Святато блаженнаго Симона, Христа ради юродиваго, Юрьевецкаго (†1635) 11 мая Святых равноапостольных Мефодия (†885) и Кирилла (†869), учителей Словенских Святаго священномученика Мокия († ок. 295) Святаго священномученика Иосифа, митрополита Астраханскаго (†1672) Святителя Никодима, архиепископа Сербскаго (†1325) Преподобнаго Софрония затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) 12 мая Святителей Епифания, епископа Кипрскаго (1403) и Германа, Патриарха Константинопольскаго (1740) Преподобнаго Дионисия Радонежскаго (†1633) Святаго священномученика Ермогена, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (прославление, 1913; службу зри 17 февраля) Приложение : Преподобнаго Антония Радонежскаго (†1877) 13 мая Святыя мученицы Гликерии девы и с нею святаго мученика Лаодикия, стража темничнаго († ок. 177) Святаго преподобномученика Макария, архимандрита Каневскаго, Переяславскаго чудотворца (пренесение мощей, 1688) Святыя праведныя девы Гликерии, Новгородския (†1522) Преподобных Амфилохия (†1452), Макария († после 1462), Тарасия (†1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев. 14 мая Святаго мученика Исидора Хиосскаго (†251) Святаго блаженнаго Исидора Твердислова, Христа ради юродиваго, Ростовскаго (†1474) Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго (†1109; службу зри 31 января) 15 мая Преподобнаго Пахомия Великаго (†348) Святителя Исайи, епископа Ростовскаго (†1090) Святаго благовернаго царевича князя Димитрия Углечскаго, Московскаго и всея России чудотворца (†1591) Преподобных Евфросина (†1481) и Серапиона (†1480) Псковских Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго (†1384; службу зри 23 марта) 16 мая Преподобнаго Феодора Освященнаго (†368) Преподобнаго Ефрема Перекомскаго (пренесение мощей, 1545) 17 мая Святаго апостола от 70-ти Андроника и святыя Иунии (I) Святаго мученика Николая Болгарскаго (†1555) Преподобныя Евфросинии, в миру великия благоверныя княгини Евдокии, Московския (†1407; службу зри 7 июля) 18 мая Святаго мученика Феодота Анкирскаго и седми мучениц дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (†303)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Б. Алляц. и все. 12. Св. прав. Финееса. 13. Пренесение мощей патр. Никифора. Иер. Кал. Св. муч. Христины. Неап. Акад. 14. Пр. Венедикта. Б. Ф. и проч. 21 марта. 14. Св. Евсхимона, еп. лампсакийского. 15. Св. муч. Александра в Сиде. Супр. 15. Свв. мучч. Агапия и Ромула. У. 24 марта. 15. Св. муч. Александра иерея, иже в Сиде. 17. Св. муч. Марина. 1 18. Пр. Анина монаха. Петр. Св. Трофима и Евкарпия. 1370. 18. Пр. Анина монаха близ Евфрата. 19. Хрисанфа и Дарии. Иерон. Галик. 12 авг. В. 13 окт. Алляц. Р. В. (вторично) Н. 25 окт. Бандин. Флориац. 28 нояб. Иерон. (втор.) Ф. 29 ноября. мР. А. У. 1 дек. Мучч. Клавдия, Иларии, Иасона, Мавра, Диодора и Мариана. У. 3 дек. 20. Св. муч. Никиты исповедника. 240. 20. Пр. отец Иоанна, Сергия и Патрикия и прочих, избиенных от сарацын. 21. Пр. Иакова исповедника. Св. Фомы, патр. константинопольского. 22. Муч. Дросиды. 1370. 22. Муч. Дросиды, дщери Траяна. 23. Распятие I. Христа. Иерон. 25 мар. 24. Св. Иакова исповедника. 1370. Св. Артемона, еп. солунского. См. за метку. Пр. Захарии монаха. 1370. 24. Св. Артемона, еп. Писидии селевкийской.Св. Артемия, еп. солунского. Св. Иакова исповедника. Пр. Захарии монаха. 25. Благовещение. Иерон. Б. и все. Воскресение 1. Христа. Иерон. 27 мар. 26. Собор арх. Гавриила. Канон Иосифа. Пр. Малха. Син. 1. Преп. Василия нового. 248. 1295. 26. Св. Иринея сирмийского. мР. Р. А. У. 25 мар. Ф. Р. Н. (втор.) 6 апр. 26. Собор арх. Гавриила. Свв. мучч. 26 в Готфии. Пр. Василия нового. 27. Пр. Иоанна Прозорливого. Дим. Рост. 27. Св. Матроны селунския. мР. В. А. У. Н. 15 мар. Пр. Иоанна прозорливого. мР. А. У. 28. Преп. Стефана, игум. триглийского. Пр. Илариона нового. 29. Пр. Иоанна в Студенце. 240. 29. Пр. Иоанна пустынника в Армения. Св. Евстафия исповедника. 30. Св. Еввулы, матери муч. Пантелеимона. 1370. 30. Св. Еввулы, матери св. Пантелеимона. Пророка Иоада. 31. Ипатия в Руфинианех. 240. Аполлония пустынника. Мак. 724. Св. Иосифа прекрасного. Дим. Рост. 31. Пр. Аполлония, пустын. египфтского. Св. прав. Иосифа прекрасного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Перед рождением дочки Наталия видела во сне, как ей на правую руку садится белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами. Богобоязненная Наталия всегда потом это вспоминала. О богоизбранности девочки явно свидетельствовало и то, что при погружении ее в крестильную купель церковь наполнилась легким благоухающим дымом. «Я много крестил, — сказал священник, отец Василий, — но такое вижу в первый раз. Этот младенец будет свят». И еще — на груди у девочки была ясно видна вмятинка в виде крестика. Крещена девочка была во имя Матроны Константинопольской. Напомним, хотя бы кратко, ее житие. Рано выданная замуж, она всегда хотела служить только Богу, и ушла от мужа, когда приехала с ним в Византию (это пятый век). Скрывалась, выдала себя за мужчину, укрылась в монастыре. Потом, так как ее непрестанно искал муж, ушла из монастыря, обошла всю Святую Землю, вновь поступила в монастырь, но уже в женский, Эмесский. Через долгие годы трудов и молитв была избрана игуменией монастыря. Матрона присутствовала при втором обретении главы Крестителя Спасова Иоанна, приводила ко Христу язычников, свергала идолов, изгоняла бесов. Уходила от мирской славы и вновь уходила в неизвестные места, но и там вновь бывала окружена инокинями. В конце жизни вернулась в Константинополь и мирно отошла ко Господу. Лет ей было ровно сто. Двадцать пять лет в миру и семьдесят пять в отшельничестве. Семья Никоновых жила нелегким, но радостным крестьянским трудом. Народное поверье «Бог труды любит» здесь осуществлялось ежедневно. Заготовка дров и кормов на зиму, уход за домашней скотиной, прополка, поливка огорода, приготовление пищи — все прошла подрастающая девочка. Как? Она же незрячая. Но в ней рано обнаружилось какое-то необъяснимое, сверхъестественное зрение. Всегда она ходила в церковь, стояла в уголочке слева при входе. Заучила наизусть все церковные службы, подпевала певчим. Брали ее и на клирос. Однажды она сказала поразившую всех фразу: — А я знаю, где и какие у нас в церкви иконы. Ей, конечно, не поверили, стали для проверки расспрашивать. И точно — девочка ни разу не ошиблась, называя иконы и их расположение в иконостасе у Царских врат и по стенам.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Добрые вести Православия: август 2007 г. В августе значительную часть хороших новостей подарило прошедшее 21 августа очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были прославлены новые святые, приняты новые приходы, возобновлены древние монастыри. Кроме того, есть и новости, касающиеся дел милосердия, а также связанные с появлением новых храмов и монастырей. Кроме России, добрые вести августа охватывают такие страны, как Грузия, Румыния, Болгария, Венгрия, Англия, Бельгия, Германия, Италия, Франция, Норвегия, Монголия.   Святые После прошедшего в августе заседания Священного Синода наши святцы обогатились множеством святых Икона всех святых, в Британии и Ирландии просиявших Во-первых, Русская Православная Церковь включила в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена протоиерея Сергия (Кудрявцева), протоиерея Александра (Покровского) и послушницы Матроны (Макандиной) – от Московской епархии, иеромонаха Гурия (Самойлова), иеромонаха Игнатия (Даланова) и монаха Викентия (Никольского) – от Оптиной пустыни и Антонины (Брянских) – от Архангельской епархии. Почти все они приняли мученический венец во время сталинских гонений на Церковь 1937–1938 годов, за исключением иеромонаха Игнатия, казненного в 1942 году. Во-вторых, были включены в наши святцы новые святые, прославленные Константинопольской Православной Церковью: святитель Перифорийский Феофан, преподобный Дионисий Ватопедский, святитель Туркии Иерофей и святой праведный Стефан I, король Венгрии. Двое из этих святых связаны с Венгрией. Мало кто знает, что семена истинной веры посеяли на венгерской земле православные византийцы. В 953 году венгерский князь Булчу, прибыв в Константинополь, крестился, причем восприемником его был император Константин Багрянородный. Чуть позже другой венгерский князь – Дюла прибыл в Константинополь для крещения. Он взял с собой монаха Иерофея, знаменитого своим благочестием. Патриарх Феофилакт рукоположил его во епископа Туркии (так византийцы называли земли венгров), где святитель Иерофей многих привел к свету христианской веры. Хотя усилиями короля Иштвана венгерская Церковь была переподчинена папе Римскому, с которым и разделила последствия его отпадения от православной веры, епархия Константинопольского Патриархата действовала в Венгрии до XII века.

http://pravoslavie.ru/5025.html

Через некоторое время игумену монастыря, преподобному Вассиану, было во сне откровение, что евнух Вавила – женщина. Такое же откровение было и блаженному Акакию, игумену соседнего Авраамиева монастыря. Преподобный Вассиан призвал святую Матрону и сурово потребовал ответа. Убедившись в том, что намерения ее были чисты и непорочны, и благословив ее, преподобный Вассиан отправил святую Матрону в город Емес в женский монастырь. В той обители святая пробыла многие годы, поражая сестер высотой своего иноческого подвига. Когда умерла игумения, по единодушному желанию инокинь, настоятельницей обители стала преподобная Матрона. Слава о ее добродетелях, о чудесном даре исцелений, который она стяжала от Господа, распространилась далеко за стенами монастыря. Услышал о подвигах преподобной и Дометиан. Когда святая Матрона узнала, что ее муж пришел к монастырю и хочет ее видеть, она тайно ушла в Иерусалим, затем на гору Синай, оттуда в Берит, где поселилась в заброшенном языческом храме. Местные жители узнали о ее затворе, стали приходить к ней. Многих святая подвижница отвратила от языческого нечестия и обратила ко Христу. Возле жилища преподобной стали селиться женщины и девицы и вскоре возник новый монастырь. Исполняя волю Божию, открытую ей в видении, святая покинула Берит и отправилась в Константинополь, где узнала, что муж ее умер. По благословению своего духовного отца, преподобного Вассиана, подвижница основала в Константинополе женский монастырь, куда переехали и сестры из основанной ею Беритской обители. Константинопольский монастырь преподобной Матроны был известен строгостью иноческого устава, добродетельной жизнью сестер. В глубокой старости святая Матрона удостоилась видения пресветлого рая и уготованного ей там места за 75-летний иноческий подвиг. В возрасте ста лет преподобная Матрона, благословив сестер, тихо отошла ко Господу (†ок. 492). Преподобная Феоктиста родилась на острове Лезвий (или Лесбос) в городе Мифимне (Малая Азия). В раннем детстве она осталась круглой сиротой, и родственники отдали ее на воспитание в монастырь. Девочка полюбила удаленное от мира греха и соблазна иноческое житие, долгие церковные службы, монастырские послушания, суровый пост и неустанную молитву. Многие песнопения, молитвы и псалмы она выучила наизусть. В 846 году, когда ей было уже 18 лет, она, по благословению игумении, отправилась на праздник Воскресения Христова в соседнюю деревню посетить свою родную сестру, и там остановилась на ночлег. Ночью на селение напали арабы, пленили всех жителей, посадили на корабль и утром вышли в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Пастыри Церкви! – говорил святитель отцам собора. – Я пришел сюда не по своей воле, не по собственному вызову, но призванный, принужденный и покорный страху и Духу. Народ, кипя ревностью и гневом, несмотря на мой вопль и слезы, возвел меня на этот престол. Мужи и сопастыри! Стыдно вам враждовать и спорить, когда вы других должны учить любви и миру. Прошу вас, устройте мирно дела Церкви. Если я причиною волнения, то, как пророка Иону, бросьте меня в море, и утихнет буря, которую я воздвигал. Отнимите у меня престол, изгоните меня, я на все согласен и довольно удручен болезнию, что жажду тихой и спокойной кончины. Многие из отцов собора и из константинопольской паствы со слезами умоляли святителя Григория не оставлять паствы, для которой он так много сделал в продолжение краткого времени пребывания у них, всего только трех лет; и император Феодосий удерживал в столице высокочтимого святителя, но Григорий был непреклонен в своей решимости. Прежде чем удалиться совсем, он произнес свою знаменитую прощальную речь, вызванную в нем тою искреннею скорбию, которую его удаление причинило многим из преданнейших членов его паствы. В этой речи он с вполне заслуженным самоудовлетворением особенно останавливался на доказательствах благословения Божия, которое проявилось в чудесном возрастании его маленькой паствы, быстро занявшей положение главной общины христиан в Константинополе. Величественную речь свою Григорий заканчивает знаменитым прощальным обращением к городу, Церкви и народу. – Прощай, Анастасия... ты, великий и достопочтенный храм, и все вы, другие церкви, приближающиеся к нему в блеске и красоте! Прощай, седалище, ты, опасный и завидуемый престол! Прощайте, собрания епископов!.. Прощай, хор назореев!.. Смиренные девы, серьезные матроны, толпы вдов и сирот, очи бедных всегда направлены к Богу и к вам! Прощайте, гостеприимные домы, други Христовы и помощники моих немощей! Прощайте вы, любители моих проповедей, вы, толпы, теснившиеся в церковь , вы, скорописцы, открытые и тайные, и эти решетки, на которые так часто напирали жаждущие слушатели! Прощайте, императоры, с вашими дворцами и царедворцами, верными ли императору, или нет – я не могу сказать, но по большей части верными Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через некоторое время игумену монастыря, преподобному Вассиану , было во сне откровение, что евнух Вавила - женщина. Такое же откровение было и блаженному Акакию, игумену соседнего Авраамиева монастыря. Преподобный Вассиан призвал святую Матрону и сурово потребовал ответа, с какой целью она проникла в монастырь, не для совращения ли иноков и позора обители. Преподобная со слезами рассказала игумену всю свою прошлую жизнь, о преследовании мужа, ненавидевшего ее подвиги и молитвы, о видении, указавшем ей идти в мужской монастырь. Убедившись в том, что намерения ее были чисты и непорочны, и благословив ее, преподобный Вассиан отправил святую Матрону в город Емес в женский монастырь. В той обители святая пробыла многие годы, поражая сестер высотой своего иноческого подвига. Когда умерла игумения, по единодушному желанию инокинь, настоятельницей обители стала преподобная Матрона. Слава о ее добродетелях, о чудесном даре исцелений, который она стяжала от Господа, распространилась далеко за стенами монастыря. Услышал о подвигах преподобной и Дометиан. Когда святая Матрона узнала, что ее муж пришел к монастырю и хочет ее видеть, она тайно ушла в Иерусалим , затем на гору Синай , оттуда в Вирит (ныне Бейрут ), где поселилась в заброшенном языческом храме. Местные жители узнали о ее затворе, стали приходить к ней. Многих святая подвижница отвратила от языческого нечестия и обратила ко Христу. Возле жилища преподобной стали селиться женщины и девицы и вскоре возник новый монастырь. Исполняя волю Божию, открытую ей в видении, святая покинула Вирит и отправилась в Константинополь , где узнала, что муж ее умер. По благословению своего духовного отца, преподобного Вассиана, подвижница основала в Константинополе женский монастырь , куда переехали и сестры из основанной ею Виритской обители. Константинопольский монастырь преподобной Матроны был известен строгостью иноческого устава, добродетельной жизнью сестер. В глубокой старости святая Матрона удостоилась видения пресветлого рая и уготованного ей там места за 75-летний иноческий подвиг. В возрасте ста лет преподобная Матрона, благословив сестер, тихо отошла ко Господу около 492 года.

http://drevo-info.ru/articles/2561.html

   Характерной особенностью этого богослужебного устава является отсутствие дисциплинарной части, что вполне понятно, так как он не относится к монастырю, а к кафедральному храму. Преобладают патриаршие и царские выходы и описаны церемонии, связанные с этим. Преобладают и т.н. «песенные последования», выходы с литией на поле, то есть вне храма, на площади и на улицы и даже за город для совершения молебствия по случаю народных бедствий, нападений врагов или в благодарность за избавление от таковых. Характерна литургия в Великую Пятницу в случае совпадения с Благовещением. Диаконы имели право совершать проскомидию. Был чин умовения ног беднякам царем.    В смысле оглавления синаксарь предшествует триодному уставу. 5. Евергетидский устав    Несколько особое место в ряду типиков занимает и т.н. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Богородицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сначала маленький монастырек, трудами второго своего настоятеля Тимофея, был приведен в образцовый вид, ему дан был особый устав, который окончательно сформировался около половины XII века. Этот устав, главным образом, касается служения литургии; о канонах и стихирах в нем мало говорится. Он представляет собою до известной степени компиляцию разных уставов. В главном он находится под влиянием Константинопольского устава Великой Церкви, но так как устав последней является типичным уставом кафедрального храма, регулятором патриарших служб, торжественных процессий и пр., то все это не подходит к уставу маленького загородного монастыря. Поэтому в нем многое и от Студийского типика, но так как время его составления было уже временем распространения иерусалимских обычаев, то эти последние тоже нашли в нем свое отражение. Но, опять-таки, некоторых типичных иерусалимских служб, как то; Обновления Храма (13.09), Стефана Савваита (28.10), Обновления Храма великомуч. Георгия (03.11), преп. отцов, избиенных в Лавре св. Саввы (20.03), явления Креста в Иерусалиме (07.05), мы в этом уставе не встречаем. Но не встречаем, с другой стороны, и таких типично константинопольских последований и памятей, как то: константинопольских патриархов Александра, Иоанна, Павла (30.08), Маркелла игумена (29.12), Матроны Константинопольской (09.11), Праздник Креста (01.08). Этот устав знает «агрипнии» (бдения) под великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

В теперешних отличиях некоторых, особенно праздничных, богослужений, по мнению проф.-прот. Благоя Чифлянова, современного болгарского литургиста, можно обнаружить следы древнего Устава песненных последований. Устав Евергетидский занимает несколько особое место в ряду типиков. Это – Типик монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды, или Благодетельницы. Основан был монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сначала маленькая обитель, она трудами второго своего настоятеля преподобного Тимофея была приведена в образцовое состояние, и ей был дан особый Устав, который окончательно сформировался около половины XII века. Этот Устав главным образом касается служения литургии. О канонах и стихирах в нем мало говорится. Он является до известной степени компиляцией разных уставов. В главном – он под влиянием Константинопольского Устава Великой церкви. Но так как Устав последней является типичным уставом кафедрального храма, регулятором патриарших служб, торжественных процессий и пр., и всё это не подходило к уставу загородного монастыря, то в Евергетидском Уставе многое и от Студийского Типика. Вместе с тем, так как время составления Евергетидского Устава было уже временем распространения иерусалимских обычаев, то и эти последние нашли в нем свое отражение. Но некоторых типично иерусалимских служб, как Обновление храма Воскресения (13 сентября), преподобного Стефана Савваита (28 октября), Обновление храма великомученика Георгия (3 ноября), преподобных отцов, избиенных в Лавре святого Саввы (20 марта), явление Креста Господня в Иерусалиме (7 мая), в этом Уставе не встречается. Но не встречается, с другой стороны, и таких типично константинопольских последований и памятей, как дни памяти патриархов Константинопольских Александра, Иоанна, Павла (30 августа), преподобного Маркелла игумена (29 декабря), преподобной Матроны Константинопольской (9 ноября), праздник Происхождения Креста Господня (1 августа). Некоторые Уставы уже в более позднюю пору своего существования, когда количество праздников начало возрастать, стали при сочетании праздников, совпадении их вводить особые правила соединения служб. Только что упомянутый Евергетидский Устав знал такие правила, хотя они в нем и не носили еще особого названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преобладание Востока в ранней византийской агиографии подтверждает и перечень житий V века. К этому столетию относятся: сирийские жития препп. Симеона Столпника, Андроника и Афанасии, Пелагии Антиохийской, палестинские жития препп. Порфирия Газского, Евфимия В., Герасима Иорданского, Анины и мучч. синаитов, египетские жития препп. Паисия, Пимена, Арсения, Виссариона, Евфросинии, Аполлинарии, Евпраксии Фиваидской и Феодоры Александрийской, малоазийские жития препп. Ипатия Руфинианского, Авксентия, Вендиамина и Акакия Мелитинского , далее, жития западных благочестивых аристократок препп. Мелании и Евсевии, константинопольская легенда о Феодуле Столпнике и константинопольские жития: патриархов Иоанна Златоуста и Анатолия, препп. Даниила Столпника, Исаакия, Далмата, Александра и Маркела Акимитов, Маркиана эконома, Олимпиады диакониссы, Матроны Пергской, Домники, Иоанна Кущника и Дия. Данный перечень не только указывает на преобладающее значение в византийской религиозности V в. Палестины и Египта, но также выясняет и значительную роль самой столицы, как нового центра благочестия. Основываются знаменитые константинопольские монастыри: восточные подвижники (Даниил, Дий, Матрона, Александр, Исаакий и Далмат) переселяются в Константинополь. Всё предвещает и грядущую славу «царственного града», как средоточия византийских святынь, и знаменательное передвижение центра тяжести культуры из восточных областей империи на берега Босфора, и централизацию византинизма в его столице. К IV столетию относятся: константинопольские жития патриархов Мины, Евтихия и Иоанна Постника , препп. Симпсона Ксенодоха, Вара, Патапия и Феодора Хорского; константинопольские легенды о препп. Ксенофонте и Марии, Евлогии Камнетёсе и Анастасии Патрикии, солунское житие преп. Давида, малоазийские жития препп. Феодора Сикеота, Авраамия Кратейского и муч. Голиндухи, легенды о Марии-Марине и Феофиле экономе; сирийские жития препп. Симеона Столпника Дивногорца, его матери Марфы и Симеона Юродивого из Эмесы, легенда об Авраамии и Марии; палестинские жития препп. Саввы Освященного, Феодосия В., Феогния Витилийского, Иоанна Молчальника, Кириака, Иакова Постника и Досифея, александрийское собрание чудес мучч. Кира и Иоанна и аскетическая легенда о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010