Труда положено было на увещание очень много. Иногда ему приходилось проводить целые ночи за убеждением упорствующих, иногда – выбывать в их дома, чтобы там лучше повлиять на них. Приходилось действовать не всегда одними научными доводами в пользу истинности православной церкви. Когда эти доводы оказывались недостаточно убедительными для униатских иереев, – выдвигались аргументы другого рода. Витебско-Задвинского благочинного Клодницкого заставили слушать вразумление Лужинского, сознать неосновательность учения римской церкви, чистосердечно выразить свое сочувствие делу воссоединения и выдать подписку.. «опасности за некоторые беспорядки в его благочинии», сделавшиеся Лужинскому известными 460 ; на других имело «влияющую силу архиерейство Лужинского, почти с неограниченной властью над духовенством» 461 . Как бы то ни было, из подвергавшихся убеждениям Лужинского 462 , очень немногие отказались выдать подписки. В Лепельском уезде таких оказалось 18: два благочинных: Лепельский – Точицкий и Бабыничской – Иаков Никонович, протопресвитер, священник Чашницкой церкви Захария Марковский и 15 священников; в Суражском – настоятель Тадулинского монастыря Сил Буковский 463 ; из Витебских градских –священники: Троицкой церкви – Богданович, Никольской – Кулик и Заручево-Воскресенской – Стратонович 464 ; в Дриссенском – трое: священники Освейской, Стрелковской и Церковнянской церквей 465 . Упорствовавшие были наказаны: два Лепельских благочинных и протопресвитер Марковский были отрешены от мест, a 15 священников отправлены в Полоцк для обучения, под руководством прот.Конюшевского, служению по московскому служебнику; Витебские градские и Дриссенские были преданы консисторскому суду 466 . Но устремив всю свою энергию на добывание подписок, пр.Василий во время ревизии не уделил достаточного внимания преобразованиям церквей, согласно постановлению 7-го февраля. Правда, 28-го августа, находясь в пути, он сообщал Хованскому о своих распоряжениях по этому предмету. «Находясь в Могилевской и Витебской губерниях для посещения церквей и монастырей, я входил», – пишет он, – «в ближайшее обозрение употребляемых церковных одежд по примеру заведенного порядка в Софийской Полоцкой кафедральной церкви, найденные римские диаконские ризы велел переделать на стихари, где же таковых при сельских церквях не было, велел по возможности, соответственно нуждам, приобресть; сосуды, свойственные римлянам, оставить без употребления и следовать неукоснительно обрядам гр.-восточной церкви в богослужениях и поучениях: а вместе с сим удостоверился, пока предпринимаемые Коллегией и митрополитом меры не будут введены, дотоле духовенство без книг богослужебных и особого наставления будут оставаться в недоумении греческих обрядов 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

На другой же день советская конница атаковала занятое нами село. Два наших орудия не смогли ее удержать, и Третий Марковский батальон, не выдержав атаки, отошел, потеряв два пулемета. Мы отступали… На рассвете третьего дня конница атаковала нас оружейным огнем с другого берега речки, обтекавшей с севера хутор, где мы ночевали. Спросонья произошла паника и даже бегство, но, выскочив за хутор, мы снялись с передков и быстро отогнали советскую конницу. В этом небольшом бою произошла трагикомическая сцена: наш старший офицер — поручик Андрей Соломон — недооценил обстановку, вскочил в повозку батарейного повара и, укрываясь от пуль за поварской спиной, погнал повозку в тыл. Пуля все же пробила повару щеку и царапнула голову Андрея. Андрей пришел тогда в такую панику, что проскакал с повозкой километров двадцать на юг и сообщил там штабу, что наш отряд «уничтожен». Наше отступление принимало все более определенный характер. Все чаще доходили до нас слухи о неудачах нашей конницы, генералов Шкуро и Мамонтова, под Воронежем и Касторной. Потом пришла весть об оставлении корниловцами Курска (18 ноября), затем о гибели нашего бронепоезда «Слава Офицеру», между Курском и Мармыжами, о гибели двух батальонов Второго Марковского полка, брошенных на помощь коннице под Касторную. Первый Марковский полк объединился под командой полковника Блейша, прозванного «Каменный гость» за свое спокойствие. С Первым Марковским полком мы действительно отступали «победно». Первая батарея была рядом с нами и мы часто, в тумане и в метели, отбивали советскую конницу бешеной артиллерийской стрельбой. Полковник Блейш занял город Тим ударом с севера (20 ноября), пройдя перед этим по советским тылам. С советской стороны нас никто не ожидал, мы шли, совершая пехотой «конный рейд». В Тиме захватили советскую четырехорудийную батарею и батальон пехоты. Скоро пленных стало так много, что полковник Блейш приказал их отпускать по домам. Особо явных коммунистов при этом раздевали на околицах деревень: забирали у них штаны, шинели, гимнастерки и сапоги, и они потом, полуголые, по снегу бежали назад в теплые хаты.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

Ровно через пять минут снова послышался вой тяжелой бомбы. Итак было почти всю ночь… На рассвете части Кубанского стрелкового и Офицерского марковского полков в сопровождении четырехорудийной батареи собрались на окраине станицы Тимашевской. Было чудное утро. Около железнодорожной будки веселый командир Марковского полка, полковник Тимановский , кричал проходившей мимо батарее: «Капитан Шперлинг, заткните проклятую гаубицу! Всю ночь спать не давала!» В это время со стороны Тихорецкой подошел бронепоезд. Наш первый бронепоезд! До сего времени мы имели дело только с бронепоездами советскими, и недаром наш юнкер Орловский, из тифлисских кадетов, умел грустно и заунывно петь с грузинским акцентом: …А комиссары бедные, С броневиками медными, Гуляют и гуляют по горам… И пришли большевики, а потом меньшевики… Анархисты… камунисты — ва! И началась тут: Критика, политика, милитика… Бедный мой кавказский галава… Наш «бронепоезд» был построен, очевидно, любителями: он состоял из обычной платформы, на которую взгромоздили обычную трехдюймовку и защитили «батарею» от пуль и мелких осколков деревянными шпалами. На следующей платформе установили два «максима», направленных по сторонам. Небольшой паровоз, пыхтя, медленно толкал эту «крепость» вперед. Несколько офицеров, «словчивших» на этот самодельный «бронепоезд», в гордых позах стояли у орудия и пулеметов. Не успели мы полюбоваться на наш «бронепоезд», как где-то, почти за горизонтом, послышался глухой выстрел и, через минуту, знакомый еще с ночи свист крупнокалиберного снаряда. Тяжелая бомба неслась прямо на нас — таково было впечатление. Но оно примерно так и было. Поклонился этой бомбе даже бесстрашный полковник Тимановский, герой боев под Творильной, всегда ходивший в цепях во весь рост. Бомба оглушила всех и ударила прямо перед «бронепоездом» в самое полотно, вздыбив рельсы и разбросав шпалы. Образовалась такая воронка, что весь «бронепоезд» мог бы в ней спрятаться. Когда дым рассеялся, у команды «бронепоезда» уже не было гордых поз — смущенные лица выглядывали из-за шпал. Паровоз уже потянул поезд обратно на Тихорецкую. Только один шутник стоял у орудия, снимал шапку и раскланивался в ту сторону, откуда стреляла гаубица. Когда «бронепоезд» скрылся за поворотом, гаубица выплюнула свои тяжелые бомбы еще несколько раз, но в это время мы уже отходили от полотна.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

Отобранного у него чека на сумму в 10 тыс. ему не вернули. Дело было передано революционному трибуналу. Само по себе подозрительно ли такое освобождение? Припомним, как легко члены «московской экспедиции» освободились из цепких рук кронштадтских матросов. С именем Немцева мы встретимся и увидим, что он отнюдь не принадлежал к числу крайних большевиков и что известная уступчивость его проистекала, очевидно, не только от «пьянства». Итак, «тюменьская застава» могла начать играть свою предательскую роль только в 20 х числах марта, когда в Тюмени поневоле осел Соловьев, а вместе с ним и Марков. Как будто нет сомнений, что в это время через тюменьскую заставу никто из центра не проезжал. По признанию Маркова 2-го и его единомышленников, после выезда корнета Маркова всякая связь с ним прервалась, как это было и с Седовым 300 . Соловьев – совершенно ясно – никакого касательства к марковской организации не имел. Марков 2-й, по собственным его словам, узнал о нем позже, когда из Сибири возвратились Седов и Марков Сергей. Следователю Соколову в Рейхенгале (21 г.) Марков 2-й показывал: «Перед посылкой N я пытался ради общей цели установить соглашение с А. А. Вырубовой, но она дала мне понять, что она желает действовать самостоятельно и независимо от него». И позже: «Пока N еще не вернулся, мне из кружка Вырубовой было дано понять, что мы совершенно напрасно пытаемся установить связи с царской семьей посылкой наших людей, что там на месте работают люди Вырубовой, что мы напрасно путаемся в это дело и неуместным рвением только компрометируем благое дело». Соратник Маркова 2-го, Соколов, упоминал в своем показании, что «кажется, в это же время и было названо имя Соловьева, как организатора на месте». Очевидно, дело, было не совсем так, как показывали на следствии «свидетели», ибо второй и последний посланец Маркова 2-го в тобольский период был одновременно и посланцем Вырубовой и получил пароль на о. Алексея. Но сам Соловьев не был причастен к «центральной» организации Маркова 2-го и не мог туда посылать сногсшибательных донесений от имени своей организации, именуемой «Братством св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

1 … ездец литовский… – имеется в виду гербальный знак Великого княжества Литовского. После овладения русскими войсками 29 июля 1655 г. «стольным городом Вильной» царь Алексей Михайлович во всех официальных документах велел приписывать к своему титулу и Великое княжество Литовское. 2 Даст Бог засветыш и на Чермном Понте… – обращая взоры царя к Черному морю, поэт не только подтверждает свое понимание его как «великого поборника за веру Христову», но и выступает своеобразным предвестником военных походов России против Турции в последней трети XVII – начале XVIII вв. 3 Прийми митру… – митра (греч.) – головной убор у высшего духовенства (епископов). 4 … диадемо сармацкое страны … – в средневековой европейской историографии «сарматскими» именовались страны, населенные поляками, литовцами, белорусами, украинцами и русскими (ср., например: «Трактат о двух Сарматиях» Мацея Меховского, 1517). Стихи к осудару цару Алексию Михайловичу Великия и Малыя ы Белыя Руси самодержцу (с. ...) По-видимому, эта стихотворная орация была написана Симеоном не ранее 1657 года, на что указывают слова: «...смирит супостаты, иже не хошчют тя за цара знати» (именно с этого времени поляки отказываются признавать право русского царя на Польское королевство и его власть над захваченными землями). Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 7 об.) печатается впервые. Стихи к осударыни царицы (с. ...) Стихи адресованы русской царице Марии Ильиничне. Наиболее вероятное время их написания – 1660 г., когда Симеон, сопровождая Борисоглебского архимандрита И. Иевлевича, находился в Москве. Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 7) печатается впервые. Стихи к осудару царевичу (с. ...) Стихи адресованы бывшему в то время наследником престола царевичу Алексею Алексеевичу (1654–1670), их также можно датировать 1660 г. Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 7) печатается впервые. Витане боголюбивого епископа Калиста Полоцкого ы Витебского... (с. ...) Эта поздравительная декламация обращена к епискому Каллисту Жыторайскому (бывшему игумену Марковскому), получившему Полоцкое и Витебское наместничество от патриарха Никона в 1656 г. На полях рукописи против заглавия стихов читается более поздняя приписка: «Тен бечник Калист Доропеевич Жыторайски пьяница, шарпач, волк был, а не пастеж, за цо скараны от Бога сам сен срамотна обесил А° 1663, фербруариа 15 ... в недзеле о блудны сыне, на понедзялек. Многа лета». Текст приписки и самой декламации записан латиницей, последняя – 9-я ее часть замазана чернилами и не поддается прочтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Рассказывать всю историю усиления марковского толк в Самарской губ. не интересно. Мы здесь передадим лишь о трех знаменательных событиях из этой истории: – о захвате раскольниками в свои руки городского мелекесского управления, о борьбе с этой вредной сектой бывшего самарского епископа, ныне московского митрополита, Владимира и о последней борьбе православия с марковским толком. Умные вожди и расколоучители марковского толка скоро поняли, как полезно будет им захватить в свои руки посадское управление в Мелекесе, для целей пропаганды своей секты. В то время, т. е. приблизительно в 70 годах, основатель секты Григорий Маркович уже так разбогател от кабаков, что понастроил себе и детям, в искусстве спаивания народа превзошедшим даже своего богомольного папашу, роскошные дома в Мелекесе, захватив себе лучшие городские земли, купил несколько имений, завел три винокуренных завода, паровую мельницу. При таких средствах ему не потребовалось много труда, чтобы из посадской думы Мелекеса искоренить всякую оппозицию, набить её своими приказчиками и единоверцами своей секты, а самому сделаться посадским головой. С тех пор и до сего времени Мелекес уже не выходит из подчинения Марковым, и место посадского головы переходило от отца, когда его упрятали в острог за мошенничество, к его старшему сыну, а когда и этого предали суду за злостное банкротство, то к его брату, и т. д. Житье православным в Мелекесе стало плохое от притеснений раскольников. Одно время дошло до того, – жаловались мне местные православные, – что никакой управы и суда не было на раскольников. А вожди их Марковы дошли до такой смелости, что от имени посадского общественного управления пытались ходатайствовать у правительства о высылке из посада административным порядком полезнейшего человека в Мелекесе, доктора Сироткина, даром или почти даром врачующего всё бедное мелекесское население, но не мирящегося с самоуправством и эксплуатацией раскольничьих главарей. Но на этот раз низкое дело провалилось, так как решение его зависело не от самарского, а от высшего Петербургского начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арх.: МГК. Арх. ф. Личное дело Б. М. Ледковского. 1914; Hoover Institution on War, Revolution and Peace Archives (Stanford, USA). Petr Vrangel Coll. Box 121. F. 25. Краткая записка о службе подпоручика Марковского артиллерийского дивизиона Ледковского Б. М. 10 апр. 1921 г.; Личный арх. семьи Ледковских. Curriculum Vitae of the Conductor of the Black Sea Cossack Chorus Mr. Boris Ledkovsky. Маш.; Гарднер И. А. Б. М. Ледковский как носитель русской правосл. церковно-певч. культуры. Маш. Муз. соч. и обработки: Обиход церковного пения. Ч. 1: Всенощное бдение: Распевы знам., киев. и греч.: На 4 голоса, для смеш. хора. Джорд., 1959; Духовно-муз. соч. Джорд., 1959. Сб. 1; 1972. Сб. 2; 1982. Сб. 3: Гармонизации древних распевов и композиции: Посмертное изд./Сост. А. Б. Ледковский; нот. запись: В. П. Ляшевич. Дискогр.: «Пойте Богу нашему, пойте»: «Sing Praises to the Lord our God»: Choral Pieces by Masters of Russian Sacred Music/The Russian Synod Cathedral Choir of New York. B. M. Ledkovsky, Dir.; RCA Custom Records. [N. Y., 1965]; Idem. CD 1: Russian Synod Cathedral Choir of New York=Синодальный хор РПЦЗ//B. M. Ledkovsky, Dir. Cathedral of Our Lady of the Sign. N. Y., 2007; A Concert of the Russian Synod Choir in Jerusalem/B. Ledkovsky, Conductor; Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem. [S. l., 1974]; Orthodox Liturgical Music, Vol. 3: The Divine Liturgy of St. John Chrysostom/Sung by the Choir of St. Vladimir " s Orthodox Theological Seminary, Dir. by Prof. B. Ledkovsky; St. Vladimir " s Orthodox Theol. Seminary. [S. l., s. a.]; Orthodox Liturgical Music/Sung by the St. Vladimir " s Seminary Choir, Prof. B. Ledkovsky, Dir.; Kooch Recording. East Paterson (N. J.), [s. a.]; Legacy of Russian Church Music/Cappella Russian Male Chorus, B. M. Ledkovsky, Conductor; Cappella Russian Male Chorus. [S. l., s. a.]. Соч.: Письма к И. А. Гарднеру//Рус. зарубежье: Музыка и православие/Сост.: С. Г. Зверева; науч. ред.: С. Г. Зверева, М. А. Васильева. М., 2013. С. 531-542. Лит.: Schwarzmeer-Kosaken sangen: Eine Stunde der Bessinnung in der Lutherkirche//Pfälzische Volkszeitung.

http://pravenc.ru/text/2463349.html

с 16.11.34 – нач. 2 отделения ГУЛАГа; с 17.08.35 – нач. УРО ГУЛАГа; с 28.01.37-пом. нач. ГУЛАГа; 28 .09.37 – откомандирован в Наркомат связи СССР; Спецзвания: с 07.09.36 – лейтенант гб; с 04.05.37 – ст. лейтенант гб. Награды: орден Красной Звезды (за строительство канала «Москва – Волга»). Осужден Военным трибуналом войск НКВД Московского округа к ВМН – 09.04.39; 31.08.39 ЛВС СССР заменил ВМН на 25 лет ИТЛ; умер в УСВИТЛ МВД – 06.09.48; реабилитирован – 06.08.55. ЗАВГОРОДНИЙ Георгий Степанович (1903–1976 гг.), уроженец станции Кореновской Краснодарского края, русский, чекстаж с 1921г., партстаж с 1926г., образование – 5 классов реального училища; с 1920 г. – инструктор-ревизор отдела карточной системы (г. Краснодар); с 1921 г. – младший делопроизводитель, политконтролер окружного отдела ОГПУ (г. Краснодар); с 1924 г. – помощник уполномоченного ОО ОГПУ Кубанского окротдела (г. Краснодар); с 1928 г. – уполномоченный ОО ОГПУ Донецкого окротдела (г. Ростов-на-Дону); с 1930 г. – уполномоченный ОО, уполномоченный СПО ПП ОГПУ Озверо-Кавказского края (г. Ростов-на-Дону); с 1934 г. – оперуполномоченный 1 отделения ПП ОГПУ Азово-Черноморского края (г. Ростов-на-Дону); с 1935 г. – начапьник5 отделения СПО УНКВД АЧК; с 13 мая 1936 г. – помощник начальника 10 отделения СПО ГУГБ НКВД СССР; с 24 апреля 1939 г. – начальник 7 отделения 3 отдела ГЭУ НКВД СССР; с 19августа 1940 г. – начапьник УИТК и трудпоселений и зам. начальника ГУЛАГа НКВД СССР; с 9 ноября 1945 г. – 1-й зам. Наркома внутренних дел Узбекской ССР; с 12 марта до 9 июля 1948 г. – начальник Марковского У ИТЛ и строительства Северной Водопроводной станции МВД (Московская обл.); с 4 ноября 1948 г. – зам. начальника УМВД Тамбовской области; с 9 мая 1953 г. – начальник 5 отдела УМВД Новосибирской обл.; с 3 июля 1954 г. – на пенсии. Спецзвания: с 7 июня 1939 г. – старший лейтенант гб; с 14 марта 1940 г. – капитан гб; с 13 августа 1941 г. – майор гб;с 14февраля 1943 г. – полковник гб; с 14декабря 1943 г. – комиссар гб; с 9 июля 1945 г. – генерал-майор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мы знаем, Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». И Бог действительно призывает к Себе даже таких преступников. Один осужденный, который уже более 30 лет отбывает свое пожизненное наказание, рассказывал мне, что совершил убийства, будучи атеистом. Когда его приговорили к смертной казни и он ожидал исполнения приговора, к нему стали приходить мысли о Боге. Но эти мысли он всячески гнал от себя, поскольку понимал: если Бог есть, после смерти ему придется ответить на очень сложные вопросы. Однако Господь постепенно открывал ему истину о Своем существовании. И этот человек, наконец, отказался от своих прежних убеждений и принял Господа, уверовал всем сердцем. Несмотря на 30-летнее пребывание на особом режиме, этот человек имеет ясный ум, и даже психологи колонии, где он отбывает наказание, приходят иногда к нему за советом. К слову, о своей встрече с Богом этот осужденный написал небольшую книгу «Он нашел меня в камере смертников». Ни ропота, ни осуждения, ни жалоб на плохое питание Близок Бог к страдающему человеку. И пожизненно заключенные не исключение, несмотря на то, что страдают они за свои страшные дела. Но, разумеется, ощутить эту близость Божию могут лишь те, кто Бога ищет и не упорствует, начинает задумываться, каяться в своих злодеяниях. Им иногда Господь дает такие переживания Своего присутствия, убежден, неведомые нам — относительно благополучным людям, по своей глубине. Однажды я спросил одного покаявшегося пожизненника, может ли он сказать о себе, что, даже находясь в таком ужасном положении, иногда чувствует себя счастливым? Ведь в теории, человек с Богом счастлив может быть везде, даже на каторге. На это он ответил, немного подумав, что действительно иногда испытывает такие переживания счастья, что даже забывает, где находится. Мне тогда сразу вспомнились слова апостола Петра: «Господи! хорошо нам здесь быть». Когда я общаюсь с некоторыми осужденными — людьми глубокой веры, слышу о всех трудностях и постоянных скорбях их пожизненного заключения и вижу, как они относятся ко всем своим тяжким испытаниям, я удивляюсь. Я ловлю себя на мысли, что они, безусловно, являют для меня пример христианского терпения, подлинного смирения и доверия Богу. Ни ропота, ни осуждения сотрудников, ни жалоб на плохое питание, на ничтожную заработную плату, несмотря на ежедневный труд по 12 и более часов (на швейном производстве), я никогда от них не слышал. «Все слава Богу, батюшка! На что жаловаться? На всем готовом сидим. Помолитесь только за нас, пожалуйста!»

http://patriarchia.ru/db/text/6065107.ht...

Помню, как общаясь с одним из таких осужденных, я спросил его, не обижается ли он на Бога, попустившего в отношении него такую страшную ошибку. Этот осужденный был человеком глубокой веры и понимал, что все вопросы здесь не к следователям и судьям, а к Богу, без воли Которого и малая птица не упадет на землю. Тогда он отсидел уже немалый срок и был болен туберкулезом. Так вот на мой вопрос он ответил: «Батюшка, как можно обижаться на Бога? Да, я не убивал. Но как я жил? Пил, блудил, Бога не знал. В конце концов убили бы меня, наверное, в какой-нибудь пьяной драке. А здесь я Бога познал! Да, скорее всего, не выйду отсюда, но есть у меня надежда в вечности быть с Богом». Когда он это говорил, у него на глазах были слезы. Убежден, что он был искренен со мной. «Легко сказать: я бы таких расстрелял. Другое дело — участвовать в расстреле и жить с этим» В настоящее время общество созрело, доросло, скажем так, до отмены смертной казни. Сейчас есть возможность изолировать человека до конца его жизни без опасения, что он убежит. Раньше, например, в дореволюционное время такое было невозможно. Так зачем же нам возвращаться назад? Ведь что ни говори, казнь безоружного человека есть убийство. И как бы это ни оправдывали, как бы ни называли, оно убийством и остается. И получается, что все, кто требует казнить преступника, кто одобряет его казнь, также к этому убийству причастны. Насколько это благо для общества — быть, хоть и таким образом, но все равно причастным к убийству? Не предпочтительнее ли милосердие мести, как о том сказано в социальной концепции нашей Церкви? Но здесь, конечно, возникает самый болезненный вопрос в нашей теме: о родственниках жертв. Говорить об этом всегда тяжело по понятным причинам. Иногда речь идет ведь об ужасных преступлениях, о том великом горе, которое причинили людям преступники. Но все же помощь и духовная поддержка таковым преступникам никоим образом не должна восприниматься как некое зло, причиняемое родным людям жертв. Нет. По заповеди Спасителя, мы должны проявлять милосердие к любому человеку, если он в нашей помощи нуждается и тем более просит о ней. Независимо от его дел. Именно этим отличается христианское отношение к милосердию от светского.

http://patriarchia.ru/db/text/6065107.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010