу Мою полагаю за овцы» , и прочее (Ин.10:11,15). Будьте, дети, образцем для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил Своим Апостолам: «вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Матф.5:13—14, 16). Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется: ибо «горе человеку тому» , сказал Спаситель, «имже соблазн приходит» (Матф.18:7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль, пагубную для души: гнев, ярость, завист, ненависть, пиянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Ефес.5:29). И Спаситель сказал: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Матф.12:37). Будьте, дети, в дому Божием, как маслина плодовитая, и приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь, дети, в чтении Святых книг и в учении день и ночь, по слову Пророка: «в законе» Господни «поучится день и нощь» , и проч. (Псал.1:2). Вы — люди святые, «царское священие, язык свят» (1 Петр.2:9). Да почивает на вас Дух Святый, как пишет Василий Великий Кесарийский в божественной Литургии: «свят бо есть Господь и во святых почиваяй» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3804...

Речь при освящении Нью-Иоркской православной русской церкви Приветствую вас, православные русские люди, с торжеством освящения вашего храма. Настоящий день столь же для нас радостен, как некогда для Израиля был радостен день, когда вместо скинии был создан при Соломоне храм Господень. И подлинно, до сих пор мы имели в Нью-Иорке как бы только скинию. Как скиния переносилась из одного города в другой, так и мы переходили с своим храмом здесь с одного места на другое. И как Давид некогда смущался тем, что он «живет в доме кедровом, а ковчег Божий находятся под шатром» (2 Цар. 7:2), так и мы многократно сетовали на то, что храм наш и беден, и тесен, и неудобен. Ныне положен конец таким сетованиям, и услышаны Господом сердечные воздыхания наши о том, чтобы в великом граде сем был воздвигнут храм, достойный русского народа и соответствующий величию православной веры! Правда, по своим богатствам наш новый храм уступает многим храмам великой земли русской, но зато он, как и Соломонов храм, имеет миссионерское значение: уповаем, что о нем услышат и инославные, и придут в него, и помолятся здесь, и возденут руки своя к Богу нашему! Возблагодарим же Господа, благодеющего нам, подвигшего добрых русских людей на жертвы для создания храма сего и освятившего его ныне благодатию Всесвятаго Духа Своего! «Вкусивши ныне яко благ Господь» (1 Пет. 2:3), помогший вам воздвигнуть сей величественный каменный храм, и сами вы, братья, по слову апостола Петра, «как живые камни, устрояйте из себя храм духовен» (1 Пет. 2:5), т. е., созидайте из себя церковную общину, столь же твердую и прочную, как и сей храм ваш. До сих пор, пока у вас не было настоящего храма, пока было лишь временное помещение для него, и другим казалось, и вам думалось иногда, что быть может и все дело православной церкви здесь лишь временное. Ныне, с устроением постоянного храма, опасения эти рассееваются. «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16:18), «и се Аз с вами есмь... до скончания века. Аминь» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4014...

А.В. Попов Речь при вступлении в Ситхинский Собор Не без волнения душевного вступаю я впервые в сей святый храм и думаю, что волнение это понятно и вам, братие. Сей храм был некогда кафедральным собором; здесь – в Ситхе – жили алеутские святители, от них же первый приснопамятный Митрополит Иннокентий; здесь было средоточие церковной жизни и управления поместной церкви; здесь же было и средоточие гражданского управления краем. Но, по слову Премудрого, всему свое время, и время всякой вещи под небом (Екклез.3:1); и у вас в Ситке теперь уже не то, что было лет тридцать тому назад. Правда, и доныне здесь находится средоточие гражданского управления краем, но сама правящая власть уже не русская, как прежде, а американская. А что же церковь православная, – останется ли и устоит ли она здесь при переменах и разных течениях? Находятся предвещатели, которые говорят, что через двадцать пять лет не останется в Аляске и следа православия... Судьбы мира, царств и народов в руках Божиих. Он, Вседержитель, возводит и низводит, богатит и убожит, живит и мертвит. В Его руках и судьбы православной церкви в Аляске, и нам остается смириться под крепкую руку Божию, всю печаль нашу возвергше Нань, яко Той печется о нас и вознесет нас в свое время ( 1Петр.5:6–7 ). Но, возлагая упование на Господа, не будем, братие, сами духом лениви и разслабленни. Вы слышали в ныне чтенном Евангелии, что церковь Христова построена и утверждена на недвижимом камени исповедания веры в Христа Сына Божия ( Матф.16:18 ). И в чьих сердцах крепко живет вера Христова, там, хотя бы и были неблагоприятные обстоятельства и разные беды, однако, твердо стоит церковь Христова. Перенесемся ли мы мыслию к первым векам христианства или вспомним времена ближайшие к нам, как сто лет тому назад насаждалась христианская вера в пределах дикой Аляски, мы всюду увидим, что у людей, бедных имущественно, но богатых верою, любовию и терпением, росла, крепла и богатела и церковь Христова. Памятуя это, и вы, братие, созидайте в своих сердцах прочное основание для веры Христовой, будьте камнями твердыми и живыми ( 1Петр.2:5 ). Вкусивши в православной церкви благого глагола Божия и проявивши в ней труд любви, оказывайте, по слову Апостола, такую ревность до конца ( Евр.6:5,10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010