Чтобы брак был правильным с нравственной точки зрения, он должен быть браком не только по влечению, но и по рассудку. Брак ненормален, если брачующиеся слишком расходятся по возрасту (старик женится на молодой девице). Не может быть полной гармонии и единения и в том случае, если между брачующимися лицами огромная разница в воспитании и образовании. Браки лиц различных вероисповеданий допускаются с канонической точки зрения и могут быть счастливыми. Хотя нельзя не указать и на некоторые нравственные затруднения из-за различных исповеданий супругов. Наконец, непозволительны браки в близком родстве. Основание для воспрещения браков между близкими родственниками следующее: между родственниками уже существуют известные нравственные отношения, и эти отношения осквернились бы и разрушились новыми отношениями, завязываемыми в браке. Существенное содействия желающим вступить в брак могут оказать их родители. У родителей дети должны будут испросить благословения на брак, так как благословение отца утверждает дома детей ( Сир. 3:9 ), к родителям должны обращаться дети за советом в этом важном деле. Но в данном случае родители имеют право только соизволяющее, а не избирающее; выбор должен производиться самим вступающим в брак. Вступать в брак по приказанию – безнравственно. Взаимные отношения супругов Задача вступивших в брак – выполнить возложенное на них Богом назначение. Это назначение состоит в том, чтобы свято соблюдать заключенный союз, содействовать друг другу в нравственном преуспеянии, делить тяготы жизни и воспитывать детей, если Бог благословит ими. Первая обязанность супругов есть верность данному перед лицом церкви обещанию. Супружеская неверность есть главное зло, производящее расстройство и разрушение всего семейного дома. И верность должна простираться даже до глубины движений сердца, так как всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Матф. 5:28 ). А о неверности действием, апостол говорит: брак да будет у всех честен и непорочен; блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13:4 ). Прелюбодеи царствия Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9,10 ). Верность не требует, чтобы супруги забыли окружающий мир и замкнулись сами в себе; тогда их любовь была бы эгоистична, и их жизнь иссушилась бы. Верность и истинная супружеская любовь исключает слепую и страстную ревность, для которой всякое свободное движение супруга уже кажется нарушением верности. Супруги должны иметь доверие друг к другу, но также не быть равнодушными и слишком уверенными в том, что они неразрывно связаны; они должны стараться вновь и вновь приобретать друг у друга любовь и уважение. «Муж», говорит апостол, «оказывай жене должное расположение; подобно и жена мужу» ( 1Кор. 7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

А эти слова имеют такое значение: не заботьтесь нисколько об этой пище, но – о той духовной. Но так как некоторые из людей, желающих жить праздно, злоупотребляют этими словами, как будто бы Христос отвергал в них трудолюбие, то теперь благовременно ответить и им. Они порочат целое, так сказать, христианство и подвергают его осмеянию за праздность. Но прежде надобно обратиться к изречению Павла. Что же он говорит? Поминайте слова Господа, сказавшего: " блаженнее давать, нежели принимать " . (Деян.20:35. Но из чего было бы давать тому, кто сам ничего не имеет? Как же Марфе сказал Иисус: " ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть " (Лук.10:41,42), – и еще: " не заботьтесь о завтрашнем дне " (Матф.6:34)? Необходимо теперь все это разрешить не только для того, чтобы отвратить людей праздных, если только захотят, но и для того, чтобы показать, что слова Божии не противоречат между собою. Вот и в другом месте апостол говорит: " умоляем же вас, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело], чтобы вы поступали благоприлично перед внешними " (1Фесс.4:10-12); и еще: " кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся " (Еф.4:28). Здесь Павел заповедал даже не просто заниматься делом, но с таким трудом, чтобы было из чего подать и другому. И в другом месте опять он же говорит: " нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии " (Деян.20:34). И в послании к Коринфянам говорил: " За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую безмездно " (1Кор.9:18). И когда он был в том городе (в Коринфе), то находился у Акиллы и Прискиллы, и трудился (Деян.18:2,3): " ибо ремеслом их было делание палаток " . Все это, по-видимому, находится в большом противоречии с сказанным, и потому необходимо представить на это разрешение. Что же нам ответить? Что не печься не значит не трудиться, но – не привязываться к вещам житейским, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Настолько–то более мы заботимся о теле, нежели о душе! Поэтому и тела сохранить не можем. Ведь кто нерадит о главном, а всю заботу обращает на низшее, тот разрушает и губит то и другое; а кто соблюдает порядок, охраняя и сберегая главнейшее, тот, хотя бы не заботился о второстепенном, спасает и это чрез хранение первого, что и Христос объяснил нам словами: « не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » (Матф. 10:28). Итак, убедили ли мы тебя, что никогда не должно отчаиваться в душевных болезнях, как бы неисцельных, или нужно предложить еще и другие доказательства? Если бы ты и тысячу раз отчаивался в самом себе, мы не отчаемся в тебе никогда, и не допустим сами того, за что осуждаем других, хотя не одно и то же — отчаиваться кому–либо в самом себе, или другому в нем; потому что отчаивающийся в другом может скоро получить прощение, а отчаивающийся в самом себе — никогда. Почему? Потому, что тот не властен в настроении и раскаянии другого, а этот один властен над самим собою. И, однако, при всем том мы не будем отчаиваться в тебе, хотя бы ты сам тысячу раз подвергся этому; потому что, может быть, и произойдет возврат к добродетели и возобновлению прежней жизни. Выслушай же и следующее. Ниневитяне, услышав сильную и ясную угрозу пророка: « еще сорок дней и Ниневия будет разрушена » (Ион. 3:4), и после этого не упали духом, и хотя не были уверены, что умолят Бога, а скорее могли опасаться противного по поводу пророчества (ибо оно произнесено было не с каким–нибудь ограничением, но как прямое определение), при всем этом оказали раскаяние и говорили: « кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел » (Ион. 3:9, 10). Если же люди варварские и непросвещенные могли быть столь благоразумными, то гораздо более должно поступать так нам, которые научены божественным догматам и видели великое множество таких примеров и в словах, и в делах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

1:1, 2)? Если Сын — Творец веков, то и лежат они во власти Сына. Тоже самое, что говорит Павел (заключается и в словах): « которые Отец положил в Своей власти », потому что властью Отца здесь называется Сын, как Его сила и мудрость: « Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:24). 15. « Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый » (Деян. 1:7, 8). « Примете силу » — не для того, чтобы разведывать о временах и летах, но чтобы верить Владыке. « И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ». Не измеряй порядка слов, но силу власти. Он сказал: «возвестите всюду»; это показывает Его силу, если слово перешло в дело. Могу и я, не столько со властью, сколько с тщеславием, сказать предстоящим или немногим слугам и братьям: идите к народам и научите всех, всех обратите, победите варваров, поразите всех противящихся царству. Слова исходят, но если за ними не следует дело, я не только осуждаюсь, как лжец, но и наказываюсь, как безрассудный хвастун. Итак, нужно судить слова Спасителя не по тому, что Он сказал, но по тому, что сделал. Он сказал: « научите все народы » (Матф. 28:19). Если слова не оправдались делом, это было хвастовство, а не божественная власть. Сказал также: «проповедайте даже до края земли ». Если есть какой–нибудь край, непричастный проповеди, значит, повеление оказалось ложным. Если же блеск дел затмил самые слова — истинны свидетели и истинен свидетельствуемый. « Сказав сие, Он поднялся в глазах их » ( И сия рек, зрящым им взятся ) (Деян. 1:9). Мог, конечно, Господь вознестись не явно, но так как имел свидетелями воскресения глаза учеников, то и теперь делает их самовидцами вознесения. «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его » (Деян. 1:9; Лук. 24:51; Деян. 1:10), вознесся, поднялся, несся вверх и взошел». « Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие » (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Если верно то, что Иисус Навин прообразует Иисуса Христа (а от этого, похоже, никуда не деться, раз Сам Спаситель толковал применительно к Себе и манну, и скитание в пустыне, и медного змея), тогда в словах напутствия Иисусу Навину должен слышаться отзвук той заповеди, которую «получил от Отца» (Ин.10:18) Его единородный Сын. Сопоставление с Иисусом Навином освещает Евангелие с совершенно неожиданной стороны и объясняет некоторые малопонятные черты в облике Иисуса Христа. Максимализм Его требований к ученикам («Кто... не возненавидит отца своего, и матери... и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» — Лк.14:26), Его внезапная воинственность, столь странно контрастирующая с кротостью и миролюбием («продай одежду свою и купи меч» — Лк.22:36), его пугающая бескомпромиссность в борьбе с грехом («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — Матф.5:29) вполне оправданы и объяснимы, если не упускать из виду, что Ему предстояло в духовном плане совершить то, что сделал Иисус Навин: ввести Свой народ в обетованное Царство, сокрушив духом уст Своих (2 Фес.2:8) всю мощь мира, как некогда неопытные в войне и почти нецивилизованные скитальцы сокрушили дуновением в трубы оплот цивилизации хананеев с его исполинским народом (Числ. 13:34) и «укреплениями до небес» (Втор.1:28) — воплощенными обломками несбывшейся мечты строителей Вавилонской башни.    Господь пришел «не судить мир, но спасти» (Ин.12:47), но в самом спасении присутствует уже веяние суда: «На суд пришел Я в мир сей» (Ин.9:39), — слышится уже дыхание апокалиптической катастрофы — того страшного второго пришествия, которое будет сопровождаться невиданными кровопролитиями и бедствиями для всех живых. Царство Небесное вторгнется в бренный мир уже со всею своею властью, и это вторжение будет таким, каким было для незаконных обитателей святой земли вторжение Иисуса Навина.    Иисус Навин являет апокалиптический образ Спасителя, а этот образ разительно отличается от евангельского. Откровение Иоанна — единственная новозаветная книга, в которой Спаситель предстает в виде сверхъестественного ангелоподобного существа, человеческий образ которого едва угадывается за атрибутами могущества и славы («и увидел...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А Евангелист Марк, дополняя сказанное, говорит о том, что “как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).    В противоположность христианской морали, в языческом мире ложно ценились земные богатства. А люди ложно боготворили и поклонялись маммоне, не зная Истинного Бога и не ведая, что для спасения их душ нужны сокровища небесные. Однако с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, и распространением Его Божественного учения, которое показало истинные ценности мира, многие люди продолжали выше всего на свете почитать земное богатство и поклоняться ему.    В наше время таких людей можно разделить на четыре категории. К первой категории относятся люди, не имеющие надлежащих религиозно-нравственных знаний о сокровищах земных и небесных, и ошибочно считающие, что за богатство можно приобрести любые блага, земные и небесные. Ко второй категории относятся люди, духовно искалеченные неправильным воспитанием и тлетворным влиянием неполноценной семьи и жестокого общества. Для таких людей нормой поведения, в результате неправильного воспитания, стала неправедная жизнь в грехе и пороке. К третьей категории относятся люди, имеющие хорошее воспитание и обладающие истинными знаниями, но лишенные веры в Бога. В результате чего они всю свою жизнь превратили в служение не Богу, а богатству. И четвертая, малочисленная категория объединяет тех людей, которым, несмотря на знания и просвещение, совершение зла доставляет удовольствие. Это происходит потому, что душа таких людей оккупирована силами зла, воздействию которых они не сопротивляются.   Поэтому Библия, наставляя людей на путь истинный, и говорит: “Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (Притч.28:22). Потому что такой человек, одержим недугом стяжательства и алчности. А поклонение земному богатству в Библии приравнивается к служению злу.    Поэтому и предостерегаются люди от сребролюбия, как от заблуждения и греховного поступка. “Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Матф.13:22). Нельзя “поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам” (Откр.9:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Евангельский закон дан для всех людей, а не для одного народа, каким был ветхозаветный закон. Посему евангельская вера и учение именуются у Отцов Церкви " кафолическими " , т.е. обнимающими всех людей на все времена. В. Христос — Глава и Царь мира ( Царское служение Христово ). Сын Божий, Творец и Владыка неба и земли, Царь вечный по Божеству, есть Царь и по Богочеловечеству, как в Своем земном служении до крестной смерти, так и в Своем прославленном состоянии по воскресении. О Нем, как о Царе, предсказывали пророки, как читаем у прор. Исаии: Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царствие его (Исаии 9:1-7). Царское учение Господа до Его воскресения выразилось а) в чудесах Его, в Его власти над природой; б) во власти над силами ада, о чем свидетельствуют и многочисленные изгнания бесов и слова Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лук. 10:18); в) во власти над смертью, проявленной в воскрешении сына вдовы наинской, дочери Иаира, четверодневного Лазаря. Господь Иисус Христос Сам говорит о Себе как о Царе, Еще до воскресения, на суде у Пилата: Царство Мое не от мира сего (Иоан. 18:36-38). В Своей славе явился Господь ученикам Своим по воскресенье, когда сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Матф. 28:18). По Вознесении Своем Богочеловек Христос есть Глава небесных, земных и преисподних. Во всей силе царственность Господа Иисуса Христа явлена в сошествии Его в ад и победе над адом, разрушении его уз; далее, в воскресении Его и победе над смертью; наконец, в вознесении Иисуса Христа и отверстии для всех верующих в Него Царствия Небесного. Как понимать " ОбОжение человечества во Христе " ? Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств божественных и обогатилась ими, иначе говоря, об о жена. Об о жилась не только человеческая природа Самого Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

Итак послушай, возлюбленный, что я скажу тебе о сей Пасхе, коей таинство и образ даны были древнему народу, а самая истина возвещается и поведается ныне в народах. Хотя сомневающиеся и колеблющиеся умы глупых и необразованных людей и недоумевают o великом дне самой первой и истинной Пасхи (ибо говорят, как нам истинно праздновать и совершать оную Пасху?): — однакож, в самом деле, животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, единолетный, непорочный, и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал об Нем, что Он «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его , но Господь восхотел уничижить Его и предать» на крестныя страдания (Ис.53:9—10). Он называется Агнцем единолетным потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу, как и Сам Он предвозвестил ученикам Своим: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царствие небесное» (Матф. 18:3); и как o праведниках говорит Исаия: «столетний будет умирать юношею , а грешник , будучи ста лет, проклят будет» (Ис. 65:20). Хотя же Спаситель наш, вкусил Пасху с учениками своими в четырнадцатую ночь, в которую Он был схвачен, и — преподал ученикам таинство истинной Пасхи; ибо, после того, как удалился от них Иуда, Он, взяв хлеб, благословил оный, и дал ученикам Своим, сказав: «приимите, ядите: сие есть тело Мое» ; а потом, благословив вино, также сказал им: «сия, есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов: сие творите в своих собраниях в Мое воспоминание» (Мф.26:26—28, 1 Кор.11:24—25): но Господь наш сделал сие прежде, нежели был взят. Ибо Он удалился из того места, в котором совершил Пасху и предал Свое тело в пищу и кровь в питие, и вместе с учениками Своими отправился туда, где уже Его и схватили. A потому, тогда как ели тело Его и пили кровь, Он уже был причтен к мертвым. И Господь собственными руками предал тело Свое в пищу, и, еще не быв распят, предал кровь Свою в питие. В ту же четырнадцатую ночь, когда взяли Его, и дело и суд Его продолжались до часа шестого; в шестом часу признали Его виновным, и распяли. Когда судили Его, Он ничего не говорил, и не давал ответа Своим судьям. Ибо хотя Он и мог говорить и отвечать; но была бы некоторая несообразность, если бы начал говорить и давать ответы Тот, Кто уже причтен к мертвым. От шестого часа даже до девятого была тьма, а в девятом часу Он предал дух Свой в руки Отца Своего, и Он находился в мертвых следующую пятнадцатую ночь, весь день субботний, и в продолжении трех часов пятка; в ту же ночь, которая предшествовала дню, следовавшему за субботою, и в тот же самый час, в который Он преподал ученикам Своим тело и кровь Свою, Он воскрес из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3148...

Как видно из стиха, у Иисуса голос архангела. А значит, Иисус и есть архангел Михаил». Честно говоря, при чтении этих строк создается ощущение, что писавший их человек решил пошутить. Потому что, например, в Псалтири сказано: «хвалите Бога во святых Его, хвалите его во гласе трубнем» ( Пс.150:3 ). Но не следует же из этого, что славить Бога нужно голосом как у трубы? Можно привести такую аналогию – встать утром «с петухами» по логике перевода «Свидетелей Иеговы» означает быть самим петухом! Кстати, еще следует заметить, что их перевод « с голосом» некорректен: в греческом оригинале стоит частица «en», которая переводится как «при», а не как предлог «с». То есть правильный перевод «при голосе архангела». Когда спортивный комментатор говорит, что при звуке гонга бойцы сошлись в поединке, это не означает что у бойцов голоса как звук гонга! В Послании апостола Иуды сказано:« Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Из слов апостола очевидно, что Архангел Михаил не имел своей власти осудить диавола или даже произнести суда на него. Но мог ли так поступить Христос? Да, и много раз. Например, в Евангелии от Луки: «... умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека» (8:28–29). Еще до того, как Спаситель приблизился к бесноватому человеку, диавол из человека кричит и просит не мучить его. Также мы видим, что Христос именно повелевает сатане, и тот исполняет Его повеление. « И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» ( Матф.17:18 ). Уже из приведенных примеров видно, что Христос обладает такой властью, которой не обладал даже архангел Михаил, а значит, это разные Личности. Когда Спаситель послал учеников на проповедь и «дал им власть над духами нечистыми», Он же и засвидетельствовал, как видел сатану «как молнию спадшего» ( Лк.10:18 ). Христос запрещал и изгонял сатану; апостолы властью Его побеждали нечистых духов, в то время как архангел Михаил не мог, и даже «не смел».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

«Кто обуреваем и притекаяй к пристанищу сему не спасется? или кто, болезнуя и припадая ко врачеству сему, не исцелеет? Содетелю всех и врачу недужных, Господи, прежде даже до кон­ца не погибну, спаси мя». «Овча есмь словесного Твоего стада, и к Тебе прибегаю, пастырю доброму, взыщи мя заблудшего Боже, и помилуй мя». Когда пострижение иноческое не совершается во время литургии, то и тогда, после облачения нового брата и краткой эктении Диакона, о его благосостоянии духовном, и пения крещального стиха: «елицы во Христа крестистеся, во Христа обдекостеся, аллилуйя», читается, во услышание его, Апостол и Евангелие. Св. Павел, в послании своем к Ефесеям (9:10–17), научает какова духовная брань наша и как должны мы сражаться: «Братия, укрепляйтесь в Господе и в могу­ществе силы Его: облекитесь во все оружия Божия, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не с плотию и кровию, но с начальниками, властями, с мироправителями тьмы века сего, с духами злобы подне­бесными. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противустоять в день злый и, все преодолев, устоять. И так станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в уготование благовествования мира. А паче всего воспримите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, ко­торый есть слово Божие». И Евангелист Матфей, проповедуя самоотвержение, именем Христовым, зовет к Нему нового подвижника: «любящий отца или мать, более нежели Меня, недостоин Меня, и любящий сына или дочь, более нежели Меня, не достоин Меня; и кто не возьмет креста своего и не последует за Мной, тот не достоин Меня. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас; возь­мите Мое иго на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо Мое иго благо и бремя Мое легко» ( Матф. 10:37, 38; 11:28, 30 ). А братия, приветствуя целованием мира нового своего сподвижника, поют: «познаем, братия, таин­ства силу: блудного сына, от греха востекшего к отчему дому, преблагий отец, встретив, лобзает и вновь дарует ему познание своей славы, и совер­шает таинственное с горними пиршество, закалая тельца упитанного, дабы мы достойно сожительство­вали и предавшему его на заклание, человеколюби­вому Отцу, и славной сей жертве – закалаемому Спасу душ наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010