«О, Тимофей! храни, говорит тот же апостол, преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». ( 2Тим.1:13 ). «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Тот же апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Из приведенных мест Свящ. Писания ясно видно во-первых, то, что не все новозаветное откровение заключено в письмена; во-вторых, сами апостолы пользовались устным Откровением, а в-третьих, и нам завещали держаться устного откровения. В самом чистом, неизменном виде сохраняет устное откровение православная Церковь , которая, по словам апостола Павла, «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Откровение, заключенное в письмена, уклоняющиеся от православной Церкви толкуют свободно; они говорит, что Дух Божий помогает им правильно понимать слово Божие и что они пользуются, при толковании, духовным озарением. Этому можно было бы поверить, если бы считающие себя озаренными свыше, подтвердили бы свои слова истинными чудесами; если бы толкования их не противоречили бы одно другому и слову Божию; Дух Божий противоречить Сам Себе не может 579 . Отвергая иерархию, сектанты глумятся над ней, указывая ее образ в лице фарисеев и книжников ( Матф. 23 гл.) и в апокалипсической саранче, о которой говорит Иоанн Богослов в 1–11 ст., 9 гл. «Откровения»; они говорят, что, согласно 3 ст. 2-го псалма, следует сбросить оковы этой иерархии, что Господь (ст. 4, 2-го псал.) посмеется ей; ко всей вообще Церкви, т. е. пастырям и пасомым, сектанты относят 1–2 ст. 17 гл. Откровения и ст. 8–9, 136 псалма. Посмотрим, насколько основательны эти ссылки. В 23 гл. Евангелия Матфея Господь осуждает лиц, принадлежавших к иудейской секте, члены которой ставили исполнение обрядового закона Моисея выше духа этого закона и стремились обособить и возвысить Иудейский народ среди других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Потому что для каждого, живо чувствующего свои страдания и горе, терпение — тяжелая добродетель. Но христианин имеет в своем Спасителе славный образ терпения во всех скорбях. а) Иисус Христос переносил с величайшей покорностью и безропотно всю тяжесть Своего земного служения, все жестокости Своей земной участи. Он подвергался поношению и поруганию, и не воздавал поношением за поношение (1 Петр. 2:23 ). Он Сам имел мало радостей жизни, но однако помогал всем несчастным, чтобы сделать их счастливыми. “ Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест ” (Евр. 12:2 ). б) Подобно Ему и апостолы оказывали также величайшее терпение во всех скорбях и бедствиях: “ нас огорчают, а мы всегда радуемся ” (ст.5–10 ). Они находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но не погибали (2 Кор. 4:8–9 ). Будучи укоряемы, они благословляли, будучи преследуемы, терпели (1Кор. 4:12 ). Если христиане представят себе эти примеры терпения в скорбях, не должны ли они тогда сами ободряться духом терпения? (Евр. 12:1–2 ). 3. В обетованиях, какие христианская вера дает терпеливым. В этих обетованиях находит христианин ободрение к терпению. “ Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ” (Иаков. 1:12). “ Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас ” (2 Тим. 2:12). “ Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью ” (Псал. 125:5). “ Блаженны плачущие, ибо они утешатся ” (Матф.5:4) — Так обещает Слово Божье тем, кто с терпением переносят скорби и искушения. И Бог исполнит то, что обещал. а) Терпение награждается уже в этой жизни . Оно облегчает страдания, смягчает всякое горе, препобеждает даже величайшие несчастья. Как много выигрывает терпеливый в нравственной силе, в крепости духа через самообладание, через упование на Бога и любовь к людям! б) Но славнейшая награда ожидает его в той жизни . Не напрасно мы претерпеваем труды и скорби жизни, переносим оскорбления и преследования!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

От жизни человека естественного обратимся к благодатной любви христианской. Если душевное и отчасти телесное естество матери, сохраняя личность и свободу, отождествляется отчасти с естеством детей, то о духовном отце, или обручнике Церкви еще с большим правом можно сказать: " и будут двое - священник и Церковь - одна плоть (Ефес. 5, 31), не двое, но одна плоть (Матф. 19, 6). Теснейшее единство в любви духовной обусловливается большей простотой и единством жизненного содержания, которое так сложно в области естественного существования, так как простирается на все области телесных, душевных и общественных потребностей. Напротив, в жизни духовной все стремится к одному: Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2, 2). Любить духовно - значит любить во Христе (Ин. 17, 26 и мн. др.), находить свое единство с ближними во Христе как общем средоточии жизни каждого из нас. Христианин есть едино со Христом: не он сам живет, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20); во Христе, в Его любви он пребывает, как ветвь на лозе (Ин. 15, 5, 9); в нем Христова обитель (Ин. 14, 23). Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Фил. 1, 21), - так христианин исповедует перенесение во Христа всех своих жизненных целей и чувств и вместе с тем полное освобождение от природного себялюбия: он сделался в буквальном смысле причастником Божеского (Христова) естества (2 Петр. 1, 4). Другой апостол о единстве благодатного естества Христовой Церкви говорит: Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом (Ефес. 2, 14 - 17). Когда Господь в прощальной молитве уподоблял будущее единство христиан единству Отца и Сына, то разумел, конечно, не единство личности, как пантеисты 17 , а единство многих личностей по естеству. Естественное единство предполагает не только взаимное подобие деятельности многих лиц (ибо тогда догмат Троицы означал бы троебожие), но и единство или тождество жизненного содержания многих лиц, единство воли, единство как известную реальную силу, действующую в каждой личности 18 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2329...

2. О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Только верующие во Христа и сознающие свою греховность, т. е. взрослые, могут принимать крещение: «Кто будет вещать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет " ( Мк. 16:16 ). 1) Водное крещение, установленное Самим Господом Иисусом Христом, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес. 4:5 ). Крещение очищает от греха, первородного и грехов произвольных: от греха первородного, – когда крестят младенцев, и от грехов произвольных и первородного, когда крестят взрослых. Что все люди, не исключая младенцев, заражены первородным грехом, об этом свидетельствует, слово Божие: «Кто родится чистым от нечистого? – говорит слово Божие, ни один» ( Иов.14:1–5 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» ( Римл. 5:12, 17–18 ; сравн. Быт. 6:5; 8, 21 ; Псал. 13:2–3, 142:2 ; 3Цар. 8:46 : Еккл. 7:20 ; Притч. 20:9 ; Сирах. 31:11 ; Иов. 14:1 – 5 ; Иер. 9:5 ; Дан. 9:5, 20 ; Матф. 4:17 ; Марк. 1:5 ; Мат. 3:5 – 10; Иоан. 3:36; 1 Ефес. 2:3 ; Римл. 2:5, 3:9–23 ; Гал. 3:10 ; Римл. 7:14, 19, 23 ; Иаков. 3:1–2 ; 1Иоан. 8:10 ). Следовательно, раз крещение очищает от грехов, то оно должно совершаться над всеми. Есть две власти, которым подчиняется человек, власть тьмы и власть света, середины нет. Крещение есть дверь чрез которую человек входит в дом Отца небесного И избавляется от власти тьмы ( Деян. 26:18 ). Если дети не крещены, то они находятся во власти тьмы, как не очищенные от первородного греха, нет никакого другого средства или священнодействия, в котором можно было бы помимо крещения, войти в царствие Божие: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

1) «Все мы много согрешаем», -говорит апостол Иаков 3:2 . Поэтому все мы непрестанно должны сокрушаться пред Еогом о своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50:19 ; сравн. Иоиль 2:12–13 ; 2Кор. 7:9 ). Но такового покаяния еще не достаточно для получения прощения грехов. Мы должны исповедовать грехи не в молитве только, но в особо установленном Самим Богом таинстве пред лицом Богом поставленного пастыря. Так повелел Господь Израильтянам каяться и очищаться от грехов ( Лев. 5, 13; 6, 6–7 ; Числ.5:6–8 ; 1Цар. 2:25 ). Так поступали Израильтяне, как это мы видим из примеров ветхозаветных мужей. «И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех , что мы поступили глупо и согрешили» ( Числ. 12:11 ). «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их. Теперь же сними с меня грех мой, и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу (Богу твоему)» ( 1Цар. 15:24, 25 ; 2Цар. 12:13 ; Матф. 3:5–6 и др.) «И сказал Давид Нафону: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» ( 2Цар. 12, 13 ). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5–6 ). Христос Спаситель пришедший, установил таинство покаяния, даровав апостолам, а в лице их, и преемникам их, пастырям Церкви, право и власть «вязать и решить» (Иан. 20:21–23; Мф. 18:18, 28:20 ). Пастыри Церкви, в силу полученной им власти, и разрешают грехи кающихся «силою Св. Духа» ( Иоан. 20:22 ) «властью Божиею» (2 Кор, 10:8). Ссылка сектантов на Евангелие от Марка (2, 7), что никто не может прощать грехи, кроме Бага – неосновательна. Православная Церковь учила и учит, что пастыри православные отпускают грехи на исповеди не сами собой, не собственной властью, вяжут и решат грехи людские, но властью, данной от Господа Иисуса Христа ( Иоан. 20:22–23 ), Который имеет право отпускать грехи ( Лук. 5:24 ; Мф. 28:18 ). Притом, ссылаясь на Евангелие от Марка, где говорится, что книжники и фарисеи так думали, сектанты уподобляют себя ими, врагам Христовым. Что же касается молитвы Господней ( Мф. 6:12 ), то Православная [ Церковь всегда учила и учит, что нужно обращаться с молитвой к Господу о помиловании; но она также исполняет повеление Господне уча о том, что кроме молитвы нужна и исповедь пред священником.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В предсказаниях древних пророков, Мессия, имеющий прийти в мир, часто представлялся в образе Царя (2 царств, VII, 12–19; 2-й Псл. 6, 8 ст.; Исаии II, 2–4; IX, 6–7; XI, 1–10; Иезек. XXXIV, 23–24; Дah. II, 44 ). И Ангел, предвозвестивший Пресвятой Деве рождение от Нее Спасителя, сказал о Нем, что Он воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Ею не будет конца ( Лук. 1, 3, 5 ). Большая часть иудеев на самом деле и думали увидеть в ожидаемом Мессии земного царя, который прийдет возстановить Давидово царство, и покорить ему других народов. Но Иисус Христос всею своею жизнию опровергал это их чаяние, и показывал, что его царского достоинства нельзя понимать в земном смысле. «Царство Мое не от мира сего» сказал Иисус Христос на вопрос Пилата: «Царь ли Ты?» ( Uoah. XVIII, 33, 36 ст.) Некоторые из латинских богословов пытались перетолковать и эти ясные слова, обличающие мирские притязания пап, объясняя их таким образом, что Иисус Христос этими словами не отрицал в себе достоинства царя земного, но выражал только ту мысль, что свои царские права он подучил не от мира сего, не от людей – по праву преемства или завещания, а непосредственно от Самого Бога – Отца Своего 42 .Но дерзкая произвольность такого объяснения ясно обличается следующими же словами Иисуса Христа Пилату: «если бы Царство Мое было от мира сею; то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеем; но Царство Мое не отсюда.» (Тот же 36-й ст.) Этими словами Иисус Христос отвергал не только мирское происхождение, но и мирской характер – мирскую силу своего царства. Я вся жизнь Иисуса Хряста показывает, что Он не считал Себя и не намеревался быт царем на земле. Он родился не на троне, а в яслях; Он во время жизни Своей не имел, где главу приклонить; Он умер позорною смертию; не потому конечно, что не успел или не мог занять престол Давида отца своего; Он мог бы покорить себе все царства мира; Он мог бы призвать себе на помощь и защиту легионы ангелов (Матф. XXVI, 53.) Но Он на то родился, и на то пришел в мир, чтобы властвовать над сердцами людей, не могуществом внешней силы, а только могуществом истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

ст. 18). Давид же стоял на молитве в глубоком смирении, в скорби и покаянии (2 Ц. XXIV, 17; 1Nap. XXI, 17 ). И услышав слова пророка, Давид идет исполнить волю Божию. Давид покупает у Орны ту местность, па которой находилось его гумно. Здесь он сооружает жертвенник и возносит во всесожжение молотивших волов 321 : «и умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян» (2 Ц. X IV, 25; ср. 1Nap. XXI. 27 ). Итак Давид приносит всесожжение на той же горе, на которой некогда Авраам верою приносил в жертву сына своего Исаака, который прообразовал будущую великую Жертву искупления 322 . На этом священном месте стоял и Ангел Божий, простиравший руку свою на Иерусалим во время моровой язвы. Здесь же воздвигается Богу вечному храм, который существует (хотя несколько раз разоренный) в течении тысячи лет, – дотоле, – доколе не приходит «Тот, Кто больше храма» (Матф. XII, 6), Тот, который глаголет, что «настало время, когда и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу..., но истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Uoah. IV, 21 –23 ) 323 . С этого времени храм ветхозаветный в Иерусалиме упразднен на всегда; но место, на котором он стоял, есть место великое и священное в воспоминаниях человечества 324 . На месте этом еще Давид при жизни своей заготовляет, с помощью царя Тирского, Хирама, материал для постройки храма, зная (2 Ц. VII, 12–13; 1Nap. XVII, 1–14 ; 2Nap. VI, 7–9 ), что Богу не угодно было, чтобы он воздвиг Ему храм «ибо пролил он много крови и вел большие войны» ( 1Nap. XXII, 8 ), а Господь глаголал ему, что построить этот храм сын его Соломон, который будет человек мирный: посему и имя его будет Соломон» (id. 9) 325 . Заметим, что во все это время «скиния Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения находились в то время на высоте в Гаваоне» ( 1Nap. XXI, 29 и 2Nap. I, 3 ); к этому прибавлено пояснение во 2Nap. I, 45 : «Ковчег Божий принес Давид... устроив для него скинию в Иерусалиме. А медный жертвенник... оставался в Гаваоне пред скиниею Господнею».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Это возглашал Исаия о тех (из иудеев), которые имели у себя превратные суждения; а послушай, что говорит другой пророк о произносящих против других такие пагубные слова, начиная речь тем же самым восклицанием: « горе напояющему подруга своего развращением мутным» (Авв. 2:15) (синод. пер. — « горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей »). — « Горе » здесь не пустое слово, но угроза, предвещающая нам невыразимое и беспощадное мучение; ибо в Писаниях это междометие употребляется о тех, которые уже не могут избегнуть будущего наказания. И еще другой пророк, укоряя иудеев, говорит: « назореев поили вином » (Амос. 2:12). Если же такому наказанию подвергнется напояющий назореев вином, то какой казни не будет достоин тот, кто вливает « мутное развращение » в простые души? Если подрывающий малую часть законного подвижничества неизбежно подвергается мучению, то какое осуждение постигнет того, кто дерзает потрясать всю эту святыню? « а кто соблазнит одного из малых сих », говорит (Господь), « тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской » (Матф. 18:6). Что же скажут те, которые соблазняют своими словами не одного малого, но многих? Если, называющий брата уродом, будет прямо ввержен в геенский огонь, то какой гнев навлечет на свою голову тот, кто порицает этот равноангельский образ жизни? Посмеялась некогда Мариам над Моисеем, не так впрочем, как вы теперь — над девством, а гораздо меньше и умереннее, ибо она не унижала его и не осмеивала доблести этого ублажаемого тогда мужа, но и очень уважала его, а сказала только, что и она достигла того же, чего достиг он; и однако, этим навлекла на себя такой гнев Божий, что нисколько не помогли даже усиленные молитвы самого обиженного, но наказание ее продлилось долее, нежели как он думал. 22. Что я говорю о Мариам? Даже дети, игравшие подле Вифлеема, когда сказали Елисею только: « иди, плешивый » (4 Цар. 2:23–24), так прогневали Бога, что при этих словах медведицы напали на их толпу (их было сорок два), и все они тогда были растерзаны этими зверями: ни возраст, ни многочисленность, ни то, что они говорили это в шутку, — ничто не спасло отроков; и весьма справедливо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

16:33, 34); и еще другой: « сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим» (Иер. 3:2). И такой город, столь блудодейный, Бог опять призывает к себе. Самый плен (иудеев) был не столько для наказания, сколько для обращения и исправления их; потому что, если бы Бог хотел решительно наказать их, то не возвратил бы в отечество, не воздвиг бы еще более великого и блистательного и города, и храма. « Слава сего », говорит (пророк), « последнего храма будет больше, нежели прежнего » (Агг. 2:9). Если же Бог не лишил покаяния города, многократно блудодействовавшего, то гораздо более примет твою душу, подвергшуюся первому падению. Поистине, никакой плотолюбец, хотя бы крайне распаленный, не пламенеет так к любимой им, как Бог желает спасения наших душ. В этом можно убедиться как из повседневных событий, так и из божественных Писаний. Смотри у Иеремии в самом начале, и во многих местах у пророков, как Бог бывал пренебрегаем и презираем, и как Он опять приближался и искал любви отвращавшихся от Него, — что и сам Он в Евангелии выразил словами: « Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели » (Матф. 23:37). И апостол Павел в послании к Коринфянам сказал: « Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом » (2 Кор. 5:19, 20). Прими это теперь за сказанное и к нам. Ибо не только неверие, но и нечистая жизнь может произвести эту прискорбную вражду. « Потому что плотские помышления », говорит (Писание), « суть вражда против Бога » (Рим. 8:7). Разрушим же эту преграду, ниспровергнем и умертвим, дабы достигнуть блаженного примирения, дабы опять сделаться вожделенными и любезными Богу. 14. Знаю, что ты теперь восхищаешься красотою Ермионы и думаешь, что на земле нет ничего подобного ее благообразию; но если ты, друг мой, захочешь, то будешь настолько благолепнее и прекраснее ее, насколько золотые статуи лучше глиняных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

16, 3 — 4). — Итак, быть без священника и без законного богослужения есть наеазание, посалаемое от Бога на неверных в служения Ему, доколе не вразумятся и усердно обратятся к Нему. Наконец, за беспримерно — тяжкий грех иудеев, за убиение Начальника жизни (Деян. 3:15), Господа нашего Иисуса Христа, но правосудию Божию, а вместе и по премудрой судьбе Божией, чтоб ветхозаветное богослужение уступило место совершеннейшему, новозаветному, христианскому богослужению, — храм ветхозаветный предан окончательному разрушению, по непреложному предвозвещанию Самого Господа Иисуса Христа: Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как собирает птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пусть, и — не останется здесь камня на камне: все будет разрушено . (Матф. 23:37 — 8; 24, 2). (Слова и речи Филарета, митр. м. ч. II, 42, 85 — 7, 91, 93. — Ч. III; 192 — 3, 169). II. Сн. евангелист Лука, вводя нас в некоторое познание о ранних летах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, проведенных большею частию в безвестности, повествует, что И. Христос, будучи 12-ти лет, с пречистою Материю Своею и Ее обручником и хранителем Иосифом, ходил в Иерусалим в праздник пасхи. Об этом путешествии евангелист упоминает потому, что во время оного двенадцатилетний Отрок Иисус в храме явил премудрость, приведшую в изумление учителей иудейских. Но чтоб не подумали, что путешествие это было случайное и однократное евангелист сказует вообще, что хождаста родители Его на всяко лето во Иерусалим в праздник пасхи (Лук. 2:41). Примечательно в этом сказании свидетельство о важности храма Божия. Именно; почему Мариам и Иосиф не праздновали пасхи дома в Назарете? Почему нужно было им идти в Иерусалим? — Потому, что там был храм Божий. Чтоб празднование было совершенно и богоугодно, надлежало идти в храм Божий. Казалось бы, что Мариам и Иосиф могли уволить себя от труда ходить в храм иерусалимский — по весьма основательной причине, именно: собственный дом их был свят не меньше храма, если не более; ибо храм был свят потому, что имел в себе прообразование Христа: а они имели у себя Самого Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010