Вопрос 86. А если кто говорит: «от братства я не беру, сам не даю, но довольствуюсь своим»; как с ним поступить? Ответ. Если не послушается он учения Господа, Который говорит: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Иоан.13, 34); то мы послушаемся Апостола, сказавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13), чтобы не исполнилось сие: «что малая закваска квасит все тесто» (6) Вопрос 87. Позволительно ли всякому ветхую свою одежду или обувь отдавать, кому захочет, по заповеди? Ответ. Отдавать или брать, даже и по заповеди, не всякий может, но тот один, кому по испытании вверено домоправление. Посему и ветхое и новое отдает и принимает он в свое для всего время. Вопрос 89. Поскольку написано: «Богатством своим человек выкупает жизнь (свою)» (Притч.13, 8), а у нас нет сего; то что будет делать? Ответ. Если мы старались и не могли достигнуть сего; то вспомним ответ Господа Петру, который беспокоился о подобном сему и говорил: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? « Господь же отвечает ему так: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19, 27. 29, Марк.10, 29). Если же, по нерадению, сего не сделали; то окажем тщательность теперь. А если нет уже ни времени, ни сил; то да у тешит нас Апостол, который говорит: «ищу не вашего, а вас» (2 Кор. 12, 14). Вопрос 90. Позволительно ли иметь ночную одежду, — волосяную, или другую какую? Ответ. Употребление власяницы имеет свое время, потому что употребление власяниц служить не для телесной потребности, но для удручения и смирения души. Поелику же нам запрещено иметь по две одежды, то можно ли допустить употребление кроме упомянутой выше причины, пусть всякий рассудить о том сам. Вопрос 91. Если у брата, который не имеет ничего собственного, попросит кто–нибудь носимого им на себе; что должно ему сделать, особливо, если попросивший наг? Ответ. Просит ли нагой, или человек лукавый, по крайней ли нужде, или из корысти, однажды навсегда сказано, что давать или брать не всякий может, но тот один, кому по испытании поручено смотрение за сим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Все таинственно, все знаменательно в этой книге пророка Ионы: и язычники, молящиеся во время бури богам своим, но требующие, чтобы и Иона молился Богу своему, Богу неведомому им, и тем показывающие, что они ищут Бога истинного (Ср. Деян. XVII, 27). Они суть тип тех народов, живших вне откровения, в которых однако никогда не умирала неиссякающая жажда познать истинного Бога. – Сам Иона есть тип истинного Израильтянина, честного и благочестивого, но сурового и упрямого (жестоковыйного), который глубоко огорчается тем, что Господь помиловал Ниневию; в нем совершенно отражается характер народа Израильского с его полным презрением ко всем другим народам, которых он считает недостойными какой бы то ни было милости Божией 1079 . А между тем сколько чувства доброты выказывают корабельщики язычники после того, как жребий указывает на Иону; как они колеблются выбросить его в море. И бросая Иону в море по его настоянию, они взывают к Иегове ( Uoha I, 14 ) и молятся, говоря: «да не вменишь нам кровь невинного, ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе». Таинственно и поглощение Ионы великой рыбой, которой Иегова «повелел поглотить Иону» (II, 1) 1080 , и которое прообразовало погребение в недрах земли пречистого тела Господа нашего Иисуса Христа (Матф. XII, 39 – 40 и парал.). Трогательно покаяние Ниневитян, – этих погрязших во грехах своих язычников, которые во вретищах и пепле вопияли к Всемогущему, сознавая, что только милосердие Его может спасти их, и что они недостойны Его милостей, ибо, говорили они: «Кто знает, может быть Бог еще умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ионы III, 9). Чрезвычайно замечательно сказание об огорчении сурового Израильтянина, который сетует о том, что Ниневия не погибла, и глубоко умилительно сказание о том милосердном действии и слове Божием, которым Он поучал Иону и вместе с ним весь Израиль: «Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота» (IV, 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» ( 1Тим.6:6–7 ). Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» ( Лук.18:24–27 ). Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам. Во-первых богач уже получил все блага на земле, и пресытившись, уклонился от исполнения Закона Божьего, в том числе от подачи милостыни и заботы о ближних и нищих людях. Таких богачей ясно разоблачает Библия и осуждает их. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лук.6:24–25 ). Во-вторых, богатому трудно достичь спасения, потому что он, увлеченный богатством, не слушает и не исполняет слова Божьего. «Обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Матф.13:22 ). В-третьих, часто богатые люди, вместо того чтобы исполнять заповеди Божии и прославлять Бога за дарованное им богатство, начинают ублажать себя, то есть тратят свою жизнь только на приобретение удовольствий. «А желающие обогащаться впадут в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). В-четвертых, по меткому и образному выражению Апостола Павла, многие богатые люди, вместо того, чтобы исполнять заповеди Божии, погрязли в сребролюбии, то есть в накопительстве денег. Они видят смысл своей жизни не в служении Богу, а только в стяжательстве и приобретении денег, за которые они ложно надеются купить все блага. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Если же вы, слыша это, не перестаете все же смущаться, то имейте ввиду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чем вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов, и откроет вашу добродетель. Если вы самым делом окажетесь спасителями и благодетелями, и явите всякую добродетель, то люди не станут внимать их словам, а будут смотреть на истину дел. Тогда они сами окажутся клеветниками, лжецами и злодеями, а вы воссияете светлее солнца, — потому что время впоследствии откроет и возвестит, кто вы таковы, прозвучит громче трубы, и сделает всех свидетелями вашей добродетели. Итак, мои слова, которые Я теперь говорю, не должны приводить вас в уныние, но должны одушевлять вас надеждой будущих благ; невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности. 2. После того, как спаситель освободил апостолов от всякого беспокойства, страха и заботы и поставил их превыше поношений, Он благовременно, наконец, говорит и о дерзновении, которое они должны были иметь в проповеди учения. " Что говорю вам в темноте " , говорит, " говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях " (Матф. 10:27). Конечно, тьмы не было, когда Христос говорил это, и говорил Он ученикам не на ухо; здесь употреблен лишь усиленный оборот речи. Так как Он беседовал с ними наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал — " во тъме " и " на ухо " , желая противопоставить образ настоящей беседы с тем дерзновением в проповедании, которое Он имел даровать им. Не одному, не двум и не трем городам, но всей вселенной проповедуйте, говорит Он, и, проходя землю, море, места обитаемые и необитаемые, с открытой головой и со всякой смелостью говорите все царям и народам, философам и риторам. Потому Он сказал: " на кровлях и при свете " , т. е. без всякой робости и со всей свободой. Но для чего Он не сказал только: " проповедуйте на кровлях " , и: " говорите при свете " , а присовокупил еще: " что говорю вам в темноте " , и: " что на ухо слышите " ? Для того чтобы ободрить их в духе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Если и можно было высказывать суждения в духе хилиазма, как частные мнения, то можно было до тех пор, пока не высказала об этом своего мнения вселенская Церковь . Но когда второй вселенский собор (381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом и внес в самый символ веры слова о Христе: Его же царствию не будет конца, – держаться этих мнений православному христианину совершенно непозволительно. Кончина века сего Вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим. 8:22 ). Наступит время, когда весь вещественный и человеческий мир должен очиститься от греха человеческого и обновиться, как равно мир духовный – от греха в мире ангельском. Это обновление вещественного мира должно совершиться в последний день, в тот день, когда совершится последний суд над миром, – и произойдет он посредством огня. Допотопное человечество погибло, будучи потоплено водой: а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков – наставляет ап. Петр ( 2Пет. 3:7 ). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... мы по обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:10, 13 ). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, взывая к Богу: В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся (пс. 101:26–27). И Господь Иисус Христос сказал: Небо и земля прейдут ( Матф. 24:35 ). Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Пятый вселенский собор, опровергая разные лжеучения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, а совершенно уничтожится. Что касается тех людей, когда пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: Не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:51–53 ). Всеобщий суд

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Затем также злобно относились Иудеи, а за ними и язычники к Апостолам и ко всем христианам. Лк.11:27 . Бысть же егдá глагóлаше сия, воздвигши некая женá глáс от нарóда, речé емý: блажéно чрéво носившее тя, и сосцá, яже еси ссáл. (Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!) Некая жена (одна женщина). Указание на эту женщину находится только у одного еванг. Луки. По преданно, этою женщиною была прислужница Марфы, сестры Лазаря ( Лк.10:38 ). Маркелла. Беседа Господа так поразила ее, что она не могла не прославить всенародно великого Учителя и самую Мать Его, Пресвятую Богородицу, Которая, как видно из Евангелия Матфея ( Мф.12:46 ), с названными братьями, детьми обрученника Ее Иосифа от умершей жены его или двоюродными братьями, детьми Клеопы, брата Иосифова (чит. в объясн. Матф. 25 ст. 1 гл.), находилась тут же, только вне дома. Блаженно чрево и пр., т. е. счастлива та женщина, которая родила и воспитала такого великого учителя и чудотворца, каков Иисус Христос. Лк.11:28 . Он же речé: темже ýбо блажéни слышащии слóво Бóжие и хранящии é. (А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это – слова Христовы в ответ женщине, которая, слыша учение и видя чудеса Его, всенародно восхвалила не только Его Самого, но и Матерь Его. Блаженны слышащие и пр., т. е. счастливы слушающие и затем исполняющие – прилагающие к своей жизни и поступкам – учение Христово; счастливы и здесь, на земле, потому что будут наслаждаться спокойствием совести, особенно же в будущей загробной жизни, где получат вечное блаженство. Зач. 59-е. Указание на знамение Ионы пророка и суд над народом. Приточное изречение о свече. Читается в понедельник 24-й недели по Пятидесятнице. Лк.11:29 . Нарóдом же собирáющымся начáт глагóлати: рóд сéй лукáв éсть: знáмения ищет, и знáмение не дáстся емý, тóкмо знáмение Иóны прорóка: (Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;) У еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И после, когда Пилат предоставил им выбор, они предпочли освободить разбойника, а не Иисуса; Того же, Который ничем никого не оскорбил, а напротив, оказал столько благодеяний, убили! 3. Что делает Иуда? Когда он увидел, что трудился бесполезно, и что они не хотят принять сребреников его, бросил их в храме, и " пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та " землей крови " до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " (Матф. 27:6-10). Видишь ли опять, как они осуждаются совестью? Он и видели, что купили убийство, а потому не положили в сокровищницу, а купили землю горшечника для погребения странников. Вот свидетельство против них и обличение предательства! Название места громче трубы возвещает всем о гнусном их убийстве. И это делают они непросто, но — " сделав совещание " , и поступают так во всем, чтобы никто не остался неповинным в этом беззаконии, но чтобы все были виновны. Это предсказано и в пророчестве. Видишь ли, как не только апостолы, но и пророки со всей тщательностью повествуют о поношениях, проповедуют всюду о страданиях и наперед предсказывают им? А иудеи не поняли этого. Если бы они положили в сокровищницу, дело не обнаружилось бы так ясно, купив же землю, они сделали все гласным и для будущих родов. Внимайте вы, которые убийствами думаете благотворить ближним, и берете цену душ человеческих. Это милостыни иудейские, или лучше сказать, сатанинские! Есть, подлинно есть и ныне такие, которые, ограбив весьма многих, считают себя совершенно правыми, если бросят десять или сто златниц. О них-то пророк говорит: " заставляете обливать слезами жертвенник " (Малах. 2:13). Не хочет Христос питаться плодами любостяжания, не принимает Он такой пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

И потому, прошу вас, братия, поучайтесь в чтении слова Божия: при чтении или слушании слова Божия душа может скоро очиститься от худых дел, слов и помышлений, как и Господь сказал Своим ученикам: вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам ( Иоан. 15:3 ). Потому и нам нужно очищать себя от грехов чрез слово Божие, чтобы получить жизнь вечную, ибо туда (то есть в царствие небесное) ничто не войдет скверное ( Апок. 21:27 ), сказано в Писании. Итак, будемте и мы внимать словам ап. Павла, говорящего всем нам: слово Христово да вселяется в вас обильно со всякою премудростию. И будем потому назидать друг друга псалмами, славословием и песнопениями духовными ( Кол. 3:15–16 ). И потому, кто читает слово Божие, с верою в него, тот так же, как и гора Сион, по слову прор. Давида, не подвижется во век. А если есть у вас привязанность к земным вещам или к деньгам, то просите Господа со слезами, чтобы Он избавил вас от привязанности к земным стяжаниям, но уязвил бы сердца ваши любовию к Нему. «Ибо», говорит св. Максим Исповедник : «чей ум привязан к какой-либо вещи, тот не любит Бога». А царствие небесное уготовано только любящим Бога ( 1Кор. 2:9 ). Поэтому, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Фил. 2:12 ). 6. «Если есть у кого что лишнее», говорил о. Стефан, «то надо отдавать нищим, и тогда получите великую радость духовную, когда отдадите нищим лишнее имение, а в день судный получите милость от Господа; ибо милостивые будут помилованы ( Матф. 5:7 ). Где бы вы ни жили, не имейте привязанности ни к чему земному, в особенности не копите деньги: чрез это будете мирны и покойны духом, и Господь вас ни в чем не оставит. Тяжело мне, поэтому, видеть, как многие люди не обращают внимания на повеление Господне – оставить ради Господа имение свое: они были бы покойны и получили бы сторицею здесь и наследовали бы жизнь вечную. Но все обратили ум и сердце к исканию видимых благ, и от этого души их умирают в печали мирской, ибо Апостол говорит: «печаль мира сего смерть соделовает» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Какой язык человеческий в состоянии выразить адские мучения, которым не будет ни предела, ни конца! Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников, но разлучение в последний день будет еще ужаснее « И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов » (ст.32). 1. Разлучение с жизнью ужасно для нераскаянных грешников: а) потому что души их разлучаются с телами, без надежды на другую жизнь, уничтожающей страх смерти; б) потому что они разлучаются со всеми близкими их сердцу; в) потому что они разлучаются со всеми благодатными средствами спасения, которыми они при жизни злоупотребляли; г) потому что они разлучаются со всеми своими благами, в которых полагали всю свой надежду. 2. Но разлучение в последний день будет еще ужаснее: а) потому что тела их по воскресении соединятся с их душами для принятия вечных мучений, тогда как они желали бы быть вечно погребенными в земле с своими грехами; б) потому что они разлучатся как козлища от овец, которых праведный Судья поставит «справа» (разлучение тяжкое, потому что оно разлучит детей с родителями, братьев с сестрами; для многих унизительное, потому что тут ни к чему не послужит ни знатность, ни богатство; вечное, а не временное, какое бывает на земле от продолжительного отсутствия или по причине смерти. Лук. 16:26; Прем. 5:l5; 7–9 ); в) потому что они, по окончательному приговору Судьи, разлучатся от вечной надежды на милосердие Божье, между тем как ответ их показывает, что они не думали лишиться этой надежды (Матф. 7:22; Лук. 8:27–28 ); г) наконец, потому что они подвергнутся вечным мучениям и, таким образом, навеки отлучатся от Бога и небесного блаженства. II. Апостольское чтение. Зачало (140) 1е послание к Коринфянам 8:8–13 и 9:1–2 8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010