б) Научаемся вместе, что наша любовь к Богу и наше Богопочтение должны быть: аа) искреннейшие, духовные: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, сказал Спаситель ( Иоан. 4:24 ); всякое внешнее Богопочтение может иметь свою цену только тогда, когда оно есть выражение внутреннего: в противном случае неприятно Богу ( Ис. 1:11–15 ), – и истинная жертва Богу – дух сокрушенный, по слову Пророка ( Пс. 50:19 ); бб) высочайшие и полнейшие: потому что Бог бесконечно превосходит совершенствами своими все другие существа, к каким только мы можем питать почтение и любовь; и следовательно, если кого, то Его, по преимуществу, мы должны любить и почитать Господа Бога … всем сердцем …, и всей душой …, и всем разумением своим, и всей крепостью своею ( Марк. 12:30 ); вв) глубочайше благоговейные: если и Серафимы, окружающие на небесах престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: свят, свят, свят, Господь Саваоф ( Ис. 6:2–3 ); то с каким же благоговейным трепетом должны слу­жить Ему мы, низшие и слабейшие из всех Его духовных созданий ( Пс. 2:11 )? в) Научаемся прославлять Бога сердцем и устами, мыслями и всей своей жизнью, памятуя слова Псалмопевца: Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь… ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов ( Пс. 95:7,4; 144:3 ), и слова Спасителя: так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Матф. 5:16 ). г) Научаемся, наконец, стремиться к Богу, как нашему высочайшему благу, и в Нем одном искать для себя полного успокоения, повторяя вместе с Давидом: кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек ( Пс. 72:25–26 ). Как ни глубока жажда нашего ума, ищущего истины, но Бог есть высочайшая Истина; как ни пламенно влечение воли нашей к добру, но Бог есть совершеннейшее Добро; как ни ненасытна любовь нашего сердца к счастью и блаженству, но Бог есть высочайшее и нескончаемое Блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

б) Но кто пренебрегает христианством , не ценит Его благодатных учреждений, тот не может любить Иисуса Христа от сердца и быть благодарным к Его благодеяниям. “ Кто не со Мною , — говорит Христос, — тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Матф.12:30) Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным! ” (Мф.10:33). Следовательно, человек игнорирующий Евангелие заслуживает величайшего наказания, потому что он грешит против своего высочайшего Благодетеля. 3. Грешат против истины. Жить в заблуждении, страдать предрассудками — противно человеческому разуму. Истина есть цель, к которой стремится ум. Она есть высшее благо человека. Кто препятствует ее распространению, помрачает ее свет, тот препятствует благу людей и грешит против самого себя. а) Иисус Христос есть свет мира . Его Евангелие содержит божественную истину. Оно совершенно согласно с лучшими стремлениями ума, с возвышеннейшими требованиями нашего сердца, и служит превосходнейшим средством к просвещению духа в познании истины. Чем больше мы знакомимся с его содержанием, тем яснее представляются нам наши важнейшие и святейшие обязанности. б) Можно ли пренебрегать Христианством, не помрачая его света в себе и в других, не погрешая против самой истины? Это пренебрежение к христианству во все времена препятствовало познанию истины и ее влиянию на религиозное образование людей, поэтому оно греховно и достойно наказания. 4. Лишаются своего спасения и наказывают сами себя. а) Кто против Евангелия, тот губит самого себя: “ и тот, кто упадет на этот камень, разобьется ” (ст.44). б) A кому противится Господь, тот должен погибнуть: “ а на кого он упадет, того раздавит ” (ст.45). II. Апостольское чтение Зачало (166): Святого Апостола Павла 1е Послание к Коринфянам 16:13–24 13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. 15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вот на это-то воскресение, которое принадлежит людям добрым, Он и указал здесь. А что Он хочет сказать словами: " Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет " ? В них Он обличает неверие иудеев и показывает, что неверующий Ему преступает волю Отца, только говорит об этом не так прямо, но прикровенно. Так поступал Он и всегда, когда хотел показать, что неверующие оскорбляют не Его только, но и Отца. В самом деле, если в том воля Отца и для того пришел (Христос), чтобы спасти весь мир, то неверующие преступают волю Отца. Итак, когда кого-либо, говорит, путеводит Отец, то ничто не может воспрепятствовать ему придти ко Мне. Это Он говорит и ниже: " никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец " (ст.44). А Павел сказал, что Он передает их Отцу: " когда " , сказано, " предаст Царство Богу и Отцу " (1Кор.15:24). Итак, как Отец, когда дает, тем ничего не лишает Себя, так и Сын, когда передает, тем ничего не отнимает от Себя. Говорится же о Нем, что Он передает, потому что " через Него " мы получили доступ (Еф.2:18). 3. Но это же выражение: " через Него " – употребляется и об Отце, как например в этом месте: " Которым вы призваны в общение Сына Его " (1Кор.1:9), т.е. волею Отца. И еще: " блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это " (Матф.16:17). Здесь смысл почти такой: вера в Меня – дело не маловажное, но для нее нужно внушение свыше. И это Христос утверждает повсюду, показывая, что для этой веры нужна душа, истинно доблестная и привлекаемая Богом. Но, быть может, скажет кто-нибудь: если все, что дает Отец, приходит к Тебе, и (если приходят) те, которых только Он привлечет, и никто не может придти к Тебе, если не будет дано ему свыше, то кому Отец не дает, те свободны от всякой вины и осуждения. Это – пустые слова и одна отговорка. Без сомнения мы имеем нужду и в собственной воле, потому что поучаться и веровать – дело воли. Здесь же словами: " что дает Мне Отец " Он означает не другое что, как следующее: веровать в Меня – дело не маловажное, и для того нужны не умствования человеческие, но откровение свыше и душа, с благодарностью принимающая откровение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Где же, если не в Нем, мы и можем найти полное удовлетворение для всех высоких потребностей своего духа? 2) Размышляя, в частности, о каждом порознь из свойств существа Божьего, отличающих Бога от Его созданий, можем из­влекать для себя новые уроки. И – а) Если один Бог самобытен, т.е. ничем никому не одолжен, тогда как все другие существа, следовательно, и мы, одолжены Ему всем; то мы должны: аа) постоянно смиряться перед Ним, по слову Писания: что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор. 4:7 ), и бб) непрестанно благодарить Его: мы Им живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). б) Если Он один независим и вседоволен, а потому блага мои Тебе не нужны ( Пс. 15:2 ), напротив Сам дая всему жизнь и дыхание и всё ( Деян. 17:25 ): то мы должны – аа) питать в себе чувство совершеннейшей зависимости от Него и всецелой Ему покорности, и – бб) принося Ему какие-либо дары или жертвы, отнюдь не думать, будто бы тем одолжаем Вседовольного, когда все, что ни имеем, есть Его собственность. в) Уверенность, что мы всегда находимся перед лицом са­мого Бога вездесущего, где бы ни находились, – аа) естественно располагает нас вести себя перед Ним со всей осмотрительностью и благоговением; бб) может удерживать нас от грехов, как некогда удержала Иосифа ( Быт. 39:9 ); вв) может ободрять и утешать нас во всех опасностях, как ободряла Давида, говорившего о себе: всегда видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс. 15:8 ); гг) может возбуждать нас к призыванию, славословию и благодарению Го­спода на всяком месте ( Иоан. 4:21–24 ). г) Памятуя, что един Бог вечен, тогда как все прочее, окружающее нас на земле, временно и скоропреходяще, научаем­ся – аа) не прилепляться душой своей к благам гиблющим, а искать единого непреходящего блага в Боге ( Матф. 6:19–20 ); бб) не надейтесь на князей, на сына человеческого, которые каждую минуту могут умереть и оставить нас без всякой под­поры ( Пс. 145:3–5 ), а все свое упование возлагать на Того, кто один имеет бессмертие ( 1Тим. 6:16 ), и уже никогда нас не оставит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Для таковых людей личность и служение Христа были камнем преткновения. Поэтому о Него они преткнулись и разбились, хотя на самом деле были теми, кто шел к Богу ради жизни. 2. Так как есть люди, которые идут к Богу, но не через Христа, в равной степени есть и такие, которые идут ко Христу, но не приходят через Него к Богу. Это те, кто слыша, что Христос является Спасителем, приходят к Нему за прощением, но не могут прийти к Богу через Него, чтобы пребывать в Нем, потому что Бог свят и, пребывая в них, Он обрежет их вожделения и изменит их сердца и их природу. Обратите внимание на мои слова: есть многие, которые хотели бы спастись через Христа, но не хотят быть освящаемыми Богом через Него. Эти люди останавливаются на том, что приходят ко Христу и дальше не идут: если бы можно было получить прощение через Христа, они даже не стали бы беспокоиться о том, будут они вознесены на Небеса или нет. И об этой категории приходящих ко Христу, я думаю, Он говорил, предупреждая Своих учеников: «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23). Сказанное Христом похоже на следующую историю: представьте себе, будто кто-то сказал вам, когда вы попросили его о чем-нибудь: «Не останавливайся возле меня, но иди к отцу моему через меня: потому что те, кто приходит ко мне, но не к моему отцу через меня, не получат ничего из того, за чем они приходят». Праведность вменяется нам, если мы верим «в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего» (Рим.4:24–25). Прийти ко Христу за благом и на этом остановиться, а не прийти к Богу через Него — значит ничего не достигнуть. В этом была ошибка матери сыновей Зеведеевых и об этом предупредил ее Господь Иисус. «Господи, — сказала она Ему, — скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Но каков был ответ Христа? «Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Матф.20:21–23). Ответив таким образом, Он как бы сказал: «Женщина, я не делаю от Себя ничего, но Мой Отец трудится со Мной. Поэтому иди к Нему через Меня, потому что Я — это путь к Нему. Ты будешь иметь все то, что можешь получить от Него чрез Меня — все, что имеет отношение к вечной жизни — прощение грехов и славу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12,8–9 ). ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО МОЛИТЬСЯ? Иисус Христос назвал молитву очень важным делом и неоднократно Сам молился. Например, Сын Божий молился после Своего крещения ( Лук.3:21–22 ), перед призванием Своих учеников ( Лк. 6,12–13 ), в Гефсимании перед тем как был предан ( Лк. 22,39–46 ). Сам Иисус Христос убедительно призывал молиться и наставительно говорил: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лук.22:40 ). В другом месте Библии пишется, что молиться надо для того, чтобы были прощены грехи. В таком случае надо молиться как мытарь: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» ( Лук.18:13 ). Молиться надо для того, чтобы Господь удовлетворил нужды и потребности наши. Иисус Христос говорит об этом так: «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). Молиться нужно с непрестанным благодарением Богу за заботу о нас, и прославлять Его могущество и величие. Так, например, пророк Даниил «три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его» ( Дан.6:10 ). Таковы правила жизни, по которым осуществляется связь между Богом и нами во время нашей молитвы. Однако могут найтись люди, которые скажут: «Ведь Бог Всезнающ! Он знает о всех нуждах наших, зачем же нужно молиться Богу?» Молитва нужна не Богу, а нам самим. Молитва не Бога низводит к нам, а возносит нас к Богу, и помогает нам уподобиться Ему. Господь знает что для нас необходимо, но Его радует, если мы с доверием просим Его о том, что Он охотно может дать нам. Христос говорил: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Матф.7:11 ). Как видим, Сам Христос говорит о том, что Бог дает тому, кто просит. «Не имеете, потому что не просите» ( Иак 4,2 ) – говорит Иаков. А Иисус Христос учит: «Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Иоан.16:24 ). Молитва – это дыхание души человеческой, направленное к Богу. Во время молитвы и после неё Бог вразумляет и просветляет ум человека, наставляя его на путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Евангельский юноша, вопрошавший Спасителя о том, «что» надлежало ему «делать, чтобы наследовать жизнь вечную» ( Лук. 18:18–25 ; Матф. 19:16–24 ; Марк. 10:17–25 ), конечно, имел право пользоваться своим богатством, но для него лучше было последовать словам Спасителя и, «продав» свои богатства, «раздать нищим» ... И мы, как выяснено было выше, имеем право пользоваться «животной» пищей, но не лучше ли для нас, для успехов нашей нравственной жизни нам добровольно, без внешних, хотя бы и высших, принуждений и побуждений отказаться от того права? Таков, достоуважаемые слушатели, правильный, по нашему убеждению, взгляд на отношение христианина к дарованным ему в христианстве правам. Признав же его (а не признать не можем, не имеем оснований), мы тем самым подготовили почву для возможности понимания интересующего нас вопроса в смысле, указанном в начале второй половины нашего чтения. После всех этих предварительных, так сказать, рассуждений постараемся оправдать ту возможность, даже превратить ее в необходимость, при помощи предлагаемых богооткровенным учением документальных данных. Остановимся сначала на данных фактических, предлагаемых Словом Божьим. В раю первозданные люди питались одной только растительной пищей. Это несомненно и безусловно определенно констатируется бытописателем – Моисеем. Дав первозданным людям власть «над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всей землей), и над всякими животными, пресмыкающимся на земле», Бог непосредственно же за этим присоединил: «вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором – душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» ( Быт. 1:28–30 ). Мы видим отсюда, что не одни люди до райского грехопадения, но и животные все в этот период, по слову Творца, должны были питаться и действительно питались только одной растительной пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Если она может забыть его, То Я не забуду тебя. (16) Да, на ладонях Я начертал тебя, Две стены твои предо Мною постоянно 341 . – (17) Спешат сыны твои 342 .. Разрушители твои и опустошители твои От тебя удаляются.. (18) Обведи кругом глаза твои, и посмотри: Все они собираются, идут к тебе; Жив Я, – говорит Иегова, – Что всеми ими, как украшением, ты покроешься, И обрядишься ими, как невеста 343 . (19) Да, развалины у тебя, И запустение у тебя, И земля разорена твоя; А теперь у тебя будет тесно от жителей, Когда удалятся пожиравшие тебя. (20) Тогда будут говорить вслух тебе Дети вдовства твоего: «Тесно для меня это место, Подвинься, чтобы я мог поселиться». (21) А ты скажешь в сердце своём: «Кто родил мне их? Я вдова 344 и бесплодная, Изгнанная и отверженная, А их кто воспитал? Вот я осталась одинокою.. Они... где же они»?... (22) Так говорит Господь Иегова: Вот Я простру к племенам руку Мою, И к народам подыму знамя Мое, И они представят сынов твоих на лоне, И дочерей твоих на плечах принесут. (23) И будут цари воспитателями у тебя И княгини – жены их кормилицами у тебя; Лицом до земли будут кланяться тебе, И прах ног твоих будут лизать 345 , – Тогда узнаешь, что Я – Иегова, Что не постыдятся Надеющиеся на Меня». (24) «Неужели отымется у сильного добыча, И взятое в плен победителем будет освобождено»? (25) Да, так говорит Иегова: «И взятое в плен сильным возвращено будет, И добыча притеснителя отнимется, И с противником твоим Я буду препираться, И сынов твоих Я спасу. (26) И Я заставлю притеснителей твоих есть плоть свою, И, как вина нового, крови своей они напьются 346 ; И узнает всякая плоть, Что Я – Иегова, Спаситель твой И искупитель твой, Сильный Иакова». XL 334 Трудно согласиться с толкователями, что эта речь идёт от лица всего народа, или же, что она высказана от лица самого пророка. Как прежде спасителем народа еврейского представлялась отдельная личность Кира, так и теперь общее спасение народов ясно усваивается отдельной личности. Если эта личность называет себя общим именем то отсюда видно, что этою личностию не может считаться и сам Исаия. Название неделимаго общим именем указывает особенное его достоинство ( Матф. 16, 18 ); в частности, имя народа могло приписаться только царю (10, 5). А когда это лицо говорит, что его имя известно от чресел матери его, то это, не соответствующее древнему обычаю, указание на матерь, предпочтительно перед отцем, делает ясным предположение, что лицо, говорящее здесь, есть то же лице, которое названо γενóμενος κ γυναικóς, о котором Исаия говорил в .7 гл. 14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Если хочешь чтобы у тебя не было врагов и тебя любили, полюби и ты врага и делай ему добро, относись к нему с вниманием и заботой. За это враг тебя полюбит и не будет у тебя врага, а будет друг. Так как любовью и терпением искореняется зло и побеждается вражда. “И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго” (1Пет.3:13). Нужно жить так, чтобы ненавидеть зло, но любить людей ближних, даже грешников. Так как они стали добычей зла и под влиянием зла стали творить зло. Сумей разрушить влияющее на них зло и уничтожь зло в их сердце, и ты любовью и заботой своей спасешь грешника от греха, как это делал Иисус Христос. “Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1Иоан.3:8). Если человек любит ближнего, в том числе и врага, то и сам удостоится этой любви. Если не делает вреда ближнему, то и сам не будет иметь вреда. Так как не может человек, не причиняя вреда себе, навредить ближнему. “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал.6:7). Поэтому любовь к ближнему, и даже к врагу, как фактор, формирующий воздаяние, полезна и необходима. Кто ненавидит врага и вредит ему, сам становится злодеем и вредит самому себе, так как “убьет грешника зло” (Пс.33:22). Чтобы избежать такой участи и нужно любить врагов своих. “Мудрый боится и удаляется от зла” (Притч.14:16). А Господь советует людям “всегда ищите добра и друг другу и всем” (1Фес.5:15). Любить ближних наших, даже врагов и злодеев, не отвечать им причинением вреда, нужно для того, чтобы не получить воздаяние за ответное зло к врагам и злодеям, так как Господь “воздаст человеку по делам его” (Притч.24:12). Любить врагов своих нужно для того, чтобы соблюдать заповеди Божьи о совершении добрых дел и о любви к ближнему. Так как “соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5). Любить ближних врагов и злодеев нужно также для того, чтобы исполнением заповедей любви и соблюдением законов Божьих попасть в Царство Небесное. “И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Небезызвестно это и самому злому демону. Вот почему, когда он, употребив все те средства, увидел, что борец остается невозмутимым и спокойным, то устремился к этому величайшему состязанию, говоря, что все остальное выносимо – лишится ли кто дитяти, или имущества, или чего-нибудь другого (потому что это обозначается словами «кожу за кожу» ( Иов. 2:4 ), а смертельный удар тот, когда кто получит в удел страдания телесные. Вот почему, когда он был побежден после этой борьбы, он не мог и голоса поднять, хотя прежде спорил крайне бесстыдно. Здесь же, говорю, и он уже не нашел возможным выдумать чего-нибудь бесстыдного, но удалился с закрытым от стыда лицом. 3 . Но если тот желал смерти, не вынося страданий, то не думай, что это для тебя служит оправданием в желании самой смерти. В самом деле, поразмысли, когда тот желал и при каком положение дел, а именно, когда закон не был дан, пророки не являлись, благодать в такой степени не была излита, и сам он не получил участия в других родах целомудрия. Что действительно от нас требуется больше, чем от живших в то время, и что нам надлежат более трудные подвиги, послушай, как говорит об этом Христос: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» («аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное») ( Матф. 5:20 ). Поэтому не думай, что желание смерти теперь свободно от вины, но слушай голоса Павла, который говорит: «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» («разрешитися и со Христом быти много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше вас ради») ( Флп.1:23–24 ). Чем больше усиливаются мучения, тем больше увеличиваются и венцы; чем больше обжигают золото, тем чище оно становится; чем обширнейшее море переплывает купец, тем больше собирает он товаров. Итак, не подумай, что тебе предлежит малое состязание, – нет, подлежит более высокое, чем все то, что ты претерпела, разумею состязание по поводу болезни тела. Так и Лазарю (хоть я и часто говорил тебе это, но ничто не мешает сказать то же и теперь) этого было достаточно для спасения ( Лук.16:20–25 ); и в недра того, кто открывал дом для приходящих, кто по повелению Божию постоянно был переселенцем, и кто заклал родного сына, единородного, данного в глубокой старости, отошел тот, кто не сделал ничего подобного, так как он легко перенес бедность и болезнь, и отсутствие покровителей. Для тех, кто благородно переносит что-нибудь, это, действительно, столь великое благо, что Бог, если найдет кого согрешившим весьма тяжко, освобождает от тяжелого бремени грехов; а если найдет украшенною добродетелями и праведного, то и для того делается прибавка не малого, но даже и очень великого дерзновения перед Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010