Разрушенъ пречистый храмъ, но съ собою онъ возстановляетъ падшую ибо Адамъ вторый, на высотахъ (небесныхъ), нисшелъ къ первому даже до глубинъ ада: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки 2, 19; Амос. 9, 11; 1 Кор. 15, 47). Не стало у учениковъ, же благодушествуетъ; ибо видя всевышняго Бога мертвымъ и обнаженнымъ, испрашиваетъ и погребаетъ (Его), восклицая: отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите (Его) во все веки (Марк. 15, 42–46). Ο необычайныя чудеса! О благость! О неизреченное на вышнихъ (небесахъ) добровольно запечатлевается подъ землею, и Богъ называется позорнымъ именемъ обманщика: Его отроки благословите, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Матф. 27, 63–66). Ирмосъ. Не рыдай о мне, Матерь, видя во гробе Сына, котораго зачала ты во чреве безсеменно; ибо я востану и прославлюсь и какъ Богъ вознесу во славе непрестанно съ верою и величающихъ тебя (Лук. 23, 28). Въ дивномъ рождестве твоемъ, Сынъ безначальный, сверхестественно не испытавъ болезней, я ублажала себя; ныне же видя тебя, Боже мой, мертвымъ бездыханнымъ, терзаюсь тяжко мечемъ скорби: но востань, дабы я возвеличилась (Лук. 1, 48; 2, 35). Земля покрываетъ меня по воле (моей), но привратники ада трепещутъ, видя (меня), Матерь, облеченнаго въ окровавленную одежду ибо поразивъ враговъ на кресте, какъ Богъ, я опять возстану и возвеличу тебя 38, 17; Быт. 49, 11; Ис. 59, 17). Да радуется тварь, да веселятся все земнородные; ибо упраздненъ враждебный адъ; съ ароматами сретайте (меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всемъ родомъ (ихъ), и въ день воскресну (Марк. 16, 1; Матф. 28, 9). Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 123–132. Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу Погребение Спасителя нашего празднуем мы сегодня. Он в преисподней освобождает мертвецов от уз смерти, исполняя светом ад, и пробуждает от сна усопших.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

   Помысли, человече, сколь велики страдания Христа моего и Бога, которыми Он потребил мои страсти! Сколько образовалось для меня источников благодеяний, сколько спасительных врачеваний! Сколько в течение двух дней перенес от иудеев тот добрый Пастырь, который положил душу Свою за нас — овец! Сколько — прежде страсти от дня явления Своего Израилю! То они говорили: «беса имаши» (Иоан. 8:48), — то: «ядца и винопийца, друг мытарем и грешником» (Лук. 7:34); иногда: «разрушает (Иисус Христос) закон», «разоряет субботу», — иногда: «самарянин есть» и «сын тектонов» и прочее, что содержится в Евангелиях. А что сказать об искушениях и вопросах с целию уловить Господа: «достойно ли есть дати кинсон кесареви, или ни» (Матф. 22:17)? «коею властию сия твориши» (Матф. 21:23)? «кое знамение являеши нам, яко сия твориши» (Иоан. 2:18)? «доколе души наша вземлеши» (Иоан. 10:24)? «аще ты еси Христос, рцы нам не обинуяся» (Иоан. 10:24)... Как много предпринимали дерзкие и христоненавистные люди против Кроткого и Смиренного, против Того, Кто претворял для них воду в вино, Кто вместе с ними вечерял, Кто призывал самарян, оправдывал мытарей, блудниц обращал к целомудрию, изсушал течение кровей, изгонял демонов, очищал прокаженных, хромых, согбенных соделывал прямоходящими, укреплял члены разслабленным, исцелял сухую руку, подавал глухим слух, слепым — зрение, немым — способность речи, ходил по морю, немногими хлебами питал многия тысячи людей, словом возбуждал мертвецов! О, еслибы и нас, мертвых грехами и страстями прельщения, Он сооживил в Себе, благодатию и милосердием Своего человеколюбия! Чрез Него и с Ним слава, честь и поклонение Отцу и благому, животворящему Его Духу, ныне и присно и во все безконечные веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Дети приносят в дар хвалу, дабы на деле научить всех, что благодать таинства сообщается не тем, кто имеет изобретательный ум и бесстыдно предается своим делам, но знание благочестия открывается тем, кто приступает с непритворною мыслью и незлобивым намерением: ибо кто вынуждается исследовать то, что выше испытания, и не следует божественным постановлениям, тот резко нарушит и причины естества, на которые он с гордостью указывает, — всецело уклонится от законов богословия, против коих высокомерно борется, и не достигнет цели предпринятого исследования. Дети приносят в дар хвалу, дабы обличить беззаконие родителей и обновить богопознание верующих: ибо то, что побеждает ум и не может быть постигнуто суждением рассудка, нуждается в божественном вдохновении, которое, привитая в сердцах чистых и простых, чрез них открывает познание истины и другим. Но ты не взираешь и на Лазаря, воставшего от гроба, на мертвеца, оказавшегося среди живых и возлежавшего со Христом на вечери (Иоан. 12:1—2)? Ты развязываешь погребальные пелены умершего (Иоан. 11:44), а своего неверия не разрешаешь. Ты отнимаешь камень от гроба (Иоан. 11:41), но зависть души твоей, произведшую в тебе весьма вредную язву, ты не отвергаешь? Но ты видишь, что ад, по Господню повелению, возвратил четверодневного (Иоан. 11:39), а ты вооружаешь свои, избившие пророков, руки (Матф. 23:31) для убийства и Воскресшего, и Воскресившего.    О, беззаконие! О, жестокость неисцелимых помыслов! Они (иудеи) повергли свои души в такое нечестие, что не веруют тому, чему должно было бы веровать (Иоан. 12:37—39), произносят хулу на то, что следует восхвалять, неблагодарны за то, за что должно прославлять и величать, злословят и восстают против Бога за то, за что следует глубоко чтить и славословить. Такова болезненная сила самомнения: опьянив умы обольщением лживых мечтаний, оно не позволяет оку ума смотреть сквозь окружающую его тьму и замечать лучи истины. Таков недуг фарисеев и книжников, которые много заботятся о «преждевозлеганиях на вечерях» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вера в безусловное значение нравственного закона и в его святость по необходимости предполагает веру в Всесвятого Бога, Который не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться (Числ.23:19), и слово Которого пребывает во веки ( Пс. 118:89; 1 Петр. 1:25) и есть истинно (Ин. 17:17; 2 Цар. 7:28) и свято (Петр. 1:15; Лев. 20:7:8). Без веры в Бога, или без религии, нет основания для нравственной жизни. Но для нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем часто недостаток сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы восполнены ни Кем иным, как только всемогущим и всеблагим Богом. Первое препятствие заключается в физической природе, — как окружающей нас, так и имеющейся в нашем телесном организме. Физическая природа среды течет своим чередом, не обращая внимания на жизнь человеческого духа. А наш телесный организм подвержен болезням, страданиям, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человека, в его воле. Здесь мы ощущаем иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7:23); вследствие чего я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15, 19). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению его конечной цели (Иов. 28:26; 1 Цар. 2:6,7; Притч. 20:24; Матф. 10:30; 1 Петр. 5:7; Рим. 8:28). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего силой Святого Духа " новое рождение " (Ин. 3:3) человека и делающего его способным преодолеть " иной закон " . Лишь имея веру в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в следовании этой нравственной задачи. Лишь при опыте союза с Богом и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность, как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

В эти страшные минуты на Голгофе один лишь благоразумный разбойник понял, что Царство униженного и преданного на позорную смерть Иисуса « не от этого мира .» Но именно этого Царства и начал желать разбойник: затворялись за ним врата земной жизни, открывалась вечность. Счеты с земной жизнью у него были покончены, и он начал готовиться к жизни вечной. Теперь у порога вечности постыли для него обманчивые блага мира сего. Он осознал, что подлинное величие заключается в величии духа, и в праведном Иисусе он узрел Небесного Царя. Не счастья или славы он стал просить у Него, а лишь помилования. Вера разбойника, родившаяся из преклонения перед нравственным величием Христа, оказалась даже крепче веры Апостолов. Он открыто перед ненавистниками Христа исповедовал Его Господом. Этим он стал первым исповедником веры и даже мучеником за Христа. Действительно, если он не побоялся признать своим Господом Того, Кого все отвергли и над Которым сосредоточилась вся ненависть начальников и толпы, он, несомненно, не устрашился бы и пострадать за Него. Такое глубокое покаяние разбойника родило в нем смирение, что в свою очередь послужило прочным основанием веры. Господь обещал: « Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным » (Матф. 10:32). Разбойник исповедал Христа тогда, когда никто не осмелился сделать это. Он первый познал Царство Христово, посему и первым входит в него. Он первый уверовал в « Иисуса Христа и притом распятого » (1 Кор. 2:2), первый проповедал Христа распятого, Который для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1:23-4). Посему он первый и испытывает на себе милость и силу Божию. Полное раскаяние в своих преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в распятого Господа и исповедание Его тогда, когда весь мир отверг Его, — вот из чего сплетен венец, венчавший главу бывшего разбойника, вот из чего сковался ключ, отверзший ему двери рая! Многие из нас, произвольно греша, надеются на предсмертное покаяние и спасение по примеру благоразумного разбойника. Но способны ли мы на его подвиг? Окажемся ли мы способными тогда мгновенно нравственно переродиться и духовно возвыситься подобно «спутнику Христову, мал глас испустившему и великую веру обретшему?» Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью? (Св. Кирилл Александрийский, слово «О Страшном суде»)

http://pravmir.ru/iz-pouchenij-svyatitel...

А теперь о «правах человека» в контексте гражданской войны на Украине и в Новороссии. Этот западный «идол» давно стал орудием, которым они воюют с инакомыслящими и инакочувствующими. На Украине идет вооруженный конфликт немеждународного типа. Как то ни кощунственно не прозвучит, у войны и вооруженных конфликтов есть свои правила и законы. Они зафиксированы в 4 Женевских конвенциях 1949 года и 2 Дополнительных протоколах к ним 1977 года, которые (протоколы) как раз уточняют правила ведения вооруженных действий в немеждународных, внутренних конфликтах. Если взять события, происходящие на Востоке бывшего унитарного государства Украина, ратифицировавшего и конвенции и протоколы, то можно составить хрестоматию по нарушениям всего Международного гуманитарного права. Украинская армия уничтожает мирное население, больницы, школы, храмы, сооружения жизнеобеспечения, применяет пытки и жестокое обращение с незаконно задержанными, плененными, убивает журналистов. При этом даже не слышно голоса Международного Комитета Красного Креста, являющегося хранителем Женевских конвенций. Кроме «Права Женевы» есть и Право «прав человека», а эти права провозглашены во Всеобщей Декларации прав человека и развиты в принятых на ее основе и обязательных для участников документах - Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в целом ряде других международных документах. Что же мы видим на Украине? Тотальное нарушение всех писаных и неписаных прав человека, ребенка, женщин, короче, нарушение принципа универсальности прав человека, являющегося основой международного права в области прав человека. И тот же самый алгоритм, что и с Правом Женевы. Кто с США, глобальной олигархией - тому закон не писан, кто против них - тому санкции, блокада, осуждение. Несомненно, что и Право Женевы, и Право прав человека являются большим достижением человечества, облегчающим участь людей, оказавшихся в драматической ситуации. Но вот как эти самые права толковать, к кому применить, а к кому и нет? Где же принцип универсальности? Мы видим односторонность применения, «двойную мораль», лучше сказать, аморальность. В событиях на Украине и вокруг Украины со стороны западных стран и их союзников на лицо разрыв буквы и духа закона. Христианские общественные деятели и ученые скажут об этом по-своему - фарисейство. Как говорил о фарисеях в Нагорной проповеди Христос, «ибо они говорят, и не делают» (Матф. 23:3). И такая приверженность букве и игнорирование духа закона влечет за собой попустительство на прямое зло, лицемерие, за которым стоит корысть, тщеславие, диктат.

http://ruskline.ru/opp/2015/3/6/na_razva...

Но есть и третья категория верующих, которые не ищут выгоды, не стремятся избавиться от Суда Божия, но просто любят Бога и идут к Нему. Этим людям плохо без Него, они испытывают внутренний дискомфорт. Наверное, потому апостолы писали, что хотят поскорее оставить жизнь земную, временную, чтобы быть там, в вечности с Богом. Но все это, конечно, очень категоричные суждения. Человек ведь многогранен, он может подобно апостолу Петру то гореть верой и готовностью умереть за Христа, то тонуть в водах морских от маловерия и говорить, что «не знаю я Этого Человека». Мир человеческой души не черно-белый, там много оттенков серого, да вообще, существует ведь целая палитра цветов. Можно быть Марией Египетской: причаститься дважды в жизни и умереть с Богом, раскаявшись; или как разбойник благоразумный: встретить Христа перед самой смертью и обрести спасение. А можно разбивать свой лоб о пол в поклонах, творить умную молитву, обладать даром прозорливости и чудотворения, слыть известным чудотворцем и святым среди людей, но от Христа потом услышать страшные слова: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:21-23). Протоиерей Дмитрий Готовкин, Пресс-секретарь Валуйской епархии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 мая, 2017 25 мая, 2017 26 мая, 2017 18 марта, 2024 31 июля, 2023 17 апреля, 2023 12 апреля, 2023 2 апреля, 2023

http://pravmir.ru/kogda-myi-lyubim-boga-...

     16 октября в селе Носовка Щорского района Черниговской области был совершен поджог Свято-Покровского храма УПЦ. Огонь внутрь храма не проник, пострадали только часть крыши и деревянной стены. На месте происшествия была обнаружена разлитая воспламеняющаяся жидкость. Несмотря на попытку поджога, богослужения в храме продолжаются. 19 октября Была осуществлена попытка захвата храма в честь Преображения Господнего в селе Белозорье Черкасской области. Попытку осуществляли сторонники «Киевского патриархата», однако прихожане храма, совместно с сотрудниками милиции, смогли отстоять храм. 20 октября Настоятель Крестовоздвиженского храма с. Перегоновка Головановского района Кировоградской области протоиерей Святослав Левандовский был вызван в районную администрацию, где заместитель главы потребовал у него перейти в «Киевский патриархат», а в случае невыполнения требований – угрожал ему отбиранием храма. По данному инциденту Отдел внешних церковных связей УПЦ направил обращение в государственные органы власти. 21 октября Был захвачен Свято-Троицкий храм в селе Повча Дубненского района Ровенской области. Сторонники «Киевского патриархата» взломали замок и захватили храм. (2 ноября состоялся так называемый референдум, по результатам которого храм должен был перейти под юрисдикцию КП. Но активные действия в рамках закона настоятеля и прихожан не позволили этому осуществится. Храм отстояли.) 23 октября В ночь с 23 на 24 октября на территории храма во имя святителя Луки Крымского (г.Сумы) возле входа в детскую воскресную школу сработало взрывное устройство, о чем сообщил настоятель храма протоиерей Максим Денисенко (сопредседатель Всеукраинского апологетического центра во имя св. Иоанна Златоуста). Священник обратился в милицию. Всеукраинский апологетический центр сделал заявление по данному поводу, в котором выразил позицию, что преступление связано с активной апологетической деятельностью протоиерея Максима Денисенко. Что называется, «ни дня без приключений». Впечатление такое, что кто-то искушает нас, православных христиан, проверяет на прочность. Что ж, следует напомнить: наша Церковь учреждена Самим Спасителем. «...созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её» (Матф. 16, 18). Если мы не боимся даже сил ада, так тем более не испугаемся теперешних провокаторов. Мы, конечно, не будем уподобляться нашим недругам, не будем нанимать боевиков, чтобы запугивать священников других конфессий, не будем никому угрожать расправой... Нет, Украинская Православная Церковь вполне может дать отпор, оставаясь в рамках Закона: как земного, так и Небесного.

http://pravoslavie.ru/75264.html

(Рим. 14:15): «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» . Глава 4. Христианин по мере сил всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него. (Мф. 5:23—24): «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» . (1 Кор. 4:12—13): «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» . Глава 5. Кто любит во Христе, тот любимого им иногда и огорчает к его же пользе. (Ин. 16:5—7): «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» . (2 Кор. 7:7—9): «я еще более обрадо­вался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились к покаянию; ибо опе­чалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» . Правило 6. О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его Глава. Без страха и стыда с дерзновением должно исповедывать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение. (Матф.10:27—28): «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» . (Матф.10:32): «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» . (Лк. 9:26): «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» . (2Тим.1:8): «не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием» (2Тим.2:3): «как добрый воин Иисуса Христа» . Правило 7. О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

Правило 4. Что такое – честь Богу, и что – бесчестие Глава. Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога, кто преступает закон Его. (Иоан 17:4): «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» . (Матф.5:16): «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Фил.1:10—11): «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» . (Рим.2:23): «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» Правило 5. О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее Глава 1. Очистившись от всякой ко всем ненави­сти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потре­бует сего нужда, полагать душу, имея такую же лю­бовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его. (Мф. 5:43—44): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» . И вскоре потом (Мф. 5:48): «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небес­ный» . (Ин. 3:16): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» . (Ин. 15:12—13): «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» . (Лк. 6:35—36): «и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к небла­годарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» . (Рим. 5:8): «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» . (Еф. 5:1—2): «Итак, подра­жайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» . Глава 2. Признак учеников Христовых — взаим­ная друг к другу любовь во Христе. (Ин. 13:35): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» . Глава 3. Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010