Истинная (христианская) надежда это есть простое и бесплодное желание, происходящее от веселого нрава, но она – добровольная и плодоносная решимость и поэтому она, как и вера, есть добродетель. В этой решимости совмещаются, во-первых, готовность переносить все случающиеся страдания (внутренний и внешний «крест», по евангельскому выражению), в сознании, что они назначаются нам воспитывающей благостью Божией, поскольку многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14:22 ), и кого любит Господь, того наказывает ( Евр. 12:6 ; Апок. 3:19 ), и хотя всякое наказание в настоящее время не кажется радостью, а печалью, но после наученным через него доставляетмирный плод праведности ( Евр. 12:11 ); во-вторых – довольство своим состоянием в сознании, что каждый из нас поставлен на своем месте и состоянии Самим Богом ( 1Кор. 7:20 ; 1Пет. 4:10, 11 ; Рим. 12:3–8 ), и что мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынеси из него, и потому имеющие пищу и одеяние, этим довольны будем ( 1Тим. 6:7,8 ); в-третьих – преданность воле Божией и на Него упование в том сознании, что о нас печется Бог (Матф. 10и д.), что надежда на Него не посрамит ( Рим. 5:5 ), что любящим Бога все содействует во благое ( Рим 8:28 ) и что если мы имеем Господа, то не станем спрашивать ни о чем ни на небе, ни на земле ( Пс. 72:25 ). Христианская надежда, очевидно, непосредственно призывает к терпению, без чего она невозможна, потому добродетель терпения есть родная дочь надежды. Ожидаем в терпении, выразился апостол ( Рим. 8:25 ). К терпению призывает нас Господь Иисус Христос, когда говорит: в терпении вашем спасайте души ваши ( Лук. 21:19 ), претерпевший же до конца спасется ( Матф.24:13 ), – и ап. Павел, когда говорит: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса ( Евр. 12:1–2 ). Апостол же Иаков указывает на образец терпения в лице Иова (5:7–11). Христианское терпение отличается от стоического самоотречения или апатии (бесстрастия).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Но как придет? Не другую восприняв ипостась, а в плотском образе, в человеческом виде; однако же, не перенося уничижения, как прежде, не засыпая в корабле, не испытывая тягостной жажды у колодца, не сидя «на молодом осле» ( Иоан. 12:15 ), но устремляясь на осленке облачном; не рыбарей ведя с Собой, но сопровождаемый ангелами; не стоя возле судейской кафедры, но Сам судя, и самим рыбарям даруя судейскую власть, как и Сам учит, говоря Своим ученикам: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Матф. 19:28 ). А иудеям – " если Я /силою/веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями» ( Матф. 12:27 ), потому что, будучи из иудеев, не мыслили по-иудейски, но своим сродникам, убийцам Господа, предпочли страдания Христовы и Его язвы. Великое чудо, необыкновенное судилище! Странно видеть, что рыбарь судит, фарисей же судится, что делатель палаток сидит с дерзновением, архиерей же со стенаниями дает отчет. А зачем ударяли Господа по ланите, били по главе и, наконец, «Наследника» убили вне виноградника? Зачем ввергали Петра в темницу? Зачем наносили Павлу «пять раз... по сорок /ударов/без одного» ( 2Кор. 11:24 )? Но достойный удивления в глазах иудеев архиерей Анания повелел своим слугам ударять по устам Павловым, по устам Павла, по устам благодати, по устам истины, по органу жизни, который звучит громче всякой трубы, стройнее всякой гармонии, по органу Христову, по флейте Духа. Павел своим языком возвещал то, что было угодно Святому Духу. Поэтому думаю, что Давид говорил от лица Павла: «язык мой – трость книжника скорописца» ( Псал. 44:2 ). Что же говорит Анании Павел, заранее созерцая грозящее ему наказание? «Бог будет бить тебя, стена подбеленная!» ( «повапленная») ( Деян. 23:3 ). «Стена подбеленная» ( «повапленная») – гроб украшенный, снаружи – враг, внутри – мертвец. Так как нам предлежит дать отчет во всем, что сделано нами во время своей жизни, так как предстоит всемирный суд, на котором спросят о том, что мы сделали со вверенными нам талантами, взыщут за отвержение таинственного брака, спросят о светильниках брачной горницы, о возрастании семени, о плоде виноградника и обо всем, что Он открыл нам через Свои притчи, то взвесим свою жизнь, переменим ее дела, не занимаясь более меною серебра, не добывая себе золота, не ссужая деньгами за большие проценты, потому что Судья гнушается этого, но доставляя пропитание бедным, проявляя страннолюбив, призывая Бога и делая все, что может смягчить гнев Судьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Эту истину Священное Писание выражает весьма ясно: 1 . Когда представляет вообще, что твари видимые суть толь­ко как бы орудия силы Вседержителя, а Он собственно действует в них и через них все производит: Господь,., претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь ( Амос. 5:8 ); устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра ( Пс. 103:3 ), – огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его ( Пс. 148:8 ), все служит Тебе ( Пс. 118:91 ). 2 . Когда подробно указывает следы содействия Его тем или другим тварям видимым, свидетельствуя: а) что Ты послал источники в долины..., напояешь горы с высот Твоих ( Пс. 103:10–13 ); б) что Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс. 103и 16); в) что Он дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс. 146:9 ), одевает полевые лилии ( Матф. 6:28 ), питает птиц небесных (26); г) что Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их ( Пс. 146:4 ); возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс. 134:7 ), и под. Очень конкретно изображали эти истину Отцы и писатели Церкви, например: а) святой Иоанн Златоуст : “когда видишь восхождение солнца или течение луны, когда видишь озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, видишь все то, из чего мир сей состоит, то познавай непрерывное делание Отца – Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 );” 1700 б) Лактанций: “не по­стигая искусства силы Божией в устроении путей звездных, философы сами звезды сочли за животные, как будто они совершают течение свое ногами и по своему произволу, а не произволением и содействием Божиим;” 1701 в) святой Афанасий Великий : “мановением и силой правителя и распорядителя вселенной, Бога Слова, вращается небо, движутся звезды, сияет солнце, блуждает луна, согревается воздух, веют ветры, стоят неподвижно горы, волнуется море, и питаются все, живущие в нем...; словом – все оживляется и движется, огонь греет, вода освежает, пробиваются из земли источники, истекают реки, чередуются времена года, падают дожди, наполняются облака, бывает град, снег, лед, летают птицы, ползают змеи, плавают водородные, осеменяется земля и пускает ростки во время свое, возрастают растения и деревья;” 1702

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вера в безусловное значение нравственного закона и в его святость по необходимости предполагает веру в Всесвятого Бога, Который не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться (Числ.23:19), и слово Которого пребывает во веки ( Пс. 118:89; 1 Петр. 1:25) и есть истинно (Ин. 17:17; 2 Цар. 7:28) и свято (Петр. 1:15; Лев. 20:7:8). Без веры в Бога, или без религии, нет основания для нравственной жизни. Но для нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем часто недостаток сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы восполнены ни Кем иным, как только всемогущим и всеблагим Богом. Первое препятствие заключается в физической природе, — как окружающей нас, так и имеющейся в нашем телесном организме. Физическая природа среды течет своим чередом, не обращая внимания на жизнь человеческого духа. А наш телесный организм подвержен болезням, страданиям, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человека, в его воле. Здесь мы ощущаем иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7:23); вследствие чего я не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7:15, 19). Как же быть в виду этих препятствий? Необходима вера в премудрого и благостного Бога, целесообразно направляющего течение физической природы и устрояющего человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению его конечной цели (Иов. 28:26; 1 Цар. 2:6,7; Притч. 20:24; Матф. 10:30; 1 Петр. 5:7; Рим. 8:28). Необходима также вера в Искупителя, возвестившего и совершающего силой Святого Духа " новое рождение " (Ин. 3:3) человека и делающего его способным преодолеть " иной закон " . Лишь имея веру в эту всесильную помощь возможны мужество и энергия в следовании этой нравственной задачи. Лишь при опыте союза с Богом и надежде на вечное блаженство возможно радостное чувство и готовность, как к совершенной нравственной деятельности, так и к перенесению страданий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

А что это " дело " действительно достигло своей цели, спасало совершивших его, об этом повествуется тотчас же далее: " и так, охотно принявшие слово его крестились... И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели все общее... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа " (Деян. 2,41 - 47). Но совершенно так же и сам Спаситель на обращенный к нему вопрос: " что нам делать, чтобы творить дела Божии? " дал ответ: " Вот, дело Божие, чтобы вы веровали в того, кого Он послал " (Иоан., VI, 28-29). На искушающий вопрос законника: " что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? " , Христос отвечает напоминанием о двух вечных заповедях: любви к Богу и любви к ближнему: " так поступай, и будешь жить " (Лук., X, 25-28). Любовь к Богу всем сердцем, всей душою, всей крепостью и всем разумением и вытекающая из нее любовь к ближнему - вот единственное " дело " , спасающее жизнь. Богатому юноше на тот же вопрос: " что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? " - Христос, напомнив сначала о заповедях, запрещающих злые дела и повелевающих любовь к ближнему, говорит: " Одного тебе недостает; пойди, все, что имеешь, продай, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, последуй за мною, взяв крест " (Марк, X, 17-21, ср. Матф. XIX, 16 - 21). Позволительно думать, что богатый юноша опечалился этим ответом не только потому, что ему было жаль большого имения, но и потому, что он рассчитывал получить указание на " дело " , которое он мог бы совершить сам, своими силами и, быть может, с помощью своего имения, и был огорчен, узнав, что единственное заповеданное ему " дело " - иметь сокровище на небесах и следовать за Христом. Во всяком случае, и здесь Слово Божие внушительно отмечает суетность всех человеческих дел и единственное подлинное нужное человеку и спасительное для него дело усматривает в самоотречении и вере.Итак, " что делать? " правомерно значит только: " как жить, чтобы осмыслить и через то незыблемо утвердить свою жизнь? " Другими словами, не через какое-либо особое человеческое дело преодолевается бессмысленность жизни и вносится в нее смысл, а единственное человеческое дело только в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел искать и найти смысл жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1431...

гл. 4) и который говорит: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Иоанн. 14, 27). И уничтожу зверей лютых с земли, — пороки или страсти, коими удручаются души человеческие, или противные силы, которые делают нападения. И обитающие в пустыне будут безопасно спать в лесах. Ибо Господь открыет дубравы, и в осраме Его всякий глаголет славу (Псал. 28:9). По удалении же зверей и по обращении земли в пустыню они будут спать, не опасаясь подобного рода животных, и будут говорить: Господь просвещение мое и спасение мое: кого убоюся (Псал. 26:1)? И поселит тех, кои будут безопасно спать, в окрестностях горы или холма Своего, и будут они благословенными. Тогда Он даст дождь во время свое, и будут дожди благословенные, которые Он обещает в благословениях Второзакония (гл. 28). И даст Он, говорит, древо жизни, о котором в Бытии написано (гл. 2), и древо мудрости, о котором говорится: древо живота ест всем держащимся ея (Притч. 3:18). Даст же оно плод свой тогда, когда и земля даст плод свой, или деревья стран, множеотво святых. И земля даст произрастение свое, ибо истина от земли воссия (Псал. 84:12). И будут они в земле твоей без страха или в надежде мира, — в земле живых, в земле кротких, о которой написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Матф. 5:5), чтобы, имея благополучие во всем, они узнали, что Он Господь, когда Он сокрушит цепи или железный обод ярма их, угнетавшего их подобно самой тяжелой власти, и избавит их от руки повелителей или от порабощения угнетателей их. Ибо каждый есть раб того, кем он побеждается. И не будут они более добычею для демонских народов, и не будут пожирать их звери земные, о которых? мы сказали, но будут жить с упованием и без всякого страха согласно с выше изложенным. И произведу у них, говорит, отрасль славную или насаждение мира, говорящее в Евавгелии: Аз есмь лоза истинная (Иоанн. 15, 1). И не будут они более погибать от голода на земле. Таким образом голод бывает на земле, — глад слышания слова Божия, которого не будет на земле при добром Пастыре, и при славной Отрасли, и при возглашении слова всеми и при насаждении мира, и не будут более подвергаться поношениям от народов, так что те не будут говорить: где есть Бог их (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

Наталья 10 июня 2020, 22:21 Марина10 июня 2020, 14:36. Мне кажется, считаются. Ведь, как нам поясняют, эти деньги вносятся добровольно, как и десятина. Объясняют же, что если человеку нечем частично или полностью заплатить за записки и требы, то ему не вправе отказать. О.И. 10 июня 2020, 21:52 На самом деле всё это обсуждение в комментариях ни к чему не приведет. Как решит священноначалие так и будет. Мне интересно другое. У нас есть Предание, весь строй Церкви и жизни христиан, ну по-крайней мере в важных моментах регламентируется разными канонами и правилами. Есть правило, канон о десятине (действующий, авторитеный)? Кто-нибудь встречал? Ведь это достаточно чувствительный вопрос, и странно если бы за 2 тыс лет ему не уделили внимания. Если есть-надо соблюдать или стараться хотя бы, в нарушениях каяться. Если-нет, то это много значило бы. Гораздо больше чем все наши рассуждения в комментариях. Денис 10 июня 2020, 21:41 Другой Дмитрий, много ли православных христиан среди российских миллиардеров, разве исторически православные страны самые богатые? Ответ на эти вопросы, увы, очевиден. В самом вашем утверждении, что богатства земные от Бога Истинного кроется ошибка. Сатана князь мира сего, он даёт сокровища земные вместо сокровищ небесных, а нам Христос заповедовал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19–20). Екатерина 10 июня 2020, 20:43 (которая первая))) и которой статья понравилась) Другому Дмитрию: пожалуйста, не извиняйтесь за верную точку зрения. Наоборот, Вы молодец, что её озвучили, поступив в соответствии с библейской мудростью: " Не удерживай слова, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка - знание " (Сирах, гл. 4,стихи 27-28). Другой Дмитрий 10 июня 2020, 19:16 Евгения, продолжение. " Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». " Деян. 15, 28-29. Это минимальные требования к христианам из язычников. Требования десятины там нет. Но, повторяюсь - я " плюшки " люблю. Я получил " плюшку " под названием " финансовая стабильность " . Не нужна - не берите.

http://pravoslavie.ru/131706.html

Никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста. Отсюда происходит с нами много падений, через это мы впадаем в тяжкие вины. Объясняя, как легко пасть через язык, некто говорит: « многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка » (Сирах. 28:21); и, показывая тяжесть такого падения, он же прибавляет: « преткновение от земли лучше, нежели от языка » (Сир. 20:18). Смысл слов его следующий: лучше, говорит, упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу. И не только говорит он о падениях, но и увещевает иметь великую предусмотрительность, чтобы не падать: « устам твоим », говорит, « сделай дверь и запор » (Сир. 28:29), — не то, чтобы мы приготовили двери и запоры, но чтобы с великой заботливостью удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем старании и прежде нашего старания мы имеем нужду в высшем содействии, чтобы удержать внутри этого зверя, и, простирая руки к Богу, говорит: « воздеяние рук моих — как жертва вечерняя: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих » (Пс. 140:2–3). Также и тот, которого увещания приведены прежде, и он опять говорит: « кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои? » (Сир. 22:31) Видишь ли, как каждый из них страшится этих падений, плачет, дает советы и молится, чтобы язык был тщательно сохраняем? Но почему, скажешь, Бог дал нам этот член вначале, если он приносит нам такую погибель? Потому, что он приносит и великую пользу; и если бы мы прилагали старание, то он приносил бы только пользу и — никакого вреда. Послушай, что говорит тот, кто сказал и прежнее: « смерть и жизнь — во власти языка » (Притч. 18:22)  . И Христос выражает то же самое, когда говорит: « от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься » (Матф. 12:37). Язык находится посередине между таким или иным употреблением, а ты — господин его. Так и меч лежит посередине: если ты употребишь его против врагов, то он делается спасительным для тебя орудием; если же ты нанесешь удар самому себе, то причиной поражения бывает не свойство железа, а твое беззаконие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010