Господь наш Иисус Христос на вопрос: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» говорит: «чье это изображение и надпись?» и когда сказали: «кесаревы», отвечает так: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22, 17, Лук. 20, 24, 25). Итак, поелику из сего видно, что те оказываются подчиненными повелениям кесаря, у кого находится что либо кесарево, то, если и этот вступивший в братство принес с собою что либо подобное из принадлежащего кесарю, да будет он повинен внести подать, а если ушел от своих, все им оставив, да не будет никакого сомнения ни ему, ни принявшему его. Вопрос 142. Знающим искусство надобно ли брать у кого–нибудь работу без ведома приставленного к попечению о сем? Ответ. Как тать или помогающей татю, да подлежит осуждению тот и другой: и кто дает, и кто берет работу. Вопрос 143. Какое попечение обязаны иметь работающее о вверенных им снарядах? Ответ. Какого требуют вещи, во–первых принесенные в дар и посвященные Богу, а во–вторых столь необходимые, что без них не могут они показать должного не леностного тщания. Вопрос 144. А если кто по нерадению потеряет, или по небрежению испортит что? Ответ. Испортивший да судится как святотатец, а потерявший как виновник святотатства, потому что все это принесено в дар Господу и посвящено Богу. Вопрос 145. А если сам собою употребит какой либо снаряд в дело, или возьмет? Ответ. Да судится как дерзкий и самоуправный, потому что это—дело того, кому поручен надзор и распоряжение. Вопрос 146. А если и при неминуемой надобности настоятель потребует у него снаряд, а он станет спорить? Ответ. Кто по любви Христовой себя и члены свои отдал в употребление другим, тот как возможет спорить о снарядах с настоятелем, которому принадлежит попечение и о снарядах? Вопрос 148. Какую меру власти имеет в домоправлении тот, чьему смотрению вверена кладовая? Ответ. В отношении к тому, кто по испытании вверил ему снабжение кладовой, должен помнить самого Господа, сказавшего: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан.5, 30); а в отношении к тем, которые на его попечении, должен иметь в виду потребность каждого; потому что написано: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Евангельский юноша, вопрошавший Спасителя о том, «что» надлежало ему «делать, чтобы наследовать жизнь вечную» ( Лук. 18:18–25 ; Матф. 19:16–24 ; Марк. 10:17–25 ), конечно, имел право пользоваться своим богатством, но для него лучше было последовать словам Спасителя и, «продав» свои богатства, «раздать нищим» ... И мы, как выяснено было выше, имеем право пользоваться «животной» пищей, но не лучше ли для нас, для успехов нашей нравственной жизни нам добровольно, без внешних, хотя бы и высших, принуждений и побуждений отказаться от того права? Таков, достоуважаемые слушатели, правильный, по нашему убеждению, взгляд на отношение христианина к дарованным ему в христианстве правам. Признав же его (а не признать не можем, не имеем оснований), мы тем самым подготовили почву для возможности понимания интересующего нас вопроса в смысле, указанном в начале второй половины нашего чтения. После всех этих предварительных, так сказать, рассуждений постараемся оправдать ту возможность, даже превратить ее в необходимость, при помощи предлагаемых богооткровенным учением документальных данных. Остановимся сначала на данных фактических, предлагаемых Словом Божьим. В раю первозданные люди питались одной только растительной пищей. Это несомненно и безусловно определенно констатируется бытописателем – Моисеем. Дав первозданным людям власть «над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всей землей), и над всякими животными, пресмыкающимся на земле», Бог непосредственно же за этим присоединил: «вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором – душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» ( Быт. 1:28–30 ). Мы видим отсюда, что не одни люди до райского грехопадения, но и животные все в этот период, по слову Творца, должны были питаться и действительно питались только одной растительной пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Если она может забыть его, То Я не забуду тебя. (16) Да, на ладонях Я начертал тебя, Две стены твои предо Мною постоянно 341 . – (17) Спешат сыны твои 342 .. Разрушители твои и опустошители твои От тебя удаляются.. (18) Обведи кругом глаза твои, и посмотри: Все они собираются, идут к тебе; Жив Я, – говорит Иегова, – Что всеми ими, как украшением, ты покроешься, И обрядишься ими, как невеста 343 . (19) Да, развалины у тебя, И запустение у тебя, И земля разорена твоя; А теперь у тебя будет тесно от жителей, Когда удалятся пожиравшие тебя. (20) Тогда будут говорить вслух тебе Дети вдовства твоего: «Тесно для меня это место, Подвинься, чтобы я мог поселиться». (21) А ты скажешь в сердце своём: «Кто родил мне их? Я вдова 344 и бесплодная, Изгнанная и отверженная, А их кто воспитал? Вот я осталась одинокою.. Они... где же они»?... (22) Так говорит Господь Иегова: Вот Я простру к племенам руку Мою, И к народам подыму знамя Мое, И они представят сынов твоих на лоне, И дочерей твоих на плечах принесут. (23) И будут цари воспитателями у тебя И княгини – жены их кормилицами у тебя; Лицом до земли будут кланяться тебе, И прах ног твоих будут лизать 345 , – Тогда узнаешь, что Я – Иегова, Что не постыдятся Надеющиеся на Меня». (24) «Неужели отымется у сильного добыча, И взятое в плен победителем будет освобождено»? (25) Да, так говорит Иегова: «И взятое в плен сильным возвращено будет, И добыча притеснителя отнимется, И с противником твоим Я буду препираться, И сынов твоих Я спасу. (26) И Я заставлю притеснителей твоих есть плоть свою, И, как вина нового, крови своей они напьются 346 ; И узнает всякая плоть, Что Я – Иегова, Спаситель твой И искупитель твой, Сильный Иакова». XL 334 Трудно согласиться с толкователями, что эта речь идёт от лица всего народа, или же, что она высказана от лица самого пророка. Как прежде спасителем народа еврейского представлялась отдельная личность Кира, так и теперь общее спасение народов ясно усваивается отдельной личности. Если эта личность называет себя общим именем то отсюда видно, что этою личностию не может считаться и сам Исаия. Название неделимаго общим именем указывает особенное его достоинство ( Матф. 16, 18 ); в частности, имя народа могло приписаться только царю (10, 5). А когда это лицо говорит, что его имя известно от чресел матери его, то это, не соответствующее древнему обычаю, указание на матерь, предпочтительно перед отцем, делает ясным предположение, что лицо, говорящее здесь, есть то же лице, которое названо γενóμενος κ γυναικóς, о котором Исаия говорил в .7 гл. 14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Какое, говорят они, нам дело до этого? Мы не виновны в безумии других, и, если кто безрассудно соблазняется, мы не заслуживаем наказания за его безумие. Но Павел не так говорил, а заповедал обращать внимание, хотя бы кто соблазнялся без вины (соблазняющих), хотя бы по немощи. Мы тогда только освобождаемся от наказания, назначенного соблазняющим, когда от соблазна происходит другая польза, большая вреда, причиняемого соблазном; если же этого нет, а происходит один только соблазн для других, основательно ли будут они соблазняться, или не основательно, или по немощи, то кровь их падает на нашу голову и от наших рук Бог взыщет души их. Посему, чтобы мы и не всегда заботились о соблазняющихся, и не всегда презирали их, Христос постановил для нас некоторые ограничения и правила, и Сам соблюдал то и другое в надлежащее время. Так, когда Он беседовал о свойстве яств и объяснял, что они по природе своей чисты, и освобождал от иудейской разборчивости в них, и когда Петр пришел и сказал: « соблазнились », то Он отвечал: « оставьте их », и не только презрел их, но и осудил, сказав: « всякое растение, которое не Отец мой небесный насадил, искоренится » (Матф. 15:12–14). Таким образом, Он отменил закон о яствах. Когда же требовавшие дидрахмы, приступив к Петру, говорили: « Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» , то Он не поступил так же, как в отношении к первым, но принимает во внимание соблазн и говорит: « но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя » (Мф. 17:24–27). Видишь ли, как Он и заботился и не заботился о соблазняющихся? Здесь не было неотложной нужды открыть славу Единородного; как (могло быть) это, когда Он еще старался прикрывать ее и заповедовал не говорить народу, что Он — Христос? От уплаты дидрахмы не было никакого вреда, а от неуплаты ее произошло бы великое зло; ибо тогда стали бы отвращаться от Него, как властолюбца, возмутителя, врага всего государства, и подвергающего других крайним опасностям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Но им, еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, всё это было непонятно. Чудесная уплата церковной подати (Матф. 17:24-27). С Господа Иисуса Христа требовали подать на храм Божий, как бы для Бога. Конечно, как Сын Божий, Он должен был бы быть свободен от платежа, но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Он, не имея Сам при Себе денег, указал Ап. Петру, где и как найти статир, то есть четыре драхмы, для уплаты подати за двоих. Это чудо, по словам толкователя Евангелия Еп. Михаила, ярко свидетельствует о Божестве Господа Иисуса: «Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если познал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ.» Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном (Мф. 18:1-5; Мрк. 9:33-37; Лук. 9:46-48). После чудесной уплаты пошлины в Капернауме, ученики, спорившие между собою о том, кто из них больше, то есть кто из них будет первенствовать по власти и чести в том царстве Мессии, открытия которого они скоро ожидали, приступили ко Иисусу, «и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» Ответ Господа прямо и решительно направлен против всякого стремления среди учеников Его к первенству: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.» «Не стремитесь к первенству в Моей Церкви,» как бы этим говорит Господь: «ибо с первенством соединены будут наибольшие труды и наибольшее самоотречение, а отнюдь не покой и слава, как вы думаете.» Призвав затем дитя, которое, по свидетельству Никифора, стало впоследствии священномучеником Игнатием Богоносцем, Епископом Антиохийским, Господь поставил его посреди учеников и, указывая на него сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное,» то есть если вы не оставите своих ложных мнений о царстве Мессии, и не оставите ваших тщеславных надежд на получение первых мест в этом царстве, то не войдете в него. Дети простосердечны, у них нет предвзятых мыслей о возвышении или приобретении, они робки и смиренны, у них нет еще зависти и тщеславия и желания первенствовать — этим качествам их и надо подражать тем, кто хочет войти в Царство Небесное.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

О Своих учениках Христос говорит: " хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною " (Иоан.17:24); об нас же, боюсь, чтобы не было сказано противного: " где буду Я, [туда] вы не можете придти " . В самом деле, как нам придти туда, когда мы поступаем вопреки заповедям? Ведь и в настоящей жизни, если кто-либо из воинов станет действовать несоответственно с достоинством царя, то не будет иметь возможности видеть царя, а напротив лишится своей власти и подвергнется величайшему наказанию.        Так и мы, если будем похищать и лихоимствовать, если станем оказывать несправедливости и обиды и не будем творить милостыни, то не только лишимся возможности придти туда, но и потерпим тоже, что случилось с девами. А они не могли войти туда, где был Жених, но удалились, потому что угасли их светильники, т.е. оставила их благодать. Действительно, этот огонь, который мы получили по благодати Духа, если захотим, мы можем усилить; если же не захотим, тотчас угасим его. А когда он угаснет, в наших душах не останется ничего, кроме тьмы. Как с возжжением светильника появляется большой свет, так с его погашением не остается ничего, кроме мрака. Поэтому сказано: " Духа не угашайте " (1Фесс.5:19). Угасает же тогда, когда не имеет елея, когда подвергается какому-либо сильному напору ветра, когда подавляется и стесняется (от этого именно и гаснет огонь); подавляется же житейскими заботами и угасает от злых пожеланий. Но, при этом, ничто так не угашает огонь Духа, как безчеловечие, жестокость и хищничество. Если мы, не имея елея, нальем еще холодную воду (а это и есть лихоимство, охлаждающее унынием души обижаемых), то как тогда он может загореться? И вот мы отойдем отсюда, неся с собою золу и пепел, окруженные великим дымом, который будет обличать нас в том, что мы угасили свои светильники. Где дым, там необходимо допустить угасший огонь. Но не дай Бог никому услышать этот глас: " не знаю вас " (Матф.25:12). А когда можно услышать его, как не тогда, когда, видя бедного, мы остаемся в таком же расположении духа, как если бы не видели? Если мы не хотим знать Христа, когда Он алчет, то не узнает и Он нас, когда мы будем нуждаться в Его милости. И справедливо: кто презирает несчастного и не подает своего, тот не должен надеяться получить что-либо из того, что не его. Потому, умоляю вас, будем всячески стараться и заботиться, чтобы не оскудел у нас елей, чтобы наши светильники были украшены, и мы могли вместе с Женихом войти в брачный чертог, чего и да сподобимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Оно произойдет " в повелении " , коим Бог изречет определение, что время кончилось и настал момент воскресения мертвых и обновления мира. Это Божие повеление будет принято первым из Ангелов, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, прежде ветхого Израиля, а потом Нового Израиля — христиан — и возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих возвестят об этом повелении Божием всем концам земли. " Под " трубою Божией " здесь разумеется, как поясняет святой Иоанн Златоуст, не одна труба: труб будет много. Господь же снидет по последней трубе " . Труба эта возбудит умерших и соберет их с живыми во едино. И в Ветхом Завете труба была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев. 25:9 [ 8 ]; Числ. 10:2 [ 9 ]; 31:6 [ 10 ]). Некоторые полагают, что под этой трубой надо понимать великие и шумные перевороты в природе (2 Петр. 3:10 [ 11 ]), которые произойдут при кончине мира (ср. Матф. 24:31 [ 12 ]). " И мертвые во Христе воскреснут прежде " — слово " прежде " не то означает, как толкуют некоторые еретики и сектанты, будто прежде воскреснут верующие христиане, а потом через 1000 лет — и неверующие, на что здесь нет никакого намека, а только то, что прежде мертвые воскреснут, а затем оставшиеся в живых будут вместе с ними, после мгновенного изменения их тел, восхищены на облаках, чтобы встретить грядущего Господа. " Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем " (4:17) — умершие воскреснут, а живые мгновенно изменятся: получат тонкие нетленные духовные тела, вместо дебелых душевных тел, о чем пишет Апостол Павел в другом месте, именно в 1-м Послании к Коринфянам гл. 15 ст. 51-52: " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся " . После того, как одни воскреснут, а другие изменятся, последует суд и отделение добрых от злых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям ( Мф. 23:35 ). Рождество Иоанна Крестителя празднуется у нас 24 июня. 7. РОДОСЛОВИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ПО ПЛОТИ ( Матф. 1:1–17 и Лук. 3:23–38 ) В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал свое Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает свое Евангелие прямо с родословия Господа, причем ведет его только от Авраама и доводит до «Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос». Возникает вопрос, почему Евангелист дает родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, след., раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода. Св. Лука, как поставивший себе задачей показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Правильно ли такое суждение адвентистов?   Нет, не правильно. Адвентисты не читают псал. 87-го от начала до конца, поэтому и не могут понять его. В этом псалме пророчествуется о Христе Спасителе: о Его молитве в саду Гефсиманском (ст.Пс. 87:2, 3, 15, 16; ср. Мф. 26:42), о Его страданиях за людей (ст. Пс. 87:4—8, 17, 18), об удалении от Него даже знакомых, когда Его судили, и когда Он был на кресте (Пс. 87:9, 19 ст. ср. Лук. 23:49; Мф 26:73—74) В стихах же Пс. 87:11—13 пророчествуется о нисхождении Христа в ад, и о необходимости этого дела. Мертвые были заброшены, лишены возможности видеть лице Божие и чудеса Господни; живых Бог вразумлял наказаниями и ободрял милостями, а мертвые не могли удостоиться видеть чудо Божие. И вот, Христос является пророком и законодателем во гробе: он возвещает милость Божию, как сообщает Ап. Петр: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр 4:6). Для этого Христос и «нисходил прежде в преисподния места земли» (Еф. 4:9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петр. 3:19—20; Чит. Злат. 5, 882—887). Как извращают адвентисты псалом 113?   Адвентисты берут из 113-го псал. 25, 26 стихи, читающиеся-де так: «не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» (Пс. 113:25, 26), — и говорят, что псалмопевец отвергает бессмертие души. В чем заключается извращение адвентистами указанного места?   Адвентисты не дочитывают 26-го стиха до конца, поэтому для них и не ясно, о чем говорит псалмопевец. Царь Давид говорит здесь о духовных (нравственных) мертвецах [ср. Матф.8], о людях, которые умерли для добродетели. А что это именно так, то это видно из того, что мертвецам псалмопевец противопоставляет себя и говорит: «Мы будем благословлять Господа отныне и во век» (Пс. 113:26), то есть и в загробном мире (Злат. 5, 337—338)    И далее, в псл. 114, псалмопевец пророчествует, как души людей будут избавлены Спасителем от тягостей ада: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7, 8, 9). Это-то облагодетельствование и радость смерти испытывают Апостолы, когда говорят: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:8). О «земле живых» (Пс. 114:9) Апостолы говорят христианам так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22—24)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разве ты не видел, сколько раз Он утверждал твой потрясенный город? Тем более может Он оградить от потрясений Свою Церковь. Церковь выше земли, она превосходит даже небо. «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф. 24:35). Какие слова? «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Если не веришь слову, то делам должен поверить. Сколькими тиранами воздвигались гонения на Церковь Божию? Сколько употреблялось ими мучений, крестов, сколько костров, печей, диких зверей, изощренных мечей? И они ничего не достигли. Где теперь те, которые делали это, и где те, которые мужественно перенесли все это. Теперь те подвергаются вечным мучениям, а эти ублажаются вечным весельем. Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком. Разве ты не знаешь, что [некогда] было только одиннадцать, и они не были побеждены? Теперь, когда вселенная наполнена множеством верующих, как они могут быть побеждены? «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». И несомненно так, потому, что для Бога церковь дороже неба. Не Церковь для неба, а небо для Церкви. Итак, прошу, пусть ничто не смущает вас из того, чему вы были свидетелями. Будем иметь пред глазами пример Петра: он ходил по водам, но усомнился и едва не погиб, не от сильных волн, но по слабости веры. Разве по человеческой воле мы пришли сюда, или человеком можем быть удалены отсюда? Это я говорю не из надменности или самохвальства, но чтобы укрепить сердца ваши, объятые смущением. Вспомните, как: «Потряслась и всколебалась земля» (Пс. 17:8), но город не был разрушен. Нечестивейший дьявол, как ты думаешь, что можешь одолеть Церковь, после того, как не мог разрушить и потрясенных стен? А Церковь не в стенах, но во множестве верующих. Как сильны вы, как непоколебимо вы стоите, связанные не жезлом, а верою! Но что я говорю о таком множестве? Одного верного ты не можешь одолеть. О, Дьявол, разве ты не знаешь, что причинили тебе мученики? Часто [на мучения] выходила девица нежного возраста, юных лет, и оказывалась крепче жезла; ты строгал ребра ее, но веры поколебать не мог.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010