20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

11,5), – 12, 17–21, – 21, 4–5, – 26, 24 56 ср. Марк. 1, 14 сл. 34, – 3, 1–6, – 11, 1–11 и др., не говоря уже об опущенных у Марка 1–2 главах Матфея. б) Внешним образом это отличие евангелий сказывается тем, что цитат из Ветхого Завета в евангелии Марка вообще немного. Одни из них приводятся в речах Господа или только применительно, т.е. для выражения мысли словами Писания, как напр. 7, 6–7 и 11, 17, – или же доказательственно, т.е. для утверждения на Писании известной вероучительной истины, как напр. 12, 26, 36 (ср. сходств. место у Матфея). Характер сближений Евангелия с Ветхим Заветом в отношении собственно мессианского идеала имеют весьма немногие места. Из них в 1, 2–3 (ср. Матф. 3, 3 и 11, 10) точно приведенный от лица самого евангелиста цитат имеет значение сравнения или соответствия ( καθς γγραπται – как написано) в исполнении евангелием ветхозаветного пророчества; – 14, 27 тоже точно приведенный цитат, но в речи Господа (как у Матф. 26. 31 ) представляет доказательство ( τι γγραπται вм. Матф. γρ) долженствуемости события евангельского посредством указания на то, что оно было предсказано Богом чрез пророка; – в 9, 13 и 14, 21 (ср. Матф. 26, 24 ) даны только уже общие указания на Писание, притом в речах Господа и в соответственно-сравнительной формуле: καθς γγραπται (ср. Матф. 26, 24 ). В 9, 12 и 14, 49 в речах Господа приведены общие указания на исполнение писаний в формуле: να αληρωθσιν α γραπται (14, 49 ср. Матф. 26, 54 ), – и неопределенно: πς γγραπται? – να πολλα πθη 11 . У евангелиста же Матфея обычная формула: να или πως πληρωθη τ ρηθν – дабы исполнилось реченное (1, 22, – 2, 15, 29, – 4, 14, – 8, 17, – 12, 17, – 13, 35, – 21, 4, – 26, 56 ср. 5, 17, – 26, 54, – 27, 35 др.) указует на глубокую внутренне-прагматическую связь Евангелия с Ветхим Заветом в единстве их цели или нравственно-мессианского идеала Правды Божией, осуществленной Еммануилом – Спасителем 12 . в) В евангелии Марка нет трех искусительных предложений диавола, в коих, как увидим, предначертывается нравственно-мессианский идеал, осуществленный Христом в Его тройственном служении человечеству как Пророка, Царя и Первосвященника, который (идеал) Евангелист кладет в основу своего повествования и по которому у него общественное служение Господа заметно располагается в трех частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Примечания Иоанн. XII, 26. Иоанн. X, 3. 4. Тит. III, 5. Иоанн. X, 9. Иоанн. XII, 26. Иоанн. I, 1. Иоанн. X, 38. Иоанн. IV, 15. Апок. III, 21. Марк. VIII, 34, 35. Лук. XIV, 26, 27. Иоанн VI, 60. Иоанн VI, 63. Рим. VIII, 6. I Кор. I, 18. Матф. VI, 24. Матф. VI, 24. Исаии I, 19, 20. Рим. VIII, 6, 7. Лук. XVI, 1-31. Матф. XIX, 16-30. Лук. XI, 41. Иоанн. V, 44. Матф. X, 16. См. житие великомученицы Варвары. Четьи Минеи, декабря в 4-й день. Матф. X, 34-35. Лествица. Псал. CX, 54.. Псал. XXXIII, 13. Лук. XVI, 9. Псал. CXVIII, 105. Иоанн. X, 5. Иоанн. X, 4. 1 Петр. II, 21. Евр. I, 3. Матф. XXV, 31.  О покаянии Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо царство небесное Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия. Когда грех наиболее усилился в мире, — нисшел всесильный Врач в мир. Он нисшел в страну изгнания, в страну томлений и страданий наших, предшествующих вечному мучению в аде, благовествует избавление, отраду, исцеление всем человекам, без всякого изъятия. Покайтеся! Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, — и врачевство, подаваемое Им, всемогуще. Тогда — во время проповеди Своей на земле — Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга. О, странники земные! о, вы все, стремящиеся или влекущиеся по широкому пути, при неумолкающем шуме земных попечений, развлечений и увеселений, по цветам, перемешанным с колючим тернием, спешащие по этому пути к концу, всем известному и всеми забываемому —к мрачному гробу, к еще более мрачной и страшной вечности, остановитесь! Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Прислушайтесь к тому, что возвещает вам Спаситель, обратите должное внимание на слова Его! Покайтеся и веруйте во Евангелие, говорит Он вам, покайтеся: приближися бо царствие небесное. Крайне нужно вам, земные странники, обратить полное внимание на это существенно полезное, спасительное увещание: иначе вы достигните гроба, достигнете прага и врат вечности, не стяжав никакого правильного понятия ни о вечности, ни об обязанностях вступающего в нее, приготовив себе в ней одни справедливые казни за ваши грехи. Тягчайший из грехов — невнимание к словам Спасителя, пренебрежение Спасителем. Покайтеся!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Матф. XXVII, 11; Марк. XV, 2; Лук. XXIII, 3; Иоан. XVIII, 33. Иоанн. XVIII, 38; Матф. XXVII, 24; Лук. XXIII, 14. Есть, впрочем, основание думать, что Он присутствовал при обвинении; двое первых евангелистов свидетельствуют, что или тогда, или позже Его молчание возбудило удивление правителя, который сказал: " Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя " (Матф. XVII, 13; Марк. XV, 4). Иоанн. XVIII, 33. Иоанн. XVIII, 34. Иоанн. XVIII, 35. Иоанн. XVIII, 36. Лук. XX, 22-25. Иоанн. XVIII, 36. В изречении " царство Мое не от мира сего " для обозначения " мира " употреблено слово (мир), а не (век). Иоанн, XVIII, 36. Иоанн. XVIII, 37. Там же. Там же. Там же. Иоанн. XVIII, 38. Апокрифические " Деяния Пилата " , сообщив этот разговор с замечательной точностью, прибавляют к нему несколько выражений, которые, на самом деле упрощая предыдущие изречения, указывают то частное значение слов Иисуса, в каком они могли представиться уму правителя. " Пилат сказал Ему: что есть истина? Иисус сказал: истина - с неба. Пилат сказал: поэтому на земле нет истины? Иисус сказал Пилату: веруй, что истина существует на земле у тех, которые, когда имеют власть суда, управляются истиною и судят праведно " . Матф. XXVII, 24; Марк. XV, 9, 10; Лук. XXIII, 14; Иоан. XVIII, 38. Деян. XXV, 10. Матф. XVII, 19. Здесь возникает любопытный исторический вопрос о том, дозволено ли было женам правителей в это время сопровождать их мужей в провинции, и этот вопрос решен критикою в пользу присутствия в Иерусалиме Клавдии Прокулы. Лук. XXIII, 22. Матф. XXVII, 24. Иоанн. XIX, 5. Иоанн. XIX, 7. Иоанн. XVIII, 37. Иоанн. XIX, 9. Иоанн. XIX, 8. Иоанн. XIX, 10. Иоанн. XIX, 11. Некоторые писатели, доказывавшие, что Пилат один имел право суда в этом случае и что судопроизводство синедриона было злоупотреблением, ссылались на этот текст, так как он содержит в своей первой половине признание за римским судилищем исключительного права и в последней - обвинение Каиафы в незаконности образа его действий, равно как и в предательстве. Это мнение, ни на чем не основанное, при данных обстоятельствах кажется нелепым.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

изображается так: у погребального вертепа Христова выросло сеннолиственное дерево. На ветвях его видны апостолы с развернутыми хартиями. На них смотрят многие люди. 4. Притча о закваске. Подобно есть царствие небесное квасу... (Матф. 13, 35) изображается так: Христос держит раскрытое Евангелие, в котором написано: шедше научите вся языки и проч. Пред Ним апостолы одних крестят, других учат; и их проповеди внимают многие люди. 5. Притча о сокровище. Подобно есть царствие небесное сокровищу... (Матф. 13, 44) изображается так: святой апостол Павел держит хартию со словами: глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную ( 1Кор. 2, 7 ). Пред ним стоят мужи и жены, а позади них разбросаны по земле драгоценные вещи, книги и деньги. Некоторые из них сокрушают идолов. 6. Притча о купце, ищущем добрых бисеров. Подобно есть царствие небесное человеку купцу и проч. (Матф. 13, 46). изображается так:пред Христом благословляющим, благоговейно стоят преподобный Иоасаф, царь индийский, в монашеском одеянии, и преподобный Варлаам, указывающий ему перстом на Христа и держащий хартию со словами: вот многоценный бисер! Позади них разбросаны по земле корона, царские одежды, серебро, золото и обломки идолов. В другом отделении этой картины стоят еллинские философы с хартиями. Над главою Христа написано: Иисус Христос – многоценный бисер. 7. Притча о неводе. Подобно есть царствие небесное неводу... (Матф, 13, 47–50) изображается так:разноплеменные люди окружены апостолами. По правую сторону их виден рай и в нем Петр со многими святыми, а по левую – ад и в нем множество людей, мучимых диаволами. 8. Притча о ста овцах. Аще будет некоему человеку сто овец... (Матф. 18, 12) изображается так:на небе видны девять ликов ангельских и среди них престол, никем не занятый. На земле изображается сошествие Господа во ад. (См. выше). 9. Притча о драхмах. Некая жена имущи десять драхм... (Луки 15, 8–9) изображается так:у распятия Христова, окруженного великим светом, люди – одни сокрушают идолов, другие крестятся, иные молятся, некоторые поклоняются кресту, над которым распростерто небо. А на небе среди девяти ангельских ликов, Христос сидит на престоле и одною рукой держит Адама, а другою – хартию со словами: радуйтеся со Мною, яко обретох драхму погибшую. 10. Притча о должнике тмы талант. Уподобися царствие небесное человеку царю... (Матф. 18, 24–25)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

    Стихира в неделю Мясопустную.    Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мipa, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста.    В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35—59; 17, 22—37 и 21, 8—36 и Иоан. 14:3), в Апостольских Посланиях (см. 2 Петр. 3:1—18; 1 Иоан. 18—22:28; 4, 1—3; Иуд. 1:14—15; 1 Кор. 1:7—8; 3, 13—15; 15, 20—58; 2 Кор. 4:14; 5, 1—10; Колос. 3:4; 1 Солун. 4, 13—18; 5, 1—11; 2 Солун. 1, 5—10; 2, 1—15; Тит. 2:11—14; Евр. 10:30—37; 12, 26—29; 13, 14) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого великого и страшного дня Господня и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, — по образному выражение Слова Божия, «яко тать в нощи»  (Матф. 24:43; Лук. 12:39; 2 Петр. 3:10 и 1 Солун. 5, 2—4)..    Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш — Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно: «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»  (Матф. 24:42), «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»  (Матф. 24:44). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия (Матф. 24:36), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил:«егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  (Матф. 24:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

ни наставника,... един бо есть Отец ваш»... и наставник Христос ( Матф.23:8–9 ). Итак ты обязан духовным отцам ( Евр.15:13 ; Евр.7:24 ) всякою любовию и честию, так как почтение к ним относится ко Христу и Всесвятому Духу, в Котором ты восприял сыноположение, и к пренебесному Отцу, от «Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется» ( Ефес.3:15 ). Потщись же во всю жизнь иметь духовного отца, открывай ему все согрешение и всякий помысл и принимай от него исцеление и прощение. Ибо отцам духовным дана власть вязать и разрешать души, и все, «что свяжут они на земле, будет связано и на небе, а что разрешат они на земле, будет разрешено на небесах» ( Иоан.20:23 ; Матф.16:19,18:18 ; Иак.5:16 ). Такую благодать и власть они прияли от Христа. Посему безпрекословно покоряйся им, чтобы не сделаться тебе виновным в погибели собственной души. Ибо если прекословящий родителям по плоти в тех предметах, которые не возбранены законом Божиим, повинен смерти по закону ( Исх.21:16 ; Матф.15:4 ), то прекословящий духовным отцам не отгоняет ли от себя, тем более, Духа Божия и не губит ли собственной души? Посему следуй внушениям твоих отцев духовных и будь покорен им, чтобы спасти свою душу и соделаться наследником вечных и неистленных благ. VI. Не любодействуй 2 , дабы из члена Христова не соделаться тебе членом блудницы, не совлечься божественного тела, не лишиться Божие наследие и не быть вверженным в геенну. Ибо если дочь жреца, взятая в любодеянии, сожигалась по закону, как обесчестившая отца ( Лев.21:9 ), тем более повинен вечному наказанию осквернивший тело Христово такою нечистотою. Если же можешь, будь ревнителем девства: чрез него ты всецело соделаешься Божиим, соединишься с Ним совершенною любовию, непрестанно ходя пред Ним и неразвлеченно заботясь всегда о Господнем, и, желая получить будущую жизнь ( 1Кор.7:25,32–35 ; Матф.19:12 ; Ис.56:3 ), живи на земле подобно ангелу Божию ( Матф.22:29 ; Лук.20:36 ). Ибо им свойственно девство, и ревнитель девства, насколько это возможно, уподобляется им; преимущественно же и прежде всего (он уподобляется) прежде всех веков девственно родившему Отцу, девственному и от девственного Отца в начале происшедшему чрез рождение, а в последние веки Родившемуся плотию от Девы Матери 3 , и несказанно происшедшему от одного Отца, не чрез рождение, но чрез исхождение, Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

26:31 и 35);    б) что, по вознесению Его на них низойдет Дух Святой (Иоан. 14:26; 15, 26; 16, 7 и след.), и это случится в Иерусалиме (Деян. 1:4 и 8);    в) что они, как и все верующие в Него, совершат великие чудеса (Марк. 16:17 и 18; Иоан. 14:12);    г) что они подвергнутся за Него гонениям, мучениям и самой смерти (Матф. 10:17; 24, 9; Лук. 21:12; Иоан. 15:20; 16, 2).    III. Касательно своего учения и Церкви Спаситель предсказал -    а) что Евангелие распространится по всей земле, не только между Иудеями, но и язычниками (Матф. 8:11-12; 24, 14; Марк. 13:10; Лук. 24:47; Иоан. 10:16; 12, 32; Деян. 1:8);    б) что Его Церкви врата адова не одолеют, и она не только утвердится на земле, но и будет существовать до конца мира (Матф. 16:18; 28, 20), и    в) что святейшее таинство Евхаристии будет совершаться на земле, точно также, до Его второго славного пришествия (Лук. 22:16; сн. 1 Кор. 11:24 дал.). И когда предсказал? Тогда, когда, по всем соображениям человеческим, надлежало ожидать совершенно противного. Спаситель был окружён со всех сторон врагами, и притом такими, в руках которых находилась почти вся общественная власть; Его самого ожидала крестная смерть: это Он предвидел; Его учение прямо было противно мудрости и нравам современников Его: это Он даже испытал (Иоан. 6:66; Матф. 19:22); для распространения этого учения у Него было только двенадцать учеников, и всё людей некнижных; самих этих учеников, по Его же предсказанию, ожидали всеобщая ненависть, преследования и мученическая смерть... Как же возможно было, несмотря на всё это, утверждать с решительностью, что Евангелие распространится во всём мире, и что последователи Евангелия составят собой такое общество, которое пребудет непоколебимым до конца века? Мог это утверждать, но только один Бог, всеведущий и всемогущий.    IV. в пророчестве касательно судьбы Иерусалима и Иудеев И. Христос предсказал разные обстоятельства, предшествовавшие разрушению Святого града, а с ним и всего Иудейского царства, обстоятельства, сопутствовавшие этому страшному событию, и обстоятельства, за тем последовавшие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Всем сомневающимся в том, что будет Второе Пришествие Христово. «... Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит». (... Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит).  К Евреям гл. 10 ст. 37. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися, доколе унынием слезиши; что не помышляеши о страшном часе Смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?...»  Стихира в неделю Мясопустную. Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста. В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35–59; 17, 22–37 и 21, 8–36 и Иоан. 14, 3 ), в Апостольских Посланиях (см. 2Петр. 3, 1–18 ; 1Иоан. 18–22, 28; 4, 1–3 ; Иуд. 1, 14–15 ; 1Кор. 1, 7–8; 3, 13–15; 15, 20–58 ; 2Кор. 4, 14; 5, 1–10 ; Колос. 3, 4 ; 1Солун. 4, 13–18; 5, 1–11 ; 2Солун. 1, 5–10; 2, 1–15 ; Тит. 2, 11–14 ; Евр. 10, 30–37; 12, 26–29; 13, 14 ) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого  великого и страшного дня Господня  и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, – по образному выражение Слова Божия,  «яко тать в нощи»   ( Матф. 24, 43 ; Лук. 12, 39 ; 2Петр. 3, 10 и 1Солун. 5, 2–4 ).. Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш – Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно:  «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»   ( Матф. 24, 42 ),  «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»   ( Матф. 24, 44 ). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия ( Матф. 24, 36 ), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил: «егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  ( Матф. 24, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1:8). Все эти и подобные им наименования – говорит св. Григорий – ясно приписываются Сыну и усвоены Ему, а равно и Отцу, и Духу Святому, не впоследствии, когда-либо, потому что Бог не может быть совершенным в смысле постепенного развития 689 . После этого Богослов перечисляет выражения, выставляемые еретиками в противоположность указанным им выражениям. Это – именно выражения: »Бог мой и Бог ваш ( Иоан. 20:17 ), болий ( Иоан. 14:28 ), созда ( Притч. 8:22 ), сотворил есть ( Деян. 2:36 ) святи ( Иоан. 10:36 ), также: раб ( Ис. 49:3 ), послушлив ( Филип. 3:7 ), даде ( Иоан. 5:22; 10:29 ), навыче ( Евр. 5:8 ), заповеда ( Иоан. 14:31 ), посла ( Иоан. 10:36; 17:3 ), не может о Себе творити ничесоже ( Иоан. 5:30 ), или говорит ( Иоан. 12:49 ), или судит ( Иоан. 12:47 ), или даровать ( Матф. 20:23 ), или хотеть ( Матф. 26:39 ). Сюда же относятся и те выражения, в которых приписывается Сыну неведение ( Марк. 13:32 ), покорность ( 1Кор. 15:28 ), молитва ( Лук. 6:12 ), вопрошение ( Иоан. 11:34 ), преспеяние ( Лук. 2:52 ), совершение ( Евр. 5:9 ), и еще более унизительные выражения, например, спит ( Матф. 8:24 ), алчет ( Матф. 4:7 ), утруждается ( Иоан. 4:6 ), плачет ( Иоан. 11:35 ), находится в борьбе ( Лук. 22:44 ), укрывается ( Иоан. 8:59 ). «Быть может», – заключает Богослов свое перечисление, – «ты обратишь в упрек даже саму смерть и крест? Но, думаю, не коснешься воскресения и вознесения, потому что в них найдется нечто и в нашу пользу» 690 . Не вдаваясь в подробные объяснения каждого из приведенных им выражений, св. Григорий сначала делает общее замечание о том, как нужно относиться вообще ко всем выражениям св. Писания о Христе. «Возвышенные выражения», говорит он, «нужно относить к Божеству и природе, которая выше страданий и плоти, а выражения более унизительные – к Тому, кто сложен, истощил Себя и воплотился или вочеловечился, а потом превознесен». Отсюда, по его мнению, необходимо различать то, что говорится о божественной природе Иисуса Христа, и то, что относится к человеческой Его природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010