Сии черви будут есть и терзать тех человеков, которые здесь отнимают что-либо лихоиманием. Будет там и тоска столь великая, что если бы возможно было умереть, то с усердием рады были бы приять смерть за сладость; но они никогда не умрут, ибо написано: взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апокал. 9:6). Таковую тоску будут терпеть те человеки, которые ныне непрестанно пребывают в веселии, пьянстве и великой роскоши, а о Боге никогда не помышляют. Еще же будет там тьма кромешная, ибо написано: связавше ему руце и нозе, вверзите его во тьму кромешную ( Матф. 22:13 ); и вверженные в той тьме будут сидеть во веки, и никогда не будут видеть лица Божия. Сию тьму восприимут те, которые не допускают убогих видеть лица своего. Будет там и голод, поскольку Христос Сам рек: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лук. 6:25 ). Тот голод будут терпеть те люди, которые в веке сем не питают бедных и убогих. Будет там и жажда великая, ибо Сам же Христос сказал: яко вы возжаждете. Таковую жажду будут терпеть те, которые не напояют жаждущих здесь странных и убогих. Будет там и теснота великая, поскольку ад будет полон грешными человеками: одни сверху, другие посреди его, иные же на самом дне адском. Когда на страшном суде Христос Бог наш, скажет грешникам: идите от Мене проклятии во огнь вечный, – в тот час над грешниками земля расступится, как расступилась над Кореем, Дафаном и Авироном при Моисее, и тогда все грешники впадут во ад. Потом опять земля сомкнется в место; грешники же будут во аде под землею, как сосуде железном, тесно заперты и во веки неисходны, как говорит Сам Бог: идут сии в муку вечную ( Матф. 25:46 ). В сию тесноту адскую ввержены будут те, которые здесь насилием отнимают у кого что-либо и утесняют бедных и сирых; и кто каким образом согрешит, таковым и пострадает, – как и Соломон сказал: имиже кто согрешает, сими и мучится (Премудр. Солом. 11:17). Православные слушатели! Теперь вы знаете, почему не повелено бояться дщери Сионовой, когда к ней приходит Христос, Царь славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Начнем с самого главного – с Евангелия. Как христиане, ученики апостолов, мы являемся посланниками от имени Христа. А миссия посланника – передать то послание, которое ему вверено. Мы не можем редактировать его по своему усмотрению. Христос сказал ученикам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:15,16 ) . «А кто не будет веровать – все равно спасен будет», – это явно не то послание, которое мы находим у Господа и апостолов, и проповедовать его от их имени было бы просто подлогом. Евангелие полно пугающих предостережений. Господь явно говорит о геенне, как о некой реальности, настолько ужасной, что гораздо лучше отрубить себе руку или вырвать глаз, чем отправиться туда ( Матф.5:29,30 ). Богач из притчи оказывается «во аде, в муках» ( Лук.16:23 ), осужденные отправляются в «огонь вечный» ( Матф.25:41 ), «в муку вечную». ( Матф.25:46 ) Как-то я слушал лекцию известного канадского психолога Джордана Питерсона, в которой он упомянул известный довод атеистов, что религия – плод принятия желаемого за действительное; люди, удрученные болью, одиночеством и неизбежной смертью , придумывают себе заботливого Небесного Отца, Который даст им вечную и блаженную жизнь. Питерсон находит этот довод неубедительным по той очевидной причине, что религия, придуманная для самоутешения, не содержала бы учения об аде. В самом деле, Евангелие – источник ни с чем не сравнимого утешения; но путь к этому утешению лежит через болезненный покаянный слом. Чтобы Бог простил нам наши грехи и избавил нас от вечного осуждения, мы должны признать реальность того и другого. Как рассказывал о своем опыте обращения один человек, «Я понял, что ад существует, что и я нахожусь на пути именно туда». Проповедь Евангелия «сокрушает беспечных и утешает сокрушенных», упование на Спасителя доступно только тем, кто признает реальность гибели, от которой Он избавляет. Исцеление от страшной болезни желанно и утешительно только для тех, кто с ужасом у себя эту болезнь признает.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

После второго пришествия Иисуса Христа будет Страшный Суд и всем душам дадут тела. Может ли мы приближать или отдалять этот час? Я не могу дать ответ. Но я точно скажу, что следует думать о предстоящей своей собственной смерти. С трепетом о малости своего покаяния и надеждой на милосердие Божее. Христос уже в 33 году своим сошествием во ад и Воскресением победил врата ада и открыл врата в Царство Небесное. С Богом уже пребывают некоторые люди, которые после смерти земной спободились Божей милости. Кто именно? Христос нам сказал: Мф.7:21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Ин.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Будет полезно для чтения: Не верьте Википедии. Верьте Евангелию. Лишь некоторые верующие будут в Царстве Небесном. Прочие же, не любившие Бога и ближних, не исполнившие заповедей,- пойдут в муку вечную. Вот как об этом говорит Сам Господь: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. ( Матф.25:31–46 )

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pribli...

Уверяю вас - я не имел ввиду какого-то решительного размежевания " клира от мира " . Ибо сказано в Писании: " А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». (Матф.23:8-12) " И еще:  «Иисус же подозвал их (учеников) и сказал: - Вы знаете, что правители народов господствуют над ними, и их знать ими владеет, но среди вас пусть этого не будет. Наоборот, кто хочет стать самым великим, тот должен быть слугой остальным, и кто хочет стать первым, должен быть вам слугой. Ведь и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать свою жизнь ради искупления многих.». (Матф.20:25-28). Но с другой стороны: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Еф.4:11-12). Так что мое понимание фразы " У каждого в Церкви свое место " несет в себе не понимание жесткой оторванности одного от другого (каждый из нас может при желании пойти в семинарию), но осознание своей роли в деле служения Христу и, следовательно, почтение к тем, чьи обязанности предопределены Христом в деле свершения Таинств и ведения народа к Господу. 12 декабря 2012г. 15:46 Всё-таки и есть и еще один путь. Дорогая машина вводит человека в соблазн - на недорогой не сделаешь такого быстрого рывка на разгоне, такого ловкого маневра, не поедешь по загородной трассе в плохую погоду на большой скорости. Я езжу в недорогой иномарке, всегда пассажиром, рядом с мужем, и с любопытством наблюдаю за происходящим на дороге. И в лица людей на джипах постоянно заглядываю. Такое впечатление, что возможности очень хорошей машины диктуют человеку поведение. А ты не будь ведомым железкой.

http://bogoslov.ru/article/2997362

Внутренняя же жизнь человека, его убеждения, его вера не должны контролироваться государством. Не должно быть никаких ограничений свободе мысли, совести. Естественной границей свободы одного человека может считаться только свобода другого человека и ничто другое. Нынешнее состояние общества породило массу уродливых явлений – бедность, нищету, безработицу. Большая часть народа оказалась отброшена далеко за черту бедности. Забота об этих людях является неотъемлемой частью служения Церкви, как написано: " ...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Матф. 25, 31-46). Но Церковь должна помнить о том, что заботиться о слабых можно не только путем личной или организованной благотворительности, но и путем принятия соответствующих законов. И здесь Церковь должна высказать свою общественную позицию. Необходимо понимание не только благотворительной, но и правовой деятельности как формы христианского служения, как любви, выраженной на уровне общества. Поэтому наш христианский долг – участвовать в законотворчестве, реализуя в таковом Божественное видение мира и систему ценностей, преподанную нам Христом. Это не просто. Большинство не захочет понимать нас, потому что ценности мира и ценности Христа слишком сильно различаются. Путь христианина усыпан не столько розами, сколько терниями, о чем Сам Господь сказал: " Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков...Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас " (Мф. 10,16-17). Однако у нас нет выбора. Тот, кто решил последовать за Христом, должен следовать за Ним во всем и до конца. Самоустранение от общественной жизни означало бы, что мы отдаем жизнь общества на откуп дьяволу. Поэтому, если Церковь как общественный институт и не должна напрямую участвовать в общественно-политической жизни, то политическая жизнь верующих не должна ограничиваться. Священнослужители же должны оказывать им в этом посильную помощь во избежание появления политических движений, берущих за основу христианские идеалы, но не имеющих тесного контакта с Церковью и потому неизбежно скатывающихся до примитивного использования этих идеалов в своих личных или корпоративных целях.

http://religare.ru/2_78576_1_21.html

6:4), дали обет умереть греху, до крове подвизаться противу козней диавольских (Евр. 12:4; Ефес. 6:11), и пребывать Тебе верными до конца!» (См. Слова и речи высокопреосвящ. Исидора, митрополита новгородского, с.-петербургского и финляндского, 1876 г., стр. 17 – 18). 6. Человек оправдывается не одною верою, но вместе с нею и добрыми делами    „Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовию, т. е. чрез веру и дела», пишут восточные патриархи. „Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе: ибо вера в таком смысле могла бы приличествовать каждому, и не было бы ни одного не спасающегося, – что, очевидно, ложно. Напротив, мы веруем, что не призрак только веры, а сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною, и могут, по Божественному обетованию, доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря по тому, что он соделал с телом своим». (Прелан. вост. патр. о правосл, вере, чл. 13), 7. Библейские изречения о необходимости для получения спасения соединять веру с любовию, т. е. с добрыми делами    I. Спаситель говорит: ащ хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Матф. 19:17); приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Матф. 25:34).    В первом месте Спаситель ясно говорит, что живот вечный приобретается соблюдением заповедей; а во втором, что царствие Божие дается за добрые дела. Следовательно, добрые дела нужны для вечного спасения.    II. Кроме того Господь учит: „что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не исполняете того, что Я говорю?» (Лук. 6:46). „Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное; но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах» (Мат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Дошло у нас слово до занимающего многих вопроса, для многих из людей нерадивых неприятного, о вечном и безконечном наказании, и об нем далее необходимо нам сказать, хотя многократно и многими из святых об этом было говорено и разсуждаемо хорошо. Но и нам нужно сказать немного, если уж коснулись его. Итак с первого приступа нападаю на них, чтоб легко одолет их и в прочем. Бог сам сказал, что «мучение вечно и жизнь вечна» (Матф. 25:46), что «червь... грешников не скончается и огнь не угаснет» (Мк. 9:44). А услышав Бога, ничего более не изследуй; ибо знал Творец, что устроить! А лучше: сам себя гоня к наказанию, ни в чем не обвиняй Его и не требуй, чтобы Он был относительно тебя человеколюбивее тебя. Ибо, если б ты не ведал, то извинение имело бы основание. А если ты, детоводствуемый (Гал. 3:24—25) пророками, вразумляемый апостолами, самим Господом научаемый о всем будущем, пребываешь в зле, то что бы ты делал, скажи мне, если бы не так было на самом деле? Ибо, если тогда, как угрожает наказание, и такое наказание, ничто не отвращает тебя от стремления к худому, как бы ты перестал делать зло, ожидая легчайшего наказания? Посему и уготовал Бог наказание и грозит им издали по несказанному человеколюбию и благости, чтобы мы, сдерживаемые страхом, не легко так набрасывались на грехи. Кроме того помышляй, что Бог не человеколюбив только, но и праведен, поелику имеет много и имен, и сил, как сказано нами 18 , и имеет всегда свободою направляемые силы и проводимые к действию. Посему благость и человеколюбие соединил с настоящею жизнию, многоразлично направляет нас к добру и отвращает от зла: дал закон в помощь, приставил ангелов хранителей, прежде того всеял в нас совесть — домашнего, так сказать, ценителя дел, посылал пророков, знамения и чудеса творил чрез них по временам, и наконец отдал за нас единородного Сына своего. Какое величие благости! Он, пришедши в мир сей, «на земли явился и с людьми жил» (Вар. 3:38), не ангельское какое естество восприняв, но «семя Авраамово» (Евр. 2:16), по апостолу, и это наше смешение ( φραμα ); и закаливши его огнем Божества, как кроплением железо 19 , сделал неприступным для пагубных врагов, и, возшедши на небеса, сел (на престоле) с Отцем «превыше всякого начальства и власти» (Ефес. 1:20—21, Мк. 16:19). Кто достойно оценит величие такового дара (Иоан. 4:10)? и для нас всех, ставши «Главою» нашею (Ефес. 1:22; Кол. 1:18), и соделавши верующих в него членами своими (1 Кор. 6:15), послал благодать и силу Духа Святаго, и чрез крещение даровал возрождение, и таким образом соделал сынами Божиими и сонаследниками царства Его (Рим. 8:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3642...

Знание о каком либо существе (предмете_ мира есть известная сумма наших представлений о его качествах, проявлениях: она считается тем полнейшею, чем в более близком бывает соответствии действительным качества его, с какими оно существует вне на; но желаемое уравновешение наших представлений о вещах самому существу их недостижимо нашему разуму. Если мы не в состоянии проникнуть в существо подлежащего нашему познаванию в видимом, доступном для на мире, не проникаем в сущность ограниченного и временного: то как можем постигнуть Существо Беспредельное, Вечное? Бога никто же виде нигдеже ( Иоан. 1:18 ), ниже видети может ( 1Тимоф. 6:16 .): никто не может познать Его так, как Он Сам в Себе есть; а может знать Его столько, сколько Он откроет о Себе. ( Иоан. 1:18. 6:45.46 . Матф. 11:27 ). Христианское Богословие, как наука, говоря об именах или свойствах Божиих, располагает их в известном порядке, так что христианин, читая этот отдел Богословия, легко может понимать смысл каждого имени, на что выше было указано (стран. 36–39). Но безуспешно будем искать подобного строя в исламском списке имен, первоначальное составление его сделано, должно предполагать, каким-то ученым из мусульман; но этот ученый собиратель имен не отличался логическою отчетливостью в своем деле: в нем надобно предположить только грамотея, выдававшегося книжною начитанностью и, без сомнения, знанием текста Корана, заучиванием которого всегда начинается исламская научность. Этот степень его учености усматривается из понимания им взаимного отношения имен в составленном им списке. Составляя список, собиратель имен не брал во внимание значения имен, так чтобы ставить рядом те имена, которые сближаются между собой содержащимся в них понятиями. Связь между именами только внешняя: одни из них поставлены рядом потому, что в таком порядке читаются в Коране (имена списка 1–13: Крн. 59:22–24); другие поставлены одно за другим потому, что имеют созвучие (сиджг), любимое арабами так, что для соблюдения его оставляют без внимания связь понятий, как излишнюю притязательность логики (имена списка 13–18. 32–35. 64–68); иные имена идут одни за другими потому, что соединяет их между собой этимологический их корень, или объединяет грамматическая форма (20–25. 88. 89). Некоторые имена поставлены рядом потому, что взята во внимание противоположность заключающихся в них понятий (73–76. 91–92), которая еще меньше, чем предыдущее, может доказывать научное образование в составителе списка: противоположности легко замечаются и простым смыслом. Если внимание собирателя имен, на звуковой их стороне, а не на содержании их, не на смысле, какой заключается в каждом из них: то в читателе такого списка, даже в мусульманине, звуковая сторона еще более должна брать верх над его вниманием к содержащемуся в тех звуках смыслу. Таким образом, имена Бога в списке исламском, лишенные логической связи, сплоченные только чернилами и пером, не могут уму читающего их передавать ясных, раздельных представлений о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

О Смысле Приточном. 1) В притчах Соломоновых, в Екклезиасте и в Песни Песней много притч: в первой книге увещевает Соломон юных, объясняя им силу и действие пороков и добродетелей; во второй книге научает возрастных о удалении от тленных вещей; в третей книге объясняет совершеннолетним в лице жениха и невесты, любовь Христову к верным, и должности верных ко Христу; притчи же Евангельские удобопонятные для людей всякого звания, состояния, возраста и лет. 2) Примечания на все Евангельские притчи объясним после, а здесь скажем о некоторых только Евангельских притчах. 1. О книжнике, научившемся царствию небесному, подобном человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая 16 . ( Матф. 13:52 ) 2. О сеятеле, егоже семена ова падоша при пути: и приидоша птицы и позобаша я; другие же падоша на каменных, зане не имеяху глубины земли, корения их изсхоша; другия же падоша в тернии, и взыде терние и подави их; другие же падоша на земли добрей и даяху плод: ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять. (Тамже ст. 3–8) 3. О человеке, сеявшем доброе семя на селе своём; прииде враг его и всея плевелы. (Тамже ст. 25) 4. О зерне горушичном, еже малейше убо есть от всех семен; егда же возрастет, бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на витвех его. (Тамже ст. 31) 5. О человеке, ищущем добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. ( Матф. 13:46 ) 6. О человеке царе, иже восхоти стязатися о словеси с рабы своими. ( Матф. 18:23 ) 7. О человеке имущем сто овец, и егда заблудит едина от них; не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблудшую? (Тамже ст. 12) 8. О человеке домовите, иже насади виноград и оплотом огради его. ( Матф. 21:33 ) 9. О человеке царе, иже сотвори браки сыну своему, и посла рабы своя звати на браки. ( Матф. 22:3 ) 10. О десяти девах, из них же пять мудры, и пять гродивы. ( Матф. 25:1 ) 11. О разданных талантах, овому два, овому един, комуждо против силы его. (Тамже ст. 15) 12. О двух должниках: един бе должен пятиюсот, другой же пятиюдесят динарий. ( Лук. 7:41 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

изображается так: у погребального вертепа Христова выросло сеннолиственное дерево. На ветвях его видны апостолы с развернутыми хартиями. На них смотрят многие люди. 4. Притча о закваске. Подобно есть царствие небесное квасу... (Матф. 13, 35) изображается так: Христос держит раскрытое Евангелие, в котором написано: шедше научите вся языки и проч. Пред Ним апостолы одних крестят, других учат; и их проповеди внимают многие люди. 5. Притча о сокровище. Подобно есть царствие небесное сокровищу... (Матф. 13, 44) изображается так: святой апостол Павел держит хартию со словами: глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную ( 1Кор. 2, 7 ). Пред ним стоят мужи и жены, а позади них разбросаны по земле драгоценные вещи, книги и деньги. Некоторые из них сокрушают идолов. 6. Притча о купце, ищущем добрых бисеров. Подобно есть царствие небесное человеку купцу и проч. (Матф. 13, 46). изображается так:пред Христом благословляющим, благоговейно стоят преподобный Иоасаф, царь индийский, в монашеском одеянии, и преподобный Варлаам, указывающий ему перстом на Христа и держащий хартию со словами: вот многоценный бисер! Позади них разбросаны по земле корона, царские одежды, серебро, золото и обломки идолов. В другом отделении этой картины стоят еллинские философы с хартиями. Над главою Христа написано: Иисус Христос – многоценный бисер. 7. Притча о неводе. Подобно есть царствие небесное неводу... (Матф, 13, 47–50) изображается так:разноплеменные люди окружены апостолами. По правую сторону их виден рай и в нем Петр со многими святыми, а по левую – ад и в нем множество людей, мучимых диаволами. 8. Притча о ста овцах. Аще будет некоему человеку сто овец... (Матф. 18, 12) изображается так:на небе видны девять ликов ангельских и среди них престол, никем не занятый. На земле изображается сошествие Господа во ад. (См. выше). 9. Притча о драхмах. Некая жена имущи десять драхм... (Луки 15, 8–9) изображается так:у распятия Христова, окруженного великим светом, люди – одни сокрушают идолов, другие крестятся, иные молятся, некоторые поклоняются кресту, над которым распростерто небо. А на небе среди девяти ангельских ликов, Христос сидит на престоле и одною рукой держит Адама, а другою – хартию со словами: радуйтеся со Мною, яко обретох драхму погибшую. 10. Притча о должнике тмы талант. Уподобися царствие небесное человеку царю... (Матф. 18, 24–25)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010