Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матф. 18, 16). Но и это еще не все. Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо «поведать» о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право «вязать и решить»: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18, 17). Эти последние слова — самые страшные и совершенно-неприемлемые для извращенной мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов либерального модного нео-христианства, ибо они идут совсем вразрез с их основными установками. Нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь: ведь это слова Самого Господа нашего Иисуса Христа. Как же можно с ними не считаться? Но современные нео-христиане, в составе которых теперь числятся и ученые богословы, и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно фабрикуют себе свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал и их идейный предшественник мрачной памяти Лев Толстой. Увы! Для многих современных, весьма нетвердых в истинно-христианской вере «христиан» это — большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути. «Не судите, да не судимы будете!» Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании: «Я не буду мешать тебе грешить; а ты мне за это не мешай грешить!» Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время! А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения. Одно осуждение — греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.

http://pravmir.ru/otpushhenie-grexov-i-m...

Что же даешь Ты, скажи мне? Ключи неба, чтобы " что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " . Как же не может дать того, чтобы сесть одесную и ошуюю — Тот, Который говорит: Я дам тебе? Видишь ли, как Христос этими двумя обещаниями возводит Петра к высокому о Нем мнению, как открывает Себя и показывает истинным Сыном Божьим? Он обещает даровать ему то, что собственно принадлежит одному Богу, именно: разрешать грехи, сделать Церковь непоколебимой среди всех волнений, и простого рыбаря явить крепчайшим всякого камня, когда восстанет на него вся вселенная. Подобным образом и Бог Отец сказал, беседуя с Иеремией, что полагает его, как столп медный и как стену (Иерем. 1:18); но Иеремия поставлен был для одного народа, а Петр для целой вселенной. Хотелось бы мне спросить тех, которые унижают Сына: какие больше дары — те ли, которые Отец дал Петру, или те, которые дал Сын? Отец даровал Петру откровение о Сыне; Сын же откровенное познание об Отце и о самом Себе посеял во всей вселенной, и простому смертному вручил, дав ему ключи, власть над всем небесным; и он распространил Церковь по всей вселенной, и явил ее сильнейшей самого неба. " Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут " (Матф. 24:35). Как же меньше Тот, Кто дал такую власть и совершил такие дела? Говоря это, я не отделяю дел Отца от дел Сына: " все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть " (Иоан. 1:3); но хочу обуздать бесстыдный язык дерзающих унижать Сына. 3. Из всего этого познай власть Христа. " И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного. Тогда " , — сказав это, — " Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос " (Матф. 16:18-20). Для чего Он запретил? Для того чтобы, по удалении соблазнителей, по совершении крестного подвига и по окончании всех Его страданий, когда уже некому было препятствовать и вредить вере в Него многих, тогда чисто и твердо напечатлелось в уме слушающих верное о Нем понятие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

16. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. (И будет прошествие людем моим оставшым во Египте, и будет Израилю, якоже в день, егда изыде от земли Египетския). Изводя Израильтян из Египта с Моисеем, Господь открыл им широкий путь и там, где нельзя было проходить, через море и пустыню. Так Он укажет удобный и несбивчивый путь и тем из числа Израильтян, какие будут снова находиться пленными в этой стране (по разрушении Иерусалима халдеями). Пленники воспользуются всеми благоприятными условиями выхода из Египта и благополучно возвратятся в отечество. Тогда иудеи снова признают, что истинный вождь и Спаситель их есть Господь, а не царь Ахаз или его приемники и не союзники их фараоны (ср. Ис.2:22; 30:1–7 ); признав это, они исповедуют над собой верховную власть Господа и будут всегда покорным Ему народом. Потомок «от корня Иессея», преисполненный даров Духа Божия, есть то же божественное Лицо, которое у пророка Исаии называется избранными рабом Божиим (ср.гл.42:1 и 61:1); а с этим именем у Исаии соединяются утешительные обетования об Искупителе (гл. 42; 52; 53; 60; 61). Также «Рабом Божиим» и благословенною «Отраслью» называл будущего Спасителя и Царя Сиона послепленный пророк Захария (гл.3:8; 9:9–10). Церковь Христова, созерцая это пророческое величественное предызображение Помазанника Божия, ясно усматривает и православно исповедует, что Он есть Основатель новозаветного благодатного царства на земле – Иисус Христос . Действительно, Христос по плоти произошел от усеченного корня Иессея или Давида – воплотился от Неискусомужной Девы Марии, как чудный цвет от жезла Аарона, в то время, когда на престоле Её праотца Давида уже не было представителя его рода, а был иноплеменник Ирод. Но воплотившийся от Приснодевы Сын Божий, восприяв, при крещении Своем в Иордане, всю полноту даров Святого Духа, открыл верующим совершеннейшее познание Бога-Отца и Его всеблагой воли; положил превосходнейшие нравственные основы всеобщей человеческой жизни; Своим благодатным учением объединил и существенно перевоспитал многие народы, разделенные прежде различием религий, нравов, занятий и быта семейной и общественной жизни; а вместе с тем до пределов вселенной распространил сияние Своей вечной славы и непреодолимое могущество Своей царственной власти ( Матф.1:22–23 ; Лук.2:4–7; 3:21–22; 4:16–18 ; Иоан.1:30–34 ; Матф.5:17 ; Иоан.1:14–18; 17:5–8,22 ). Посему православная церковь , предваряя праздник рождества Иисуса Христа, торжественно воспевает: «Отрасль от корня Иессея и Цвет от Него, Христе, произрос Ты от Девы, препрославленный, от горы, осененной чащею (т.е. из Вифлеема), пришел Ты, воплотившись от Безмужней. Невещественный и Боже: слава силе Твоей, Господи» (Козьма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1:12–14). Видишь ли ты это мужество? Видишь ли дерзновение? Видишь ли твердость души? Видишь ли любомудрие настроения? Видя, что их учитель заключен в темницу и узы, подвергался пыткам и побоям и терпел бесчисленное множество подобных вещей, они не только не смущались и не волновались, но получали еще больше дерзновения, страданиями учителя возбуждались еще к большей ревности в борьбе. «Но, — скажешь ты, — другие падали». Не противоречу и я этому, потому что ввиду всего совершившегося необходимо было многим и пасть; но что я уже говорил и не перестану говорить, скажу и теперь. Все это праведники должны приписывать себе, а не природе вещей. Отходя отсюда, Христос оставил нам такое наследие, говоря: « В мире будете иметь скорбь » ( в мире скорбни будете ) (Иоан. 16:33), и еще: « и поведут вас к правителям и царям » ( и пред владыки же и цари ведени будете ) (Матф. 10:18), и еще: « наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу » ( приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу ) (Иоан. 16:2). Напрасно поэтому повсюду указываешь ты мне на соблазняющихся; всегда случалось то же самое. Да и что и говорить об апостолах? Сколько было людей, которые соблазнились у самого креста общего всем нам Господа и, сделавшись более злыми и дерзкими, проходя, издевались над Ним, говоря: « Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… и уверуем в Него » ( разоряяй церковь и тремя денми созидаяй, спасися сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста и уверуем в Тя ) (Матф. 27:40). И однако они не имели себе извинения в кресте, потому что во всем этом их обвиняет разбойник. И он также видел, как распинали (Христа), и не только не соблазнился, но и получил отсюда больше повода для любомудрия и, победив все человеческое и вознесшись на крыльях веры, любомудрствовал о будущем. Видя Христа оскорбляемым, бичуемым, осмеиваемым, пьющим желчь, биенным, отвергаемым народом, осужденным на судилище, присужденным к смерти, он ничем этим не смутился; но, видя крест и вбиваемые гвозди, видя все издевательства, совершаемые развращенным народом, сам он пошел прямым путем, говоря: « помяни меня во царствии твоем » (Лук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В словах: " и следуй за Мной " заключается и то, чтобы ты оказывал не только мужество в бедствиях, но и целомудрие, и кротость, — и всякую добродетель. То и значит последовать Ему, как должно, чтобы стараться о всякой другой добродетели, и все за Него терпеть. Есть люди, которые, последуя дьяволу, терпят то же и предают за него свои души; но мы терпим за Христа, или лучше сказать, за самих себя. Они терпением вредят себе и здесь, и там; а мы приобретаем пользу и в этой, и будущей жизни. Итак, не крайнее ли это нерадение — не оказывать и такого мужества, какое оказывают погибающие, и это не смотря на то, что нам уготовано столько наград? Притом нам помогает Христос, а им никто. Еще прежде, когда посылал учеников Своих, Господь заповедал им, говоря: " на путь к язычникам не ходите; посылаю вас, как овец среди волков " ; и: " поведут вас к правителям и царям " (Матф. 10:5,16,18). А теперь заповедует гораздо сильнее и строже. Тогда говорил о смерти только, а теперь упомянул и о кресте, и кресте всегдашнем: " и возьми " , говорит Он, " крест свой " , — т. е. да держит и носит его непрестанно. Так и всегда обыкновенно Христос поступал: не сначала, не при первых наставлениях, но постепенно и мало-помалу предлагал труднейшие заповеди, чтобы не встревожить слушателей. Далее, так как заповедь казалась тяжкой, смотри, как Он смягчает ее последующими словами, как предлагает награды, превышающие труды, и не награды только, но и наказания за грехи; о наказаниях распространяется даже более, нежели о наградах, потому что обыкновенно не столько даяния благ, сколько строгая угроза умудряет многих. Смотри же, как Он и здесь начинает, и тем же самым оканчивает. " ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою " (Матф. 16:25-26)? Слова эти значат: не думайте, чтобы Я вас не щадил; напротив, очень щажу, когда заповедую вам это.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Итак, справедливо запретил Он сказывать прежде креста народу, когда прежде креста опасался все открыть и тем, которые должны быть наставниками. " Еще многое имею сказать вам " , — говорит Христос, — " но вы теперь не можете вместить " . И действительно, многого они еще не разумели в Его словах, чего прежде креста Он ясно не открыл им; после же воскресения они поняли некоторые из Его слов. " С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать " (Матф. 16:21). " С того времени " : с которого времени? С того, когда насадил в них учение о Своей божественности, — когда положил начало обращения языков. Но и тогда они не поняли еще слов Его, — сказано: " но они ничего из этого не поняли " (Лук. 18:34); они все еще оставались как бы в некоем мраке, не зная, что должно Ему воскреснуть. Вот почему Христос и останавливается на этом трудном для них предмете, распространяет Свое слово, чтобы отверзть их ум и дать уразуметь, что значат слова Его. Но они " не разумели " , но " слова сии были для них сокровенны " ; они даже боялись спрашивать Его, впрочем, не о том, точно ли умрет Он, но о том, как и каким образом, и что значит эта тайна? Они не знали, что такое значит воскреснуть, и считали важнейшим никогда не умирать. Вот почему, при общем смущении и недоумении учеников, пылкий Петр опять один осмеливается продолжить об этом разговор, но и то не при всех, а наедине, т. е. устранившись от других учеников; И говорит: " будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобой " (Матф. 16:22)! Что это значит? Тот, который удостоился откровения, назван блаженным, так скоро споткнулся и упал так, что побоялся страдания? Но что удивительного, если это случилось с человеком, который не получил о том откровение? Чтобы знать тебе, что он не сам от себя произнес слова ( " Ты — Христос, Сын Бога Живого " ), — смотри, как он смущается и недоумевает о том, что ему еще не открыто, и, тысячу раз слыша, не понимает, что говорят ему. Он познал, что Иисус есть Сын Божий; а что такое тайна креста и воскресения, — то ему еще не было известно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

О Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:53,54 ). О хранении заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14:15 ). Быть нравственным человеком очень хорошо, важно, более того, совершенно необходимо, но недостаточно. Чтобы обрести жизнь вечную и блаженную, нам необходима вера во Христа и участие в Таинствах созданной Им Церкви, о которой Он сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ). Нравственные заповеди Нового Завета Заповеди, которые дает Господь в Евангелии, согласны с Декалогом, но идут дальше. Там, где ветхозаветные заповеди (и обычная человеческая этика) требуют лишь воздерживаться от причинения зла, Господь указывает путь активной, действенной любви. Не случайно «золотое правило», известное во многих культурах в формулировке «не делай другому того, чего себе не желаешь», Господь произносит в активной формулировке: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лук.6:31 ). Богач из притчи о богаче и Лазаре ( Лук.16:20–31 ), как и отверженные из притчи о Страшном Суде ( Матф.25:31–46 ) подвергаются осуждению не за то, что активно творили зло (об этом, во всяком случае, не упоминается), а за то, что отказывались проявить милость к нуждающимся. Заповеди Блаженства не только раскрывают эту тему действенной любви, говоря о милостивых, кротких, чистых сердцем и миротворцах, но и возвышаются над всей человеческой этикой, говоря о том, что с мирской точки зрения кажется непостижимым, – блаженстве тех, кто плачет, кто изгнан за правду, и подвергается несправедливым нападкам. Нравственные заповеди Нового Завета, таким образом, не отрицают той общей всем людям этики, которую могут разделять, в том числе, иноверцы и неверующие, но отчетливо возвышаются над ней, призывая не просто к порядочности, но к святости. Вечная жизнь – только в Иисусе Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сын Человеческий является Стефану «стоящим» одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа ( Матф.26:64 ), и апостолов ( Мк.16:19 ; Еф.1:20 ). Он представляется сидящим одесную Бога. Св. Григорий Великий объясняет эту особенность таким образом: «сидение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим Того, Кого имел помощником себе (Бес. 29-я на день Вознесения)»... Возможно, что этим стоянием Господа выражалась Его готовность принять душу верного свидетеля Своего ( Деян.7:59 ). Деян.7:57 .  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, «Закричав громким голосом, затыкали уши свои». И то и другое для того, чтобы не слышать мнимого богохульства. Деян.7:58 .  и, выведя за город, стали по­би­вать его камнями. Свидетели же по­ложили свои одежды у ног юноши, именем Савла, «Стали побивать его камнями». Право наказания смертною казнею было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. Матф.27:2 ; Ин.18:31 ; Флавия археол. XX, 9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров. Убийцы вывели предварительно мученика за город... для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова ( Лев.24:14–16 : «выведи злословившего вон из стана, и... все общество побьет его камнями»). Свидетели преступления, подлежащего смертной казни чрез побиение камнями, должны были, по закону ( Втор. 17:7 ), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели ( Деян.6:11–13 ) снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. Деян.22:20 -для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это православное учение о непогрешимости Церкви извращено римо-католиками и протестантами. Римо-католики приписали непогрешимость Церкви одному лицу — папе Римскому, а протестанты, не желая признавать авторитета Священного Предания, хранимого Церковью, отвергли самое учение о непогрешимости Церкви. С этой целью вышеприведенный текст они толкуют по своему. После слов: " Церковь Бога живого " они ставят точку, и следующие слова: " столп и утверждение истины " относят не к Церкви, а к " великой благочестия тайне " , читая все это место таким образом: " Столп и утверждение истины и беспрекословно великая тайна благочестия в том, что Бог явился во плоти " . Но такое чтение противно смыслу греческого текста и древним святоотеческим толкованиям этого места. Все Отцы Церкви относили слова " столп и утверждение истины " к Церкви. " И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе " (ст. 16) — в этих словах святой Павел указывает своему ученику Тимофею, какую истину христианского вероучения он должен положить в основу своей проповеди. " Сию истину " , говорит епископ Феофан, " Святая Церковь возвещает и подтверждает самим существованием своим. Ибо она есть здание, коего основание есть Христос Господь (1 Кор. 3:11 [ 4 ]), есть тело, коего Глава есть Он же — Бог Слово, соделавшееся плотью. Как видящий живое тело, в этом самом имеет удостоверение о главе, и видящий прочное здание — удостоверение об основании, так видящий Церковь удостоверяется, что несомненно " Бог явился во плоти " . Этой истиной святой Павел предлагает Тимофею мерять всякое учение и несогласное с нею отвергать, как противное христианству. " Оправдал Себя в Духе " — значит, что Дух Божий, почивший на Иисусе Христе (Матф. 3:16 [ 5 ]) засвидетельствовал на самом деле, что Он есть воплотившийся Сын Божий: об этом красноречиво говорят все великие дела, знамения и чудеса, которые творил Он силою Духа Божия (Матф. 12:28 [ 6 ]), животворное учение, которое благовествовал, будучи помазан Духом Божиим и преисполнен Его благодатью (Лук. 9:18 [ 7 ]; Иоан. 7:17 [ 8 ]).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. “Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей” (1Пет.3:9-10). Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.    Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. “Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев.19:18). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.    Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь “воздаст каждому по делам его” (Матф.16:27) и “Который воздаст каждому по делам его” (Рим.2:6). То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как “воздаст человеку по делам его” (Притч.24:12). Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010