I. Повествование трех Евангелистов, Матфея, Марка и Луки об установлении таинства Евхаристии. Все они свидетельствуют, что Господь Иисус на последней вечери, взяв хлеб, благословил, преломил и, раздавая его ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспомининие, — и взяв чашу с вином, и воздав над нею хвалу Богу, подал ее ученикам, говоря: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многие изливаема во оставление грехов (Матф. 26:26; Марк. 14:22; Лук. 22:19). Отступать и здесь от буквального смысла слов Спасителя, — в которых Он с такою ясностию свидетельствует, что под видами хлеба и вина в таинстве Евхаристии преподаются Его истинное тело и Его истинная кровь, — нет ни малейшего основания; напротив, все заставляет принимать их в смысле буквальном. И -    1) Достоинство самого Спасителя. Допустить с вольнодумцами, что Господь, говоря ученикам своим: сие есть тело мое…, и сия есть кровь моя…, хотел собственно выразить мысль: «это есть символ или знак моего тела, и это есть символ моей крови», не значит ли допустить вместе, что Он неточностию своего выражения ввел в заблуждение и Апостолов, и чрез них всю Церковь, которая, как увидим, всегда принимала означенные слова в смысле прямом, буквальном, и потому всегда видела в Евхаристии истинное тело и истинную кровь своего Господа, а отнюдь не символы Его тела и крови?    2) Обстоятельства, посреди которых Христос произнес эти слова. Он произнес их пред одними избранными учениками своими, Которые удостоились от Него слышать: вы друзи мои есте (Иоан. 15:14. 15); произнес в то время, когда, по сознанию самих учеников, Он уже ни о чем не беседовал с ними в притчах, а глаголал прямо, не обинуяся (Иоан. 16:29); произнес в последние часы пред своими страданиями и смертию. Но если когда естественно всякому открывать друзьям душу свою и говорить пред ними прямо и ясно, — то по преимуществу пред своею кончиною.    3) Значение Евхаристии. Установляя ее, Господь установлял величайшее таинство нового завета, которое заповедал совершать во все времена (Лук. 22:19. 20). Но и важность таинства, необходимого для нашего спасения, и свойство завета или завещания, и свойство заповеди равно требовали, чтобы при этом речь была употреблена самая ясная и определенная, которая бы не повела ни к каким недоразумениям или обману в столь важном деле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Как видим в рассматриваемой фразе слово “мера” преобразуется в выразительный и назидательный образ воздаяния Божьего за поступки людей. Мерами, или иной тарой для измерения товара (зерна, плодов, иных сыпучих продуктов) широко пользуются и теперь во всем мире. Таким образом слова Спасителя о мере в смысле воздаяния Божьего, воплотившись в наглядном примере, постоянно напоминают людям о том законе, согласно которому как они будут относиться к ближним, так будут относиться и к ним ближние. “Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Матф.7:12).    Итак становится очевидным, что слово мера (сосуд для измерения товара) в словах Спасителя превращается в символ измерения человеческих поступков. И этот символ прежде всего выражает одинаковость, соответствие в измерении поступков судьи и осужденного, точно также как мера (количество) покупаемого товара соразмерна для покупателя и продавца. “Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам” (Лук.6:38). В данных словах Евангелист Лука характеризует меру как сосуд для измерений “мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною”. Но наряду с этим Евангелист Лука говорит и о поступках, преподнося слово мера, как символ поступков и действий человека. Из совета Евангелиста Луки видно, что человек должен поступать с ближним так, как бы он хотел, чтобы поступали с ним. Учитывая действие в жизни закона воздаяния Божьего, человек своему ближнему должен давать полной мерой. То есть такой мерой, которой бы он мерил себе самому.    Поскольку Евангелист Лука под мерой подразумевает человеческие отношения и поступки, то человек должен относиться к своему ближнему добродетельно, заботливо, с любовью. Евангелист Лука рекомендует давать ближнему мерою доброю и переполненной потому, что согласно закону воздаяния Божьего и человек получит от ближних той же мерой, какой и дает ближнему своему. Если человек вместо полной меры даст своему ближнему только часть меры, то это же получит от жизни и сам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Мы, люди, никогда не сумеем узнать до конца того, что скрыто в душе другого человека. Человек не должен судить о всей жизни ближнего с вынесением приговора, праведник он или грешник, потому что может ошибиться во время своего суда и в силу своей греховной природы может не до конца и не точно понять ближнего, которого осуждает. Только один Господь, Который без греха и Которому известны тайные намерения любого человека, может с состраданием и нежностью подойти к человеческой душе и без ошибки оценить поступки людей. Поэтому рассматриваемые слова Спасителя нужно понимать только во втором смысловом значении “осуждать” и “порицать”, что не рекомендует делать Спаситель.    Судить (в смысле осуждать, злословить) ближнего нельзя потому, что человек, часто осуждая другого за какой-то грех, сам совершает этот или подобный грех. “Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же” (Рим.2:1). И осуждая ближнего за греховный поступок такой человек осуждает самого себя, так как сам совершал такой же (или подобный) поступок.    Более того Господь ясно указывает на то, что в данной ситуации человек выносит приговор и себе, если осуждает ближнего за грех, который совершает сам. Слова “судя другого, делаешь то же” ясно указывают на тяжесть греха того человека, который осуждая ближнего за грех, этим осуждением разоблачает и себя, так как сам повинен в таком же грехе.    Более того человек к своему собственному греху, за который осуждает ближнего, прибавляет ещё и грех злословия и порицания, который порой соединяется с грехом гордыни и высокомерия.    У Евангелиста Луки эти же слова Иисуса Христа о суде переданы несколько иначе, потому что в них присутствует пояснение. “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лука 6,37). В качестве пояснения того, почему человек не должен судить (в смысле осуждать) других людей, ясно указано на наличие закона воздаяния Божьего за поступки людей. Судить ближнего в смысле сплетничать, злословить, обвинять и изобличать нельзя потому, чтобы и с вами не поступали также. “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Матф.7:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Самого Бога Св. Апостолы неоднократно именуют в своих посланиях «Богом мира»  (Рим. 15:33; 16, 20; 1 Коринф. 14:33 и мн. др. места).    И святые угодники Божии — Святые Отцы Церкви, великие подвижники и наставники подлинно-христианской, духовной жизни и словом и примером учили и до сих пор продолжают учить нас чрез свои вдохновенные писания той же великой истине, то есть, что мир есть главное неотъемлемое свойство и качество души истинного христианина. Особенно образно, как бы подводя итоги всему сказанному прежде, говорить о значении мира для христианина наш величайший христианский подвижник последнего времени преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»; «ничего нет лучше во Христе мира, которым разрушается всякая брань воздушных и земных духов»; «Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары».    Таково учение нашей Христианской Церкви о мире и о его значении для христианина.    Но если так, то может ли истинный христианин питать в своем сердце какую бы то ни было непримиримость к кому бы то ни было? Совместимо ли самое чувство непримиримости со званием последователя Христа-Спасителя, принесшего на землю мир и проповедывавшего мир?    Ответ на этот вопрос мы можем получить, лишь тщательно изследовав, все ли по данному вопросу исчерпывается вышеизложенными данными.    Оказывается, — нет.    Помимо учения о мире мы находим и в Слов Божием и у Святых Отцев ярко выраженное учение и онепримиримости.     «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» - так учил Сам Христос-Спаситель: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека со отцом его, и дочь с матерью ея, и невестку со свекровью ея. И враги человеку — домашние его». А дальше объясняется, в каком смысле это сказано: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:34—38). В еще боле решительных тонах выражено это же учение Господа Иисуса Христа у Евангелиста Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Более того человек к своему собственному греху, за который осуждает ближнего, прибавляет ещё и грех злословия и порицания, который порой соединяется с грехом гордыни и высокомерия. У Евангелиста Луки эти же слова Иисуса Христа о суде переданы несколько иначе, потому что в них присутствует пояснение. « Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете » ( Лука 6,37 ). В качестве пояснения того, почему человек не должен судить (в смысле осуждать) других людей, ясно указано на наличие закона воздаяния Божьего за поступки людей. Судить ближнего в смысле сплетничать, злословить, обвинять и изобличать нельзя потому, чтобы и с вами не поступали также. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Матф.7:12 ). Как видим, обличение и злословие в этих словах представлено в качестве поступка, за который человек будет нести ответственность перед Богом, и получит наказание по закону воздаяния Божьего. Для того, чтобы избежать карающего воздаяния Божьего, Иисус Христос советует: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены», указывая на то, что судить людей должен не человек, а Господь. Согласно представлениям христианства, истинным Судьей является Иисус Христос, Которому Бог-Отец, как Сыну, отдал весь суд. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Иоан.5:22 ). Таким образом, только Иисус Христос есть Истинный и Справедливый Судья. В свете этого положения, человек, судящий о всей жизни своего ближнего с вынесением приговора (осуждения), самовольно ставит себя на место Иисуса Христа, Судьи. Такое действие человека является богопротивным, так как угодно злому духу, который, уподобляя себя Богу, пытается занять Божье место. «Сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). Предостерегая людей от суровой и непримиримой критики ближних, какую использовали фарисеи, Апостол Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал.6:1 ). В этих словах Апостол Павел настоятельно советует людям, любящим критиковать, прежде всего не допускать своих недостатков и бороться с ними, то есть не допускать греховных поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В данной теме для нас важен и такой вопрос: если этим исполнителем желаний станет антихрист (а ему будет дана власть от сатаны творить великие чудеса для прельщения людей, и он действительно возглавит мировое правительство), примут ли его «Свидетели Иеговы»? Очевидно, что да, ибо такой правитель им и нужен. Иными словами, учение «Свидетелей Иеговы», как мне кажется, подготавливает своих адептов к принятию царства во главе с антихристом (хоть он и будет выдавать себя за Мессию), образ которого хорошо дан в книге Откровения. Идея мирового царства постоянно превалирует в изданиях Общества Сторожевой Башни. Вот, например, некоторые названия журналов Общества: «Единство в мире. Только лишь мечта?», «Каким должен быть хороший правитель?», «Возможно ли единство этнических групп?», «Правительство, которое принесет рай», «Что значит для вас приход Мессии?» и т.д. Мысль о едином глобальном международном государстве – центральная в учении «Свидетелей Иеговы» о будущих временах. Это крайне важно знать – кого примут за своего царя «Свидетели Иеговы». Но что такое Царство Божие? Обратимся к Священному Писанию. На вопрос Понтия Пилата, его Узник отвечал «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ). Это означает, что Царство Божие не заключается в земном правительстве «под руководством Иисуса Христа», но оно есть явление духовного мира. «...если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям» – продолжает Спаситель. Кто же служители Христа из Его Царства? Конечно же, это Ангельские силы, а не какие-нибудь земные войска. И если служители Царства Христова – Ангелы, то и Царство Его – духовное, не материальное. Когда Спаситель говорит, что трудно войти богатому в Царство Божие, это подразумевает, что оно – область духовная, а не земная, ибо по состоянию души будет достигаться. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Матф.23:13 ). Достаточно ясно эту мысль передает Евангелие от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, [Христос] отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

В наши дни большинство исследователей считает Иисуса исторически существовавшим лицом. В формировании церковных догм и организационных принципов церкви большая роль принадлежит четвертому евангелию - от Иоанна - (а не трем синоптическим) и посланиям, приписываемым апостолу Павлу, впервые изложившим и апокалипсически пропагандировавшим учение Христа. Монархический принцип в строении Христовой церкви католическая теология развивала, ссылаясь в основном на Евангелие от Матфея. Согласно Матфею, Иисус, находясь с учениками в окрестностях Цезарей, на берегу Иордана, сказал Симону: «И Я говорю тебе: ты - Петр , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф., 16:18-19). С конца средневековья паломник, вступающий на землю Рима, видит горделивую надпись по-латыни на куполе, созданном Микеланджело в храме, воздвигнутом над могилой Петра: «Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam, et tibi dabo claves regni coelorum» . Согласно христианскому учению, церковь - это зримое общество, состоящее из людей, объединяющая сила которого кроется в авторитете. Этот авторитет и есть тот камень (Петр), который является основой церкви. Из принципа авторитета следует, что воплощение авторитета - одновременно и глава церкви. Но что же символизируют ключи от небес? Ключ - это символ права и власти. Ключ от дома (от церкви) дан тому, чей это дом. Авторитет, хранящий ключ, - это Петр и его преемники, папы. Что означает власть разрешающая и связующая? Это доказательство монархической наместнической власти Петра. В древнееврейской духовной литературе и вообще у восточных народов «разрешать и связывать» было общепринятым в юриспруденции выражением для обозначения законодательства, вынесения приговора, административных распоряжений, официальных толкований законов и обоснования административных действий. Одним словом, это означало решение на основе авторитета. Элементы иерархической церкви можно обнаружить и в Евангелии от Луки, и в Деяниях святых апостолов. Петр стал центральной фигурой потому, что был человеком компромиссов и объявил себя носителем груза (Деян., 15:5-31).

http://sedmitza.ru/lib/text/441557/

В рассказе же о иссушении смоковницы Марк, с своими хронологически замечаниями впал в противоречие с понятием о чуде, как непосредственном акте, разделив значительным промежутком времени слова Спасителя от действия, ими произведенного; а всем этим он обнаружил произвольность своих хронологических заеток, позднейшее происхождение своего Евангелия, свою зависимость от Матфея и Луки. Доказательства также не состоятельны, как парадоксален вывод: 1) В рассказе о посещении храма Спасителем и о изгнании Им Из храма торгующих, Марк нисколько не отделяет намерение Спасителя совершить дело от самого совершения дела. Правда, Марк говорит, что Спаситель в день входа только осмотрел храм и, не сделав в нем ничего, удалился; но Марк тут же указывает и на причину этого, как время было уже позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью», при чем Марк ни словом не намекает на то, что будто Иисус, выходя из храма, вознамерился очистить храм от торгующих, хотя тут же и не решился сделать этого. Что же касается изгнания Спасителем из храма торгующих, то это действие и у Марка изображается такими же чертами как у Матфея и следовательно представляется столь же величественным. – «И вошел Иисус в храм Божий, повествует Матфей, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: дом Мой – дом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников Матф. 21, 12. 13 . Марк: Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих во храме; столы меновщиков и иместа продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь и учил их, говоря: не написано ли: дом Мой и т. д.... Не одно ли и тоже? Разница лишь в том, что по Матфею это совершилось в день вшествия в Иерусалим, по Марку, на другой день после вшествия. 2) В рассказе о изсушении смоковницы Марк не впадает в противоречие с понятием о чуде, как непосредственном действии, хотя он и полагает значительный промежуток времени между словами Спасителя и действием ими произведенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Видимо, чудесным было и то, что при таком количестве сеть не порвалась. Во всяком случае, надо полагать, что эта чудесная ловля произвела сильнейшее впечатление на Иоанна, если он даже запомнил на всю жизнь количество пойманной рыбы. Должно быть, из особого благоговения, пораженные всем происшедшим, апостолы стояли в некотором почтительном отдалении от Господа, почему Он и пригласил их подойти ближе и начать трапезу словами: «Приидите, обедайте.» Должно быть и Сам Иисус находился в некотором отдалении, потому что дальше сказано: «Прииде же Иисус.» Как хозяин, Он стал угощать апостолов, давая им вкушать приготовленный хлеб и рыбу. «Из учеников же никто не смел спросить Его: " Кто Ты? " зная, что это Господь» — нечто необычайное видели ученики в явившемся Господе: Он не был, очевидно, вполне похож на такого, каким они всегда привыкли Его видеть, как тело Его по воскресении было особенным, прославленным, исполненным особого величия и Божественности, но они знали, что это, несомненно, Он. Восстановление апостола Петра (Иоан. 21:15-25). «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? «— Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Матф. 26:33); «Я душу мою положу за Тебя» (Иоан. 13:37); «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Марк. 14:31); «С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Луки 22:33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав — перестал быть апостолом. Это отмечает, несомненно, со слов ап. Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...», выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов. За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Вывод «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». (Матф.7:24–29) Мы услышали Нагорную проповедь, мы, может быть, поняли ее. Но кто ее услышал правильно? На этот вопрос Иисус отвечает в конце. Иисус отпускает Своих слушателей не просто так, чтобы они делали из Его слов то, что им понравится, чтобы отыскивали то, что им покажется ценным для жизни, чтобы они проверяли, как это учение относится к «действительности». Иисус не отдает Свое слово на усмотрение слушателей, чтобы они могли злоупотребить им своими нечистыми руками, но дает его так, чтобы оно получило власть над ними. По-человечески посмотреть, так имеется бездна возможностей понимания и истолкования Нагорной проповеди. Иисус знает только одну возможность: просто идти и повиноваться. Не толковать и применять, но делать и повиноваться. Единственно так слышится слово Иисуса. Но опять-таки следует не говорить о деле как об идеальной возможности, а действительно начинать с дела. Это слово, которое я отношу к себе, это слово, которое исходит из «Я знал тебя», которое немедленно ставит меня в дело, в послушание, — есть камень, на котором я могу построить дом. Этому слову Иисуса из вечности соответствует только простое дело. Иисус сказал; Его слово — наше послушание. Только в деле слово Иисуса получает среди нас свою славу, свою силу и власть. Теперь над домом может пройти и буря — единение с Иисусом, сотворенное Его словом, ей разорвать не под силу. Рядом с делом есть еще неделание. Но так не бывало, чтобы была воля к делу и, тем не менее, дела, не было бы. Кто обращается со словом Иисуса как-то иначе, чем через дело, тот лишает Иисуса правоты, говоря «нет» Нагорной проповеди, не исполняя Его слова. Вопросы, теоретизирование и толкование есть неделание. Тут вновь возникают богатый юноша, законник из Евангелия от Луки, гл.10. И пусть я еще очень уверяю в моей вере, в моем основополагающем признании этого слова, Иисус называет это неделанием. Слово же, которое я не хочу исполнять, для меня не камень, на котором я могу построить дом. Здесь нет единства с Иисусом. Он никогда не знал меня. Потому, если сейчас случится буря, то это слово будет мной быстро потеряно, тогда я узнаю, что на самом деле никогда не верил. У меня всегда было не слово Христово, но слово, которое я отнял и сделал своим — именно потому, что я об этом размышлял, но не исполнял. Тогда у моего дома, не покоящегося на слове Христа, будет падение великое.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010