Алтарь равноап. Марии Магдалины. 1432 г. Худож. Л. Мозер (ц. св. Марии Магдалины в Тифенбронне, Германия) Алтарь равноап. Марии Магдалины. 1432 г. Худож. Л. Мозер (ц. св. Марии Магдалины в Тифенбронне, Германия) Рост почитания М. М. в период филокалического возрождения связан с тем, что для афонских подвижников М. М. являлась примером особого отношения к Богу, которое определяется св. отцами как «божественная любовь» (θεος ρως). В кон. XVIII - 1-й трети XIX в. старец Иерофей Загорейский составил новое Житие М. М., в основу которого было положено Житие BHG, N 1161x, дополненное разными источниками и преданиями. Житие построено в форме речи старца Иерофея, обращенной к его ученику Геласию. Прежде всего автор отвергает широко распространившееся к тому времени представление о том, что М. М. была блудницей. Сведения о семье, о юности, об исцелении М. М. и о времени, когда она стала спутницей Христа, совпадают с текстом Жития BHG, N 1161x (добавлено только, что уже в этот период она была служанкой Пресв. Богородицы). Согласно Житию, М. М. трижды приходила к гробнице воскресшего Спасителя: вместе с женами-мироносицами и потом первой возвестила радостную весть апостолам; вместе с апостолами, после ухода к-рых в саду ей явился Христос; вместе с Марией Иаковлевой, когда им снова явился Спаситель. Спутницей М. М., с к-рой она отправилась в Рим, названа Мария Клеопова. Далее приводится закинфское предание, согласно к-рому корабль М. М. и Марии Клеоповой попал в шторм и был вынужден остановиться на Закинфе. Пока моряки чинили судно, св. жены проповедовали местным жителям христ. веру. В память об их остановке на Закинфе одна из деревень названа Марьес и был построен храм во имя М. М. (эта церковь упом. в источниках с XV в.; существующее ныне здание возведено в 1780). Прибыв в Рим, М. М. предстала перед имп. Тиберием. Она рассказала ему об Иисусе Христе, о его распятии и Воскресении, преподнесла 3 красных яйца и затем именем Спасителя исцелила императора от болезни глаз, много лет мучившей его.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

К западу от Тивериады над прибрежной долиной возвышаются Хиттимские (Хаттинские) Рога. Они действительно напоминают два рога, эти холмы, являющиеся обвалившимися краями кратера древнего вулкана. Здесь, как мы уже не раз говорили, 5 июля 1187 г. было наголову разгромлено воинство крестоносцев, что положило конец Латинскому королевству. Вслед за победой при Хиттиме Саладин выбил крестоносцев из Акры, а затем и из Иерусалима. Русский Магдальский сад В 1908 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Леонид (Сенцов), активно продолжавший труды о. Антонина (Капустина) по расширению Русской Палестины, приобретает большой участок земли на берегу Геннисаретского озера, в 3 км к северу от Тивериады. Это место известно как Магдальский сад, так как один из трех находившихся на участке родоновых источников древняя традиция называет «источником Марии Магдалины». Неподалеку, в 4 км к северу, лежит древняя Магдала. Правда, теперь от нее осталась небольшая рыбачья деревня, но во времена Иисуса это был торговый шумный город, с сотнями судов и суденышек у причалов, о многолюдности которого можно судить хотя бы по тому, что Веспасиан, овладев им в ходе Иудейской войны, уничтожил и продал в рабство более 40 тыс. жителей. Где-то на улицах пестрого рыбачьего городка и занималась своим грешным промыслом длинноволосая рыжая красавица-блудница – будущая св. равноап. Мария Магдалина. ...Самые нежные и сильные образы во всем Евангелии – это образы жен-мироносиц. Они одни стояли у креста Учителя, помогали обвить тело Его в смертную плащаницу и умастить благовонным миром. И светлая тайна Воскресения Христова явлена была, в первую очередь, их женскому любящему взору. «Предварившие утро, яже о Марии» (т. е. те, кто пришли с Марией), – так называет их одно из пасхальных песнопений. И прежде всего – Магдалина. Самая грешная до встречи с Иисусом – и позже самая ревностная и трепетная из Его учеников. В Евангелии (Мк. 16:9; Лк. 8:2) лишь отмечено кратко, что Господь «изгнал из нее семь бесов». Число «семь» употреблено символически – для обозначения полноты греха. Такова возрождающая сила благодати: по слову Спасителя «иди и больше не греши», Магдалина становится самой святой и чистой среди «благонравных» современниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы , где было положено тело Иисуса Христа после распятия; величайшая из святынь христианства, свидетельство и символ чуда Воскресения Христова.  Г.Г. с возведенными вокруг него сооружениями (см. ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ) оказал существенное влияние на развитие богослужения и литургическое устройство восточно- и западнохрист. Церквей, на символику храмового пространства, на сложение сакральной топографии христ. города, на формирование христ. архитектуры и иконографии. С IV в. Г. Г. является главнейшим и самым почитаемым из св. мест христианства, центром паломничества с особой культурой и лит-рой. Вопрос о доступности Г. Г., его правовом статусе, а порой и стремление к обладанию святыней породило ряд геополитических и религ. конфликтов ( крестовые походы ; борьба за контроль над Святой землей в XIX в.), существенно повлиявших на мировую историю. Евангельские источники кратко рассказывают о гробнице, в к-рую прав. Иосиф Аримафейский положил тело Христа вечером в день Распятия (Мф 27. 57-28. 8, Мк 15. 42-16. 8, Лк 23. 50-24. 10, Ин 19. 38-42). Согласно Евангелиям, тело Иисуса взял (Ин 19. 38-40) Иосиф Аримафейский, богатый (Мф 27. 57) член синедриона (Мк 15. 43, Лк 23. 50-52). Недалеко от места Распятия, в саду, Иосифом была вырублена для себя в скале гробница, туда положили тело Иисуса («в новом своем [Иосифа] гробе» - Мф 27. 60; «в гробе новом» - Ин 19. 41; «в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен» - Лк 23. 3), после чего закрыли ее вход камнем (Мф 27. 60, Мк 15. 46), к-рый был «весьма велик» (Мк 16. 4). В дальнейшем изложении событий Евангелия не совпадают. Согласно Евангелию от Матфея, когда равноап. Мария Магдалина и др. Мария (Клеопова) пришли посмотреть Г. Г., «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28. 1-2). Евангелист Марк сообщает, что мироносицы застали камень уже отваленным и, «войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду» (Мк 16. 4-5). Лука также пишет, что камень к приходу мироносиц был уже отвален и «вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих» (Лк 24. 1-4), при этом не уточняется, где именно «предстали» ангелы. По евангелисту Иоанну, Мария Магдалина, наклонившись в гробницу, увидела 2 ангелов, сидящих на гробе,- «одного у головы, другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин 20. 11-12). Т. о., из Евангелий следует, что Г. Г. находился вне города, среди садов, недалеко от места Распятия; эта гробница была собственностью, но там еще не было захоронений богатого человека. Г. Г. был вырублен в скале и закрыт большим камнем, к-рый можно было подкатить (придвинуть?) к входу; чтобы заглянуть внутрь гробницы, нужно было наклониться (проем был низким); внутри могли разместиться не менее 5 чел. 

http://pravenc.ru/selected.html

Мардарий Севастийский , мч. (13/26 декабря) Марина (Маргарита) Антиохийская , вмц. (17/30 июля) Мария Египетская , прп. (1/14 апреля; в Неделю 5-ю Великого поста) Мария , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Мария Константинопольская , Палестинская, прп. (26 января/8 февраля) Мария Магдалина , равноап., мироносица (22 июля/4 августа; в Неделю св. жен-мироносиц) Мария Радонежская , схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского (18/31 января; 28 сентября/11 октября) Марк Арефусийский , еп., исповедник, мч. (29 марта/11 апреля) Марк евангелист , ап. от 70-ти, еп. Александрийский (4/17 января ап.]; 25 апреля/7 мая) Марк Евгеник , Ефесский, митр. (19 января/1 февраля) Марк Печерский , Гробокопатель, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (29 декабря/11 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Марк Псково-Печерский , прп., чудотворец (29 марта/11 апреля) Маркелл Апамейский , прп., игумен обители «Неусыпающих» (29 декабря/11 января) Маркелл Маккавей , мч. (1/14 августа) Маркиан Константинопольский , чтец, мч. (25 октября/7 ноября) Марон Сирийский , пустынник, прп. (14/27 февраля) Мартин Римский , папа, исп. (14/27 апреля) Мартиниан Белоезерский , прп., игумен (12/25 января; 7/20 октября) Мартиниан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Мартиниан Кесарийский (Палестинский), прп. (13/26 февраля) Мартирий Зеленецкий , прп. (1/14 марта; 11/24 ноября) Мартирий Константинопольский , иподиакон, мч. (25 октября/7 ноября) Мартирий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 25 октября/7 ноября) Марфа , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Марфа Антиохийская , Едесская, прп., мать Симеона Дивногорца (4/17 июля) Марфа Каппадокийская , мать прп. Симеона Столпника (1/14 сентября) Матрона Анемнясевская , Касимовская, блж. (9/22 апреля) Матрона Московская , прав. (19 апреля/2 мая) Матрона Солунская (Фессалоникийская), мц. (27 марта/9 апреля) Матфей (Левий), ап. из 12-ти и евангелист, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (16/29 ноября; 30 июня/13 июля ап.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 3. Император Константин Багрянородный упоминает визит княгини Ольги в Царьград в сочинении «О церемониях византийского двора». Однако предание о том, как сам император стал крестным восприемником русской княгини, не находит подтверждения нигде, кроме собственно русских летописей. Радзивилловская летопись: Ольга в Константинополе в 955 году 4. Троицкий собор Пскова, один из древнейших на Руси, построен, согласно легенде, по велению великой княгини Ольги. Когда княгиня стояла на берегу реки Великой, ей было видение: три луча с неба сошлись на противоположном берегу. Ольга повелела возвести там собор в честь святой Троицы. До нашего времени, однако, первое здание собора не сохранилось. CC BY 2.5 , Ссылка 5. Ольгин Крест — бывший погост на реке Нарве. Княгиня Ольга поставила на этом месте крест в честь своего избавления от кораб­лекрушения на Нарве. В Средние века погост Ольгин Крест был административным центром Нарвской губы, Гдовского уезда Псковской республики. В 1944 году Никольский храм погоста был взорван отступающими немецкими войсками. Сегодня на месте его развалин установлен поклонный крест. 24 июля в день святой Ольги здесь служат торжественный молебен. Автор: неизвестен - http://www.narova.eu/olgin-krest-1 , Общественное достояние, Ссылка 6. В чине равноапостольных, помимо княгини Ольги, прославлено еще всего 5 женщин: Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина. Ольга — одно из родовых имен правящих динас­тий России. У Романовых имя Ольга как родовое ввела в употребление Екатерина II. Автопортрет Великой княгини Ольги Александровны 7. Знак св. равноап. кн. Ольги — награда Российской империи для женщин за общественную и госслужбу. Учрежден Николаем II в 1913 году. Единственная награжденная — Вера Панаева, потерявшая в Первую мировую войну трех сыновей. 8. Орден св. равноап. кн. Ольги — награда Русской Церкви. Учрежден в 1988 году. Им награждаются только женщины — за заслуги в церковном, государственном и  общественном служении.

http://foma.ru/svyatyie-s-imenem-olga.ht...

Реликварий с главой равноап. Марии Магдалины. XIX в. (крипта Сен-Максимин в Сен-Бом) Реликварий с главой равноап. Марии Магдалины. XIX в. (крипта Сен-Максимин в Сен-Бом) Во 2-й пол. XI в. в Везле было создано «Апостольское Житие» (Vita apostolica; BHL, N 5443-5449), в котором святая выступает не как отшельница, а как апостол; прав. Лазарь не упоминается ( Pinto-Mathieu. 1997. P. 100-101). После вознесения Христа иудейские священники, книжники и фарисеи, пылая ненавистью к возрастающей христ. общине, убили архидиак. первомч. Стефана и изгнали за пределы страны всех свидетелей Христа. М. М. вместе со св. Максимином, одним из 72 учеников Христа, прибыла на корабле в Массилию. Оттуда они отправились в Аквы Секстиевы (ныне Экс-ан-Прованс), где многих обратили ко Христу и крестили. Св. Максимин возглавил Церковь в этом городе. Перед смертью М. М. сподобилась видеть Христа, Который призвал ее в Царство Небесное. Св. Максимин похоронил М. М. в белом мраморном саркофаге и воздвиг над ее могилой базилику. Узнав о своей приближающейся кончине, он завещал похоронить себя рядом с М. М., что и было исполнено. Со временем базилика на месте захоронения М. М. и св. Максимина стала называться в его честь, т. к. еще при жизни он прославился добродетелями и чудесами. Т. о. в данной версии объясняется расположение могилы М. М. в Сен-Максимене (ныне Сен-Максимен-ла-Сент-Бом) и посвящение этой церкви. Примерно в это же время в Везле ( Pinto-Mathieu. 1997. P. 102) появляется новое сказание о перенесении мощей М. М. (Translatio posterior; BHL, N 5489-5492), которое получило широкое распространение, о чем свидетельствуют 75 рукописей, созданных в XI-XV вв. на территории от Камбре до Венеции ( Saxer. 1975. P. 236). В нем говорится, что мон. Бадилон похитил мощи М. М. из Экса и перенес их в Везле по приказу гр. Герарда II и аббата Одона, где они были положены в крипте монастырской базилики 19 марта 749 г., при имп. Людовике Благочестивом (814-840) и его сыне Карле Лысом (840-877). Как правило, в рукописях после «Апостольского Жития» и рассказа о перенесении мощей следуют сказания о чудесах (BHL, N 5459-5487) и рассказ о возникновении культа М. М. в Везле во многом благодаря стараниям аббата Гальфрида, возродившего пришедшую в упадок обитель. Автор указывает на происхождение мощей из Иудеи, и Саксер сделал вывод, что наиболее ранние из сказаний были написаны в Везле между 1037 и 1043 гг. на основе устной традиции, бытовавшей там в то время ( Saxer. 1959. T. 1. P. 69-71).

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря. 30-е — 40-е гг. XII в. Явление Христа равноап. Марии Магдалине. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря. 30-е — 40-е гг. XII в. В расширенной композиции «Распятие» в группе женщин рядом с Пресв. Богородицей фигура М. М., как правило, не подписана. Надпись с указанием имени и происхождения святой появляется в этой сцене с сер. XIII в. на памятниках эпохи Латинской империи: на стеатитовом рельефе с Распятием и Успением Пресв. Богородицы (XIII в., ГЭ) - по-латински (Madalena); на фрагменте стеатитовой иконы «Распятие» (XIV в., Музей искусств, Кливленд, США). Жест М. М. может меняться: она поднимает покровенную руку к лику или закрывает его рукой. В искусстве поствизант. времени, в т. ч. в древнерусском, фигура святой выделяется движением, ракурсом, одеянием, имеет подпись. Как самостоятельный элемент сцены «Распятие» отдельно стоящая М. М. встречается в росписях академического характера, напр. на гранях иконных «небес» в деревянных храмах Русского Севера (на грани из часовни Сошествия Св. Духа в дер. Глазово - кон. XIX - нач. XX в., Кеноезерский национальный парк). В сцене «Снятие с креста» позади Пресв. Богородицы - 2 жены, обе с нимбами, одна в желтом, другая в зеленом платье, в багряных мафориях (напр., на миниатюре из Четвероевангелия Berlin. Pruss. gr. qu. 66. Fol. 256 v, до 1219 г.). Изобразительные циклы Страстей Господних, расширяясь, включают все больше сцен, каждая сцена становится многофигурной. Среди 2 или 3 жен, сопровождающих Божию Матерь, все чаще появляется жена в ярко-красном мафории; на панелях «Снятие с креста» и «Оплакивание» из эпистилия тосканской работы (ок. 1250, Галерея Йельского ун-та, Коннектикут, США) в 1-й сцене все жены с нимбами, ближайшая к Пресв. Богородице в красном мафории; во 2-й - жена справа поднимает обе руки вверх и смотрит на св. Никодима. Фигура жены в красном мафории, поднявшей высоко обе руки, станет обязательной в данной композиции в искусстве мастеров, работавших для крестоносцев или лат. королевств на Св. земле (напр., в сцене «Оплакивание» - на внутренней стороне створки, закрывающей образ Богоматери с Младенцем и ангелами, кон. 50-х гг. XIII в., мон-рь во имя вмц. Екатерины на Синае; на фреске в Успенской ц. мон-ря Дечаны, 1348-1350), и особенно в иконописи критской школы в поствизант. период (напр., на иконе мастера А. Павиаса, 1470-1504, Национальная галерея, Афины).

http://pravenc.ru/text/2562144.html

М. в составе служебных Миней. В Сев.-Вост. Руси он получил распространение в 1-й четв. XV в., в Новгороде и Пскове - не ранее 30-х гг. XV в., в Великом княжестве Литовском и на восточнослав. землях Польского королевства - вероятно, к посл. четв. XV в. Возможно, в 1-й четв. X в. (до 916) в Болгарии равноап. Климент Охридский (к-рый, согласно его Житию, «прибавил к Триоди то, что ей недоставало… завершил то, что поется от Недели Новой до Пятидесятницы»), написал отдельные песнопения, посвященные М. М., в составе службы в Неделю жен-мироносиц, однако они не сохранились либо не найдены ( Попов Г. Проблеми на химнографското творчество на Климент Охридски: Към въпроса за пентикостарния състав на староизводните славянски триоди//Palaeobulgarica. 2008. 2. C. 3-58). Сведения об освящении во имя М. М. монастырей отсутствуют. Посвящения престолов на Руси редки (для южнославянского региона данных нет) и встречаются лишь в больших городах. В Др. Руси практиковалось посвящение церквей не М. М., а женам-мироносицам (в Новгороде (1299, 1445, 1510) и Пскове (1537, 1546)). Одно из древнейших упоминаний храмов М. М. - построенная в Новгороде во имя этой святой деревянная церковь, которая находилась, согласно «Росписи новгородских монастырей и церквей 1615 г.», на Дослане ул. (Опись Новгорода 1617 г./Под общ. ред. В. Л. Янина. М., 1984. Ч. 2. Прил. С. 324). Строительство в кон. XVIII - нач. XX в. значительного числа храмов, освященных во имя М. М., связано с тем, что эта святая была небесной покровительницей российских императриц Марии Феодоровны (1759-1828), Марии Александровны (1824-1880) и Марии Феодоровны (1847-1928): напр., церкви в Павловске (1781-1784), в Москве при имп. Вдовьем доме на Кудринской пл. (1805), в Минске (1847), в Н. Новгороде при Мариинском ин-те (1858), 3 храма в Киеве: на Шулявке (1887-1935), при детском приюте на Никольско-Ботанической ул. (XIX в.- 20-е гг. ХХ в.) и при Фундуклеевской жен. гимназии (1859-1919), и др. А. А. Турилов, О. В. Л. Почитание на Востоке Равноап.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Закладка храма состоялась 21 янв. 1885 г., в надписи было указано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергея и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны». Храм построили за 3 года. Большую часть денег на строительство -135 тыс. р.- пожертвовал имп. Александр III, по 15 тыс. р. выделил каждый из 4 его братьев (Алексей, Владимир, Сергей и Павел Александровичи), еще 5 тыс. р.- их сестра Мария Александровна, герц. Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма. Автором проекта был рус. архит. Д. И. Гримм (1823-1898), руководил строительством иерусалимский инженер и архит. Георгий Франгья. 7-главый храм с золотыми куполами построен в типичном для царствования Александра III новорус. стиле с характерными для московского зодчества XVII в. кокошниками и шатровой колокольней. Главным украшением интерьера является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для к-рого были написаны В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из 4 стен храма, работы худож. С. В. Иванова (живопись по холсту, прикрепленному затем к стене), отражают основные эпизоды из жизни равноап. Марии Магдалины. Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из С.-Петербурга худож.-реставратор П. К. Соколов. При строительстве храма были обнаружены остатки древнеевр. гробниц эпохи Второго храма. В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Пресв. Богородицы, 1 окт. 1888 г., в Иерусалим приехали вел. кн. Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем. На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греч. консул, рус. консульство и более 150 рус. паломников. Паломничество в Св. землю и посещение храма-мемориала в память имп. Марии Александровны несомненно сыграли роль в принятии решения вел. кнг. Елизаветы Федоровны о переходе в Православие. Впосл. сюда были перенесены ее мощи.

http://pravenc.ru/text/164927.html

Игумен Елисей, настоятель монастыря Симонопетр на Святой Горе Афон о принесении в Россию честных мощей св. равноап. Марии Магдалины 4 сентября 2006 г. 13:19 С настоятелем монастыря Симонопетр на Святой Горе Афон игуменом Елисеем беседовал корреспондент интернет-сайта «Седмица.ru» Юрий Клиценко. — Отец Елисей, кто сопровождает святыни Вашего монастыря, доставленные 2 сентября в Россию? — Мы приехали в Россию по приглашению Афонского общества из монастыря Симонопетра. Конечно, было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия на то, чтобы привезти святыни в Россию. Мощи святой равноапостольной Марии Магдалины — это одна из древнейших святынь Православия. Очень важно то, что Мария Магдалина была ученицей самого Христа. В том же ковчеге что и мощи Марии Магдалины, находятся святые мощи мученика Кирика. Это мученик III века. Он принял мученическую кончину вместе со своей матерью. В этом же ковчеге находятся части Животворящего Древа Господня. Мы сопровождаем эти святые мощи в поездке в Россию. В составе сопровождающей делегации — игумен монастыря, а также десять отцов из монастыря Симонопетр. Цель нашей поездки — утверждение русского народа в Православной вере. Для нашего монастыря, находящегося на Святой Горе Афон эта поездка является и своеобразным долгом по отношению к русскому народу, потому что около 120 лет назад мощи святой Марии Магдалины были в России и находились здесь 4 года. Тогда отцы, которые сопровождали эти мощи, из Одессы направились в Санкт-Петербург и совершили своеобразное турне по городам России. Мощи привозили и в Самару и в некоторые города Сибири. 4 года мощи пребывали на территории России, эта поездка и русский народ очень помогли нашему монастырю. У нас имеется очень много свидетельств о чудесах, совершенных в то время в России по молитвам к святой Марии Магдалины. — А какова история этой реликвии? Может быть, кто-то из византийских императоров передал эти святыни монастырю? Какова история этого ковчега: каким образом могли эти святыни оказаться вместе?

http://patriarchia.ru/db/text/138902.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010