Если полажены из Минеи две песни 3 и 6 на 8, то «блаженны» Октоиха оставляются; если из Минеи не положено песни канона, то «блажены» поются только из Октоиха на 6, В воскресенье «блаженны» поются из Октоиха на 8 и на 12, а иногда из Октоиха и Минеи или Триоди. Вседневные антифоны помещены в Ирмологионе и в конце Апостола; они поются в те дни (будничные), когда по уставу на ряду не указывается пение песней канона на «блаженнах». На практике поются вместо них антифоны изобразительные. Праздничные антифоны (в службах на ряду, в Минее и в Апостоле) поются 6 января, 6 августа, 14 сентября, 25 декабря, в неделю Ваий, во всю Пасхальную седмицу, в Вознесение Господне и в день Пятидесятницы. Обыкновенно на практике во всех случаях поются одни «блаженны» без тропарей. Малый вход Во время пения 3-го антифона или «блаженны» (если воскресенье или праздник) во время пения песнопения на «славу» или ранее, открываются царские врата, Священник и диакон , стоящие перед престолам, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, диакон – престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны, проходят через горнее место и выходят на солею северной дверью, в предшествии свещеносца. Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее, оба священнослужителя преклоняют головы и диакон тихо произносит: «Господу помолимся». Священник: про себя молитву входа: «Владыко Господи, Боже наш... Аминь». Диакон по окончании молитвы, держа левой рукой Евангелие, а правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник: благословляя: «Благословен вход...» и целует Евангелие, диакон целует руку священника, держащую Евангелие, и кланяется священнику. По окончании пения 3-го антифона и песнопения на «славу» и «и ныне» (тропарь и Богородичен канона), диакон , обратившись к востоку и став впереди священника, возвышает немного руки с Евангелием; делает им небольшой крест и произносит:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот наше аллегорическое, символическое толкование, разумеется, из хороших побуждений, но дает нам как бы картину совершенно противоположную тому, что было в истории. Потому что тогда это был действительно вход с Евангелием для служения литургии — вход архиерея с Евангелием. А теперь это выход с Евангелием, который как бы изображает, символизирует выход Христа на проповедь. В древности так не понимали этот момент, это уже более позднее и как бы сочиненное символическое толкование, конечно, довольно искусственное. Потому что вместо входа получается выход, потому что вместо того, чтобы вспомнить, как начинается литургия (приносится Евангелие, совершается торжественный момент входа), вместо этого — аллегория, которая в данном случае носит характер некоторого вымысла и определенной натяжки, и это мало что дает для нашего сердечного участия. Трудно нам воспринимать малый вход как выход Христа на проповедь. Конечно, можно себя заставить воспринимать его именно так, но есть ли в этом смысл — сказать трудно. По крайней мере, исторически это не очень оправдано. Мы не видим, чтобы такие аллегорические толкования, довольно далекие и поздние и имеющие характер благочестивых измышлений, содействовали росту благочестия в народе, чтобы они облегчали нам совершение литургии. Напротив, когда мы представляем себе литургию более близкой к исторической реальности, когда мы понимаем, как это совершалось в древности нашими древними святыми, мучениками, мы лучше можем совершать Божественную литургию. Поэтому в двух этих подходах — аллегорическом и историческом — бывают иногда некоторые расхождения, причем довольно сильные. Это вполне естественно, ведь это не какая-то симфония, специально сочиненная, все развивалось естественным образом в жизни, поэтому иногда были сближения, совпадения, а иногда некоторые расхождения. Вот почему получается иногда некоторая дисгармония в толкованиях. Но нам нужно научиться и тот и другой подход ценить — не отбрасывать, не осуждать, но уметь и в том и в другом подходе увидеть хорошее, доброе и объединить их должным образом.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сразу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон). Существует строгий порядок употребления архиереем омофоров: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херувимской» и не снимает его до конца службы. На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только возглашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочестивыя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услыши ны» – произносит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услыши ны» поет сам служащий архиерей или иерей. Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Господи, призри с Небесе, и виждь...». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чтения также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием. На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектении. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашенных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства. Заупокойной ектении в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения – чисто русская традиция.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   У архиереев, кроме священнических одежд епитрахили, стихаря (или подризника), пояса и поручей, существует в настоящее время, взамен фелони, саккос, отличительная одежда, являющаяся символом архиерейского достоинства — омофор, затем митра, крест и набедренник, или панагия.     Саккос — еврейское слово, означающее вретище, рубище, как одежда печали, смирения и покаяния (Иерем. 48:37). Это верхняя архиерейская одежда, похожая по форме на стихарь, но короче его, несколько шире в объеме и украшена звонцами. Саккос имеет то же значение, что фелонь, а потому при облачении в него произносятся те же молитвенные слова псалма 131:9. В древности только некоторые архиереи облачались в саккос, а остальные носили фелонь. Звонцы у саккоса символизируют благовестие Слова Божия, исходящее из уст епископа.     Омофор (от ωμος­плечо и φερω­несу) есть одежда, носимая архиереем на плечах, на рамах, «нарамник». Это длинный и широкий плат, напоминающий собой диаконский орарь и священническую епитрахиль, но только шире и длиннее, который возлагается поверх саккоса, одним концом спускаясь вперед на грудь, а другим назад, на спину епископа. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы. Омофор делался прежде из волны и означает заблудшую овцу, то есть грешный род человеческий. Архиерей с омофором символизирует собою Доброго Пастыря Христа Спасителя, несущего заблудшую овцу на Своих плечах. Поэтому при облачении в омофор произносится: «на рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси». Вследствие такого значения омофора, он во время служения литургии несколько раз снимается и снова надевается. В те моменты, когда архиерей сам символизирует собою Христа, он бывает в омофоре; когда же читается Евангелие, совершается Великий вход, совершится пресуществление Св. Даров, омофор с архиерея снимается, ибо в Евангелии и в Св. Дарах является молящимся Сам Христос. Обыкновенно, после снятия в первый раз с архиерея омофора, снова надевается на него другой омофор, меньших размеров, который называется поэтому, в отличие от первого «великого», «малым» омофором. Малый омофор спускается обоими концами спереди на грудь архиерея, и длиной он значительно короче. По изысканиям проф. Дмитриевского, древнейшей формой епископского омофора следует признать именно этот малый омофор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Фактически, можно говорить, что в сочинении «О церковной иерархии» уже есть первоначальная разработка того священнодействия, которое затем сохранялось в христианской традиции. В частности, она связана и с движением солнца. Здесь в аудитории висит картина, изображающая похищение статуи Афины Паллады из Трои. Этот сюжет отсылает нас к празднеству, на котором статую Афины после омовения в водах везли к храму — Парфенону. Процессия избранных жрецов с этой статуей должна была достичь святилища и войти в его центр в тот момент, когда солнечный луч проникал в самое его средоточие, касался сакрального центра языческого святилища. И здесь происходила встреча земного подобия Бога с отражением божественного света, весь обряд, таким образом, был подчинен солнечному движению. Храм — это образ мышления, образ взаимодействия человека с Богом, притом образ прямой, он должен в себе все это воплощать, являть прямые иллюстрации. Почему вот эти земные «солнца правды», согласно Николаю Кавасиле, устремляются навстречу солнцу при Втором пришествии? В христианском богослужении есть два чина: Малый и Великий вход. Вот Великий вход, когда устремляются в раскрытые врата и вынос Честных Даров идет противосолонь — ибо, естественно, Дары устремляются навстречу солнцу. Движение противосолонь — это движение не против солнца, а навстречу солнцу праведному. А обратное движение, посолонь, — это мы убегаем, уходим от солнечного света, от солнца праведного. Таково было переосмысление традиции. Но всегда это скрывалось от непосвященных, об этом всегда предупреждали отцы Церкви. Поэтому здесь, конечно, нужно говорить о сохранении этой практики, о том, что она сохранилась так, как зафиксирована именно в исихастских трактатах. Движение по кругу символизируется в священнодействии, потому что сам образ круга является условным образом Божества, это достаточно широко распространенный символ, и мы об этом говорили. Но также мы говорили о движении энергии, о том, что движения устремлены от Творца к твари, и образ этого движения, нисхождения, как будто бы, в символе круга не отражен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

В связи с тем, что срок написания большинства произведений в перечне литургических и гимнографических сочинений свт. Филофея неизвестен, порядок расположения трудов святителя в перечне мы определили по видовому признаку. Таблица 10 Перечень литургических и гимнографических сочинений свт. Филофея (Коккина) Наименование Срокнаписания, гг. Характеристика,издания Упоминанияв литературе Диатаксисы (литургические рубрики) Насчитываются 3 славянские редакции Диатаксиса патриарха Филофея: Афонская, содержащаяся в списках нач. XV в., редакция Евфимия Тырновского в Зографском свитке и Зографском служебнике XIV в. и русская, содержащаяся в русских списках кон. XIV – нач. XV в.» 393 Существует предположение, что Диатаксис свт. Филофея впервые вводит в употребление термины «Малый вход» и «Великий вход» 394 . Издано: Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии… С. 149–172 (греч. текст), 1–31 (слав. пер. Евфимия Тырновского); J. GoaI, Euchologium sive Rituale Graecorum, Βενετα 1730, 47–69; Εχολγιον τ Μγα, Βενετα 1760, 27 κ. . (Βενετα 1832, 44 κ. .· Βενετα 1862, 34 κ. .· Ρμη 1873, 29 κ. .· θναι 1927, κδ. Σαλβερος, 25 κ. .) Π. Ν. Τρεμπλα, Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας, θναι 1935. β» κδ., θναι (Σωτρ) 1982, 1–16; ερατικν Α», περιχον πασαν τν το ερως διταξιν ες τν σπερινν, τν ρθρον κα τν θεαν λειτουργαν το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου, πιμ. ωνν. Φουντολη, κδ. . Μ. Σμωνος Πτρας, γιον ρος 1997. Дунаев А. Г. Исихазм… С. 420. Прохоров Г. М. «Так возсияют правед-ники…»… C. 171. Акишин С. Ю. Диатаксис... Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 352–355. Это устав, как служить всенощное бдение 396 . Издано: J. Goar, Euchologium sive Rituale Graecorum, Βενετα 1730, 1–8. (=PG 154:745–756); Εχολγιον τ Μγα, Βενετα 1760, 1 κ. . (Βενετα 1832, 5 κ. .· Βενετα 1862, 1 κ. .· Ρμη 1873, 1 κ. .· θναι 1927, κδ. Σαλβερος, 1 κ. .); εροδιακονικν, περιχον πασαν τν διταξιν τς εροδιακονας ες τν σπερινν κα τν ρθρον κα ες τς τρες λειτουργας, πιμ. ωνν. Φουντολη, γιον ρος (κδ. Πανσληνος) 1990. На слав. яз.: Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань, 1885. С. 172–194; Kaluzniacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius. S. 357–373.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Кодекс 809 (1260 г.) той же патмосской библиотеки повелевает при вливании теплоты произносить: " Теплота Духа Святаго. Аминь " Кодекс 1306 г. (Илитарий есфигменской библиотеки) изменяет эту формулу так: " Теплота исполнь веры Духа Святаго. Аминь " Это почти современная редакция. Эта же фраза повторяется двумя Евхологиями XV века Но наряду с этим держится еще и прежняя формула: " Теплота Духа Святаго. Аминь " Святогробский служебник XVI века содержит очень расширенную формулу: " Благословенна святая теплота Всесвятаго Духа, ныне и присно " , — а потом: " теплота веры Духа Святаго. Божественная баня пакибытия " Из этого ясно, что все изменения в чине теплоты сводятся к принятию той или иной формулы: " Теплота Святаго Духа " (древнее) или же " теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь " . В связи с этим изменяется и богословско-символическое толкование этого литургического акта. Здесь находим интересные подробности. В. Символика чина " теплоты " . Византийская Литургия больше, чем все другие типы евхаристического богослужения, исполнена мистико-символического значения. В других литургиях евхаристическое приношение и самое Таинство Святых Тела и Крови совершается с гораздо меньшим символизмом и мистическими представлениями. За Византийской Литургией виден гораздо более яркий трагический фон, вызывающий ряд богословских прозрений и символов. Литургии Запада, равно как и Александрийские и Месопотамские, содержат в себе только непосредственно евхаристический момент. Византия вплела в литургическую ткань много богословских и мистических узоров. Верно замечает Грондис, что два образа характерны для представления сирийского монашества, это — оставленный на Кресте Богочеловек, источающий из Своего пречистого ребра Свою Кровь, и второе — величественное видение Небесной Литургии, в которой Небесные Силы невидимо окружают Тело Христово и служат Ему В самом деле, в нашей Литургии вся евхаристическая драма проходит целиком в символических образах и видениях. Вифлеем в проскомидии соединяется с закланием Агнца, от века предуказанного в Жертву; первая часть литургии оглашенных символизирует жизнь Христа в Назарете; малый вход — выход на проповедь; великий вход — шествие на Страдание; поставление Даров на престоле — положение Спасителя во Гроб; рядом с этим видится Небесная Литургия, служение бесплотных Сил. Исполняется все это в повествовании о Сионской горнице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Во время пения третьего антифона 1й священник и протодиакон становятся перед престолом, два раза крестятся, прикладываются к престолу, крестятся и кланяются Архиерею. 1й священник берет с престола Евангелие и подает его протодиакону, который идет с Евангелием на Горнее место. Все священники, протодиакон, 1й и 2й диаконы и иподиаконы крестятся, священники прикладываются к престолу, все кланяются Архиерею (священники – из Царских врат). 1й и 2й диаконы испрашивают благословение на кадило, и все духовенство шествует на малый вход. Порядок таков: свещеносец, посошник, 1й и 2й диакон с кадилами, иподиаконы с дикирием и рипидой, протодиакон с Евангелием, иподиаконы с рипидой и трикирием, священники в порядке старшинства, старшие впереди. Протодиакон, спускаясь с амвона, тихо говорит: “Господу помолимся”, и Архиерей читает молитву входа. Когда священники начинают спускаться с амвона, то каждый идет на свою сторону (направо или налево) к кафедре. 1й и 2й диаконы вместе с иподиаконами обходят кафедру, расходятся по сторонам и становятся на уровне последней пары иереев (или приблизительно 4й пары, если иереев много) лицом друг к другу. По знаку протодиакона все духовенство крестится на алтарь и кланяется Архиерею. Протодиакон испрашивает благословение у Архиерея на вход и подносит ему Евангелие для целования. Архиерей прикладывается к Евангелию, протодиакон целует руку Архиерея, потом, повернувшись на восток, возглашает: “Премудрость, прости” и поворачивается на запад. После возгласа протодиакона все духовенство поет: “Приидите, поклонимся…”. 1й и 2й диаконы идут к кафедре и кадят Евангелие. Когда Архиерей начнет поклоняться Евангелию и благословлять свечами на восток, – диаконы кадят Архиерея. Когда Архиерей начнет осенять народ, то диаконы опять кадят Евангелие. В момент, когда Архиерей начнет сходить с кафедры, 1й и 2й священники поддерживают его под руки. Протодиакон, 1й и 2й диаконы впереди всего духовенства идут в алтарь. Архиерей идет к амвону, за ним в два ряда идут священники, старшие впереди. Когда Архиерей поднимается на амвон, 1й и 2й священники поддерживают его под руки и отходят назад. Архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Священники, стоя в два ряда перед солеей лицом к Архиерею, кланяются ему. Протодиакон принимает у Архиерея трикирий и идет на Горнее место. Архиерей прикладывается к иконам у Царских врат и входит в алтарь. За ним в алтарь в два ряда входят священники, прикладываясь каждый к той иконе у Царских врат, которая с его стороны. Диакон подает Архиерею кадило.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

32 На практике часто произносятся указанные в греческом Служебнике слова: «Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». 35 При этом, обратившись лицом к народу, благословляет на вход в алтарь стоящего на солее свещеносца. 36 В нынешнем обиходе после каждения иконостаса возвращается в алтарь, кадит находящихся в нем, снова выходит на амвон, кадит чтеца, клиросы, молящихся, после чего, вернувшись в алтарь, кадит опять святую трапезу и предстоятеля. 40 По более распространенной ныне практике каждение начинается на возгласе «Изрядно о Пресвятей». Священник кадит трижды перед престолом и передает кадильницу диакону, продолжающему каждение алтаря от южной стороны престола. Если священник служит один, то каждение ограничивается западной стороной престола ради чтения молитв. 44 В современной практике предстоятель на малый вход выходит последним, а сослужащие идут перед ним вслед за диаконом, начиная от младшего. 46 На возгласе «Яко Твоя держава...» в современной практике в алтарь уходит только одна или две пары священников, стоящих посередине храма. Остальные – после возгласа «Яко благ и человеколюбец...» 48 В современной практике «похвалы» с возглашением имен предстоятелей поместных Церквей поются только при патриаршем служении. 51 В современной практике так: «Второй священник подходит, держа в наклоненном положении крест (верхний конец вправо) обеими руками, и произносит: «Архиерейство твое да помянет...», целует руку архиерею, который полагает ее на рукоятку креста, и целует крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника – лжицу, копие и проч.» (НКС. Т. 1. С. 301–302). 58 По указанию современного НКС. (Т. 1. С. 313), антиминс раскрывается заранее во время благовеста перед встречею архиерея. 59 По современным указаниям (см., напр.: Кустовский Е. Последование архиерейской службы. М., 1998) регент обязан в этот момент прервать исполнение служебных песнопений и спеть скорое «тон деспотии». Не прерывается только: 1) 3-й изобразительный антифон литургии; 2) чтение Свящ. Писания; 3) Херувимская; 4) евхаристический канон.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» трижды, предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа...» Священник в это время читает светильничные молитвы. После предначинательного псалма священник, а где есть диакон, произносит здесь же, на солее, великую ектению; поется «Блажен муж...», и стихословится вся первая кафизма. После каждой славы – малые ектении три (о возгласах на них см. ниже, в чине всенощной). «Господи, воззвах» «Господи, воззвах» во глас Октоиха; стихиры на 10: воскресных три, Анатолиевых (восточных) 4 и святому рядовому три; если святому поется на 6 или полиелей, то стихиры воскресные три, восточных три и святому четыре; «Слава» святому, если есть, «И ныне»: догматик рядового гласа. Во время пения стихир совершается каждение алтаря, храма, клира и народа. Вход При пении догматика отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Поется «Свете тихий», воскресный прокимен «Господь воцарися» четырежды. После этого затворяются царские врата. Читаются паремии, если случится святой с полиелеем. На солее священником или диаконом произносится ектения: «Рцем вси...» Чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...». Священник или диакон произносят просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву...» Стихиры на стиховне На стиховне воскресные стихиры. После «Ныне отпущаеши» тропарь воскресный, «Слава и ныне», Богородичен гласа; если же тропарь святому есть, то «Слава» ему, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу «Славы». При чтении «Ныне отпущаеши» царские врата открываются. После тропарей священник или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Священник: «Сый благословен». Лик: «Утверди...» Священник: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Лик: «Слава Отцу.-». «Благослови»; священник в царских вратах произносит полный отпуст: «Воскресый из мертвых...» Лик поет «Многолетие». После этого царские врата и завеса закрываются. Малое повечерие По окончании вечерни сразу же начинается малое повечерие возгласом священника: «Благословен Бог наш...», на котором (повечерии) после чтения «Верую» поется канон «Богородичный» на ряду; по «Достойно есть» и «Трисвятом» кондак воскресный; отпуст малый пред царскими вратами и «Многолетие».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010