Гл. 7. Само Слово в книге Песнь Песней так исчислило, сказавши: шестьдесят цариц, и осмьдесят наложниц, и юнот, имже несть числа. Едина же, говорит, есть голубица Моя, совершенная Моя: едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (Песн. 6, 7–8).. И наконец показывает, каковою она найдена будет всеми, как честнейшая всех и всеми владычествующая и для Него единая избранная, чада которой суть наследники Царя, и истинныя чада, как чада обетования, а не чада рабынина (Гал. 4, 28–31),, и не дети наложницы, или других, без числа указываемых. Ибо если и Авраам имел детей от наложницы Хеттуры, то дети Хеттуры не оказываются сонаследниками Исааку, но получили только дары (Быт. 25, 6), как бы по завещанию, чтобы этот образ вел нас к высшему смыслу речи, дабы никто не отчаявался в призвании Христовом. Дары, которые Авраам дал Измаилу и сыновьям Хеттуры, были образом грядущих благ, получаемых при обращении душ к вере и истине. Агари, рабыне (Гал. 4, 22) и изгнанной Авраамом (Гал. 4, 30), которая есть образ нижняго Иерусалима, рабствующаго с чады своими (Гал. 4, 25), о котором сказано: я отверг матерь вашу (Ос. 2) и еще: я дал книгу распустную (Матф. 19, 7; Втор.24, 1–3) в руки ея, — этой–то рабыне, разумею Агарь, ради образнаго указания на надежду обращения, он дает мех воды, дабы показать силу бани пакибытия (Тит. 3, 5), данную в дар жизни неверным и для обращения всех народов к познанию истины. У сыновей же Хеттуры дарами были деньги, золото и серебро, одежда и все то, что Авраам тайно заключил в мешках их: ливан, смирна и золото, полученные им от царей Содомских и Гоморрских, когда Ходоллогомор, Варса и прочие цари взяли в плен Содомлян, Гоморрян и прочих, получили в добычу коней и множество пленных людей и расхитили имущество каждаго из них, множество денег и прочаго (Быт. гл. 14). Сам Авраам когда возвратился от поражения дарей, не дерзнул отвергнуть уже предназначенное Господу Богу, но дал это в дар, вместе с другими, и сыновьям своим от Хеттуры, как мы нашли о том сведения в преданиях Евреев ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Что же касается сказанного: не пощадит тебя око Мое и не помилую, то Он как милосердый врач, желающий вырезать гниющее мясо и прижечь рану, не щадит, чтобы пощадить, не милует, чтобы более помиловать: чтобы не оставалось гниющего [мяса] в теле и чтобы оно не повредило ближайших к нему [частей] мяса. Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет (Евр. 12:6). Этот смысл имеет и оное [изречение]: Аз поражу и Аз исцелю (Второз. 31:39). Ибо всякое врачевание имеет временную горечь, но затем плод боли проявляется в здоровьи. Нечто подобное и чрез Амоса говорит Бог: вас точию познах от всех племен на земли, сего ради отмщу вся грехи ваша (Амос. 3:2). Позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2:19). И пути ее, говорит, и весь ход жизни, и мерзости и пороки положу посреди тебя, чтобы поставить их пред глазами грешницы, наказываемой ради исцеления. И когда Господь сделает это, то испытывавшие мучения узнают, что Он — Господь. Это же самое выражает и оное свидетельство: „отмщу Иакову но путям его, воздам ему по начинаниям его“ (Осии 12, 2).    Ст. 5—6. Так говорит Господь Бог: одно огорчение [afflicmio], вот пришло огорчение, конец пришел, пришел конец. Он пробудился против тебя; вот пришел. Пришло сокращение (вульг. сокрушение) на тебя, житель земли.    Этого у Семидесяти нет, но в издании их это прибавлено под астерисками из перевода Феодотиона. Но мы будем следовать еврейскому [тексту]. Вместо огорчения, как мы ради ясности поставили но Симмаху, переведшему κακσις, в еврейском И греческом пишется κακα или πονηρα, то есть зло. Говорится же о том, что настало последнее время для грешников земли Израилевой, так что она не избежит определения Божия, давно ею заслуженного. А так как она еще не наполнила [меры] грехов своих, то наказание отсрочивалось, согласно с написанным: не бо исполнишася грехи аморреов (Быт. 15:16). Поэтому и Господь иудеям говорит: и вы наполняете меру отец ваших (Матф. 25:32). Итак пришла тебе беда, пришло огорчение и пришел плен. И не думай, что Я опять угрожаю будущим: Я показываю и даю знать пальцем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Но не хуже ли все это, по сравнению с тем, что было тогда?    Ведь тогда человечество было языческим: оно не ведало Христа Спасителя и Его возвышенного учения, было погружено в глубокую религиозную и нравственную тьму. А теперь? — Теперь все это происходит с человечеством христианским., или, по крайней мере, с человечеством, слышавшим евангельскую проповедь, узнавшим Христа, знакомым с Его Божественными учением. Какого же невероятного напряжения должна была достигнуть сила зла, дабы такое человечество оторвать от Христа и ввергнуть в такую ужасающую бездну не только безверия, но и отчаянного, подлинно сатанинского богоборчества и страшного нравственного растления? Не к современному ли человечеству надлежит отнести грозные предостерегающая слова послания св. Апостола Павла к Евреям: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь... и производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение»  (Евр. 6:7—8).    Но теперь уже не придет Христос спасти нас. Он пришел для этого лишь однажды и раз навсегда указал нам вечные и неизменные пути ко спасению. Кто не желает им следовать, тот пусть сам и пеняет на себя за свою погибель. Никакого счастливого тысячелетнего царства на земле, о котором ложно учат сектанты, не будет. Такое учение противно Слову Божию и решительно отвергнуто Церковью.    Теперь придет Христос вторично уже не спасать мip, но судить мipy всему — «судити живым и мертвым».    Первый раз приходил Он в уничижении, давая нам пример смирения, а теперь придет Он «во Славе Своей и вси святии Ангели с Ним»  (Матф. 25:31). Это будет уже не благостное снисхождение Божие к несчастным отчаявшимся людям, но Страшный Суд над беззаконными гордецами, ведающими Бога и безумно, заносчиво отметающими святые заветы Его. И если первые христиане, празднуя Первое Пришествие Христово в мip, всегда возносились мыслию к славному и страшному Второму Его Пришествию, напряженно ожидая его, то тем более естественно и даже необходимо помышлять о нем нам, современным христианам, каждодневно наблюдающим признаки приближения его, указанные в Евангелии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

1:28, Матф. 8:28 – 32). 20 Правилен ли взгляд в нашем светском обществе на заповеди Закона Божия, изложенные в 37 – 40 стихах XXII главы Евангелия от Матфея? В означенных стихах XXII главы Евангелия от Матфея содержатся краткие заповеди о любви к Богу и ближнему. Из контекста речи видно, что заповеди эти сказаны Иисусом Христом в ответ на вопрос одного законоучителя еврейского, пожелавшего узнать, какую заповедь закона (очевидно Моисеева) считает Он самою главною, и, следовательно, составляют выдержку из этого закона, известную каждому еврею. Доказательством правильности такого взгляда на эти заповеди служат параллельные места из других евангелистов, каковы: Марк. XII:28 – 31 и Лук. X:25 – 28 и в особенности из ветхозаветных книг: Лев. XIX:18 и Второз. VI:4 – 5. Между тем за последнее время в нашем светском обществе стал распространяться особый, несогласный с вышеизложенным, взгляд на это место XXII главы евангелия от Матфея. Появились в этом обществе лица, которые считают заповеди изложенные в указанных стихах собственными словами Спасителя, составляющими отличительную черту Его учения и, как им кажется, исключительную принадлежность нового завета. Вот что пишут и говорят эти мыслители: „Пять тысяч лет назад даны были людям правила личной нравственности, личного поведения: не сотвори себе кумира, не произноси имя Божие напрасно, чти отца твоего, не убивай, не кради, не завидуй, не лжесвидетельствуй и пр... Но вот, не на отмену прежнего закона, а на утверждение его, является новая мораль, исчерпывающаяся всего двумя положениями: люби всем сердцем Бога и люби, как самого себя, своего ближнего. Кончено! Процесс обобщения завершен. Дальше идти не куда, подняться выше нельзя. Весь нравственный закон нашел тут свою формулу и все пророки, действительно, выражали не более как отдельные частности этого обобщения“. (М. Протопопов. Си. Русск. Мысль янв. 1893 г. статью «Умная книга“, стр. 101). „Мы христиане, а не евреи, – твердит целых три года один военный писатель, – и поэтому для нас обязательно знать Христовы заповеди, а не еврейские.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Дела милости бывают материальные (телесные) и духовные. Дела милости материальные (телесные): 1. Голодного накормить. 2. Жаждущего напоить. 3. Нагого, или имеющего недостаток в одежде, - одеть. 4. Находящегося в темнице - посетить. 5. Больного посетить и помочь его выздоровление или христианскому приготовление к смерти. 6. Странника принять в дом и дать ему отдых. 7. Погребать умерших бедняков. Дела милости духовные: 1. Словом и примером " обратить грешника с ложного пути " (Иак. 5, 20). 2. Не ведущего (не знающего) научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении и опасности. 4. Утешить печального. 5. Не воздавать злом за зло. 6. От всего сердца прощать обиды. 7. Молиться за всех Богу. Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы; т. е. на будущем суде Христовом к ним будет явлена особая милость праведного Судии: они будут избавлены от вечного осуждения за свои грехи, подобно тому, как они оказывали милосердие другим на земле (см. Еванг. от Матф. 25, 31-46). О шестой заповеди блаженства 6. Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят. 6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чистые сердцем, это - те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в сердце своем. Сердце таких людей свободно от привязанностей и пристрастий к тленным земным вещам, и вообще свободно от греховных страстей, порождаемых самостью, т. е. самолюбием и гордостью. Люди чистые сердцем всегда, непрестанно помышляют о Боге. Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и всячески оберегаться от объедения, пьянства, неприличных зрелищ и увеселений, от чтения непристойных, нескромных книг. Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности и откровенности человека в отношении к ближним, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний и постоянного памятования о Боге и Его святом законе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Но не будем слушать демонов, как чуждых нам; не станем слушаться их, хотя бы они возбуждали нас на молитву, хотя бы говорили о постах; а будем внимательнее смотреть на цель нашего подвижничества, — и не будем обольщены ими, делающими все с лукавством. — Бояться же их не должно, хотя бы казались они наступающими на нас, хотя бы угрожали смертию; потому что они немощны, и ничего более сделать не могут, как только угрожать. 12. Все попечение надобно прилагать более о душе, а не о теле, и телу уступать по необходимости малое время, все же остальное посвящать наипаче душе и искать ея пользы, чтоб не увлекалась она телесными сластьми, но паче себе порабощала тело. Сие–то и значит сказанное Спасителем: Не пецытеся душею вашею, что ясте, ни телом, во что облечетеся (Матф. 6, 25). — И вы не ищите, что ясте, или что пиете: и не возноситеся. Всех бо сих языцы мира сего ищут: ваш же Отец весть, яко требуете сих. Обаче ищите прежде всего царствия Его и сия вся приложатся вам (Лук. 12, 29—31). 13. Веруй в Господа и люби Его; храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий, и как написано в притчах — не прельщайся насыщением чрева (Притч. 24, 15); бегай тщеславия, молись непрестанно, пой псалмы пред сном и после сна; изучай заповеди, данныя тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтоб памятующая заповеди душа твоя ревность святых имела для себя образцем. Особенно старайся исполнять Апостольское наставление: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), — и думай, что это сказано вообще относительно ко всякой заповеди, чтоб не заходило солнце не только во гневе, но и в другом грехе нашем. Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас, ни солнце за дневный проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление. 14. Чтоб соблюсти себя от этого, — хорошо выслушать и сохранять Апостольское слово: себе искушайте (2 Кор. 13, 5). Поэтому, пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить; если не согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадению, — и ближняго не осуждая, и себя не почитая праведным, дондеже приидет Господь (1 Кор. 4, 5), испытующий тайное. — Не редко и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя не ведаем сего мы; но Господь видит все. — Посему суд предоставя Господу, будем сострадательны друг к другу, станем носить тяготы друг друга (Гал. 6, 2), и истязывать самих себя, и в чем мы недостаточны, постараемся то восполнять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

24:42). Для жаждущего же делается чашею, полною вина и млека, а не губкою, омоченною в желчь и оцет, какую иудеи в знак благожелания на трости подают Благодетелю. И, конечно, не неизвестен нам загадочный смысл сказанного, а именно, как приносящим смирну древом был Павел, по вся дни умирающий (1 Кор. 15:31), сам себе произносящий «осуждение смерти» (2 Кор. 1:9), благоухающий чистотою и бесстрастием и делающийся «вонею животною» для «спасаемых» (2 Кор. 2:16), как одушевленные насаждения вертограда приносят хлеб Владыке вертограда, о чем свидетельствует Седящий на престоле: «взалкахся, и дасте Ми ясти» (Матф. 25:35), потому что благотворительность есть хлеб веселия, услаждаемый медом заповеди, как еще те плодоносные насаждения вертограда, которым говорит Он: «возжадахся, и напоисте Мя», изливают Жениху вино, срастворив его с молоком, а не с водою, по обычаю корчемников. Но молоко есть первая пища естества человеческого — и чистая, и простая, в подлинном смысле младенческая и не хитрая, очищенная от всякой лукавой вины.    Сказав это невесте, Слово предлагает ближним евангельские таинства, говоря: «ядите, ближнии» Мои, «и пийте, и упийтеся, братия» Мои; ибо для знающего таинственные изречения Евангелия не окажется никакого различия между сказанным здесь и тайноводством учеников, какое совершено там, потому что Слово и здесь и там одинаково говорит; «ядите» и «пийте». Но в этом совете приходить в упоение, какой здесь дает Слово братиям, как может показаться многим, заключается нечто большее против Евангелия. Впрочем, если кто исследует в точности, то и сие окажется согласным с евангельскими предписаниями. Ибо, что здесь повелевалось друзьям на словах, то там совершило Слово на самом деле, потому что всякое упоение производит обыкновенно исступление ума, преобладаемого вином. Посему, в чем здесь подается совет, то и тогда производилось Божественною оною снедию и Божественным питием, и всегда производится, так как вместе с снедию и питием приемлется внутрь преложение от худшего к лучшему и исступление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

А теперь, въ свою очередь, Я могу считать Себя несчастнейшей оттого, что хороню Сына Моего. Тогда въ Тебя Я избежала болезней, а ныне въ Твоемъ Меня объяли болезни. Тогда по–младенчески Ты часто бывало засыпалъ на Моей груди, а ныне, какъ покоишься сномъ на той же груди. Я ублажаю Симеона, Тебя въ храме изъ Моихъ рукъ въ свои (Лук. 2, 25–28 и сл.). И въ то время, какъ пророки пророчествовали о вещахъ приносящихъ радость и говорящихъ о Моей славе, онъ единственный предсказалъ Мне сумрачныя вещи, связанныя съ печалью (Лук. 2, 34–35). О, какъ Ты подвергъ Себя Ты, Который Своимъ отверзалъ очи слепыхъ (Марк. 8, 23; 9, 1–7)? Какъ Ты стерпелъ Ты, Который бичемъ ударялъ торгашей священныхъ предметовъ и изгналъ ихъ изъ пределовъ храма 2, 14–16)? Какъ Ты подъялъ поносную смерть, о, безгрешный Сыне? Твои руки и Твои Ноги были пронзены, но гвозди Я чувствовала простирающими боль въ самую Мою душу. Ты былъ пронзенъ въ ребра 19, 34), но и Мое сердце было тогда пронзено вместе съ Тобою; вместе съ Твоимъ отдаю Себя гробу. О, что Мне жизнь, когда Тебя нетъ со Мною, о, Творецъ Мой и Сынъ! Но где сонмъ учениковъ, чтобы вместе со Мною, скорбящей, восплакать? Пораженъ былъ Пастырь и овцы разсеялись (Матф. 26, 31). Голова спитъ, и руки и ноги пребываютъ безъ деятельности! И склоняютъ головы, но это происходитъ тогда, когда сначала уйдетъ духъ человека; Ты же, наоборотъ, сначала склонилъ голову, затемъ велевъ смерти придти, предалъ Твой духъ 19, 30). И колени Твои не были перебиты, потому что и въ древности у приносимаго въ жертву агнца никакая кость не была переломлена 19, 36; Исх. 12, 46). Покланяясь Страстямъ Твоимъ, Я съ лобызаю Твое Тело. Я принимаю воду, истекшую изъ Твоего пронзеннаго ребра 19, 34), которой означается для меня баня (Тит. 3, 5). Я принимаю также и кровь Твою, истекшую вместе съ нею, въ силу которой и въ силу тайны, изображается которая своимъ освятила Благоразумнаго Разбойника и самого крестившагося темъ которое приключилось Тебе (Марк. 10, 38). О, горькое оное отъ древа добра и зла) (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

наиболее. упражняясь умом. постоянным. замедлив. близость. постоянное отношение. близость. духовный восторг. Пс. 104, 4 . Иезек. 33, 11. Исаии 65, 1. Мал. 3, 7 . Иезек. 33. 14 – 18. Иер. 37, 2, 3 . Прит. 28, 13 . Ис. 1. 19 . Ис. 55, 3 . надеяться. росли. безразсудно. содержимы. отрекшимся. во всем. приветствием. приносящих в дар. уничижи. греховных. презри. кто гонится за честию, от того она убегает. последует. примешь укоризну. слов; «или богати суть или нищи» нет в Греч. книге. увечных. в Греч. кн. 56. склонной к принятию. отвратительно, ненавистно. помрачение. удаляться. безпопечительно. Ис. 58, 2. 3 . воздержания и поста. не различающий. доказательство. посторонним. вред. крепость. оправдания. тишиною непоколебимою. благих и мужественных деяний. думаешь. озарение. в Греческой книге: χαρ, радость, веселие. Мат. 25, 31. 33. Мат. 13, 43. Мат. 8, 11. Евр. 5, 14 . в подобии. Луки 4, 23 . Мат. 15, 44. приражения всяких помыслов, через чувства. изгонит ум из твердыни хранения. т. е, с помыслом тщеславия. т. е. помысл тщеславия. блудных. недопускать. власть. т. е. памятию добродетелей. к труду побуждают. пока не приимет. которая удаляет. духом. помыслов. благих или злых. движению. помыслов. во глубине сердца. птенец. прыгающий. слов: «не смутенъ» и «сопротивныхъ» нет в Греч. книге. слов: «не смутенъ» и «сопротивныхъ» нет в Греч. книге. потому, что не ощутил еще. в Греч. кн. «по малом времени», но перевод Св. Паисия очевидно правильнее. Пс. 33, 16 . Пс. 17. 29 . бывающий при всех. выкидыша. усовершают. постоянном. т. е. уготовившиеся. и не обратившиеся в бегство. трудность. Прит. 22, 14 . Прит. 22, 14 . Числ 13, 34 . πραγματειας, деятельность. т. е. труда. Еккл. 11, 4 . определеннаго (кончины). Пс. 89, 4 . тягостно. Матф. 8, 13 . службы своей. терпеливо. правило молитвы. довольствуется. правило молитвы. правило молитвы. приходя в восторг от величия смысла. недеятелен. некоторой привычки. и не обратился назад. В Греч. кн. 9. с понуждением. в отдельности. не безполезно. часто, многократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

I, 284—302. 22 «Свет Невечерний», стр. 223. Москва, 1917, книгоизд. «Путь». 23 «Философия хозяйства», Москва, 1912, с. 146, книгоизд. «Путь». 24 Там же, 149—150. 25 Там же, 150. 26 «Свет Невечерний», 212. 27 «Философия хозяйства», 122. 28 Ср. его «Философию хозяйства», стр. 146, где как раз учение о «нарушении изначального единства Софии» прямо опирается на обширную цитату из Шеллинга. 29 «Свет Невечерний», 215. 30 Такие посредствующие существа, чуждые божественной полноте и потому не могущие заполнить пропасть между нею и тварью, характерны для учений гностических, не победивших в себе дуализма. 31 Ср. о. Павел Флоренский, «Столп утверждение Истины», стр. 384—385,388—396. 32 Обманчивый, как луна. 33 Не даром в Евангелии самые приступы беснования приурочены к новолуниям (Матф., XVII, 15). 34 См. мои «Метафизические предположения познания», с. 324—325. 35 «История и будущность теократии» (П. С. I изд.), 304. 36 См., напр., известный рассказ Мотовилова о беседе его с преподобным Серафимом. 37 См. выше, стр. 267. 38 Выражение высокопреосвящ. Антония, митрополита Харьковского: «Догмат искупления» (Сергиев посад, 1917, с. 41). 39 Ibid. 40 В частности, выводят за пределы научного опыта все те космографические теории, которые решаются утверждать (или отрицать) бесконечное продолжение вселенной или бесконечное действие во времени известных нам из опыта законов природы. 41 Это — как раз то понимание временной жизни, которое выражается в известной евангельской притче, где суд Божий удерживает руку жнецов до полного созревания посева. 42 По–видимому, третьим исключением является Богоматерь, величаемая нашим церковным богослужением как Всенепорочная — притом по тем же основаниям, как и Христос: ибо в лице Христа она зачинает новый человеческий род. 43 «Столп и утверждение истины». Москва, 1914 (Книгоизд. «Путь»), стр. 65. 44 Там же, 489,. 45 Там же, 67. 46 «Смысл этого пари, всегда себе равный, — несомненен: стоит верное ничто обменить на неверную бесконечность, тем более, что в последней меняющий может снова получить свое ничто, но уже как нечто: однако если для отвлеченной мысли выгодность такого обмена ясна сразу, то перевесть эту мысль в область конкретной душевной жизни удается не сразу» и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010