е. нестяжательности и мученическим подвигам. Богатому, как я заметил выше, Он Сказал: аще хощении совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене; и, беседуя с учениками о мученичестве, сказал: иже аще погубит душу свою Мене ради, обрящет ю ( Матф. 16, 25 ); и еще: иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцом моим, иже на небесех (Мтф. 10, 32). Подлинно, многотруден этог подвиг и почти превышает самую природу; это хорошо знают те, которые удостоились венцов, а мы никакими словами не можем изобразить его; это – дело, свойственное высокой душе и чрезвычайно удивительное. Однако и это чудное дело, по словам Павла, не доставляет пользы без любви, хотя бы при том соединено было с нестяжательностию. Почему так? Я постараюсь объяснить это, показав напереде, каким образом раздающий все имущество может не иметь любви. Кто готов предать себя на сожжение и имеет духовные дары, тот еще может не иметь любви; а кто не только подает, но и раздает свое имущество, тот может ли не любить? Что сказать на это 12 ? Надобно сказать, что Павел внушает подающим милостыню вступать в тесный союз с приемлющими, подавать не просто и без участия, но с состраданием, милосердием, сокрушением и соболезнованием. Ибо для того Бог и заповедал подавать милостыню; Он мог питать нищих и без этого; но, дабы соединить нас любовию и внушить нам пламенную привязанность друг к другу, Он повелел нам питать их. Посему и сказано в одном месте: лучше слово (благо), нежели даяние ( Сир. 18, 16 ): и еще: ее слово (благо) паче даяния ( Сир. 18, 17 ); и сам Бог говорит: милости хощу, а не жертвы ( Мф. 9. 13 ). Люди обыкновенно питают любовь к тем, кому они благодетельствуют, бывают искренно расположены к благодетелям: посему Бог и дал такую заповедь, дабы устроить между ними союз любви. Но вопрос в том, тогда как Христос назвал то и другое совершенством, почему Апостол говорит, что без любви ни то, ни другое не совершенно? Он не противоречит Христу, – да не будет, – а напротив говорит совершенно согласно с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Итак, скажи мне, для чего ты превозносишься, как будто собственными благами, вместо того, чтобы воздавать благодарность за дары великому Подателю? Что бо имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь ( 1Кор. 4:7 )? Не ты познал Бога своею правдою, но Бог тебя познал по Своей благодати. Познавше Бога, говорит Апостол, паче же познани бывше от Бога ( Гал. 4:9 ). Не ты обрел Христа своею добродетелию, но Христос тебя обрел Своим пришествием. Гоню, говорит тот же Апостол, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа Иисуса ( Фил. 3:12 ). Не вы Мене избрасте, говорит Господь, но Аз избрах вы ( Иоан. 15:16 ). Хвалишься ли тем, что ты увенчан почестями, или в милосердии своем находишь случай к гордости? И тогда познай себя самого, кто ты, и в сем случае ты должен страшиться того же, что случилось с Адамом , изгнанным из рая; с Саулом, оставленным Духом Божиим; с Израилем, отсеченным от св. корени. Ты верою стоиши, говорит апостол Павел, – не высокомудрствуй, но бойся ( Рим. 11:20 ). Суд следует после благодати, и Судия истяжет, как ты пользовался дарами ея. Если же и того не сознаешь, что ты получил благодать, но, по крайнему безумию своему, почитаешь ее своею собственною добродетелию: тогда ты не имеешь преимущества пред св. апостолом Петром. Ибо не можешь превзойти любовию ко Господу того, который столь сильно любил Его, что хотел даже умереть за Него. Однакожь и он за то, что с некоторым духом гордости сказал: аще и вси соблазнятся о тебе, аз никогдаже соблажнюся ( Матф. 26:33 ), предан был страху человеческому, и пал во грех отвержения, дабы сим падением он вразумился в том, как надлежит быть осторожным, и научился снисхождению к немощным – с одной стороны познанием своей немощи, с другой – ясным уразумением того, что как в то время, когда утопал он в море, был извлечен десницею Христовою, так и во время бури соблазна, когда находился в опасности погибнуть за свое маловерие, избавлен был силою Иисуса Христа, Который и предсказал ему имеющееся случиться сими словами: Симоне, Симоне, се сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращся, утверди братию твою ( Лук. 22:31:32 ). Итак Петр, быв изобличен таким образом, праведно получил помощь, дабы отсюда он научился презирать гордость и снисходить немощным. Но фарисей, человек гордый и надменный, который не довольно того, что полагался на самого себя, но еще хулил пред Богом мытаря, совсем потерял славу правды за свою гордость. Между тем мытарь сниде оправдан паче оного ( Лук. 18:14 ), поелику воздал славу св. Богу, и не смел даже воззреть на Него, но искал только помилования, обвиняя себя самого, и повинность свою выражая самым положением своим, – биением в перси, тяжкими вздохами и слезами, и тем, что ничего более не искал, кроме умилостивления. Итак смотри и остерегайся примера жестокой потери за гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

В этом, конечно, убеждало его и слово Божье ( Матф. 19:11,12 ; 1Кор. 7:8,9,32,33,38 ), и обстоятельства его собственной жизни. Еще в юном возрасте, как известно, в душе св. Григория возгорелась любовь к девственной жизни; под влиянием окружавших его высоких примеров целомудренной и благочестивой жизни, она постепенно укреплялась в нем, а явление ему в ночном видении двух дев необычайной красоты, назвавших себя Чистотой и Целомудрием, окончательно склонило его к выбору девственной жизни, которую он безукоризненно соблюдал до самой своей смерти и которую он считал «равноангельской» 1016 и «богоподобной» 1017 . Только такая именно жизнь, по его мнению, и дает человеку возможность всецело посвятить себя на служение Богу и попечение о Христе; между тем как супружеская жизнь, налагая на него заботу и попечение о жене и детях, необходимо отвлекает его от обязанностей в отношении к Богу и, вообще, не может сравняться с жизнью безбрачной. «Она может быть равной последней только в том случае, если жена может дать мужу, то же, что и Бог; если же не может, то не может быть равенства и между указанными родами жизни» 1018 . Сверх того, сколько горя и несчастий нередко приносит с собой супружеская жизнь! Что в ней часто представляется нашим взорам? «Вдовство, сиротство, безвременная смерть, смена рукоплесканий плачем, гробы рядом с брачными чертогами, бесчадие, неприятности от детей, неразрешившиеся роды, лишение детей матери при самом рождении, наконец, все, что бывает при этом смешного и печального» 1019 . Все это – такие мрачные явления в супружеской жизни, при которых последняя, действительно, должна была казаться нашему Богослову «игом» 1020 . Но, с другой стороны, и безбрачная жизнь, по воззрению св. Григория, получает свою высокую цену и значение только под условием строжайшего и постоянного сохранения чистоты и целомудрия, и может соединять с Богом только в том случае, когда сопровождается и другими подвигами в добродетели 1021 ; девство же, соединенное с пороками и обращенное к миру и ко всему земному, хуже чистого супружества 1022 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Услышав сие, я вознамерился попросить его, чтобы указал он мне все это подробно, почему и начал ему говорить: «так как я более всего люблю слушать и беседовать о молитве, то мне весьма желательно видеть сию тайную связь учения о молитве во всей подробности. Укажите мне, Господа ради, все это по самому Евангелию». Он на сие охотно согласился и сказал мне: «раскрой свое Евангелие, смотри в него и отмечай, что я буду говорить» (он дал мне и карандаш). Извольте посмотреть эти мои заметки. — Вот отыщи, начал он говорить, во-первых у Евангелиста Матфея главу шестую и прочти в ней с пятого стиха и до девятого (Мф. VI, 5–9). Видишь ли вот здесь приготовление к молитве или введение, поучающее, чтобы не ради тщеславия и не в шуме, но в уединенном месте и в спокойствии начинать молитву и молиться токмо о прощении грехов, да о соединении с Богом, а не выдумывать многих и излишних прошений о разных житейских нуждах, подобно язычникам. Потом читай далее сию же главу от стиха девятого до четырнадцатого (Матф. VI, 9-14). Здесь представлена форма молитвы, т. е. в каких словах должно ее произносить. В ней премудро соединено все необходимое и потребное для нашей жизни. Засим продолжай еще чтение 14 и 15 стиха сей же главы и увидишь условие, которое нужно сохранить, дабы молитва была действительна, ибо без прощения нами оскорбляющих нас не простит Господь и наших грехов. Переступив в 7-ю главу, ты найдешь от 7-го до 12-го стиха средства для успеха в молитве и одобрение в надежде: «просить, искать, стучать»; сие усиленное выражение изображает частость молитвы и преимущественное упражнение в оной так, чтобы молитва не токмо сопутствовала при всех занятиях, но даже и превышала бы их во времени. Это составляет главнейшую принадлежность молитвы… Сему пример увидишь в 14 главе Евангелиста Марка от 32-го до 40-го, где Сам Иисус Христос повторяет многократно одну и ту же речь молитвенную. Подобный пример частоты молитвы представляет и Евангелист Лука (Лк. XI, 5-14) в притче неотступного прошения друга, также и в многократном докучливом прошении вдовицы у судии (Лк. XVIII, 1-15), изображая повеления Иисуса Христа, что должно всегда, во всякое время я на всяком месте молиться и не унывать, т. е. не обленятьея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Имите нам лисы малыя, губящия винограды: и виногради наши созревают (Песн. 2, 15) . Можно ли следовать за высотою сих мыслей по их достоинству? Какое чудо Божественнаго величия заключаеть в себе это слово! Какой преизбыток Божия могущества выражается значением сказаннаго! Тот, о ком говорится так многое, этот человекоубийа (Иоан. 8, 44), во злобе сильный (Псал. 51, 1) , у кого язык изощрен , яко бритва (Псал. 51, 2) со угльми пустынными (Псал. 119, 4) , кто ловит, яко лев во ограде своей (Псал. 9, 30) , этот змий великий (Иез. 29, 3) , отступник (Иов. 26, 13) , ад, разширяющий уста свои (Авв. 2, 5) , миродержитель темной власти (Ефес. 6, 12) , имущий державу смерти (Евр. 2, 14) , и как от лица его сказует пророчество тот , кто отемлет пределы языков, которые поставил; как очевидно, Вышний по числу Ангел Своих (Втор. 32, 8), кто обемлеть вселенную, яко гнездо, и берет яко оставленая яица (Псал. 10, 13) , кто говорит , что выше облак поставит престол свой и будет подобен Вышнему (Ис. 14, 14), и о ком столько страшнаго и ужаснаго сообщает Слово в книге Иова, что ребра его медяны, хребет его железо слияно (Иов. 40, 13), и внутренности якоже смирит–камен (Iob. 41, 6), и все подобное, чем только Писание изображает страшное это естество, — сей–то столько могущественный вождь столь многих демонских полчищ, какое имя получает от истиннаго и единственнаго Могущества? И его малою лисою, а с ним и всех окружающих его, все подвластное ему воинство , с равным уничижением именует лисами же Посылающий на уловление их ловцев, которыми могут быть ангельския силы, торжественно предшествующия Владыке при явлении Его на земле, вводящия в мир Царя славы и указующия незнающим, кто есть сей Царь славы, крепкий и сильный в брани (Псал. 23, 8); а также можеть иный сказать, что это служебнии дуси, в служение nocылaeмiu за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14); и еще иный в праве утверждать, что ловцы сии суть посланные для изловления сих зверей Апостолы, которым сказал Господь: сотворю вы ловцы человеком (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Что же касается сказанного: не пощадит тебя око Мое и не помилую, то Он как милосердый врач, желающий вырезать гниющее мясо и прижечь рану, не щадит, чтобы пощадить, не милует, чтобы более помиловать: чтобы не оставалось гниющего [мяса] в теле и чтобы оно не повредило ближайших к нему [частей] мяса. Его же бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет (Евр. 12:6). Этот смысл имеет и оное [изречение]: Аз поражу и Аз исцелю (Второз. 31:39). Ибо всякое врачевание имеет временную горечь, но затем плод боли проявляется в здоровьи. Нечто подобное и чрез Амоса говорит Бог: вас точию познах от всех племен на земли, сего ради отмщу вся грехи ваша (Амос. 3:2). Позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2:19). И пути ее, говорит, и весь ход жизни, и мерзости и пороки положу посреди тебя, чтобы поставить их пред глазами грешницы, наказываемой ради исцеления. И когда Господь сделает это, то испытывавшие мучения узнают, что Он — Господь. Это же самое выражает и оное свидетельство: „отмщу Иакову но путям его, воздам ему по начинаниям его“ (Осии 12, 2).    Ст. 5—6. Так говорит Господь Бог: одно огорчение [afflicmio], вот пришло огорчение, конец пришел, пришел конец. Он пробудился против тебя; вот пришел. Пришло сокращение (вульг. сокрушение) на тебя, житель земли.    Этого у Семидесяти нет, но в издании их это прибавлено под астерисками из перевода Феодотиона. Но мы будем следовать еврейскому [тексту]. Вместо огорчения, как мы ради ясности поставили но Симмаху, переведшему κακσις, в еврейском И греческом пишется κακα или πονηρα, то есть зло. Говорится же о том, что настало последнее время для грешников земли Израилевой, так что она не избежит определения Божия, давно ею заслуженного. А так как она еще не наполнила [меры] грехов своих, то наказание отсрочивалось, согласно с написанным: не бо исполнишася грехи аморреов (Быт. 15:16). Поэтому и Господь иудеям говорит: и вы наполняете меру отец ваших (Матф. 25:32). Итак пришла тебе беда, пришло огорчение и пришел плен. И не думай, что Я опять угрожаю будущим: Я показываю и даю знать пальцем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мф.11:29 .  Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Мф.11:30 .  Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным «и удобь обстоятельным» ( Евр. 12, 1 ). Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? Грех, как сказано в Притчах, «многих уязвивши, низверже своею тяжестью» ( Притч. 7, 26 ). Пленицами же своих грехов кийждо затязается ( Притч. 5, 22 ). А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: «древо живота есть... держащимся ея» ( Притч. 3, 18 ), и по слову Псалмопевца: «Приемляй кроткие Господь» ( Псал. 146, 6 ). Посему-то грех символически представляется в виде «таланта оловяна вземлющегося» ( Зах. 5, 7 ); потому что держащихся греха погружает в ад. И у кого есть плотские бремена и плотские похоти, кого обдержит грех , тем не свободно возводить око к небу. Посему и «иго» Спасителево «благо», и «бремя легко». Но скажут: почему же легко, когда говорит: «аще... не возненавидит ... отца... и матерь» ( Лук. 14, 26 ), «и иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин» ( Матф. 10, 38 ), «и иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик» ( Лук. 14, 33 ), когда повелевает отдать и самую душу? – Да научит тебя Павел, который говорит: «Еже бо ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает» ( 2Кор. 4, 17 ); и еще: «не достойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» ( Рим. 8, 18 ). Мф.12:31 .  Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится им. Мф.12:32 .  И иже аще речет слово на Сына человеческого, отпустится ему: а иже речет слово на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий. Здесь кстати привести Апостольское слово: «писмя... убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3, 6 ). Ибо если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально, то впадем в нечестивые хулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

11. Когда мы, на год или на несколько лет удалившись от своих родных, приобретем малое некоторое благоговение, или умиление, или воздержание, тогда суетные помыслы, приступивши, побуждают нас опять идти в отечество для назидания, говорят, и примера и пользы многих, видевших некогда наши беззаконные дела; а если мы еще богаты даром слова и имеем сколько-нибудь духовного разума, тогда уже как спасителям душ и учителям, советуют они нам возвратиться в мир, с тем, чтобы мы благополучно собранное в пристанище бедственно расточили в пучине. Постараемся подражать Лоту, а не жене его; ибо душа, обратившись туда, откуда вышла, уподобится соли, потерявшей силу, и сделается неподвижною. Беги из Египта невозвратно; ибо сердца, обратившиеся к нему, не увидели Иерусалима, т. е. земли бесстрастия. Хотя тем, которые в начале, ради младенчественности духовной, оставили своих и успели совершенно очиститься, и можно с пользою возвратиться к ним, в том намерении, чтобы, как сами спаслись, так спасти и некоторых из ближних; впрочем, Моисей Боговидец и Самим Богом посланный на спасение единоплеменного рода, претерпел многие беды в Египте, т. е. помрачения в мире. 12. Лучше оскорбить родителей, нежели Господа, потому что Сей и создал, и спас нас; а те часто погубляли своих возлюбленных, и подвергали их вечной муке. 13. Странник тот, кто везде с разумом пребывает, иноязычный среди иноязычного народа. Мы удаляемся от близких наших, или от мест, не по ненависти к ним (да не будет сего), но избегая вреда, который можем от них получить. Как во всех благих делах, так и в сем, учителем нашим есть Сам Христос; ибо видим, что и он многократно оставлял родителей по плоти, и когда некоторые сказали: мати Твоя и братия Твоя ищут Тебе (Марк. 3, 32), благий наш Господь и учитель тотчас показал бесстрастную ненависть к ним, сказавши: мати Моя и братия Моя суть творящие волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Матф. 12, 49). 14. Да будет отцем твоим тот, кто может и хочет потрудиться с тобою для свержения бремени твоих грехов; а материю — умиление, которое может омыть тебя от скверны; братом — сотрудник и соревнитель в стремлении к горнему; сожительницу неразлучную стяжи память смерти; любезными чадами твоими да будут сердечные воздыхания; рабом да будет тебе тело твое, а друзей приобретай в небесных силах, которые во время исхода души могут быть полезными для тебя, если будут твоими друзьями. Сей есть род (т. е. сродство) ищущих Господа (Пс. 23, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Всякий читатель при чтении указанных отделов легко заметит, что все это могли излагать лишь очевидцы событий с полнейшей точностью. Благодарственная песнь Давида (2Цар.22гл.) помещается в значительнейше сходном виде в Псалтири ( Пс.17 -й) и имеет, таким образом, за себя «двух свидетелей». Во многих надписаниях псалмов содержатся сокращенные, а иногда и полные, повествования об описываемых в книгах Царств событиях ( Пс.3,7,17,33,50,51,53 и мн. др.). обычно свидетельствам надписаний соответствует, особенно по тону, характеру, мыслям и чувствам, и содержание самих псалмов (например, псалмы 3,17,50,51,62 и мн. др.), а иногда и по упоминаемым в псалмах историческим лицам и событиям видно такое же соответствие ( Пс.51,53,59 ). Мессианское обетование Давиду ( 2Цар.7:14–16 ), как выше сказано, воспроизводится во многих пророческих книгах, а кроме того в псалмах ( Пс.77:70–72;88:21–38;131:1–5,11–12,17;143:10 ) воспроизводится и вся жизнь его в связи с этим обетованием, и т.о., оно уже имеет не «двух» только, а очень «многих» свидетелей, переходящих из Ветхого и в Новый Завет ( Матф.1:1 ; Лук.1:32 ). В числе «внешних» свидетелей могут быть указаны упоминаемые свящ. историком и точно обозначаемые им, как всем его читателям известные, вещественные памятники: большой камень на поле Иисуса Веесамитянина ( 1Цар.6:18 ); камень Авен-Эзер ( 1Цар.7:12 ); также собственные имена, данные разным лицам и местам, в воспоминание о совершившихся при них или на них событиях: Самуил ( 1Цар.1:20 ), Ихавод (внук Илии – 1Цар.4:21 ), Села-Гамаклекоф ( 1Цар.23:28 ), Хелкаф-Гадурим в Гаваоне ( 2Цар.2:16 ), Ваал-Перацим ( 2Цар.5:20 = Ис.28:21 ), «Поражение Озы» ( 2Цар.6:8 ). Пословицы: «уже ли Саул в пророках?» ( 1Цар.10:12;19:24 ), «слепой и хромой (Хелефеи и Фелефеи) не войдет в дом Господень» ( 2Цар.5:8 . – Все они также приводятся писателем как «внешние свидетельства», коих, при сознании полной истинности своего повествования, он, очевидно, нисколько не опасается. Сюда же, наконец, должно было отнесено отмечаемое современными археологами, ориенталистами, а за ними и апологетами, совпадение многих географических, исторических, топографических указаний книг Царств с параллельными указаниями внебиблейских памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Так, археолог Кондер, знаток Палестины, говорит: «точность топографических указаний 1–2 Царств доказывает отчетливое знакомство писателя со всеми частями Палестины, от Гефа до Рабба-Аммона, от Циклага до Кадеса и Оронта. Странствования Давида от преследований Саула по границам филистимской земли и крайнему югу ныне могут быть точно прослежены при помощи новых открытий: Одоллам, Херет и пр. все ныне найдено (Urquhart. 1 c/4? 36s.). Упоминаемый в начале сих книг Силом ( 1Цар.1:3;3:21 ), как центральный город в Палестине, таким же за это время представляется по египетским памятникам (Телль-амарнской библиотеки. Ibid. 7s.). Указания 2Цар.8гл. на политические международные отношения Давида к Сирии Сав и др. странами подтверждаются ассирийскими и египетскими памятниками этого времени 101 (Ibid. 39–42s.) Но, кажется, всякий непредубежденный читатель согласится, что в полной историчности обозреваемых книг убеждают не столько приведенные «внешние», частичные и отрывочные свидетельства, сколько общий внутренний, присущий всем повествованиям, характер полной правдивости и беспристрастия. Таково, например, отношение к пророкам и добродетелям описываемых лиц. Свящ. историк не скрывает в поведении Саула хороших поступков ( 1Цар.15:7 ), и даже мимолетных добрых чувств и их проблеска ( 1Цар.24:17–23;26:21–25 ). Не скрывает погрешностей Давида, со всеми их печальными последствиями для него самого и всего еврейского народа ( 2Цар.11–12 ,24гл.). Также свящ. историк правдив в повествованиях и о других лицах: Авессаломе, Иоаве, Авенире и пр. и своею правдивостью вынуждает всякого беспристрастного читателя признавать полный исторический авторитет его повествования 102 . Канонический авторитет 1 и 2 кн. Царств засвидетельствован вышеприведенным рядом ветхозаветных и новозаветных цитат (особ. Матф.12:1–4 = 1Цар.21:6–10 ; Деян.7:46 = 2Цар.7: 2 ; Евр.11:32 = 1Цар7: 2 ). Среди иудеев и христиан, не было споров о каноничности сих книг. Во всех соборных и отеческих счислениях свящ. книг они помещаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010