АМИНЬ. Грех Иуды    «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся,    тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся».    Как могло случиться, что Апостол Иуда Искариотский предал своего Учителя и Бога? Ведь он был приближенным учеником Спасителя, не из 70 даже, а из 12 учеников Его (Mapk.III,13—19). Иуда Искариотский, подобно другим Апостолам, имел дар исцелений: изгонял бесов и творил чудеса, он внимал глаголам Божественного Учителя (Uoah.VI:67—71), постоянно был с Ним (Дeяh.I:20—22). И, однако, Его предал. Где причина сего предательства? В страсти сребролюбия.    Апостол Иуда Искариотский был казначеем небольшого общества учеников Христовых, «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». (Uoah.XII,6). И привязался сердцем к деньгам, так что стал, по выражению того же Евангелиста, вором. Любовь к деньгам омрачила сердце Иуды, и он из-за денег согласился предать Спасителя книжникам и фарисеям. «Тогда, повествует св. Матфей, один из двенадцати, называемый Иудой Искариотом, пошел к первосвященникам и сказал: » что вы дадите мне, я вам предам Его. Они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он стал искать удобного случая, предать Его». (Mф.XXVI,14—16). В чем же состояло предательство Иуды? Книжники и фарисеи хотели взять и убить Спасителя, но не на людях, т.к. они боялись народного возмущения, ибо народ любил Спасителя (Mф.XXVI,3—5). Иуда же помог им, указав им уединенное место Спасителя – Гефманский сад. Ночью Иуда, окруженный слугами первосвященника и воинами, пришел в Гефманский сад и дал знак: кого я поцелую, тот есть, берите его. И поцеловал Спасителя. Тогда воины взяли Спасителя и повели Его на суд. (Mapk.XIV,43—46)... Предательство Иуды говорит нам о том, чтобы мы постоянно следили за чистотой своего сердца, чтобы никакая страсть не овладевала нами: ни сребролюбие, ни блуд, ни гордость, ни честолюбие или иные. Когда на душе у нас нет грехов, тогда мы с Богом пребываем в единении, а когда сердцем нашим овладевает какая-либо страсть, она отделяет нас от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Евангелист Матфей относит это пророчество к выступлению Иисуса Христа в Галилее ( Мф.4:13–16 ). Ис.9:2 . Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране те­ни смертной свет воссияет. Пророк продолжает изображать будущее благополучие, какое наступит для северного царства и для всего Израиля вообще с пришествием Мессии. «Страна смертной тени» – то же, что шеол, преисподняя, где совсем нет света. Так названа вся земля израильская, где царит непроглядная тьма бедствий и суеверий, преимущественно же Галилея, находившаяся в среде влияния соседних языческих государств. Ис.9:3 . Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселят­ся во время жатвы, как радуют­ся при раз­деле добычи. Народ, обессиленный в своей численности потерями в сражениях с врагами и отведением значительной его части в плен, снова, благодаря Всевышнему, размножится и будет радоваться от того, что почувствует себя снова в общении с Господом (пред тобою). Ис.9:4 . Ибо ярмо, тяготив­шее его, и жезл, по­ражав­ший его, и трость при­теснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Вместо: «жезл, поражавший», (выражение, тождественное со следующим) лучше читать: «ошейник на его плечах». «День Мадиама» – это день великого поражения, нанесенного Гедеоном мадианитянам ( Суд.7 и сл.). Ис.9:5 . Ибо всякая обувь во­ина во время брани и одежда, обагрен­ная кровью, будут отданы на сожже­ние, в пищу огню. «Обувь воина» точнее: тяжелые солдатские сапоги (у римлян называвшиеся: caligae). «Одежда» – воинский плащ. Отсюда видно, что вражеским воинам не во что будет одеться для отправления в поход против Израиля и что, след., Израиль будет оставлен врагами в покое. Ис.9:6 . Ибо Младенец родил­ся нам – Сын дан нам; владыче­с­т­во на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. «Младенец». Виновником этой перемены в судьбе Израиля будет Младенец, т. е., очевидно, тот Младенец Еммануил, о рождении которого шла речь в 7-й гл. 14 ст. и о котором как Властелине и Защитнике Святой земли сказано в гл. 8-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: «...что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа» ( Мф 26:15–16 ). Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» ( Мф 26:48–50 ) И вот тут возникает вопрос: почему для того чтобы указать на Христа, Иуда избрал такой вызывающе-наглый способ? Ведь обычно предатель стыдится даже просто взглянуть в глаза своей жертве. А здесь он открыто приветствует Христа, ничуть не скрывая своих намерений отдать Его в руки слуг первосвященников. Такое поведение можно было бы объяснить полным безразличием Иуды к судьбе преданного им Христа. Но есть обстоятельство, которое не позволяет так упрощенно трактовать Иудин поцелуй. Потому что узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился. Вот как описывает это Евангелист Матфей: " Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» ( Мф. 27:3–5 ). Получается парадокс. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к мучительной смерти? История с платой за предательство только усугубляет недоумение. Евангельский текст недвусмысленно свидетельствует, что Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников. Но если они были целью и причиной предательства Иуды, то почему же после исполнения своего замысла он с такой легкостью возвращает эти сребреники? А если они не были для Иуды ценностью, то ради чего тогда он пошел на предательство, стоившее жизни ему самому?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа. (Мф 26:15-16) Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? (Мф 26:48-50) И вот тут возникает вопрос: почему для того чтобы указать на Христа, Иуда избрал такой вызывающе-наглый способ? Ведь обычно предатель стыдится даже просто взглянуть в глаза своей жертве. А здесь он открыто приветствует Христа, ничуть не скрывая своих намерений отдать Его в руки слуг первосвященников. Такое поведение можно было бы объяснить полным безразличием Иуды к судьбе преданного им Христа. Но есть обстоятельство, которое не позволяет так упрощенно трактовать Иудин поцелуй. Потому что узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился. Вот как описывает это Евангелист Матфей: Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. (Мф. 27:3-5). Получается парадокс. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к мучительной смерти? История с платой за предательство только усугубляет недоумение. Евангельский текст недвусмысленно свидетельствует, что Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников. Но если они были целью и причиной предательства Иуды, то почему же после исполнения своего замысла он с такой легкостью возвращает эти сребреники? А если они не были для Иуды ценностью, то ради чего тогда он пошел на предательство, стоившее жизни ему самому?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

И далее «У каждого, видимо, своя истина, а истина как объективная реальность просто не существует». Но ведь Писание является как раз объективной истиной! Оно богодухновенно (буквально – «вдохнуто Богом»), поэтому на него можно полностью положиться. Тот факт, что Писание богодухновенно, засвидетельствован во 2-м Послании к Тимофею 3:16: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». О том, как вдохновлялись люди, писавшие Библию, говорится во 2-м Послании Петра 1:21: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». О степени богодухновенности свидетельствует апостол Матфей, передавая нам слова Иисуса ( Мф.5:18 ): «…доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Таким образом, нет никаких основании считать единственным критерием истины свои собственные ощущения, поскольку объективным критерием истины является Библия. БОГ Идеологи «Нового Века» показывают свое истинное лицо, когда речь заходит о вере в Бога. Они утверждают, что Бог не является высшим, отличным от сотворенных Им существом; что Он Сам был сотворен. Развивая известную во всем мире доктрину о материальном и нематериальном мирах, «нововековцы» приходят к ошибочному заключению, что в мире существует только одна сущность, и все является частью этой сущности. Это учение называется «монизм» (от греческого слова «monos» – «один»). Монизм присущ всем восточным религиям, особенно индуизму. Все живые существа и неживые объекты считаются частью божественной сущности. Среди наиболее известных в США религиозных групп, которые наряду с «нововековцами» разделяют эту индуистскую доктрину, – приверженцы практики трансцендентальной медитации (известной под названием «Наука созидательного разума»), «Христианская наука» и «Школа христианского единства». В книге «Заговор Водолея» Мэрилин Фергюсон относит объединенные церкви к категории «дискуссионных групп» и «ресурсов «Заговора Водолея " ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Из повествования о срывании колосьев Апостолами святитель Феофан выводит прекрасное нравоучение тем, которые любят осуждать других. «Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив, как следует, может извинить. И всегда почти бывает так: рассуди о поступке ближнего, и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза. И чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудить кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление, и скорее готово будет плакать, нежели укорять. Действительный грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести». Об исцелении сухорукого повествуют и евангелисты Матфей ( Мф.12:9, 14 ) и Марк ( Мк.3:1 и дал.), но еванг. Лука говорит об этом полнее и с некоторою разностию против первого, а одинаково со вторым. Лк.6:6 . Бысть же и в другýю суббóту внити емý в сóнмище и учити: и бе тáмо человек, и рукá емý деснáя бе сухá. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Это было в г. Капернауме. О Капернауме чит. в объясн. 31 ст., о синагоге в объясн. 16 ст. 4 гл. Человек бе, и рука ему десная бе суха (у которого правая рука была сухая.) У этого человека, по всей вероятности был паралич руки, и болезнь естественная, а не то, чтобы произшедшая от действия злого духа; чит. в объясн. 18 ст. 5 гл. Лк.6:7 . Назирáху же книжницы и фарисéи, áще в суббóту исцелит, да обрящут речь нáнь. Лк.6:8 . Он же ведяше помышлéния их, и речé человеку имýщему сýху рýку: востáни и стáни посреде. Он же востáв стá. (Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Кроме того, из жизнеописаний некоторых святых мучеников известно, что были случаи, когда человек, видя, как христиане принимают страдания за веру, при всех судьях объявлял себя христианином, потому что сам уверовал во Христа. Его тут же казнили вместе с христианами. В этом случае Церковь считает их крещенными собственной кровью без принятия Крещения водой. Правильно ли мы делаем, когда крестим маленьких детей? Так, например, русские протестанты (баптисты, евангельские христиане и другие) говорят, что маленьких детей крестить нельзя, а можно только взрослых, когда те осознанно сделают свой выбор христианской веры. Давайте обратимся к Священному Писанию. Евангелист Матфей пишет, что когда Иисус Христос проповедовал о пути в Царство Небесное, тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда ( Мф.19:13–15 ; см. Мк.10:13–16 ; Лк.18:15–17 ). Если Спаситель благословлял детей, возлагая на них руки, значит, они способны принимать в свои души благодать Божию. Именно поэтому с древнейших времен в Православной Церкви установился обычай крестить детей по вере и желанию родителей и по вере восприемников – крестных. И те, и другие должны не только молиться о ребенке, но и прикладывать усилия к его христианскому воспитанию и научению истинной православной вере. Вопросы: 1. Кто такие оглашенные? 2. В чем смысл оглашения? 3. Какое вещество используют для совершения Таинства Крещения, и почему? 4. В чем смысл белой крестильной одежды? 7. Таинство Миропомазания Если Крещение есть Таинство прощения, обновления и духовного рождения, то Миропомазание – это Таинство благодатного освящения. После Крещения в Таинстве Миропомазания новокрещенному подаются дары Святого Духа, помогающие человеку в духовном возрастании. О том, какие же это дары, говорит нам апостол Павел: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). В Таинстве Миропомазания человеку дается Божия благодать для его жизни – чтобы все его труды были одухотворены, имели вечный смысл и совершались во славу Божию.

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Мф.21:34 .  Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; (Ср. Мк.12:2 ; Лк.20:10 ). Под посланными рабами понимают пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба». Мф.21:35 .  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Ср. Мк.12:3 ; Лк.20:10 ). Феофилакт говорит: «Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая первосвященника». Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в других местах Писания ( Неем.9:26 ; Мф.23:31–37 ; Евр.11:36–38 ; см. также 3Цар.18:13, 19:14, 22:24–27 ; 4Цар.6:31 ; 2Пар.24:19–22, 36:15–16 ; Иер.20:1–2, 37:15, 38:6 и др.). Мф.21:36 .  Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. (Ср. Мк.12:4–5 ; Лк.20:11–12 ). «Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельнее и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея. Мф.21:37 .  Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Ср. Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Если под хозяином понимать Бога, то эти слова, очевидно, к Нему не вполне приложимы. Здесь представляется как бы ошибка в расчете, неисполнение надежды, незнание истинного характера виноградарей и их намерений. Все это объясняется тем, что здесь «Господь представляет Своего Небесного Отца рассуждающим по-человечески» (Элфорд). Мф.21:38 .  Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. (Ср. Мк.12:7 ; Лк.20:14 ). Выражение «пойдем, убьем его» ( δετε ποκτενωμεν ατν) одинаково с тем, которое встречается в Быт.37:20 (согласно переводу Семидесяти) о намерении братьев Иосифа убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наставник русских баптистов, Ф. И. Балихин Ответ на запрос г. Балихину. Прежде всего г. Балихин совершенно неправильно говорит, что об Иуде Предателе Иисус не мог даже молиться, – и ссылается в подтверждение своих слов на Ин.17:12 . Между тем в означенном месте евангелия Иоанна буквально говорится только о том, что из учеников Христа Спасителя, данных Ему Отцом, никто не погиб кроме сына погибели. Вот буквальный текст 12-го стиха: когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Яне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание ( Пс.108:17 ). Где же тут говорится, что Господь Иисус Христос даже не мог молиться об Иуде Предателе? Наоборот, из слов Спасителя: когда Я был в мире, Я соблюдал их во имя Твое, – видно, что и Иуда Предатель, как апостол, не лишён был молитвенного попечения со стороны своего Учителя (срав. Мф.5:44–45 ). Усиливаясь доказать, что Иуда Предатель не участвовал в новозаветной Пасхе, т. е. не вкушал Тела и Крови Господа Иисуса Христа, г. Балихин исключительно опирается на евангелие от Матфея и ни единым словом не оговаривается об евангелии от Луки. Но евангелист Матфей совершенно обходит молчанием то обстоятельство, что Иуда участвовал в новозаветной Пасхе, – следовательно ссылаться на его евангелие по данному вопросу (о приобщении Иуды) нельзя; ведь невозможно же доказывать какую-либо истину документом, в котором об этой истине ничего не говорится. Поэтому все рассуждения г. Балихина, основанные будто бы на евангелии от Матфея, в существе дела являются измышлениями самого же г. Балихина ( Рим.3:4 ); все они разлетаются, как дым, от следующих слов евангелиста Луки: и взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мной за столом ( Лк.22:16–21 ). Вот ясное и неопровержимое свидетельство, что Иуда участвовал в евхаристической жертве! Спаситель не говорит, что рука предающего была раньше со Мною за столом, а теперь её уже нет среди нас, напротив, Господь Иисус Христос с особенной силой указывает, что вот сейчас, в настоящую минуту, когда уже преподано Его Тело и Кровь ученикам, Предатель находится ещё среди них за общим столом. Господь этим указанием желал опять подействовать на омрачённую душу Предателя и побудить его к раскаянию. Почему же г. Балихин в своих рассуждениях замалчивает ясные свидетельства евангелия Луки о приобщении Предателя? Впрочем, это обычный сектантский приём выбирать из Слова Божия только то, что по-видимому оправдывает сектантскую мысль, – и отбрасывать из Священного Писания всё, что не оправдывает сектантского суемудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010