Боже мой, какая красота! Я увидела там много чудных обителей, неописуемой красоты деревья, цветы, благоухание, свет необыкновенный. Старец подводит меня к одной обители и говорит: «Это обитель святых жен Марфы и Марии». Обитель сделана не из камней, а вся покрыта зеленью и цветами, окна светятся, как хрустальные, насквозь. Возле дверей по обе стороны, совне, стоят Марфа и Мария с горящими большими свечами в руках. Мы с преподобным стали под деревом, и я вижу: несут ангелы шесть расслабленных людей в эту обитель, а за ними пошло туда много народа, больных, слепых, хромых, в одежде рваной, и много детей. Я спрашиваю: «Неужели эта обитель так велика, что может вместить так много людей?» Старец отвечает: «Может вместить весь мир христиан. Вот и ты небольшая, и в тебе весь мир. Возлюби всех чисто, а себя позабудь, и возненавидь тело, которое служит всем страстям. Постарайся мертвить тело, а душу укрась добрыми делами. Смотри, несут расслабленного человека». Кого это несут? — спросила я. «Брата во Христе, — ответил преподобный. — Его несут многострадальный пастырь Митрофан и многострадальная Княгиня Елизавета». Я увидела Великую Княгиню Елизавету Феодоровну в белой форме, на голове — покрывало, на груди — белый крест. Отец Митрофан тоже был в белой одежде, на груди такой же белый крест. Я совершенно не знала до этого времени о существовании Марфо-Мариинской обители милосердия, Елизавету Феодоровну и отца Митрофана не знала и не видела. Когда они поравнялись со святыми женами Марфой и Марией, то оба, которые несли расслабленного, Елизавета Феодоровна и отец Митрофан, поклонились им, а затем святые Марфа и Мария вошли тоже в обитель, а за ними и мы. Обитель внутри была прекрасна. Отец Митрофан и Елизавета Феодоровна снова вышли из обители, уже одни, и тоже с горящими свечами, подошли к нам и поклонились преподобному Онуфрию, который обратился к ним, и говорит: «Вручаю вам эту странницу и пришелицу, и благословляю под ваш покров». Старец при этом велел мне сделать земной поклон отцу Митрофану и Елизавете Феодоровне.

http://moral.ru/st_onuphry/

Все отроки учились в кадетских корпусах, впрочем, только наезжая туда, – все предметы им преподавали дома. Все они стали офицерами, все ушли воевать в 1914 году с немцами – тогда погиб от вражеской пули один из младших сыновей К. Р., Великий князь Олег. Дочь К. Р. станет вдовой – ее муж, князь Багратион, кавалергард, будет убит в бою. Она несколько раз посетит Оптину а впоследствии станет монахиней Марией, настоятельницей Гефсиманского женского монастыря на Елеонской горе в Святой Земле. В 1920 году игумен Серафим (Кузнецов) привезет из Сибири через Китай святые мощи Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – их примет мать Мария и поместит в храме своей обители, построенном на средства Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Как чудесно замыкает Господь все эти судьбы в один круг! Что касается святых мощей Великих князей Иоанна, Константина, Игоря Константиновичей и других бывших с ними мучеников, то их вместе с кладбищем на территории Православной Миссии в Пекине уничтожили представители расположившегося здесь советского посольства. А в 1901 году это были отроки – православные, имеющие веру самую непосредственную и горячую, живые, умные, добрые. У них было много прекрасных душевных и просто человеческих качеств. 2. Мечта о русской деревне В семье К Р. велось строго православное и патриотическое воспитание детей – это вообще было правилом в огромной семье Романовых, возглавляемой Императором Всероссийским. Эти дети вырастали истинными служителями России, готовыми и собой пожертвовать за нее. Они изучали и любили русскую историю, русскую литературу, Закон Божий и церковнославянский язык, и весьма основательно природу России – животный и растительный ее мир, словом, – все о родной стране. Это были их любимые уроки. В доме К Р., который был и хорошим музыкантом (играл на фортепьяно), бывали концерты русской музыки, с некоторыми композиторами он был дружен, особенно с Петром Ильичом Чайковским. Бывали и литературные чтения – приглашались писатели Гончаров, Майков, Достоевский, читавшие свои сочинения.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Елисаветинский крестный ход начался молебном в храме Илии Пророка в с. Ильинское, а затем, возглавляемый духовенством Одинцовского благочиния, прошел по территории бывших имени. В Ильинском крестоходцы проследовали мимо здания родильного приюта, выстроенного в 1892 году великим князем Сергием Александровичем, здания лазарета, открытого великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1905 году для раненых воинов Русско-японской войны, спустились к Москва-реке, где была осуществлена переправа на специальных плавсредствах на другую сторону. Иконы Спасителя и святой преподобномученицы Елисаветы были торжественно перенесены на плот, их переправа на противоположный берег сопровождалась молитвенным пением и чтением акафиста, продолжившимся во время переправы около тысячи участников крестного хода поочередно на шести плотах. Далее шествие проследовало по заливному лугу, выйдя к усадьбе Усово, где была совершена остановка около здания школы, построенной в 1873 году в Усово матерью великого князя Сергия Александровича императрицей Марией Александровной. Далее крестный ход отправился к Спасскому храм села Усово, в коем существует придел во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Здесь крестный ход завершился молебном, возглавляемым благочинным церквей Одинцовского округа архимандритом Нестором. После богослужения для участников крестного хода во дворе работала полевая кухня. Духовой оркестр Министерства обороны РФ исполнил известные музыкальные произведения. Здесь же, в Православном просветительском центре «Усово-Спасское», все желающие имели возможность посетить фотовыставку «Елисаветинское наследие сегодня. Московская епархия». В III Елисаветинском крестном ходе приняли участие приходы храмов Одинцовского благочиния, паломники из приходов Московской епархии, сестричества во имя святой великой княгини Елисаветы Федоровны, историки, паломники Новоспасского монастыря Москвы и обители святой Елисаветы г. Минска. Впервые в Елисаветинском крестном ходе приняли участие представители Калужского отделения Императорского православного палестинского общества. Среди крестоходцев были представители общественных организаций, работающие в области просветительских и благотворительных инициатив, а также все желающие в год 150-летия со дня рождения св. прмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны почтить ее память, посетив места ее жизни. Торжественное шествие сопровождалось молитвенным пением участников молодежного хора Гребневского храма Одинцовского благочиния. Крестный ход закрепил и продолжил общение «елисаветинцев», начало которому положила выставка «Елисаветинское наследие сегодня», состоявшаяся 5 апреля 2014 года в Храме Христа Спасителя. Событие получило широкое освещение в СМИ, сообщают организаторы Елизаветинского крестного хода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3749633...

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства (безбрачия). После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой. Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, желая глубже изучить культуру и особенно веру новой своей родины. Великая княгиня Елисавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна. Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри — великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. Здесь она испытывала удивительное чувство, так непохожее на то, что встречала в протестантской кирке. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин Христовых и ей самой так захотелось подойти к Святой Чаше, чтобы разделить эту радость. Елисавета Феодоровна стала просить мужа достать ей книги духовного содержания, православный катехизис, толкование Писания, чтобы умом и сердцем постичь, какая же религия истинна.

http://pravoslavie.ru/27200.html

8) В 1747 году Государыня Императрица Елисавета Петровна благоволила прислать на ризницу и на одежды престольные богатую МАТЕРИЮ и ЗАНАВЕС к Чудотворному Образу Богоматери Персидского флёра золотого с богатым прибором. 9) В 1795 году, Марта 14, Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА пожаловала из Кабинета Настоятелю 100, а братии 200 рублей серебром. 10) В 1798 году, Июня 13, Государь Император ПАВЕЛ I пожаловал на построение каменной ограды 30.000 рублей да РИЗНИЦУ бархатную белую, тканую и с нашитыми золотыми глазетовыми крестами, подложенною белым атласом при Высочайшем Рескрипте от 19 Декабря к Настоятелю этой обители. 11) В 1799 году Государыня Императрица МАРИЯ ФЕОДОРОВНА благоволила также прислать ризничные вещи пунцового бархата с украшением в приличных местах белой парчой с шёлковыми и золотыми цветками и с золотым гасом при Рескрипте от 25 Января 87 . 12) В 1801 году, Июля 3 дня, Государь Император АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ на построение каменной ограды пожаловал 6.000 рублей, да прежде сего в том же году, Марта 28 дня, 1.000 рублей. 13) В 1809 году в месяце Августе Великая Княгиня ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА при посещении этой обители с Государем Цесаревичем КОНСТАНТИНОМ ПАВЛОВИЧЕМ и Супругом своим Георгием, Принцем Олденбургским, приложила к иконе Божией Матери присланный от Государыни Императрицы МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ, большой камень ЯХОНТ голубого цвета, осыпанный 14-ю бриллиантами, да от своей Особы ТОПАЗ большой, осыпанный 28-ю чистыми бриллиантами, оба оправлены в золоте. II) Вклады от разных Особ. 14) По взятии Шлиссельбургской крепости ПЕТРОМ I Российская Гвардия устроила на чудотворную Икону Тихвинскую Божьей Матери золотой с дорогими каменьями ВЕНЕЦ, который по сделании при Архимандрите Рувиме новой, весьма богатой ризы, с чудотворной Иконы переменён на другую Икону, всегда бывающую в крестных ходах и стоящую в соборной церкви у столпа за правым клиросом. 15) Тихвинский купец, меньшой Максим Калашников, сделал драгоценный серебряный КИОТ с черневой работой и позолотой; также по сторонам Иконы – серебряные с позолотой дощечки с надписанием слов на верхних черневой работой о посещении обители в 1747 году Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ и прочих обстоятельств, а на нижней вырезано с позолотой о посещении в 1798 году и перенесении Иконы Государем Императором ПАВЛОМ I и Государыней Императрицей МАРИЕЙ ФЕОДОРОВНОЙ с ныне царствующим Государем Императором АЛЕКСАНДРОМ ПАВЛОВИЧЕМ и Великим Князем Константином Павловичем (см. ниже). На верху этой дощечки сделаны две пальмы с короной серебряные же и позолоченные. Веса в этих дощечках со всеми принадлежностями серебра до полутора пудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3) Из напрестольных Евангелий, самыми драгоценными, по богатству украшений, почитаются: Евангелие, писанное по преданию, святителем Алексием митрополитом, и Евангелием сделанное усердием боярина Морозова; 4) Здесь хранятся две замечательные по драгоценности панагия митрополита Платона: одна панагия с изображением Спасителя, несущего на раме заблудшееся овча. Назади её вырезан герб митрополита Платона со словами «Слава Богу о всем», 1793 года. Другая с изображением Божией Матери всех Скорбящих Радость – осыпанная бриллиантами, пожалованная ему императрицею Марией Феодоровной; на задней стороне этой панагии изображён её портрет; 5) Достойны особенного внимания, хранящиеся здесь митры; из них замечательнейшая митра, так называемая Потёмкинская. Она украшена жемчугом и крупными алмазами, сапфирами и другими драгоценными каменьями; 6) Три посоха митрополита Платона: один посох костяной, пожалованный ему императрицей Екатериной II; другой императором Павлом I, – из трости его и с его портретом; третий посох серебряный с самоцветными каменьями, – дар Потемкина митрополиту Платону в 1778 году; 7) Ризница Чудова монастыря замечательна также и священными облачениями, из коих драгоценнейшими почитаются облачения митрополита Платона. Библиотека Чудова монастыря Она заключает в себе более 400 рукописей и старопечатных книг. Они содержания, большей частью, богословского, церковно-служебного, исторического и канонического. Древнейшие из рукописей: а) Три псалтири. Одна писанная на пергамене в XIII столетии, а другие две на бумаге, в XV-XVI столетиях; б) Два Евангелия, XVI века; в) Кормчая книга, или Номоканон, харатейная, писанная в конце XIV или в начале XV столетия; г) Преподобного Никона Черногорца толкование заповедей Господних. Писана на пергамене, в XIV веке; д) Минеи–Четьи за месяцы: сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май и июнь, писанные в XVI веке, при царе Борисе Годунове и патриархе Иове. Эти Четьи–Минеи, по содержанию своему, сходны с Великими Четьи–Минеями митрополита Макария;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Священные облачения: 1) Риза преподобного Зосимы из белого полотна с оплечьем шелковой материи; дана преподобному архиепископом новгородским при посвящении его в сан иеромонаха и игумена; 2) риза святителя Филиппа, митрополита московского, камчатной двуличной материи; 3) риза старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиевской лавры, преемника Авраамия Палицына; 4) риза и стихарь, пожалованные государем царем Михаилом Феодоровичем; 5) две ризы, пожертвованные святейшим патриархом московским Иоасафом; 6) одна архимандричья и четыре иеромонашеских ризы, два стихаря диаконских, два причетнических с прочими принадлежностями к полному облачению, одежда на св. престол и жертвенник и на аналой и воздухи с покровцами из драгоценной золотой парчи, пожалованы благочестивейшим государем императором Александром Николаевичем и супругою его благочестивейшей государыней императрицей Марией Александровной в 1859 году; 7) покров на раку преподобного Савватия, пожертвован императрицей Марией Александровной, передан в обитель лично государем Александром Николаевичем в 1858 году; 8) воздухи и два покрова, пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем; 9) покров на раку святителя Филиппа, пожалован царицею Прасковьей Феодоровной; 10) архимандричья митра, украшенная каменьями и жемчугом, пожалована царицею Прасковьею Феодоровною. Подлинные древние жалованные грамоты и документы: 1) грамота, данная Соловецкому монастырю новгородским архиепископом Ионой и боярами на вечное владение островами соловецкими, писана на пергаменте, за восемью свинцовыми печатями; 2) грамота по тому же предмету, данная в 1479 году великим князем Иоанном Васильевичем, дедом царя Иоанна Грозного, с сребропозлащенной чеканной печатью; 3) две вкладные записи от новгородской посадницы Марфы Борецкой на владение монастырю несколькими участками земли с деревнями и людьми; первая запись на имя бывшего игумена соловецкого Ионы, а вторая – на имя преподобного Зосимы Соловецкого; 4) грамота Никона, митрополита новгородского, пожалована в 1651 году, о преимущественном служении соловецким архимандритам полной архимандрической службой; 5) своеручное благодарное письмо святителя Димитрия, митрополита Ростовского, соловецкому архимандриту Фирсу с братией за присылку рыбы; 6) четыре письма своеручные святителя Филиппа, митрополита московского, писанные им из Москвы к соловецкой братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мемуаристы и склонные к психологизму историки в один голос говорят о предотъездной меланхолии, в конце августа 1825 года томившей царя; о том, что он словно бы прощался с Петербургом — и в день тезоименитства, когда последний раз был на литургии в Лавре, и 31 августа в Павловске, разлучаясь с Марией Феодоровной, и в предрассветных сумерках 1 сентября, остановив коляску у заставы и вглядываясь в очертания спящей столицы. Объясняют это тяжкими предчувствиями близкой кончины. Может быть. Но о смерти царь сам ни с кем не заговорил ни разу (заговаривали с ним — князь Голицын, лаврский схимонах отец Алексей). Об отречении же — говорил, и не раз. Причем, если перебрать в памяти многочисленные высказывания царя на эту волнительную тему, то обнаружится несколько интересных закономерностей. 1812 год, 7 сентября. Разговор с полковником Мишо: «…если Божественным Провидением предопределено, чтобы когда-либо моя династия перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моей власти, я отращу себе бороду и лучше соглашусь питаться картофелем с последним из моих крестьян, нежели подпишу позор моего Отечества и дорогих моих подданных, жертвы коих умею ценить». Декабрь того же года. Вильно. Слова, обращенные к фрейлине графине Шуазель-Гуффье: «Нет, престол — не мое призвание, и если бы я мог с честью изменить условия моей жизни, я бы охотно это сделал». 1812 год, 8 сентября. (За обедом, по-французски; разговор состоялся спустя два дня после анонимной, под видом П. Волконского, исповеди слепому старцу Киево-Печерской лавры Вассиану.) Государь большого государства «должен оставаться на своем месте лишь до тех пор, пока его физические силы будут ему позволять это… Что касается меня, то в настоящее время я прекрасно чувствую себя, но через десять или пятнадцать лет, когда мне будет пятьдесят, тогда…». 1819, лето; на обеде после учений в Красном Селе; слушатели — великий князь Николай Павлович и его жена Александра Федоровна. Возможно, Николаю придется взять на себя бремя царской власти, «и… это случится гораздо ранее, нежели можно ожидать, так как это случится еще при его жизни»; «…я решил отказаться от лежащих на мне обязанностей и удалиться от мира… считаю долгом удалиться вовремя… все это случится не тотчас, и… несколько лет пройдет, может быть, прежде, нежели он приведет в исполнение свой план; затем он оставит нас одних».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/6/

Св.-Троицкий собор, первый православный храм в Южной Америке, находится на улице Бразил, 315, в городе Буэнос-Айресе. Храм был закончен в 1901 г. под руководством покойного протопресвитера о. Константина Изразцова. Указ на постройку храма был великодушным отзывом императора Александра III на просьбы местных православных, главным образом, не русского происхождения. Большая часть средств на сооружение сего великолепного храма с уникальным фарфоровым иконостасом была пожертвована царем-мучеником Николаем II и государыней императрицей Марией Феодоровной. В дальнейшем церковь эта пережила тяжелые времена. В течение 17-и лет Московская Патриархия и советское правительство пытались отсудить Троицкий храм. В 1975 г., в результате судебных разбирательств было вынесено решение не в пользу Советского Союза и Московской Патриархии. Они должны были возместить судебные издержки в размере около 100 000 долларов по нынешнему курсу. Кстати, до сих пор эта сумма не выплачена. Прихожане благодарят Бога, что храм остался за ними, и не намерены продолжать судебную тяжбу. Пять раз, в течение нескольких лет, объявлялось прибытие к нам св. Иконы, люди готовились к ее встрече, но что-то мешало ее визиту. Мы это объясняли своим недостоинством. Чтобы Царица Небесная смилостивилась над нами, грешными, мы решили усилить свои молитвы. Перед ее иконой ежедневно читался акафист, после каждой литургии всем приходом служился молебен, просительный или благодарственный, перед иконой читались покаянные каноны. Эта копия иконы была подарена Троицкому храму в 1908 г. монахами со святой Афонской горы и хранит в себе частицы многих святых мощей. 27 июля (по новому стилю) 1991 г. Пресвятая Богородица отозвалась на наш зов. Иверская Мироточивая Икона навестила Аргентину! Еще задолго до зари нам сообщили о ее скором прибытии. Тут начались перезвоны по всему городу! Нужно было извещать духовенство и мирян о великом давно ожидаемом прибытии! На аэродроме верующие пребывали в молитве и трепетном ожидании. Встретили св. Икону с православными песнопениями, с любовью и с глубоким чувством благодарности. Встречавшие совсем не стеснялись исповедовать свою веру и открыто показывать свою любовь к Матери Божией. Может быть, поэтому окружающие нас на аэродроме иноверцы смотрели на все происходящее с удивлением, но и с почтением! В 11 часов утра Икона прибыла в наш Троицкий храм, где ее встретили верующие. Был отслужен благодарственный молебен с акафистом. С того дня, пока Икона пребывала с нами, служился молебен два раза в день, утром и вечером, и многочисленные акафисты по­славянски и по-испански.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Ризы Богородицы и камня преп. Антония Римлянина, крест сребропозлащенный, унизанный жемчугом, помещен в киоте, с ликами святых вышеупомянутых. Он пожертвован сюда в 1859 г. дочерью генерал-майора, девицею Екатериною Титовою, а хранился 60 л. в доме ее родителей; 3) священные сосуды, с ручкою и подножием, выточенными из слоновой кости Марией Феодоровной; 4) священные сосуды, весом в 7 ф. пожертвованные сюда в 1863 г. отставным капитаном Шергиным, вступившим в число валаамских братий, с именем Пахомия. На ручке потира, устроенной в виде снопа, начертано: «помяни, Господи, в царствии Твоем, раба божия Павла»; 5) крест напрестольный, вызолоченный с чернью, весом 2½ ф.; 6) большой крест напрестольный, сребропозлащенный, с финифтью и стразами, весом в 3 ф.; 7) иконы ап. Павла и Марии Магдалины, поднесенные Свят. Синодом Павлу Петровичу и Марии Феодоровне, при их бракосочетании 1776 г. сентября 27; 8) паникадило в алтаре пред запрестольной иконой, о 12 рожках, с янтарными украшениями, выточенное Мариею Феодоровною; 9) несколько надгробных памятников, как напр.: а) памятник князю Александру Борисовичу Куракину, сверстнику детских игр и другу Императора Павла, в виде гранитной пирамиды, с бюстом из белого мрамора, и, с надписью: «другу супруга моего». Он находится направо от входа в церковь ; б) памятник воспитателю Павла, графу Панину, в виде мраморной пирамиды, с надписью: «граф Никита Иванович Панин, род. 1718 г. сентября 15 дня, скончался 1783 года марта 31 числа». Он находится налево от входа; в) памятник воспитателю Александра 1, Загряжскому. На нем надпись: «здесь лежит тело двора Его Императорского Величества обер шенка, действительного камергера и орденов св. Александра Невского и св. Анны кавалера, Николая Александровича Загряжского, род. 2 апреля 1746 г., скончавшегося 25 июля 1821 г. Тленный памятник нетленным воспоминаниям кротости и любви, в горести разлуки, в уповании вечного соединения, от сердца благодарного, от души благоговеющей, положила графиня М. Кочубей».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010