По вкушении благословенных хлеба и вина, замечает далее Типикон, запрещается принимать пищу («вкусить что») ввиду завтрашнего Причащения. (Из-за предстоящего Причащения и краткости летней ночи вкушение хлеба и вина бывало на бдениях только от 1 сентября до 25 марта. На летних же бдениях благословенные хлебы не вкушались, а употреблялись на утренней трапезе прежде другой пищи (Типикон гл. 2). Монастырская трапеза содержит основные элементы «трапезы Царства» ( Лк.22:30 ) – хлеб и вино. Но в условиях человеческой земной жизни виноградное вино допускается в двух случаях: для подкрепления сил после продолжительного богослужения («руда ради бденного») и для выделения торжества праздничных дней. В скупых содержательных словах Устав дает благословение на трапезу с вином. В минеях месячных за 12 месяцев 7 раз встречается фраза «разрешение вина» или «пием вино» или «бывает утешение» (иногда «велие утешение братии»). (Типикон, месяцеслов 12месяцев. Триодион, Пентикостарион). Под «утешением» не обязательно предполагать трапезу с вином, Монахи-подвижники, ведя суровую жизнь в пустыне, довольствовались сухоядением: пищу, приготовленную на огне (варево) считали для себя роскошью или «утешением плоти», от которого добровольно отказывались. Древний Патерик повествует о старце, жившем в дальней пустыне: «однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни». Он взял умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: «поистине брат, я забыл, что люди имеют такое утешение». Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец заплакал и сказал: «я не намерен пить вина до самой смерти». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. 1971 г. стр. 94, 140). В время постных продолжительных служб вино на трапезе разрешается по субботам и воскресеньям. Мера указывется: «по единой чашице» (Типикон, 29 августа), «по единой мерной чаши» (Типикон. Великая Суббота, 2 «зри»), или по красоволю (около 200 гр.) (Типикон. Суббота 1-ая Великого поста). В тех местах, где вина нет, на трапезе разрешается квас из меда или жита.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Тоже «Поучение» предостерегает, что, если кто умрет от пьянства, тот «сам себе враг и убийца, и приношение» (т.е. служение о нем заупокойной литургии) не угодно Богу. Преподобные подвижники Восточной Церкви прозорливо усматривали связь пьянства с другими грехами, заполняющими пустоту человеческого сердца. В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершал один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся – и далее ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить – страшно, ибо это есть само по себе большое зло и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упится же один раз, кажется небольшой грех , ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня и мирно буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город, и, продав его, вошел в корчму и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать в некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершил с нею грех, пришел муж той женщины, и застав грешащего с женою, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим, человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот, как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели». (Игумен Марк (Лозинский) Отечник проповедника. Загорск. М. 1971 г. 144. стр. 96).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Если нормированная «рюмка» не грех , то сверх ее уже будет явным грехопадением. Поэтому «слабому» к вину не следует играть с огнем, лучше вовсе отказаться от употребления даже первой рюмки вина. Согласно вышеприведенным словам преподобного Феодора, «древние отцы были великими и сильны духом, они могли и разрешать, и запрещать винопитие. А как «наш род», т.е. современный человек сможет ли он противостоять страшной власти вина и есть ли у него внутренняя стойкость не быть побежденным вином? Ответ на этот вопрос может быть только сугубо индивидуальным, и каждый отвечает на него в течение всей своей жизни. В «Отечнике» встречается предельно лаконичная, жизнью оправданная характеристика вина: некто старец назвал его смертью . «Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из присутствующих старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказал подававшему: унеси от меня эту смерть. Прочие, участвовавшие в трапезе, увидев это, так же не стали пить вина. (Игумен Марк (Лозинский) . Отечник проповедника. 139. стр. 94). Подобное же название вину дала блаженная Сара, описываемая в Материконе. Она сказала принесшей вино монахине: «Возьми от меня смерть, добавила, как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?». Вино может быть и часто бывает, при злоупотреблении им, причиной смерти духовной и физической. Какое огромное значение имеет в обществе человек вовсе не употребляющей вино или мало пьющий, и таким примером должен быть прежде всего священнослужитель. Характерно, что преподобные считали пьяниц слугами диавола, исполняющими его пагубную волю. Так, в Прологе за 7 апреля «Поучение к царям и князем, к епископам и попам, и ко всем христианам, еже не упиватися» передает слова диавола: «Никогда и ни о чем я так не веселюсь и не радуюсь, как о пьяных Христинах. Потому что в пьяницах полная моя воля, для меня пьяницы лучше язычников, пьяные мои, трезвые – Божие. Идите же, сказал после этого диавол бесам, идите и научайте христиан на пьянство и на всю волю моего хотения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Даже физически просто невозможно было допустить. А тут бесплатно, еще с желанием с той стороны: «Ты завтра обязательно приходи. Чтобы не пропускал». А она женщина строгих правил, чтобы пройти ее в университете, несколько раз нужно было сдавать экзамен. Одна учительница русского языка, не буду говорить имя, была удивлена, когда увидела Веру Владимировну в Академии: видимо, она не один раз сдавала зачет по старославянскому языку. А с греческим языком мне помог отец Марк (Лозинский), он в то время занимался работой о святителе Игнатии (Брянчанинове), материалы смотрел в рукописном отделе. У меня была работа такая – нужно было определить возраст рукописи, фотографии которой хранились в ЦАКе (церковно-археологический кабинет МДА. – ред. ). Это я писал работу Огицкому. Нужно было научиться читать рукописи и, конечно, минускульное письмо. Отец Марк говорит: «Подожди». Как-то мы сдружились с отцом Марком, в очень близких отношениях были. «Ты знаешь, в рукописном отделе есть специалисты по греческим книгам, давай я спрошу». И действительно, сосватали меня со специалистом. Это был Фонкич Борис Львович, с мировым именем человек стал в дальнейшем. Я не знаю жив он, нет ли. Последний раз мы виделись в 11-м году. Он мне прочел курс лекций о греческой каллиграфии, тот, который читает в университете. Я ему не платил, естественно. Мне как-то, знаете, везло. Он мне дал такой альбом, такую работу сделать – альбом образцов греческой письменности разных веков, я взял и расписал весь альбом, все рукописи перевел в нормальное письмо, то, что сейчас мы имеем в греческом языке. Научился читать то, что обычно и бралось у нас в основу знания греческой каллиграфии. Там есть особенности: отдельные значки для скорописи, они использовались вместо окончаний, не надо было писать окончания, а просто значок и достаточно – это винительный падеж, уже все, не ошибешься. Эти сложности освоены. А потом он мне сам рекомендовал из Московского университета аспирантку, чтобы пройти университетский курс греческого языка. Мы встречались раз в неделю, тоже оплачивали все это. Спасибо владыке ректору, он помог.

http://bogoslov.ru/article/6177551

Сейчас мне вспомнились слова дорогого Батюшки, написанные им в отзыве на мою магистерскую диссертацию (он был официальным оппонентом): «Каждый, кто познакомится с представленной диссертацией, невольно придёт к выводу, что перед ним плод многолетнего вдумчивого труда кропотливого учёного». Почему я вспомнил эти слова? Потому, что они в полной мере относятся к самому рецензенту: свидетельство о других – лучшее обнаружение подлинной жизни вдумчивого «кропотливого» инока-подвижника, безраздельно отдавшего себя служению народу Божию, горевшего ярким пламенем, способным и осветить, и согреть. Потому-то я, когда узнал об издании собрания писем святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Кавказского и Черноморского († 1867 г.), составленных игуменом Марком 244 , немедленно приступил к их изучению и систематизации, будучи уверен, что инок-труженик избрал самое нужное, самое полезное для всех. И я не ошибся: выполненная мной работа была принята радиостанцией «Радонеж» и представлена всему миру. Как приятно было в течение многих месяцев в программе «Троицкое слово» слышать: предлагается такая-то тема по письмам, собранным игуменом Марком (Лозинским) ! Даст Бог, эту работу и опубликуют... Промысл Божий устроил так, что я смог приехать в г. Тулу, где скончался отец Марк, и вместе с его родными, многочисленными верующими проводить в последний путь. В этой скорбной поездке есть нечто необыкновенное, говорящее, как мне думается, о том, что сам отец Марк помогал нам (я ехал с другим профессором Московской Духовной Академии Константином Михайловичем Комаровым) успеть к отпеванию. А дело было так. Поездов до Тулы не было в ближайшее время. Тем не менее, мы сели на Серпуховскую электричку. Но, оказавшись в Серпухове, мы увидели, что пути дальше нам нет. И вдруг нас кто-то как бы подтолкнул и внушил: просите машиниста товарного поезда взять с собой. К изумлению присутствовавших при разговоре машинист посадил нас в вагон с какими-то грузами – и мы благополучно прибыли точно к отпеванию. С грустью проводили в путь всея земли...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Игумен Марк (в миру Сергей Ростиславович Лозинский) родился 4 июня 1939 года в Ивангороде Ленинградской области в семье священника. По его собственным словам, с малых лет он хотел стать священником, пойти по пути родителя. Но у его мамы, Софьи Емельяновны, такое желание сына вызывало страх: время было сложное – так называемая «хрущевская оттепель», вновь закрывались храмы и монастыри, священники подвергались преследованиям… Старший сын Борис учился в медицинском институте, и она не теряла надежды, что и младший станет врачом. Сергей после окончания школы, опасаясь за здоровье матери, с тяжелым сердцем подал документы в медицинский институт, но, несмотря на хорошие оценки, не прошел по конкурсу. Мне он рассказывал, что с радостью воспринял это как волю Божию. Софья Емельяновна, напротив, расстроилась, но после долгих бесед с сыном приняла его выбор. На следующий же день Сергей поехал в Троице-Сергиеву лавру поступать в Московскую духовную семинарию. Как вспоминал отец Марк, принимавший документы задавал много воп­росов, пытаясь выяснить, насколько серьезно решение юноши поступить в семинарию. Потом они пошли в актовый зал: «Я понял, что решение Ваше серьезно, знания Ваши весьма превосходят обычных поступающих, но я должен Вам сказать, что время наше непростое, каждого, пришедшего к нам, ожидают нелегкие испытания. Мы обязаны о каждом сообщить в органы по месту жительства. Туда Вас обязательно вызовут, будут убеждать забрать документы. Потом это продолжится и здесь. Готовы ли Вы к этому?» Сергей ответил: «Я это знаю и готов к испытаниям, надеясь на помощь Божию». Его зачислили в МДС сразу на третий курс. Шел 1957 год. По возвращении Сергея домой (в те годы семья жила в Костроме) испытания действительно начались. Из института через старшего брата передавали извинения: произошла, мол, досадная ошибка, вы приняты. Представители местного КГБ уговаривали забрать документы из семинарии и вернуть их в инс­титут. Сергей оставался непреклонен. Однако и в семинарии его не оставляли в покое: периодически вызывали в соответствующие инстанции, предлагали доносить на товарищей. Я так подробно на этом останавливаюсь, потому что все это сказалось на здоровье молодого человека – вскоре начали проявляться первые признаки диабета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В обитель аввы Антония сделано было приношение, в котором оказался небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес это авве Сисою. Тот выпил. Поднес потом старец вторую, тот принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: “Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?” (Достопамятные сказания. С. 249. 7). 143. Блаженная Сарра отказалась принять принесенное ей вино; сама же она, даже больная, никогда не употребляла вина См. также: Болезни ; Воздержание ; Юность . Пришла однажды к блаженной Сарре одна монахиня и принесла с собой из мира снеди и вина. Сотворив метание (поклон), она подала ей съестное, а равно и вино. Блаженная все взяла, кроме вина, присовокупив: “Возьми от меня смерть.” Потом, посмотрев на принесшую, сказала: “Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или просто даже обонять его запах? Не знаешь ли, что пострадали от вина Ной и Лот?” Монахиня отвечала ей: “Госпожа моя, если я не пью вина, то тяготится чрево мое.” Говорит ей блаженная: “А если не отяготится чрево, если не поболеет, если не утончится твое тело и не станет, как дерево, сухое, то как вселится в твою душу благодать Духа? Побойся Бога! Как ты, юная, дерзаешь пить вино? Вот уже 59 лет я в этой келии и благодатью Христовой никогда не вкушала вина. Хотя вначале диавол, желая пресечь мое доброе намерение, столько налегал на меня, чтобы склонить к вину, что я не могу не рассказать тебе этого. Он навел на меня трехгодичную болезнь, употреблял и другие бесчисленные козни, чтобы отклонить меня от доброго намерения. Но, несмотря на трудность и болезненность, я победила свой помысл при содействии мне Господа моего. Подумай, что кто не злопостраждет здесь ради Бога, как помилует его благой Владыка в День Суда?” Тогда монахиня, поклонившись ей, сказала: “Вот, госпожа моя, отныне даю слово Богу перед тобой, что никогда больше не буду пить вина, хотя бы надлежало мне умереть, только поминай меня в своих молитвах.” Блаженная встала и, сотворив молитву, отпустила ее. (Митерикон. С. 55. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Сначала он стал смущать его злыми помыслами, а когда это не помогло совратить инока с пути, начал действовать иначе. Преобразившись в светлого ангела, он явился неопытному подвижнику и сказал: “Знай, что ради твоей чистоты и доброй жизни послал меня Господь служить тебе.” – “Да что же я сделал такого, чтобы служили мне ангелы?” – воскликнул изумленный монах. Бес отвечал: “Все, что ты сделал доселе, велико и высоко пред Богом. Ты оставил мир и сделался монахом, ты постоянно утруждаешь себя молитвами и постом, ты даже в пустыню ушел. Как же ангелам не служить тебе?” Задели за живое монаха эти бесовские слова, и стал он думать: “А что, ведь и в самом деле, должно быть, я велик и высок пред Богом!” Диавол же между тем продолжал свое дело и все являлся ему, а, чтобы скорее погубить его, к прежним козням присоединил новую. Некий человек, которого обокрали, задумал спросить о краже упомянутого инока. В это время диавол, явившись последнему, сказал: “Человеку, который придет к тебе, укажи, что украденное лежит в таком-то месте.” Обокраденный действительно пришел, и монах, указав, где краденое, возвратил его. За эту услугу тот человек прославил его по всей стране, как пророка, и вот стало стекаться к монаху множество народу, и всем он предсказывал, и слава его повсюду распространялась. Наконец, диавол окончательно задумал погубить его. Явившись ему снова, он сказал: “Знай, отче, что ради ангелоподобного и непорочного твоего жития скоро явятся к тебе другие ангелы и с телом возьмут тебя на небеса, и там будешь вечно царствовать со всеми святыми.” Услыхав это, инок смутился и, через приносившего пищу брата, попросил к себе на совет игумена. Тот не замедлил прийти. “Ах! – увидев его, воскликнул прельщенный, – чем я заплачу тебе, отче, за все, что ты сделал для меня?” – “Да что ж я сделал для тебя?” – спросил игумен. “Да как же, – отвечал монах, – через тебя я сподобился принять ангельский образ, ради тебя получил пророческий дар, ради тебя вижу ангелов и завтра через них имею быть вознесенным на небеса!” Из себя вышел старец, выслушав бредни и, строго укорив его, в заключение сказал: “Не выйду от тебя до тех пор, пока сам своими глазами не увижу того, что готовится тебе.” И, затворившись, остался с иноком в вертепе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Послушник Гефсиманского скита Троицкой Лавры банщик Димитрий сообщил такой факт, непосредственным очевидцем которого он был. “Однажды, – рассказал Димитрий, – к нам в деревню подкинули ребенка, завернутого в одеяло. Никто не хотел взять подкидыша. Когда младенца принесли на сходку и стали предлагать бездетным сельчанам взять ребенка на воспитание, то все отказывались, говоря, что тяжело ходить за чужим ребенком. И вот, когда казалось, что никто не захочет принять ребенка на воспитание, выступил многосемейный крестьянин, у которого было своих восемь человек детей, и говорит: “Сейчас я схожу и спрошу свою жену, может быть, она согласится взять его. Среди восьми девятый прокормится, и Господь ради сироты подаст нужное.” Жена охотно согласилась взять сироту. Когда он принес младенца в дом и его развернули, то на шейке у него нашли крестик с запиской, что в Крещении младенца назвали Николаем, и тут же пакет, в котором оказался билет Государственного займа на 5000 рублей. Когда добрые муж и жена прочитали записку и надпись на билете, то пришли в недоумение, как им быть. Умолчать об этом не хотели. И вот крестьянин снова бежит на сходку и всем рассказывает о своей находке. Тогда те, которые раньше отказывались взять ребенка, стали кричать: “Я возьму ребенка, я возьму…” Но сход не пожелал удовлетворить их просьбы, а постановил: “Ребенка оставить в доме того, кто первый согласился взять.” В тот же день к дому крестьянина, который приютил младенца, подъехала подвода с разным провиантом от неизвестного лица. В дальнейшем такая помощь оказывалась по несколько раз в месяц. Мальчик в доме своего приемного отца при заботливом уходе рос и креп. У него были хорошие способности, он закончил земскую школу, затем гимназию и поступил в университет. Он был истинным украшением семьи – приемных отца и матери. Своим хорошим поведением и послушанием влиял на всю семью и на остальных детей, помогая им в учении. Благодаря ему наш крестьянин-бедняк сделался всеми уважаемым, зажиточным поселянином. По окончании образования молодой человек женился на одной из дочерей своего приемного отца. Так Господь наградил простых сердцем людей за их доброту.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

589. Монах хотел во время голода отнести своей матери хлебы, но, услыхав на пути небесный голос, предал себя и мать в Божие попечение и вернулся в келию; на следующий день мать принесла ему хлеб, полученный ею от какого-то монаха См. также: Воля Божия . Один из отцов поведал: “Некий весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их матери. И был к нему глас, говорящий: “Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?” Брат, почувствовав силу гласа, пал ниц, молился и говорил: “Ты, Господи, имеешь о нас попечение!” – и вернулся в свою келию. На третий день пришла к нему мать и говорит: “Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его, раздроби на малые части, чтобы нам питаться.” Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией преуспевал во всякой добродетели.” (Древний патерик. 1874. С. 235. 125). 590. Три старца, посетившие авву Сисоя, были исполнены воспоминаний о вечных мучениях; авва же Сисой был преисполнен надежды См. также: Муки вечные . Три старца, услышав об авве Сисое, пришли к нему, и первый говорит: “Отец! Как мне избавиться от огненной реки?” Старец не отвечал ему. Второй спрашивает: “Отец! Как мне избавиться от скрежета зубов и червя неусыпающего?” Третий недоумевает: “Отец! Что мне делать? Меня мучает воспоминание о тьме кромешной.” Авва Сисой сказал им в ответ: “Я не помню ни об одном из этих мучений. Бог милосерд, уповаю, что Он сотворит со мной милость.” Старцы, услышав это, пошли от него со скорбью. Но авва, не желая отпустить их в огорчении, вернул их и сказал: “Блаженны вы, братия! Я позавидовал вам. Один из вас говорил об огненной реке, другой о преисподней, третий о тьме. Если душа ваша проникнута такими воспоминаниями, то вам невозможно грешить. Что же делать мне, жестокосердному, которому не дано знать, что есть наказание человекам? Оттого я каждый час и согрешаю.” Старцы, поклонившись ему, сказали: “Что мы слышали, то и видим.” (Достопамятные сказания. С. 252. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010