В скором времени и апостол народов Павел осудил подобные поступки. Когда он вместе с Силою был заключен в Филиппах (в Македонии) и когда в полночь темничные двери растворились сами вследствие землетрясения, то «страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали; но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла; ибо все мы здесь» (Деян. ап. 27 – 28). вв) Самоубийство вовсе не было известно у первых христиан; 173 у них все были мученики за Христа, о которых метко выражается блажен. Августин, говоря «что они безмерно превышают языческих героев не только числом, но и искренностью и бескорыстием своей величайшей (вытекавшей из любви к Богу) добродетели, превосходят их тем св. героизмом, под влиянием которого умеют терпеливо переносит смерть, отнюдь не убивая себя» 174 . (De civimame Dei, кн. V, гл. 14). гг) Какое же может быть лучшее средство, предупреждающее стремление к самоубийству, как не отречение от собственных страстей: гордости, гнева, прелюбодеяния, зависти, жадности, честолюбия и т. п., как не покорное, терпеливое, сыновнее упование при всевозможных страданиях на волю всеблагого, всеведущего и всемогущего Отца? «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Mamф. V, 3 – 4 ). «И если о чем попросите от Отца во имя Мое, то сделаю» (Иоан., 13), и: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 26). (Священ. Гр. Дьяченко). б) Церковное правило о самоубийстве. «Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержеть себя с высоты: эа такового должно ли быти приношение (бескровная жертва) или нет? О таковом священнослужитель должен рассудити: подлинно ли будучи вне ума, соделал сие, ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, не правдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческие или по иному какому случаю от малодушия, и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению». (Тимофея александ. пр. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 1 Предисловие к Книге Деяний (стихи 1-3). Наставления и обетования Господа пред вознесением и Вознесение Его (стихи 4-11). Речь св. ап. Петра об избрании нового апостола на место Иуды и избрание Матфея (стихи 12-26). Предисловие к книге Деяний (1:1-3). В предисловии автор обращается к некоему Феофилу и при этом указывает на свою " первую книгу " в которой написал " о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. " Совершенно очевидно, что здесь речь идет о третьем нашем каноническом Евангелии, которое написано Лукой для того же " достопочтенного Феофила. " Св. Лука указывает на внутреннюю органическую связь между своим Евангелием и этой второй книгой, которая должна служить как бы продолжением первой. О " всем, " конечно, только относительно, ибо св. Иоанн считает даже невозможным описать все (Иоан. 21:25). " Все " здесь сказано в смысле: " все необходимое " для того, чтобы можно было познакомиться с жизнью, деятельностью и учением Господа Иисуса Христа и уверовать в Него, как Сына Божия. " Что Иисус делал и чему учил от начала " - эти слова и по-русски правильнее было бы перевести: " что начал делать и чему начал учить Иисус. " Дееписатель хотел этим выразить то, что в Своей земной жизни Господь только начал творить и учить, а будет это продолжать через Апостолов (деяния которых в предлагаемой им книге будут описываться) и, само собой разумеется, через их преемников до скончания века (Матф. 28:20). " До того дня, в который Он вознесся. " - Вознесение Господне указывается здесь, как поворотный пункт: это - конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность. " Дав Святым Духом повеления Апостолам " - важность этого поворотного пункта истории спасения человечества в том, что Господь вознесся, оставив Своим Ученикам заповедь - завещание, как выражение Его последней воли о распространении и утверждении Его учения во всем мире. " Духом Святым " - Господь Иисус Христос все творил " Духом Святым, " ибо, по выражению бл. Феофилакта, " где творит Сын, содействует и соприсутствует Дух, как единосущный. " Это завещание дано не всем, а только тем, " которых Он избрал " -избрал на это великое дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/430508/

Земледелие есть основание культуры и цивилизации. Потому в древнее время оно даже считалось священным занятием; тем более, что в произрастании зерна есть некая тайна. Земледелец должен внимать этой тайне и поучаться у нее, и, вообще, поучаться у природы, с которой он находится в самых близких отношениях. Невидимое Его, вечные силы Его и Божество, от создания мира, чрез рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Матф. 6:26 ). Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон, во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (28–30). В то же время земледелец непосредственно призывается к порядку и постоянству, как основному условию нравственной деятельности. Быть консервативными – это естественная добродетель земледельцев. Столь же сильно земледельцы придерживаются религиозности, зная, что судьба их посевов находится в руках Божиих. Насаждающий есть ничто, все есть взращающий Бог ( 1Кор. 3:7 ). Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний или поздний ( Иак. 5:7 ). Земледелец научается надежде на Бога и терпению. В то же время он побуждается к молитве. Наконец, земледельцам свойственен простой образ жизни. Потому и одежда его не зависит от моды. Земледелец находится в самых близких отношениях с домашними животными и потому старается относиться к ним заботливо. Праведник печется о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко ( Притч. 12:10 ). После отмены крепостного права, крестьяне получили важные личные права, но, к сожалению, среди них распространились серьезные пороки: пьянство, разврат, плутни и сутяжничество, кулачество и мироедство. На очереди у них освобождение от этих пороков. В близких отношениях с крестьянами живут и крупные землевладельцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Испытывает же мучение за беззакония свои тот, кто перестает совершать прежние грехи; и великую пользу приносит тому, кто прежде грешил, видеть дом Божий и знать план всего устройства его, так что он перестает грешить и, имея стремление к нему, говорит в Господу: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Исал. 25, 8), и еще: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Псал. 26:4), когда начну жить и быть со Христом, служащим жизнию для верующих. Далее следует: выходы и входы, подразумевается: дома. Выходы же тех, кои выходят к находящимся совне, а входы тех, кои чрез наставление учителей проникают внутрь. И все, говорит, очертание его или находящееся в нем (substantiam ejus), как перевели LXX, что относится не столько к свойствам (naturam) храма, сколько к утвари и богатству. И все уставы, и все чиноположение и все законы храма покажи тем, кои понесли мучение за беззакония свои и перестали или устыдились того, что прежде делали. Покажи же им для того, чтобы они соблюдали все то, что заповедано. Ибо нет никакой пользы знать очертание дома и все разделения его, о которых написано: у Отца Моего обители многи суть (Иоанн. 14, 2), и еще: постави пределы языков по числу сынов Израилевых или ангел Божиих (Второз. 32:8), если не исполняется то, что заповедано. Дом же и закон всех заповедей Божиих и город, стоящий на верху горы, должен быть признаваем за тот, о котором написано: не может град укрытися, на верху горы стоя (Матф. 5:14) и: речная устремления веселят град Божий (Псал. 45:4), что, очевидно, относится в Церкви; находится же он на той горе, которая стоит на вершине всех гор и которою был поражен князь Тирский (Иезек. гл. 28); и все концы и пределы этого дома — Святое святых. В том доме, то есть в скинии, построенной Моисеем, и в храме, который был воздвигнут Соломоном, только внутренние части, где находились херувимы, и очистилище, и ковчег завета и стол курения, назывались «Святое святых». А в этом доме, который показывается Иезекиилю и который стоит на вершине горы, все пределы его признаются за Святое святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда Христос сказал: « если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье », то он предавался человеческим суждениям и говорил: « как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться »? Что же Христос? « Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном » (Иоан. 3:2, 4–5, 12)? — Он сказал это, как бы оправдываясь и объясняя, почему Он не беседовал с ними постоянно о вышнем рождении. Также перед самым распятием на кресте, после бесчисленных знамений, после многих доказательств Своей силы Он сказал: « отныне узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных » (Матф. 26:64); а первосвященник, не перенесши этих слов, разодрал одежды свои. Как же нужно было говорить с теми, которые не выносили ничего высокого? Не удивительно, что Он ничего великого и высокого не говорил о Себе людям, пресмыкавшимся по земле и столь немощным. 4. Сказанного достаточно было бы для доказательства того, что действительно такова была причина и таков повод к употреблению уничиженных выражений; но я постараюсь объяснить это и с другой стороны. Вы видели, что они соблазнялись, смущались, отклонялись, хулили и убегали, когда Христос говорил что–нибудь великое и высокое; теперь я постараюсь показать вам, что они прибегали и принимали учение, когда Он говорил что–нибудь смиренное и уничиженное. Те, которые убегали от Него, те же самые в другое время, когда Он говорил: « Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю » (Иоан. 8:28), тотчас прибегали к Нему. И евангелист, желая показать нам, что они уверовали по причине смирения этих слов, в объяснение сказал: « когда Он говорил это, многие уверовали в Него » (Иоан. 8:30). И в других местах часто можно находить такие случаи. Поэтому Он много и часто говорил по–человечески, впрочем, не вполне по–человечески, но благоприлично и достойно высокого Его происхождения, с одной стороны снисходя к немощи слушателей, а с другой — соблюдая верность догматов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Люди, совращающие праведных, уподобляются злому духу-искусителю. “Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро” (Притч.28:10). Люди, отвергающие истинное учение Спасителя и распространяющие глупость лжеучений, вводят в заблуждение себя и других, уходя с пути истинного спасения. “Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость” (Притч.15:2). О пути ко спасению     (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко “Полный годичный круг кратких поучений”, II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. “Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Матф.18:17). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. “Истинное смирение происходит от послушания” – говорил Святой Иоанн Лествичник. Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. “Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп.2:8). А без смирения нет и спасения. “Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш” (Пс. 114:5). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его” (Пс.26:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наталья Монастырева 4 августа 2014, 21:25 Я очень рада за своего сына Иеромонаха Августина,горжусь им .Да путь он выбрал не легкий,с Божьей помощью все будет хорошо...Хочу сказать огромное спасибо Кристине Поляковой за столь светлую статью о Августине!Спаси Госпад! Надежда 31 мая 2014, 23:07 отв. Ивану Х.: " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас ОТЕЦ, Который на Небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - ХРИСТОС. (Матф. 22:8,9,10). ФелФел 28 мая 2014, 00:11 Преподобный Сергий своего племянника в 12 лет постриг в монахи. А вообще, как писал ап. Павел ап. Тимофею: " Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. " (1Тим 4:12) Инал 27 мая 2014, 11:54 Толковый парень. Интервью интересное для тех, кто хочет пойти по монашеской стезе, и для мирян тоже. Но постригли действительно рановато)) Ксения 26 мая 2014, 20:34 Правильно монах говорит о социальных сетях . Время сижу ,время убиваю т.к нельзя на улицу выйти . Галина Рыбакова 23 мая 2014, 15:42 Братья и сёстры! Если есть в наши дни такой молодой, но достаточно рассудительный монах Августин, то уже и умирать не страшно! Возраст? Да, 20 лет, кажется, маловато. Но в наши дни все каноны, к сожалению, давно нарушены. Иногда старые бывают, как молодые, а молодые, как старые. Поступки монаха Августина надо рассматривать с учётом времени. Сейчас - ВЫХОД ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ уже ПОДВИГ!!! Ответы монаха Августина осознанны и тактичны в отличие от «несмь числа» тех, кто безответственно относится к просторам социальных сетей и считает своим долгом «катехизнуть», не зная психологии, особенностей воздействия образа на зрителей. Про грамотность, отсутствие знаний классической литературы вообще молчу. А при нашей – то «рясофобии» страшно представить, какой резонанс в обществе? Наташа 22 мая 2014, 20:57 Читаю комменты и удивляюсь... Забывают люди, что всё в мире происходит по воле Божией. Если тебе не дано, как ни крутись - сан не получишь. Вижу по своим знакомым.

http://pravoslavie.ru/70824.html

Ничто не может противостоять тому человеку, который все случающееся по воле Божьей считает сбывшимся по собственной его воле, тесно соединенной с Божественной волей. Поэтому у древних отцов был похвальный обычай приписывать Божьему провидению и святой Божьей воле все, чтобы не произошло в мире, и какие бы оно ни имело непосредственные причины. Вот случай или факт достойный напоминания. Братья Иосифовы - люди простые и суровые; но они заслуживают похвалу в том, что когда деньги, уплаченные ими за пшеницу в Египте, нашли опять вложенными в мешках своих, то с ужасом сказали: " что это Бог сделал с нами? " (Быт. 42:28). Слова эти требуют глубокого рассмотрения: что это Бог сделал с нами? Кто бы из нас не сказал, что это явный предлог к задержанию нас, Египтяне хотят погубить нас, и это устроили для оклеветания нас в обмане? Не говорят они, что отпускавший им пшеницу может быть случайно как-нибудь бросил их деньги в мешки, или вместо милостыни, видя их недостаток, или для большего привлечения покупателей пшеницы - но прямо говорят: " что это Бог сделал с нами? " Верно полагали они, что по какой бы причине не сделалось это: под предлогом ли задержания, по ошибке ли - Бог сделал это им за их вину против брата. Ибо без мановения Господня ни малейшая песчинка с горы, ни волос с головы, ни лист с дерева, ни птица с воздуха не упадет. Мы часто, сделав себе какое-либо зло, обвиняем и наказываем инструмент которым действовали, например, ломаем палку, которой ударили себя, или перо, которым худо или ошибочно написали что-либо, а той руки , которая движет нашу руку, не принимаем во внимание. Божья рука все так устроила, как сбылось с нами. Для лучшего же уразумения того, что во всех делах Бог все устраивает, всем управляет и все совершает приведем некоторые изречения, произнесенные устами Христа и Его угодников. Воля Провидения - непреложный закон мира. Иисус Христос во время своей проповеди народу о промысле и провидении Божьем о спасении мира в течении веков, был восхищен сладчайшим пламенем любви к Отцу небесному, воскликнул в восторге: " Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение " (Матф. 11:25-26). Так, Отче мой, все Ты хорошо устроил. Никто из живущих не найдет в Твоем устроении или в судьбах Твоих ничего такого, что было бы нехорошо, или что можно бы порицать и осуждать, ибо таково было Твое благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Посему-то, полагаю, и выразился возлюбленный: грядуща, а не пришедша, чтобы одним словом обнять отвергающих оба пришествия Господня. Сей есть льстец и антихрист. Для большей ясности, перед этим нужно подразумевать: кто не исповедует сего, а потом уже читать: тот есть обольститель и антихрист. Без этого добавления речь неполна. 8 Блюдите себе, да не погубите, яже деласте добрая, но да мзду совершенну восприимете. 9 Всяк преступаяй, и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать. Заповедует тем, кому пишет, остерегаться людей, отвергающих оба пришествия Господня. Представляет и причину, именно то, чтобы, приставши к ним, вам не потерять того, что вы сделали, но получить полную награду. Иной из такого рода людей, быть может, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать наряду с благочестивыми? Ужели не могу получить награды за оные? Апостол вперед уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отвергает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предлежит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, т. е. Христа, пришедшего во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога. Ибо если на Того, кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением; то как может быть еще благочестивым, когда презирает самого Учителя божественных предметов? Нет, такой человек — безбожник; равно как тот, кто тверд в учении Христовом, есть Божий и боголюбезен, и имеет в себе всю полноту Божества, т. е. Отца и Сына и Святого Духа. Ибо Христос учит об Отце, когда говорит: «все, что имеет Отец, есть мое» (Иоан. 16, 15); во многих местах учит о Себе самом и об Отце, что один Отец, а другой — Сын; учит о Духе, когда говорит: «Дух Святый, который от Отца исходит» (Иоан. 15, 26); еще яснее, когда говорит: «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28, 19). Если ученик Господа сказал здесь только об Отце и Сыне, а о Духе Святом умолчал; то этим нисколько не соблазняйся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010