Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Марк (Головков), архиеп. Конфессии: Православие Краткая биографическая справка: Епископ Марк (в миру - Сергей Анатольевич Головков) родился 31 марта 1964 г. в Перми в семье церковного певчего. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1982-1984 гг. проходил службу в рядах Советской Армии. В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1988 г. В том же году был принят в Московскую духовную академию. Во время учебы в академии дважды удостаивался патриаршей стипендии. На III курсе академии, 19 октября 1990 года, в Покровском академическом храме был пострижен в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка. 21 ноября того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 7 января 1991 г. - в сан иеромонаха. В 1992 г. окончил Московскую духовную академию, защитив на кафедре истории Древней Церкви кандидатскую диссертацию на тему " Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды " . Решением Священного Синода от 12 августа 1992 г. был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В праздник Пятидесятницы 1997 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме был возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 28 декабря 1999 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

http://bogoslov.ru/person/395291

Патриарх Алексий сообщил планы своего служения на январь Москва, 31 декабря 2003 г. Патриарх Алексий сообщил о важнейших событиях Патриаршего служения, запланированных на январь 2004 года, сообщает «Седмица.Ru». Утром 3 января, в день памяти святого Митрополита Петра, Московского Чудотворца, предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В ночь с 6 на 7 января, Рождественский сочельник и Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарх Алексий совершит повечерие, утреню и Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Вечером 7 января, в день праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарх совершит Рождественскую Великую вечерню в Храме Христа Спасителя. По традиции после Великой вечерни члены Священного Синода и духовенство Москвы поздравят Патриарха с праздником Рождества Христова. Утром 8 января, в день праздника Собора Пресвятой Богородицы, предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 9 января, в 14.00, в Государственном Кремлевском дворце Патриарх Алексий поздравит детей, приглашенных на Патриаршую Кремлевскую елку. 13 января, в 13.00, Патриарх совершит наречение архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского. 14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя предстоятель Русской Церкви возглавит хиротонию архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. 15 января, в 16.00, Патриарх посетит детский праздник «Планета детства», организованный в концертном зале «Россия» Славянским фондом России. 16 января, в 16.00, Патриарх Алексий посетит детскую елку в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре. 18 января, в Навечерие Богоявления, в 12.00, предстоятель Русской Церкви совершит чин Великого освящения воды в Храме Христа Спасителя. Вечером он возглавит Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе.

http://pravoslavie.ru/8592.html

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви», п.10; Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года, п.1.8 «Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации» (Циркуляр Управляющего делами Московской Патриархии No 01/3009 от 18.06.2012) В подобных случаях возможна организация огласительных бесед в виде дистанционного интернет-обучения или же предложен путь самостоятельного изучения соответствующей катехизической литературы Миссиология: Учебное пособие. Белгород: Изд-во Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), 2009. С. 352 Там же. С. 348–350 «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ утвержден постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года) Там же. Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения в г. Москве от 3 апреля 2013 года Мужские имена: Богдан – Феодот, Денис – Дионисий, Егор и Юрий – Георгий, Жан, Ян и Янис – Иоанн. Женские имена: Алена – Елена, Алиса – Александра, Анжелика и Анжела – Ангелина, Виктория – Ника, Виолетта – Ия, Жанна и Яна – Иоанна, Кристина – Христина, Оксана и Аксинья – Ксения, Олеся – Александра, Марта – Марфа, Полина – Апполинария, Светлана – Фотиния, Ульяна – Иулиания, Юлия – Иулия. Например: Артур – Артемий, Руслан – Рустик, Станислав – Вячеслав или Святослав, Алина – Ангелина или Алефтина, Арина – Ариадна или Ирина, Карина – Екатерина, Лилия – Лия, Николь – Ника и т.д. Информационно-просветительский стенд прихода//Практическое руководство катехизатора. – Вып. 1. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014 Например, фильм, снятый при содействии архиепископа Егорьевского Марка (Головкова) «Азбука Православия» (2007 г.) или десять фильмов «Человек перед Богом», автор и ведущий – митрополит Иларион (Алфеев) Например, аудиопроект архиепископа Егорьевского МАРКА (Головкова) «Религиозная энциклопедия» 4. Феофан Затворник , свт. Толкование на Послание к Римлянам. М.: Сретенский монастырь, 1996. С. 332

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenie...

Указом патриарха от 26 января 2000 г. назначен настоятелем московского храма Святой Троицы в Хорошеве. 3 мая 2000 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем ОВЦС, возведен в сан архимандрита. 14 января 2004 г. рукоположен в сан епископа Патриархом Алексием и собором архиереев. 12 февраля 2009 г. назначен исполняющим обязанности председателя Отдела внешних церковных связей. 31 марта 2009 г. решением Священного Синода назначен секретарём секретариата Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. 1 февраля 2010 г. возведен в сан архиепископа. В современном мире, где христианство распространено достаточно широко, все еще есть нужда миссионерской деятельности Церкви. Обусловлено это тем, что так называемый христианский мир нуждается в повторной христианизации. О направлениях миссии за рубежом и об особенностях ее осуществления говорится в выступлении архиепископа Егорьевского Марка на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.  О том, что такое паломничество, почему паломничество может быть только православным, чем отличается паломничество от туризма, и об истоках этой православной традиции на Руси читателям поведает статья епископа Егорьевского Марка (Головкова). О том, чем паломничество отличается от туризма, а также об истории традиции поклонения христианским святыням – статья Преосвященного Марка, епископа Егорьевского. Проблемным вопросам соблюдения постов, телесной нечистоты, особенностей молитвенного правила и другим аспектам духовной жизни во время совершения паломничества посвящена статья Епископа Егорьевского Марка (Головкова). СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил епископу Егорьевскому Маркувременно исполнять обязанности председателя Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата. В Отделе внешних церковных связейМосковского Патриархата назвали некорректными попытки досрочновыдвигать кандидатуры на пост Патриарха и напомнили, что выборы вЦеркви кардинально отличаются от выборов светских.

http://bogoslov.ru/person/395291

Патриарх Алексий рукоположил архимандрита Марка во епископа 14 января 2004 г. 14 января, в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого, Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, сообщает «Седмица.Ru». За литургией предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Марка (Головкова) во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Наречение архимандрита Марка во епископа состоялось накануне, 13 января, в храме во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Свято-Даниловом монастыре. Патриарху сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин. Вручая новохиротонисанному владыке архиерейский жезл, Патриарх Алексий обратился к епископу Марку с напутственным словом: «Преосвященный епископ Марк, возлюбленный о Господе брат и сопричастник тайнодейственной благодати! Неисповедимые пути Промысла Божия привели тебя к апостольскому служению в Церкви Христовой, Господь призвал тебя к высшей степени священства – к епископству. Ты принял великий Дар и сам дал великие обеты. Ты обещал Господу пред лицом всей Церкви со страхом Божиим совершать свое пастырское служение и жизнь свою положить на то, чтобы по образу Пастыреначальника Христа пасти вверенных тебе чад церковных и быть на деле достойным преемником по благодати святых и духоносных Отцов и святителей Церкви. Идя на зов Божий, с трепетом проразумевай сколь велико, ответственно, многотрудно и сложно епископское служение. Какую нужно иметь мудрость и силу, кротость и воздержание, чистоту и смиренномудрие, чтобы сочетать справедливую строгость с милосердием и снисхождением к пастве! Какой ответ несет епископ за вверенные ему души пред Богом!».

http://pravoslavie.ru/8652.html

53),- это показывает, насколько глубоко укоренилась в Эпире к сер. V в. монашеская традиция. Эпилог «Видения» содержит обращение автора к некоему «украшенному многими венцами и светоносному царю», под к-рым, вероятно, имелся в виду визант. император ( Des Places. 1955. P. 27). Что касается противников Д., то учение, излагаемое здесь автором о невозможности видения Бога по сущности, одновременно опровергает как неоплатоников и антропоморфитов, так и евхитов, или мессалиан ( Χρστου. 1952. Σ. 21), к-рые настаивали на исключительно чувственном характере Боговидения и Богообщения. Жанры Как ряд нравственных апофтегм (изречений), жанр глав имеет античные истоки - в творчестве Фукидида и Плутарха. Первоначально число глав варьировалось. Лит. форма сотниц обязана своим возникновением Евагрию Понтийскому , к-рый пользовался этим жанром, возможно испытав влияние нумерологии Оригена. Согласно последнему, число 1 символизирует действие, 10 - деятельные заповеди, а 100 - полноту совершенства ( Orig. In Gen. hom. II 5). В отличие от «Глав» Евагрия и современника Д. Марка Подвижника текст «Сотницы» Д., за исключением начальных глав, более пространный и обстоятельный. После Д. в жанре сотниц писали мн. авторы, из к-рых наиболее известны преподобные Максим Исповедник , Симеон Новый Богослов, Никита Стифат , свт. Григорий Палама , патриарх Каллист II Ксанфопул и Игнатий Ксанфопул. Несмотря на то что «Слово на Вознесение Христово» Д. написано в форме гомилии, по своим стилистическим особенностям (ритмика и использование периодов) оно близко к «Сотнице». Лит. форма «Видения» представляет собой исключительное явление в святоотеческой письменности ( Polyzopoulos. 1984. P. 800). Это диалог, происходящий во сне, между автором и св. Иоанном Крестителем. Иером. (ныне епископ) Марк (Головков) полагает, что это - «запись таинственного видения, бывшего некоему отцу», поведавшему видение Д. ( Марк (Головков), иером. 1992. С. 6). Краткое содержание Советы, основанные как на теоретической, так и на эмпирической традиции монашества и христ.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Марк (Головков), митр. Рязанский и Михайловский. Фотография. 2015 г. (Головков Сергей Анатольевич; род. 31.03.1964, Пермь), митр. Рязанский и Михайловский. Из семьи церковнослужителя. В 1981 г. окончил среднюю школу в Перми. В 1982 г. был призван на срочную военную службу. После демобилизации в 1984 г. поступил в Московскую ДС, по окончании которой по 1-му разряду был принят в 1988 г. в МДА. Во время учебы в академии он дважды удостаивался патриаршей стипендии. 19 окт. 1990 г. пострижен в монашество с именем в честь ап. и евангелиста Марка. Постриг совершил в академическом Покровском храме ректор МДА Дмитровский архиеп. Александр (Тимофеев) . 21 нояб. 1990 г. архиеп. Александр рукоположил М. во диакона и 7 янв. 1991 г.- во иерея. В сент. 1990 г. был назначен на послушание зам. заведующего Церковно-археологическим кабинетом, в дек. 1990 г.- на послушание к помощнику ректора по представительской работе. В 1992 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды». 12 авг. 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме . В миссии нес послушание казначея, занимался представительской работой, решал юридические вопросы, осуществлял контакты с адвокатами, возглавлял Паломническую службу. 15 июня 1997 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме возведен в сан игумена. 28 дек. 1999 г. назначен зам. председателя ОВЦС. 26 янв. 2000 г. стал настоятелем московского храма во имя Св. Троицы в Хорошёве. 3 мая 2000 г. Смоленским и Калининградским митр. Кириллом (Гундяевым; ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ) возведен в сан архимандрита. С 2001 г.- главный редактор ж. «Православный паломник». С 2003 г. по инициативе и при участии М. совместно с «Радио Россия» осуществляется проект «Мир. Человек. Слово»: в формате кратких литературно-муз. аудиозаписей рассказывается об основных истинах христианской веры и об истории Церкви. В 2011 г. под редакцией М. вышли книги очерков, подготовленных в рамках проекта «Мир. Человек. Слово»,- «Христианство. Век за веком» и «Простые ответы на вечные вопросы».

http://pravenc.ru/text/Марк ...

В нояб. 1924 г. в московском в честь Богоявления монастыре во епископа Егорьевского был хиротонисан Иоанн (Петропавловский). Хиротонию совершили Рязанский архиеп. Борис и викарии Рязанской епархии. С 1927 г. Иоанн (Петропавловский) значится епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. С 15 сент. 1927 по 31 окт. 1929 г. Е. в. возглавлял освободившийся из заключения бывш. Бузулукский еп. Павел (Гальковский) . В 1929-1934 гг. кафедра, по-видимому, не замещалась. С 4 сент. 1934 по 1936 г. Егорьевским епископом, викарием Московской епархии, являлся Иоанн (Соколов) . 16 авг. 1937 г. на Егорьевскую кафедру был назначен Алексий (Сергеев) , 1 сент. того же года он был перемещен на самостоятельную Ивановскую кафедру, в след. году уклонился в раскол. Е. в. было восстановлено в 2003 г. Указом Свящ. Синода от 26 дек. того же года епископом Егорьевским, викарием Московской епархии, определено быть архим. Марку (Головкову) , зам. председателя ОВЦС. 14 янв. 2004 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась архиерейская хиротония архим. Марка, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Обязанности еп. Марка как викария Московской епархии связаны с его должностью зам. председателя ОВЦС. Архиереи священноисп. Вассиан (Пятницкий; 8 авг. 1921 - кон. 1923), Иоанн (Петропавловский; нояб. 1924-1927), Павел (Гальковский; 15 сент. 1927 - 31 окт. 1929), Иоанн (Соколов; 4 сент. 1934-1936), Алексий (Сергеев; 16 авг.- 1 сент. 1937), Марк (Головков; с 14 янв. 2004). Ист.: Акты свт. Тихона. С. 703, 975, 976; Наречение и хиротония архим. Марка (Головкова) во еп. Егорьевского, вик. Московской епархии//ЖМП. 2004. 2. С. 29-35. Лит.: Кохно А., прот. Митрополит Иоанн//ЖМП. 1968. 6. С. 27-31; Архиеп. Алексий (Сергеев), бывш. Алма-Атинский: Некролог//Там же. С. 31; Мануил. Русские православные иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 154-156; Т. 3. С. 333-336; Т. 5. С. 291; Цыпин. История РЦ. С. 264, 265, 268, 281, 297, 299, 306, 307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742, 756; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999. С. 95, 99; Волков С. А. Возле монастырских стен: Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000 (по указ.); Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты/Сост.: П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 193; История иерархии РПЦ: Коммент. списки/Сост.: М. Е. Губонин. М., 2006. С. 161-162, 880, 884, 885.

http://pravenc.ru/text/189537.html

Е Евангелие напрестольное – богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т. е. Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений. Чтение Евангелия входит в богослужения Литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. Текст в Е. н. может располагаться или как в Библии (так в Русской Церкви), или, как в греческих Церквах, в порядке богослужебных чтений: начинается Евангелием от Иоанна (чтение на Пасху) и может перемежаться зачалами из других Евангелий (вторник Светлой седмицы – от Луки и т. д.). За исключением времени чтения, Е. н. всегда находится в алтаре на престоле и является такой же неотъемлемой его принадлежностью, как и антиминс, оно символически обозначает постоянное присутствие Господа Иисуса Христа в самой главной и священной части храма. Е. н. с древних времен принято было украшать драгоценными обложками, золотыми или серебряно–вызолоченными накладками, или такими же окладами. Евангелисты ( греч. ευαγγελιστε – благовестники) – авторы четырех Евангелий – апп. Матфей, Марк, Лука и Иоанн; ап. Матфей и Иоанн входят в число ближайших учеников Спасителя – апостолов от 12-ти; апп. Марк и Лука – в число избранных позднее ( Лк. 10, 1 ) 70-ти апостолов. В иконографической традиции Е. соответствуют особые символы – изображения четырех живых существ ( Откр. 4, 7 ), которые раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении этих Е.: Матфей изображается в виде Ангела как символ мессианского посланничества в мир предреченного пророками Сына Божия; Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа ( Откр. 5, 5 ); символ Луки – телец, чем подчеркивается жертвенное, искупительное служение Спасителя; Иоанн имеет символ орла, что означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн (в древности орел был символом ап. Марка). Изображения четырех Е. и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово–купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл тепло поздравил православных верующих Канады с праздником и передал в дар собору образ святой великомученицы Варвары. 30 июля митрополит Кирилл в сопровождении Управляющего Патриаршими приходами в Канаде архиепископа Каширского Марка, заместителя председателя ОВЦС МП архимандрита Марка (Головкова) и диакона Андрея Вострикова прибыл в столицу Канады Оттаву. 31 июля состоялась встреча с Государственным секретарем МИД Канады Д. Килгуром. Затем делегация посетила Посольство России в Оттаве, где состоялась встреча с Послом России в Канаде В.И. Чуркиным. От имени Российского Посольства в честь делегации Русской Православной Церкви был дан обед. В тот же день состоялась встреча с настоятелем, членами Приходского совета и прихожанами Свято-Покровского храма Оттавы. 1 августа, в день памяти преподобного Серафима Саровского, в Свято-Покровском приходе была совершена Божественная литургия. В это же день делегация вылетела в Торонто, где посетила Представительство Русской Православной Церкви. 2 августа, в день памяти Пророка Божия Илии, митрополит Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Представительства. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за Его милости и щедроты, явленные в течение минувших 100 лет священнослужителям и прихожанам Свято-Варваринского прихода в г. Эдмонтоне, и призвать Божие благословение на клир и прихожан собора.   ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о заседании Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, которое проходило с 26 августа по 3 сентября 2002 года в Женеве. Справка: С 26 августа по 3 сентября 2002 года в Женеве проходило заседание Центрального комитета Всемирного Совета Церквей при участии делегации Московского Патриархата в следующем составе: епископ Подольский Иларион, викарий Московской епархии, глава Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях, протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, священник Михаил Гундяев, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при ВСЦ, священник Андрей Елисеев и М.Б. Нелюбова, сотрудники Секретариата ОВЦС по межхристианским связям.

http://patriarchia.ru/db/text/4892958.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010