А он, узнав по язвам Пострадавшего, и по предведению — Бога, восклицает: « Господь мой и Бог мой » (Иоан. 20:28). 6. Пусть слушают еретики. Если действительно Сын не хочет (этого) и не имеет равного с Отцом достоинства, то почему Он не отклоняет неподобающей Ему чести? Когда Он услышал от некоего: « Учитель благий! », тотчас возразил: « Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог » (Матф. 19:16, 17), хотя именование «благий» употребляется и между нами. Слышать « благий », по твоему мнению, Он отказался; не гораздо ли больше должен был отказаться принять « Бог » и « Господь »? Там — « учителю благий », и говорит: « Что ты называешь Меня благим? », а здесь — « Господь мой и Бог мой », и не сказал: «Что называешь Меня Господом и Богом?» Но там, так как недостойно Его было обращение (потому что было сказано не «Господь благий», а « учителю благий »), Он отклонил низкое, а здесь славное принял. И здесь укорил, но укорил, напротив, за то, что сказано было поздно. Не за то укорил Господь Фому, что он сказал — «Господь мой», но за то, что сказал это позже (чем следовало). « Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие » ( Яко видев Мя веровал еси, блажени не видевшии и веровавше ) (Иоан. 20:29). Один укорен, а все мы ублажены; конечно, ублажение это простирается на всех нас и на тех, которые после нас, потому что, не испытав чудес лично, но принимая на веру, все мы являемся участниками этого великого и славного блаженства. 7. От этого повествования, которое мы пробежали сокращенно, перейдем, если вы не утомились обилием сказанного, к другому пророческому изречению. Какому же? « Приидите, взыдем на гору Господню » (Мих. 4:2; Ис. 2:3), так как с горы Елеонской вознесся Спаситель. « Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева ». И день этот Бог почтил также соименностью с горой. Там Спаситель вознесся с горы, называемой Елеонской, а здесь произрастает так называемая Масличная роща (η ελαια), и близостью к городу, и соименностью воспроизводящая древнее повествование. Спаситель возвел учеников Своих на гору Елеонскую близ Иерусалима. Обрати внимание на сходство — и там, и здесь. « Придите, и взойдем на гору Господню ». Взойдем желанием и словом, и посмотрим, какие плоды принесло нам спасительное вознесение. |
б) Другая партия лжеучителей говорит : “все зависит от веры. Кто исповедует веру Церкви, тому ничто не грех.” Но как говорит Христос? “ Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное ” (Матф.7:21) и т. д. “ Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ” (1 Иоан.4:8). “ Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих ” (Иак.2:17–18) и т. д. 2. Против строгой нравственности. Позволяют сыновьям посещать любезные для них общества , заводить небезукоризненные знакомства, не отставать от общепринятого тона, потому что иначе было бы им стыдно. Дают дочерям право не уступать другим в щегольстве, в удовлетворении прихотям суетности, тщеславия и т. д. Поощряют к различным увеселениям, потому что молодым людям неприлично, говорят, сидеть взаперти. Хвалят хитрость и лукавство в поступках, потому что иначе нельзя жить на свете. Христос говорит: “ Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ” (Мф. 5:48). “ Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ” (1 Петр. 2:21). 3. Против должного послушания. “ Не должно слишком много угождать родителям, господам, властям ,” говорят лживые учители. “Свобода и равенство” привлекательные слова. Но в Священном Писании говорится: “ почитай отца твоего и мать твою ” (Исх. 20:12) и т. д. (Сир. 7:29; Сир. 3:16; Притч. 30:17; 28:24 ). И: “ рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу ” (Ефес. 6:5–8 ). И: “ нет власти не от Бога ” Рим. 13:1 и т. д. 4. Против стремления к небесному. “Будущая жизнь неизвестна, поэтому будем заботиться о настоящей, наслаждаться земной. Имущество, обладание, приобретение — вот самое первое и очевидное благо, о котором нужно заботиться. Бедность — единственное несчастье!” говорят лживые учителя нашего материального века. Но как говорит Христос? “ Жизнь человека не зависит от изобилия его имения ” (Лук. 12:15 ) и т. д. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут ”(Мф. 6:19) и т. п. “ Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ” (Мф. 6:33) и т. д. |
Бог сотворил человека в виде мужчины и женщины, поэтому существование двух полов является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно христианским взглядам, женщина и мужчина не могут существовать друг без друга. Разница между ними это особый, драгоценный дар, не только определяющий биологическое развитие, но и различное призвание, и способ существования человека. Мужчина и женщина должны быть отцом и матерью «всего сущего» и тем самым воплощать волю Бога о творении. Половое различие не должно служить причиной вражды между людьми или тирании мужчины над женщиной. Недопустимо стремление женщины сделаться мужчиной и выполнять его функции в жизни. Наоборот, половое различие должно способствовать созданию гармонии и единства между мужчиной и женщиной. Половые особенности людей оказывают огромное влияние на их духовную жизнь. Поэтому половые отношения должны проявляться согласно воле Божьей и быть вдохновенными Святым Духом. Человек должен заботиться о том, чтобы предохранить свою половую жизнь от извращений и от того, чтобы секс не стал орудием греха. Поэтому человек, узаконивая свои половые отношения с женщиной, должен венчаться, а затем не допускать ни прелюбодеяния, ни разврата, и жить только со своей женой, чтя её и любя. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). Считается, что брак людям дан Богом и является таинством церковным. Таким образом, брак есть таинство, основанное на свободном обещании мужчины и женщины во взаимной верности и любви друг к другу. Венчание освящает супружеский союз и дает благодать Божию для мира, любви и согласия в христианской семье и для рождения, и христианского воспитания детей. Брак был установлен самим Господом Богом в раю. После того как были сотворены Адам и Ева «благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос Своим присутствием на брачной церемонии в Канне Галлилейской освятил таинство брака. А на вопрос фарисеев и книжников ответил, что брак людям дан Самим Господом Богом, сказав при этом: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф.19:6 ). Брак между мужчиной и женщиной символизирует собой духовный союз Иисуса Христа с Церковью . Этот священный союз основывается, с одной стороны, на любви Иисуса Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви Воле Христовой с другой стороны. Поэтому муж должен любить и уважать свою жену. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь » ( Еф. 5,25 ). А жена обязана добровольно чтить и повиноваться своему мужу, «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф. 5,22–23 ). |
В качестве доказательства неравенства Отцу Сына публикации Общества Сторожевой Башни приводят следующий аргумент: в начале Евангелия от Иоанна перед словом «Бог» (относящееся к Отцу) есть артикль, в то время как перед словом «Бог» (относящееся к Сыну) артикля нет. Таким образом, это и доказывает разницу между Божеством Отца и Божеством Сына. Так мыслить – большое заблуждение. Во-первых, в Новом Завете есть множество мест, где перед словом «Бог» (относящееся к Отцу) артикля нет: например, Рим.1:7 ; Флп.2:13 . Более того, в месте, где апостол Павел говорит: «...их бог – чрево» ( Фил.3:19 ) артикль наоборот стоит, но это же вовсе не означает, что чрево человека – Всемогущий Бог ? Исходя из логики доказательств «Свидетелей Иеговы», видимо, означает. 3.8. Кем считали Христа Его апостолы Рассмотрим теперь, считали ли апостолы Его Богом? Для этого достаточно всего нескольких цитат: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Примечательно то, что выражение «Господь и Бог» всегда в Ветхом Завете относилось только к Богу Отцу! Конечно, апостол Фома знал это. «Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки» ( Рим.9:5 ), «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти... проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ), «И да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). Смысл приведенных здесь цитат из Писания более чем очевиден. То, что Христа считали Богом – вне всякого сомнения. Причем приведенные слова принадлежат апостолам Павлу и Иоанну, которые прекрасно знали Ветхий Завет , они уж точно должны были различать все подобные тонкости, о которых пытаются говорить «Свидетели Иеговы». Павел был известен как один из самых ученых людей в Законе Моисеевом и Писании, и таких «опрометчивых» строк не мог написать, не веруя в Христа как Бога. 3.9. Кому молились апостолы? Не менее важным является в нашей теме то, кому молились апостолы. Но прежде приведем по этому вопросу позицию «Свидетелей Иеговы»: «...обращаться в молитве мы должны только к Иегове Богу» («Чему на самом деле учит Библия?», стр. 167). «Молитва – часть поклонения. Поэтому молиться следует только Богу – Иегове. Когда Иисус был на земле, он всегда молился своему Отцу, а не кому-то другому. Мы должны делать то же самое» («Что от нас требует Бог?», 1996 г., «Как сблизиться с Богом через молитву», 2). То есть молитва , по учению СИ, должна возноситься только к Иегове. Однако посмотрим, как об этом говорится в Слове Божием. Во-первых, Сам Спаситель признает молитву Ему: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Матф.7:21 ). Спаситель здесь ясно дал понять, что имеет возможность слышать молитвы. |
В отличие от всех земных битв, здесь побеждают не те, кто убивают других — но те, кто отдает свою жизнь, свидетельствуя истину. Эта истина неизменна вот уже скоро две тысячи лет: Бог пришел на землю в лице Иисуса Христа. Через свою смерть и Воскресение Христос даровал нам жизнь вечную и блаженную — которую мы принимаем покаянием и верой. Мы обретает эту жизнь в Церкви, которая совершает Таинства, которые установил Христос. Верные служители Божии, со времен Апостолов, исполняют поручение Господа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:19,20) Они воздвигают храмы Божии, обращают людей ко Христу, принимают их в Церковь через Крещение, совершают Литургию и преподают верующим Святые Тайны. И также — со времен Апостолов, вернее, начиная с самого Христа, диавол пытается помешать Божиему делу спасения людей. В Писании (и во всем опыте Церкви), диавол — не символ, не абстракция, не художественный образ для описания человеческого неразумия, а вполне сознательно и целенаправленной действующий дух, деятельность которого противоположна миссии Церкви. Церковь возвещает спасительную истину, диавол лжет, обманывает, и обольщает. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44) Через обольщенных им людей он воздвигает гонения на Церковь и пытается стереть ее с лица земли — начиная с царя Ирода, который пытался убить Младенца Иисуса, и до современных гонений на христиан во многих странах мира. В отличие от истины, которая не меняется, бесовский обман подается во множестве обличий и упаковок. Его маски могут выглядеть очень по-разному — от грубых языческих суеверий до квазинаучных идеологий, от примитивного разврата до лжеучений, требующих строгой жертвенности и самоотречения. Эти маски могут яростно спорить — даже вести кровавые войны между собой, требуя от людей присягнуть тому или другому обману. ХХ век знал особенно разрушительные случаи массовых обольщений — когда обширные и могущественные страны оказывались во власти губительного безумия. Как это гениально предсказывал в «сне Раскольникова» Федор Михайлович Достоевский, |
В царстве небесном, которому определил Бог открыться на земле, по слову Иисуса Христа, происходит тоже, что бывает с человеком, посеявшим доброе семя на поле своем. Когда люди спали, пришел враг Его, и посеял плевелы между пшеницею, и ушел. Где же это поле? Кто этот человек, сеющий доброе семя, и кто враг Его, сеющий плевелы между пшеницею? Поле, говорит Спаситель, есть мир, т. е. всякое человеческое сердце, способное к добрым и худым впечатлениям; а сеющий доброе семя есть Сын человеческий. Сыном человеческим Иисус Христос , который есть вместе и Сын Божий, называет Себя, к чести и утешению рода человеческого. Он, во днех плоти своея ( Евр.5,7 ), ходя по земле в виде смиренного человека, и не стыдясь быть вместе с мытарями и грешниками, сеял добро в сердце своих братий. Он же и ныне просвещает нас истинным светом, и вливает в нас истинную жизнь. Всякое доброе учение, наставление, обличение; все, что ведет к святости жизни; все, что очищает, подкрепляет и возвышает человека; – все это происходит от Него! Он есть Слово Отчее, чрез которое, Отец все сказанное Им сказал; и все, сотворенное Им, сотворил. Всякой, истинно просвещенный, просвещен Им; всякой, воодушевленный любовию к добру, воодушевлен Им; всякой, возрастший до Богоподобного совершенства, возращен и воспитан Им. Христос был, есть и будет истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Иоан.1,9 ). Он сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением, и искуплением ( 1Кор.1,30 ). Во все продолжение земной жизни, Он постоянно заботился о том, чтобы посеять доброе семя в сердцах учеников Своих. Он неутомимо старался насадить и укоренить в них святую веру и чистую любовь, и чрез то сделать их способными на великий подвиг всемирного просвещения. Напоследок, Он ниспослал им Духа свыше, Который воодушевлял их на все святое и доброе, и подкреплял их Божественною силою в борьбе с злобным миром. Впрочем, попечение Его не ограничивалось одними учениками: у Него были в виду и другие люди. Иисус готов был насадить все доброе и в расслабленные души Саддукеев, и в ожесточенные сердца Фарисеев. Он хотел бы собрать под сень своей веры всех чад Иерусалима, как птица собирает птенцов своих под крылья свои; но они не восхотели. Он сеял доброе семя сперва Сам; а после поручил ученикам Своим, чтобы они во всем мире сеяли слово Его. Идите, – сказал Он им по воскресении Своем, – научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам ( Матф.28:19–20 ). |
В чем же должно выражаться служение общины? Главное служение общины – это служение слова. Мы говорили о том, что условием существования личности является общение, личности без общения не существует, поэтому община – это всегда общение ее членов, как Святая Троица – это общение Лиц Святой Троицы. Но что делать со всеми теми, кто находится вне этого общения? Хотя в них еще и не раскрыта в полноте личность, и они находятся в парадигме природного существования, тем не менее мы не можем их игнорировать, мы должны вступить с ними в общение, потому что мы не можем быть в личностных отношениях с избранным кругом лиц, а с другими находиться в природных. Общение утверждает иного, его бытие. Но специфика общения с теми, кто находится вне общины, будет иная, потому что они еще не родились свыше, еще находятся в рамках природного мира, царства смерти. Поэтому в каком-то смысле на данном этапе общение будет односторонним: это будет устремленность личности к иному, призыв его к общению, к выходу за пределы его ограниченной природном миром реальности. Это есть свидетельство, или миссия. Поэтому братское общение в любви, что конституирует общину изнутри, вовне выливается в свидетельство. Член общины обращается к иному за ее пределами, чтобы помочь ему родиться вновь, явить свою подлинную идентичность через общение во Христе. Таким образом, миссия – это интегральная часть жизни общины, свидетельствующая о жизни этой общины именно как общины, а не просто какой-то общности, коллектива. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28:19), – это задание вступить в общение со всем миром, чтобы привести всех в общину Бога, что в окончательном своем варианте есть Царство Божие. То же самое делает и сам Бог-Троица. Из полноты Своего общения Лиц на землю посылается Сын для того, чтобы всех привести к общению со всей полнотой Святой Троицы. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16). |
Верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, которая была, есть и будет до конца мира. От познания к Богопознанию " Посмотри на полевые лилии, как они растут: не трудятся и не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них " (Матф. 6:28-29). " Что можно знать о Боге, явно... Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, через рассматривание творений видимы " (Рим. 1:19-20). Нам привычно пользоваться дарами природы для удовлетворения наших жизненных нужд. Приходится, впрочем, иногда и защищаться от силы природы; бывает - и бороться с ней. В полной силе имеется и научное исследование природы. Это научное отношение к ней почти целиком направлено к разнообразному использованию ее мощи и ее материала в практическом, утилитарном направлении. Эстетическая забота о мире растительном по существу диктуется желанием украсить обстановку нашей жизни, она таит в себе элемент самоуслаждения, тоже в своем роде корыстный. И только, может быть, представляется в большинстве случаев бескорыстным изучением мира животных, с научными наблюдениями и опытами, но оно обычно наперед обвеяно материалистическим мировоззрением и подходом. Этот утилитарно-земной характер познания природы в ее совокупности ныне представляется полным, умным, рациональным. Однако, конечно, есть немало людей, для которых не вполне приемлема односторонность такого направления, его узость и его эгоистичность, его даже нездоровое влияние на душу. Если человечество в его целом заявляет: " все для нас " , то индивидуальная мораль делает заключение: " что предо мной, то для меня " . - и вот один из мотивов к нарушению законов общественной жизни и к преступлениям. Таково простое, естественное умозаключение. Мы же живем христианскими представлениями, даже независимыми от этих практических выводов. Перед нашим разумом - природа во всем своем величии. Она полна неразгаданных тайн. Она полна разумности, едва ли до конца доступной для человеческого ума. В самых обычных явлениях ее открываются до сих пор не разгаданные силы. Вселенная как в своем целом, так и в частностях, имеет свою направленность, согласованность, целеустремленность. Она полна разумности. |
Где же, если не в Нем, мы и можем найти полное удовлетворение для всех высоких потребностей своего духа? 2) Размышляя, в частности, о каждом порознь из свойств существа Божьего, отличающих Бога от Его созданий, можем извлекать для себя новые уроки. И – а) Если один Бог самобытен, т.е. ничем никому не одолжен, тогда как все другие существа, следовательно, и мы, одолжены Ему всем; то мы должны: аа) постоянно смиряться перед Ним, по слову Писания: что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор. 4:7 ), и бб) непрестанно благодарить Его: мы Им живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). б) Если Он один независим и вседоволен, а потому блага мои Тебе не нужны ( Пс. 15:2 ), напротив Сам дая всему жизнь и дыхание и всё ( Деян. 17:25 ): то мы должны – аа) питать в себе чувство совершеннейшей зависимости от Него и всецелой Ему покорности, и – бб) принося Ему какие-либо дары или жертвы, отнюдь не думать, будто бы тем одолжаем Вседовольного, когда все, что ни имеем, есть Его собственность. в) Уверенность, что мы всегда находимся перед лицом самого Бога вездесущего, где бы ни находились, – аа) естественно располагает нас вести себя перед Ним со всей осмотрительностью и благоговением; бб) может удерживать нас от грехов, как некогда удержала Иосифа ( Быт. 39:9 ); вв) может ободрять и утешать нас во всех опасностях, как ободряла Давида, говорившего о себе: всегда видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс. 15:8 ); гг) может возбуждать нас к призыванию, славословию и благодарению Господа на всяком месте ( Иоан. 4:21–24 ). г) Памятуя, что един Бог вечен, тогда как все прочее, окружающее нас на земле, временно и скоропреходяще, научаемся – аа) не прилепляться душой своей к благам гиблющим, а искать единого непреходящего блага в Боге ( Матф. 6:19–20 ); бб) не надейтесь на князей, на сына человеческого, которые каждую минуту могут умереть и оставить нас без всякой подпоры ( Пс. 145:3–5 ), а все свое упование возлагать на Того, кто один имеет бессмертие ( 1Тим. 6:16 ), и уже никогда нас не оставит. |
Духовности существа Божия не противоречат те места Священного Писания, в которых приписываются Богу телесные члены. Этими выражениями духовные писатели символически, более понятно, говорили о свойствах Божиих: так глаза и уши означают всеведение Божие, и т. д. Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц: Бог есть любовь (1 Иоан. 4, 16). Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество - единый Бог. Как единый Бог есть в трех Лицах, это тайна, непостижимая для нашего ума: но мы веруем по свидетельству Божественного Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: " идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа " (Матф. 28, 19). Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии Их. " Три свидетельствуют на небе (о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино (Иоан. 5, 7). Апостол Павел обращаясь к коринфским христианам, говорит: " благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами " (2 Кор. 13, 13). Для пояснения этой великой тайны, мы укажем на мир, который, являясь творением Божиим, вещает нам и о непостижимой тайне троического единства Творца. Печать сей тайны лежит глубоко в природе всех сотворенных вещей. Троическое единство, как основная мысль, проведена во всех произведениях премудрости Творца в Троице прославляемого. Например: речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время имеет: прошлое, настоящее и будущее; состояние материи: твердое, жидкое, и газообразное; все разнообразие цвета в мире слагается из трех основных цветов: красного, синего и желтого; человек проявляет себя через: мысль, слово и действие; действие, в свою очередь, имеет: начало, середину и конец; сам человек есть триединство - из тела, души и духа; спасение нашей души слагается из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви и т. д. |
| |