589 Cap.de charitate II,15. 16; III,42; I,83 [p.n.I,109,126,105]. Окончательную формулировку неопределенным влечениям страстных сил придает своим склонением к ним ум (Quaest. ad Tahl. LXV, 90, 740С, р.276 [cap.quing. V, 23]; Ambigua, PG.91, 1201C, f.178b). Этим объясняется важное значение, которое придается помыслу в образовании страсти. 590 Сар. de charitate I. 65 [p.n.I,102]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 301C, p.35 [p.n.II, 62] (cap.quing. I,60); LXV, 744D- 745A, p.279 (cap.quing. V, 28). Еваг-рий, Cap.pract. 26, PG.40, 1228D; р.п., с.575 [с.102, гл.37,38]; ср. преп. Исихия, Cap.de temperantia I,72, PG.93, 1504В; р.п., с.173 (­ Cap.de charitate IV, 52 [p.n.I,139]); II,41 (р.п.143), 1524В, с.188. 593 Cap.de charitate II,84: III,43 [p.n.I,118–119,126]. О простом помысле см. у Евагрия, Cap.pract. 71, PG.40, 1244В; р.п., с.584 [с.124, гл.12]; преп. Исихия, Cap.de temperantia II,61 (р. n.163), PG.93, 1232В, с.193. Προσβολη, πρληψις, συγκατθεσις см. у преп. Марка Подвижника , De lege spirit. 141. 140. 142 (р.п.140. 139. 141), PG.65, 921D-924A; р.п., с.32 (в Добротолюбии, m.I, такой же счет глав, как и в р.п.); Προσβολη, συνδυασμς, συγκατθεσις у преп. Исихия, Cap.de temperantia I,46, PG.93, 1496B-C; р.п., с.168. 594 Quaest. et dubia 31, PG.90, 812B. p.312. Cap.de charitate III,42, 41; I,87 [p.n.I, 126. 105]. Cp.Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541A, p.167 [p.n.II,198] (cap.quing. II,90). – Не «приражение» – грех , а дружеская беседа с ним: преп. Марк Подвижник , De baptizmo, PG.65, 992В; Consultatio 2, 1104В; р.п., с.128–129. 186. Грех составляет συγκατθεσις: Евагрий, Cap.pract. 47, PG.40, 1233А; р.п., с.578 [с.108,гл.75]. 596 Cap.de charitate III,35 [p.n.I, 126]. Ср. преп. Исихия, Cap.de temperantia, II,61 (163), PG.93, 1532В; р.п., с.193. 597 Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Четыре стадии указываются у преп. Исихия, Cap.de temp.I,46, PG.93, 1496C; р.п.,с.168. 598 Cap.de charitate I,83, 84; II,31; III,34–36 [p.n.I,105,111,125–126]. Quaest. et dubia 31. 33, PG.90, 812B. 813A, p.312. 313. Отсюда преп. Максим вообще чаще всего говорит об ξις и ενργεια страстей: Quaest. ad Tahl. XXIV, PG.90, 329A [p.n.II, 82] (cap.quing. I,79). В (schol.1) [p.n.II, 242]; XLIX, 456C, p.122–123 [p.n.II, 159]; schol.18, 464A, p.126 [p.n.II, 279]; LIV, 521B, p.158 [p.n.II,192] (cap.quing. III, 39); LV, 544D, p.170 [p.n.II, 200]; LXIII,688A, p.247; Quaest. et dubia 19. 31, PG.90, 801A. 812B, p.306. 312; cp.Cap.de charitate II,31. 20. 87 [p.n.I,111,109–110,119].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

3.  Эпикур. Письма и фрагменты, V В, 22. Тексты Эпикура цитируются по переводу И. Соболевского в кн.. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. Под ред. М. Дьшника. М., 1955. 4.  Эпикур. Письма и фрагменты, V В, 54. 5.  Там же, V В, 87. 6.  Там же, III (с. 209). 7.  Там же, IV, I. 8.  Там же, V В, 57. 9.  Сюнь-цзы. Гл. «Учение о небе» — АМФ, I, с. 226. 10.  Эпикур. Письма и фрагменты, III (с. 212). 11.  Цицерон. О роке, 20. 12.  Эпикур. Письма и фрагменты, IV, XI. 13. Слова Эпикура, приведенные в кн. Марк Аврелий. Наедине с собой, IX, 41. 14.  Эпикур. Письма и фрагменты, III (с. 209) 15.  Там же, V В, 10. 16.  Там же, V В, 37. 17.  Там же, V В, 85. 18.  Там же, I (с. 182) 19.  Диоген Лаэртский. Цит. соч, X, 22. 20.  Лукреций. Цит. соч., III, 9-13. 21. Предания о жизни Пиррона можно найти у Диогена Лаэртского (IX, 61-108). 22.  Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, 1, 6, 12. 23.  П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с 36. 24.  Секст Эмпирик. Там же, 1, 4, 8. Глава седьмая «ЖИТЬ СОГЛАСНО ПРИРОДЕ!» Афины и Коринф, V—III вв. до н. э. Следует заботиться о том, чтобы не было ничего искусственного. Ж.-Ж. Руссо   Принято думать, что толпы оборванных молодых людей, которые слоняются по дорогам и улицам больших городов, появились только в нашу эпоху, пресыщенную цивилизацией. Между тем античный мир тоже знал своих хиппи; они во многом были похожи на нынешних, хотя, в отличие от них, исповедовали ясную и законченную философию опрощения. Уже во времена Платона и Аристотеля эти люди, по виду казавшиеся последними нищими, гордо расхаживали среди удивленных горожан, которые нередко узнавали в них отпрысков знатных и состоятельных семей. Центром их сборищ был гимнасий Киносарг, откуда и пошло название киники, или циники; впрочем, кое-кто производил его от слова кинос, пес, намекая на собачий образ жизни этих врагов цивилизации. В свое время Эсхил возлагал все свои надежды на благоустроенный город как оплот человечности, разума и культуры; киники же, напротив, подняли настоящий мятеж против городской цивилизации. Они ставили ей в вину чуть ли не все бедствия, постигающие людей, и требовали возврата к жизни «согласно природе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Святые Отцы даже и чистоту свою, даже свою благодатность именовали покаянием. Авву Исаию спросили: в чем заключается покаяние? Он отвечал: " Святый Дух научает нас удалиться от греха и более не впадать в него. В этом состоит покаяние " (От. 168). " Покаяние есть вторая благодать " (св. Исаак Сирин, Д V - 429). " Покаяние, - пишет св. Марк-подвижник, - не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами, но совершается посредством заповедей Христовых... Дело покаяния совершается тремя следующими добродетелями: очищением помыслов, непрестанной молитвой и терпением постигающих нас скорбей... и полагаю, что покаяние прилично всегда и всем... грешным и праведным, ибо нет такого предела совершенства, который бы не требовал делания вышеупомянутых добродетелей; посредством их начинающими приобретается введение в благочестие, средними - преуспеяние в нем, а совершенными - утверждение в оном... Господь всем заповедует: Покайтесь(Мф, IV, 17) (св. Марк-подвижник, Д1 - 498). " Прежде Петру вручаются ключи, а потом попускается ему впасть в отречение от Христа Господа, чтобы подаянием таким уцеломудрить его о себе мудрование. Так и ты, если, получив ключ разумения, подпадешь разным искушениям, не дивись сему, но прославляй единого премудрого Господа, падениями обуздывающего самомнение, находящее вслед за божественным ведением " (преп. Иоанн Карп., Д III - 99). " Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям " (он же, Д III - 93). " В приболезненном труде и поте лица осужден ты снедать хлеб ведения " (бл. авва Фалласий, Д III - 335). Кроме того: единство пути не есть нарушение постепенности обретения покоя в Боге. Любовь ничего не домогается, кроме исполнения заповедей: она ищет крестного пути. " Деятельность крестная двояка, - пишет св. Иссак Сирин, - ...первая ( " деятельная добродетель " ) очищает страстную часть души, а другая ( " познание " ) просветляет умную часть души. Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части переходит к сей второй, привлекаемый ее славой, не говоря уже - своей леностью, постигает гнев за то, что, не умертвив прежде " уды своя, яже на земли " (Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

60 Aubé полагает (p. 355), что благочестие Марка Аврелия было лицемерное, но это утверждение идет вопреки фактам, какие сообщаются древними историками. 61 Ренан справедливо замечает, что «философия, завоевавшая столь полно сердце Марка Аврелия, была враждебна христианству». Renan, Marc Aurèle, р. 53. Paris, 1882. 62 «Совсем не так трудно освободиться от всякого не потребного, навязчивого помысла, нарушающего внутренний мир твой, и немедленно восстановлять таким образом ясность и спокойствие духа» (V, 2) «Пойми, что ты давно мог бы освободиться от своих пороков. (Даже) твоей бездарности достало бы вполне на самоисправление» (V, 4). «Остановись, войди в себя, посоветуйся с совестью, прибегни к разумению, и ты не впадешь в ошибку и не совершишь неправды» (X, 7.). 65 Определяя отношения Марка Аврелия к христианам, – Марка, который, будучи человеком мягким и гуманным, заявил себя такою жестокостью к христианам, не следует упускать из внимания еще следующего замечания Марка: «в одном и том же человеке совмещаются и необузданность, и кротость». (I, 5). 69 Закон этот приводится у Pressensé III, 111. См. также Zeitschrift für wiss. Theolog. 1881. Heft III, S. 325 (Hilgenteld). 70 Эту сторону дела прекрасно раскрывает Keim. Rom und das Christenthum, S. 604–7. Си. Pressensé, III, 111. Впрочем, встречаются ученые, которые отвергают, чтоб Марк издавал новые указы против христиан и утверждают, что при нем гонение происходило по традиции, по давнишнему указу Траяна. Таких воззрений держится Aubé (р. 388). Главным доказательством его воззрений служит то, что при конце царствования Марка Аврелия проконсул Гальской провинции (в 177) обращается к императору с вопросом, как ему поступать с христианами, обвиняемыми в тяжких преступлениях; если бы Марк издавал определенные указы против христиан, заключает Обэ, не к чему было бы обращаться проконсулу к Марку с вышеуказанным вопросом. Но, как видно из Евсевия (V, 1), недоразумение проконсула Гальского касалось не общего вопроса, как поступать с христианами, а более частного, именно, как поступать с теми из христиан, кои оказывались римскими гражданами, и также с теми из христиан, кои отреклись от веры после устрашений (См. Keim, Rom. S. 618.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

п. I,188]. См. выше, с.96, прим.6. 531 7 Quaest. ad Tahl. VI. PG.90, 280D-281A, p.22 [р. п. II,42–43]. Преп. Марк Подвижник, De his qui putant 56 85 (61,92), PG.65, 937D. 944A; р. п., с.53,59; De baptizmo, ibid. 988C,996A, с.123,134 (благодать действует только по мере исполнения заповедей); ibid. 985C, с.120 (крещение не делает совершенным не исполняющего заповедей); св. Григорий Нисский, De proposito secundum Deum, PG.46, 289B; р. п. VII,265 (благодать дарует спасение, а получить его нужно трудами); Or. cat.40, PG.45, 101ВС; р. п. IV,106 (крещение не действенно, если человек не очищает себя от страстей); св. Григорий Богослов, Or.40, n.34, PG.36, 408D; р. п. III.3,254 (отпущение грехов зависит от Бога, сохранение [чистоты] от нас). Блаж. Диадох, гл.89, с.471–473 (благодать крещения сообщает образ Божий, а через исполнение заповедей дает и подобие). 532 Mystagogia 24, PG.91, 712В, р. 523 [р. п. I,177–178]. Quaest. ad Tahl. II, PG.90, 273D, p.18 [р. п. II,35]; LXI,636C, p.219. Отсюда προαρεσις называется хранительницей благодати: ibid.; Oral. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346; 901A, p.361 [р. п. I,186,198]. Ср. св. Григория Богослова, Or.40, n., 34, PG.36, 408C-D; р. п. III,254. 533 Mystagogia 24, PG.91, 712B, p 523 [р. п. I,177–178]. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 524C, p.159 [р. п. II,193] (cap. quing. III,42); cp. LIX, 612B, p.204 (cap. quing. IV, 23). Преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG.65, 1012A; р. п., с.158; De his qui putant 110(118), ibid. 945D, с.63 (дары Духа проявляются по мере веры и исполнения заповедей). 534 Ambigua, PG.91, 1364С, f.245a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 377C-380A, p.79–80 [р. п. II,112–113]. 535 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 525A, p.160 [р. п. II,193–194] 536 Mystagogia 5, PG.91, 677C, p.502 [р. п. I,164]. 537 Ambigua, PG.91, 1361A, f.224a (через веру и благодать Духа); 1084C-D, f.125b. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400C, p.91 [р. п. II,126]; LIV, 525A, p.160 [р. п. II,192]. Учение о таинственном воплощении Христа в душах верующих было вообще распространенным в древности (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Заместник-председател на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия протойерей Игор Якимчук Биография: Роден на 8 февруари 1971 г. в Загорск (сега Сергиев Посад), Московска област. През 1999-2008 г. е референт в Художествено-производственото предприятие на Руската Православна Църква «Софрино», диригент на хора в храма «Преп. Серафим Саровски». През 1999 г. е приет на работа в Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия като служител в Секретариата по въпросите на междуправославните отношения. От 2003 г. преподава в Общоцърковната аспирантура и докторантура «Св. св. Кирил и Методий» (до 2009 г. – филиал на аспирантурата на Московската духовна академия към ОВЦС). От 2007 до 2009 г. е преподавател в Сретенската духовна семинария. На 18 януари 2008 г. е ръкоположен за дякон. На 20 април 2008 г. е ръкоположен за презвитер. През 2009 г. е назначен за секретар на ОВЦС по въпросите на междуправославните отношения. През 2011-2012 г. е клирик на московския храм «Св. Троица» в Хорошево. На 15 май 2011 г. е възведен в сан протойерей. От 1 август 2012 г. е предстоятел на храма «Възкресение на Словото» в «Даниловска слобода». Член на Междусъборното присъствие (от 2014 г.). Влиза в състава на Комисията по въпросите на църковното право. С решение на Светия Синод на Руската Православна Църква от 25 август 2022 г. е назначен за изпълняващ длъжността заместник-председател на Отдела за външни църковни връзки. С решение на Светия Синод на Руската Православна Църква от 29 декември 2022 г. е утвърден в длъжността заместник-председател на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия. Образование, научни степени: Московска духовна семинария (1995). Московска духовна академия (завършена през 1999 г. със степен кандидат по богословие). Аспирантура на Московската духовна академия (2001). Награди: Църковни: Има богослужебни награди, включително нагръден кръст (2009), набедреник (2018).             ·         Патриаршеска грамота (2002) ·         Патриаршеска грамота (2005) ·         Патриаршеска грамота (2006) ·         Орден «Св. апостол Марк» (Александрийска Патриаршия, 2010) ·         Орден «Преп. Серафим Саровски» III степен (2011) ·         Орден «Св. Мария Магдалина» (Полска Православна Църква, 2012) ·         Орден «Св. апостол Павел» (Еладска Православна Църква, 2013) ·         Орден «Св. Сава Сръбски» III степен (Сръбска Православна Църква, 2014) ·         Медал «1000 години от кончината на св. равноапостолни княз Владимир» (2015) ·         Патриаршеска грамота (2016) ·         Медал «Св. Марк Ефески» II степен (2017) ·         Орден «Благоверни княз Даниил Московски» III степен (2021) Светски: ·         Медал «75 години от Победата в Великата Отечествена война» (2020) ·         Медал на ордена «За заслуги към Отечеството» II степен (2021) Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/department/leaders/y...

1388 Крисп-начальник – Тит Квинкций Криспин (втор. пол. III в. до н. э.), консул 208 г. Умер от ран, полученных в стычке с засадой пунийцев, успев, однако, предупредить римские гарнизоны о гибели Марцелла и о судьбе его печатки. 1389 Марцельлий – Марк Клавдий Марцелл (270–207 до н. э.), римский полководец, известный успешными операциями в Галлии (222 г.) и на Сицилии (214–212 гг.), противник военной тактики Фабия Кунктатора, обрекавшей страну на опустошение перемещавшейся по ней армией Ганнибала. Погиб в устроенной пунийцами засаде, а его перстень с печаткой доставили Ганнибалу. 1390 ...и тако от погибели своея сохранишася. – Виниус упростил события, но привнес традиционную формулу благополучного финала. 1391 Плутарх – Сравнительные жизнеописания. Гл. «Марцелл», XXIX; Фронтин. Стратегемы. IV. 7. 38; подробнее: Ливий. Римская история от основания города. XXVII. 27–28. 1393 ...иже нын друг, заутра враг бывает... – Прибавление Виниуса; ни в «Театре», ни в «Саде» нет. 1394 Фисистрат – Писистрат (ок. 600–527 до н. э.), афинский политический деятель. В 561 г. добился разрешения держать личных вооруженных охранников, дубинами которых затем и узурпировал власть в Афинах. Изгнанный в 550 г., он вновь захватывает власть в 540 г., обеспечив ее отрядами наемных охранников. Такую узурпацию власти афиняне называли тиранией. 1395 ...град Афин в покорение себ приведе. – Источники см.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, гл. «Солон», XXX–XXXI; Геродот. История. I. 59–64. 1397 ...худославному велеродным себе имети не подобает. – В «Театре» и в «Саде» нет; в списках I вида: худославным с велеродными приобщатися не подобает. 1398 Калистрат – (в эпиграмме Марциала) условное, этимологически ироничное (греч. ‘прекрасный воин») имя. 1400 ...рыцерския науки... соборище рыцерское... – В списках III вида: воинские учения, соборище богатырское. 1401 10 000 златник – в «Театре» 10 000 (золотых) крон. Имущественный ценз римского всадника – не менее 400 000 сестерций. 1402 Мартиалий – Марк Валерий Марциал (ок. 43–ок. 104), римский поэт-эпиграмматист, избравший путь той раболепствующей клиентелы, которая цепко держится за блага жизни в условиях любого режима, пресмыкаясь перед властями предержащими, покусывая выскочек и себе же подобных, но менее удачливых льстецов и завистников и с упоением отыгрываясь на скабрезных темах и немочах. Прилог басни обединяет 13-ю и 25-ю эпиграммы V книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

D. E. Ueber Koloff//Theologische Studienund Kritiken. 1832. No. 2. S. 497–537. 594 Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses III, 1, 1, PG 7, 845 (apud Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica V, 8, PG 20, 449). 596 Origenes. Commentaria in Matthaeum I, PG 13, 829 (apud Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica VI, 25, PG 20, 581). 599 Мураториев фрагмент: Westcott В. F. A General Survey of the History of the Canon of the New Testament. Cambridge-London, 6 1889. P. 522. [Цитируемым обрывком предложения начинается дошедший до нас фрагмент канона Муратори. Принято считать, что здесь имеются в виду рассказы Петра: Марк при них присутствовал и поместил их в неискаженном виде в свое Евангелие. -Ред.] 603 Tertullianus. Adversus Marcionem IV, 5: «Evangelium quod edidit Marcus, Petri affirmetur, cujus interpres Marcus» [Евангелие, изданное Марком, утвердил Петр, истолкователем которого был Марк] (PL 2, 367); Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 1: «Evangelium juxta Marcum, qui auditor ejus (scilicet Petri) et interpres fuit, hujus dicitur» [Евангелие по Марку, который был слушателем и истолкователем Петра, считается Петровым] (PL 23, 609). 605 Предание это тем несомненнее, что, несмотря на свидетельства Деяний и Павловых посланий, оно преимущественно развивает единственное упоминание 1Пет. 5, 13 и почти всегда представляет Марка учеником св. ап. Петра, усвояя последнему второе Евангелие. Исключения встречаются лишь в неясных и сомнительных указаниях Ипполита Римского [вероятно, имеется в виду уже упоминавшийся фрагмент в Philosophumena VII, 30, PG 16, 3334. -Ред.] и «Constitutiones apostolicae» (II, 57, PG 1, 729). Само собой понятно, что церковная традиция не могла так далеко уклониться от новозаветных письменных оправданий без абсолютно неоспоримых и строго принудительных фактических оснований. 606 Joannes Chrysostomus. In Matthaeum hom. 58, 2, PG 58, 568; Ibid. 85, 1, PG 58, 758; Eusebius Caesariensis. Demonstratio evangelica III, 5, PG 22, 216 ss. 607 Против Дэвидсона: Davidson S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

445 Болгов H. Н. Указ соч. С 80–81 Доватур А И Римский император Марк Аврелий Антонин//Марк Аврелий Антонин Размышления СПб «Наука», 1993 С 75–92 446 Дион Кассий (160–235 гг.) – греческий историк и римский сенатор Полное имя – Дион Кассий Коккейан Родился в Никее (Вифиния). После смерти отца – губернатора Киликии – в 180 г. приезжает в Рим. При Коммоде становится адвокатом. Правитель Пергама и Смирны, консул 220 г., проконсул Африки, наместник Далмации, Паннонии, консул 229 г. Умер в Никее. Написал Римскую историю в 80 книгах от основания Рима до своего консульства. По языку и стилю подражает Фукидиду Сохранились полностью книги 36–60 (о событиях 68 г до н. э. – 57 г. н. э.), частично книги 78–79 (о событиях 217–220 гг. ). От остальных есть ряд фрагментов. Часть книг дошла в пересказе византийских авторов. Полного русского перевода нет (Болгов H. Н. Указ соч. С 7–75) Основное издание Dio Cassius Dio’s Roman History/Ed E Cary Vol 1–9 Cambridge, 1970 448 Гай Плиний Цецилий Секунд Панегирик императору Траяну//Письма Плиния Младшего. Письма 1-Х Под ред. А. И. Доватура М «Наука», 1984, 451 Дионисий Галикарнасский (55–8 гг. до н. э.) – греческий историк и ритор, с 30 г. до н. э. жил в Риме Написал труд «Римские древности» в XX книгах Полностью сохранились кн 1-IX, большая часть кн Х-ХИ, от остальных – лишь фрагменты Основное издание Dionysi Halicarnasei antiquitates Romanae/Ed С Jacoby Vol 1–4 Lips , 1885–1905. На русский язык переведены лишь незначительные отрывки См. Дионисий Галикарнасский//Хрестоматия по истории Древнего Рима М, 1987 (Пер В Соколова), Дионисий Галикарнасский//Хрестоматия по истории Древнего мира T III Рим Μ , 1953, Дионисий Галикарнасский//Древний мир в памятниках его письменности Т 3 Μ , 1922 С 6–7,15–19,20–22, 50–51 (Болгов H. Н. Указ соч. С 51)4 453 Порфирий (232/233–301/305 гг. ) – один из немногих дошедших до нас авторов III века, философ, представитель раннего римского неоплатонизма. Автор гочисленных трудов по философии, религии, математике, истории, риторике, астрологии и т. д. Известны 77 его сочинений. В области истории он написал сочинение «Против христиан», которое сохранилось в виде фрагментов в сочинениях других авторов (см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. I). Отрывки из этого сочинения см.: Harnack A. Porphyrius «Gegen dieChristen»//Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. 1916. Русский перевод см.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 346–391.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

___________ 1 Сенека. О гневе , III. 2 Эпиктет. Беседы , II, XXI; III, X, 1--5. 3 Марк Аврелий. Размышления , IV, 3; XII, 18. 4 Musonius Rufus. Reliquiae, LX. См. Плиний Мл. Письма , VII, 1.-- Прим. ред. 5 Марк Аврелий. Размышления , IV, 3. Собственно, на " порочность людей " , на то, что нам " уделено из целого " и на " телесное " ,-- Прим. ред. Сюда же относятся беседы с наперсником, с друзьями, с учителем или руководителем, прибавьте к этому переписку, где сообщают о состоянии духа, просят советов, дают их нуждающимся (впрочем, это полезно и наставнику, так как позволяет ему повторить свои наставления для самого себя)... 1 Вокруг заботы о себе, таким образом, разворачивается бурная деятельность (как устная, так и письменная), в которой тесно переплелись работа над собой и общение с другими. Так мы подходим к одному из важнейших аспектов заботы о себе: по существу, эта деятельность предполагает не упражнения в одиночестве, но поистине общественную практику. Причем, общественную во всех смыслах слова. Действительно, она часто практикуется структурами, более или менее институциализированными, такими, например, как неопифагорейские общины или кружки эпикурейцев, описанные Филодемом: признанная иерархия обязывала наиболее " продвинутых " руководить остальными (как персонально, так и коллективно), но практиковались и совместные занятия, когда забота о себе получала стороннюю помощь (to di " allolen sozesthai 2 ). Что касается Эпиктета, то он учил в среде, очень близкой к школе. У него были различные категории учеников: одни ходили к нему временно, другие оставались на более длительный срок и готовили себя не только к жизни простого гражданина, но и к более высокой деятельности, наконец, третьи, сами решившие стать профессиональными философами, проходили школу правил и практик руководства сознанием 3 . Получил распространение (особенно, в кругах римской аристократии) и институт частных консультантов, которые служили семье или кружку, выступая советниками в житейских делах, вдохновителя/ли политических решений, а иногда и посредниками на переговорах: " Встречались богатые римляне, считавшие полезным содержать философа на жалованьи, и многие достойные люди не находили такое положение унизительным " . Они должны были " наставлять в морали и поддерживать своих патронов и их близких, а те черпали силы " в одобрении философов 4 . Так, Деметрий, наставник Тразеи Пета, вынужден был принять участие в " постановке " его самоубийства и помочь ему в последний момент завершить жизнь прекрасно и достойно.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010