Только в очень редких случаях можно видеть стечение в храм богомольцев для поминовения уже погребенного человека. И тогда знай, что человек этот был особенный, - он был один из немногих мудрецов, исполнявших божественное слово: « Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают и крадут» (Матф. 6, 19-20). Завидна жизнь и кончина такого человека: он живет еще и по смерти, тогда как богатство и знатность и все прочее, чем дорожат люди, оканчивается вместе с их погребением, и души их, оставленные одинокими, оплакивают свое легкомыслие во время земной жизни. Ныне мы тоже совершаем заупокойную службу в этом переполненном молящимися, обширном храме, - но среди его не увидим мы пышного гроба, ни окружающих его суетных отличий знатности и богатства. Напротив, те, за которых мы молимся теперь, лишены были даже самого беднейшего гроба. Да, по мирскому рассуждению кончина самая бедственная, так как и самый последний нищий покидает этот мир, будучи положен в какой-нибудь, хотя бы и убогий гроб, устроенный усердием его присных, а если и тех у него нет, то об этом позаботятся блюстители общественного порядка; наши же безстрашные воины полегли телами своими на глубине морского дна, придавленные обломками корабля, между которыми пробираются к их останкам морские раки и другие страшные животные истребители. Итак, к их телам не прикоснется любящая рука родных или товарищей, но зато смотрите, какую огромную родню приобрели они заочно! Ни глубина моря, ни десятитысячное количество верст, отделяющее нас от места их кончины, не препятствуют нам считать их для себя столь присными, как самых кровных родных, и молиться об упокоении душ их, не ради соблюдения общественного приличия, но от всего сердца, о чем свидетельствуют лица ваши, орошенные слезами, которые более ценны для усопших, чем всякие алмазы, украшающие пышные праздники вельмож. И такое же одушевленное чувство, такая же усердная молитва за них в настоящие дни наполняют сердца всех русских людей, да и не русских только, но и греков, и заграничных славян, - словом, всех сынов Христовой Церкви, которой дал Господь дерзновение умолять Его благоутробие за преставшихся братьев. Его Пречистые уста сказали: « паки, аминь, глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех (Матф. 18, 19). Он ли не услышит умиленные молитвы миллионов, и могут ли быть грехи, превозмогающие этот могучий молитвенный вопль, отверзающий душам умерших врата небесного рая.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/12/...

   в) Способ осады: и обложат врази твои острог о тебе (Иерусалиме), и обыдут тя, и обымут тя отвсюду (Лук. 19:43; 21, 20). Так и поступил Тит: желая пресечь для осаждённых всякую внешнюю помощь и всякую возможность к бегству, дабы тем скорее принудить их сдаться, он приказал построить вокруг Иерусалима стены (что дотоле при осадах вовсе не употреблялось, и это гигантское дело совершено было в три дня Римскими легионами.    г) Бедствия осаждённых: будет тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти (Матф. 24:21), горе же непраздным и доящим в тыя дни (-19). И. Флавий, при описании этих бедствий, выражается почти словами Евангелия, считая невероятным, чтобы от сотворения мира какой-либо другой город, который бы потерпел столько, сколько Иерусалим в ту пору. Идумеи, призванные для защиты Иерусалима, в самый день вступления своего в св. град, обагрили стогны его убийством 18,000 граждан; тогда же образовались три злодейские шайки, которые, прикрываясь именем защитников отечества, вели кровавые распри в городе, храме и самом святилище, не щадили ни пола, ни возраста, ни состояния, умерщвляли старцев, жён, детей в колыбели. Многие из граждан спешили укрыться от этих извергов в подземельях вокруг Иерусалима, но схватываемые Римлянами, по повелению Тита, были распинаемы на крестах по пятисот ежедневно, в виду города и храма. Вскоре открылся ужасный голод, и за ним последовала язва со всеми своими опустошительными действиями, так что в самом почти начале осады выброшено было из Иерусалима через одни ворота до 115 тыс. трупов; живые питались телами умерших, и одна из матерей, в отчаянии, заклала для себя в снедь собственное дитя.    д) Степень самого разрушения Иерусалима и погибели Иудеев: аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится (Матф. 24:2),— и разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе (Лук. 19:44). Раздражённые упорным сопротивлением Иудеев, легионы Римские, взявши Иерусалим, не дали пощады никому и ничему: город, окружавшие его деревни на несколько миль и воды Иордана обагрены были кровью; в самом Иерусалиме, по словам Флавия, не осталось даже признака, что он имел некогда обитателей. Храм, несмотря на пламенное желание и повеление Тита — сохранить это величественное здание, по неосторожности одного воина, истреблён пламенем. В продолжение всей осады погибло Иудеев до миллиона и ста тысяч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Исаия явился с грозною речью о вавилонском пленении и вызвал смирение и покаяние Езекии и молитву: «да будет мир во дни мои» ( 4Цар.20:14–19 ). С указанными «пополнениями», очевидно, хорошо известными и писателю Паралипоменон и его читателям, понятно цитируемое повествование Паралипоменон. Надеемся, другого вывода и не может быть. Таких примеров можно бы привести и еще не мало. Поэтому, справедливо принятое у 70 наименование книг «Паралипоменон», т.е. дополнений опущенного в книгах Царств и других исторических ветхозаветных книгах. Этими «дополнениями» писатель Паралипоменон выразил и свое полное доверие к книгам Царств. Кроме того, между книгами Царств и Паралипоменон, много сходства в повествованиях о Сауле, Давиде, Соломоне и всех последующих иудейских царях. Эти сходные повествования являются «двумя свидетелями» историчности книг Царств. Содержание книги Царств подтверждается также свидетельствами пророков, которые нередко описывают современные события вполне сходно с книгами Царств. Так, пророки Исаия и Иеремия описывают события из истории иудейского царства, начиная с царствования Ахаза, сходно с описанием их в 4 книге Царств (ср. Ис.7:1–5 = 4Цар.16:5–9 ; Ис.36 –39гл.= 4Цар.18:13–20:21 ; Иер.39:1–10 = 4Цар.25:1–12 ; Иер.52 = 4Цар.25:17–30 ). Пророки Иезекиль и Даниил упоминают о разрушении Иерусалима и переселении в плен Иудеев при царях: Иоакиме, Иехонии и Седекии ( Иез.1:1–2;24:1–14 ; Дан.1:1–3 ). Пророки упоминают о нечестии многих иудейских и израильских царей согласно свидетельствам 3 и 4 книг Царств, например, о преступлениях Ахаава и Амврия ( Мих.6:16 ), Иоакима, Иехонии и Седекии (Иер.22гл.; Иез.19гл.); пр. Амос упоминает о сирийских царях Азаиле и Венададе ( Ам.1:4 ), описываемых в 4Цар.8гл. О поступках Ииуя с домом Ахаава ( 3Цар.21 ; 4Цар.9:24 ) упоминает пр. Осия (1:4). О царях Асе и Ваасе и их войне ( 3Цар.15:15–22 ) упоминает пр. Иеремия (31:9). Иисус, сын Сирахов, упоминает о деятельности царей Соломона, Ровоама, Иеровоама, Езекии, Иосии и пророков: Исаии, Илии, Елисея и описывает их подвиги вполне согласно с книгами Царств (Прем. Сир.47:14–49:9 ). Он упоминает о многих чудесах и пророчествах, излагаемых в 3 и 4 книгах Царств. Таковы: чудесные события, сопровождавшие деятельность пр. Илии ( Сир.48:2–9 ), Елисея (48:12–15), Исаии (48:24–28). В Новом Завете также существует очень много указаний на повествования обозреваемых книг и подтверждается достоверность последних. Так, говорится о Соломоне, его храме ( Деян.7:47–49 ), его славе ( Матф.6:29 ), о посещении его царицею Савскою ( Матф.12:42 = 3Цар.9 –10гл.). о пророках: Илии и Елисее ( Лук.4:24–27 ; Иак.5:17–18 ; Римл.11:3–4 = 3Цар.17–19 ; Цар.5:8–14), о смерти Давида ( Деян.2:29;13:36 = 3Цар.2:10 ). Все описываемые в книгах Царств, иудейские цари в таком же хронологическом порядке и преемственности поименовываются, с Давида до Иехонии, в родословной Иисуса Христа у евангелиста Матфея (1:6–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

После этого Иисус Христос определеннее и частнее говорит, чтобы юноша, если хочет получить вечную жизнь, соблюдал заповеди. Ст. 18–19. Юноша спрашивает: какие заповеди? те же ли самые, какие он знает и соблюдает? Господь повторяет заповеди Десятословия об отношениях к ближнему, присоединяет из кн. Левит (19, 18) изречение о любви к ближнему, показывающее внутреннее существо этих отношений. Об обязанностях к Богу, о любви к Нему от всего сердца и от всей души (ср. Лук. 10, 27 ), Господь уже не говорит, достаточным считая то, что внушил юноше, что благ токмо един Бог, и что, следовательно, только Он един достоин быть предметом любви первоначальной, объемлющей всего человека, любви вечной и неизменной, творения же Божии могут быть предметами любви в той лишь мере, в какой причастны совершенствам Его, сотворены по образу Его. Ст. 20. Вся сия сохраних от юности моея. Эти слова были бы выражением фарисейского самомнения, если бы юноша, не смотря на убеждение, будто он соблюл все заповеди, не чувствовал, что ему чего-то не достает. Он спрашивает: что еще не докончал? И Господь возлюбил его, как свидетельствует ев. Марк (21), может быть, и за усердие, с которым он вопрошал о благе и за простоту сердца, не испытавшего сильных искушений, и за смиренное сознание, что ему чего-то не достает. Ст. 21. Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение новое, и даждь нищим – и гряди в след мене. Заповедь об отречении от имущества, подобно заповеди о девстве, не есть безусловная. Аще хощеши совершен быти, вот тебе путь к совершенству. Если не хочешь совершенства, иди путем обычным. Но можно ли не хотеть совершенства, если Господь говорит: будите – совершенни, яко же Отец ваш совершен есть ( Матф. 5, 48 )? Кто не стремится к совершенству, тот не может и христианином считаться. Здесь необходимо разграничить различные понятия, которые могут выражаться одним и тем же словом «совершенный». Нет сомнения, что и тот, кто отречется от имений своих, кто притом же и девство сохранит в чистоте, еще не будет совершен, как Отец небесный. Из этого следует, что слово „совершенный» употреблено здесь (Матф, 19, 21) Иисусом Христом в относительном смысле. Это не такое совершенство, образец и мера которого заключены в Боге, а такое, которое называется совершенством по отношению к нашим настоящим силам, к условиям нашего временного бытия, к нашей жизни в этом мире. Это есть совершенство, достижимое нами здесь на земле; по отношению к тому бесконечному совершенству, о котором говорил Господь в нагорной беседе, оно представляет малую часть, одну из бесчисленных стадий бесконечного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

«Дщери иерусалимския, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших...» «Дщери иерусалимския» — любвеобильное обращение, указывающее на благорасположение Господа к этим женщинам, выражавшим Ему такое трогательное сочувствие. Господь как бы забывает о предстоящих Ему страданиях и духовный взор Его обращается к будущему избранного народа, к тому страшному наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии. «Плачьте о себе и о детях ваших» — в этих словах Господь предупреждает их о бедствиях, имеющих постигнуть их и детей их. Тут Он как будто имеет в виду ту страшную клятву, которую так легкомысленно навлекли на себя иудеи, кричавшие: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). «Се, дние грядут...» — приходят, приближаются дни страшных бедствий, когда высшее благословение чадородия превратится в проклятие и будут считаться блаженными те, которые считались ранее находящимися под гневом Божи-им, как неплодные, нерождающие. «Тогда начнут глаголати горам: падите на ны...» — столь велики будут бедствия. Речь здесь идет несомненно о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р.Хр.    «Аще в сурове древе сия творят» — ибо если с зеленеющим деревом это делают, — «в сусе что будет?» — то с сухим, что будет? Это, видимо, народное присловие. Под «зеленеющим деревом», полным жизни, Господь разумеет Себя; под «сухим деревом» — народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом? «Огнь идет на Иудею (ср. Иезек. 20:47); если зеленое дерево сгорело, то с какою же силою он будет истреблять сухое?» (Еп. Михаил). 28. РАСПЯТИЕ     (Матф. 27:33-44; Марк. 15:22-32; Лук. 23:33-38; Иоан. 19:18-24)    Согласно повествованию всех четырех Евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место» и там распяли Его посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их тоже вели на смерть вместе с Ним. «Голгофа», или «лобное место» — это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к северо-западу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Она была дева и обручена мужу, была признана и достойною послужить тайне, дабы и девство было почтено, и брак не был унижен. Девство было избрано, как целесообразное средство к освящению, обручением же были положены брачные начала, а вместе с тем чрез оное Иосиф стал ближайшим свидетелем Марииной чистоты. Наступило надлежащее, древле предуставленное и предреченное от сложения мира, время вочеловечения Господа, и Духу Святому и силе Вышнего подобало составить сию богоносную плоть. И поскольку в роде человеческом не было чистоты по достоинству равной Марииной, дабы приять действие Духа, то обручением была предызбрана сия блаженная Дева. Дева, нисколько не повредившая Себя обручением. Обручение Иосифу было умышлено и для того, чтобы сокрыть тайну от князя века сего, который древле назирал за девством, поскольку слышал слова Пророка: се Дева во чреве приимет и родит Сына ( Ис. 7:14 ); но был прельщен лукавый обручением, ибо знал об имеющем быть разрушении своего господства плотским явлением Господа. Прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Матф. 1:18 ). Иосиф обрел то и другое – и зачатие и вину сего от Духа Святого. Убоявшись именоваться мужем такой жены, он восхоте тай пустити, не осмелившись разглашать о случившемся с Ней; но, как праведник, он получил объяснение таинства. Сия же ему помыслившу, се ангел Господень во сне явися ему, глаголя: „не убойся прияти Мариам жены твоея ( Матф. 1:19–20 ); и совсем не помышляй об этом, дабы не согрешить неуместными мыслями». Иосиф назван праведным, но не – дело праведного – прикрывать молчанием беззакония. Не убойся прияти Мариам жены твоея: этим показано, чтобы он не гнушался Ее, а боялся, как исполненной Духа Святого, ибо рожденное от Нее есть от Духа Святаго. Отсюда понятно, что плоть Господа составлена была не по общему естеству плоти, хотя и зачата была она совершенно плотски: нельзя представлять, что она создавалась по частям. Не сказано также, что она создана, но: рождшееся: из святыни была составлена плоть достойная соединиться с божеством Единородного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Тут Он как будто имеет в виду ту страшную клятву, которую так легкомысленно навлекли на себя иудеи, кричавшие: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). «Се, дни грядут...» — приходят, приближаются дни страшных бедствий, когда высшее благословение чадородия превратится в проклятие, и будут считаться блаженными те, которые считались раннее находящимися под гневом Божьем, как неплодные, не рождающие. «Тогда начнут говорить горам: падите на нас!» — столь велики будут бедствия. Речь здесь идет, несомненно, о разрушении Иерусалима Титом в 70-м году по Р. Хр. «Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» — Это, видимо, народное присловие. Под «зеленеющим деревом,» полным жизни, Господь разумеет Себя; под «сухим деревом» — народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом? «Огонь идет на Иудею (ср. Иезек. 20:47); если зеленое дерево сгорело, то с какою же силою он будет истреблять сухое?» (Еп. Михаил). Распятие (Матф. 27:33-44; Марк. 15:22-32; Лук. 23:33-38; Иоан. 19:18-24). С-огласно повествованию всех четырех Евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место,» и там распяли Его посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их тоже вели на смерть вместе с Ним. «Голгофа,» или «лобное место,» — это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к северо-западу. Неизвестно точно, почему этот холм носил такое название. Думают, что или потому, что он имел вид черепа, или потому, что на нем находилось много черепов казненных там людей. По древнему преданию, на этом же самом месте был погребен прародитель Адам. Св. Ап. Павел в послании к Евреям 13:11-12 указывает на особое значение того, что «Иисус пострадал вне врат.» Когда Иисуса привели на Голгофу, то давали Ему пить, по св. Марку 15:23, вино со смирною, а по святому Матфею 27:34, уксус, смешанный с желчью. Это — напиток, одуряющий и притупляющий чувство, который давали осужденным на казнь через распятие, чтобы несколько уменьшить мучительность страданий. Римляне называли его «усыпительным.» По свидетельству еврейских раввинов, это было вино, в которое подбавлялась смола, благодаря чему вино помрачало сознание осужденного и тем облегчало для него муки. Смирна — один из видов смолы, почему ее и указывает св. Марк. Приправа вина смолой давала крайне едкий и горький вкус, почему св. Матфей называет ее «желчью,» а вино, как очевидно уже скисшее, называет «уксусом.» «И, отведав, не хотел пить» — желая претерпеть всю чашу страданий до конца, в полном сознании, Господь не стал пить этого напитка.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

15. Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати (Матф. 6, 24), и проч. Не приидох, говорит Господь, мир воврещи на землю (Матф. 10, 34), т. е. мир между родителями и их сынами и братьями, желающими Мне работать, но брань и меч, чтобы боголюбивых отлучить от миролюбивых, вещественных от невещественных, (плотских от духовных), славолюбивых от смиренномудных; ибо Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему. 16. Берегись, берегись, чтобы за пристрастие к возлюбленным тобою родственникам все у тебя не явилось как бы объятым водами, и чтобы ты не погиб в потопе миролюбия. Не склоняйся на слезы родителей и друзей; в противном случае будешь вечно плакать. Когда родственники окружат тебя, как пчелы, или лучше сказать, как осы, оплакивая тебя: тогда немедленно обрати душевные очи твои на смерть и на дела (твои [ 2 ]), чтобы тебе можно было отразить одну скорбь другою. Сии наши, или лучше не наши, лукаво обещаются сделать для нас все, что мы любим; намерение же их то, чтобы воспрепятствовать доброму нашему стремлению, а потом уже привлечь нас к своей цели. 17. Удаляясь от мира, мы должны избирать для жительства места, лишенные случаев к утешению и тщеславию и смиренные; если же не так, то мы действуем по страсти. 18. Утаевай благородство свое и не величайся своею знатностью, чтобы не оказался ты один на словах, а другой на деле. 19. Никто в такой мере не предавал себя странничеству, как тот Великий, который услышал: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего (Бытия, 12, 1), и притом был призываем в иноплеменную и варварскую землю. 20. Иногда Господь много прославляет того, кто сделается странником по примеру сего Великого; но хотя сия слава и от Бога дается, однако ее хорошо отвращать щитом смирения. 21. Когда бесы, или и люди будут хвалить нас за странничество, как за великий подвиг, тогда помыслим о Том, Который ради нас снисшел на землю в виде странника и найдем, что мы воздать за сие во веки веков не можем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

83. Греч. κροδρων — плоды в скорлупе, напр. орехи. По мнению Шлейснера, здесь и в 5, 1; 7, 13 — означаются лучшие плоды (praestantissimi — 1. с. 1, 134). Слав. яблочным. 84. Слав. объимах, по греч. τργησα — надавил, нажал сока. 85. Слав. с — μετ, для блогозвучия уклоняемся. 86. Это приглашение к ближним братиям (Марк. 3:35; Иоан. 13:14 не одного св. Григория Нис., а всякого читателя переносит в «тайноводственныя» беседы Господа и учреждение таинства евхаристии (Матф. 26:27). 87. Ср.: Се стою при дверех и толку. Апок. 3:20. 88. Греч. βστρυχοι — кудри, слав. власы. 89. «Облеченному в одежду Христа не следует одевать ветхия одежды греха» (Гал. 3:27) и сквернить себя прежними пороками (Рим. 6:19). Григорий Нисский. 90. Слав. скважню — отверстие в двери или стене дома, чрез которое отпиралась дверь. 91. Так обильно улита она была блоговониями! 92. Παρλθε — у Ефроса: ускользнул, исчез, внезапно скрылся. 93. Горя бе в наю у Еммаусских путников (Лук. 24:18), стала «не в себе» от прилива радости. 94. Песн. 3:3. 95. Песн. 2:7. 96. По греч. ед. ч. δελιδο — слав. брата, обычно перев. мн ч. Букв. всякого другого брата. 97. Греч. κλελοχισμνος — как роты солдат одна от другой отделяются, так его нельзя «смешать» с другими мужчинами. 98. Греч. κα Φζ, (алекс.) или κεφζ, (ват.), по евр. — лучшее золото (Gesenius. Lex. 581 s.). Слав. злато избранно. 99. Так в соотв. слав. пер., а с греч. βστρυχοι ατο λαται — кудри его — ели (по курчавости) или: пальмы (по стройности). 100. Символ чистоты, кротости, духовной белизны. Вер. голуби белого цвета, как у нас бывают домашние. 101. Греч. τορευτα — гравированныя, изваянныя, слав. обточены. 102. Дрогоценный камень, в синод. топаз. 103. Греч. πυξον — буковая полированная дощечка, употреблявшаяся для письма Здесь, вер., указывается на изящество и стройность корпуса. 104. Греч. εδος — стройность и высота. 105. См. Песн. 4. 11, прим. 21. 106. Предмет восхищения и восторга для боголюбивой души. «Все целое в Нем вожделенно, по причине совершенства во всяком добре». Григ. Нис. Потому-то из-за Христа люди оставляли «все» и вслед Его шли (Матф. 19:27).

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

94. Итак, распят, подлинно распят Господь, и мы покланяемся распятому, погребенному, воскресшему в третий день и на небеса восшедшему. О глубина богатства и премудрости, и разума Божия! согласно написанному (Рим. 11, 33). От части бо разумеваем и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), как каплю из моря почерпая из разума Божия и приемля образ такового домостроительства, благодать упования нашего, благоволением Отца, изволением Сына и Святого Духа, единого и того же Бога. Все Писания имели рассеянною там и сям проповедь воскресения; совершенная же проповедь о сем соблюдаема была ко времени пришествия самого ипостасного Слова: ибо полнота закона Христос, согласно написанному (Рим. 10, 4, срав. Матф. 5, 17). Где не говорило Божественное Писание о воскресении? Прежде всего кровь Авеля проповедует о нем; потому что даже и после смерти еще глаголет, говорит Писание (Евр. 11, 4). За тем Енох преложен бысть, и не обреташеся, и не видел смерти, яко угоди Богу (Евр. 11, 5; сн. Быт. 5, 24). Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия (Быт. 6, 8 и дал.). Авраам, уже устарелый, получает дитя, хотя тело его было омертвевшим. И однако и омертвевшему Бог даровал надежду, когда притом и утроба Сарры была омертвевшею: то, что устарело и стало близким к исчезновению, то есть иссякнувший ток обычного у женщины, снова получает силу к ввержению семени, и устарелая женщина, на подобие молодой, зачинает во чреве (Быт. 18, 10 и дал.). И Исаак, как бы от смерти перешедший к жизни, передается отцу: Бог, передавший отцу дитя живым от оживления омертвевших, тем самым возвестил надежду воскресения (Быт. 22, 12; сн. Евр. 11, 19). И Иосиф самым делом показывает, что не на втором месте полагает надежду воскресения костей своих: ибо заботился о них, не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить. И не без цели заповедывал, чтобы оне вынесены были из страны египетской, говоря: изнесите кости моя с собою: ибо присещением присетит вас Господь (Исх. 18, 19). Если бы не было надежды воскресения, то к чему была бы такая забота о костях? Зачем праведникам давать заповедь об истлевающих костях? Первым словом к Моисею было свидетельство Божие об этом предмете: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог усопших в мире, но у Меня живущих (Исх. 3, 6; сн. Матф. 22, 32; Марк. 12, 26–27; Лук. 20, 37–38). Один и тот же Дух глаголал в законе и учит в Евангелии. Это и Саддукеям указал Спаситель: глаголяй в пророках, ту есмь (Ис. 52, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010