Иоанну быть Строителем обители и руководителем братии, – начинающаяся словами Евангельскими: «Сия подобаше творити, и онех не оставляти». – Но со временем иноческие подвиги и труды по устройству Пустыни ослабили физические силы подвижника. Чувствуя изнеможение сил, о. Иоанн избрал себе в преемники в 1731 году одного из первых своих постриженников иеромонаха Дорофея, которому и вручил управление обителью, а сам намеревался посвятить себя уединенной молитве. Но Промыслу Божию угодно было под конец жизни сего старца подвергнуть веру его одному из тяжких испытаний, верно, чтобы быть испытану для того, да яко злато в горниле искушено обрящется пред Верховным Судиею. По ложному доносу, в 1733 году на Саровскую Пустынь пало подозрение в связи ее иноков с неким Радышевским, и она подверглась опале. Всю тяжкую участь этой опалы более всего привелось нести начальствующим в монастыре и главным образом бывшему настоятелю и основателю ее иеросхимонаху Иоанну, который 14 апреля 1734 года и был арестован, по распоряжению страшной в то время тайной канцелярии, отправлен в Петербург, и там заключен в крепость. – Когда прибыли посланные арестовать его чиновник тайной канцелярии и солдаты, Первоначальника в обители не было, – он по монастырским надобностям отлучился в гор. Темников; возвращаясь оттуда, на дороге встретила его военная команда и привела в Саров, но в обитель не впустили и не дозволили иметь сообщения с братиею. Последние все и с настоятелем о. Дорофеем вышли за ворота монастырские, вышел к ним окруженный стражею и о. Иоанн и простились, сотворив по три земных поклона – без слов; но лучше слов о любви взаимной свидетельствовали слезы и рыдания расстающейся с отцом своим братии; не пришлось им более свидеться в здешней жизни, как и предчувствовали они расставаясь с любимым отцом. Много жизней сломила эта царская опала, – не вынес тягости заключения и престарелый о. Иоанн. В 1737 году в конце декабря месяца он скончался в Петербурге, в крепости, и погребен у церкви Преображения Господня, что в Колтовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

была штаб-квартира Лжедмитрия I. Монастырь подвергся многочисленным разрушениям и перестройкам. После пожара 1612 г. собор в 1630 г. отстроен. В 1700 г. надвратная башня превращена в колокольню с надстройкой восьмерика колоколов; тогда же надстроен и соборный храм. В 1621 г. выдающийся украинский фортификатор А. Радышевский построил внешнюю оборонительную стену монастыря, которая сохранилась лишь частицей. В конце XVIII - начале XIX в. на остатках разобранных оборонительных стен возведен настоятельский корпус, трапезную, несколько более мелких сооружений. В 1866 г. разобрали старую церковь Рождества Иоанна Предтечи и построена новая в формах официального русско-византийского стиля. В 1930–1940 г.г. церковь перестроена: снята баня и надстроен еще один этаж. Монастырский комплекс, расположенный на юго–восточной окраине Путивля, занимает высокий холм-останец коренного правого берега р. Сейм. В его состав входят собор Рождества Богородицы, надвратная колокольня, оборонительная стена и башни, сооруженные в 1602–1604 г.г., оборонительная стена 1621 г., церковь Рождества Иоанна Предтечи 1867–1869 г.г., настоятельский корпус 2-й половины XVIII в., Трапезная XIX в. и два хозяйственных корпуса 2-й половины XIX в. на внешнем монастырском дворе. Собор и колокольня являются главными градостроительными доминантами в панораме Путивля. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г. Монастырь-крепость возвышается на холме над необозримой поймой Сейма. Если смотреть на него с древнерусского «Городка» или с Никольской горки, то издалека воспринимается лишь изысканный силуэт сооружений, венчающих эпические формы рельефа. Не видно запустения и разрушения, можно утешиться картиной живописной реки, свободно разливающейся по веселым лугам в тени холмов, укрытых рощами и садами. Таких идиллических пейзажей сейчас на Украине сохранилось очень мало. И эта картина обманчива: углубляясь в историю, начинаешь понимать скрытые или забытые страсти, что бушевали на берегах Сейма. «Это благословенное и ныне столь спокойное Посеймье – некогда главный притон самозванцев и гнездо возмутителей, откуда неистовые толпы стремились беспрестанно буйствовать на пепелище отечества», – так стильно выразился краевед первой половины XIX века Д. Деменков.

http://sobory.ru/article/?object=10027

7) ПЕТРОЗАВОДСКОЕ, в том же 1806 году заведённое в Губернском городе Петрозаводске, где также начатки наук только ещё преподаются. В оном учеников ныне 23 человека. На жалованье учителей и другие издержки по училищу, положено от Священно- и церковнослужителей доброхотного даяния 290 руб. 50 коп. да из церковных сборов 396 руб. 77 коп., а всего 687 рублей 27 копеек. В обоих училищах сих преподаются науки: 1 . Грамматика Российская; 2 . Начатки Латинского языка; 3 . Арифметика; 4 . Священная История; 5 . Катехизис. Список Ректоров и Префектов Новгородской Семинарии РЕКТОРЫ ПРЕФЕКТЫ 1. МАРКЕЛЛ Радышевский, Юрьевский Архимандрит, с 1741 года, Января 24. В 1742 году, Января 8, пожалован, Января 10 хиротонисан в Епископа Кексгольмского. 1. ИНОКЕНТИЙ Мигалевич,  Иеромонах, с 1740 года, месяца Октября, по 1743 год; он обучал сперва Синтаксису, потом Поэзии, потом Риторике, напоследок был Ректором сей Семинарии. Ректоры и Архимандриты Антониева монастыря Префекты и учители Философии 1. ИННОКЕНТИЙ Мигалевич. В 1743 году определён из Префектов. В 1744 году, Апреля 2, скончался. 3. ДАМАСКИН Аскаронский, определён из Архимандритов Деревяницких в 1746 году. В 1748 году, Января 11, переведён в Хутынь монастырь, оттуда в Иверский, и наконец, хиротонисан в Епископа Костромского. Архимандриты Антониева монастыря и учители Богословия 2. ИОСИФ Ямницкий, Иеромонах, из Киевских Студентов, определён сперва учителем Латинского языка; потом, в 1743 году, по пострижению в монашество, пожалован Префектом; а в 1748 году – Ректором. 4.  ИОСИФ Ямницкий. 1748 года Января II, из Префектов. Того же года, Декабря 30, скончался. 3. ИОАСАФ Миткевич, Иеромонах. 1748 года, Января 11, из учителей Риторики. Потом Ректор. 5.  ИОАСАФ Миткевич. 1750 год, в Сентябре, из Префектов. В 1756 году, в Феврале, переведён в Хутынь монастырь. Потом хиротонисан в Епископа Белгородского. 4. ПАРФЕНИЙ Сопковский, Иеромонах. 1760 год, в Сентябре, из учителей Риторики. Потом Ректор. 6.  ПАРФЕНИЙ Солковский. 1756 год, из Префектов. В 1758 году, Апреля 23, переведён в Хутынь монастырь с оставлением при нём Ректорской должности, а в следующем, 1759 году, в Ноябре хиротонисан в Епископа Кексгольмского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Потом Архимандрит Троицы Сергиева монастыря. 44 . ГАВРИИЛ I Домецкий, бывший прежде, до 1691 года, Симоновским Архимандритом, сюда же определён в Декабре 1704 года и был по 30 Июля 1708 года. Из архивных записок видно, что он по доносу на него, якобы в нерадении о монастыре и в продаже монастырских вотчин и угодий, переведён в другой монастырь под начало. 45 . ИСААК. Упоминается в 1708 году, Августа 9 и Октября 18. 46 . ААРОН II Еропкин, из дворян. В 1708 году, Ноября 21, переведён из Хутыня монастыря. В 1714 году хиротонисан в Епископа Карельского и Ладожского, Викария Архиепископу Новгородскому, с поручением ему в управление и Юрьева монастыря по-прежнему. В 1723 году уволен на обещание в Нилову пустынь, а управление монастыря поручено Архимандриту Андронику духовных и приказных дел при доме Архиерейском Судии. 47 . АНДРОНИК, Малороссиянин. В 1724 году, Марта 31, по прошению братии Юрьева монастыря определён действительным Настоятелем этой обители с оставлением при прежней должности по приказу духовному; он много сделал в этом монастыре построек и насадил фруктовый сад. Но в 1726 году определён в Антониев монастырь Настоятелем. 48 . МАРКЕЛЬ Радышевский, Малороссиянин. Упоминается в 1726 году, Мая 14, и в 1737 году, Марта 27. При нём был Наместник Архимандрит Серафим. ААРОН Еропкин, Епископ. Указом Святейшего Синода в 1728 году, Января 9 паки определён Настоятелем Юрьева монастыря и Викарием Новгородского Митрополита. В 1730 году паки отошёл в Нилову пустынь и по кончине его погребён там в паперти соборной церкви. При нём был Наместник Архимандрит Иосиф. АНДРОНИК паки в 1731 году, Января 20, по прошению монашествующих Юрьева монастыря, определён в должности Настоятеля, потом действительным Настоятелем. В 1734 году, Сентября 4, в Санкт–Петербурге скончался, будучи под следствием. 49 . ИОСИФ II, Архиепископ Грузинский Салиельсвельский и Цыркалыкин, Викарий Архиепископа Новгородского, определён Настоятелем в Юрьев монастырь в Августе 1734 года. В 1740 году, Октября 9, отбыл из Юрьева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Отец Иоанн вытерпел также немало спорных процессов с наследниками земель. Каких трудов, хлопот, беспокойства и неприятностей стоило строителю приобретение этих имений, трудно и представить в уме, не только выразить словами. Процесс с Полочениновыми дошел до Сената, потребовал присутствия о. Иоанна в Петербурге и грозил уничтожением обители, которую могли приказать срыть. В 1730 году Высочайшая воля решила многолетний спор и навсегда утвердила и обеспечила существование Саровской пустыни. Так трудно устраиваются истинные обители Божий на земле, где властвует и начальствует над людьми, забывающими Господа, враг человечества. По Промыслу Божию угодно было подвергнуть веру старца о. Иоанна тяжелому испытанию. В 1733 году по ложному доносу на Саровскую пустынь пало подозрение в сношении ее иноков с неким Радышевским. 14 апреля 1734 года о. Иоанн был арестован по распоряжению страшной в то время тайной канцелярии, отправлен в Петербург и там заключен в крепость. Когда прибыли посланные арестовать его чиновник тайной канцелярии и солдаты, о. Иоанна не было в обители, так как он отлучился по монастырским надобностям в г. Темников. Возвращаясь оттуда, о. Иоанн встретил на дороге эту военную команду. Его привели в Саров, но не впустили в обитель и не дозволили иметь сообщение с братией. Настоятель о. Дорофей и братия вышли за ворота монастырские, куда вывели о. Иоанна, окруженного стражей, и чудный старец простился со всеми, сотворив три земных поклона без слов. Рыдания братии надрывали сердца, ибо все предчувствовали, что не придется им более свидеться в здешней жизни. Смиренного пустынножителя и первоначальника Саровской пустыни и ревностного обличителя раскола, иеросхимонаха Иоанна обвинили в государственном преступлении и в сообщничестве с немирными раскольниками. Даже знаменитый Ушаков с тайной канцелярией не решились делать ему об этом вопросов, настолько повлияли на них кроткие ответы и смиренный вид старца. Следствие по делу Радышевского все более и более распространялось и захватывало множество лиц духовных и светских, а престарелый о. Иоанн должен был томиться в узах и заключении. Почти четыре года продолжались его страдания. Перед кончиной Господь сподобил его принять напутствие Св. Тайнами. Он умолил духовника доставить в Саровскую пустынь строителю о. Дорофею письмо, как бы свое последнее завещание братии о неопустительном исполнении правил устава общежития, о мире и любви между собой и безропотном несении послушания. Отец Иоанн почил о Господе 4 июля 1737 года на 67-м году от рождения. Его погребли при церкви Преображения Господня, что в Колтовской, по близости этой церкви к тайной канцелярии. Читать далее Источник: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря./Серафим (Чичагов). – Изд.: Паломник. Москва. 2005. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Если выйти из монастыря и по лесной дороге спускаться к Сейму, то справа увидим под горой невысокую стену с бойницами разнообразной формы: узенькими – для ружейного огня и широкими – для артиллерии. Но признать эту стену крепостной не позволяет его незначительная высота – лишь около полутора метров. И все же это – чудом уцелевший элемент сложной системы общегородских укреплений 17 века. Этот внешний оборонительная стена по приказу московского царя Михаила Федоровича построил в 1620 году выдающийся украинский военный инженер Онисим Михайлович Радишевский (в Москве его называли Михайловым). Радишевский был, кроме всего прочего, еще и артиллеристом, военным теоретиком, градостроителем и архитектором, автором книги «Устав ратных, пушечных и других дел, до воинской науки относящихся...», ставшей первой на Руси теоретической работой, которая познакомила наших предков с передовым европейским военным и строительным искусством. Мур, построенный Радышевским в Путивле, – едва ли не единственное точно установленное его произведение, сохранившееся до нашего времени. Он не только защищал дорогу, которая пролегала вдоль него – один из главных въездов в средневековый Путивль, но и выполнял функции подпорной стенки, предотвращая сдвиги монастырской горы. Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы, некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря, их своды выложены из кирпича. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века с именем короля Сигизмунда. В советский период эти подземные пустоты не исследовались и, наверное, они прячут еще немало тайн. О художественных произведениях, происходящих из Молчанского монастыря, мы уже рассказывали. Следует еще упомянуть великолепный резной позолоченный иконостас собора, сожженный в период так называемого строительства социализма, и напрестольное Евангелие XVII века в кожаной оправе с накладными чеканными серебряными украшениями, в которых переплетено медальоны с фигурами святых и изящный растительный орнамент в лучших традициях украинского ювелирного эпохи барокко.

http://sobory.ru/article/?object=10027

В каком порядке хотите — по нечестию, или по времени? Но порядок по времени мы знаем, а порядок по нечестию понять трудно. Итак, пусть первый предстанет Савеллий ливийский. Что же он говорит? Что Отец, Сын и Святой Дух только имена, принадлежащие одному лицу. А Маркион понтийский говорит, что Бог, устроивший все, не благ; что не Он Отец благого Христа, но другой некто праведный, и что Сын не принял плоти ради нас. Маркелл же, Фотин и Софроний говорят, что Слово не есть существо ипостасное, а сила, и что эта сила обитала в одном из потомков Давидовых. Арий признает Сыном (Иисуса Христа), но только по имени, — говорит, что Он есть творение, и гораздо ниже Отца. Иные говорят, что Он (Иисус Христос) не имеет души. Видишь ли наставленные колесницы? Смотри же и падение их, — как поражающий ниспровергает все вместе, одним ударом, вдруг. Как же ниспровергает? « Ибо в вас должны быть », — говорит, — « те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу ». От этого пали и Павел Самосатский, и Маркелл, и Савелий. « Он, будучи образом Божиим », — говорит (апостол). Если во образе, то как ты, нечестивец, говоришь, что Он получил начало от Марии, а до того времени не существовал? Опять, как ты говоришь, что Он был сила? Сказано: « Он, будучи образом Божиим, принял образ раба ». Скажи мне: образ раба — сила ли раба, или естество раба? Конечно, скажешь, естество раба. Следовательно, и образ Бога есть естество Божие, а не сила. Вот и Маркелл галатийский, и Софроний, и Фотин пали! 2. Вот и Савелий (опровергнуть). Сказано: « Не почитал хищением быть равным Богу ». А об одном и том же лице не говорится, что оно равно самому себе: равное бывает равно чему–нибудь. Видишь ли ипостась двух лиц, а не имена только без предметов? Ты слышал о предвечном существовании Единородного? И это против них. Что же теперь скажем против Ария, который говорит, что Сын имеет другую сущность? Скажи мне, что значат слова: « Приняв образ раба »? Они значат, отвечаешь, что Он сделался человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Епископ Маркелл возглавил празднование Рождества Христова в Феодоровском Государевом соборе января 2017 Несмотря на сильный мороз, в эту ночь в храме собралось множество верующих, пришедших разделить радость праздника и поклониться Богомладенцу Христу. Молитвенной атмосфере способствовало благоговейное пение хора собора. За богослужением было оглашено рождественское послание Святейшего Патриарха Кирилла. По окончании богослужения владыка Маркелл вручил церковные награды певчим, служащим в соборе с момента его возвращения Церкви: Евгения Маркова и Марина Чихачева указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия удостоены медалей святого апостола Петра за усердные труды во славу Святой Церкви. Вручая награды, владыка выразил им признательность за усердный и кропотливый труд по созданию хора собора и пожелал продолжать служение, передавая богатый опыт молодежи. " Боговоплощением восстановлен " союз неба и земли " , - сказал владыка в проповеди. - Утраченная первозданная симфония Творца и творения вновь обретается с пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа. Восприняв нашу плоть, Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Христос рождается, чтобы нам стать " новым творением " , воплощается Любовь, чтобы мы научились любить. Бог становится человеком, чтобы человеку сделаться Богом. Божественное Рождение - это деятельное проявление любви, направленное на восстановление райской гармонии всего мира, всей вселенной: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3:16). И от нас важен столь же деятельный ответ Создателю. Желаю всем нам откликнуться на Божий призыв и достойными делами прославить пришествие в мир Спасителя " . Феодоровский Государев собор построен по проекту Владимира Покровского и Владимира Максимова в 1909-1912 годы для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка. В советское время был закрыт. Во время войны здание сильно пострадало, в последующие годы продолжало разрушаться. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985-1995 годах шла реставрация собора. В 1991 году он был передан епархии. В том же году в одном из царскосельских парков была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божией Матери, ставшая святыней собора. ИА " Вода живая " , 07.01.17 Поделиться 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1:9). Что значить: " Бог Твой " ? Сказав вели­кое, (апостол) опять смягчает речь. Здесь он опровергнул и Иудеев, и последователей Павла Самосатскаго, и ариан, и Маркелла, и Савеллия, и Маркиона. Каким образом? Иудеев - тем, что показал в одном и том же (Христе) два существа - Бога и человека; вторых, т.е. последователей Павла Самосатскаго, - тем, что сказал о вечном бытии и несозданном существе Его, так как в проти­воположность выражению: " Ты творишь " , присовокупил: " престол Твой, Боже, в век века " ; ариан - тем же самым, равно и тем, что (Сын) не есть раб, а если бы Он был тварью, то был бы рабом; Маркелла и других - тем, что (Отец н Сын) суть два лица, различные ипостасно; маркионитов - тем, что помазуется не божество, а человечество (Христово). Далее говорит: " … более соучастников Твоих " . Кто же эти причастники, как не люди? Т.е. " ибо не мерою " Христос получил " Духа " (И оан. 3:34). 2. Видишь ли, как (апостол) с учением о несозданном Существе везде соединяет учение о домостроительстве? Что может быть яснее этого? Видишь ли, что не одно и то же - сотворение и рождение? Иначе он не различал бы их; в про­тивоположность выражению: " Ты творишь " , он не прибавил бы: " о Сыне: престол Твой, Боже, ( Θες ) в век века " ; и не назвал бы имени - Сын преславнейшим именем, если бы оно означало то же самое (что и тварь). В самом деле, чем бы оно было преславнее? Если бы сотворение и рождение означали одно и то же, а ангелы сотворены, то (Сын) чем был бы их превосходнее? Вот опять употребляется о Нем слово: " Бог " , с членом . " И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся " (Евр. 1:10-12). Чтобы ты, слыша слова: " когда вводит Первородного во вселенную " , не подумал, будто (Сыну) впоследствии было предоставлено это, как дар, (апостол) и выше предостерегал от такой мысли, и теперь, опять предостерегает, говоря: " в начале " , не теперь, говорит, но издревле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕВАСТИАН МЕДИОЛАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество св. Севастиана Севастиан Медиоланский, Римский (+ ок. 287 ), мученик Память 18 декабря Родился в городе Нарбонне (Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: " Ты всегда будешь со Мною " . Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: " Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах " .

http://drevo-info.ru/articles/4625.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010