52 сравни Uoahha XVIII, 10–11 ст.). И в той же самой беседе на тайной вечери, из которой приверженцами светской власти пап берутся выражения о царстве и о двух мечах, Иисус Христос, обличив в учениках стремление к превозношению друг пред другом, ясно высказал, что им должно быть чуждо всякое желание мирского преобладания: «царе языков господствуют над ними, и князья обладают ими, но между вами не должно быть так. Между вами кто хочет быть большим, да будет вам слуга. Так, как и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послускит, и отдать душу свою для искупления многих» ( Матф. ХХ , ст. 25, 26, 28 сравн и Лyku XXII ст. 25–27.) И при всяких других случаях Иисус Христос старался рассеивать в умах учеников своих мечты о мирском владычестве. Между тем ему было бы удобнее, если-бы то нужно было, действовать обратно, т. е. утверждать в учениках своих стремление к мирскому преобладанию. Иудеи ожидали в Мессии земного царя завоевателя. И сами апостолы, до сошествия на них Св. Духа, не были чужды этого предрассудка, и ожидали, что Иисус Христос пришел устроить царство израильское, в котором им придется занять первые места ( Марка Х, 37 . Деен. 1–6). Но Иисус Христос внушал ученикам своим, что им придется пить ту чашу, которую Он пил, и креститься тем крещением, каким Он крестился, т. е. не властвовать над миром, а страдать в мире ( Марк. Х, 35–45 ст.). Римские папы основывают свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, и самые владения свои называют наследием Петра (Patrimonium Petri). Но не говоря уже о том, что папы не имеют за собою никакого исключительного права считаться преемниками и наследниками апостола Петра, нужно спросит, какими же владетельными правами пользовался апостол Петр, и в каком смысле Рим, с принадлежащею к нему областью, может быть назван наследием его?... Апостол Петр также, как и все другие апостолы, не имел на земле и не старался приобретать владений. Мы всё оставили, и последовали Тебе, говорили апостолы Иисусу Христу ( Mamф. XIX. 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

5) Слова Апостола о Святом Духе: нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор. 2:10—12). Здесь замечательно: а) то, что Духу Святому усвояется совершеннейшее ведение Бога: но эту черту Спаситель усвоял только Отцу и самому Себе, и указывал на нее, как на признак своего божества и равенства со Отцом (Матф. 11:27); следовательно, тоже должно заключить и касательно Святого Духа; б) Дух Святой называется Духом от Бога : следовательно, не есть из ничего, не есть тварь, а напротив, одного с Богом естества; в) Дух Святой представляется в таком же точно отношении к Богу, в каком — дух человеческий к человеку, т.е. представляется пребывающим в Боге и составляющим с Ним одно, как наш дух в нас пребывает, и составляет вместе с телом единого человека. Скажем наконец вообще, что учение о Пресвятой Троице составляет главнейший предмет всего Нового Завета. Ибо о чем он проповедует нам? В Евангелиях преимущественно об Отце, который так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16), и о Сыне, который воплотился и совершил великое дело нашего искупления; в Деяниях и Посланиях Апостольских — преимущественно о Святом Духе, которого Спаситель ниспослал вместо Себя Апостолам, и который с тех пор начал великое дело нашего возрождения и освящения. § 28. Подтверждение той же истины из Священного Предания Как ни ясны и многочисленны места Священного Писания, особенно Нового Завета, содержащие в себе учение о троичности Лиц в Боге едином; но нам необходимо здесь обратиться и к Священному Преданию, сохраняющемуся в Церкви с самого ее начала. Необходимо потому, что все эти места Писания подвергались и подвергаются различным перетолкованиям и спорам, которые не иначе могут быть окончательно решены, по крайней мере, для верующего, как только голосом Апостольского предания и древней Церкви. Необходимо и для того, чтобы защитить саму Церковь от несправедливого упрека вольнодумцев, будто она начала преподавать такое учение о трех Ипостасях в Боге только с четвертого века идя с первого вселенского Собора, а прежде это учение или вовсе было в ней неизвестно, или преподавалось совсем иначе. Нить предания, следовательно, достаточно провести только до четвертого века, или до первого вселенского Собора, и показать учила ли и как учила о Пресвятой Троице древняя христианская Церковь в три первые века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

8, 39)“. Какие же дела отца вашего, Авраама? Любите добро, а не зло. Великий грех не только делать, но и любить зло. Многие грешат и, по утолении пыла страстей, испытывают угрызения совести и раскаиваются в своем грехе. Но кто не только не сокрушается о том, что он делал зло, но хвастается своим преступлением, на том исполняется написанное: «егда приидет» грешник «во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). Итак, ищите добра, а не зла. Ибо если вы будете искать добра, то уже чрез то, что вы ищете добра, вы немедленно отвергаете зло. И никогда вы не искали бы добра, если бы наперед не отвергли зла, исполняя слова псалмопевца: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Псал. 36:27). И когда вы будете искать добра и избегать зла, тогда вы будете жить в том, Кто говорит: «Аз есмь живот» (Иоанн. 14, 6). Добра ищет тот, кто верует в говорящего в Евангелии: «Аз есмь пастырь, добрый» (Иоанн. 10, 11). Зло отвергает, кто избегает того, о котором написано: «мир во зле лежит» (1 Иоанн. V, 19). И в молитве Господней говорится: «избави нас от лукавого» (Матф. 6:13). И когда, говорит, вы будете искать добра, а не зла, и останетесь в живых, тогда Господь Бог воинств будет с вами, как вы говорили, что Он потому с вами, что вы родились от Авраама. Но недостаточно искать добра и не искать зла, если вы не будете иметь в том и другом отношении, так что вы должны сначала возненавидеть зло и потом возлюбить добро. Ненавидит зло тот, кто не только не побеждается похотью, но ненавидит дела похоти, а любит добро тот, кто делает добро не вопреки желанию, не по необходимости или по страху пред законами, а потому, что это добро, и для того, чтобы иметь награду за доброе дело в своей совести и в своей любви к добру. Поэтому и апостол говорит: «доброхотна дателя любит Бог» (2 Кор. 9:7). Ибо не всякая милостыня угодна Богу, но та, которая приносится с радостию. И когда вы возненавидите зло и возлюбите добро, то восстановите в воротах правосудие, о котором выше сказано, чтобы, по удалении беззакония, возвратилась истина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   а) Сыном Бога Отца, напри мер: Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам..., Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Иоан. 5:20-21; срав. 14:13; 17:1; Матф. 11:27);    б) Сыном единородным: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16,18; 1:14), и притом -    в) таким, который пребывает в самом лоне Отца: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1:18);    г) Сыном истинным: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоан. 5:20);    д) Сыном собственным: иже Сына своего (δου) Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32)? Излишне было бы доказывать, что как в этих, так и во всех других местах Священного Писания Господь Иисус называется Сыном Божьим в подлинном смысле, а не каком либо переносном, когда мы уже знаем, что священные книги приписывают Ему и Божеское естество, и Божеские свойства и единосущие со Отцом и Духом (§ 33).    Защищая это учение о личном свойстве Бога Сына от разных превратных толкований еретиков, древние пастыри Церкви старались раскрывать следующие мысли:    1) Сын рождается из существа или естества Отча, а не отинуды (отнеоткуда), не из ничего. Это -    а) следует из самого понятия о рождении: «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; так же, как при творении и созидании, наоборот, творимое и созидаемое происходит отвне, а не из сущности творящего и созидающего;» и -    б) подтверждается ясными словами Писания: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109:3). «Если — из чрева: то спрашивается, ужели можно верить, что Сын рожден из ничего?» «Это не значит, что Бог имеет чрево; но поскольку истинные, а не ложные порождения обычно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца, как исходящий из Его чрева».»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. “Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).    Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лук.18:24-27).    Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам. Во-первых богач уже получил все блага на земле, и пресытившись, уклонился от исполнения Закона Божьего, в том числе от подачи милостыни и заботы о ближних и нищих людях. Таких богачей ясно разоблачает Библия и осуждает их. “Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете” (Лук.6:24-25). Во-вторых, богатому трудно достичь спасения, потому что он, увлеченный богатством, не слушает и не исполняет слова Божьего. “Обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Матф.13:22). В-третьих, часто богатые люди, вместо того чтобы исполнять заповеди Божии и прославлять Бога за дарованное им богатство, начинают ублажать себя, то есть тратят свою жизнь только на приобретение удовольствий. “А желающие обогащаться впадут в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” (1Тим.6:9). В-четвертых, по меткому и образному выражению Апостола Павла, многие богатые люди, вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, погрязли в сребролюбии, то есть в накопительстве денег. Они видят смысл своей жизни не в служении Богу, а только в стяжательстве и приобретении денег, за которые они ложно надеются купить все блага. “Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:10).    Поэтому всем людям, в том числе и богатым, рекомендуется вести благочестивый образ жизни. Жить так, чтобы богатство не затмевало их разум, и исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему. “Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, в благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Если же человек совершает не пользу, а зло, то естественно такому человеку в его злых делах Господь помогать не будет, и не будет заботиться о нём. “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)” (1Пет.3:12). “И будет Господь с добрым” (2Пар.19:11). “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе...”...    Излагая далее Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” (Матф.6: 27). Как нужно понимать эти слова?    Данные слова непосредственно связаны с предыдущей фразой о заботе и поэтому их нужно понимать только как продолжение выше идущих слов Спасителя. А в предыдущих словах Иисус Христос призывает человека к тому, чтобы он не проявлял чрезмерную заботу о том, что есть и пить, и во что одеваться. В дальнейших словах Иисус Христос указал на то, что Господь Бог — Отец Небесный, если заботится даже о птицах, то тем более позаботится о человеке и никогда не оставит его без Своего заботливого участия и внимания.    В разбираемых словах Иисус Христос, как бы делая вывод из выше сказанного, связанного со словом забота, говорит о том, что никто из людей, несмотря на все свои заботы и старания не “может прибавить себе росту хотя на один локоть”. Эти слова Иисуса Христа нужно понимать не прямо, а иносказательно. Потому что в этих словах говорится не об увеличении роста человеческого хотя бы на один локоть, а о тщетности стараний человека без Божьей помощи достичь истинного счастья в жизни. В этих словах отражено противопоставление бесполезности человеческих усилий по достижению счастья без Божьей помощи и Всемогущества Бога в заботе о человеке. Человек, наделенный многими талантами от Бога, может многое создать в жизни. Но творения человека, созданные без помощи Божьей, не будут служить высоким идеалам добра и прославлению Божественных истин и будут обращены во вред самому человеку. Человек, наделенный талантом, может искусно скопировать нежные краски и формы природы, цветов и растений, запечатлев их в произведениях искусства. Но ни один человек не сумеет дать жизнь цветку или растению, потому что это сделать может только Господь Бог Своей Божественной силой. Потому что каждый цветок, насекомое или животное, создано животворящей силой Всемогущего Бога, Творца жизни на земле и вселенной. Именно эта мысль и отражена в разбираемых словах Иисуса Христа, в которых говорится о том, что как бы не был искусен человек, однако в своих стараниях и заботах он не может совершить того, что совершает Господь. Человек, несмотря на свои усилия, не “может прибавить себе росту хотя на один локоть”. То есть в этих словах наглядно говорится о разнице между тщетными стараниями и усилиями, проявляемыми человеком и Всемогуществом усилий и забот Божьих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Все таинственно, все знаменательно в этой книге пророка Ионы: и язычники, молящиеся во время бури богам своим, но требующие, чтобы и Иона молился Богу своему, Богу неведомому им, и тем показывающие, что они ищут Бога истинного (Ср. Деян. XVII, 27). Они суть тип тех народов, живших вне откровения, в которых однако никогда не умирала неиссякающая жажда познать истинного Бога. – Сам Иона есть тип истинного Израильтянина, честного и благочестивого, но сурового и упрямого (жестоковыйного), который глубоко огорчается тем, что Господь помиловал Ниневию; в нем совершенно отражается характер народа Израильского с его полным презрением ко всем другим народам, которых он считает недостойными какой бы то ни было милости Божией 1079 . А между тем сколько чувства доброты выказывают корабельщики язычники после того, как жребий указывает на Иону; как они колеблются выбросить его в море. И бросая Иону в море по его настоянию, они взывают к Иегове ( Uoha I, 14 ) и молятся, говоря: «да не вменишь нам кровь невинного, ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе». Таинственно и поглощение Ионы великой рыбой, которой Иегова «повелел поглотить Иону» (II, 1) 1080 , и которое прообразовало погребение в недрах земли пречистого тела Господа нашего Иисуса Христа (Матф. XII, 39 – 40 и парал.). Трогательно покаяние Ниневитян, – этих погрязших во грехах своих язычников, которые во вретищах и пепле вопияли к Всемогущему, сознавая, что только милосердие Его может спасти их, и что они недостойны Его милостей, ибо, говорили они: «Кто знает, может быть Бог еще умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ионы III, 9). Чрезвычайно замечательно сказание об огорчении сурового Израильтянина, который сетует о том, что Ниневия не погибла, и глубоко умилительно сказание о том милосердном действии и слове Божием, которым Он поучал Иону и вместе с ним весь Израиль: «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота» (IV, 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Если умывающего считать ниже того, кого он умывает (умывающим был Христос, а умываемыми — ученики), то Христос окажется ниже учеников; но этого никто, даже безумный, не может сказать. Видишь ли, какое зло — не знать причин, по которым Христос делал все, что делал? Или, лучше сказать, видишь ли, какое благо — исследовать все тщательно и не только смотреть на то, что Он сказал или сделал уничиженного, но и вникать, для чего и почему так? И не в этом только случае Он поступил так, но и в другом показал то же самое. Сказав: « кто больше: возлежащий, или служащий?» , Он продолжал: « не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий » (Лук. 22:27). Так Он говорил и делал для того, чтобы показать, что Он многократно уничижал себя для назидания учеников, и вместе для того, чтобы расположить их к смирению. Очевидно, что не по несовершенству Своего существа, но для их назидания Он переносил все это. И в другом месте Он говорит: « князья народов господствуют над ними: но между вами да не будет так: кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить » (Матф. 20:25–28). Итак, если он пришел послужить и научить смиренномудрию, то не смущайся и не изумляйся, когда увидишь Его совершающим и говорящим свойственное слугам. И многие из молитв Он совершал с тем же намерением. К Нему подошли и сказали: « Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих » (Лук. 11:1). Что же, скажи мне, Ему следовало делать? Не научать их молиться? Но Он для того и пришел, чтобы научить их всякому любомудрию. Следовало научить? В таком случае Ему надлежало и молиться. Скажут: это нужно было сделать только словом. Но не столько наставление словами, сколько делами, обыкновенно действует на учеников. Посему Он не словами только научает их молитве, но и Сам часто совершает молитвы и целые ночи молится в пустынях, вразумляя и научая нас, чтобы мы, когда намереваемся беседовать с Богом, избегали шума и смятений людских и удалялись в пустыню не по местности только, но и по всем обстоятельствам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ест же хлеб один Он пред Господом, потому что существо и божественная природа Его отличны от существа всех тварей. Он входит и выходит чрез одне и теже ворота притвора, ибо Он и внутри и снаружи, то есть все наполняет и окружает; входит же чрез ворота для того, чтобы ввести с Собою тех, кои без учения и помощи Его не могут входить, и выходит, чтобы снова других вводить и говорить с теми, кои ее могут понять более трудного. А что восточные ворота за пределами мира всегда затворены и недоступны для человеческого взора, это доказывает Евангелие Иоанна, который говорит: Бога никто же виде никогда: единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1:18). Он как бы сказал другими словами: и будут затворены для князя. Один князь будет сидеть в них, чтобы есть хлеб совершенного и полного знания. Ибо никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти (Матф. 11:27). Прекрасно некоторые под затворенными воротами, чрез которые один Господь Бог Израилев входит и вождь, для которого затворены ворота, разумеют Марию Деву, которая и прежде рождения, и после рождения осталась девою. Ибо в то время, когда ангел говорил: Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя, темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:35), и когда Он родился, она пребыла вечною девою к посрамлению тех, кои, вследствие упоминания в Евангелии (Марк. гл. 3) о братьях Его, полагают, что она, после рождения Спасителя, имела сыновей от Иосифа. Об этом вопросце я в Риме, во время своей юности, написал, как это знаю, небольшую книгу против Гельвидия, еретика того времени. Ст. 4—5. И привел он меня путем ворот северных пред лице дома, и я видел, и вот слава Господи наполнила дом Господа и пал я на лице мое. И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое [ко всему], и смотри глазами твоими и слушай ушами твоими все, что Я скажу тебе о всех священнодействиях дома Господня и всех узаконениях его, и прилагай сердце твое к путям храма чрез все выходы святилища.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иисус Христос назвал Духа Святого - " Духом истины " (Иоан. 14, 17; 15, 26; 16, 13) и предупредил нас: " всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам " (Матф. 12, 31). " Хулой на Духа Святаго " называется сознательное и ожесточенное противление истине, " потому что Дух есть истина " (Иоан. 5, 6) Сознательное, же и ожесточенное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, а без покаяния не может быть прощения. Вот почему грех " хулы на Духа " не прощается. Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков. О девятом члене Символа Веры 9. (Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. В девятом члене Символа Веры говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших ( " ибо у Бога все живы " (Лук. 20, 38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим. Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам - епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос Глава, а Церковь есть духовное тело Христово (Ефес. 1, 22-23; 5, 23). Св. апостол Павел говорит: " как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом " (1 Кор. 12, 12-13). Итак: " вы (т. е. истинные христиане) - тело Христово (т. е. Церковь), а порознь - члены (Церкви) " (1 Кор. 12, 27). " Он (Иисус Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви) " (Ефес. 4, 11-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010