Наиболее важное произведение М.- т. н. Historia dogmatica (оригинальное название трактата «Рассказ о примирении, свершившемся между двумя Церквами - старшего Рима и нового нашего [Рима], а также о последующих событиях по порядку»). В 3 книгах трактата М. излагал с униатских позиций события, последовавшие за заключением Лионской унии. Рассказ о проходивших спорах открывал исторический экскурс, призванный показать, что бедственное положение, в к-ром находится империя, связано с многовековым расколом между правосл. Церковью и Римско-католической Церковью. Для доказательства своего тезиса М. отсылал ко 2-му периоду иконоборчества, к конфликту К-польских патриархов Фотия и Игнатия (Historia dogmatica. I 4-9), к эпохе правления Константина IX Мономаха (Ibid. I 10-13), к попыткам заключить унию в правления династии Комнинов (Ibid. I 16-19) и Иоанна III Дуки Ватаца (Ibid. I 20). В рассказе о событиях кон. XIII в. М. превозносил имп. Михаила VIII (Ibid. I 21-22) и утверждал, что Григорий II Кипрский незаконно занял Патриарший престол и поддерживал униат. политику только из личных корыстных интересов (Ibid. I 26). Изложение прерывалось святоотеческими свидетельствами в пользу унии (Ibid. I 35-65) и богословско-полемическими фрагментами (вся 2-я книга трактата представляет собой опровержение Томоса Влахернского Собора 1285 г. против Иоанна Векка, написанного Григорием II Кипрским). В 3-й кн. трактата больше биографических сведений, чем в первых: М. рассказывает о событиях после своего осуждения и о деятельности в ссылке и в заключении. Время создания трактата неизвестно; вероятно, он составлялся на протяжении неск. лет: в 3-й кн. М. говорит, что с момента его заключения под стражу (считая с 1283) прошло 18 лет - т. о., этот фрагмент относится к 1301 г. ( Laurent V. 1926. P. 316). Также М. составил «Опровержение Трех глав» (Αντρρησις τν τριν κεφαλαων) Максима Плануда об исхождении Св. Духа (PG. 141. Col. 1275-1308) и «Опровержение» (Αντρρησις) сочинений ученика Максима Плануда Мануила Мосхопула (Ibid. Col. 1308-1406). Не издан полностью трактат М. об исхождении Св. Духа (Vat. gr. 1716; Paris. gr. 1260).

http://pravenc.ru/text/2563078.html

Содержание Предисловие Часть I Архимандрит Арсений Иващенко. Николай, Мефонский епископ XII века, и его сочинения Часть II Генрих Пахали. Сотирих и Николай Мифонский 1. Внешний ход спора 2. Борьба на поле сочинений А. Взгляды Сотириха Б. Полемические сочинения Николая Мефонского 3. Значение спора с точки зрения истории христианского вероучения Часть III Иеромонах Павел Черемухин. I Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский II. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии (Епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) I. Характеристика византийского богословия II. Николай, епископ Мефонский, и Константинопольские Соборы 1156–1157 гг. III. Никита Акоминат (Хониат) IV. Николай Кавасила, митрополит Солунский Павел Ермилов. Несколько замечаний по поводу статей иеромонаха Павла Черемухина     Предисловие Настоящий сборник исследований посвящен жизни и трудам знаменитого византийского богослова-полемиста XII века епископа Николая Мефонского . В своих многочисленных сочинениях епископ Николай отстаивал православное вероучение от распространившихся в то время в Византийской империи различных интеллектуальных философских и еретических соблазнов: неоплатонизма, арианства, латинства с его учением о filioque и опресноках, богомильства, евхаристического символизма и др. Особенно важна его роль в разрешении споров, разгоревшихся в 1156–1157 гг. в Византии при императоре Мануиле Комнине и связанных с пониманием заключительных слов литургийной молитвы, читаемой священником во время Херувимской песни: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». Написанные епископом Николаем по этому поводу сочинения позволили отцам двух Константинопольских Соборов опровергнуть учение диакона Великой церкви Сотириха Пантевгена о принесении евхаристической жертвы только Богу Отцу и ряд других его заблуждений, а также утвердить догмат о принесении как Голгофской, так и евхаристической жертвы всей Пресвятой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Церковный иерарх, сделавший многое для христианского диалога Четвертая лекция авторского проекта Сергея Брюна «Хранители Христианского Востока. Люди диалога» посвящена Амори де Лиможу, третьему латинскому Патриарху Антиохии и всего Востока. Этот человек был уроженцем южной Франции, прибывшим (в числе других представителей аквитанской знати) на Восток, чтобы искать милостей у своего земляка – Антиохийского князя Раймонда де Пуатье. Очень скоро юный французский клирик был возведен в сан латинского Патриарха Антиохии, став архипастырем для всех франков, итальянцев, греков, мелькитов, грузин и армян-халкидонитов франкской Сирии. Кафедру св. Петра Амори будет занимать более 53 лет (1140-1193). За годы своего полувекового патриаршества Амори де Лимож подвергался зверским пыткам и вел открытые войны с франкскими князьями Антиохии, а в другие периоды своей жизни – мужественно возглавлял оборону своего кафедрального града от наступавших сарацинских орд. Прославился Амори и благодаря своему интересу к христианам Востока. Он поддерживал тесные контакты с византийским императором Мануилом I Комниным и дружил с Сиро-яковитским Патриархом Михаилом Сирийцем (которого даже приглашал отправиться вместе на Латеранский Собор); он выписывал книги из Константинополя, заказывал полемические трактаты у лучших богословов того времени, покровительствовал Патриаршей кафедральной школе в Антиохии, позволял армянскому богослову – Нерсесу Лампронскому – работать, служить и даже проповедовать в своих монастырях и храмах. Более того, именно этот человек смог открыть «отделенным» Церквям Востока путь к воссоединению с Римом, ведь Амори де Лиможу принадлежит авторство концепции создания восточно-католических Церквей и заключение первой (и единственной непрерывной) унии с христианами Востока, а именно – унии с Маронитской Церковью. Можно смело сказать, что история Средних веков (и крестовых походов в частности) мало знает церковных иерархов, которые столько сделали для христианского диалога и присутствия христиан на Ближнем Востоке.

http://pravmir.ru/amori-de-limozh-latins...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Милостивая Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая», (Киккская) написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Другое свое наименование «Киккиотиса» (что означает «Пребывающая в Киккосе») икона получила от названия горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Здесь, в Киккской обители, которую еще называют императорской, в храме, построенном в его честь и пребывает чудотворный образ. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворная икона Пресвятой Богородицы произволением Божиим долго странствовала. Сначала находилась в одной из первых христианских общин в Египте, затем, в 980 году, была перевезена в Константинополь, где оставалась до царствования императора Алексия Комнина (конец XI – начало XII века), а затем вернулась на Кипр. Произошло это так: кипрский правитель Мануил Вутомит, заблудившись во время охоты в горах и сильно озлобившись, жестоко избил встретившегося ему инока-пустынника Исаию. В наказание за это Мануила настиг тяжкий недуг. Между тем старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный святым евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Начав возводить храм для иконы Пресвятой Богородицы, он повелел пришедшему к нему раскаявшемуся Мануилу отправиться в Константинополь к императору и вернуть чудотворный образ. Наместник не сразу решился заговорить об иконе с правителем Царьграда, однако, когда дочь последнего заболела, Мануил пришел к императору и передал ему повеление инока. После того, как правитель пообещал отправить святую икону на остров Кипр, девушка сразу почувствовала ослабление болезни. С великими почестями икона Божией Матери прибыла на остров, где была помещена в сооруженный для нее храм. Постепенно вокруг храма образовался монастырь, на обустройство которого Мануил пожертвовал средства (поэтому обитель и называют императорской). От чудотворного образа Божией Матери «Милостивой» стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная Киккская икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

http://pravicon.com/info-91

Монастырь Киккос Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Киккос Киккский монастырь — мужской ставропигиальный монастырь Кипрской Православной Церкви, один из богатейших и известнейших монастырей Кипра; основан в конце XI века византийском императором Алексеем I Комнином. Монастырь находится на высоте около 1140 метров над уровнем моря к западу от горной системы Троодос. Другие названия: монастырь Киккос (греч. Ιερ Μον Κκκου), полное название — Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери (греч. H Ιερ, Βασιλικ, Πατριαρχικ Σταυροπηγιακ Μον της Παναγας του Κκκου). Содержание История монастыря [ править править код ] Согласно преданию, в пещере горы Киккос жил старый отшельник по имени Исаия. Однажды, византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, который проводил лето в деревне Маратаса, отправился на охоту в лес. Сбившись с пути, он долго не мог разыскать дорогу домой и случайно наткнулся на Исаию. Наместник попросил его указать ему дорогу, но удалившийся от мира отшельник ничего ему не ответил. Рассерженный таким поведением, Мануил Вутомитис ударил Исаию. Некоторое время спустя наместник вернулся в Никосию, где неожиданно заболел неизлечимой болезнью «шатикой», являющейся разновидностью паралича. Находясь в мучительном болезненном состоянии, он вспомнил, как бесчеловечно поступил с отшельником, и стал молить Бога о выздоровлении, чтобы попросить прощения перед ним. Мольбы наместника были услышаны и он исцелился. Вскоре Бог явился отшельнику и сказал ему, что всё случившееся с наместником является частью божественной воли и велел ему попросить Мануила Вутомитиса доставить ему икону Девы Марии, написанную апостолом Лукой на Кипре, которая хранилась в императорском дворце в Константинополе. Услышав это, Мануил Вутомитис был сильно опечален, так как считал это невозможным. Тогда Исаия объяснил ему, что речь идёт о божественной воле, и предложил ему вдвоём поехать в Константинополь. Прошло много времени после их прибытия в столицу, но наместник всё никак не мог найти удобный момент, чтобы предстать перед императором и просить его об иконе. Не желая томить Исаию, он отправил его назад на Кипр с другими иконами и церемониальным убранством, при этом он успокоил его, что в ближайшее время обязательно встретится с императором.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Кикк...

Содержание    В настоящее время исполняется восьмисотлетие двух Соборов Православной Церкви, созывавшихся в 1156 и 1157 гг. в Константинополе при императоре Мануиле Комнине (1118—1180) для устранения разногласий среди византийского духовенства и общества в понимании заключительных слов известной литургической молитвы, читаемой во время херувимской песни: Συγαρπρο3φρων, και προσφερμνος, και προσδεχμενος, n.%1 διαδιδμενος, Χριστ θες μων. . .”„Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш...”    В XII веке, при первых трех императорах из династии Комнинов: Алексее, Иоанне и Мануиле, Византийская империя, после упадка в XI веке, достигла вновь такого внешнего могущества и внутреннего процветания, что историки с полным основанием говорят о ее культурном возрождении при Комнинах.    Империя, укрепив центральную власть, успешно боролась с внешними врагами и расширила свою территорию на востоке до Антиохии, отбросив своих главных врагов — турок-сельджуков от берегов Анатолии к Иконии.    В условиях внешней безопасности и благосостояния расцвела и развилась духовная культура Византии, которой покровительствовали Комнины. Возрождение эллинской традиции искусства, науки и философии благоприятствовало и расцвету богословия.    Основной особенностью византийского богословия является его глубокая традиционность, т. е. верность святоотеческому преданию. Византийское богословие всегда органически развивалось из творений Отцов Древней Церкви. Поэтому естественно, что всякое учение, противоречащее Преданию, богословское или философское, вступало в конфликт с Церковью, обличалось и извергалось из церковной ограды. Так, еще в XI веке философ Иоанн Итал был осужден на Соборе в 1082 г. при Алексее I Комнине. Не менее сильный отпор и осуждение встретила при Мануиле Комнине и латинствующая партия во главе с Сотирихом, пытавшаяся внести в византийское богословие идеи западной схоластики.    Поводом к возникновению догматических споров, охвативших широкие круги и приведших к Соборам 1156 — 1157 гг., явилось столкновение между известными преподавателями тогдашней высшей духовной школы, занимавшими кафедры толкования Свящ. Писания в храмах столицы Византии: Михаила из Солуня и Никифора Василаки, с одной стороны, и диакона Василия — с другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Tweet Нравится Святитель Иоанн Калоктен, митрополит Фивский и экзарх всея Беотии Память 29 апреля / 12 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Город Фивы в Греции, где покятся мощи святителя Святитель Иоанн появился на свет в благочестивой и знатной константинопольской семье в годы правления Мануила I Комнина (1143-1180). С самой юности он ревностно почитал Пресвятую Богородицу, ибо именно Ей молились его родители о рождении ребенка. Однажды, когда Иоанн читал акафист, Царица Небесная явилась ему и ответила на его приветствие «Радуйся!» словами: «Радуйся и ты, Фив покровитель!» Затем Иоанн поступил в монастырь, где принял постриг и священнический сан. Спустя годы его избрали митрополитом Фив. Это случилось в то время, когда богатый и процветающий город, первый по значимости в континентальной Греции, захватили и разграбили норманны, а многие его жители бежали. Уцелевшие были разорены и поддерживали существование, нанимаясь на службу к купцам-иудеям, которые препятствовали им совершать христианские обряды. Взойдя на митрополичий престол, св. Иоанн принялся за восстановление собора, в котором хранилась чудотворная икона, по преданию, написанная святым апостолом Лукой. Вскоре в храме стало возможно служить со всем великолепием, достойным Пресвятой Богородицы. Проповеди святого епископа и его беспредельное милосердие быстро возвратили к вере христиан, оставшихся без пастыря, и даже стали причиной обращения нескольких иудеев. Благодаря его попечению о ремесле прядения шелка и изготовления шелковых тканей, которому был нанесен урон во время норманнского вторжения, оно обрело второе дыхание — в результате Фивы вновь вступили в пору процветания. Митрополит занимался не только проповедью и делами милосердия, он приложил много усилий, чтобы наладить в городе водоснабжение, и заботился о соблюдении чистоты. Св. Иоанн построил дом призрения для стариков, приют для нищих, больницы и другие благотворительные учреждения. Он лично наблюдал за ходом работ и следил, чтобы во всех заведениях был должный порядок. Кроме того, он построил в городе женский монастырь, который занимался воспитанием девушек, готовя их или к монашеской жизни, или к обязанностям матери семейства, способной передать детям сокровища веры.

http://pravoslavie.ru/53479.html

Викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий в день празднования Киккской иконы Пресвятой Богородицы 25 ноября 2018 года во время слова прихожанам Кресто-Воздвиженского храма в г.Киеве провел духовные аналогии событий явления иконы на Кипре в веке и общественных событий в Украинском Православии в веке      Дорогие братья и сестры сердечно поздравляю вас с праздником, со святым воскресным днём! Сегодня совершается память святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, а также чествуется икона Божией Матери, которая также называется Милостивая. Второе именование этой иконы — Киккская. Это название она приобрела потому, что с века и по сегодняшний день находится в Киккском монастыре, на горе Киккос, на острове Кипр. Это одна из чудеснейших икон Божией Матери, которыми Пресвятая Богородица одарила этот мир. По преданию это один из тех образов, первых образов Пресвятой Богородицы, который написал апостол и евангелист Лука. До 980 года икона была достоянием христиан Египта, а когда сарацины начали разорять церкви в египетских землях, верующие Египта отправили эту икону на корабле в Византийскую столицу к императору, чтобы она спаслась от рук неверных. Икона не сразу попала в Константинополь, корабль по дороге захватывали пираты, но византийские моряки отбили икону, и в конце концов она была доставлена в императорский дворец и заняла достойное место в чертогах царя. Там образ Божией Матери пребывал до двенадцатого века, когда произошли интересные и чудесные события, о которых я вам расскажу немного подробнее. В веке к императору Алексию Комнину приехал правитель острова Кипр Мануил с такой удивительной историей. Наместник Кипра однажды заблудился в лесах, в горной местности Кипра. Заблудился и не мог выбраться, был этим очень раздосадован, раздражен и озлоблен. Вдруг в лесу, на горах он встретил некоего человека монаха-отшельника по имени Исайя. Он этого монаха от своей злости и безысходности избил. Бил его со злостью, что не может выбраться и выпутаться из этого леса. Побил Исайю до полусмерти.

http://pravoslavie.ru/117500.html

Жизнь и труды святителя Саввы Сербского (версия для печати) / Православие.Ru Жизнь и труды святителя Саввы Сербского Православие.Ru , 25 января 2005 г. Память 12/25 января Свт.Савва, Архиепископ Сербский. Фреска из монастыря Студеница / Жизнь святого Саввы, первого Архиепископа Сербского достойна особенного внимания не только потому, что она представляет собой пример пламенной любви к Господу и высоких подвигов иноческих и трудов пастырских, но и потому, что проливает много света на историю монашеской жизни на Афоне – неувядающего хранилища и рассадника иноческой жизни, а также на историю и состояние Сербской Православной Церкви конца XII – первой половины XIII веков. Жизнь и труды святителя Саввы излагаются обычно, основываясь на жизнеописании, составленном в 1243 году его учеником игуменом Дометианом, который был настоятелем и духовником Хиландарского Афонского Житие святителя часто встречается в древнерусских рукописях, начиная с конца XIV века. Так в собственноручной Псалтири митрополита Киприана уже упоминается о праздновании святому Савве Сербскому под 14 Все это связано, очевидно, с т.н. вторым южнославянским влиянием на Руси, когда вновь окрепли связи Московского государства с Афоном и Балканскими державами, как в политическом, так и в культурно-религиозном отношении, и на Русь устремился обильный поток славянской церковной книжности. Святой Савва родился в то время, когда под твердым и мудрым правлением его отца – великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться. Став в 1149 году великим жупаном Рашским, а с 1165 года возведенным на престол своего отца Теши, сверженного Византийским императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре расширил свои владения покорением всей Сербии, включая Боснию. После смерти императора Мануила (около 1180 года) Стефан совсем освободил Сербию от греческой зависимости, присоединив и некоторые территории Византии. Святитель Савва в житии своего отца пишет: «…И приобрете от Поморские земле Зету и с градовы, а от Рабна Пилота оба, а от Греческие земле Патково, Хвостно все и Подримие, Кострец, Дрежековину, Ситинцу, Лаб, Лимплян, Глебочицу, Реке, Ушку и Поморавье, Загрелату, Левче, Белицу. То вса мудростию и трудом своим сия весьма приобрете, погибшую Утверждая свое политическое и военное могущество, Стефан старался вместе с тем о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры. Он уничтожал оставшиеся языческие капища, воздвигал новые храмы и монастыри, с особой ревностью противодействовал распространению ложных учений новых манихеев, известных под именем павликиан, кафаров, патаренов, появившихся в то время в большом количестве в Болгарии и

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010