Не легко обуздать порочную похоть, укротить тщеславие, смирить гордость, отстать от веселья, вести строгую жизнь; а кто этого и тому подобнаго не делает, тому невозможно спастись. А что живущие в весельи не спасутся, послушай, что говорит Павел о вдовице: питающаяся пространна, жива умерла (1 Тим. V, 6). Если же это сказано о жене, то тем более о муже. И что ведущему роскошную жизнь невозможно достигнуть небес, это объяснил и Христос, сказав так: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Матф. VII, 14). Как же, скажут, Он говорит: иго мое благо и бремя мое легко есть (Матф. XI, 30)? Если путь тесен и прискорбен, то как Он еще называет его удобным и легким? То - по свойству искушений, а это - по произволению идущих; ибо и невыносимое по свойству своему может сделаться легким, если мы примемся за него с охотою. Так и апостолы, потерпев побои возвращались с радостию о том, что удостоились принять безчестие за имя Господне (Деян. V, 41); хотя мучения, по свойству своему обыкновенно причиняют боль и скорбь, но произволение потерпевших побои победило самую природу вещей. Посему и Павел говорит: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. III, 12); так что, если не преследует их человек, то враждует против них диавол; и нужно нам много любомудрия и великое терпение, чтобы бдеть и бодрствовать в молитвах, чтобы не желать чужого, чтобы раздавать имение нуждающимся, чтобы решительно отказаться от всякой роскоши как в одежде, так и в трапезе, чтобы избегать любостяжания, пьянства, злословия, чтобы воздерживать язык и не кричать безчинно, как говорит апостол: всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас (Ефес. IV, 31), чтобы не сквернословить, чтобы не произносить шуточных слов. А немалый труд - соблюдать это с точностью. Чтобы понять тебе, как трудно любомудрствовать и как не совместен с этим делом покой, послушай, что говорит Павел: умерщвляю тело мое и порабощаю (1 Кор. IX, 27). Этими словами он указал на то принуждение и великий труд, какие необходимо употреблять желающим сделать тело свое благопокорным во всем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Отвечая на тайные мысли фарисея, Господь в обличение его сказал ему притчу о двух должниках, из которых один должен был заимодавцу 500 динариев (около 125 рублей), а другой – 50. Так как они не имели, чем заплатить, то заимодавец простил им обоим. Легко было ответить на вопрос Господа, который из них более возлюбит его: «Которому более простили». Подтвердив правильность ответа, Господь присовокупил: «А ему же мало оставляется, меньше любит». Эти последние слова, судя по контексту речи, были направлены против Симона, бедного любовью ко Христу и скудного в делах любви. Из этой притчи Симон должен был понять, что Господь ставит эту покаявшуюся жену-грешницу в нравственном отношении выше его, ибо она показала более любви к Господу, чем Симон, и за эту любовь ее «отпущаются греси ея мнози». «А емуже мало оставляется, меньше любит» – прикровенное указание на самого Симона, для его вразумления, что, так как он не оказал обычных знаков приязни и любви ко Христу (омовение ног и лобзание), хотя и принял его в дом, то ему меньше прощается, хотя все же прощается за некоторое расположение его ко Господу. Возлежавшие с Симоном гости, вероятно, тоже фарисеи, однако, не вразумились и с ропотом отнеслись к изреченному Господом прощению грехов жене, почему Он и отослал ее, сказав: «Иди в мире». 14. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО И ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЕВ ЗА ХУЛУ НА ДУХА СВЯТАГО     (Матф. 12:22-37; Марка:3:20—30 и Луки 11:14—23)    Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось слепотой и немотой, и весь народ дивился этому чуду. Фарисеи, желая предотвратить в народе толки об Иисусе, как о Христе, стали говорить, что Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского, говорили, что Он имеет в Себе духа нечистого (Марк. 3:30) и даже Самого Его называли Веельзевулом (Матф.10:25). На это Господь ответил возражением, имеющим такой смысл: «можно ли думать, чтобы сатана сам стал разрушать свое царство?» В связи с этим находится мысль: «Иже несть со Мною, на Мя есть» – в Царстве Христовом, кто не со Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в едином Царстве под единой властью, где не должно быть место разделению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Пока они ходили покупать себе елей, пришел жених, двери чертога брачного затворились, и они не были впущены женихом на брачный пир. Под «мудрыми девами» здесь разумеются все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела («елей»): под «неразумными девами» здесь имеются в виду христиане более по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, т.е. в Царство Небесное, ибо Господь сказал: «не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Последние слова притчи: «Бдите убо»... опять указывают на необходимость постоянного духовного бодрствования для встречи Господа, день и час пришествия Которого сокрыт от нас. 17. О СТРАШНОМ СУДЕ     (Матфея 25:31—46)    Полную картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Ев. Матфей в непосредственной связи с речами Его о необходимости постоянного духовного бодрствования и готовности встретить Второе Его Пришествие. Описанию Страшного Суда предшествует притча о талантах (Матф. 25:14-30), очень сходная с разобранной уже нами притчей о десяти минах, которую передает св. Лука в 19:11—28. Идея этой притчи та, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования, как благодатные так и естественные и что доброго приобрел с помощью их.    Повествование о Страшном Суде Господь начинает с уподобления Своего Второго Пришествия торжественным выходом земных царей «во славе своей». «Сядет на престоле славы Своея» — это означает, что Господь явится, как Царь и Судия вселенной. Сопровождать Его будут «вси святии ангели», а встречать все люди, как застигнутые в живых Его пришествием, так и воскрешенные из мертвых, все, когда-либо живущие на земле. Перед пришествием Христовым будет всеобщее воскресение, причем воскреснут усопшие уже в особых преображенных телах, не «душевных», а «духовных», оставшиеся же в живых мгновенно изменятся (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

   Особенно важно в словах Честертона то место, где он говорит о сомнении, пережитом Спасителем. Страшный возглас, сорвавшийся с креста, свидетельствует, действительно, не только о факте богооставленности, но и о том, как эта богооставленность переживалась. В самой его вопросительной форме, в том, как поставлен этот вопрос: «Для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46) — звучит и сомнение в воскресении, и отчаяние, и упрек Отцу. В нем — отголосок и завершение той борьбы, которая происходила сокрыто от глаз спящих учеников в темноте Гефсиманского сада. И вне зависимости от того, кто с кем боролся: Отец ли с Сыном, Бог ли с человекам, воля ли божественная Христа с Его человеческой волей, — борьба эта была богоборчеством, ибо, как правильно сказал Честертон, в саду искушающим был Бог. В определенном смысле можно согласиться с митрополитом Антонием Храповицким в его нетрадиционном и не разделенном большинством богословов желании отнести слово «искупление» не к Кресту, а к гефсиманскому борению (16, с.309). Страсти и Крест были, действительно, лишь разрешением уже совершившейся в духе трагедии, лишь следствием уже данного согласия. В Гефсиманском саду Сын Божий говорит смерти «да», позволяет ей поглотить Себя. Но здесь же, в саду, обнаруживается и другое. В отношения Отца и Сына входит нечто новое и непостижимое, которое ближе всего можно, наверное, определить как взаимоотчуждение. Те, Кто были «одно» (Ин.10:30), стали «два». Воля Сына троекратно противостает воле Отца (Матф.26:36—44; Мк.14:32—42), и хотя в итоге они поступают согласно, это согласие — не единство. Сын впервые последует Отцу не из единодушия с Ним, а по послушанию. Если до сих пор их совместное действие естественно проистекало из тождества их волений («Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» — (Ин.5:19), то теперь подчинение воле Отца становится одновременно пресечением собственной воли Сына: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

18. Впрочем те, чьей обязанностью является крещение, знают, что его не следует совершать необдуманно. Всякому просящему у тебя дай! (Лук. 6,30) - относится специально к милостыне. Скорее следует принять во внимание следующее: Не давайте святого псам и не мечите бисер перед свиньями! (Матф. 7,6) и: Рук с легкостью не возлагай, чтобы не стать участником чужих грехов! (1 Тим. 5,22). Если Филипп так поспешно крестил евнуха, то вспомним, что здесь было явлено неприкрытое одобрение Господа. Дух предписал Филиппу направиться именно этим путем Да и сам встреченный евнух не был человеком праздным, который ни с того, ни с сего возжелал креститься, но, погруженный в Священное Писание, направлялся на молитву в храм. Ему надлежало быть обретенным [для Бога]; а сверх того Бог послал ему апостола, которому опять же Дух приказал приблизиться к колеснице евнуха. Писание вовремя поддерживает его веру, он принимает ободрение [Филиппа], Господь является, вера не медлит, вода не заставляет себя ждать, апостол, совершив свою работу, исчезает - " Но и Павел в действительности был крещен быстро " . - [Верно]. Ибо Симон, хозяин дома, в котором он гостил, быстро понял, что Павлу определено быть сосудом избранным Божественное внимание предпосылает свои знамения, а всякая " просьба " [о крещении] может обманывать и быть обманутой. Поэтому, учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности (persona), полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! (Матф. 19,14). Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему Не меньше причин отложить крещение и для безбрачных, подверженных еще искушениям: и для взрослых девиц и для безмужних вдов, пока они или не вступят в брак, или не укрепятся в воздержании. Если бы осознали всю вескость крещения, то скорее опасались бы поспешности, чем промедления: непорочная вера не тревожится за свое спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

Вот глас, требующий отмщения! Вот кровь, вопиющая на небо! И какой глас может быть разительнее сего гласа? Какая укоризна справедливее сей укоризны? Но аще и сии умолчат, камение возопиет ( Лук. 19:40 ) и хрущ от древа возглаголет сия ( Авв. 2:11 ) на жестокосердых приставников, попирающих и разграбляющих вертоград Христов. Пусть спят довольни ( 1Кор. 11:30 ), и спят сном крепким; придет утро дня невечернего, и пробудятся, и предстанут пред лицем Судии неумытного вси языцы от конец и до конец земных воздати ответ о приставлении домовнем ( Лук. 16. 2 ). Не коснит Господь прияти в руку Свою защищение обидимых. Вот грозный глас Его к сильным земли: почто вы запалисте виноград Мой, и разграбление убогого в домех ваших. Почто вы обидите людей Моих, и лице убогих посрамляете ( Ис. 3:14:15 )? Как! Вы, которые должны были защищать народ Мой, яко виноград, хранению вашему вверенный, сами опустошаете его, истребляете в конец и огнем пожигаете? Вы, которые должны были служить ему забралом и оплотом, сами попираете его, дабы из костей его источить сок, сокрушаете в точилех, дабы превратить его в прах. О, род неблагодарный и развращенный! Так ли ты платишь за любовь Мою к тебе, ею же возлюбих тя от века? Так ли благодаришь за Единородного Моего, Его же не пощадех предати на смерть за искупление твое? О, рабы лукавые и непотребные! Весь долг отпустих вам: не подобаше ли и вам помиловати клевретов ваших ( Матф. 18:32:33 )? Вы тьмами беззаконий, тьмами оскорблений, нанесенных Мне, должны Мне были, но Я все простил вам в Сыне Своем, и вы ли не хотите простить обиды ближним вашим? Греховные рукописания ваши разодраны и пригвождены на кресте, на нем же распяся Христос за вас, и вы ли сердца ваши исполняете злобы и мщения? О люди несмысленные! что еще сотворю и не сотворих вам? Не все ли вы просвещены единым светом Евангелия? Не все ли очищены от смертной проказы единым крещением? Не все ли связуетеся единою верою? Не все ли составляете едино тело? Но и кровожадный лев не свирепствует так на подобных себе, как вы злобствуете; и алчный волк не пожирает агнца, как вы терзаете друг друга; и лютый аспид не угрызает так, как вы угрызаете брата своего? Но если бы вы и с противными друг другу свойствами рождены были, вы не могли бы поступить жесточае, нежели как теперь поступаете. Итак, поелику вы отвергли любовь Мою к вам, попрали кровь Сына Моего, поругались образу Его, который Он дал вам, да по нем ходите, и возлюбили паче тму, нежели свет, сего ради ненавидит душа Моя вас. Отыдите от Мене проклятии во отнь вечный ( Матф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но вовсе не иметь когда либо участия в подобном выше того, что совместно с естеством человеческим; а уничтожить получив — на сие достанет крепости и человеческих сил. Посему не иметь никаких стяжаний противника принадлежит единому Господу, приявшему на Себя одне с нами немощи, кроме греха; ибо говорит Он: грядет сего мира князь, и во Мне не находит ничего из принадлежащего ему (Иоан. 14:30). А как очищать себя тщательным покаянием, примеры сему можно видеть и на людях, отличившихся добродетелию. Погубил Павел худое стяжание неверия, при помощи Сообщившего ему благодать пророчества, и стал он исполненным сокровища, которого искал. Погубил Исаия при очищении Божественным углем всякое нечистое, и слово, и помышление: и чрез это исполнился Духа Святого. Губит всякий в приобщении лучшего все признаваемое противным тому. Так целомудренный губит непотребство, правдивый неправду; скромный — гордыню, доброжелательный — ненависть, исполненный любви — вражду. Как в Евангелии слепой нашел, чего не имел, погубив, что; имел; ибо по отъятии слепоты вошел вместо ея лучь света, — и на прокаженного, по уничтожении болезни, нисходит благодать здравия, и возставляемых от смерти в присутствии жизни оставляет мертвость: так и в предстоящем нам любомудрии невозможно приобрести что; либо высокое не погубившим рачения о земном и низком. Ибо нахождением последняго губится для нас более предпочтительное; и обратно потеря сего соделается причиною обретения драгоценного. Сему научаемся мы Господним Словом: обретый душу свою погубит ю (Матф. 10:39). Ибо то самое, что душа бывает обретена в вожделеваемом по веществу, делается причиною не обретения ея в благах истинных. И наоборот лишение и гибель первого делается приобретением уповаемого. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Матф. 16:26)? Время, сказано, искати, и время погубляти. Посему, если узыали мы, какая выгода в том искомом, которое обретается потерею приобретенного худо: то первого взыщем, а последяее погубим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

1651 .г) Не оставляют нас при самой кончине и отводят души умерших в страну вечности ( Лук. 16:22 ). Об этом пишут: а) Феодор Студит: “всегда содержи в уме своем мысль о смерти...; размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела; размышляй и о последующем отведении души в страну небесную;” 1652 б) Кирилл Александрийский : “она (душа) под­держивается святыми ангелами в шествии по воздуху, и возвы­шаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие;” 1653 в) Иларий: “праведники исполняются радостью тогда, как, быв отведены анге­лами в обитель вечного успокоения, обращаются мыслью к за­служенному грешниками воздаянию”. 1654 3 . Против возражений, делаемых неправомыслящими, каса­тельно служения ангелов людям вообще заметим: 3 .1. Что это служение отнюдь нельзя назвать излишним при существовании промысла Божия, потому что ангелы являются толь­ко орудиями промысла Божия, и Промысл вообще действует в мире двояким образом, не только непосредственно, своей все­мощной силой, но и посредством существ, Ему подчиненных. Так, промышляет Бог о царствах земных ( Дан. 4:14,22 ); но видимыми орудиями своего промышления об них поставляет царей и прочие низшие власти ( Рим. 13–4 ). Промышляет и о своей святой Церкви ( Еф. 1:22 ); но видимо управляет ей через пастырей и учителей ( Деян. 20:28 ). Промышляет и о видимой нами природе ( Матф. 6:26,30 ); но согревает ее и живит посредством света солнечного и других деятелей самой же при­роды ( Матф. 5:45 ). Таким же образом и невидимыми орудиями своего попечения о людях Он может поставлять ангелов. 3 .2 Что это служение ангелов людям нимало не унизительно для первых – точно так, как не унизительно для царей забо­титься о благе своих поданных, и Следовательно, служить им; не уни­зительно для пастырей служить своему стаду; для наставников – служить юношеству, руководимому ими; вообще для начальствующих – служить тем, которые вверяются их начальственному смотрению и попечению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Мы увидим также, что »κοινωνα« удержано в общественном богослужении после апостольского времени не только в смысле »εναι επ το αυτ«, но и χειν απαντα κοινα. Оно обнаруживалось в общих вечерях или агапах, для которых каждый уделял, сколько мог. Благодаря тесной связи своей с молитвой и евхаристией, агапы получили специфически — богослужебный характер, а вместе с тем и это обнаружение κοινωνα, добровольное приношение нужных даров, образовало богослужебный акт, хотя больше приготовительного и подчиненного рода.    Поэтому, если мы и не можем с Мосгеймом и Ольсгаузеном признать κοινωνα приношения в позднейшем смысле этого слова, во всяком случае, так как κοινωνα обнаруживалось, между прочим, и в добровольных пожертвованиях в пользу общества, которые поступали в распоряжение апостолов и на счет которых устроялись вечери, то в κοινωνα можно видеть, кажется, первоначальное возникновение позднейших приношений (oblatio ­­ προσφορα) и смотреть на этот обычай, как на установление апостольское, с постепенным выделением богослужения, из общей жизни принявшее другую форму, но в сущности выражающее тоже апостольское κοινωνα.    3) Средоточие общественной жизни первых христиан иерусалимских и высшее выражение κοινωνα, понимаемого в широком смысле, составляло преломление хлеба ( κλασις τοα αρττου). По-видимому, едва ли может быть вопрос, разуметь ли под κλασις το& " αρτου в рассматриваемом месте обыкновенные вечери или исключительно евхаристию, если всегда иметь в виду то, что в обществе иерусалимском первоначально еще не были разделены богослужение и обыденная жизнь христиан. И словоупотребление не говорит за себя ничего решительного. Правда, κλαν αρτον во многих местах новозаветных писаний употребляется для обозначения евхаристии (Матф. 26:26. 1 Кор. 10:16); но оно не может быть принимаемо всегда исключительно в этом значении, как предполагает Pome. Этого не допускают многие места писания (Матф. 14:19. Лук. 24:30, 35. Деян. 27:35). Напротив, из 46 стиха рассматриваемого места мы узнаем, что у христиан иерусалимских были ежедневные домашние обеды (τραπεξαι) Деян. 6:2, на которых тоже преломляли хлеб. Поэтому, под κλασις του αρτου нужно разуметь священные вечери вообще.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010