Если не вредишь врагу, но и не любишь его, то ты не исполняешь заповеди о любви к ближнему и о любви к врагам. Не вредя врагу, но не любя его ты подобен дереву, которое цветет, но не приносит добрых плодов. Так как твоя любовь к врагу должна выражаться не только в отсутствии вреда, но и в присутствии помощи врагам своим. “Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех” (Иак.4:17). Кто мог помочь и не помог тонущему, тот утопил его. Кто не возлюбил ближнего врага своего и не спас его душу от грехов зла, тот не спас себя. Так как отказав в спасении другим людям, человек отказывает в спасении себе, потому что “какой мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф.7:2). Любить ближних, в том числе и врагов, нужно не только потому, что это есть исполнение заповеди Божьей “возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39), но и потому, что это, согласно законам Божьим, создает наше собственное благо. Так как добро человека состоит в добре, приносимом ближнему. Чем больше ты сотворил добра для другого человека, тем больше ты сотворил добра для себя. “Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф.6:8). Кто не заботится о ближнем, в том числе и о враге, тот является самым опасным врагом для самого себя. Кто ближнего не любит, тот себя не любит так как заботясь и любя ближних, человек тем самым заботится и помогает себе. Потому что по-доброму поступая с другими людьми человек этим действием и к себе вызовет доброе отношение. Так как “какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф.7:2). Любовь к ближнему — это согревающее пламя, а эгоизм это самосожжение. Поэтому и нужно любить ближних, в том числе злодеев и врагов. Так как такая любовь, согласно закону воздаяния Божьего, приносит счастье делающему добро. “И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было” (Втор.6:18). Любить ближних, в том числе врагов и злодеев, нужно потому, что живя для других и помогая им, мы помогаем себе и живем для того, чтобы творить добро ближним. |
Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Матф. 16, 18). " Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь " (Матф. 28, 20). Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины " (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: " Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Иоан. 14, 26). Дух Святый " пребудет с вами во век " (Иоан. 14, 16). Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто " Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " , сказал Сам Господь (Матф. 19, 17). Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Ефес. 4, 4-6). Она имеет и одну цель - освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой. Единство Церкви обязывает всех нас " сохранять единство духа в союзе мира " (Ефес. 4, 3). Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все они являются членами одного тела - Единой Церкви Христовой (вселенской) - все одинаково исповедуют, имеют общение в молитвах и св. таинствах. Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. " Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... " (Ефес. 5, 25-26). |
Нередко же сие бывает к пользе или самого приемлющего дарование, — не обратится ли, устыдившись благостью Бога, к попечению о благоугождении Ему, — или других, по сказанному Апостолом: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп.1,15); к чему он спустя немного присовокупляет: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (18). Вопрос 277. Какая это «клеть», в которую Господь повелевает войти молящемуся (Матф.6, 6)? Ответь».Клетью», обыкновенно, называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранять, или в которой можно скрываться, по сказанному у Пророка: «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся» (Иса. 26, 20). А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему, если кого беспокоит этот недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: «се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Псал.122, 2). Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему необходимости скрывать прекрасное; чему научая, сам Господь говорит: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5, 14—16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в том же месте, и вообще о всяком деле богочестия. Вопрос 298. Дозволяет ли Писание делать доброе по самоугодию? Ответ. Кто угождает себе, тот угождает человеку. Ибо всякий и сам человек. Посему, как «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою», что выражает доверенность к самому себе, и пророк к этому присовокупляет: «и которого сердце удаляется от Господа» (Иерем.17, 5): так угождающий другому, или делающий что–нибудь по самоугодию, отпадает от богочестия, впадает же в человекоугодие. Ибо делают, говорит Господь, «пред людьми с тем, чтобы они видели вас. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6,1.5). Признается и Апостол: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10). Но есть и сильнейшая угроза в богодухновенном Писании, которое говорит: «Бог разсыпа кости человекоугодников» (Псал.52, 6). Вопросы о гордости, самолюбии, славолюбии и честолюбии |
Само называние вслух своих духовных болезней и падений перед духовником – исповедание грехов – имеет то значение, что в нем преодолеваются а) гордыня, этот главный источник грехов, и б) уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя. Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему Говеньем, т.е. молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя, с целью раскрыть и сознать свою греховность. Навстречу кающемуся христианину идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отверг блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных словах, произносимых священнослужителем. Установление таинства Таинство покаяния Господь установил по Своем воскресении, когда явившись ученикам собранным вместе, кроме одного Фомы, торжественно сказал им: мир вам... и, сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся ( Иоан. 20:21–23 ). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек обетование об этом таинстве. Именно, в первый раз сказал апостолу Петру, когда Петр исповедал Его от лица всех апостолов Сыном Божиим: И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Матф. 16:19 ); в другой раз засвидетельствовал всем апостолам ( Матф. 18:17–18 ). Священнослужители являются только видимыми орудиями при совершении таинства, которое невидимо совершает через них Сам Бог. Св. Иоанн Златоуст , имея в виду божественное установление власти пастырей Церкви, решить и вязать, говорит: «Священники определяют долу (внизу), Бог утверждает горе (наверху), и Владыка согласуется со мнением Своих рабов.» Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Святой Троицы. Невидимые действия благодати в таинстве покаяния по своей обширности и могуществу простираются на все беззакония человеческие, и нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренно в нем покаются и исповедают его с живой верой в Господа Иисуса и надеждой на Его милость. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Матф. 9:13 ), говорил Спаситель, и как не велико было грехопадение ап. Петра, простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что ап. Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию ( Деян. 2:28 ), и потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков ( Деян. 8:22 ); ап. Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительному временному отлучению ( 2Кор. 2:7 ). |
Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали? Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной. На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей " правильности " стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными. Александр 23 июля 2015, 22:53 А разве православная церковь существует с Апостольских времен? Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей. Фролов 2 июля 2015, 17:40 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24. Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36 Спаси Господи! Александр 13 февраля 2015, 17:13 Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: " Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ : 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви. 2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве. " Надежда 15 января 2015, 11:37 Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы. Александр 12 января 2015, 18:03 Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21). |
Но нет лжеца хуже, чем тот, кто обманывает самого себя, свою совесть. Бог, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17), не отменит ни одного Своего постановления в отношении добра и зла. И то, что у людей имеет место падение нравов, отнюдь не делает заповеди Божии чем-то таким, что должно автоматически приспосабливаться к этим самым нравам. Сам Христос засвидетельствовал об этом: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18). Грех есть грех; и незавидна участь упорных грешников, сделавших грех и порок как бы своей второй натурой. Совершенно ничего не меняет то, что сегодня тысячам и миллионам людей, живущим в своих грехах без раскаяния, кажется, что они «хорошие», а потому спасутся и попадут в Рай. Они «хорошие» только в своих глазах и в глазах подобных себе. Но праведен ли их суд? Хорошие ли они для Бога? Св. Апостол Павел ясно говорит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9,10). Человек и причастность высшей Божьей власти Высший аспект Божьей законодательной власти состоит в определении границ добра и зла. По замыслу Божьему, Адам, достигнув зрелости и совершенства и подтвердив свою благонадёжность, мог бы стать в определённой степени причастником этой власти. Подчеркнём: не обрёл бы такую же власть, как у Бога, а стал бы причастником власти Божьей. Этого не случилось по причине его падения; но во Христе до конца верные Богу стали и станут причастниками. Не в смысле получения власти устанавливать некие новые заповеди, но иначе. Христос говорит: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). Он как Царь наделяет Своих Апостолов и обладающих апостольским преемством епископов властью «вязать и решить». |
Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА LXXXI В первый же день опресн о чный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? Он же рече: идите во град ко о нсице, и рцыте ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть! у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матф. XXVI, 17, 18) В первый же день опресн о чный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? Он же рече: идите во град ко о нсице, и рцыте ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть! у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матф. XXVI, 17, 18) 1. Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: прииде же день опресн о ков, в оньже подобаше жрети пасху (Лук. XXII, 7). Прииде, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Иисусу, ученики говорят Ему: где хочеши уготоваем Ти ясти пасху? И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону. |
В течение ряда тысячелетий люди, в полном смысле слова, «сидели во тьме и сени смертней» (Матф. 4:16) и все более и более закосневали в своем греховном омрачении, дойдя ко времени Рождества Христова до полного умственного и нравственного растления и изверившись в самой возможности существования истины. По явились даже так называемые «софисты», которые открыто проповедывали, что абсолютной истины вообще не существует и что «человек есть мера всех вещей». Но вот, «егда прииде кончина лета» (Гал. 4:4) — когда наступила предопределенная Богом, желавшим спасения человечества, «полнота времени», когда люди окончательно сознали свое полное безсилие познать истину без Бога, — «посла Бог Сына Своего Единороднаго». Сам Сын Божий воплотился, стал человеком и пришел на землю для того, чтобы открыть людям Истину — «чтобы свидетельствовать об истине» (Иоан. 18:37). Он был «Свет истинный просвещающий всякого человека» (Иоан. 1:9), разсеивающий ту греховную тьму, которая в течение столь долгого времени окутывала человека. Мало того: Он Сам был Воплощенная Истина, как Он засвидетельствовал это в своей прощальной беседе с учениками: «Аз есмь путь и истина и живот» (Иоан. 14:6). И проповедывал Он о необходимости прежде всего познать истину: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). Кто отметает Слово Божие, или Слово Истины, принесенное на землю Воплощенной Истиной — Господом нашим Иисусом Христом, тот «раб греха», тот раб диавола, который «не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:34—44). Ради сохранения на земле принесенной Им Божественной Истины, ради обезпечения ее от искажения людьми, возлюбившими «паче тьму, нежели свет» (Иоан. 3:19) и служащими отцу лжи — диаволу, Господь Иисус Христос учредил Церковь Свою, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) и дал ей великое обетование: «созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей» (Матф. 16:18). Не сказал Господь, что созиждет несколько или много разных церквей, но лишь одну Церковь. И в Своей первосвященнической молитве, по окончании Тайной Вечери, Он завещал всем Своим истинным последователям такое полное внутреннее единение в недрах основанной Им единой Церкви, которое подобно единству трех лиц Пресвятой Троицы: «Да будут все едино: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17. 21). |
Будем же всячески беречь себя, братия, от этой лукавой закваски современного фарисейства! Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а единственно - по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время лживого бесстыдства - сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения - воскресшему тридневно из гроба Христу-Жизнедавцу, Победителю ада и смерти. «Если кто Церковь послушает, да будет тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18: 17). Эти грозные слова Самого Господа нашего Иисуса Христа мы слышали в читанном ныне Евангелии. Мы должны всегда помнить их, но прежде всего - правильно понимать их смысл и значение. Почему это так? Прощаясь с Своими учениками на Тайной Вечери, Господь в утешение им, скорбевшим о скоро предстоящей разлуке с Своим Божественным Учителем, сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Иоан. 14:16)... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Иоан. 16:13)... Тот научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26). Свое обещание Господь исполнил в десятый день по Своем Вознесении (или в 50-ый день по Воскресении). В великий и славный день Пятидесятницы обещанный «Утешитель» - Дух Святый - «Дух Истины» сошел на Апостолов, и на земле явилось «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк 9:1), о котором неоднократно говорил Господь во время Своей земной жизни: Церковь Христова. Церкви Своей Господь даровал великое обетование, сказав еще раньше: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18). Церковь Христова - это Царство Духа Божия, это - сокровищница благодати Духа Святого, а вместе с тем - это Сокровищница Божественной Истины, поскольку Дух Святый, по слову Самого Христа-Спасителя, есть «Дух Истины.» Вот почему и великий Апостол языков св. Павел писал своему ученику Тимофею: «Церковь Бога живого - столп и утверждение Истины» (1 Тим. 3:15). |
В молитвах, которые предлагает нам Церковь в эти дни, мы просим, чтобы Бог сохранил нас от впадения в такое предательство; но как может выглядеть такой грех в наших условиях - ведь мы не можем уже предать Господа на смерть? Сам Христос отождествляет Себя со Своей Церковью. Как Он говорит Апостолу Павлу (тогда еще Савлу), " Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. (Деян.9:4,5) " . Но Савл не гнал и не мог гнать лично Господа Иисуса - который тогда уже вознесся во славе. Иисус говорит " Я " , " гонишь Меня " о Церкви, которую Савл преследовал. Сейчас модно говорить о том, что человек хорошо относится ко Христу и плохо - к Церкви. Это результат того, что люди не читают Евангелия и знать не хотят, чему же учил Христос - а учил Он о Церкви и очень ясно. " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18) " " а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:17) " Наше подлинное отношение ко Христу проявляется в том, как мы относимся к Его Церкви. Ни Господу, ни Апостолам, ни истории неизвестно никакого " Христианства гордых одиночек " . Быть Христианином - значит принадлежать к Церкви. И иудин грех, от которого мы с таким ужасом молим Бога нас сохранить, есть грех против Церкви. Конечно, любой грех есть грех против Церкви - но не любой грех есть предательство, сознательный переход на сторону врага. Негодный воин, ленивый, недисциплинированный, неумелый, следующий своим эмоциям больше, чем повелениям Военачальника, заслуживает суровых упреков; но он еще не предатель. Предатель - это тот, кто переходит на сторону противника. Иногда такое предательство предлагают совершенно явно - как многочисленные гонители в ХХ веке. Иногда его стараются затуманить - " ну, мы же не требуем от Вас отречься от Христа. Мы даже сами где-то как-то за Христа. Просто признайте, что РПЦ не имеет к Нему отношения " . Нечто подобное происходит и в нынешней антицерковной кампании - правда, нельзя сказать, что напускаемый туман уж очень густой. Противники не особенно маскируются; их хула направлена не только против Церкви, и не только против Патриарха, но и прямо против имени Божия - и чтобы не замечать этого, нужно крепко жмуриться. Хула на Патриарха, на Церковь - только предисловие к хуле на имя Божие. В Крещении надо дунуть и плюнуть на сатану - а тут требуют дунуть и плюнуть в другую сторону. |
| |