Пусть иные будут противоречить и злобно препятствовать разрешению связанных, говоря: „для чего отрешаешь осленка»? подобно как и слепым запрещали кричать ( Матф. 20:31 ). Скажи и ты: яко Господь его требует ( Лук. 19:31 ); ибо Господь решит окованныя. Господь умудряет слепцы ( Пс. 145:7 ), как слышал ты из Писания. Ибо когда (слепцы) узнали о приближении Солнца-правды, то справедливо начали кричать Ему: помилуй ны, Господи, сыне Давидов ( Матф. 20:32 ). Странные, удивительные чудеса! слепые презирают, а зрячие Иудеи слепнут: те Господом исповедуют (Иисуса Христа), а сии – кто есть сей? спрашивают! Ибо Евангелист повествует: народи же предходящии Ему и вследствующии зваху, глаголюще: осанна, благословен грядый во имя Господне. И вшедшу Ему во Иерусалим, потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей? ( Матф. 21:9, 10 ). Видел ты странную тайну Царя? Он, сидя на осленке, потрясает город, а вися на кресте, колеблет вселенную, дабы ты познал, что Он пришел потрясти и разрушить многобожное заблуждение идольское. Посмотри же на неведомую тайну совершившегося чрез Него домостроительства. Когда Он во аде потрясал тамошнее узилище, и горние силы восклицали к дольним: возмите врата князи ваша ( Пс. 23:9 ), да внидет говорящий: аз есмь дверь ( Ин. 10:9 ); то на сие воззвание противные силы с ужасом воскликнули: кто есть сей Царь славы? В земном Иерусалиме пребывающие вопрошают: кто есть сей Царь славы? – И видя Его восходящим в горний Иерусалим с телом, умные силы, никогда не видавшие Его, по причине бестелесности, дивясь странному образу восхождения, в недоумении вопрошают друг друга: „кто есть сей, в бестелесные страны грядущий в теле?» Удивления же достойно, как спрашивают, кто есть грядущий, те царские силы, которые, при дольнем рождении Его, восклицали и славословили: слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение ( Лук. 2:14 )! От них хорошо научились Еврейские богословы-дети, которые сегодня говорят: осанна, благословен грядый во имя Господне; мир на небеса и слава в вышних.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

5 Евангелие: Матф. 27; 3–32 . Антифоны, гл.6: 13. «Иудейская толпа потребовала от Пилата распять Тебя, Господи. Не на шедши в Тебе вины, иудеи освободили преступника Варавву, а Тебя, Праведника, осудили, наследственно взяв на себя грех убийства. Поэтому, воздай им. Господи, по заслугам, что они возвели на Тебя ложное обвинение». 14, гл. 6: «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю; на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Удостой нас увидеть и славное Твое воскресение». Седален, и. 4: «Ты искупил нас от законного проклятия драгоценною Твоею Кровию. Пригвожденный ко кресту и копьем пронзенный, Ты источил бессмертие людям, Спаситель наш, слава Тебе». 6 Евангелие: Марка 15; 16–32 . «В Царстве Твоем вспомни нас, Господи, когда придешь в Царство Твое». «Блаженны нищие…» (см. изобразительные). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Гл. 4. «Из–за дерева Адам был выселен из рая, и через древо креста разбойник вселился в рай; первый, вкусив запрещенного плода, нарушил заповедь своего Творца; второй, с Тобою распинаемый, Богом исповедал Тебя, хотя Ты ему не открывался. Вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем…». «Радуйтесь к веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах». «Рукописание грехов на кресте разорвал Ты, Господи, и причисленный к мертвым, связал тамошнего властителя и всех набавил от оков ада Своим Воскресением, которым мы просветились, Человеколюбивый Господи, и восклицаем Тебе: вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем». Прокимен, гл. 4: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий». Стих: «Боже мой, Боже мой, внемли Мне: для чего Ты оставил Меня?»(Пс. 21; 19. 2). 7 Евангелие: Матф. 27; 33–54 . 8 Евангелие: Луки 23; 32–49 . Трипеснец гл. 6. (Св. Косымы Маюмского.) Песнь 5. Ирмос: «Утро посвящаю Тебе, Слово Божие, без изменения уничижившему Себя, по милосердию к падшему человеку, и кротко снисшедшему до страданий; мир даруй мне, падшему, Человеколюбец».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

490).    Ориген. in Math. lib. 1, у Евсев. церк. истор. кн. VI, 25.    Афинаг. legat. pro Christ, n. 32 — Math. 5; n. 11—12 — Лук. 5; n. 33 — Матф. 19 и Лук. 16.     Иероним. Catalog, viror. illustr., под словом: Theophilus; также Иероним. Commentar. in Math, in proem, oper. tom. IV, p. 1 et 3, edit. Martinay.    Ad Avtolic. lib. III, 11. 13 и 14-Матф. 5:32. 44. 46; 6, 3. Ibid. lib. II, n. 13 — Лук. 18:27. Ibid. lib. II, n. 22 — Иоан. 1:1-13.    Constituimus inprimis, evangelicum instrumentum apostolos auctores habere, quibus hoc munus Evangelii promulgandi ab ipso Domino sit impositum, sic apostolicos viros, non tamen solos, sed cum Apostolis et post Apostolos. Quoniam praedicatio discipulorum suspecta fieri posset de gloriae studio, si non adsistat illi auctoritas magistrorum, immo Christi, qui magistros apostolos fecit. Denique nobis fidem ex Apostolis Johannes et Matheus insinuant, ex Apostolicis Lucas et Marcus instavrant (Adversus Marcion. lib. IV, c. 2). In summa, si constat, id verius, quod prius, id prius, quod et ab initio, id ab initio, quod ab Apostolis; pariter utique constabit, id esse ab Apostolis traditum, quod apud ecclesias apostolorum fuerit sacrosanctum... Dico itaque apud illas, nec solas jam apostolicas, sed apud universas, quae illis de societate sacramenti confoederantur, id evangelium Lucae ab inilio editionis suae stare, quod cum maxime tuemur... Eadem auctoritas ecclesiarum apostolicarum caeteris quoque evnngeliis patrocinabitur, quae proinde per illas et secundum illas habemus, Johannis dico et Mathaei; licet et Marcus, quod edidit, Petri adfirmetur, cujus interpres Marcus: nam et Lucae digestum Paulo adscribere solent (Ibid. c. 5).    Non enim per alios dispositionem salutis nostrae cognovimus, quam per eos. per quos evangelium pervenit ad nos; quod quidem tunc pracconaverunt, postea vero per Dei voluntatem in scripturis nobis tradiderunt, fundamentum et columnam fidei nosirae futurum... Ita Mathaeus in Hebraeis ipsorum lingua scripturam edidit evangelii, cum Petrus et.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

3. Кроме того, вера есть преимущественно наша добродетель, какбы наша собственность, по слову Господа: «вера твоя спасе тя» (Мк. 10:52). Итак будем блюсти ее, как нашу собственность. Сохраняя ее, как собственность, мы будем иметь в себе надежду, что получим и чужое, нам еще не принадлежащее. Это потому, что никто не вверяет своего имения моту, и изменников не награждают. Посему-то и написано: «иже имать, дастся ему, и преизбудет ему, а иже не имать, и еже имать, возмется от него» (Матф. 13:12). Опыт вполне оправдал эту истину. Так, верою, братие, Енох заслужил то, что, вопреки законам природы, переселен вместе с телом на небо. Верою Ной спасся от потопа, после котораго, вышед из ковчега, он никого, кроме своих домашних, не нашел, кому бы мог сказать, что был потоп. Верою Авраам стал другом Божиим. Верою Исаак прославился (Евр. 11). Вера укрепляла Иакова в борьбе с Богом (Быт. 32). Верою Иосиф стал господином Египта (Быт. 41). Вера сделала Моисею из вод Чермнаго моря две как бы стеклянныя стены (Исх. 14). Вера, по желанию Иисуса Навина, остановила обычный бег солнца и луны (Нав. 10). Вера безоружному Давиду дала победу над вооруженным Голиафом (1 Цар. 17). Вера не допустила Иова впасть в отчаяние среди многократных и тяжких бедствий. Вера исцелила слепаго Товита (Тов. 11). Вера в лице Даниила заградила уста львов (Дан. 6). Вера обратила кита в корабль для Ионы (Ион. 2). Вера дала мужество и победу сонму братьев Маккавеев (2 Макк. 7). Вера остудила огонь для трех отроков (Дан. 3). Вера в Петре показала, что по морю можно ходить как по суше (Матф. 14:29). Верою Апостолы исцеляли многих прокаженных, покрытых заразительными струпами и смрадными ранами, так что кожа их опять делалась гладкою и светлою. Верою те же Апостолы повелевали слепым видеть, глухим слышать, немым говорить, хромым ходить, разслабленным быть крепкими, демонам выходить из бесноватых, и мертвым возвращаться с кладбищ вместе с провожавшими их туда, так что, к изумлению всех, слезы горести обращались в слезы радости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4124...

В каком-то сверхчеловеческом смысле Он прошел через наш человеческий ужас пессимизма. Мир содрогнулся и солнце затмилось не тогда, когда Бога распяли, а когда с креста раздался крик, что Бог оставлен Богом. Пусть мятежники ищут себе веру среди всех вер, выбирают Бога среди возрождающихся и всемогущих богов – они не найдут другого Бога-мятежника. Пусть атеисты выберут себе бога по вкусу – они найдут только одного, кто был покинут, как они; только одну веру, где Бог хоть на мгновение стал безбожником» (29, с.459). Особенно важно в словах Честертона то место, где он говорит о сомнении, пережитом Спасителем. Страшный возглас, сорвавшийся с креста, свидетельствует, действительно, не только о факте богооставленности, но и о том, как эта богооставленность переживалась. В самой его вопросительной форме, в том, как поставлен этот вопрос: «Для чего Ты Меня оставил?» ( Матф.27:46 ) – звучит и сомнение в воскресении, и отчаяние, и упрек Отцу. В нем – отголосок и завершение той борьбы, которая происходила сокрыто от глаз спящих учеников в темноте Гефсиманского сада. И вне зависимости от того, кто с кем боролся: Отец ли с Сыном, Бог ли с человекам, воля ли божественная Христа с Его человеческой волей, – борьба эта была богоборчеством, ибо, как правильно сказал Честертон, в саду искушающим был Бог . В определенном смысле можно согласиться с митрополитом Антонием Храповицким в его нетрадиционном и не разделенном большинством богословов желании отнести слово «искупление» не к Кресту, а к гефсиманскому борению (16, с.309). Страсти и Крест были, действительно, лишь разрешением уже совершившейся в духе трагедии, лишь следствием уже данного согласия. В Гефсиманском саду Сын Божий говорит смерти «да», позволяет ей поглотить Себя. Но здесь же, в саду, обнаруживается и другое. В отношения Отца и Сына входит нечто новое и непостижимое, которое ближе всего можно, наверное, определить как взаимоотчуждение. Те, Кто были «одно» ( Ин.10:30 ), стали «два». Воля Сына троекратно противостает воле Отца ( Матф.26:36–44 ; Мк.14:32–42 ), и хотя в итоге они поступают согласно, это согласие – не единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poedino...

в) Что люди для того и призываются в царство благодати Христовой, чтобы творить добрые дела. Того бо есмы творение создани во Христе Иисусе на дела благая, яже, прежде уготова Бог, да в них ходим ( Еф. 2, 10 ). Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце: ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит. 2, 11–14 ). г) Что, наконец, не по вере только, а по делам воздаст Господь людям в жизни будущей. Приити бо имать Сын человеческий во славе Отца своего со ангелы своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Матф. 16, 27 ; снес. 25, 34–36). Кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа ( Еф. 6, 8 ), иже воздаст комуждо по делом его ( Рим. 2,6 ). Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5, 10 ; снес. 9, 6). Или не весте, яко не праведницы царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6, 9 ; снес. Гал. 5, 19. 20 ; Евр. 12, 14 ). 2. В писаниях св. Отцев и учителей Церкви та же истина излагается не с меньшею ясностию. Укажем на слова: Св. Климента римского : «Итак, – спрашивает он, сказав, что мы оправдаемся верою, – что нам делать, братия? Не отстать ли от добродетели и любви? Онюдь нет, не дай Господь, чтоб мы это сделали; напротив, со всем усилием и готовностию поспешим совершать всякое доброе дело… Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; нерадивый же и беспечный не смеет и взглянуть на нанявшего его. И нам надлежит быть ревностными в добродетели, ибо все от Него. Так говорит нам Пророк: се Господь, и мзда его пред лицем его, воздати комуждо по делу его ( Ис. 40, 10 ). Сим побуждает Он нас всем сердцем обратиться к Нему и ни в каком добром деле не быть беспечными и нерадивыми» 824 . И в другом послании: «Он и сам говорит: иже исповест мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим (Мат. 10, 32). Вот и возмездие нам за исповедание Того, чрез кого спасены. Но чем исповедуем Его? Тем, если исполняем глаголы Его и не оказываем преслушания Его заповедям, почитая Его не только устами, но и всем сердцем, и всею мыслию… Мы не должны довольствоваться только тем, чтобы называть Его Господом: сие не спасет нас, потому что Он сам говорит: не всяк глаголяй ми: Господи, Гостди, спасется, но творяй правду ( Матф. 7, 21 ), Посему, братия, будем исповедывать Его делами своими, хранением взаимной любви, не прелюбодеянием, не клеветою друг на друга, не завистию, но воздержанием, милосердием, добротою сердца; нам надобно быть сострадательными друг к другу, а не сребролюбивыми. Сими-то делами должны мы исповедывать Бога, а не противными им» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А такимъ образомъ при вере и надежда не боится быть обманутою въ своихъ будущихъ благъ; потому что уже имеетъ залогъ будущаго въ добродетеляхъ. Въ такомъ-то смысле сказано объ Аврааме, что онъ паче во ynobahie верова, во еже быти ему отцу многимь языкомъ (Рим. 4, 18), т. е. верова въ невозможное по обыкновенному суду, но возможное по силе основывающагося на несомненной и мужественной вере въ потому что, по слову Господа, вся возможна верующему (Марк. 9, 23). А потому вера и надежда неразделимы: если одной которой-либо изъ нихъ не будетъ въ человеке, то не будетъ и другой. 3. Кроме того, вера есть преимущественно наша добродетель, какбы наша собственность, по слову Господа: вера твоя спасе тя (Марк. 10, 52). Итакъ будемъ блюсти ее, какъ нашу собственность. Сохраняя ее, какъ собственность, мы будемъ иметь въ себе надежду, что получимъ и чужое, намъ еще не принадлежащее. Это потому, что никто не вверяетъ своего моту, и изменниковъ не награждаютъ. Посему-то и написано : иже имать, дастся ему, и преизбудетъ ему, а иже не имать, и еже имать, возмется отъ него (Матф. 13, 12). Опытъ вполне оправдалъ эту истину. Такъ, верою, Енохъ заслужилъ то, что, вопреки законамъ природы, переселенъ вместе съ теломъ на небо. Верою Ной спасся отъ потопа, после котораго, вышедъ изъ ковчега, онъ никого, кроме своихъ домашнихъ, не нашелъ, кому бы могъ сказать, что былъ потопъ. Верою Авраамъ сталъ другомъ Верою Исаакъ прославился (Евр. 11). Вера укрепляла въ борьбе съ Богомъ (Быт. 32). Верою сталъ господиномъ Египта (Быт. 41). Вера сделала Моисею изъ водъ Чермнаго моря две как бы стеклянныя стены (Исх. 14). Вера, по Навина, остановила обычный бегъ солнца и луны (Нав. 10). Вера безоружному Давиду дала победу надъ вооруженнымъ (1 Цар. 17). Вера не допустила впасть въ среди многократныхъ и тяжкихъ Вера исцелила слепаго Товита (Тов. 11). Вера въ лице заградила уста львовъ (Дан. 6). Вера обратила кита въ корабль для 2). Вера дала мужество и победу сонму братьевъ Маккавеевъ (2 Макк. 7). Вера остудила огонь для трехъ отроковъ (Дан. 3). Вера въ Петре показала, что по морю можно ходить какъ по суше (Матф. 14, 29). Верою Апостолы исцеляли многихъ прокаженныхъ, покрытыхъ заразительными струпами и смрадными ранами, такъ что кожа ихъ опять делалась гладкою и светлою. Верою те же Апостолы повелевали слепымъ видеть, глухимъ слышать, немымъ говорить, хромымъ ходить, разслабленнымъ быть крепкими, демонамъ выходить изъ бесноватыхъ, и мертвымъ возвращаться съ кладбищъ вместе съ провожавшими ихъ туда, такъ что, къ всехъ, слезы горести обращались въ слезы радости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Обрела благодать у Бога, потому что не только сохранила чистое девство, но и соблюла непорочное сердце и волю, потому что с детства была посвящена Богу и служила Царю славы храмом одушевленным и нерукосечным, который создан был чистотою тела, блистанием девства, непорочным целомудрием, святостью воли, непреклонностью души ко греху, непоколебимостью в добродетели. Посему зачнеши во чреве, и родиши Сына ( Лук. 1:31 ), Которому херувимы славословят с трепетом, Которого ужасаются видеть чины ангельские, и Которого вся тварь не может вместить. Зачнеши во чреве, и родиши Сына, Творца неповрежденного чрева, не нарушившего девства, но укрепившего ключи девства. Зачнеши во чреве Того, Кто существует везде и нигде не вмещается, Коего только одно Твое чрево нетесно может вместить. Зачнеши во чреве Создателя Твоего праотца. О Тебе и Пророк восклицал, говоря: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог.... Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис. 7:14 ; Матф. 1:23 ; Ис. 9:6 ). Предвозвещаемое о Тебе и я теперь благовествую Тебе, не от себя сообщая Тебе приятные вести, но исполняя повеление Пославшего меня. Тот внушил пророку Исаии пророчествовать о Тебе и опять мне ныне вверил благовестить имеющий осуществиться исход тогдашнего пророчества. И се зачнеши во чреве и родиши Сына, и на- речеши имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог ( Матф. 1:23 ). Поскольку же от Него получат спасение, то нарекут Иисусом Того, Кто спас их от грехов их; от благодеяния – наименование, от значения – имя, от дел – добрая слава. Нарекут – Иисусом, потому что от Него истекает неисчерпаемое богатство спасения, потому что Им сокрушается жало смерти, и подается благодать бессмертия ( 1Кор. 15:54, 56 ), падает господство греха, и торжествует победу природа падшего. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется ( Лук. 1:32 ). Будет велий, как и был, хотя и примет смиренную плоть и облечется в уничиженное тело; будет велий, поскольку восприятие человечества не уменьшит величия Божества, но смиренное человечество возвысится от общения с Божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вот глас, требующий отмщения! Вот кровь, вопиющая на небо! И какой глас может быть разительнее сего гласа? Какая укоризна справедливее сей укоризны? Но аще и сии умолчат, камение возопиет ( Лук. 19:40 ) и хрущ от древа возглаголет сия ( Авв. 2:11 ) на жестокосердых приставников, попирающих и разграбляющих вертоград Христов. Пусть спят довольни ( 1Кор. 11:30 ), и спят сном крепким; придет утро дня невечернего, и пробудятся, и предстанут пред лицем Судии неумытного вси языцы от конец и до конец земных воздати ответ о приставлении домовнем ( Лук. 16. 2 ). Не коснит Господь прияти в руку Свою защищение обидимых. Вот грозный глас Его к сильным земли: почто вы запалисте виноград Мой, и разграбление убогого в домех ваших. Почто вы обидите людей Моих, и лице убогих посрамляете ( Ис. 3:14:15 )? Как! Вы, которые должны были защищать народ Мой, яко виноград, хранению вашему вверенный, сами опустошаете его, истребляете в конец и огнем пожигаете? Вы, которые должны были служить ему забралом и оплотом, сами попираете его, дабы из костей его источить сок, сокрушаете в точилех, дабы превратить его в прах. О, род неблагодарный и развращенный! Так ли ты платишь за любовь Мою к тебе, ею же возлюбих тя от века? Так ли благодаришь за Единородного Моего, Его же не пощадех предати на смерть за искупление твое? О, рабы лукавые и непотребные! Весь долг отпустих вам: не подобаше ли и вам помиловати клевретов ваших ( Матф. 18:32:33 )? Вы тьмами беззаконий, тьмами оскорблений, нанесенных Мне, должны Мне были, но Я все простил вам в Сыне Своем, и вы ли не хотите простить обиды ближним вашим? Греховные рукописания ваши разодраны и пригвождены на кресте, на нем же распяся Христос за вас, и вы ли сердца ваши исполняете злобы и мщения? О люди несмысленные! что еще сотворю и не сотворих вам? Не все ли вы просвещены единым светом Евангелия? Не все ли очищены от смертной проказы единым крещением? Не все ли связуетеся единою верою? Не все ли составляете едино тело? Но и кровожадный лев не свирепствует так на подобных себе, как вы злобствуете; и алчный волк не пожирает агнца, как вы терзаете друг друга; и лютый аспид не угрызает так, как вы угрызаете брата своего? Но если бы вы и с противными друг другу свойствами рождены были, вы не могли бы поступить жесточае, нежели как теперь поступаете. Итак, поелику вы отвергли любовь Мою к вам, попрали кровь Сына Моего, поругались образу Его, который Он дал вам, да по нем ходите, и возлюбили паче тму, нежели свет, сего ради ненавидит душа Моя вас. Отыдите от Мене проклятии во отнь вечный ( Матф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Ибо для того и входили мы в изследование таковых peчehiй, чтобы нам,-если услышим Его спрашивающаго: где лежит Лазарь, и когда, пришедши в пределы Кесарии, вопрошает Он: кого Мя глаголют человецы быти (Матф. XVI:13)? и: колико хлебы имате (Марк. VI:38)? и: что хощета, да сотворю вама (Матф. ХХ:32)?-из сказаннаго прежде всего уразумевать правильный смысл сих изречений и не соблазняться подобно христоборным арианам. И во-первых, сим нечестивым должно сказать следующее: почему думают, что Спаситель не знает? Кто спрашивает, тот не по незнанию непременно спрашивает; напротив того, и ведущему можно спрашивать о том, чтò знает. И действительно, Иоанн о Христе, вопрошающем: колико хлебы имате? знал, что Он не был в неведении, а напротив ведал сие. Ибо говорит: сие же глаго­лаше искушая Филиппа: Сам бо ведяше, что хощет сотворити (Иоан. VI:6). А если знал, чтò творил, то и спрашивал не по неведению, но зная. А по­добно сему, должно понимать и другия таковыя же изречения, именно, когда спрашивал Господь: где лежит Лазарь? или: кого Мя глаголют человецы быти?— спрашивал не как незнающий, но знал то, о чем спра­шивал, ведая, чтò хощет сотворити. А таким обра­зом, ухищрение еретиков немедленно ниспровергается.    Если же еще будут упорствовать в разсужде­нии того, что Христос спрашивал, то пусть слы­шат, что в Божестве нет неведения, а плоти, как сказано, свойственно неведать. И что сие спра­ведливо, то смотри, как Господь, вопрошавший: где лежит Лазарь? когда не был еще на месте, а на­ходился далеко, говорил: Лазарь умре (Иоан. XI:14), и сказывал, где умер. И Кого еретики почитают неведущим, Тот предузнает помышления учеников, ведает, чтò в сердце у каждаго и чтò в чело­веке; а чтò еще важнее, Он один знает Отца и говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (Иоан. XIV:10). Итак, не для всякаго ли очевидно, что неведение свойственно плоти, Само же Слово, поколику Оно- Слово, знает все и прежде события. Оно, и когда соделалось человеком, не перестало быть Богом, и не избегает человеческаго, потомучто Оно-Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010