Будучи допрошен, епископ Иаков виновным себя не признал. 13 ноября 1925 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к лишению права проживания в семи губернских городах и губерниях сроком на два года. Административную ссылку епископ был отправлен отбывать в город Самару, где со­трудники ОГПУ впоследствии составили на него следующую ха­рактеристику: «Упрямый, настойчив, категорически отказался выполнять наши поручения и на явки не являлся . Как епи­скоп среди верующих, и особенно среди монашествующих лиц, пользуется авторитетом и имеет на них влияние». После ареста епископа Иакова его дети остались без средств к существованию, и в храмах города священники благословили во время богослужения устраивать тарелочные сборы на «архи­ерейских детей», причем дети сами иногда ходили с тарелочкой, и люди охотно им жертвовали. 13 ноября 1927 года ОГПУ разрешило епископу выехать с ме­ста ссылки и поселиться там, где он пожелает, но въезд в Москву и Московскую область ему был запрещен. В 1928 году владыка Иаков был назначен епископом Осташковским, викарием Твер­ской епархии. В Осташкове он прослужил около года и 6 февраля 1929 года был назначен епископом Балашовским, викарием Сара­товской епархии. В 1928 году в Балашове была арестована большая группа ду­ховенства, в 1929 году ОГПУ снова принялось собирать сведения о священнослужителях и верующих города, готовя новые аресты. Вскоре было арестовано пятнадцать человек – священнослужите­лей, монахинь и мирян. Среди них 13 февраля 1930 года был аре­стован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове. В ОГПУ стали вызываться для допроса один за другим свиде­тели. Некоторые из них показали, что епископ Иаков, «являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти, име­ет тесную связь с монашествующим элементом и реакционными церковниками, с коими ведет беседы на дому, где он прожи­вает; его квартиру очень много посещает не только городских церковников, но и приезжих, коим он дает советы для борьбы с мероприятиями советской власти и высказывает свое недоволь­ство таковыми, так, например, в одной из проповедей в кладбищенской церкви Маскаев говорил: „Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба; храм Божий – это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого“. Маскаев с приездом в Балашов объеди­нил черные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью».

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Случалось, что органы власти препятствовали принесению покаяния. Так, принявший от обновленцев архиерейский сан Иаков (Маскаев) пытался выехать из Оренбурга в Москву для принесения покаяния, но был задержан органами ОГПУ. В отчаянии он писал патриарху: «Если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня, недостойного и грешного, исповедую верность «до смерти» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Как негодный раб, прошу Ваше Святейшество принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду без благословения Вашего Святейшества». Иаков (Маскаев) был принят в сане архиерея, а свою верность Церкви он впоследствии засвидетельствовал ревностным служением и мученической кончиной. Восстановление церковной жизни шло на фоне очередного кризиса среди обновленцев. Летом 1923 г. из ВЦС вышел В. Красницкий. Был уволен и епископ Антонин (Грановский). В знак протеста раскольник отказался от предоставленного ему обновленцами звания «митрополита» и стал вновь именоваться епископом. Видя начало своего упадка, обновленцы пытались срочно восстановить свое положение. В августе 1923 г. они образовали «Синод», председателем которого стал «митрополит» Евдоким (Мещерский), а членами – в основном архиереи старого рукоположения. Евдокимовский синод объявил о роспуске «Живой церкви», «Церковного возрождения» и «СОДАЦ», предпринял попытки объединения с Православной Церковью. Правда, через некоторое время раскольники начали ставить и свои условия, например, удаление на покой патриарха. В окружении Святейшего возможность переговоров расценили по-разному. Временный Патриарший Синод поддержал идею диалога с Евдокимом (Мещерским), однако большинство архиереев полагало, что с обновленцами нужно не договариваться, а принимать их в Церковь как раскольников. Такой позиции придерживался проживавший в Даниловском монастыре архиепископ Феодор (Поздеевский) , а также ряд видных иерархов – митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Пахомий (Кедров) и др. Патриарх Тихон иронично именовал эту группу архипастырей «Даниловским синодом» или «конспиративным синодом», однако к их мнению прислушивался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Иаков (Маскаев), еп. Осташковский, среди духовенства Осташкова. Сщмч. Владимир Рясенский - 2-й слева в верхнем ряду. Фотография. 1928 г. Иаков (Маскаев), еп. Осташковский, среди духовенства Осташкова. Сщмч. Владимир Рясенский - 2-й слева в верхнем ряду. Фотография. 1928 г. Федорович Рясенский (1891, г. Осташков Тверской губ.- 4.12.1932, Сибирский ИТЛ), сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.. Из семьи священника. По окончании Тверской ДС был рукоположен во иерея к церкви в с. Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у., 2 сент. 1916 г. переведен в храм погоста Волго Осташковского у., в 20-х гг. служил в Знаменском храме в Осташкове. Неоднократно В. вызывали в ЧК, где требовали прекратить проповеди, всякий раз он отвечал отказом. Летом 1930 г. В. был арестован как один из тех, кто принимал деятельное участие в церковной жизни города, заключен в тюрьму в г. Вел. Луки. В тюрьме священника жестоко мучили, но он остался тверд в своем исповедании - не отрекся от Бога, не признал себя виновным в вымышленных преступлениях, никого не оговорил под пытками. Особое совещание при Коллегии ОГПУ 26 дек. 1930 г. приговорило В. к 5 годам ИТЛ. 30 янв. 1931 г. В. был отправлен в Сибирский ИТЛ (Мариинск), скончался в лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ по Тверской обл. Арх. 21108-С. Лит.: Тверские ЕВ. 1916. 37/38. С. 407; Дамаскин. Т. 3. С. 421-425. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/159002.html

13(26).01.1928–1928: Гервасий Малинин 05 .1926–22.08(04.09).1928: Николай Рубцов 1928–1933: 11 .1933–16(29).12.1934: Арсений Покровский 12 .1934–1935: Георгий Константиновский Орская (обн.) 06(19).03.1923–18(31).07.1924: Иаков Маскаев 30 .07(12.08).1925–1926: Андрей Соседов Оршанская 25 .09(08.10).1926–28.10(10.11). 1927: Стефан Виноградов Оршанская (обн.) 21 .08(03.09).1926–1926: Алексий Копытов 1926–: Феодор Бекаревич 30 .11(13.12).1926–29.10(11.11).1927: Капитон Лавров 12 .1927–07.1931: Феодор Турбин 1931(?) –1933: Сергий Добромыслов Осинская 29 .01(11.02).1924–1929. Пётр Гасилов 1929–1932: Пётр Гасилов, паки 1932–1935: 17(30).01.1935–27.05(09.06).1935: Варлаам Козуля Осинская (обн.) 05(18).12.1922–1922: Никанор Пономарев Осипенковская см. Бердянская (обн.) Осташковская 26 .05(08.06).1920–1924: Гавриил Аболымов 1924–1928: 1928–24.01 (06.02).1929: Иаков Маскаев 1929–1936: 01 .1936–10(23).07.1937: Иоанн Троянский Осташковская (обн.) 22 .05(04.06).1923–1925: Николай Троицкий 16(29).09.1926–16(29).10.1927: Нил Ушаков Острогожская 31 .01(12.02).1900–1922: Владимир Шимкович 1922–1926: 31 .05(13.06).1926– 1926: Синезий Зарубин 1926–12.1926: Алексий Буй Острогожска (обн.) 17(30).12.1922–: Захария Попов 01(14).11.1926–1928: Николай Русанов 23 .04(06.05).1927–09.1928: Василий Знаменский в. у. 09 .1928–09.1930: Василий Павлов 10 .1930–06(19).03.1931: Димитрий Крылов 06(19).03.1931–02.1932: Алексий Щербаков 02 .1932–17(30).03.1932: Викентий Никипорчук 1932–1935: 1925–10(23).12.1936: Гермоген Лебедев Острожская 29 .06(12.07).1915–1922: Аверкий Кедров 1922–1926: 1926–1934: Симон Ивановский 02(15).04.1939–1941 (?): Симон Ивановский, паки Острожская (укр.) Феодор Рафальский Оханская 1919–1923: Никон Соловьёв 06(19).08.1923–1926: Иоанн Георгиевский, в. у.(?) 1926–1927: Павел Вильковский 1928–1929: Иоанн Георгиевский Охотская Пантелеимон Максунов –1926: 07 .1928–01(14).02.1932: Даниил Шерстенников Охтенская 03(16).06.1918–1918: Симон Шлеев 1918–1924: 23 .06(06.07).1924–22.03(04.04).1933: Николай Клементьев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Священник Иаков Леонович был расстрелян 28 сентября 1937 года в четыре часа дня. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов) (память 16 июля по старому стилю) С вященномученик Иаков (в миру Иаков Иванович Маскаев) родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева. В 1901 году Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Учась на последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника. В 1901 году у них родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который был уже тогда священником, горячо молился о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко всем святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому и дал обет, что, если младенец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. По чудесном выздоровлении сына он исполнил свой обет и совершил паломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 году. В 1901 году Иаков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Зобово, расположенном в 180–ти километрах от Оренбурга. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. Он неустанно проповедовал, его усилиями в течение нескольких лет была построена в селе новая церковь. Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков был одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, он активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско–японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковноприходской школы в деревне Ворониной. С 1913 года он значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков со своими прихожанами щедро жертвовали на нужды русских воинов, и пожертвований всегда было больше, чем в каком бы то ни было другом приходе в епархии, хотя они жертвовали не от материального избытка, а от широты милующих сердец, жертвовали всё, что имели.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Один из членов приходского совета городского собора показал:«…Оставшийся представитель всей этой кучки Иаков Маскаев играет видную роль среди обиженных советской властью кулаков, монашек и антисоветского элемента. К нему часто и много ездят из сел монашек и священнослужителей, кои, получив должное внушение и наказ, какой точки придерживаться, возвращаются обратно в села. Мне, например, известно со слов, или вернее из разговоров, отдельных лиц о том, что Маскаев советует приезжим к нему священнослужителям, монашкам и церковникам возбуждать соответствующие заявления перед вышестоящей советской властью на мероприятия советской власти на местах и организованно не допускать закрытия церкви…» 4 марта 1930 года следователь допросил владыку, задавая вопросы в соответствии с показаниями лжесвидетелей. Владыка ответил:«В городе Балашове я проживаю с 15 марта 1929 года и служу в качестве епископа Балашовской епархии. За время нахождения меня в Балашове я близких знакомых, с которыми бы я поддерживал постоянное знакомство, не имел и не имею. В гостях я ни у кого не бывал, а также и у меня никогда никто не бывал. В отношении обращения ко мне со стороны верующих граждан о содействии их ходатайствам по вопросу незакрытия или вновь открытия церквей могу сказать следующее. Ко мне неоднократно являлись как члены коллектива верующих, так и члены церковного совета и просили у меня совета, как и перед кем им ходатайствовать, чтобы у них не закрывали церковь или, когда церковь была уже закрыта, вновь открыть, согласно желания верующих, на что я им предлагал обращаться согласно указания митрополита Серафима в окружной административный отдел… Но подобные обращения ко мне были очень редки, а в большинстве случаев верующие, помимо и не извещая меня, сами непосредственно обращались по соответствующим инстанциям… Я знаю, что в городе Балашове проживает много монахинь, но я лично ни с одной из них не знаком и у меня на квартире таковые никогда не были. Кроме случаев, когда они приходили с заказом к дочери по шитью. В отношении двух монахинь, которые живут при соборе, могу сказать, что я их лично знаю плохо, знаю, что одну из них зовут Наталия, а другую, просфорню, даже и звать не знаю. Две эти монахини лично у меня на квартире не были, и о церковных делах я с ними никогда не говорил.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Видя непреклонность епископа в служении православию и его решительную борьбу с обновленцами, ОГПУ в 1925 году арестовало владыку и приговорило к трем годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в город Самару. В ОГПУ составили на него следующую характеристику:«Как епископ среди верующих, и особенно среди монашествующих, пользуется авторитетом и имеет на них влияние». После ареста владыки дети его остались без средств к существованию, и в храмах города устраивались тарелочные сборы на»архиерейских детей», дети зачастую сами ходили с тарелочкой. Авторитет владыки, любовь паствы к нему, его почитание были столь велики среди православных, что они с охотой и обильно жертвовали сиротам. По окончании ссылки в 1928 году владыка был назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии. В Осташкове владыка прослужил около года и 6 февраля 1929 года был назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии. В 1928 году в Балашове была арестована большая группа духовенства, а в 1929 году местные власти снова принялись собирать сведения о священнослужителях и верующих города Балашова. Они видели, что при балашовском соборе собрана дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом, они обвинили их в том, что те ведут»среди населения агитацию против мероприятий советского правительства и партии, такого рода деятельностью они разлагающе действуют на местное население в селах». Было арестовано пятнадцать человек — священнослужителей, монахинь и мирян. Среди них 12 февраля 1930 года был арестован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове. Власти стали вызывать для допроса одного за другим лжесвидетелей. Один из них показал, что»епископ Иаков, являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти, имеет тесную связь с монашествующим элементом и реакционными церковниками, с коими частенько ведет беседы на дому, где он проживает; его квартиру очень много посещает не только городских церковников, но и приезжих, коим он дает советы для борьбы с мероприятиями советской власти и высказывает свое недовольство таковыми… так например, в одной из проповедей в кладбищенской церкви, примерно числа 25 мая, Маскаев говорил:«Для нас, верующих, настало невыносимо тяжелое время, власть всюду нас притесняет, не дает нам свободно мыслить; закрывая церкви, она оставляет нас, верующих, без куска хлеба, храм Божий это наша духовная пища, а советская власть нас лишает этого». Маскаев с приездом в Балашов объединил черные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Лжесвидетельствовали и отступники от веры – священники, снявшие сан. Один из них показал: «Мне, как бывшему священ­нику Преображенской церкви и бывшему благочинному города Балашова, хорошо известно, что кафедральный собор города Ба­лашова являлся центром контрреволюционной церковной организации . Квартиру епископа Иакова Маскаева стали посе­щать черносотское духовенство, реакционные церковники и монашествующий элемент не только города Балашова, но и окрестных сел и районов за получением советов и обмена мне­ниями. Последний же, являясь вдохновителем контрреволюци­онной своры, в своих беседах и советах определенно восстанав­ливал посещающих его квартиру и подстрекал их против проводимых советской властью мероприятий. В разговоре со мной по вопросу закрытия Преображенской церкви ска­зал: „Гонения на Православную Церковь растут с каждым днем; несмотря на издаваемые законы, советская власть их сама же и нарушает, заточили сотни невинных отцов духовных, гра­бят и разоряют народное имущество и преследуют верующих вплоть до заточения по тюрьмам – вот плоды завоеваний рус­ским народом свободы“. Он же, Маскаев, в беседе с приехавши­ми крестьянами по вопросу хлебозаготовок говорил: „Тя­желое настало время для народа, советская власть – власть рабоче-крестьянская, а своими мероприятиями разорила кре­стьянство, обобрала, что называется, дочиста, какой же крестья­нин после этого скажет, что мне нужна советская власть“. Ма­скаев очень часто и много посещает монашек, коих он настраивал для обработки местного населения, особенно в защиту церквей на случай кампании по закрытию последних, благодаря чему никому небезызвестно то, что наряду с проводи­мыми кампаниями по закрытию церквей в округе имелся ряд случаев открытых выступлений верующих против закрытия, вплоть до оказания сопротивления представителям советской власти и общественным работникам . Во время произнесе­ния одной из проповедей в соборе Маскаев, призывая верующих к сплочению для защиты религии, произнес: „Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, а придет время, и вы возрадуетесь“».

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Давали показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан. Один из них показал:«Мне, как бывшему священнику Преображенской церкви и бывшему благочинному города Балашова, хорошо известно, что кафедральный собор города Балашова являлся центром контрреволюционной церковной организации… Квартиру епископа Иакова Маскаева стали посещать черносотское духовенство, реакционные церковники и монашествующий элемент не только города Балашова, но и окрестных сел и районов за получением советов и обмена мнениями. Последний же, являясь вдохновителем контрреволюционной своры, в своих беседах и советах определенно восстанавливал посещающих его квартиру и подстрекал их против проводимых советской властью мероприятий. Так, примерно в мае 1924 года, в разговоре со мной по вопросу закрытия Преображенской церкви и положения коллектива сказал:«Гонения на Православную Церковь растут с каждым днем; несмотря на издаваемые законы, советская власть их сама же и нарушает, заточили сотни невинных отцов духовных, грабят и разоряют народное имущество и преследуют верующих вплоть до заточения по тюрьмам, вот плоды завоеваний русским народом свободы». Он же, Маскаев, в беседе с приехавшими крестьянами, примерно в сентябре 1929 года, по вопросу хлебозаготовок говорил:«Тяжелое настало время для народа, советская власть — власть рабоче–крестьянская, а своими мероприятиями разорила крестьянство, обобрала, что называется, дочиста, какой же крестьянин после этого скажет, что ему нужна советская власть». Маскаева очень часто и много посещает монашек, коих он настраивал для обработки местного населения, особенно в защиту церквей на случай кампании по закрытию последних, благодаря чему никому небезызвестно то, что, наряду с проводимыми кампаниями по закрытию церквей в округе, имелся ряд случаев открытых выступлений верующих против закрытия, вплоть до оказания сопротивления представителям советской власти и общественным работникам, как–то: в селе Андреевки Аркадакского района, в селе Мача Тамалинского района, в селе Репно–вершины Балашовского района и так далее. Во время произнесения одной из проповедей в соборе Маскаев, призывая верующих к сплочению для защиты религии, произнес:«Претерпевайте, верующие, все обиды, наш Отец, Иисус Христос, терпел за нас, придет время и вы возрадуетесь» " .

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Подготовка и проведение конференции «Духовное наставничество как основа и идеал истинного учительства: история и современность» было осуществлено в соответствии с планом мероприятий проекта семинарии — победителя грантового конкурса «Православная инициатива» 2023 года «К истокам нравственности: духовное наставничество в Оренбургском крае». С мая 2014 года в Оренбургской духовной семинарии стало традиций проведение научно-практических конференций, затрагивающих актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви, православного богословия, соработничества Церкви и государства, межконфессионального диалога. В ноябрьской конференции 2023 года приняли участие ученые, представители духовенства, преподаватели и студенты духовных и светских высших учебных заведений, специалисты в области богословия, философии, религиоведения, истории, филологии, культурологии из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Тобольска, Омска, Новосибирска, Краснодара, Саратова, Саранска, Владимира, Тольятти, города Печоры, Оренбурга и Оренбургской области. Конференция проходила в смешанном (очном и дистанционном) формате. Проблемное поле конференции охватывало широкий круг вопросов: святоотеческое наследие и духовное наставничество, духовное наставничество в истории Русской Православной Церкви, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, духовное наставничество в инославных и неправославных традиционных религиях, роль духовности в современной образовательной системе, современные вызовы и проблемы духовного наставничества, перспективы и возможности путей их преодоления. На пленарном заседании были заслушаны доклады ректора Оренбургской духовной семинарии, кандидата богословия иерея Петра Панова «Протоиерей Феодор Дмитровский – первый ректор оренбургской духовной семинарии», проректора по научной работе Оренбургской духовной семинарии, профессора, доктора философских наук М.Н. Ефименко «Преподавательская корпорация Оренбургской духовной семинарии (1884-1919)», проректора по учебной работе Нижегородской духовной семинарии, кандидата богословия, доцента А.В. Дьяконова «Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001) как педагог и наставник», доцента кафедры филологических дисциплин, кандидата филологических наук, научного сотрудника Оренбургской духовной семинарии Л.Е. Ильиной «Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский».

http://bogoslov.ru/event/6193756

   001    002    003   004     005    006    007    008    009